- Каршеринг против личного авто. Что выгоднее: наглядно в цифрах
- Личный автомобиль: примерный расчет
- Каршеринг: что предлагают операторы
- Поминутная аренда vs личный транспорт
- Почасовая аренда vs свой автомобиль
- Посуточная аренда против своей машины
- Подписка vs покупка машины
- А что насчет покупки машины на вторичном рынке?
- Выводы
- Каршеринг заменяет личный автомобиль. Рассказываем, почему это не так
- Что происходит с рынком личных автомобилей в России?
- А как дела у каршеринга?
- Как меняются сценарии использования личного автомобиля?
- Выгоднее ли каршеринг личного автомобиля?
- Действительно ли каршеринг настолько выгоден?
- Каршеринг и личный автомобиль: за кем будущее?
- Исследование Трушеринга
Каршеринг против личного авто. Что выгоднее: наглядно в цифрах
Еще буквально 10 лет назад личный автомобиль превратился из средства передвижения в фетиш. По мере развития сервисов краткосрочной аренды, каршеринга, потребность в собственной машине несколько поубавилась. Только в 2020 году доля людей, которые предпочитают арендовать машину на короткий срок увеличилась на 26% и составила более 1.5 миллионов клиентов. Все же для некоторых личный транспорт был и остается удобным вариантом и статусной вещью. А в некоторых случаях без собственных колес и вовсе не обойтись. Но что и когда выгоднее?
Попробуем разобраться, когда автомобиль действительно нужен и какой вариант дешевле, удобнее: личный транспорт или арендованная машина. Для примера в рамках материала мы будем рассматривать авто средней ценовой категории: KIA Rio.
Личный автомобиль: примерный расчет
Приобрести личный автомобиль можно тремя способами:
- Полный расчет на месте. Когда есть вся сумма сразу. Это наиболее выгодный способ.
- Автокредит. Средняя ставка в 2021 году составляет от 9 до 12% годовых. Период выплат — от 6 до 60 месяцев.
- Покупка на вторичном рынке. Автомобили с пробегом в неизвестном состоянии.
Средняя стоимость KIA Rio составляет 820 000 рублей. Без учета возможного трейд-ина, покупателю придется внести эту сумму единоразово или взять на себя долгосрочные обязательства по кредиту. При средней продолжительности рассрочки на 3 года, получается, что отдать нужно уже 952 527 рублей по ставке 10%. Это на 130 с лишним тысяч больше первоначальной суммы.
Учитывая, что каждый третий займ в России — это кредит на машину, становится понятно, что чуть ли не половина автовладельцев несут бремя должника банка.
Стоит запомнить эти суммы. За Киа Рио придется отдать:
- 820 000 рублей при выкупе сразу.
- 952 527 рублей по автокредиту.
- 26 459 рублей ежемесячный платеж.
- 882 рубля в день.
Далее они пригодятся нам для сравнения.
И это не считая регулярных трат на бензин, обслуживание, замену расходных компонентов, резины с летней на зимнюю и наоборот. Интервал между сервисами на Киа Рио составляет порядка 15 000 километров. По разным оценкам, это около 4350-4550 рублей. Плюс топливо. Расход у автомобиля этой марки — примерно 6.5 литров на 100 километров пути. Значит на каждые 15 000 км потребуется 975 литров бензина. При стоимости в 43 рубля за литр, это порядка 44 000 рублей сверху.
ИТОГО: 952 527 + 4350 + 44 000 за каждые 15 000 км. Получается порядка 1 млн рублей. Или около 30 000 рублей в месяц. Плюс-минус. Зависит от интенсивности езды.
Каршеринг: что предлагают операторы
Операторы каршеринга предлагают три варианта аренды транспортного средства.
- Поминутный. Когда в счет идет каждая секунда. Клиент платит по факту времени, которое ему потребовалось для пользования авто.
- Почасовую аренду. Когда клиент платит за каждый полный час. Независимо от того, полностью ли он использовал время.
- Посуточную аренду. Плата взимается за каждые сутки пользования транспортом.
Некоторые банки, каршеринговые сервисы, автомобильные дилеры, салоны предлагают подписку. Это вариант долгосрочной аренды на год и более.
Все четыре варианта могут быть выгодны, но в конкретных случаях.
Поминутная аренда vs личный транспорт
Поминутная аренда предполагает, что водитель берет машину, едет из точки А в точку Б, после чего оставляет транспорт и идет дальше. Это альтернатива такси. Средняя стоимость минуты 9.3 рубля.
Смоделируем ситуацию. Вам необходимо добраться от дома до работы. Но автомобиля нет, транспорт ходит плохо, на месте нужно быть через час. А путь не близкий — порядка 5-и километров пути. С учетом, что дорога достаточно свободная, средняя скорость 40-60 км/ч. потребуется порядка 5 минут.
- При аренде машины потребуется около 50 рублей.
- При покупке личного автомобиля — 882 рубля в день + бензин на 5 км с учетом холостой работы двигателя на светофорах, при остановках. Это 0.33 литра топлива по общей стоимости 14 рублей. Итого — 896 рублей.
Личный автомобиль проигрывает в выгоде, если машина нужна здесь и сейчас.
Почасовая аренда vs свой автомобиль
Средняя стоимость часа аренды транспорта в Москве составляет 300 рублей. У кого-то еще больше, это минимальная планка от которой мы будем отталкиваться.
Смоделируем ту же самую ситуацию. Нужно срочно проехать 5 километров, чтобы добраться до работы, успеть вовремя. Проведем те же расчеты:
- При почасовой аренде машины потребуется около 5 минут. Это неоправданные расходы, потому такой вариант изначальной невыгоден. Стоимость составит 300 рублей.
- По личной машине все точно так же, как в прошлый раз. 896 рублей.
Несмотря на то, что почасовая аренда не имеет смысла в описанном случае, даже этот вариант выгоднее покупки собственного транспортного средства.
Собственная машина не годится для краткосрочного использования. Потому как это лишние расходы.
Посуточная аренда против своей машины
Стоимость посуточной аренды начинается от 2 900 рублей по Москве. Попробуем смоделировать еще один случай.
Вы решили провести 5 дней в пути, в рамках отпуска посмотреть достопримечательности России. Добираться планируете собственным ходом, не на транспорте и не на самолете.
Соответственно, цифры будут такими:
- За 5 дней вам придется отдать как минимум 14500 рублей. Без учета бензина.
- Если говорить о личной машине, получается 4410 рублей. Опять же без учета стоимости бензина.
Кажется, что второй вариант выгоднее, но это не так. Речь опять идет о краткосрочном использовании машины. 14500 — это единоразовый платеж. А 800 с лишним рублей придется платить каждый день в рамках автомобильного кредита. Если же машина куплена за полную сумму сразу, при расчете получается, что водитель отдал деньги из расчета 2246 рублей в день. И так на протяжении года как минимум.
Подписка vs покупка машины
Сервисы подписки есть у банков, каршеринговых операторов и дилеров, автомобильных салонов. Киа Рио можно взять за 27-33 000 рублей в месяц. При годовой аренде — стоимость достигает минимального порога.
Соответственно, за год придется отдать 324 000 рублей. А при покупке авто — все те же 820 или 952 000 рублей. Машина по подписке предполагает, что все техническое обслуживание ложится на плечи арендодателя. Как и замена резины, расходников, кроме топлива.
Если вы не страдаете собственническим чувством, не желаете брать на себя лишнюю ответственность, планируете много ездить, подписка может стать достойной альтернативой собственной машине. К тому же, в несколько раз дешевле.
А что насчет покупки машины на вторичном рынке?
Действительно, можно найти машину вдвое дешевле, чем при покупке нового транспорта. Но непрозрачность рынка, огромное количество перекупщиков, откровенных мошенников создают риск, что вместо машины вы купите автохлам. Единственный вариант — проверить транспортное средство силами экспертов. Но это дополнительные траты без гарантии результата и чего-бы то ни было вообще.
Поэтому в качестве отдельной категории этот вариант не рассматривался.
Выводы
Подводя итоги, можно сказать следующее:
- Поминутная аренда хороша, если нужно взять машину для использования здесь и сейчас. Проехать какое-то расстояние, добраться из точки А в точку Б. Но не более.
- Почасовая аренда, каршеринг имеет смысл, если дорога не близкая и платить поминутно не выгодно. Но длительное использование транспортного средства не предусмотрено. Это одиночный эпизод.
- Посуточная аренда имеет смысл только в том случае, если машина нужна вам на небольшой срок в несколько дней или менее.
- Подписка обладает всеми плюсами собственного авто. Разве что вы не становитесь собственником и не можете выкупить транспорт. Если вы много ездите, активно пользуетесь машиной и нуждаетесь в колесах постоянно, это более выгодный вариант, которые позволит сэкономить средства.
Каршеринг нельзя назвать полной альтернативой собственному транспорту. Каждое конкретное предложение предполагает свои плюсы, минусы и выгодные способы применения.
Каршеринг заменяет личный автомобиль. Рассказываем, почему это не так
Подход к владению личным автомобилем меняется во всем мире, в том числе и в нашей стране. Как найти баланс между своей машиной и другими видами транспорта а также чем может помочь опция «отмена франшизы в каршеринге», читайте в нашем материале.
Что происходит с рынком личных автомобилей в России?
Коротко: Продажи легковых автомобилей в России находятся в состоянии стагнации. Крупнейшими рынками в стране остаются Москва, Подмосковье и Санкт-Петербург. На эти три региона приходится почти треть всех новых легковых машин.
За первые семь месяцев 2019 года в России было продано 866,1 тысячи легковых автомобилей. Крупнейшим рынком в стране остается Москва. Здесь автопарк увеличился на 123 тысячи автомобилей. Соотношение новых и подержанных авто в московском парке примерно одинаковое – 54,5% и 45,5% соответственно.
На долю Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга вместе взятых приходится почти 30% всего российского рынка новых легковых машин.
Продажи легковых автомобилей в России за январь-июль 2019 года снизились на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом в 2018 году. В Москве за первые 7 месяцев 2019 года легковых автомобилей продано на 5,2% меньше, чем в январе-июле 2018 года. Аналитики полагают, что при оптимистичном прогнозе за 2019 год рынок личного автотранспорта в России вырастет на 0,5%. Базовый сценарий развития ситуации предполагает падение на 2%.
По последним данным в Московском регионе зарегистрировано 7,7 млн транспортных средств. Это 13% от всего транспорта России. Ежедневно по дорогам столицы передвигается 3,6 млн автомобилей.
А как дела у каршеринга?
Коротко: Рынок каршеринга в России переживает бурный рост. Эксперты считают, что за ближайшие три года он вырастет еще в 3-4 раза.
Рынок каршеринга на фоне снижения продаж личных автомобилей демонстрирует серьезный рост. По данным на сентябрь 2019 года в московском сегменте краткосрочной аренды более 24 000 машин, которые позволяют заменить до 150 тысяч личных автомобилей.
Ожидается, что автопарк московского каршеринга расширится до 30 тысяч автомобилей к 2020 году.
Вне столичного региона каршеринг развивается не так стремительно. По данным на 1 июня 2019 года автопарк региональных операторов составлял около 4,5 тысячи автомобилей.
Эксперты полагают, что к 2023 году в России общий парк каршеринговых автомобилей вырастет в 3-4 раза. Это более 100 000 машин.
Как меняются сценарии использования личного автомобиля?
Коротко: Автомобилисты оптимизируют свои поездки на личном автомобиле: комбинируют с общественным видом транспорта и тщательнее продумывают маршруты.
Высокие цены на топливо, а также развитие альтернативных видов транспорта, немного, но поменяли модель использования личных автомобилей. К примеру, за последний год (данные на сентябрь 2019 года) 45% водителей снизили количество поездок:
• Большая часть из них (18%) пересели на общественный транспорт,
• 15% стали оптимизировать свои маршруты,
• 7% перестали ездить на своем автомобиле на дальние расстояния,
• 4% стали больше ездить на такси,
• 1% стал пользоваться каршерингом для поездки в другие города.
При этом 77% опрошенных пользуются и общественным транспортом, и личным автомобилем. Из них:
• Около 30% пользуются общественным транспортом раз в неделю,
• 28% — несколько раз в месяц.
37% опрошенных выбирают каршеринг, чаще всего это люди 26-37 лет. Краткосрочной арендой они пользуются несколько раз в неделю.
Такие данные приводятся в совместном исследовании «АВТОСТАТ» и журнала «За рулем».
Трушеринг провел свой опрос среди пользователей каршеринга (каршероводов). Выборка составила 800 человек, 51,8% из них владеют личным автомобилем. Более подробно с результатами исследования можно ознакомиться в последнем разделе этой статьи.
Большинство автомобилистов, которые участвовали в редакционном опросе, пользуются каршерингом несколько раз в месяц (47%). Чуть меньше четверти обращаются к краткосрочной аренде раз в несколько месяцев (22%).
Чаще всего автомобилисты берут каршеринг, чтобы добраться на работу/учебу и обратно (60%). Также арендный автомобиль используют для поездок в аэропорт или на вокзал (13%).
Выгоднее ли каршеринг личного автомобиля?
Коротко: Все зависит от того, сколько вы проезжаете за год. Чем меньше пробег, тем выгоднее альтернативные виды транспорта, в том числе и каршеринг.
«АВТОСТАТ» подсчитал, что средний пробег легкового автомобиля в России за год составляет 14 961 километр.
Если автовладелец, живущий в Москве, проезжает за год менее 20 000 километров, то ему выгоднее всего пересесть на каршеринг. Чуть менее выгодный вариант – такси. Об этом говорят результаты исследования, которое недавно опубликовал ТАСС.
Эксперты рассчитывали стоимость пользования этими тремя видами транспорта для автомобилей разных категорий: Hyundai Solaris, Volkswagen Tiguan и Toyota Camry. При расчете затрат на личный автомобиль учитывались траты на мелкий ремонт, бензин, штрафы, страховки и сезонная смена резины. Также в расчет включили амортизацию.
Ниже приведен результат расчета затрат на преодоление определенного расстояния для Hyundai Solaris:
Если сопоставить данные «АВТОСТАТ» и исследования, которое приводит ТАСС, то получается, что среднестатистическому водителю в России выгоднее выбирать альтернативные способы передвижения.
Оценку экономической выгоды проводило и издание «За рулем». При расчетах учитывалось, сколько налогов и сборов ежегодно уплачивает автовладелец. Оценивались не только прямые налоги, но и скрытые платежи. В качестве среднестатистического пользователя выбрали владельца Лады Весты.
Если сложить все затраты (транспортный налог, топливные налоги, утилизацию, ОСАГО и прочие расходы), то получится около 60 000 в год. Если прибавить к этому затраты на расходники и резину, то сумма будет еще внушительнее. Для сравнения, средняя цена на новую Ладу Весту порядка 724 000 рублей.
Только 6% российских автовладельцев признают, что покупка автомобиля, а также его содержание стали настолько дорогим удовольствием, что они готовы пересесть на общественный транспорт.
Действительно ли каршеринг настолько выгоден?
Коротко: Однозначного ответа нет. В каршеринге тоже есть существенные расходы.
Во всех расчетах экономической выгоды каршеринга есть одно «но» — сервис подходит на 100% только определенной аудитории. Тем, у кого есть дети, необходимость ездить за город, есть маломобильные родственники, нужен собственный автомобиль.
Этот тезис подтверждают и результаты нашего опроса. Из всех автомобилистов, которые приняли в нем участие, никто не ответил, что выбирает для поездок за город каршеринг. Готовы ехать к близким на арендном автомобиле только 5,8% опрошенных.
Кроме того, невозможно в цифрах оценить комфорт от передвижения на личном автомобиле, а для многих этот фактор является немаловажным.
Просчитывая выгоду каршеринга, не стоит забывать и о скрытых расходах. К примеру, водитель каршеринга, попавший в ДТП по своей вине, должен будет оплатить франшизу, заложенную в договоре КАСКО.
У МатрёшCar эта сумма равна 30 000 рублей. Виновному водителю, который был за рулем BelkaCar придется заплатить также 30 000 рублей или 50 000 рублей, если он ехал на машине из парка Belka Black.
В Яндекс.Драйв размер франшизы также 30 000 рублей, для Porsche — 75 000 рублей.
Для большей части автопарка Делимобиля франшиза установлена в размере 30 000 рублей. Для автомобилей BMW, Audi, Mini Cooper, Mercedes-Benz, Smart fortwo / Smart forfour, Fiat вне зависимости от модели — 50 000 рублей.
В YouDrive франшиза составляет 50 000 рублей, при ущербе до 70 000 рублей. Свыше 70 000 рублей придется заплатить помимо базовой франшизы еще 20% от суммы ущерба.
О том, что в договоре с оператором каршеринга прописана франшиза, не подозревают 8% респондентов нашего опроса. Чуть меньше трети каршероводов знают только о самом факте наличия франшизы, но не могут назвать конкретную сумму (29%). При этом они являются достаточно активными пользователями каршеринга: 38% прибегают к аренде несколько раз в месяц, а 33% — несколько раз в неделю.
Если же у каршеровода есть собственный автомобиль, то финансовый риск возрастает в разы. Как показал наш опрос, только у 26% автовладельцев оформлен договор КАСКО.
Чтобы обезопасить себя от возможных крупных финансовых потерь, можно рассмотреть пакетные предложения от страховых компаний. К примеру, «Ренессанс Страхование» предлагает своим клиентам при страховании личного автомобиля добавить опцию — отмену франшизы каршеринга.
При наступлении страхового случая «Ренессанс Страхование» возьмет на себя расходы по оплате франшизы в пределах 50 000 рублей. Эта опция подключается при заключении договора КАСКО и стоит 1700 рублей. При этом воспользоваться отменой франшизы в каршеринге может не только владелец автомобиля, но и второй водитель, указанный в договоре.
Доля тех, кто редко пользуется личным автомобилем, достаточно большая. 16% респондентов ответили нам, что ездят на своей машине только несколько раз в месяц, а 3% и вовсе раз в несколько месяцев. Для таких водителей подойдет КАСКО «за полцены» от «Ренессанс Страхование» — в договор включены только основные риски и можно добавить опцию отмены франшизы в каршеринге.
Каршеринг и личный автомобиль: за кем будущее?
Коротко: Каршеринг активно развивается во всем мире, все больше людей готовы отказаться от личного транспорта. Но в России пока большинство отдает предпочтение собственному автомобилю.
Распространение каршеринга меняет отношение к личному автомобилю во всем мире. Так, в Лондоне более 30% пользователей каршеринга решили не покупать личный автомобиль, а 6% заявили о решении продать машину в ближайшее время.
В европейских странах доля респондентов, которые продали автомобиль или отказались его приобретать, составила 22%, в Северной Америке — 21% и 34% соответственно. В Китае 50% пользователей каршеринга отложили покупку личного автомобиля.
В России 54% респондентов не готовы отказаться от автомобиля даже при наличии полностью подходящего им каршеринга.
Среди участников нашего опроса 23% задумываются о том, чтобы расстаться с личными автомобилем, и только 7% однозначно ответили, что готовы на этот шаг.
Из тех, кто готов перейти на альтернативные виды транспорта, 53,6% пользуются каршерингом несколько раз в неделю, 32% — несколько раз в месяц.
Большинство из тех, кто задумывается о продаже личного автомобиля, пользуются краткосрочной арендой несколько раз в месяц (46%). Вдвое меньше респондентов из этой группы (23%) берут каршеринг несколько раз в неделю.
Для москвичей, которые по данным департамента транспорта пользуются личным автомобилем только 7% времени, выгода в переходе на каршеринг очевидна. Простаивающий автомобиль тоже требует вложений – ОСАГО, КАСКО, плата за парковочное разрешение, налоги – все это лишние расходы, и их можно избежать.
И все же, каршеринг на сегодняшний день не может дать пользователям того набора опций и сценариев использования, которые доступны с личным автомобилем. 71% аудитории, как показал наш опрос, не готовы променять своего “железного друга” ни на что другое.
Исследование Трушеринга
Мы провели опрос среди наших читателей на двух площадках — паблике ВКонтакте и телеграм-канале «Каршеровод». Выборка составила 800 человек.
На вопрос «Как часто вы пользуетесь каршерингом» большинство опрошенных (36%) ответили, что несколько раз в месяц. Примерно столько же респондентов (35%) прибегают к услугам краткосрочной аренды несколько раз в неделю. Доля активных пользователей (раз в день и чаще) практичеcки равна доле тех, кто пользуется каршерингом крайне редко (раз в несколько месяцев).
Чаще всего респонденты пользуются каршерингом для поездок на работу (учебу) и обратно домой. Такой вариант выбрали 59% опрошенных. Реже всего каршеринг используется, чтобы съездить за город.
Интенсивность использования каршеринга зависит от того, если ли у пользователя личный автомобиль. Большинство автовладельцев (47%) пользуются каршерингом несколько раз в месяц. Те же, у кого нет личного автомобиля, прибегают к краткосрочной аренде несколько раз в неделю (47%).
Вариант использования каршеринга для поездок домой/на работу (учебу) самый популярный как у автомобилистов (60%), так и у тех, кто не имеет личный автомобиль (59%). При этом ни один автовладелец не отметил, что использует каршеринг для поездок за город.
Большинство респондентов опроса (63%) знают, какую сумму необходимо будет заплатить оператору, если ДТП произойдет по их вине. При этой процент тех, кто вообще не знает о существовании франшизы, не так уж мал — 8%.
Большинство респондентов (71%) пока не готовы отказаться от личного автомобиля. Только 7% могут обойтись без машины.
Из числа тех, кто готов отказаться от личного автомобиля, пользуются каршерингом несколько раз в неделю 54% респондентов. Вариант «раз в несколько месяцев» не выбрал ни один опрошенный из числа тех, кто может прожить без машины.
Самый популярный сценарий использования каршеринга среди тех, кто готов отказаться от личного автомобиля, поездки домой/на работу (учебу). Его выбрали 64% опрошенных.