- Капремонт двигателя мтз 1221
- МТЗ-1221: мотор и его характеристики
- МТЗ-1221: мощность двигателя зависит от качества обслуживания
- Ремонт двигателя МТЗ-1221
- Капитальный ремонт двигателя Трактора МТЗ-1221// Двигатель Д-260
- Для просмотра онлайн кликните на видео ⤵
- Обслуживание двигателя Д260 — общие рекомендации.
- Регулировка зазоров в клапанах
- Обслуживание двигателя Д260 — общие рекомендации.
- Базовые детали дизельного двигателя Д-260
- Блок цилиндров дизеля Д-260
- Головки блока цилиндров двигателя Д-260
- Проверка затяжки болтов крепления головок блока цилиндров дизеля Д-260
- Кривошипно-шатунный механизм дизельного двигателя Д-260
- Газораспределительный механизм (ГРМ) дизеля Д-260
- Проверка зазора между клапанами и коромыслами дизеля Д-260
- Последовательность операций
- Как регулируется зажигание на тракторе Т-25?
Капремонт двигателя мтз 1221
Двигатель является «сердцем» любого транспортного средства. Именно этот узел приводит машину в движение. Для тракторов главной характеристикой двигателя выступает мощность – чем выше этот показатель, тем большую грузоподъемность имеет конкретная модель.
Еще один важный момент – эффективная система охлаждения: поскольку трактор работает на невысоких скоростях, мотор греется достаточно быстро. Поэтому в охлаждающих контурах тракторных моторов предусматривается система принудительной циркуляции. Рассмотрим основные технические показатели работы двигателя трактора МТЗ.
МТЗ-1221: мотор и его характеристики
На тракторы МТЗ-1221 устанавливают двигатели серии Д-260, выпускаемые Минским моторным заводом. В зависимости от конкретной модели, мощность таких агрегатов составляет от 130 до 136 л.с. Столь высокий показатель обеспечивает МТЗ-1221 грузоподъемность, превосходящую аналогичную характеристику сравнимых по классу тракторов.
Двигатель Д-260 – 4-тактный агрегат с расположенными в ряд 6 цилиндрами общим объемом 7,12 литров. Блок цилиндров выполнен в виде единого корпуса, отлитого из чугуна. Диаметр каждого цилиндра составляет 100 мм, длина хода поршня – 125 мм, степень сжатия – 16. Двигатель турбированный, с установленным центробежным топливным насосом и одноступенчатым компрессором. Расход топлива составляет 166 г/лч.
Недостатком Д-260 считается склонность к перегреву: при длительной работе на максимальной мощности в жаркую погоду мотор греется довольно быстро, вследствие чего приходится время от времени его выключать.
МТЗ-1221: мощность двигателя зависит от качества обслуживания
Плановый ресурс двигателя трактора МТЗ-1221 составляет 500 тыс. км. Это расстояние, которое трактор может пройти без осуществления капитального ремонта мотора. Для достижения такого показателя необходимо своевременно проводить все регламентные технические работы по обслуживанию двигателя. Горелое масло, работающий с перебоями генератор и засоренные фильтры способны существенно снизить мощность мотора и способствовать постоянному перегреву.
Плановые сервисно-диагностические работы проводятся после каждых 20–25 тыс. км. пробега. Перечень обязательных мероприятий включает в себя:
- замену масла в двигателе;
- регулировку механизма и зазора клапанов;
- замену фильтров. В зависимости от конкретной модификации агрегата, комплект фильтров может включать следующие элементы: фильтры грубой и тонкой очистки масла, грубой и тонкой очистки топлива, воздушный фильтр и экологический выхлопной фильтр;
- промывку форсунок;
- регулировку ТНВД.
Все операции, кроме работ с насосом высокого давления, при должном уровне подготовки производятся самостоятельно.
Ремонт двигателя МТЗ-1221
Различают две разновидности ремонта двигателя трактора МТЗ-1221: текущее устранение неисправностей и капитальные ремонтные работы.
К текущим операциям относится замена вышедших из строя комплектующих: стартера, генератора, водяного насоса и приводящих ремней. При проведении капитального ремонта вначале производится предварительная диагностика неисправностей (в большинстве случаев – на слух, по посторонним шумам). Затем проводятся две наиболее трудоемких операции:
- Демонтаж двигателя . Отсоединяются системы и узлы, связанные с силовым агрегатом. Предварительно сливается моторное масло. С помощью лебедки двигатель перемещается на специальный стенд.
- Полная разборка.
Цилиндры при необходимости растачиваются или гильзуются, прочие проблемы устраняются путем ремонта или замены комплектующих деталей. Полностью заменяются все используемые прокладки. Сборка и обратный монтаж агрегата знаменуют окончание ремонта.
Капитальный ремонт двигателя Трактора МТЗ-1221// Двигатель Д-260
Для просмотра онлайн кликните на видео ⤵
Ремонт двигателя ММЗ | Ремонт и запчасти Д-260 | Немецкий комплект ММЗ Д-260 Подробнее
Ремонт головки блока цилиндров трактора МТЗ 1221,двигатель Д 260. Подробнее
Ремонт двигателя ММЗ | Запчасти и сборка | Ремонт Д-260 с немецким комплектом Подробнее
Дизель ММЗ Д-260 приполз на капремонт Подробнее
Поршневая группа д 260. Мтз1221. Ремонт. Подробнее
Регулировка клапанов мтз 1221 двигатель Д-260 Подробнее
Сборка двигателя д-260 МТЗ-2022 . Полезная информация. Подробнее
Замена прокладки ГБЦ в двигателе Д 260 1 Подробнее
Теплообменник МТЗ двигателя Д-260 Подробнее
Регулировка клапанов Д260 Подробнее
13-д 2018 «Устанавливаю коленчатый вал и поршни двигателя Д-260 4S2» Подробнее
Первый пуск дизеля Д-260 после капитального ремонта Подробнее
Двигатель Д260.2-530 МТЗ-1221 130л.с. ММЗ Подробнее
Установка ТНВД Д-260 / Криворукие топливщики / Первый пуск после ремонта МТЗ-2022.3 Подробнее
Окончание ремонта и обслуживания двигателя д-260. Подробнее
17-д 2018 «КАК РЕГУЛИРОВАТЬ КЛАПАНА Д-260.» Подробнее
Поршневая группа Д-240, Д-245, Д-260 чем отличаются. Подробнее
Двигатель ММЗ Д-260.2-530 на трактор МТЗ-1221 Подробнее
Обслуживание двигателя Д260 — общие рекомендации.
Регулировка зазоров в клапанах
Зазоры клапанов газораспределения проверяют устройством К-9918 (рис. 2), которое состоит из корпуса 2 с закрепленным на нем индикатором часового типа 1, подпружиненной подвижной каретки 3 и отжимного кулачка.
Существуют два способа проверки и регулировки зазоров.
При первом — уточнить порядок расположения впускных и выпускных клапанов на головке блока цилиндров, используя схему на рис. 1.
Рис. 1. Порядок расположения впускных и выпускных клапанов на двигателе Д-260
Проворачивая рукояткой коленчатый вал и наблюдая за указателем на блоке двигателя и шкалой на цилиндрической поверхности гасителя крутильных колебаний, добиться совпадения указателя с меткой ВМТ на шкале, что соответствует ВМТ поршня 1-го цилиндра (концу такта сжатия в этом цилиндре). Отжимным кулачком устройства КИ-9918 (рис. 4.14) перевести подвижную каретку 3 в нижнюю позицию. На корпус устройства установить и закрепить стопорным винтом индикатор / с натягом 0,2-0,3 мм. Устройство КИ-9918 установить на тарелку пружины клапана и отжимным кулачком переместить тарелку в верхнюю позицию. При этом устройство должно быть зажато между тарелкой пружины клапана и коромыслом, а усики подвижной тарелки прижаты к бойку коромысла. Нажать пальцем на коромысло до упора бойка в торец штока клапана (рис. 4.14) и установить о шкалы индикатора напротив стрелки, после чего освободить коромысло. Нажать на коромысло до упора в штангу толкателя, заметить показания индикатора и сравнить их с номинальными значениями зазоров: выпускной — 0,40-0,45, впускной — 0,25-0,30.
При отсутствии устройства КИ-9918 зазоры между клапанами и коромыслами проверяют щупами. Для этого используют набор № 2 из 17 пластин различной толщины от 0,02 до 0,5 мм.
После проверки и регулирования зазоров клапанов первого цилиндра зазоры клапанов других цилиндров проверяют в соответствии с порядком их работы: 1-5-3-6-2-4, — проворачивая коленчатый вал перед каждой регулировкой на 120 град. При ТО-3 перед регулированием тепловых зазоров механизма газораспределения проверяют и, сняв крышки, подтягивают гайки крепления головки цилиндров. Сначала проверяют затяжку гаек, к которым возможен доступ. Если при значении момента затяжки 160-180 нм гайки проворачиваются — подтягивают все гайки, сняв с головки механизм газораспределения, а гайки подтягивают динамометрическим ключом с середины головки, поочередно затягивая накрест лежащие гайки и равномерно удаляясь от середины к краям головки.
Рис. 2. Измерение зазора между штоком клапана и бойком коромысла устройством КИ-9918: « 1 — индикатор часового типа; 2 — корпус: 3 — подпружиненная подвижная каретка; 4 — коромысло
Зазоры клапанов можно регулировать другим способом. Для этого необходимо добиться перекрытия клапанов в первом цилиндре (впускной начинает открываться, выпускной заканчивает закрываться). В этом положении зазоры регулируют в следующем порядке: 3, 5, 7, 10, 11, 12 (считая от вентилятора двигателя — рис. 4.13). После поворота коленчатого вала на один оборот — отрегулировать зазоры в 1, 2, 4, 6, 8, 9 клапанах.
Крепление головки необходимо проверять:
— при замене прокладки головки цилиндров.
Обслуживание двигателя Д260 — общие рекомендации.
Как устроена схема блокировки запуска двигателя МТЗ-1221 (рис. 14)
1 — стартер; 2 — генератор; 3 — реле блокировки; 4 — выключатель стартера; 5 — реле стартера; 6 — шарики механизма блокировки; 7 — палец; 7а — фиксатор; 8 — выключатель блокировки; 9 — шайбы регулировочные; 10 — поводки переключения диапазонов. Для чего нужна схема блокировки включения двигателя трактора? Такая схема нужна для исключения возможности запуска двигателя при включенном диапазоне. На МТЗ-1221 устанавливается специальное блокирующее устройство (рис.14). Блокирующее устройство состоит из выключателя (8), установленного в корпусе КПП с левой стороны, шариков (6) и штифтов (7, 7а). Как это все работает? При включении диапазона механизм блокировки размыкает контакты выключателя и разрывает цепь промежуточного реле блокировки стартера (1). Для регулировки размыкания выключателя предусмотрены шайбы (9). Прежде чем запустить двигатель, установите рычаг переключения диапазонов КП в нейтральное положение.
Как проверить уровень масла в двигателе МТЗ-1221 — Проверьте уровень масла, установив трактор на ровной площадке и не ранее, чем через 3-5 мин после остановки двигателя, когда масло полностью стечет в картер; — Выньте масломер с правой стороны двигателя, протрите его начисто и вновь установите его на место до упора; — Выньте масломер и определите уровень масла. Он должен быть между верхней и нижней метками масломера; — Если необходимо, долейте масло через горловину, сняв крышку. Как проверить уровень охлаждающей жидкости в двигателе Д-260 — Система охлаждения двигателя работает под давлением, которое поддерживается клапаном в пробке радиатора. — Дайте двигателю немного остыть, накиньте на пробку толстую ткань и, медленно открывая пробку, снимите давление в системе, прежде чем полностью снять пробку. — С помощью шлицевой отвертки, вставленной в выемку крышки люка в верхней передней части капота, откиньте крышку назад для получения доступа к пробке радиатора. — Аккуратно снимите пробку и проверьте уровень охлаждающей жидкости, который должен быть до верхнего торца заливной горловины. — Не допускайте снижения уровня ниже чем на 40 мм от верхнего торца заливной горловины. Как слить отстой из топливного фильтра грубой очистки и из топливных баков — Откройте сливные пробки топливных баков и сливную пробку корпуса фильтра. — Слейте отстой и воду до появления из под пробок чистого топлива. — Сливайте отстой в специальный контейнер и правильно утилизируйте его. — Закройте сливные пробки топливных баков и фильтра. Как проверить натяжения ремня привода генератора трактора МТЗ-1221 — Натяжение ремня генератора МТЗ-1221 считается нормальным, если прогиб его на ветви между шкивами коленвала и генератора находится в пределах 30-33 мм при нажатии на него с усилием 40 Н. — Для регулировки натяжения ремня ослабьте крепление генератора и поверните корпус генератора, чтобы обеспечить требуемое натяжение. — Затяните болт крепления планки и гайки болтов крепления генератора. Проверка воздухоочистителя двигателя трактора МТЗ-1221 Проверьте состояние бумажных фильтрующих элементов (БФЭ) на наличие прорыва бумаги и правильность установки БФЭ. Для проверки основного фильтрующего элемента (ОФЭ) выполните следующие операции: — отвинтите гайку-барашек и снимите поддон; — отвинтите гайку-барашек и снимите ОФЭ; — проверьте наличие загрязнений контрольного фильтрующего элемента, не вынимая его из корпуса. Вынимать из корпуса контрольный фильтрующий элемент не нужно. Загрязнение контрольного фильтрующего элемента указывает на повреждение ОФЭ (прорыв бумажной шторы, отклеивание донышек). В этом случае промойте КФЭ и замените ОФЭ. Как очистить центробежные масляные фильтры двигателя Д-260 и КПП — Снимите гайку и колпачок. — Вставьте отвертку или стержень между корпусом фильтра и днищем ротора, чтобы застопорить ротор от вращения, и вращая ключом гайку ротора, снимите стакан ротора. — Снимите крышку, крыльчатку и фильтрующую сетку ротора. Если необходимо, очистите и промойте сетку. — Неметаллическим скребком удалите отложения с внутренних стенок стакана ротора. — Очистите все детали, промойте их в дизельном топливе и продуйте сжатым воздухом. — Соберите фильтр, выполнив операции разборки в обратной последовательности. Перед сборкой стакана с корпусом ротора смажьте уплотнительное «О»-кольцо моторным маслом. — Совместите балансировочные метки на стакане и корпусе ротора. Гайку крепления стакана завинчивайте с небольшим усилием до полной посадки стакана на ротор. — Ротор должен вращаться свободно, без заедания. — Установите колпак и затяните гайку моментом 35-50 Нм. Как заменить масло в дизельном двигателе Д-260 — Прогрейте двигатель МТЗ-1221 до нормальной рабочей температуры (не менее 70°С). — Установите трактор на ровной площадке, заглушите двигатель и затормозите трактор тормозом. — Снимите крышку маслозаливной горловины и отвинтите сливную пробку. Сливайте масло в подходящий контейнер для хранения отработанных масел. — Установите на место сливную пробку и через маслозаливную горловину залейте свежее чистое моторное масло. — Установите на место крышку заливной горловины. — Запустите двигатель и пусть он поработает в течении 1-2 минут. — Проверьте уровень масла щупом. — При необходимости, долейте масло до необходимого уровня. Замена БФЭ масляного фильтра двигателя (производите одновременно с заменой масла) — Отвинтите колпак с бумажным фильтрующим элементом в сборе. — Отвинтите гайку и снимите дно с прокладками. — Нажмите на прижим, переместив его внутрь колпака на 3-4 мм, и затем поверните его так, чтобы совместить три выступа прижима с пазами колпака. — Снимите прижим, БФЭ, перепускной клапан, пружину. — Промойте все детали дизельным топливом. — Установите новый фильтрующий элемент, выполнив операции в обратной последовательности. При необходимости, замените прокладки. Гайку затяните моментом 50-70 Нм. Смажьте прокладку моторным маслом. — Завинтите фильтр в сборе дополнительно на три четверти оборота после касания прокладкой корпуса. Проверка и регулировка зазоров в клапанах двигателя МТЗ-1221 Проверку зазоров производите на холодном дизеле, предварительно проверив затяжку болтов головки цилиндров. — Снимите колпаки крышек головок блока цилиндров Д-260. — Проверьте затяжку болтов и гаек крепления стоек осей коромысел (60-90 Нм). — Проверните коленвал до момента перекрытия клапанов в первом цилиндре (впускной клапан начинает открываться, а выпускной — заканчивает закрываться). — Отрегулируйте зазоры в 3, 5, 7, 10, 11 и 12 клапанах (отсчет от вентилятора). — Величина зазора между торцами стержней клапанов и бойками коромысел должна быть 0,25-0,30 мм для впускных клапанов и 0,40-0,45 мм для выпускных клапанов. — Проверните коленчатый вал на 360°, установив перекрытие в шестом цилиндре, и отрегулируйте зазоры в 1, 2, 4, 6, 8 и 9 клапанах. — Чтобы отрегулировать зазор, отпустите контргайку регулировочного винта и с помощью ключа и отвертки установите необходимый зазор по щупу. — После установки зазора затяните контргайку и снова проверьте зазор щупом. — По окончании регулировки установите на место снятые детали. Как слить отстой из фильтра тонкой очистки топлива двигателя Д-260 МТЗ-1221 — Отвинтите на 2-3 оборота пробку выпуска воздуха. — Отвинтите сначала пробку слива отстоя и слейте отстой из корпуса фильтра до появления чистого топлива. — Затяните пробки. Как проверить герметичность соединений воздухоочистителя и впускного тракта — Снимите моноциклон. — Запустите двигатель. — Установите средние обороты холостого хода. — Перекройте всасывающую трубу воздухоочистителя, двигатель при этом должен остановиться. — В противном случае, выявите и устраните неплотности соединений воздухоочистителя и впускного тракта. Как затянуть болты крепления головок блока цилиндров двигателя Д-260
Проверку затяжки болтов крепления головок цилиндров трактора МТЗ-1221 производите на прогретом двигателе в следующей последовательности: — Снимите колпаки и крышки головок блока цилиндров. — Снимите оси коромысел с коромыслами и стойками. — С помощью динамометрического ключа затяните все болты крепления головок моментом 190-210 Нм в последовательности, указанной на рисунке. Перед затяжкой болтов ослабьте их на 1/6 оборота. — Установите на место оси коромысел и отрегулируйте зазоры между коромыслами и клапанами. — Установите на место крышки и колпаки крышек головок цилиндров. — Первую проверку затяжки болтов головок цилиндров производите после обкатки двигателя. Процедура очистки воздухоочистителя двигателя Д-260 — Снимите моноциклон, очистите сетку, завихритель и выбросные щели от пыли и грязи. — Отвинтите гайку-барашек и снимите поддон. — Снимите основной фильтрующий элемент . Обратите внимание на состояние контрольного фильтрующего элемента. — Загрязнение КФЭ указывает на повреждение ОФЭ (прорыв бумажной шторы, отклеивание донышек). Вынимать из корпуса КФЭ не рекомендуется. — Если ОФЭ не имеет повреждений, обдуйте его сжатым воздухом сначала изнутри, а затем снаружи до полного удаления пыли. — Во избежание прорыва бумажной шторы, давление воздуха должно быть не более 0,2-0,3 МПа. — Струю воздуха направляйте под углом к поверхности ОФЭ. Не допускайте обмасливания или механического повреждения ОФЭ. — Если продувка воздухом малоэффективна, промойте ОФЭ в моющем растворе. Концентрация раствора 0,02%. Для промывки ОФЭ погрузите его в моющий раствор на 0,5 часа, а затем интенсивно прополощите в этом растворе в течение 15 мин. — Промойте ОФЭ в чистой воде при температуре 35-45 °С и просушите в течение 24 ч. — Не продувайте ОФЭ выхлопными газами и не промывайте его в дизельном топливе. — Очистите выхлопную трубу, внутренние поверхности корпуса и поддона воздуха от пыли и грязи. — Проверьте состояние уплотнительных колец. — Убедитесь в правильности установки ОФЭ в корпусе и затяните гайку-барашек от руки. Процедура очистки фильтра грубой очистки топлива двигателя МТЗ-1221 Промойте фильтр грубой очистки топлива, выполнив следующие операции: — Перекройте кран топливного бака. — Отвинтите болты крепления стакана и снимите стакан. — Отвинтите отражатель с сеткой и снимите рассеиватель. — Промойте в дизельном топливе отражатель с сеткой, рассеиватель и стакан фильтра. — Соберите детали фильтра в обратной последовательности. — Заполните систему топливом. — Прокачайте систему и удалите воздух из топливной системы. Как проверить форсунки МТЗ-1221 Форсунки Д-260 должны быть очищены и отрегулированы только квалифицированным специалистом в мастерской. Чтобы заменить форсунки, выполните следующие операции: — Полностью очистите поверхности, прилегающие к снимаемым деталям. — Отвинтите накидные гайки и отсоедините топливопроводы высокого давления от форсунок и топливного насоса. — Снимите топливопроводы высокого давления. — Снимите шесть болтов и сливной топливопровод. Выбракуйте медные шайбы (по две шайбы на каждый болт «банджо»). — Снимите болты крепления форсунок и снимите форсунки. — Отправьте форсунки в мастерскую для обслуживания. — Установите новые форсунки и снятые детали в обратной последовательности. Болты крепления форсунок затягивайте равномерно в 2-3 приема. Окончательный момент затяжки 20-25 Нм. Как заменить фильтрующие элементы топливного фильтра тонкой очистки трактора — Отвинтите пробку и слейте отстой. — Отвинтите четыре гайки и снимите крышку. — Промойте корпус и крышку чистым дизельным топливом. — Проверьте уплотнение крышки и, если необходимо, замените его. — Установите новый фильтрующий элемент. — Заполните корпус фильтра топливом. — Установите крышку и затяните крепежные гайки.
После очистки или замены фильтрующего элемента (или после выработки топлива из баков) необходимо удалить воздух из системы прежде чем запустить двигатель.
Для удаления воздуха из топливной системы дизеля Д-260: — Ослабьте пробку фильтра тонкой очистки. — Отвинтите ручку насоса ручной подкачки. — Проверьте открыт ли кран топливного бака и есть ли топливо в баках. — Ослабьте пробку на топливном насосе. — Быстро прокачайте систему подкачивающим насосом до выхода из под пробки чистого топлива без воздушных пузырьков. — Затяните пробку топливного насоса (ТНВД). — Продолжайте прокачивать систему до появления топлива без пузырьков воздуха из под пробки фильтра тонкой очистки. Затяните пробку. — Завинтите ручку насоса ручной подкачки.
Если запуск двигателя Д-260 затруднен, ослабьте поочередно накидную гайку топливопровода каждой форсунки, одновременно прокручивая коленчатый вал для удаления воздуха из магистралей. Прокручивайте коленвал в течении 10-15 с для каждой магистрали и затягивайте накидную гайку, не прекращая прокручивания. Если наблюдаются перебои, отпускайте и завинчивайте каждую гайку при работающем двигателе.
Как отрегулировать давление масла в системе смазки двигателя трактора МТЗ-1221
— Если давление масла в системе смазки прогретого двигателя при номинальной частоте вращения коленчатого вала ниже 0,28 МПа (2,8 кгс/см2), остановите двигатель и устраните неисправность. — Проверьте герметичность маслопроводов и работоспособность предохранительного клапана в масляном фильтре. — Одним из способов повышения давления является подрегулировка предохранительного клапана бумажного масляного фильтра в специализированной мастерской. Далее задний мост МТЗ-1221
Базовые детали дизельного двигателя Д-260
Блок цилиндров дизеля Д-260
Блок цилиндров двигателя Д-260 погрузчиков Амкодор, тракторов МТЗ, автобусов МАЗ является основной корпусной деталью и выполнен в виде моноблока, представляет собой жесткую чугунную отливку. В расточках блока установлены шесть съемных гильз, изготовленных из специального чугуна.
Гильза устанавливается в блок цилиндров по двум центрирующим поясам. В верхнем поясе гильза закрепляется буртом, в нижнем — уплотняется двумя резиновыми кольцами, размещенными в канавках блока цилиндров.
Между стенками блока цилиндров Д-260 и гильзами циркулирует охлаждающая жидкость. Поперечные перегородки блока цилиндров имеют приливы, предназначенные для образования опор коленчатого вала.
На эти приливы установлены крышки. Приливы вместе с крышками образуют постели для коренных подшипников. Постели под вкладыши коренных подшипников расточены с одной установки в сборе с крышками. Менять крышки местами не допускается.
Дизельный двигатель Д-260 ММЗ
1 – масляный картер; 2 – масляный насос; 3 – демпфер; 4 – шкив коленчатого вала; 5 – ремень вентилятора; 6 – крышка распределения; 7 – шкив натяжной; 8 – форсунка для охлаждения поршня; 9 – вентилятор; 10 – водяной насос; 11 – корпус термостатов; 12 – шатун; 13 – поршень; 14 – гильза цилиндров; 15 –колпак; 16 крышка головки цилиндров; 17 – головка цилиндров; 18 – блок цилиндров; 19 – задний лист; 20 – маховик; 21 – коленчатый вал; 22 – маслоприемник; 23 – распределительный вал.
Блок цилиндров Д-260 погрузчиков Амкодор, тракторов МТЗ, автобусов МАЗ имеет продольный масляный канал, от которого по поперечным каналам масло подводится к коренным подшипникам коленчатого вала, а затем к шейкам распределительного вала и форсункам для охлаждения поршней.
Форсунки для охлаждения поршней установлены в блоке цилиндров в верхней части второй, четвертой и шестой опор коленчатого вала. На водораспределительном канале блока цилиндров имеется площадка для установки жидкостно-масляного теплообменника. Подвод и отвод масла от теплообменника осуществляется по каналам в блоке.
Для повышения жесткости нижняя плоскость блока цилиндров смещена вниз на 80 мм относительно оси коленчатого вала. К переднему торцу блока прикреплен стальной щит распределения и крышка распределения, а к заднему — стальной лист, посредством которого дизель соединяется с остовом трактора МТЗ.
Передней опорой дизеля служат два кронштейна, установленные на боковых поверхностях блока цилиндров. Снизу блок цилиндров закрыт масляным картером.
Головки блока цилиндров двигателя Д-260
Головка блока цилиндров Д-260 отлита из чугуна (одна головка на три цилиндра) — взаимозаменяемые. Во внутренних полостях головок цилиндров имеются впускные и выпускные каналы, закрываемые клапанами.
Для обеспечения отвода тепла головки цилиндров имеют внутренние полости, в которых циркулирует охлаждающая жидкость. Головки цилиндров имеют вставные седла клапанов, изготовленные из жаропрочного и износостойкого сплава.
На головках цилиндров Д-260 погрузчиков Амкодор, тракторов МТЗ, автобусов МАЗ устанавливаются форсунки (по 3 на каждую головку), стойки, оси коромысел с коромыслами, крышки головок и колпаки крышек, закрывающие клапанный механизм.
Для уплотнения разъема между головками и блоком цилиндров установлена прокладка из безасбестового полотна. Отверстия для гильз цилиндров и масляного канала окантованы листовой сталью. При сборке дизеля цилиндровые отверстия прокладки дополнительно окантовываются фторопластовыми кольцами.
Проверка затяжки болтов крепления головок блока цилиндров дизеля Д-260
Рис.1 — Схема последовательности затяжки болтов крепления головки цилиндров
Проверку затяжки болтов крепления головок цилиндров двигателя Д-260 погрузчиков Амкодор, тракторов МТЗ, автобусов МАЗ производите по окончании обкатки и через 1000 часов работы на прогретом дизеле в следующей последовательности: — снимите колпаки и крышки головок цилиндров; — снимите оси коромысел с коромыслами и стойками; — динамометрическим ключом произведите затяжку всех болтов крепления головок цилиндров, предварительно отпустив их на 1/6 оборота, моментом 200:10 Нм в последовательности, указанной на рис.1.
После проверки затяжки болтов крепления головок цилиндров установите на место оси коромысел и отрегулируйте зазор между коромыслами и клапанами. Установите на место крышки головок цилиндров и колпаки крышек.
Кривошипно-шатунный механизм дизельного двигателя Д-260
Основными деталями кривошипно-шатунного механизма являются: коленчатый вал с коренными и шатунными подшипниками, маховик, поршни с поршневыми кольцами и пальцами, шатуны.
Коленвал Д-260 погрузчиков Амкодор, тракторов МТЗ, автобусов МАЗ — стальной, имеет семь коренных и шесть шатунных шеек.
Для уменьшения нагрузок на подшипники от сил инерции на первой, шестой, седьмой и двенадцатой щеках коленчатого вала устанавливаются съемные противовесы. В шатунных шейках имеются полости для дополнительной центробежной очистки масла. Полости шеек закрыты резьбовыми заглушками.
Осевое усилие коленвала Д-260 воспринимается четырьмя биметаллическими сталеалюминиевыми полукольцами, установленными в расточках блока цилиндров и крышки четвертого коренного подшипника. Впереди и сзади коленчатый вал уплотняется манжетами.
На передний конец вала устанавливаются: с натягом шестерня привода механизма газораспределения (шестерня коленчатого вала) и шестерня привода масляного насоса, шкив привода водяного насоса, генератора, компрессора кондиционера воздуха (на тракторе МТЗ-1221). Для снижения уровня крутильных колебаний коленчатого вала на ступице шкива установлен демпфер силиконовый.
Поршень двигателя Д-260 ММЗ изготовлен из алюминиевого сплава. В днище поршня выполнена камера сгорания. В верхней части поршень имеет три канавки — в первые две устанавливаются компрессионные кольца, в третью — маслосъемное кольцо с расширителем.
Поршневой палец полый, изготовлен из хромоникелевой стали. Осевое перемещение пальца в бобышках поршня ограничивается стопорными кольцами.
Шатун двигателя Д-260 ММЗ — стальной, двутаврового сечения. В верхнюю головку его запрессована втулка. Для смазки поршневого пальца в верхней головке шатуна и втулке имеется отверстие. Расточка нижней головки шатуна под вкладыши производится в сборе с крышкой. Шатун и крышка имеют одинаковые номера, набитые на их поверхностях.
Крышки шатунов не взаимозаменяемы. Кроме того, шатуны имеют весовые группы по массе верхней и нижней головок. Обозначение группы по массе наносится на торцовой поверхности верхней головки шатуна. На дизеле должны быть установлены шатуны одной группы.
Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленвала Д-260 тонкостенные, изготовленные из биметаллической полосы. По внутреннему диаметру вкладыши изготавливаются двух размеров в соответствии с номиналом шеек коленчатого вала. Маховик изготовлен из чугуна, крепится к фланцу коленчатого вала болтами. На маховик напрессован стальной зубчатый венец.
Газораспределительный механизм (ГРМ) дизеля Д-260
Механизм газораспределения ГРМ дизеля Д-260 ММЗ погрузчиков Амкодор, тракторов МТЗ, автобусов МАЗ состоит из шестерен, распределительного вала, впускных и выпускных клапанов, а также деталей их установки и привода: толкателей, штанг, коромысел, регулировочных винтов с гайками, тарелок, сухариков, пружин, стоек и осей коромысел.
Распредвал — четырехопорный, получает вращение от коленчатого вала через шестерни распределения. Толкатели — стальные, имеют сферические донышки с наплавкой спецчугуном. Кулачки распределительного вала изготовлены с небольшим уклоном, за счет этого толкатели в процессе работы совершают вращательное движение.
Штанги толкателей изготовлены из стального прутка. Сферическая часть, входящая внутрь толкателя, и чашка штанги закалены. Коромысла клапанов стальные, качаются на оси, установленной в стойках. Ось коромысел полая, имеет шесть радиальных отверстий для смазки коромысел. Перемещение коромысел вдоль оси ограничивается распорными пружинами.
Впускные и выпускные клапаны Д-260 изготовлены из жаропрочной стали, перемещаются в направляющих втулках, запрессованных в головки цилиндров. Каждый клапан закрывается под действием двух пружин: наружной и внутренней, которые закреплены на его стержне при помощи тарелки и сухариков.
Уплотнительные манжеты, установленные на направляющие втулки клапанов, исключают попадание масла в цилиндры дизеля через зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками. Шестерни распределения размещены в картере, образованном щитом распределения, прикрепленным к блоку цилиндров, и крышкой распределения.
Проверка зазора между клапанами и коромыслами дизеля Д-260
Проверку и регулировку зазоров между клапанами и коромыслами двигателя Д-260 производите через 500 часов работы после проверки затяжки болтов крепления головок цилиндров или, при необходимости, на непрогретом дизеле (температура воды и масла должны быть не более 60С).
Величина зазора между торцами стержней клапанов и бойками коромысел должна быть 0,25 мм для впускных и 0,45 мм для выпускных клапанов.
При регулировке зазор между торцем стержня клапана и бойком коромысла на непрогретом дизеле Д-260 устанавливайте: — впускные клапаны — 0,25 мм; — выпускные клапаны — 0,45 мм;
Регулировку производите в следующей последовательности: — снимите колпаки крышек головок цилиндров и проверьте затяжку болтов и гаек крепления стоек осей коромысел; — проверните коленчатый вал до момента перекрытия клапанов в первом цилиндре (впускной клапан первого цилиндра начинает открываться, а выпускной заканчивает закрываться); — отрегулируйте зазоры в третьем, пятом, седьмом, десятом, одиннадцатом и двенадцатом клапанах (считая от вентилятора), затем проверните коленчатый вал на один оборот, установив перекрытие в шестом цилиндре, и отрегулируйте зазоры в первом, втором, четвертом, шестом, восьмом и девятом клапанах.
Рис.2 — Регулировка зазора в клапанах Д-260
1 – щуп; 2- контргайка; 3 – регулировочный винт
Для регулировки зазора зазоров между клапанами и коромыслами двигателя Д-260 отпустите в соответствии с рис.2 контргайку 2 регулировочного винта 3 и, вворачивая или выворачивая винт, установите между бойком коромысла и торцом стержня клапана необходимый зазор по щупу 1.
После установки зазора затяните контргайку и снова проверьте зазор щупом проворачивая штангу. По окончании регулировки зазора в клапанах поставьте на место колпаки крышек головок цилиндров.
Клапаны можно регулировать также на каждом цилиндре при положении поршня в верхней мертвой точке. Для этого проверните коленвал до момента установки поршня первого цилиндра в верхнюю мертвую точку, соответствующую концу такта сжатия и отрегулируйте зазор в клапанах первого цилиндра.
Проверните коленчатый вал на 1/3 оборота и отрегулируйте зазор в клапанах пятого цилиндра, т.е. зазор в клапанах регулируйте в последовательности, соответствующей порядку работы цилиндров (1-5-3-6-2-4), проворачивая коленчатый вал на 1/3 оборота по ходу часовой стрелки.
Последовательность операций
Регулировка клапанов Т-25 Владимирец производится в такой последовательности:
- Проверяете температуру двигателя, должен быть холодным.
- Отворачиваете гайки, фиксирующие клапанную крышку.
- Аккуратно, чтобы не повредить прокладку, снимаете клапанную крышку. Крайне желательно иметь наготове новую прокладку, поскольку старая, даже будучи неповреждённой, теряет эластичность и не может быть использована в дальнейшем.
- Проворачиваете коленчатый вал за головку болта крыльчатки системы охлаждения воздухом. На Т-25 для этого лучше использовать торцевую насадку с воротком или накидной ключ.
- Смотрите на клапана. Нужно, чтобы закрылся (полностью поднялся вверх) впускной клапан на первом цилиндре. Если считать спереди, он будет вторым.
- Совмещаете метки. Одна из них расположена на шкиве коленвала, а другая – на крышке, закрывающей приводные шестерни ГРМ.
- Вооружаетесь щупом толщиной 0,3 мм, проверяете зазор клапанов на первом цилиндре. Нормально, когда щуп проникает в пространство между носиком коромысла и шейкой клапана без усилий. Но и люфт не допускается.
- При регулировке берёте накидной ключ и отвёртку с плоским жалом. Далее действуете поэтапно: Придерживая отвёрткой регулировочный винт, ослабляем контрящую гайку.
- Фиксируя гайку ключом, вращаете отвёрткой винт, правильно выставляя зазор.
- Фиксируя винт, затягиваете контргайку.
Чтобы избежать ошибок и убедиться в отсутствии поломок системы газораспределения, повторите регулировочный цикл ещё раз.
Если зазоры изменятся, отрегулируйте ещё раз. Если и после этого проблема не устранена – ищите поломку.
При правильном обслуживании, трактор Т-25 будет работать долго, демонстрируя завидную надёжность и эффективность.
Как регулируется зажигание на тракторе Т-25?
На сколько помню занятия по тракторному делу, трактор Т-25 — дизельный, следовательно поджигание смеси происходит давления сжатого воздуха в момент, когда поршень почти находится в верхней мертвой точке. В этом месте впускной и выпускной клапана должны быть закрыты производится впрыск топлива и оно начинает гореть. Механизм ответственный за впрыск топлива это ТНВД — топливный насос высокого давления. ТНВД имеет крепежный фланец с выполненными на нем диаметрально противоположно расположенными отверстиями. Поворот ТНВД по этим посадочным отверстиям и меняет момент впрыска топлива.
Трактор Т 25 (Владимирец), как и другая сельскохозяйственная техника, требует своевременного технического обслуживания.
Бывает так, что трактор перестает заводиться, пропадает тяга, особенно после ремонта, замены топливного насоса — тогда специалисты советуют отрегулировать момент впрыска (зажигание) на двигателе Д 21.