- Виды износа. Методы определения степени физического износа машин при оценке (часть вторая)
- Функциональный износ машин
- Внешний (экономический) износ машин
- Совокупный (накопленный) износ машин
- Расчет физического износа с учетом возраста и пробега ТС с начала эксплуатации.
- Коэффициент физического износа машины
Виды износа. Методы определения степени физического износа машин при оценке (часть вторая)
Одним из главных факторов, вызывающих уменьшение надежности машин с течением времени, является износ, которому с начала эксплуатации подвергаются машины и оборудование.
В.Ю. Белопашенцев, эксперт-автотехник, практикующий оценщик машин и оборудования с 1997 г., – о методах определения различных видов износа.
В предыдущем материале мы рассмотрели методы определения степени физического износа машин при их оценке. Очередной материал – о функциональном и внешнем (экономическом) износе.
Функциональный износ машин
В отличие от физического износа, имеющего абсолютный характер, функциональный износ является относительным: это потеря стоимости машиной (объектом оценки) в результате применения новых технологий и материалов при производстве аналогичного оборудования и увеличение издержек при ее эксплуатации.
На ускорение функционального износа, т.е. частоту смены поколений машин и технологий, влияет научно-технический прогресс.
Применительно к вопросам оценки обычно рассматривают две стороны возможного отличия нового объекта от старого.
Исходя из статей затрат, различают следующие группы функционального износа (устаревание):
- износ, обусловленный избытком капитальных затрат.
Этот износ представляет собой результат технологических изменений, появления новых материалов или невозможности оптимально использовать оборудование, несбалансированности производственного процесса. Часто этот вид функционального износа называют технологическим устареванием.
Коэффициент функционального износа определяется по формуле:
Кфун = 1 – (По/Па)*n,
где По – производительность оцениваемого старого оборудования; Па – производительность нового оборудования или аналога; n – коэффициент торможения цены.
Этот износ возникает в результате совершенствования технологии либо повышения эффективности размещения и компоновки. Этот вид функционального износа часто называют операционным устареванием.
Определение обесценивания машин и оборудования, вызванное операционным устареванием, включает в себя следующие этапы
- определение ежегодных эксплуатационных расходов при использовании оцениваемого объекта;
- определение ежегодных эксплуатационных расходов при использовании аналога;
- определение разницы затрат на эксплуатацию;
- учет влияния налогов;
- определение остаточного срока экономической жизни оцениваемого объекта или времени на устранение недостатков;
- определение текущей стоимости ежегодных будущих потерь по соответствующей ставке дисконтирования.
Операционное устаревание можно рассматривать как сегодняшнюю стоимость будущих избыточных производственных затрат. В зависимости от типа излишних производственных затрат, связанных с действующим оборудованием, различают операционное устаревание, вызванное повышенными а) инвестиционными издержками; б) эксплуатационными затратами.
Внешний (экономический) износ машин
Внешний износ проявляется в потере стоимости, вызванной крупными отраслевыми, региональными, общенациональными или мировыми технологическими, социально-экономическими, экологическими и политическими изменениями, например, сокращением спроса и предложения на определенный вид продукции, ухудшением качества сырья, рабочей силы, вспомогательных систем, сооружений, правовыми изменениями.
Существуют два подхода при определении величины внешнего износа:
1) капитализация потери дохода, относящегося к внешнему воздействию;
2) сравнение продаж аналогичного оборудования при наличии и отсутствии внешних воздействий.
При достаточном объеме данных второй подход является более предпочтительным.
На экономическое устаревание влияет большое количество факторов, причем не всегда удается доказать, что обесценение происходит именно по той или иной причине.
При применении затратного подхода недоиспользование оборудования вследствие внешнего износа можно оценить с помощью относительных показателей. Обычно таким показателем является относительный коэффициент недоиспользования оборудования:
где Вфакт и Вном – ) соответственно фактический и номинальный выпуски продукции (в денежном выражении) за определенный период времени.
Коэффициент внешнего экономического износа оборудования равен
При определении внешнего экономического износа машин и оборудования важно четко представлять истинные причины снижения выпуска продукции.
Совокупный (накопленный) износ машин
Коэффициенты физического, функционального и экономического износов обычно вычисляют в долях или процентах от стоимости воспроизводства или стоимости замещения. Для определения коэффициента суммарного (Накопленного) износа существуют 1) аддитивный и 2) мультипликативный подходы.
- При аддитивном подходе коэффициент суммарного износа (К) определяется сложением коэффициентов физического, функционального и экономического износов.
К = Кфиз+Кфун+К вн - При мультипликативном подходе базой для определения коэффициентов износа является стоимость, из которой исключены учтенные ранее виды износа. В данном случае суммарный коэффициент износа (К) определяется по формуле:
К = 1 – (1 – Кфиз) х (1 – Кфун) х (1 – Квн)
При использовании доходного подхода вообще не требуется специальный учет какого-либо вида износа, так как влияние каждого из них проявляется в величине дохода, создаваемого объектом оценки.
При определении сравнительного подхода в качестве базы для определения стоимости машины обычно используют рыночные цены (Цан) идентичных объектов или близких аналогов. Считается, что в этих ценах уже учтен функциональный и внешний износы оборудования, практически одинаковых с объектом оценки.
Поэтому требуется определение лишь его физического износа для корректировки цен близких аналогов по степени износа, если это необходимо:
С = Цан х (1 – Ки, физ, оц)/(1 – Ки, физ, ан), где Ки, физ, оц; Ки, физ, ан – коэффициенты физического износа объекта оценки и близкого аналога соответственно.
При использовании затратного подхода процесс определения стоимости (С) объекта оценки сводится к определению полной стоимости воспроизводства (Св) с последующим учетом обесценения вследствие действия всех трех видов износа:
С = Св (1 – Ки, физ) х (1 – Ки, Фун) х (1 – Ки, вн).
Формулы определения коэффициентов износа, приведенные выше, показывают, что процедура учета всех трех видов износа предполагает определенную последовательность:
- первым всегда учитывают физический износ;
- затем функциональный;
- потом – внешний (экономический износ).
Расчет физического износа с учетом возраста и пробега ТС с начала эксплуатации.
Необходимо оценить физический износ легкового автомобиля, фактический возраст которого составляет 11 лет, фактический пробег с начала эксплуатации – 198 тыс. км.
Определим физический износ по формуле:
|
Где:
е — основание натуральных логарифмов, е = 2,72;
Ω — функция, зависящая от возраста и фактического пробега транспортного средства с начала эксплуатации.
Определим величину Ω: Ω = 0,07 * Тф + 0,0035 *Lф
Тогда Иф=100*(1 – е^-1,463) = 76,8%
Оценка физического износа автомобиля методом средневзвешенного возраста.
Автомобиль 2102, 1974 г. в., его стоимость в новом состоянии 97 920 руб. В 1990 году была произведена замена кузова, который стоит 78300руб. В 2000 году была поставлена новая коробка передач стоимостью 6000 руб. Необходимо определить величину физического износа. Нормативный процент износа в год составляет 5%. Все цены приведены к текущим.
дата | Возраст (лет) | Стоимость (руб.) |
Определим средневзвешенный возраст автомобиля:
(30*97920+14*78300+4*6000)/(97920+78300+6000) = 22,2 года
Определим величину физического износа:
Таким образом, мы видим, что автомобиль изношен более чем на 100%.
Оценка морального износа
Автомобиль 1993 г. в., снят с производства в 2000 году. Выпуск запасных частей прекращен в 2003 году. Автомобиль 2 раза попадал в ДТП, имел 1 владельца.
Определяем моральный износ транспортного средства:
1. Срок с момента снятия а/м с производства до даты оценки составляет 4 года, следовательно, 4*2 = 8%
2. Т.к. прекращен выпуск запасных частей, то 20%
3. За каждое попадание в ДТП – 5%, следовательно, 5*2 = 10%
4. Т.к. У автомобиля был один владелец, то этот фактор при определении морального износа не учитывается.
Таким образом, суммируя полученные показатели, получаем моральный износ, который равен 38%.
Определение накопленного износа.
Продолжим предыдущий пример (моральный износ автомобиля равен 38%). Предположим, физический износ этого транспортного средства был оценен в 53%. Тогда определим накопленный износ автомобиля:
Ин = [1 – (1 – Иф)*(1 – Ифункц)]
Ин = [1 – (1 – 0.53)*(1 – 0.38)]*100% = 70,86% — накопленный износ.
Заключение
В ходе данного исследования автор пришел к следующим выводам:
· стоимость транспортных средств в общем случае – функция многих факторов, которые условно можно разделить на две группы: внутриобъектные (внутрисистемные) и внешнеобъектные (внешнесистемные);
· износ – это действительная потеря в стоимости транспортного средства в результате действия комплекса факторов, приводящего к ухудшению или утрате транспортными средствами потребительских свойств;
· в зависимости от причин, вызывающих обесценение транспортного средства, выделяют следующие виды износа: физический, функциональный (моральный), внешний (экономический);
· при оценке транспортных средств применяются два вида износа – физический и моральный;
· установление степени физического износа необходимо для определения реальной остаточной стоимости и планирования замены выбывающих из эксплуатации транспортных средств новыми;
· моральный износ транспортного средства приводит к изменению его стоимости вследствие сокращения затрат общественно необходимого труда на их производство, а также создания новых, более производительных и совершенных транспортных средств аналогичного типа;
· для оценки физического износа транспортных средств существует множество методик, и наиболее объективный результат получается при определении износа несколькими методами.
Тема 7. Расчет стоимости машин и оборудования с помощью имущественного подхода. Информационное обеспечение имущественного подхода
1. Теоретические основы оценки машин и оборудования при помощи имущественного подхода
1.1 Машины и оборудование — общие понятия и термины.
1.2 Сущность и алгоритм проведения оценки машин и оборудования при выборе имущественного подхода.
2. Практические аспекты применения имущественного подхода к оценке машин и оборудования ( на примере Предприятия №1)________________________________________________________
2.1 Анализ ситуации и описание объекта оценки.
2.2 Определение стоимости объекта оценки.
3. Информационное обеспечение имущественного подхода при оценке машин и оборудования
Список использованной литературы_______________________________________________
Введение
В условиях формирования рыночных отношений хозяйствования в России существует настоятельная потребность в оценки стоимости предприятий, основанной на современных методологических подходах. Методология оценки предприятий, применяемая в настоящее время, например, в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий, базируется на скорректированной балансовой стоимости активов и поэтому в большинстве случаев не отвечает требованиям, предъявляемым субъектами рынка.
В последние годы в Росси начала развиваться теоретическая и практическая деятельность по оценке предприятий, основанная как на отечественном , так и на зарубежном опыте. К сожалению отечественный опыт в этой области сводится часто к применению только одной — методики скорректированной балансовой стоимости активов, тогда как зарубежный опыт оказался более разносторонним. Он включает несколько десятков методик оценки предприятий , объединенных в три основных подхода: имущественный (затратный), доходный и рыночный (сравнительный).
Выбор для рассмотрения в данной теме имущественного подхода обусловлен наибольшей достоверностью используемых при оценки данных и потребностями практической оценки стоимости машин и оборудования в Российской Федерации в условиях переходной экономики. Актуальность выбранной темы обусловлена также тем, что методики в рамках имущественного подхода тесно связанные с использованием традиционных подходов оценки машин и оборудования, хорошо известных отечественным специалистам.
В качестве объекта работы автор рассматривает имущественный подход при оценке машин и оборудования.
Предмет работы— применение методик затратного подхода в процессе оценки машин и оборудования на примере конкретного предприятия .Кроме того , автор заостряет внимание на таком моменте, как информационное обеспечение оценщика, что является актуальным вопросом в условиях современного рынка.
Коэффициент физического износа машины
При проведении оценки транспортных средств для определения их рыночной (или иной) стоимости, а также в ходе проведения автоэкспертизы автомобиля на предмет оценки материального ущерба, оценщик (автоэксперт) рассчитывает износ транспортного средства как объекта оценки. Износ – это потеря стоимости автомобиля в следствии интенсивности его эксплуатации, сроков использования (хранения), а также ввиду развития научно-технического прогресса, приведшего к выпуску более совершенных транспортных средств.
В первую очередь износ подразделяется на:
— устранимый износ, который технически возможно исправить (устранить, снизить и т.д.) и это будет экономически целесообразно;
— неустранимый износ, который нецелесообразно устранять вообще по чисто экономическим соображениям, т.к. расходы на его устранение превысят рыночную стоимость автомобиля как объекта оценки, а также невозможности его устранения ввиду конструктивных особенностей автомобиля.
Для оценки, решающей различные вопросы, износ подразделяется на:
— физический износ – это изменение состояния поверхностей автомобиля, его форм, размеров и т.д., а также химических, физико-механических и электротехнических свойств материалов в процессе эксплуатации транспортного средства, в дорожно-транпортного происшествия и длительного (неправильного) его хранения. Физический износ вызывает частичную или полную потерю потребительских свойств (работоспособности) автомобиля или привлекательности его внешнего вида, и как следствие означает потерю его стоимости. Физический износ – основной показатель для оценки рыночной стоимости транспортного средства и единственный при проведении автоэкспертизы на предмет оценки ущерба;
— естественный (нормальный) физический износ – износ, используемый «по умолчанию» при проведении оценки (автоэкспертизы), т.к. возникает при правильной эксплуатации и хранении автомобиля, рекомендованными заводом-изготовителем;
— аварийный физический износ – износ, возникающий в результате нештатной ситуации (воздействия внешних сил, ДТП и т.п.), а также при нарушении правил эксплуатации (хранении) автомобиля.
Любой физический износ является устранимым (или частично-устранимым).
Способом его устранения является восстановительный ремонт.
— моральный (функциональный износ) – потеря рыночной стоимости транспортного средства, вызванная появлением на рынке новых, более совершенных аналогичных объектов. Моральный износ автомобиля является устранимым. Способ его устранения – техническая модернизация транспортного средства. Применяется при оценке рыночной стоимости автомобиля;
— экономический (внешний износ) износ – это потеря стоимости транспортного средства, обусловленная влиянием внешних экономических факторов, таких как изменение (снижение) потребительского спроса, которое может быть вызвано общеэкономическими или внутриотраслевыми негативными изменениями, приводящими к резкому (катастрофическому) падения спроса на определенные объекты. Экономический износ является неустранимым и входе автоэкспертизы не применяется.