ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РЕМОНТЕ ГОРНЫХ МАШИН
Основные сведения о ремонте горных машин.Для предупреждения износа оборудования и преждевременного выхода его из строя обслуживают и ремонтируют горные машины по заранее составленному плану.
Система планово-предупредительных ремонтов (ППР) предусматривает проведение регулярных профилактических осмотров, технического обслуживания оборудования и периодических его ремонтов.
Профилактические осмотры и техническое обслуживаниенаправлены на обеспечение длительной работоспособности оборудования. Техническое обслуживание включает ежесменный и периодический технический уход.Ежесменный уход проводят в соответствии с инструкцией по технической эксплуатации в начале и конце смены, периодический технический уход – после определенного времени работы машины независимо от ее физического состояния. Периодичность проведения и перечень выполняемых при периодическом уходе работ определяются инструкцией по эксплуатации оборудования.
Ремонт оборудования выполняют для устранения неисправностей и восстановления его работоспособности. В зависимости от вида оборудования и степени его физического износа ремонт может быть малым, средним, текущим или капитальным. Например, для погрузочных и транспортных подземных машин установлены два вида ремонта: текущий и капитальный.
Текущий ремонтнаправлен на поддержание основных параметров оборудования на допустимом техническом уровне. Предусматривается частичная разборка машин и замена вышедших из строя деталей и узлов новыми или восстановленными. Текущий ремонт оборудования, эксплуатируемого под землей, как правило, выполняется в подземных ремонтных мастерских и может продолжаться несколько суток.
Капитальный ремонт.Предусматривается полная разборка машин на отдельные узлы, их проверка, замена изношенных деталей или узлов и агрегатов новыми или реставрированными. Капитальный ремонт оборудования проводят в центральных ремонтно-механическпх мастерских или на ремонтно-механпческпх заводах. Частота ремонтов указана в инструкции по эксплуатации, которую составляет завод-изготовитель.
Физический износ оборудования зависит от времени его фактической работы, поэтому при планировании ремонтов за основу расчетных нормативов принимают 1 машино-ч.
Период времени эксплуатации оборудования от одного капитального ремонта до другого называют длительностью межремонтного цикла, а между двумя другими видами ремонта – межремонтным периодом. Определенный порядок чередования видов ремонта с заданными промежутками времени на протяжении одного межремонтного цикла называют его структурой.
Для основных видов геологоразведочного оборудования приняты типовые структуры межремонтных циклов.
По каждому виду оборудования необходимое число ремонтов рассчитывают по формуле
, (1.7)
где – среднее число единиц данного вида оборудования, находящегося в работе;
– коэффициент машинного времени, показывающий, какую часть от общего времени пребывания оборудования в работе оно находится под нагрузкой или работает вхолостую (например, для двигателей);
– общий фонд рабочего времени для одной единицы оборудования за определенный период времени, например за 1 год, ч;
– число капитальных и других ремонтов, предусмотренных для данного вида оборудования в структуре межремонтного цикла;
– длительность межремонтного цикла, машино-ч.
Для каждого вида оборудования с учетом количества эксплуатируемых единиц и структуры межремонтного цикла устанавливают расход запасных частей и материалов, планируют затраты труда.
Все машины и другое оборудование, которое вследствие физического износа по истечении установленного срока работы или другим причинам становится нецелесообразно или невозможно восстанавливать и в дальнейшем использовать, подлежит списанию с баланса предприятия.
Производительность.У горных машин различают теоретическую (расчетную) ,техническую (паспортную)
и эксплуатационную (действительную, фактическую)
производительность.
Теоретическая – производительность машины (м/мин, т/ч, м 3 /ч и т. д.) при непрерывной ее работе, определяемая с учетом типоразмера машины, т. е. зависит только от ее конструктивных параметров.
Техническая– производительность машины (м 3 /ч, м/ч, т/ч и т. д.) при непрерывной ее работе с учетом типоразмера машины в конкретных горнотехнических условиях. Например, для породопогрузочной машины эта производительность будет зависеть от плотности породы, качества ее дробления (кусковатости), влажности, формы развала и других факторов.
Действительная– производительность машины (м 3 /ч, м/ч, т/смену и т. д.), определяемая для конкретного типоразмера машины не только с учетом фактических горнотехнических условий, но и всех потерь времени по организационным, техническим и технологическим причинам. Например, при бурении шпуров бурильной установкой отключение энергии во время работы вызовет потерю времени по организационной причине, остановка для технического обслуживания установки-–по технической, а необходимость выключения бурильных машин при переходе от одного шпура к другим – по технологической.
Эксплуатационная производительность всегда меньше технической. Их соотношение называется коэффициентом использования машины по производительности и характеризует степень совершенства технологии и организации работ.
Дата добавления: 2015-10-29 ; просмотров: 691 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Организация ремонтов горного оборудования на предприятии, их виды и периодичность.
К технологическим документам, используемым при ремонте (восстановлении) изделий, относятся графические и текстовые документы, которые в отдельности или в совокупности определяют технологический процесс ремонта (восстановления) изделия или его составных частей.
При ремонте (восстановлении) деталей применяются следующие формы технологических документов, предусмотренные стандартами ЕСТД:
— титульный лист на технологический процесс восстановления деталей;
— ведомость технологических документов, определяющая состав и комплектность технологических документов, необходимых для восстановления деталей; карта эскизов;
— ведомость дефектации деталей, составляемая на детали ремонтируемого изделия для определения дефектов с указанием контролируемых параметров, применяемых средств измерения, способа устранения дефектов и трудовых нормативов;
— карта технологического процесса дефектации, предназначенная для разработки технологического процесса дефектации деталей ремонтируемого изделия, определения дефектов, описания выполняемых работ с указанием контролируемых параметров, применяемых средств измерения и трудовых нормативов;
— карта технологического процесса ремонта, составляемая для разработки технологического процесса ремонта (восстановления) детали по операциям с привязкой к имеющимся дефектам;
— карта типового (группового) технологического процесса очистки, предназначенная для разработки типового технологического процесса очистки ремонтируемых деталей по операциям;
— операционные карты, содержащие описание технологических операций с указанием переходов, режимов обработки и данные о средствах технического оснащения. Различают операционные карты: наплавки, механической обработки, термической обработки дуговой и электрошлаковой сварки, точечной и шовной контактной сварки, электрофизической обработки, электрохимической обработки;
— ведомость технологической оснастки; ведомость технологических операций контроля, содержащая перечень и описание всех операций технологического контроля, выполняемых в одном цехе, в технологической последовательности с указанием данных об оборудовании, технологической оснастке и требований к контролируемым параметрам.
Дополнительно разрабатывается ведомость расцеховки, содержащая данные о маршруте прохождения изделия по службам предприятия.
Комплектность документов оформляется при разработке технологического процесса и регламентируется стандартами предприятий в зависимости от типа производства, вида технологического процесса и других факторов.
Основные положения системы ППР
Система технического обслуживания и ремонта техники — это совокупность взаимосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества изделий, входящих в эту систему. Примером технического обслуживания и ремонта является система планово-предупредительных ремонтов (ППР), сущность которой состоит в планировании, подготовке и организации определенных видов технического обслуживания и ремонта с заданными последовательностью и периодичностью.
В основу системы положены циклы технического обслуживания и ремонта.
Цикл технического обслуживания — это наименьшие повторяющиеся интервалы времени или наработка изделия, в течение которых выполняются в определенной последовательности в соответствии с требованиями нормативно-технической документации все установленные виды периодического технического обслуживания.
Ремонтный цикл — это наименьшие повторяющиеся интервалы времени или наработка изделия, в течение которых выполняются в определенной последовательности в соответствии с требованиями нормативно-технической, документации все установленные виды ремонта.
Порядок действия системы технического обслуживания и ремонта определяется отраслевыми Положениями о плановопредупредительном ремонте оборудования.
Основными положениями системы ППР являются: повсеместное применение сменно-узлового и агрегатного методов ремонта с целью резкого сокращения простоев оборудования на ремонтных площадках; усиление работ по техническому обслуживанию и текущим ремонтам, что является необходимым условием для поддержания машин в исправном состоянии и исключения их эксплуатации в условиях прогрессирующего износа; централизация всех видов текущих, средних и капитальных ремонтов, что существенно влияет на улучшение качества ремонтных работ; централизация всех видов технического обслуживания силами специализированных бригад с применением передвижных (мобильных) технических средств; специализация и кооперирование ремонтных баз отраслей с целью резкого увеличения производства качественных запасных частей для ремонтных предприятий; централизация обеспечения, хранения, учета и распределения запасных частей и материалов; организация смазочного хозяйства на современном уровне и решение задач сокращения видов смазок, экономного расходования их, сбора и регенерации отработанных масел; организация системного изучения характера и причин изнашивания деталей и узлов оборудования для последующего использования данных в процессе совершенствования структуры ремонтных циклов и ремонтных нормативов; разработка автоматизированной системы управления (АСУП) подсистемы «Ремонт и техническое обслуживание» основного оборудования открытых работ; осуществление рациональных способов и форм ремонтов и технического обслуживания с целью снижения трудоемкости работ; обеспечение ремонтных предприятий ремонтной документацией и ремонтными нормативами; организация производственной базы, оснащение ее необходимым оборудованием и укомплектование рабочей силой из условия выполнения ремонтных работ в соответствии с установленными нормативами, а также развитие и совершенствование ремонтных предприятий; совершенствование системы подготовки кадров для ремонтных предприятий; развитие структуры ремонтных служб объединений и отраслей; создание высокоэффективных средств механизации ремонтных работ; изыскание новых методов упрочнения и восстановления быстроизнашивающихся деталей машин, а также новых износостойких материалов; организация контроля за соблюдением правил и норм по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту оборудования.
Подготовка, планирование и организация ремонтов
Для успешного проведения ремонтов осуществляют техническую, материальную и организационную подготовку.
Техническая подготовка включает в себя конструкторскую и технологическую подготовку. Конструкторская подготовка заключается в разработке ремонтных чертежей и чертежей на технологическую оснастку. К технологической подготовке относится разработка: технических условий на выбраковку и восстановление изношенных деталей, контроль и наладку механизмов (приборов, аппаратов), разборочно-сборочные и вспомогательные операции; норм и расценок на ремонтные работы и норм загрузки ремонтного оборудования.
Материальная подготовка включает в себя: изготовление технологической оснастки; приобретение запчастей, основных и вспомогательных материалов в соответствии с нормами их расходов; сооружение ремонтной площадки и оснащение ее технологическим, грузоподъемным и транспортным оборудованием.
Организационная подготовка включает в себя: разработку графиков (линейных, сетевых, оперативных) и планов организации работ; обеспечение рабочей силой соответствующих специальностей и квалификации; культурно-бытовое обеспечение; медицинское обслуживание, охрану труда и технику безопасности; договорные условия исполнителя и заказчика ремонтов — правила приема-сдачи ремонтного фонда, качество и сроки ремонтов, стоимость работ и условия расчетов, гарантии и порядок разрешения взаимных претензий.
При подготовке ремонтов составляют годовой и месячный графики ППР оборудования. Рекомендуется также составлять перспективный график капитальных ремонтов на 5—10 лет вперед.
Основанием для составления годового графика ППР являются: данные о состоянии оборудования, накопленные в процессе его эксплуатации и технических обслуживаний; нормативы периодичности и продолжительности ремонтов оборудования; перспективный график капитальных ремонтов.
Годовой график ППР увязывается с планами ведения горных работ и модернизации оборудования и утверждается руководством производственного объединения.
Месячные графики ППР составляют на основе годового графика с уточнением даты ремонтов и их продолжительности. В месячный график включают при необходимости ремонты, не предусмотренные годовым графиком.
Руководство ремонтными работами осуществляет специально назначенный начальник ремонта, отвечающий за плановые сроки выполнения полного объема ремонта и его качество. Качество работ контролируют мастера и бригадиры слесарей.
Руководители карьеров и разрезов обязаны останавливать оборудование на ремонт строго по графику.
Виды и методы ремонтов
Ремонт — это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.
В течение ремонтного цикла проводят капитальный (К), средний (С) и текущие (Т) ремонты.
Капитальный ремонт — ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
Средний ремонт — ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса изделий с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемом в объеме, установленном в нормативнотехнической документации.
При среднем ремонте горного оборудования может производиться капитальный ремонт его сборочных единиц и (или) составных частей.
Капитальный и средний ремонты должны выполняться силами ремонтных заводов или центральных электромеханических мастерских (ЦЭММ) с привлечением экипажей машин.
Одновременно с капитальным ремонтом, при необходимости, осуществляют модернизацию оборудования — изменение и усовершенствование конструкции, направленное на повышение производительности, износостойкости и безотказности оборудования, а также улучшение условий его обслуживания и ремонта.
Текущий ремонт — ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей.
К текущим относятся годовые, полугодовые, квартальные и ежемесячные ремонты.
Текущие ремонты должны выполняться силами экипажей и специализированных ремонтных бригад, оснащенных мобильными ремонтными транспортными и грузоподъемными средствами.
По срокам выполнения различают ремонты: плановый, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации; неплановый, постановка на который осуществляется без предварительного назначения; аварийный (восстановительный), выполняемый после частичного или полного разрушения узла, агрегата или машины из-за нарушения правил технической эксплуатации.
По месту выполнения ремонты разделяются на: заводской, при котором изделие для ремонта доставляется на рудоремонтный завод; полевой, при котором ремонт производится на оборудованных в карьере (разрезе) ремонтных площадках; смешанный, при котором сборочные единицы ремонтируются в условиях ремонтных предприятий, а затем устанавливаются на место на ремонтных площадках.
По стратегии различают ремонты: по наработке, согласно которой объем разборки изделия и дефектации его составных частей назначается единым для парка однотипных изделий в зависимости от наработки (м 3 , м, т, машино-ч и др.) с начала эксплуатации и (или) после капитального или среднего ремонта, а перечень операций восстановления определяется с учетом результатов дефектации составных частей изделия; по календарному времени, согласно которому объем разборки изделия и дефектации его составных частей назначается единым для парка однотипных изделий в запланированное время (год, квартал, месяц), а перечень операций восстановления определяется с учетом результатов дефектации составных частей изделия; по техническому состоянию, согласно которому перечень операций, в том числе разборки, определяется по результатам диагностирования изделия в момент начала ремонта, а также по данным о надежности этого изделия и однотипных изделий.
По методам выполнения восстановительных работ (операций) различают ремонты: обезличенный, при котором не сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному экземпляру; необезличенный, при котором сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному экземпляру изделия; агрегатный — метод обезличенного ремонта, при котором неисправные агрегаты заменяют новыми или заранее отремонтированными; поточный, выполняемый на специализированных рабочих местах с определенными технологической последовательностью и ритмом; поэтапный — метод планового ремонта, при котором объем ремонта оборудования разделяется на части и выполняется поэтапно в зависимости от технического состояния его сборочных единиц и агрегатов.
При поэтапном ремонте необходимость остановки машин на средние и капитальные ремонты отпадает. Предпосылками для разделения ремонтов на этапы явилось следующее.
С повышением единичной мощности горного оборудования открытых работ повышается его ремонтосложность и увеличивается разрыв в сбалансированности ресурса отдельных элементов и сборочных единиц.
На технический ресурс сборочных единиц оборудования влияют качество изготовления и монтажа, условия эксплуатации и уровень технического обслуживания и ремонта горных машин. Особое влияние на технический ресурс оказывают труднорегулируемые условия эксплуатации оборудования, к которым относятся: горно-геологические (крепость и абразивность разрабатываемых пород, углы падения угольных пластов и степень нарушенности месторождения); климатические (температура, сила ветра, осадки, влажность и запыленность); степень подготовки горной массы в забое; квалификация машиниста-оператора по управлению горной машиной. Указанные условия эксплуатации проявляются в режимах нагружения и интенсивности отдельных механизмов оборудования.
В конечном счете, все это сказывается на разбросе ресурса деталей и сборочных единиц, а следовательно на необходимости частого ремонтного воздействия на машину. Классические структуры ремонтного цикла строго ориентированы на периодичность и кратность объемов ремонтных воздействий (текущие, средний и капитальный ремонты). Однако практика ремонта показывает отсутствие четких критериев деления ремонта на текущие и капитальные (средние) и наличие подвижности границ последних, а также возможность замены одного вида ремонта другим. Часто при текущих ремонтах выполняется капитальный ремонт отдельного механизма, агрегата и (или) сборочной единицы. При капитальных ремонтах машины также часто приходится повторно осуществлять демонтаж, промывку, сборку, регулировку недавно восстановленных сборочных единиц, т. е. выполнять дополнительные работы, что приводит к увеличению срока нахождения машин в ремонте.
Поэтому влияние вышеперечисленных факторов на ресурс элементов и, в частности, на его рассеивание, может быть нивелировано путем разделения полного объема работ, установленного периодической формой регламента, на несколько этапов. Этому требованию отвечает поэтапный метод ремонта, в основу которого положены следующие принципы:
— полное или близкое к полному восстановлению ресурса оборудования осуществляется заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые, только в текущие ремонты. Объемы среднего и капитального ремонтов рассредоточивают по текущим ремонтам;
— объемы текущих ремонтов устанавливаются по результатам оценки фактического технического состояния узлов и механизмов оборудования при соблюдении установленной периодичности проведения плановых ремонтов.
Ремонт производится агрегатным методом специализированными ремонтными бригадами. На разрезе создается обменный фонд узлов и агрегатов. Специализированная бригада оснащается необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом (ремонтная мастерская, тягач, трайлер, кран, гидроподъемные устройства и т. д.).
Внедрение поэтапного метода позволяет более полно использовать резервы индивидуальной работоспособности каждой конкретной машины и снизить трудовые и материальные затраты на ремонты.
Кроме того, ремонты классифицируются: по исполнителям ремонтных работ — подрядные, субподрядные и ремонты силами горных предприятий (эксплуатирующей организацией; организацией, специализированной на операциях ремонта; фирменный, выполняемый силами или под руководством предприятия-изготовителя оборудования);
по руководящей ремонтной документации — ремонты по линейным и сетевым графикам (моделям), типовым проектам ремонтов, проектам организации ремонтных работ, специальным инструкциям и руководствам;
по времени выполнения — сезонные и внесезонные. Сезонные (зимние) ремонты характерны для вскрышного оборудования, которое ремонтируется в зимнее нерабочее время. Сроки ремонтов добычных машин не зависят от сезона, и ремонты выполняются круглогодично, за исключением угольных разрезов, где ремонты предпочтительнее в летний период, когда добыча топлива может быть несколько снижена.
В зависимости от технологии работ ремонты выполняются индивидуальным, агрегатным методами или методами ремонтных комплектов.
При индивидуальном методе неисправные части машин восстанавливают на месте производства ремонтных работ, а выбракованные детали узлов, механизмов, агрегатов заменяют запасными.
При агрегатном (узловом, агрегатно-узловом) методе неисправные части машин заменяют на месте производства ремонтных работ заранее отремонтированными или новыми узлами, механизмами, агрегатами.
Методом ремонтных комплектов восстанавливают машины, для которых установлен технический ресурс всех узлов и проведена его классификация. В соответствии с классификацией узлы группируют в комплекты, заменяемые единовременно после исчерпания ресурсов.
Методы ремонта агрегатный, узловой, агрегатно-узловой и ремонтных комплектов относятся к прогрессивным индустриальным методам.
Ремонт оборудования для открытых горных работ осуществляют, как правило, в полевых условиях. Ремонт вскрышных роторных экскаваторов и комплексов проводят в одну смену, добычных машин — в две смены. При ремонте в одну смену иногда привлекается вторая смена — вспомогательная, которая комплектуется ремонтным персоналом в соотношении 30— 40 % от числа ремонтников основной смены.
В разные периоды ремонта число ремонтного персонала не одинаково: на начальной и завершающей стадии оно может быть наполовину меньше, чем в середине ремонта.
Ремонт, как правило, ведут одновременно на всех машинах комплекса, поэтому важной задачей является расстановка ремонтных рабочих.
Каждая ремонтная бригада состоит из 5—9 человек и специализируется на одном виде работ. Различают бригады электросварщиков, слесарей-сборщиков, вулканизаторщиков, электриков, клепальщиков.
Ремонтные циклы машин
Продолжительность ремонтного цикла определяется сроком службы или ресурсом новых машин от начала ввода их в эксплуатацию до капитального ремонта (К), а для машин, прошедших капитальный ремонт,— между двумя последовательными капитальными ремонтами.
Структура ремонтного цикла должна удовлетворять основным требованиям: плановые периоды между различными видами ремонтов должны совпадать со сроками службы или ресурсами деталей и сборочных единиц до их плановой замены; капитальный ремонт (К) должен назначаться при необходимости замены наибольшего числа деталей и сборочных единиц в процентном отношении к числу элементов, заменяемых по всем срокам службы и ресурсам до их плановой замены.
Продолжительность и структура ремонтного цикла оборудования для открытых горных работ зависят от вида и производительности оборудования.
Для машин средней производительности назначается 4—5 – летний ремонтный цикл со структурой К—Т—С—Т—К.
Для машин большой производительности и мощного оборудования назначается 6—8-летний ремонтный цикл со структурой К—Т—Т—С—Т—Т—К или К—Т—С—Т—С—Т—К.
Межремонтный период в ремонтном цикле, как правило, одинаков между всеми видами ремонта, но может быть разным для различных циклов. Например, во втором и третьем ремонтных циклах межремонтный период на 10—15% меньше.