- Классификация системы диагностики автомобиля
- Средства технического диагностирования и их классификация
- 21) Классификация средств диагностирования автомобилей
- 22) Средства технического диагностирования систем, обеспечивающих безопасность автомобиля.
- 23) Средства технического диагностирования двигателя.
- 24) Средства диагностирования тяговых качеств двигателя.
- 25) Средства проверки токсичности отработавших газов.
- Приборы для диагностики автомобиля
- Три группы приборов
- Сканеры
- Виды сканеров
- Мотор-тестер
- Газоанализаторы
- Делаем предварительные выводы
- Диагностика топливной системы
- Диагностика системы охлаждения
- Выводы
Классификация системы диагностики автомобиля
Классификация средств диагностирования автомобилей
Диагностическое оборудование предназначено для проверки технического состояния как автомобиля в целом, так и основных его узлов и систем.
Техническое состояние в целом оценивается уровнем безопасности движения, воздействием на окружающую среду, тягово-экономическими характеристиками.
Основным принципом деления средств технического диагностирования (СТД) является его функциональное назначение, т. е. отнесение к соответствующему виду работ.
По принципу действия (методу контроля) диагностическое оборудование, в зависимости от метода измерения, на каком оно основано, может быть:
виброакустическим и т.д.
По технологическому расположению диагностическое оборудование может быть:
Внешнее оборудование устанавливается вне автомобиля и служит для периодического контроля и обслуживания агрегатов и узлов последнего.
Встроенное оборудование находится непосредственно на автомобиле (встраивается в автомобиль) и может осуществлять как непрерывный, так и периодический контроль в автоматическом и управляемом режиме.
Смешанным оборудованием является такое оборудование, часть которого располагается на автомобиле (накопители информации), а часть вне его — для съема и анализа информации.
Внешнее оборудование, в свою очередь, подразделяется на подвесное, напольное, канавное.
По типу привода рабочих органов диагностическое оборудование может иметь:
комбинированный привод (или их комбинацию).
По степени специализации все оборудование делится на
:узкоспециализированное, которое можно использовать только для одного типа подвижного состава;
специализированное, используемое для обслуживания любых типов подвижного состава.
По подвижности диагностическое оборудование делится на передвижное, переносное, стационарное.
По уровню автоматизации диагностическое оборудование делится на ручное, механизированное и автоматизированное.
Средства технического диагностирования и их классификация
Средства технического диагностирования (СТД) — это технические устройства, предназначенные для измерения текущих значений диагностических параметров.
В общем случае любое СТД состоит из следующих элементов (блоков):
- источник воздействия (при тестовом методе), датчик, каналы связи
- усилитель и преобразователь сигнала
- блоки измерения, расшифровки и регистрации (записи) диагностического параметра
- блок накопления и обработки информации
В современной аппаратуре блоки измерения, расшифровки, регистрации, накопления и обработки информации создаются на базе видео- и микропроцессорной техники, совместимой с персональным компьютером (ПК).
В зависимости от выполняемых задач, области применения и ряда других признаков средства технической диагностики можно классифицировать по разным параметрам.
По назначению СТД подразделяются на штатные и специальные:
- Штатные СТД (термометры, манометры, расходомеры, амперметры, вольтметры и др.) предназначены в основном для функционального диагностирования, т.е. для обычного текущего контроля.
- К специальным относятся СТД, которые периодически используются для уточнения работ по ремонту, проверки качества ремонта или определения причин выхода из строя.
По области применения СТД подразделяются на универсальные и специализированные:
- Универсальные СТД предназначены для измерения определенных физических величин и параметров на любых объектах без учета их особенностей. К таким приборам относятся все известные средства для измерения электрических параметров и магнитного поля, температуры, давления и т.д. В эту группу входят приборы для измерения и спектрального анализа вибрации и шума, средства дефектации и т.п.
- Специализированные СТД создаются для диагностирования конкретных элементов автомобиля. Например, имеются специальные приборы для контроля состояния только системы питания или герметичности цилиндров двигателя внутреннего сгорания (ДВС).
По мобильности СТД подразделяются на стационарные, встроенные и переносные (передвижные):
- Специальные СТД, как правило, являются переносными или стационарными.
- Штатные могут быть как переносными, так и встроенными.
21) Классификация средств диагностирования автомобилей
По принципу, методу контроля диагностическим оборудованием (ДО):
По технологическому расположению ДО может быть:
По типу привода ДО:
По степени специализации ДО:
узко специализированные (для одного типа подвижного состава)
специализируемое (для нескольких типов подвижного состава)
По степени подвижности:
По уровню автоматизации:
с ручным приводом
22) Средства технического диагностирования систем, обеспечивающих безопасность автомобиля.
1) Средства диагностирования тормозной системы
Деселерометры (при ходовых испытаниях тормозов) — приборы для определения замедления при экстренном торможении.
2) Средства диагностирования систем освещения
Диагностирование проводится с помощью прибора для проверки и регулировки фар автомобилей.
ДО для проверки фар должно обеспечивать:
контроль направленности светового потока
Регулирование фар проводится при включенном ближнем свете. Проверка силы света фар проводится при включенном дальнем свете.
3) Средство диагностирования рулевого управления, передней подвески, углов установки колёс.
Люфтомер определяет суммарный люфт при повороте колеса.
Реечный стенд проездного типа
Стенды с беговыми барабанами, предназначенные для измерения боковых силв местах контакта управляемых колёс.
23) Средства технического диагностирования двигателя.
Стенды для проверки систем зажигания имеют в своём составе осциллограф с пультом для оценки напряжения, набор приборов (вольтметр, тахометр, вакуометр, газоанализатор, прибор для измерения углов опережения зажигания и замкнутого состояния прерывателя), стробоскопическая лампа-пистолет (для определения угла опережения зажигания)
Мотор-тестер присоединяется к системе зажигания 4-мя датчиками (2 высокого напряжения, 2 низкого напряжения). 1 датчик низкого напряжения подсоединяется к первичной цепи системы зажигания (к катушке), 2 датчик высокого напряжения подсоединяется к вторичной цепи (провод от катушки к распределителю зажигания), 3 датчик низкого напряжения подсоединяется к корпусу, 4 датчик высокого напряжения соединяется со свечёй первого цилиндра.
А так же применяются анализаторы и диагностические стендовые тестеры.
24) Средства диагностирования тяговых качеств двигателя.
Стенды тяговых качеств обеспечивают измерение скорости, колёсной мощности, параметров разгона и выбега, расход топлива.
Стенды снабжаются автоматической системой поддержания заданного нагрузочного и скоростного режима.
Из средств техническогодиагностирования тяговых качеств в настоящее время получили наибольшее развитие стенды силового типа. Он состоит из двух барабанов (или двух пар роликов), из которых один соединен снагрузочным устройством, а другой является поддерживающим. В качественагрузочного устройствав настоящее время наиболее широко применяются гидравлический или индукторный тормоз.
25) Средства проверки токсичности отработавших газов.
Для определения токсичности отработавших газов применяются приборы: газоанализаторы (для бензиновых двигателей), дымомеры (для дизельных двигателей)
Газоанализаторы могут быть автономными и встроенными в приборы
2 типа газоанализаторов: инфракрасные, каталитические.
Принцип действия инфракрасных газоанализаторов основан на поглощении газов компонентами инфракрасных лучей различной длины волны.
Принцип действия каталитических газоанализаторов основан на каталитическом дожигании, содержащейся в газе окиси углерода и фиксации повышения вследствие этого температуры.
Дымомеры работают по принципу поглощения светового потока проходящего через отработанные газы.
Приборы для диагностики автомобиля
Сегодня автомобильная компьютерная диагностика проводится практически на каждой современной станции техобслуживания. Это вполне объяснимо. В новых автомобилях многие задачи выполняет именно электроника, а все параметры системы задаются с помощью специального софта.
Хотелось бы отметить, что без проведения полноценной диагностики, точно отыскать неисправность в автомобиле, а затем и устранить ее крайне сложно. На это способны только настоящие мастера и то вероятность ошибки очень высока, ведь человеческий фактор еще никто не отменял.
Три группы приборов
При выполнении комплексной диагностики задействовано сложное оборудование – три основные группы приборов и каждая со своими задачами.
Принципиальным отличием диагностики автомобиля от его технического обслуживание является отсутствие требований к нормативным временным показателям ее проведения, а также к пробегу автомобиля.
Т.е. Вы можете остановиться прямо в пути и использовав специальные приборы тут же провести диагностику своего автомобиля, если конечно они у Вас есть.
Таким образом, на участке диагностики должен находиться:
Поговорим о каждом из этих устройств отдельно.
Сканеры
Основная задача сканера – «чтение» электронного блока управления, который есть почти во всех современных авто.
Чтобы разобраться в задачах устройства, необходимо четко понимать схему работы самого функционального блока.
Так, ЭБУ получает полную информацию от датчиков, установленных на автомобиле, производит обработку получаемой информации и выдает готовый сигнал на исполнительные системы.
Еще одной функцией ЭБУ является эффективное обнаружение сбоев в работе любой из систем.
Что касается сканера, который работает в комплексе с блоком, то он дает возможность:
- фиксировать и контролировать сигналы со всех датчиков системы, а также видеть основные параметры в режиме реального времени;
- производить проверку работоспособности всех механизмов, контролировать их, приводить в действие, просматривать идентификационные данные ЭБУ, считывать коды неисправностей и так далее;
- видеть показания сканера, которые непосредственно передают данные с ЭБУ.
Таким образом, сканер показывает лишь то, что видит электронный блок управления.
Если один из датчиков системы «врет», к примеру, из-за плохой массы, то на экране сканера будет аналогичный «обман».
По своей сути сканер не является измерительным прибором – он просто отображает получаемую информацию.
Поэтому к считанным кодам неисправностей необходимо подходить критически и не делать спешных решений по замене той или иной детали.
Полученные данные должны лишь дать «пищу» для размышлений.
Виды сканеров
Современные сканеры могут быть двух видов – программные (работают только с ПК) и портативные.
Чтобы добиться работоспособности программного сканера необходимо подготовить:
- персональный компьютер (ноутбук). Здесь в большой мощности нет необходимости. Главное требование – наличие СОМ-порта (можно обойтись переходником СОМ-РСМСІ);
- программное обеспечение;
- адаптер K-Line (чаще всего идет вместе с оборудованием).
Стоит отметить, что в различных иномарках протоколы обмена могут различаться, поэтому необходимо отдавать предпочтение универсальному сканеру или покупать несколько видов для разных моделей и марок.
Мотор-тестер
Данный вид диагностического оборудования выполняет совершенно другую задачу. Его функция – это измерение основных параметров непосредственно с двигателя.
С его помощью можно отыскать любые неисправности в системе. С его помощью можно измерить токи датчиков, посмотреть на формы напряжений, осциллограммы давления топлива, проверить баланс последних, провести измерения УОЗ, стартерного тока и так далее.
Кроме этого, с помощью мотор-тестера можно снять ряд осциллограмм высокого напряжения, по которым можно увидеть состояние катушки зажигания, свечных наконечников, ВВ-проводов, компрессии, неисправности ЭБУ и так далее.
Еще один плюс – возможность измерения давления в цилиндрах во время работы двигателя.
Сама процедура выполняется очень просто: выворачивается свеча, а на ее место устанавливается датчик давления.
По полученному графику можно сделать ряд выводов по поводу:
- состояния цилиндро-поршневой группы;
- правильности установки фаз ГРМ;
- наличия подсоса воздуха во впускном тракте;
- угла опережения зажигания;
- уровня противодавления выпускной системы.
Это далеко не полный список возможностей, которые дает мотор-тестер.
Благодаря полученным данным можно гораздо быстрее выявить неисправность и устранить ее.
В некоторых случаях получается даже определить наличие межвиткового замыкания форсунок или обрыва в них.
Чтобы оценить состояние стартера или аккумулятора, можно измерить величину стартерного тока.
С помощью мотор-тестера можно с точностью проверить работоспособность датчиков и сделать вывод об их работоспособности.
В общем, достоинств у данного устройства не счесть. Выбор достаточно широк, но стоимость практически во всех случаях является очень высокой.
Газоанализаторы
В большинстве случаев применяются четырехкомпонентные газоанализаторы, которые позволяют получить полную диагностическую информацию.
Многие думают, что назначение газоанализаторов – измерение СО, но это не так.
Делаем предварительные выводы
Все описанные выше устройства абсолютно разные по принципу действия, но они дополняют друг друга.
На практике, без любого из описанных выше приборов можно обойтись, но в этом случае точность измерений уменьшится. Что касается остального оборудования, то оно носит исключительно вспомогательный характер.
В частности, топливный манометр пригодится для измерения давления, специальные стенды – для проверки модулей и свечей зажигания.
Понадобится также установка для чистки форсунок, набор инструментов и пробники.
Но иметь нужные приборы для диагностики автомобиля это одно, ведь нужно еще знать ход операций при проведении диагностики той или иной системы автомобиля.
Диагностика топливной системы
Диагностика топливной системы проводится по следующему алгоритму:
- Проверка уровня давления топлива в топливной рампе;
- Проверка работоспособности и производительности форсунок;
- Проверка топливной магистрали на проходимость и чистка ее при необходимости.
Диагностика системы охлаждения
В ходе диагностики системы охлаждения автомобиля необходимо проверить:
- Наличие течи из радиаторов (основного и отопителя);
- Соты радиаторов проверить на загрязненность;
- Состояние расширительного бачка на предмет его поломки;
- Засорение каналов системы;
- Работы клапана – термостата;
- Проверить работу водяного насоса;
- Состояние охлаждающей жидкости (при необходимости она доливается, или заменяется на новую).
Как можно предположить в наличии сложного оборудовании и приборов, при данной диагностики, нет необходимости.
Диагностируем двигатель автомобиля.
Диагностирование двигателя на 50% пересекается с общей диагностикой автомобиля, поэтому читайте здесь — Диагностика двигателя автомобиля.
Выводы
При диагностики автомобиля проверять можно все, ходовую часть, кузов, рулевое управление, топливную и тормозную системы, систему смазки и т.д. Но вручную сделать на современном автомобиле это практически не возможно.
Работа всех систем через огромное количество датчиков привязана к электронному блоку управления, получить информацию из которого можно только с помощью специального сканера и других дорогостоящий приборов.
У владельца автомобиля есть три выхода: прибрести данные диагностические приборы, взять их на время у друга или обратиться в диагностический центр (автосервис, СТО).
Первые два способа подходят для тех водителей, которые знают, как пользоваться данными приборами и имеют приличную сумму денег для их приобретения.
Третий же способ более реалистичен, так как в автосервисе за умеренную плату, и короткий срок проведут полную диагностику автомобиля и выдадут Вам подробный вердикт по состоянию Вашей машины.
Тут же дадут полезные рекомендации и советы, по ремонту Вашего автомобиля. Каждый должен заниматься своим делом, или Вы не согласны?
Стоит помотреть каждому автовладельцу.