Тест-драйв квадроцикла Stels ATV800G Guepard: самый русский зверь
Год назад во время беседы с генеральным директором компании «Веломоторс» Александром Начевкиным, я удивлялся: зачем тратить миллионы, закупать кучу оборудования и вообще тратить столько сил на то, чтобы максимально локализовать производство на территории одного завода, в то время как весь мир старается максимально производство зааутсорсить, сосредоточив в своих руках только конструирование и сборку?
Ответ пришел через полгода. Грянул кризис, и вот тут я понял, что как в воду глядел! Сейчас, когда многие сворачивают свою деятельность в России, BRP и прочие зарубежные бренды взвинчивают цены чуть ли ни в два раза, «Веломоторс» выводит на рынок новый квадроцикл, практически полностью созданный на собственном заводе фирмы под Брянском.
Действительно российский квадроцикл
В новейшей квадроистории страны не раз звучали торжественные слоганы о том, что «мы создали полностью отечественный квадроцикл». На деле же оказывалось, что полностью отечественные на квадриках только шильдики с номерами рам и инструкции по эксплуатации. В основном это были машинокомплекты из Поднебесной, к которым прикрутили колеса и приклеили наклейки. В лучшем случае «изобрели» и повесили свой пластик.
С этого же, кстати, начинал и «Веломоторс», производящий технику под брендом Stels. Сами заводчане признают, что опыт был негативным: качество деталей и узлов контролировать было невозможно, да и качество сборки как «тамошней», так и «здешней» страдало. Все это привело к тому, что у бренда сложился далеко не самый положительный образ среди покупателей. В основном это и стало толчком к началу работы по созданию собственного продукта, на качество которого можно влиять и за качество которого можно отвечать.
Вся эта предыстория здесь для того, чтобы представить столь долгожданную многими новинку и первенца компании, которого с первого эскиза и до контрольной проверки давления в шинах создают у нас.
Стартовали продажи квадроцикла Stels ATV800G Guepard, и нам посчастливилось обкатать, пусть и кратко, первые пилотные экземпляры серии. От полностью серийных машин эти экземпляры отличаются «учебным», очень хрупким пластиком, который, как заметно на фото, не смог долго сопротивляться общению с журналистами. Помимо этого, были небольшие различия в настройках двигателей и амортизаторов. В остальном машины полностью серийные.
Экстерьер
Встречаем по одежке? Конечно, мы уже много раз видели прототипы, фото, видео и даже живьем на выставках и немного попривыкли к этому образу, тем не менее квадрик, на мой взгляд, получился потрясающе красивым и современным. В отличие от традиционного для нашей страны «модель устарела еще до выхода в серию». Дизайн, разработанный в КБ «Веломоторс» в Ижевске действительно современен, в меру агрессивен и самобытен. Он не похож ни на что нам знакомое, и это действительно круто, ведь на улице узнают не по шильдику, а по знакомым «фамильным» чертам. Теперь они есть и у Стелса.
Некоторые сетовали на то, что конструкцию, дизайн и «начинку» скопировали с канадских квадроциклов Can-Am, и я даже соглашался с этим мнением. Однако более пристальное изучение аппарата показало, что такая точка зрения – заблуждение. Рама, подвески, обвес, все это не имеет ничего общего с «канадцами». Хотя понятно, откуда у этого предубеждения «ноги растут». В квадрике действительно есть два весьма значительных заимствования. Это сиденье и… двигатель.
Мотор
Если с первым все понятно – удобно и практично, то на «движке» стоит остановиться подробнее. V-образная водяная «двойка» объемом 800 см3 оснащена впрыском топлива и выдает 67 л.с. и 73 Нм. За основу был взят «движок» Rotax, на базе которого по заказу «Веломоторс» и создали свой мотор. Сейчас «движки» собирают (по словам представителей компании) в Японии, но уже в скором времени, после обкатки линии, все оснащение для производства, включая литейное оборудование, переедет на завод в Жуковке.
Мотор, памятуя «донора», получился более чем приятным. Отличная тяга с самых низов, весьма бодрые верхи, никаких провалов по тяге, линейный отклик на курок газа. Этот же мотор, к слову, ставят на снегоход Stels «Росомаха», и на нем он тоже зарекомендовал себя прекрасно как по надежности, так и по холодным запускам в морозы. А значит, на квадрике проблем не будет и подавно, ведь на снегоходе мотор работает в заведомо более тяжелых условиях.
Ходовая часть и силовая конструкция
С подвеской мудрить не стали. На «Гепарде» спереди и сзади стоят сдвоенные А-образные рычаги и гидравлические амортизаторы с винтовыми пружинами. На тестовых машинах стояли амортизаторы разных фирм, но на серийных машинах обещали питерскую «Плазу» или продукцию оного из белорусских заводов.
Когда смотришь на «Гепарда», первым бросается в глаза клиренс. Под брюхом этой «кошки» 310 мм свободного пространства – больше, чем у подавляющего большинства конкурентов. Более высоким дорожным просветом может похвастать только специальный грязевой вариант американского Arctic Cat MudPro 700 с его 356 мм. Так что проблем с перепрыгиванием бревен и камней здесь практически не стоит.
О работе подвески и рулевого управления стоит сказать особо. Для техники из Жуковки это действительно прорыв. Ничего подобного раньше компания не предлагала. Подвеска действительно работает, мягко, но упруго отрабатывая неровности и колдобины. Ни намека на пробой даже на прыжках. При этом нет и той зубодробительной жесткости, присущей многим «китайцам», когда с пробоями борются увеличением жесткости пружин. Конечно, до лучших западных образцов еще есть куда расти, но для своей ценовой категории это несомненный лидер. Даже если сравнивать с основным конкурентом, CFMoto X8, Stels выигрывает по совокупности характеристик. Подвеска «цээфки» чуть более мягкая и комфортная, но пасует в более жестких, чем прогулка за грибами, режимах движения, да и клиренс у «китайца» больше подходит для асфальта, чем для бездорожья.
Порадовал и руль. Наконец-то появился квадрик Stels, на котором не нужно быть титаном, чтобы крутить руль. То ли с геометрией рулевых тяг и сошки поколдовали, то ли качество сборки узла выросло, факт остается фактом. На «Лео» вертеть рулем легко и приятно, даже если тот обут в грязевую зубастую резину, а под колесами густая грязь. Для квадрика массой 400 килограммов это весьма и весьма похвально.
Кстати, о массе. Конечно, четыре сотни килограммов для 800-кубового квадроцикла – откровенно многовато. Брендовые аналоги могут похвастать гораздо более скромными цифрами в графе «масса». Очевидно, «лишний» вес набегает через материал рамы и подвески. «Веломоторс» сам производит трубу для элементов конструкции из отечественного проката и это сказывается. Наверное, если использовать более высококачественные марки стали, толщину стенки трубы можно было бы и сократить, тем самым снизив вес. Однако не стоит забывать и то, что в подавляющем большинстве случаев американские, канадские и японские квадрики продаются в практически «голой» комплектации. Здесь же одна лебедка, которая входит в базовую комплектацию, а значит, и в «снаряженную массу», со всеми проводами, реле и пультами добавляет килограммов 10-12. То же справедливо и для других аксессуаров. В общем, выходит, что «Лео» немногим тяжелее «лучших мировых представителей».
Не обошлось и без маленьких «комков» в стопке красивых и круглых блинчиков. Тормозная система, хоть и имеет четыре дисковых механизма на колесах, не обладает достаточной эффективностью. То есть квадр тормозит, но, чтобы это происходило бодро, нужно действительно сильно жать на рычаги и педаль. Стоило бы подумать над установкой более производительных главных тормозных цилиндров с поршнями большего диаметра. Можно надеяться на то, что со временем этот недостаток будет устранен, ведь «Веломоторс» прислушивается и весьма оперативно реагирует на замечания не только журналистов и экспертов, но и простых пользователей.
Что в итоге?
Конечно же, Guepard не смог одним мощным прыжком поравняться с лидерами этой гонки – европейскими и японскими квадроциклами. Тем не менее его прыжок можно занести в список рекордных. Столь мощного качественного скачка в российской внедорожной технике еще никто не совершал. Пусть есть еще огрехи в сборке и мелкие непродуманности конструкции вроде излишне тугой затычки розетки «прикуривателя» или легкослетающей с петель крышки бардачка на фальшбаке, «Гепард» действительно претендует на награду в номинации «Прорыв».
Сейчас первые экземпляры серийных «Гепардов» уже появились в салонах дилеров и, несмотря на кризис, находят своих покупателей. Что же до цены, то в нынешних условиях говорить о конкретной цифре не приходится. Цена плавает в некоторых пределах. Однако можно сказать одно: среди одноклассников, 700-800 кубовых аппаратов «бюджетного» класса (читай «китайцев»-«тайваньцев»-«псевдорусских»), Guepard находится вне конкуренции.
Наше первое знакомство с «Гепардом» проходило в Подмосковье, в то время, когда снег уже почти сошел, но луж и настоящей «вкусной» грязи еще не появилось. Да и сам тест был весьма быстротечным. Вполне сносно для дебюта, но, разумеется, недостаточно для сбора более подробных впечатлений. В ближайшее время нас ждет большой пробег на «Гепардах». И вот тогда-то мы сможем в полной мере испытать новинку в разных условиях, помакать в грязь, попрыгать по ухабам и как следует газануть по полям. Так что продолжение следует!
Тест-драйв Stels Guepard 800: когда отношение к бездорожью другое
Алексей Филиппов 19 июля 2017 16:28
Некоторые игрушки могут быть дорогими, но цена окупается ощущениями и эмоциями
У богатых свои причуды – гласит народная мудрость. Но если смотреть на «причуды» со стороны, то можно просто хлопать глазами от недопонимания, что и делают большинство людей. А можно примерить на себя шкуру успешного человека, способного купить себе игрушку за 500+ тысяч рублей и понять, что его так заводит. Чем я, собственно, и занялся, пока Александр не нашел нового обладателя своему квадроциклу, выставив его на продажу.
Александр:
— Пробег смешной. Квадроцикл почти новый и за него не стыдно. В принципе, прокатишься, сам увидишь. Выставил за 515 тысяч, что на 90 тыщ дешевле, чем у дилера, но могу еще скинуть цену, если человек будет реально заинтересован в покупке и обратиться ко мне в ближайшее время. По телефону отвечаю всегда в любое время: +7(912)332-58-88
Последний раз за рулём квадроцикла я сидел году в 2014 и это был Yamaha Raptor 700. Сравнивать тот с Stels Guepard 800 EPS бессмысленно, поэтому я приготовился получать порцию новых ощущений, натянув на голову шлем.
Со стороны он выглядит массивным, но удачная цветовая компоновка разделяет «квадрик» на 2 части, облегчая его. Вообще, рассматривая бюджетные квадроциклы типа CF-moto я отмечал некую неуклюжесть и громоздкость их, но про «Стелз» такого не скажешь. Эта модель наглядно демонстрирует, что и квадроциклы, призванные месить грязь, тонуть в болотах и возиться в прочих не совсем живописных условиях, могут быть вполне себе симпатичны.
Но оценивать красоту квадроцикла – это как подбирать костюм, не меряя его. Едем.
Несмотря на свою гибкость, закидывая ногу по ту сторону седла, я то и дела шоркал по резиновым рукоятям пассажира. Они наверняка удобны, но кто захочет держаться за измазанные глиной ручки? Тут надо выработать свою тактику седлания Stels и, я уверен, после одного дня «штробления» по бездорожью, эта тактика появится.
Несмотря на 191 см полезного роста, я не чувствовал себя наездником пони. Более того, посадка на квадроцикле достаточно прямая и не напрягает спину. Понятное дело, что при прохватах по пересеченной местности я, как и любой другой водитель, ехал бы и ехал стоя, но по дорогам и на длинных поездках стоя долго не проедешь.
Грипсы удачного диаметра, примерно, как на мотоцикле. То есть и голой ладонью их обхватывать удобно и в перчатках тоже. Последние в любом случае пригодятся при дожде или осенних покатухах с друзьями, даже если учесть, что они оснащены обогревом, по холодам нужно доп обмундирование. Есть так же защита от ветра, которая и от веток защитит. Штурмуя кусты можно хорошенько схлопотать по пятерне, поэтому лучше такие вещи не игнорировать.
Рычаг КПП справа под рулём. Здесь всё просто: 2 передачи вперед (обычная и пониженная), нейтраль, задняя и паркинг. Почти всё как на машине. Даже газ регулируется не вращением рукояти, а нажатием на педаль большим пальцем правой руки. Кто хоть раз седлал квадроцикл, знает о таких особенностях управления. Но даже тому, кто впервые за рулём, не составит сложности разобраться. Благо вариатор исключает резкие ускорения, выбрасывающие водителя из седла.
Поначалу может показаться, что автоматическая трансмиссия, в данном случае, вариатор – это не совсем то, что ждешь на бездорожной технике. С другой стороны – это не спортивный мотоцикл или автомобиль, где водителю надо держать работу двигателя на оборотах, дающих максимальную отдачу. При управлении квадроциклом главная задача не получить максимальный крутящий момент из 68 лошадиных сил, а не вылететь из седла, перескакивая с кочки на кочку.

Несмотря на мягкость подвески, потрястись на «Гепарде» можно, особенно если вы, как я, выехали на колейные следы от лифтованного УАЗика. Клиренс в 300 миллиметров позволяет перескакивать брёвна и ехать по той же глубоченной колее. Защита двигателя и трансмиссии, выступает в роли брони, когда штурмуешь неизвестную местность, особенно, если едешь вброд.
Как я писал вначале, Stels Guepard выглядит массивным и, входя в первый, более менее крутой поворот, я поспешил сбавить скорость и аккуратно, прижав пятую точку, прокатился по дуге. Но свою ошибку я осознал сразу. Низкий центр тяжести и мягкость хода подвесов, обеспеченная амортизаторами Damp, исключают возможность опрокидывания . Конечно, отключив мозг можно и каток асфальтоукладочный перевернуть, но то, что создатели квадроцикла приложили максимум усилий для того, чтобы водитель не свернул себе шею, пытаясь поймать кураж, — это однозначно.
Привыкается к управлению с первых метров. Благодаря электронному усилителю руля поворачивается легко, и то, что с управлением такой техники может справиться даже ребенок говорят недавние сводки новостей.
По органам управления – всё просто. Ножной тормоз дублируется на руле, второй рычаг отвечает за передний тормоз. В общем, где на мотоцикле сцепление – здесь задний тормоз. Запуск с кнопки, расположенной под указательным пальцем левой руки, тут же переключение с ближнего на дальний, сигнал, поворотники. На правой руке остаётся ответственность за включениеобогрева ручек и полного привода. Он осуществляется нажатием одной кнопки. Всю остальную тяжелую работу выполняет электроника. Подключать передок можно на ходу. Катаясь по дорогам, подъезжая к грязи, не надо сбавлять скорость или останавливать квадроцикл.
Забыться легко. В каждодневной рутине нужна какая-то отдушина и так совпало, что сев за руль Stels Guepard 800 я нашел эту отдушину. Я уверен, что если бы не жара и отсутствие единомышленников владелец своего квадроцикла не заполучил бы его так быстро, как это получилось. Езда на квадроцикле завораживает своей вседозволенностью. На нём можно пролезть там, где серьезные подготовленные внедорожники не пролезут ввиду своей массы и габаритов. Наличие штатной лебедки открывает все горизонты, ведь даже застряв в одиночку в грязи, выбраться из нее получится в любом случае. И за трактором бежать не придётся. Ну и во многом, конечно, это сравнимо с ездой на мотоцикле: не зажат в коробке, а находишься на равных с природой и всем, что тебя окружает, вдыхаешь чистый воздух, попутно, выплёвывая мух. Другими словами – классно.
Stels Guepard EPS 800 2016 года с пробегом 655 километров выставлен на продажу. За всё время владения квадроциклом хозяин обслуживал его у официального дилера и там же производил ТО. Последнее, к слову, произведено перед началом сезона – 19 мая 2017. Техника на гарантии и в отличном техническом и косметическом состоянии и проверена реальными эксплуатационными условиями. Всё точно работает. Цена – 515 тысяч рублей — возможность сэкономить 80 тысяч и купить почти новый Stels.