Клиренс у пожарных машин

Проезд пожарной машины через бетонную полусферу (полушар из бетона)

Актуальный вопрос нашего города, это найти компромисс между недовольными жильцами, по дворам которых транзитно проезжает по несколько сотен автомобилей в день, и городскими службами в лице ГИБДД и МЧС, которые в свою очередь следят за состоянием пожарных проездов и организацией безопасного движения транспорта. Установка несанкционированных дорожных преград в виде клумб или бетонных блоков зачастую блокирует проезд пожарной машины к определенному месту двора. Незаконно установленные блоки, столбики, клумбы и вазоны демонтируются местными властями и проезды по дворам, снова, становятся доступными всем желающим объехать пробку на основной прилегающей улице.

В поисках ответа на вопрос может ли пожарная машина проехать через бетонную полусферу, приведем технические данные популярных пожарных машин и пожарных автоцистерн распространенных в Москве и Московской Области. Дорожный просвет пожарных машин Урал, Камаз и ЗИЛ составляет более 34 см. То есть от уровня земли до самой низший точки пожарной машины больше 34 см. Это говорит о том, что транспорт служб МЧС незаметно преодолеет заграждение из ряда бетонных полусфер высотой 24 см, что точно нельзя сказать об обыкновенных машинах у которых дорожный просвет достигает не более 20 см. Да, пожарная машина может проехать через парковочную полусферу (полушар) из бетона. По этому бетонные полусферы являются оптимальным вариантом ограничения проезда по жилым дворам.

Приложение А. Габариты пожарных автомобилей, применяемые для определения габаритов их мест размещения и обслуживания

Габариты пожарных автомобилей, применяемые для определения габаритов их мест размещения и обслуживания

Максимальные габариты, м

Автомобиль быстрого реагирования

Автомобиль газового тушения

Автомобиль газодымозащитной службы

Автомобиль дымоудаления пожарный

Автомобиль порошкового тушения

Автомобиль штабной пожарный

Автоцистерна пожарная на шасси

Автоподъемник коленчатый пожарный

Автоцистерна пожарная с лестницей

Автоподъемник коленчатый пожарный

Пожарная насосная станция

Примечание — Параметры мест для стоянки пожарных автомобилей, площадок и проездов, расстояния между пожарными автомобилями, а также между автомобилями и конструкциями здания устанавливаются проектом в зависимости от типа и габаритов автомобилей, их маневренности. Расстояния при постановке автомобилей в помещениях предусматривают с учетом минимально допустимых зазоров безопасности, м, не менее:

— между автомобилями — 2,0;

— от крайнего правого (по выезду) автомобиля до стены — 2,0;

— от крайнего левого (по выезду) автомобиля до стены — 1,5;

— от автомобиля до граней колонны — 1,0;

— от автомобиля до передней или задней стены:

в помещении на 1-3 автомобиля — 2,0 м;

в помещении на 4 и более автомобилей — 3,0.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Высота пожарной машины

Высота пожарной машины – один из ключевых показателей, которые берутся в расчет при градостроительстве. Без правильно оборудованных проездов и подъездов для спецтехники в эксплуатацию не сдается ни один жилой квартал. Нормы высоты проезда для пожарных машин прописаны в СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и в законе №123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В СП 4.13130.2013 отдельно выделены нагрузки на противопожарные пути.

Читайте также:  Капитальный ремонт двигателя фф2

Габариты ПА

При застройке жилых кварталов и промзон важно учесть габариты пожарных автомобилей с лестницей, как самых больших машин, задействованных при подавлении огня. Платформа для подъемно-поворотной конструкции и опорной стойки для пакета колен устанавливается на шасси автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ, Урал и Татра. Минимальная высота пожарной машины типа АЛ от земли в собранном состоянии составляет 2.1 метра. Габариты меняются в зависимости от базового автомобиля.

Шасси Модель Высота ПА (м) Высота лестницы (м)
ГАЗ-51А АЛ-17 2.13 17
АЛ-18 2.67 18
АЛ-30 3.16 30
ЗИЛ-131 АЛ-30 3.2 30
КамАЗ-4310 АЛ-30 3.6 30
КамАз-43114 АЛ-30 3.7 30
Урал-43206 АЛ-30 3.4 30
МАЗ-53373 АЛ-30 3.7 30
Урал-5557 АЛ-30 3.45 30
АЛ-31 3.4 31.5
АЛ-33 3.7 33
АЛ-37 3.7 37
КамАЗ-53229 АЛ-37 3.6 37
АЛ-50 3.7 50
КамАЗ-53605 АЛ-42 3.61 42
АЛ-45 3.4 42.5
АЛ-45 (257) 3.4 45
КамАЗ-65201 АЛ-52 3.95 52
КамАЗ-6520-73 АЛ-55 3.89 55
Tatra-815 АЛ-60 3.7 60

Такой автомобиль выезжает на вызов в многоэтажные дома. При условии возгорания на уровне 3-5 этажей ПА типа АЛ используется как автокран. В разложенном состоянии выдвижные лестницы, которыми оборудованы автомобили МЧС, достигают 56 метров. При стандартной высоте потолка квартир (2.6 – 2.8 м) они достают до 18 этажа. Высота лестниц современных пожарных машин с коленчато-телескопическим автогидроподъемником – 90 метров. До какого этажа она достанет, зависит также от потолков. При средних показателях это 23-25 этаж.

Регламент застройки

Приступая к застройке, подрядчик обязательно согласовывает план с управлением МЧС на момент его соответствия требованиям регламентирующих документов. Есть два основных понятия:

  • пожарный проезд, обеспечивающий сквозное проникновение спецтехники через территорию;
  • пожарный подъезд, гарантирующий движение транспорта непосредственно в зоне возгорания.

Эти участки должны иметь универсальные габариты, независимо от того, пожарные машины какой высоты и ширины имеются на вооружении у ближайшей станции спасателей. И все же при планировании застройки индивидуально рассчитывают ширину проездов и подъездов и подбирают разновидности этих зон.

Расчет ширины

Чем меньше этажность зданий, тем уже проезд для спецмашин. Все дело в том, что чем меньше строение, тем легче провести в нем спасательную операцию. Современные градостроители придерживаются следующих показателей:

Количество этажей Ширина проезда (м)
до 5 3.5
6 – 16 4.2
больше 17 6

В ограниченном пространстве в этот размах могут включаться тротуары, но при условии, что пешеходные дорожки проложены с учетом нагрузки более 16 тонн.

Высота

Высота пролета рассчитывается при возведении арки, ведущей в закрытые и полузакрытые дворы. Она остается прямо зависимой от высоты пожарных машин с лестницей как основного вида техники, стоящей на вооружении МЧС. Минимально арочный проезд для пожарной машины возвышается на 4.25 м. При условии поочередного размещения закрытых дворовых территорий такие арки размещают через каждые 300 метров. Эти нормы прописаны в СНиП 2.08.02-89.

Расчет длины

Длина – важный параметр для создания свободного пожарного подъезда, который должен вести к самому зданию. При его расчете также учитывается этажность. Длина подъезда – расстояние от его ближайшего края до стены.

Количество этажей Длина подъезда (м)
до 10 5 – 8
более 10 8 – 10

Если в конце проезда тупик, то обязательно оборудуют свободную площадку 15×15 м для разворота спецтранспорта. Длина тупикового проезда не должна превышать 150 м.

Габариты автомобиля важны и при расчете высоты расположения патрубков для подключения пожарных машин. Сухотрубы являются обязательным атрибутом системы пожарной безопасности при возведении производственных и жилых зданий. Команда спасателей, прибыв по вызову, ориентируется на специальные таблички на фасаде здания.

Согласно п. 7.4.4 СП 54.13330.2016, являющихся нормативным документом для проектирования многоквартирных домов, допускается оборудование зданий до 50 метров внутренней системой подачи воды для тушения пожара. Часть труб при этом вместе с запорными клапанами и полугайками для подключения воды выводится наружу. Соединительные части в этом случае располагают на фасаде на высоте 0.8 – 1.2 метра от земли в зоне площадки подъезда для двух автомобилей.

Читайте также:  Опель антара схема автомобиля

В основном для МЧС СП 10.13130.2009 регламента расположения патрубков для подключения ПА нет. В проекте – внесение изменений, в которых будет прописано, что «установка патрубков унифицирована с ПК зданий. Верхняя точка при этом будет 1.35 м от пола для одиночных выходов. Для спаренных – для нижнего 1±0.15 м и 1.5±0.15 м для верхнего».

Специальные пожарные и аварийно-спасательные автомобили

Пожарные аварийно-спасательные автомобили – наземные транспортные комплексы, используемые во время чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения. Тот или иной вид техники, стоящей на вооружении у МЧС, применяется для выполнения конкретных задач:

  • доставка боевого расчета к месту трагедии;
  • разведывательные мероприятия с целью выявления масштабов повреждений и фиксации опасных зон;
  • разбор завалов строительных конструкций и извлечение из-под них пострадавших;
  • оказание медпомощи;
  • поддержание радиосвязи со штабом;
  • оповещение населения;
  • вывоз пострадавших с места ЧС;
  • купирование воспламенения;
  • создание дополнительного освещения на месте работы спасателей.

Общая классификация

В основе классификации аварийно-спасательных автомобилей лежит принцип использования техники во время ЧС. Все машины, с которыми работают бойцы МЧС, разделены на четыре группы:

  • собственно пожарный транспорт;
  • собственно аварийно-спасательные автомобили;
  • инженерная техника;
  • техника, задействованная на воде и в воздухе.

По грузоподъемности боевые машины МЧС делятся на пять классов:

Разновидности пожарных автомобилей по назначению

Транспортные средства, используемые для ликвидации последствий ЧС, делятся на основные, специальные пожарно-спасательные, целевые и вспомогательные автомобили.

Группа Подгруппа Разновидности
Пожарные машины Основные Автоцистерны, автонасосы, насосно-рукавная техника.
Целевые Порошкового, пенного, воздушно-пенного, комбинированного, газового, газо-водяного, аэродромного тушения, насосная станция и пеноподъемник.
Аварийно-спасательные Специальные пожарные машины Штабная техника, машины связи и освещения, установки дымоудаления, автолестницы и коленчатые подъемники, рукавные машины, газодымозащитная служба, авто отогрева, оперативно-служебная техника.
Целевые ТС водолазной, химической, радиационной службы. Техника для проведения взрывных работ и оказания медицинской помощи.
Вспомогательные Автобусы, авторемонтные мастерские, грузовые и легковые оперативные авто, передвижные диагностические лаборатории и топливозаправщики.
Инженерная техника Экскаваторы, грейдеры, бульдозеры, путепрокладчики, автокраны и компрессорные станции
Техника, задействованная на воде и в воздухе Самолеты, вертолеты, катера.

Классификация по грузоподъемности

Сверхлегкие машины

Транспортные средства повышенной маневренности, которые используют для патрулирования потенциально опасных для возгорания мест и купирования огня в начальной стадии.

К сверхлегким ТС относят:

  1. Мобильное АСТС на базе мотоцикла «Урал». Оснащено средствами химической и радиационной разведки, набором для оказания медпомощи и средствами для подавления возгораний в их начальной стадии.
  2. ТС на базе снегоходов «Рысь» и «Буран» для проведения операций в отдаленных заснеженных районах.
  3. Машина АСМ-41-01 (ВАЗ-21310). Область применения – экстренная доставка к месту возгорания оперативных групп и спецоборудования в городской среде и горной местности. Оснащена комплектом специнструмента и противопожарного оборудования, средствами ИЗ, связи, мобильными осветительными приборами и средствами световой сигнализации.

Вес сверхлегких АСТС не превышает 1.1 т, в связи с чем они ограничены в грузоподъемности и применяются только в качестве мобильных средств экстренного реагирования на сигнал бедствия и проведения разведки на месте происшествия.

Легкие машины

АСМ легкого класса используют для экстренного реагирования и доставки боевых расчетов с минимальным противопожарным оборудованием. Эти автомобили востребованы при ЧС в городах. Они всегда идут в первом эшелоне МЧС: оборудование применяют для обследования местности, выявления потенциально опасных объектов, поисковых и спасательных операций, вывоза пострадавших в медучреждения.

  1. Машина АСМ-41-02 на базе ГАЗ-27057. Авто для оперативной доставки бригады спасателей из 5-7 человек. Оно укомплектовано аварийно-спасательным гидравлическим инструментом, пневмодомкратом, комплектом энергоинструмента, сварочным и осветительным оборудованием, предметами для оказания первой медицинской помощи, средствами индивидуальной защиты. Из спецоборудования – раздвижная пожарная лестница 7,5 м, средства подавления огня, приборы для ведения радиационной, химической и газовой разведки. Для беспрепятственного доступа в высокогорные районы для автомобиля используют полноприводную базу.
  2. Машина АСМ-41-022 на базе УАЗ-3909. Авто повышенной мобильности, рассчитанное на 4 человек. Оборудование АСМ-41-022 позволяет проводить разведку на месте аварии, вести поиски попавших под завалы людей, поднимать стальные и железобетонные конструкции до 10000 кг на высоте до 260 м. Обеспечивает неотложные аварийно-спасательные работы по ликвидации локальных очагов возгорания.
  3. Машина АСМ-41-024 на шасси Land Rover Defender. Полноприводное авто, предназначенное для доставки группы спасателей на место происшествия. Пассажировместимость – 5 человек. Преимущество этой модели – выдвижные платформы для оборудования.
Читайте также:  Тест драйв шевроле резо

В основе характеристики пожарно-спасательных автомобилей легкого класса лежит вес транспортного средства и его грузоподъемность: собственная масса – 1.1 – 3 т, а грузоподъемность – до 1,5 т.

Средний класс

В отличие от легких, эти машины используют для техобеспечения широкого диапазона спасательных операций в ЧС природного и техногенного характера. Они работают на объектах повышенного риска. В этом классе основной единицей является АСМ-51-03 «Бизон». Благодаря шасси высокой проходимости эта машина считается незаменимой для доставки пожарной бригады и оборудования при сложных дорожных условиях. Преимущество АСМ-51-03 – наличие стеллажей и съемных контейнеров, благодаря чему в зависимости от ЧС можно менять комплект оборудования. Для погрузки тяжелого инвентаря весом до 250 кг предусмотрен электротельфер на выдвижном монорельсе.

На вооружении МЧС состоит еще одно ТС среднего класса Егерь-II на базе ГАЗ-3325 для бригады из 5 человек. Благодаря широким профильным шинам, высокому клиренсу, повышенной маневренности эту технику используют в самых сложных ситуациях, в том числе для выезда на заболоченную местность. Как и «Бизон», «Егерь-II» имеет внешнюю автономную световую башню.

К машинам среднего класса относят транспортные средства весом от 3.1 до 6 т. Пассажировместимость составляет не более 7 человек.

Тяжелая техника

По характеристикам пожарные и аварийно-спасательные автомобили тяжелого класса весят 6.1 – 10 т и вмещают экипаж не менее 9 человек с полным индивидуальным снаряжением и оборудованием для оперативного устранения последствий ЧС.

К основным пожарным и аварийно-спасательным автомобилям тяжелого класса относят:

  • АСА-20 (КамАЗ-5350);
  • АСМ-5827 (КамАЗ-43118);
  • АСМ-45-033 (ГАЗ-3308).

Основной расчетной единицей считается АСМ-5827 на базе КамАЗ-43118 с удлиненной рамой. Среди базового оборудования – электрическая и механическая лебедка до 5 т. Модель КамАЗ-43118 переоборудована под спецтехнику и имеет цельнометаллический фургон с отсеком для аварийно-спасательного оборудования. Предусмотрена выдвижная осветительная мачта, светотехнические и громкоговорящие устройства.

Сверхтяжелый класс

Это поисково-спасательная техника для доставки к месту трагедии пожарного расчета из 9 человек. Вес таких автомобилей – более 10 т. Они используются для поиска, спасения и эвакуации пострадавших в результате ЧС в условиях бездорожья, в заболоченных лесах, на снежной целине и в акваториях рек и озер.

Все авто этого класса считаются плавающими вездеходами. К сверхтяжелым машинам относят:

  • пассажирские ПСМ-1П на базе ЗИЛ-49061 и ПСМ-1С на ЗИЛ-4972;
  • грузовые ПСМ-2П на ЗИЛ-4906 и ПСМ-2С на ЗИЛ-4975М2.

Сверхтяжелые АСА не исключают, а лишь дополняют основную технику, используемую при борьбе с огнем. Они отличаются расширенными техническими и функциональными возможностями. ПСА имеют собственные насосные установки по типу автоцистерн, при этом базы автомобиля недостаточно, чтобы закрепить на ней полноценный резервуар. Именно поэтому АСА используют как техническое средство оперативного реагирования в первом эшелоне расчета.

Политика МЧС России направлена на улучшение материально-технической базы, поэтому вопрос усовершенствования пожарных и аварийно-спасательных автомобилей является приоритетной темой обсуждений на ближайшие годы.

Оцените статью