Классификация ремонтов электрических машин

Классификация ремонтов электрического и электромеханического оборудования

Важнейшим условием правильной эксплуатации электричес­кого и электромеханического оборудования является своевремен­ное проведение планово-предупредительных ремонтов и перио­дических профилактических испытаний. Наряду с повседневным уходом и осмотром оборудования в соответствии с системой ППР через определенные промежутки времени проводят плановые профилактические осмотры, проверки (испытании) и различные виды ремонта. С помощью системы ППР оборудование поддерживается в работоспособном состоянии, ча­стично предотвращаются случаи его отказа. При плановых ремон­тах в результате модернизации оборудования улучшают его тех­нические параметры.

При планировании и организации ремонтов следует иметь в виду, что электрическое и электромеханическое оборудование может иметь ремонтопригодную и неремонтопригод­ную конструкцию.

В последнем случае вместо ремонта обо­рудования осуществляют его замену.

По объему ремонты делятся на текущие, средние и капи­тальные.

К текущимотносятся ремонты, проводимые во время эксплуатации оборудования дли гарантированного обеспечения его работоспособности и состоящие в замене и восстановлении его отдельных частей и в их регулировке. Текущий ремонт проводится на месте установки оборудования с его остановкой и отключением.

При среднем ремонте проводится полная или частичная разборка оборудования, ремонт и замена изношенных деталей и узлов, вос­становление качества изоляции. В этом случае достигается восста­новление основных технических показателей работы оборудования.

При капитальном ремонте проводится полная разборка оборудова­ния с заменой или восстановлением любых его частей, включая обмотки, при этом достигается полное (или близкое к нему) вос­становление ресурса оборудования. В настоящее время в основном используют два вида ремонта: текущий и капитальный, хотя для отдельных видов оборудования предусмотрен и средний ремонт.

По назначению ремонты делятся на восстановительный, реконструкцию и модернизацию.

Восстановительный ремонтосуществляетсябез изменения конструкции отдельных узлов и всего устройства в целом. Технические характеристики оборудования остаются неизменными.

При реконструкции возможны изменение конструкции отдельных узлов и замена отдельных материалов, из которых они изготовлены, при практически неизменных техни­ческих характеристиках оборудования.

При модернизации благода­ря замене и усовершенствованию существующих узлов и приме­няемых материалов предполагается существенно улучшить техни­ческие характеристики оборудования, приблизив их к характеристикам нового современного оборудования.

Дата добавления: 2016-06-02 ; просмотров: 1157 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Виды ремонтов электрических машин.

Различают текущие и капитальные ремонты электрических машин. При текущем ремонте, осуществляемом без снятия электрической машины с экскаватора, производятся ее продувка сжатым воздухом, очистка изоляции от пыли грязи и следов масла, очистка коллектора, замена щеток, проверка сопротивления изоляции, устранение местных повреждений изоляции и другие операции.

Раньше проводился средний ремонт, при котором производилась разборка машины, выполняются все работы текущего ремонта и, кроме того, — пайка обмотки с коллектором, состояние бандажей, окраска изоляционного конуса коллектора эмалью, сушка пропитывается и лакируется обмотка; при необходимости пропаиваются или заменяются бандажи, производится исправление незначительных повреждений секций, протачивается коллектор и испытывается прочность корпусной и витковой изоляции якоря. Сушку и пропитку работающих обмоток якоря при средних ремонтах электрических машин производят независимо от состояния этих обмоток. Как показывает практика, такая профилактическая пропитка обмоток повышает надежность работы электрических машин, однако в настоящее время в связи с большой трудоемкостью и стоимостью среднийремонт исключен из системы ППР.

При капитальном ремонте производится полная перемотка якоря и все работы, осуществляемые при среднем ремонте.

Читайте также:  Нажимаю газ отпускаю двигатель глохнет

Наиболее прогрессивным методом ремонта электрического оборудования является агрегатный (узловой) метод. Его осуществление возможно при наличии на ремонтной базе или в эксплуатационном хозяйстве переходящего комплекта (резервного фонда) заранее отремонтированных машин, аппаратов и узлов. Еще лучше, когда в резервный фонд или переходящий комплект входят агрегаты электрических машин (например, преобразовательные агрегаты в сборке с рамой). Число машин, входящих в резервный фонд, определяется числом эксплуатационных машин данного типа.

Дата добавления: 2015-06-12 ; просмотров: 3293 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Виды ремонтов электрооборудования и их характеристики

Работоспособность энергетического оборудования во многом определяется его правильным техническим обслуживанием. Ремонтные работы – это неотъемлемая часть эксплуатации, которую необходимо проводить в электроустановках. Какие виды ремонтов электрооборудования существуют и каковы их особенности и сроки выполнения, читайте далее в статье.

Что такое ремонт электрооборудования?

Под представленным понятием следует понимать восстановление первоначальных свойств изделия с использованием расходных материалов, специализированного инструмента и оснастки. В процессе проведения ремонтных работ меняются дефектные детали, изношенные элементы и так далее.

Следует отметить, что в условиях высокой изношенности, а также огромного числа энергетического оборудования, современные подразделения электрических сетей не успевают выполнять плановые показатели по ремонтной кампании. Еще одна проблема связывается с вопросами погашения потребителей, что явно осложняет процедуру.

Что касается последовательности действий, то практически все виды ремонтов электрооборудования проводятся по следующей последовательности:

  1. Диагностика. Предполагает выявление дефектов с использованием физического осмотра, исследованием оборудования на предмет подгорания контактов пирометрами или испытания повышенным напряжением, мегомметром.
  2. Проведение ремонтных работ, которые направлены на устранение выявленных недостатков. При осуществлении процедуры могут подходить под замену отдельные детали (шпилька трансформатора), узлы (привод ВН) или полностью агрегат (замена линейного разъединителя.).
  3. Проведение повторной диагностики и ввод оборудования в работу. Последнее связывается с человеческим фактором, неправильного монтирования или прочих особенностей, что приведет к короткому замыканию или другим неприятностям.

Правильное выполнение и следование этапов исключает ошибки, продлевает срок службы электрооборудования. Однако подобный подход требует много времени, что неприемлемо в условиях большого числа силового и иного оборудования.

Важность периодического обслуживания

Проведение текущего или капитального ремонта позволяет получить следующие преимущества:

  1. Снижение количества отключений, так как обновленный период эксплуатации и устранение дефектов благотворно влияет на представленный показатель.
  2. Разные виды и сроки ремонта электрооборудования обеспечивают общее представление о проблемных участках сети, которые требуют обслуживания и приведения в порядок.
  3. Вовремя проведенный ремонт является гарантом безопасной эксплуатации электроустановок. Это снижает риск незапланированных последствий после переключений.
  4. Отсутствие аварийных ситуаций предполагает меньший ущерб для предприятий электроэнергетики. Поэтому выполнение текущего ремонта и плановых обходов необходима процедура.

На данный момент имеется несколько вариаций по делению ремонтных работ. Познакомимся с каждой категорией ниже.

Виды ремонтов электрооборудования

Имеется ряд градаций по осуществлению ремонтных работ. Первая: разделение по степени и глубине проводимых действий. Здесь выделяется текущий и капитальный, сроки которых определяются в ПТЭ, а также документацией поставщика энергетического оборудования. Второй связывается с причиной возникновения. Здесь необходимо рассматривать запланированные действия, внеплановые и аварийные.

Выбор того или иного варианта во многом предопределяется условиями возникновения потребности в ремонтных работах, а также степенью и глубиной исполнения поставленных задач. Заметим, что все вариации прописываются в технической документации отрасли и предприятий электроэнергетики.

Текущий

Этот вид ремонта электрооборудования предполагает своевременное восстановление элементов электрической сети через обслуживание или полную замену отдельных деталей. При сложности, а также высоких объема проводимых операциях существует деление ремонтных работ на несколько этапов. Определение необходимости текущего ремонта осуществляется паспортам объектов, трансформаторных подстанций.

Читайте также:  Как правильно зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля зарядным устройством 60 ампер

В некоторых случаях осуществление процедуры связывается с аварийными ситуациями. Мастерам бригад проще подготовить рабочее место по нарядной системе для текущего ремонта, чем выполнять аварийные заявки на скорую руку. Процедура менее трудоемкая и предполагает меньшие затраты на поддержание работоспособности оборудования.

Капитальный

К еще одному основному виду ремонта электрооборудования следует отнести указанный выше. Процесс предполагает износ на 80 %, что требует планомерной замены не только отдельных частей и деталей, но и полноценных узлов. В некоторых случаях понятие связывается с модернизацией, которая предполагает совершенствование системы без потери первоначальных свойств.

Замена и реализация капитального ремонта регламентировано ПТЭ и местной документацией, паспортами энергетических объектов. Обязательным условием проведения полноценных ремонтных работ считается выдача ТУ на осуществление соответствующих действий. Здесь имеются и другие тонкости, которые следует изучить административно-техническому персоналу.

Плановый

Выполнение ремонтной кампании планируется накануне начала календарного года. Все действия, которые предстоят на будущее расписываются в планах, что и предопределяет данную группу. Сюда не входят аварийные виды работ по ремонту электрооборудования, в основном это капремонт подстанций. Формирование списка зависит от технического отдела, который выявляет электроустановки, нуждающиеся в обслуживании.

Документация утверждается главным инженером и доводится до мастеров по кабельным/воздушным линиям, РП/ТП/КТП, административно-техническому персоналу. В большинстве случаев начисление премий для работников зависит от выполнения представленного показателя. О ходе осуществления ремонтной кампании дается информация вышестоящим структурам и от него зависит аварийность сетей.

Внеплановый

Запланировать и учесть все просто невозможно, поэтому внеплановый вид ремонта электрооборудования на предприятии необходим. При проведении плановых осмотров, испытаний появляются дефекты, которые требуют устранения. В случае отсутствия действий по устранению дефектных составных элементов или узлов имеется существенный риск появления более серьезных аварийных ситуаций.

В большинстве случаев подобная категория предполагает осуществление текущий ремонтов. Однако в некоторых ситуациях на усмотрение главного инженера и вышестоящего персонала могут приниматься решения для капитального ремонта или замены оборудования полностью. Все зависит от соотношения безопасности/безотказности/эффективности.

Аварийный

Аварийные виды ремонтов электрооборудования и их характеристики определяются нештатной ситуации по выходу из строя электроустановок. Любая поломка на подстанции (коммутационные аппараты, силовые трансформаторы, КЛ, ВЛ) требует осуществления соответствующего типа ремонтных работ. Представленная вариации предполагает максимальную быстроту устранения проблемы и запитки потребителей. Подобными ремонтным процедурами занимаются специализированные высоковольтные бригады или ОВБ.

Необходимо отметить, что это крайний вариант развития событий. Плановое обслуживание должно предотвратить подобный исход. Аварийные ситуации часто могут возникать из-за человеческого фактора, например, работы сторонних организаций в охранной зоне ВЛ. Внештатные ситуации часто приводят к большему ущербу для предприятия, чем плановое обслуживание.

Заключение

Для поддержания работоспособности сетей необходимо выполнять ремонтные работы. Виды и периодичность ремонта электрооборудования определяется различными документами, а также условиями выявления дефектов и неисправностей. На текущий момент выделяются два основных типа, которые предопределяют сроки, глубину и другие параметры осуществления поставленных задач.

О сроках проведения различных видов ремонтных работ рекомендуем прочитать «Правила техники эксплуатации», «Межотраслевые правила по вводу нового оборудования», а также местную документацию предприятий. Это позволит углубиться в вопрос и получить дополнительные знания относительно реализации ремонтной кампании. Этой литературы окажется достаточной для полного понимания сущности вопроса.

Организация и виды ремонта электрических машин

Приведены перечни мероприятий, необходимых при проведении различных видов ремонта — малого, техобслуживания и капитального.

Эксплуатация электрических машин — это содержание их в исправном состоянии, предупреждение и устранение мелких неисправностей, и восстановление вышедших из строя. Основной задачей эксплуатации электрических машин является уменьшение числа аварий, благодаря чему значительно повышаются технико-экономические показатели предприятий, и повышается производительность труда.
Основой грамотной эксплуатации электрических машин являются эксплуатационные документы, предназначенные для изучения электрических машин и правил их эксплуатации. Эксплуатационные документы поставляются заводом-изготовителем вместе с машиной и должны удовлетворять требованиям ГОСТ 2.601—95.
Эксплуатационные документы содержат:

  • техническое описание (ТО);
  • инструкцию по эксплуатации (ИЭ);
  • инструкцию по техническому обслуживанию (ИО);
  • инструкцию по монтажу, пуску, регулированию и обкатке машин (ИМ);
  • формуляр (ФО) (составляется на машины, для которых необходимо вести учет их технического состояния и данных по эксплуатации);
  • паспорт (ПЗ) (составляется на машины, для ко­торых технические данные гарантированы заво­дом-изготовителем);
  • ведомость запасных частей, инструментов, при­надлежностей и материалов;
  • ведомость эксплуатационных документов (ЭД).
Читайте также:  Ручная вязальная машина ремонт

На основе практики эксплуатации электроуста­новок предприятия разных отраслей промышлен­ности применяют планово-предупредительный ре­монт — определенную систему работ по поддержа­нию электрических машин и других элементов электроустановок в нормальном состоянии.
До недавнего времени отсутствовала научно- обоснованная классификация видов ремонта. В за­висимости от толкования они имели разное наиме­нование и содержание. В связи с введением в стра­не Единой системы конструкторской документа­ции возникла необходимость регламентировать требования к ремонтной конструкторской доку­ментации в зависимости от видов ремонта (стан­дартизированы в ГОСТ 2.602—95).
В зависимости от особенностей, степени повре­ждения и износа электрических машин и их со­ставных частей, а также трудоемкости ремонтных работ производят следующие виды ремонта: теку­щий (малый) или техническое обслуживание и капитальный. Применение среднего ремонта в настоящее время ограниченное. Текущий ремонт или техническое обслуживание является минимальным по объему, обеспечивающим нормальную эксплуатацию электрической машины до очередного планового ремонта. Во время текущего ремонта или технического обслуживания неисправности устраняют заменой или восстановлением отдельных быстроизнашивающихся частей электрической машины, а также выполняют регулировочные работы. Текущий ремонт выполняется эксплуатационным персоналом или ремонтными службами на месте установки электрических машин. Капитальный ремонт заключается в полной разборке и дефектации электрической машины, замене при ремонте всех составных частей, проверке их состояния, сборке машины, регулировке и испытании. Капитальный ремонт выполняет стационарное ремонтное предприятие. В качестве примера приводим содержание планового осмотра, текущего и капитального ремонтов асинхронного электродвигателя.

Плановый осмотр и текущий ремонт

Осмотр внешнего вида электродвигателя.
Осмотр крепления электродвигателя.
Проверка плотности посадки шкива или шестерни и установление степени износа зубьев.
Проверка затяжки крепящих болтов на крышках.
Осмотр щеткоподъемного механизма и проверка одновременности опускания всех щеток на кольца (для двигателей с фазным ротором).
Проверка уровня масла и вращения смазочных колец в подшипниках скольжения.
Осмотр доступных частей обмотки ротора и проверка отсутствия задевания ротора за статор.
Осмотр лобовых частей обмотки статора.
Проверка плотности контактов проводов, подводящих ток.
Проверка исправности заземления станины.
Проверка воздушного зазора щупом.
Полная очистка доступных частей электродвигателя.

В зависимости от результатов планового осмотра или характера происшедшей аварии капитальный ремонт может включать:

  • полную замену обмоток статора;
  • полную замену обмоток ротора;
  • замену поломанного вала;
  • перешихтовку магнитных сердечников;
  • замену станины;
  • замену подшипниковых щитов и подшипников;
  • замену контактных колец и щеткодержателей (в электродвигателях с фазным ротором).

Необходимость того или иного вида ремонта и объемы ремонтных работ для каждого конкретного случая окончательно определяют (выявляют) после дефекговки, контрольных испытаний и разборки поставленной на ремонт электрической машины.

В. М. Леонов
Журнал «Ремонт, восстановление, модернизация», №9, 2004г.

Оцените статью