- Как сделать капитальный ремонт двигателя
- Характерные признаки капитального ремонта мотора
- Для чего необходим капремонт?
- Порядок выполнения ремонтных работ
- Заключение
- Видео
- Объём работ при капитальном ремонте двигателя и его особенности
- Что такое капитальный ремонт двигателя автомобиля?
- Какой пробег должен быть до капремонта?
- Когда необходим ремонт?
- Что входит в процесс?
- Необходимые запчасти
- Последовательность проведения капитального ремонта двигателя
- Демонтажные работы и разборка
- Дефектовка элементов ДВС
- Мойка двигателя и отдельных деталей
- Шлифовка блока и коленвала
- Ремонт головки блока ГБЦ
- Сборка ДВС
- Как проверить работу мотора после проведения капитального ремонта?
- Особенности обкатки
- Советы и рекомендации по правильной эксплуатации двигателя
Как сделать капитальный ремонт двигателя
Капремонт ДВС представляет собой рабочий процесс, в ходе которого каждый отдельный узел машины и сам мотор в комплекте доводятся до состояния, напоминающего заводское. Такие ремонтные работы включают в себя разборку и чистку мотора, проверку его узлов и их вынужденную замену, ремонтные работы на коленчатом вале, блоке цилиндров, топливной и масляной системах, проверку кривошипно-шатунного механизма. Не следует путать такой вид ремонта с обычной переборкой мотора. Во втором случае выполняется только разборка и замена деталей, утративших работоспособность.
Действия водителя, способствующие скорому капитальному ремонту:
- от задержки в смене масла и фильтра усиливается трение между деталями и механизмами. Появляется огромное количество продуктов отхода износа в масляной системе мотора;
- ускоряет износ ДВС масло низкого качества. От него могут стробироваться каналы, масло не поступает к механизмам в должном количестве, появляются задиры и возникает заклинивание;
- очередной фактор – плохие топливные и воздушные фильтры, не плотность соединений в системе впуска, способная привести к проникновению пыли в мотор, вызывая тем самым ускоренное изнашивание цилиндров и поршня;
- нарушения в регулировке деталей, поздние устранения разных неисправностей;
- оказывает влияние на работоспособность и эксплуатационный режим. Следует стараться соблюдать умеренность в вождении, чтобы продлить эксплуатационный период двигателя.
Характерные признаки капитального ремонта мотора
Сигналом на принятие действенных мер могут служить следующие явления:
- на СЗ появляется сильный нагар;
- повышается расходование масла и горючего;
- газообразные пары вылетают из вентиляции с явными признаками пульсирующих потоков;
- из выхлопной трубы появляется разноцветный дым;
- мощность двигателя внутреннего сгорания значительно понижается;
- мотор на холостых оборотах начинает работать неравномерно;
- двигатель перегревается, работает более жестко, с перебоями;
- в карбюраторе и глушителе появляются посторонние шумы в виде «выстрелов» или «чиханий»;
- в двигателе можно услышать посторонний шум и постукивания;
- давление масла падает.
Все перечисленные симптомы подскажут вам, что настала пора ремонтировать двигатель. Но здесь необходимо помнить, что на серьезные проблемы с мотором указывает целый комплекс неполадок, а не отдельно взятые факты. А в остальном на практике давно доказано, что капитальный ремонт двигателя внутреннего сгорания следует проводить после пробега, равного от ста до двухсот тысяч километров.
Для чего необходим капремонт?
Когда вам известно, как и когда выполнять ремонт мотора, можно избежать многих проблем с эксплуатацией автомобиля. Такой вид ремонта способен улучшить функционирование машины, продлить эксплуатационный период мотора, гарантировать уменьшение рисков отказа ДВС. Чтобы минимизировать ремонтные работы, необходимо всего лишь использовать качественное моторное масло, своевременно менять фильтра, грамотно эксплуатировать ДВС на максимальных оборотах.
Порядок выполнения ремонтных работ
Об этом стоит поговорить более подробно. Для начала двигатель внутреннего сгорания необходимо извлечь из подкапотного пространства. Выполнить это возможно при помощи специального оборудования, с помощью которого отсоединяются все системы, питающие и охлаждающие двигатель, выполняющие контроль над работой его электроники. Мотор предварительно откручивается от остова, демонтируется все навесное, ДВС поднимается и перемещается на стапель. Здесь уже выполняется очистка мотора от грязевых накоплений, окончательная разборка, промывка деталей.
Рассмотрим все действия более подробно. На начальной стадии капитального ремонта специалист определяет степень изнашивания деталей. Для этого внимательно изучается состояние коленчатого вала, измеряются диаметры задиров на каждой шейке. После этого выполняется замер биения маховика с коленчатым валом, шеек, осевого люфта вала, находящегося в блоке с цилиндрами. Мастер, выполнив трехуровневые замеры диаметров цилиндров в продольном и поперечном виде, способен определить, есть ли в их размерах и геометрических параметрах какие-либо отклонения.
Следующими действиями определяются зазорные величины между трущимися деталями – распределительным валом, клапанами, направляющими втулками и т. п.
Тщательно осматриваются и корпусные части каждой детали на предмет выявления трещин. Такая операция выполняется при помощи опрессовочного оснащения.
Установив степень износа каждого элемента и проверив результаты диагностики с предельно допустимыми значениями, мастер определит, какие работы необходимо выполнить в ходе капитального ремонта. В большинстве случаев ремонту подвергаются блок с цилиндрами, ГБЦ, коленвал.
При ремонте блока меняются съемные гильзы, выполняется растачивание и хонингование. Существуют моторы, в которых гильзы съемного типа не предусматриваются, в этом случае мастер установит ремонтный вариант. Для этого на станке растачивается цилиндр, в образовавшуюся прорезь помещается ремонтная гильза, проводится обработка, чтобы придать нужный размер.
Процесс хонингования является нанесением на цилиндрическую поверхность полос определенного профиля, с помощью которых будет удерживаться масло, улучшая смазку колец и поршневых юбок.
Цилиндр подвергается обработке до придания ему ремонтных размеров, чтобы его диаметр совпадал с размером поршня. Здесь необходимо добавить, что следует учесть значение теплового зазора, образуемого поршневой юбкой и цилиндрическими стенками.
К видам ремонтных работ, выполняемых на блоке, можно отнести восстановительный процесс постели коленчатого вала, заделку трещин блока, фрезерование привалочных плоскостей с целью их выравнивания.
Если возникнет необходимость ремонтировать ГБЦ, то мастер выполнит огромное количество небольших, но достаточно трудоемких действий. Придется заваривать трещины, менять направляющие клапанных втулок. Ремонтные работы на блоке подразумевают замену или восстановление клапанов, смену распределительного вала и толкательных элементов, восстановление форм плоскости после ее деформирования, установку новых маслосъемников.
Сложности возникают и с ремонтом коленчатого вала. Все промытые и хорошо просушенные детали в первую очередь подвергаются шлифованию, потом полируются, чтобы рельефность шеек и отверстий масляных канальчиков была ровной. В перечень ремонтных работ может войти правка и диагностирование поверхности, которая в большинстве случаев может получить повреждения в результате биения шеек.
Как только все элементы мотора отремонтированы, их необходимо очистить от стружки, уделив особое внимание масляным каналам и отверстиям охладительной системы. После этого все промывается, продувается сжатым воздухом и высушивается.
Теперь можно начинать сборку двигателя. Работы следует выполнять на стапеле, проверяя все зазорные участки в трущихся парах. Установив все элементы, выполняется развесовка поршней, пальцев и шатунов, регулируются зазорные места, проверяется натяжка ремней.
Болты, которыми соединяются корпусные элементы мотора, следует затягивать поочередно, чтобы не возникло перекашивание, способное повлечь деформирование только что отремонтированных узлов. До момента установки собранного мотора под капот, специалист ручным способом проверяет работоспособность валов, которые должны проворачиваться без особых усилий. В случае возникновения заминки необходимо вновь разобрать мотор, чтобы повторно провести замеры.
Немаловажный этап капитального ремонта мотора – его обкатка «на холодную». Еще до того, как двигатель будет установлен на машину и подсоединен ко всем системам питания, в него заливаются масло и жидкость для охлаждения, подключается питание, чтобы выполнить прогон коленчатого вала.
Такой вид обкатки необходим для того, чтобы трущиеся пары и отремонтированные (замененные) элементы мотора смогли приработаться под небольшой нагрузкой. Бывает, что специалисты обкатывают таким образом уже установленный на автомобиль двигатель, предоставив ему время для работы (около четырех часов).
Заключительный этап всего ремонтного процесса – регулирование работы мотора, которое может проводиться на специально предназначенном для этого стенде либо сразу на машине. На данном этапе мастер проверит слаженность работы цилиндров, кривошипно-шатунного механизма, всех систем двигателя внутреннего сгорания.
Заключение
Необходимо знать, что капремонт двигателя внутреннего сгорания транспортного средства дает возможность продлевать его эксплуатационный период, увеличивать ресурс, что окажет свое влияние на качество работы и общее состояние машины.
По этой причине не стоит игнорировать перечисленные выше признаки, которые уверенно заявляют о приближающейся поломке. Кроме того, рекомендуется своевременно организовывать проведение профилактических мероприятий. И хоть капитальный ремонт мотора считается мероприятием долгим и дорогостоящим, но с его помощью можно значительно улучшить состояние вашего автомобиля.
Еще одно пожелание каждому автомобилисту: выполнять капитальный ремонт двигателя внутреннего сгорания собственными силами можно, но необходимы специальные навыки. Да и вся ответственность за качество работ будет лежать только на вас.
Видео
Основной автор сайта и основатель нескольких автомобильных интернет-проектов
Объём работ при капитальном ремонте двигателя и его особенности
Для осуществления работ важно не только знать, что входит в капитальный ремонт двигателя, но и как подготовить мотор, эксплуатировать после починки. Предварительно необходимо разобрать ДВС, очистить его, оценить состояние агрегата, проверить все узлы. Если двигателю требуется «капиталка», следует основательно подготовиться к процессу, соблюдая последовательность действий и рекомендации специалистов.
Что такое капитальный ремонт двигателя автомобиля?
Капремонт машины включает в себя комплекс мер, ориентированных на замену неремонтопригодных деталей (поршни, прокладки) и починку элементов, подлежащих восстановлению до заводских показателей.
По завершении капитального ремонта у двигателя восстанавливаются технические и эксплуатационные характеристики, включая степень сжатия, уровень шума, мощность, плавность пуска. Рассматриваемый тип починки предполагает ремонт всего мотора, а не отдельных узлов.
Какой пробег должен быть до капремонта?
Ресурс для двигателей внутреннего сгорания у автомобилей среднего класса до «капиталки» берется примерно 200 тыс.км. Есть транспортные средства, которые производители позиционируют как «миллионники», способные преодолеть до 1 млн.км. Однако современные двигатели таких параметров практически не имеют, особенно у машин отечественного изготовления.
Завод ВАЗ для модели 2114 установил средний пробег 150 тыс.км, что сопоставимо с показателями большинства российских автомобилей. Этот параметр можно продлить, если своевременно устранять все текущие неполадки. У популярных иномарок запас хода до капремонта мотора составляет 200-300 тыс.км.
Когда необходим ремонт?
Причины, по которым может потребоваться «капиталка» ДВС:
- Увеличение расхода горючего и масла. Это происходит из-за появления чрезмерных зазоров, засора поршневых колец, снижения эластичности маслосъемников.
- Падение мощности ТС.
- Появление темно-синего дыма из выхлопной трубы, что свидетельствует о смешивании масла с топливной смесью.
- Постоянное свечение индикатора масляного давления.
- Мотор стучит или издает другие посторонние звуки. Такая проблема возникает по причине износа кривошипного механизма.
- Наблюдается снижение компрессии. Это свидетельствует об износе прокладок и поршневых колец.
- Образование налета, нагара на свечах.
- Необоснованный перегрев агрегата.
Что входит в процесс?
После разборки двигателя проводят мойку и чистку комплектующих элементов. Это позволит специалисту выяснить степень изношенности деталей, их ремонтопригодность либо необходимость замены. Определение зазоров сопряженных элементов, проверку цилиндров на задиры и царапины проводят после снятия ГБЦ.
В процессе дефектовки также осматривают поршни на предмет сколов, нагара, шатуны, коленвал мотора. Визуально проверяют газораспределительный узел, подшипники, пальцы, клапаны. Выполняют замеры основных деталей, сравнивая их с заводскими параметрами. После дефектовки оценивают уровень износа, сортируя запчасти для починки, замены, оставления.
Необходимые запчасти
Перед капремонтом двигателя приобретают запасные детали. Перечень основных расходных элементов:
- Коренные, шатунные вкладыши.
- Компоненты поршневого узла.
- Шатунные пальцы и втулки.
- Комплекс клапанов (на впуск, выпуск, выхлоп).
- Маслосъемники.
- Комплект прокладок.
- Клапанные седла, направляющие втулки.
- Ремкомплект с помпой.
- Насос и фильтр для масла.
- Сопутствующие элементы.
Последовательность проведения капитального ремонта двигателя
Если самому делать капремонт не приходилось, желательно пригласить опытного человека или специалиста, который разбирается в этом процессе. Процедуру следует производить в сухом освещенном гараже, все мелкие детали сортировать, не сваливая их в одну кучу. При разборке запоминают (или записывают) очередность действий. Процесс состоит из нескольких последовательных этапов.
Демонтажные работы и разборка
На скорость и трудоемкость демонтажа влияет конструкция ДВС, тип и марка автомобиля, разновидность КПП. Размещение мотора на ТС с задним и передним приводом также отличается. Карбюраторные модификации проще, быстрее в разборке, поскольку в их конструкции не предусмотрено множество электронных приспособлений, которые нужно аккуратно отключить и снять, чтобы добраться до агрегата.
На разборку мотора производства ВАЗ уйдет около 3 часов. Иностранные аналоги займут 8-10 часов. Все гайки и болты складывают аккуратно, работу выполняют не спеша.
Дефектовка элементов ДВС
Процедура состоит из следующих этапов:
- Осматривают коленвал, проверяют его размеры, изгибы, центровку.
- Исследуют корпусную часть блока цилиндров.
- Изучают состояние поршней, шатунов, прочих элементов шатунно-кривошипного узла на наличие люфта и дефектов.
- Осматривают корпус ГБЦ, детали ГРМ.
- Определяют, что можно отремонтировать или заменить.
Мойка двигателя и отдельных деталей
Не стоит пренебрегать этой процедурой. Промывка движка позволяет точнее определить степень износа, найти микротрещины в ГБЦ. Обрабатывать следует все детали отдельно с предварительной очисткой от нагара.
Шлифовка блока и коленвала
Подготовив запчасти по списку, приступают к починке, восстановлению блока и коленвала двигателя. На фрезерном и шлифующем оборудовании убирают посадочный слой ГБЦ до устранения всех сколов, макротрещин. Если на обрабатываемом узле присутствуют глубокие изъяны, значит, съем слоев выполняют в несколько заходов. Толщина убираемой поверхности за 1 раз – от 0,05 до 1 мм. На последнем этапе шлифуют изделие до появления «зеркала».
Ремонт головки блока ГБЦ
Если указанный процесс выполняют самостоятельно, придерживаются следующих шагов:
- Меняют распредвал, если их несколько – то все.
- Ставят новые клапаны впуска и выпуска.
- Крепят подготовленные направляющие втулки.
- Меняют колпаки-маслосъемники с седлами.
Если в ГБЦ замечены трещины, головка меняется и шлифуется заново либо используется аргон для заваривания дефектов.
Сборка ДВС
Список шагов по сборке двигателя:
- Монтируют разделенные вкладыши, усаживают на место коленвал.
- Устанавливают элементы шатунно-поршневой группы.
- Ставят и крепят бугели.
- Прокладки фиксируют так, чтобы они не перекрывали гнезда каналов.
- Монтируют крышки, закрывающие ДВС.
- Устанавливают помповый насос для масла.
- Крепят шкив коленчатого вала.
- Монтируют ГБЦ, картер, поддон.
- Собирают мелкие компоненты.
Как проверить работу мотора после проведения капитального ремонта?
После сборки ДВС проводится его обкатка, занимающая важное место в притирке новых деталей и всего агрегата. Не рекомендуется давать большую нагрузку на мотор, следует избегать резкого старта и рывков, пока пробег не превысит 2 тыс.км.
Обкатку выполняют, как и после покупки нового автомобиля, а это означает, что придерживаются таких правил:
- перед поездкой мотор прогревают;
- плавный разгон чередуют с постепенным торможением;
- ехать нужно на небольших оборотах;
- нельзя тормозить двигателем;
- не рекомендуется длительное время перемещаться на одинаковой скорости;
- противопоказана буксировка тяжелых грузов.
Особенности обкатки
Существует несколько способов обкатки ДВС после капремонта:
- Холодный вариант на стенде.
- На отечественных просторах распространена холодная обкатка без стенда. Она заключается в перемещении автомобиля с незапущенным мотором на буксире в течение 2 часов, скорость – около 3 км/ч. Предварительно заливают хладагент и моторное масло.
- Обкатка «на горячую». ДВС запускают, после 3 минут работы глушат. Процесс повторяют несколько раз, дожидаясь остывания агрегата после каждого запуска. При этом проверяют герметичность и прочие важные параметры.
Советы и рекомендации по правильной эксплуатации двигателя
Заниматься капремонтом мотора самому придется частично. Для расточки и шлифовки ГБЦ нужны профессиональные станки, остальные работы можно сделать своими руками. Для увеличения ресурса двигателя все расходники должны меняться своевременно, масло – через каждые 8-10 тыс.км. (после капремонта – через 500, 1000, 1500, 2000 км, дальше – по графику). Необходимо проходить ТО согласно срокам, приобретать качественные запасные части. Продлению рабочего ресурса ДВС способствует плавная, аккуратная езда без рывков и резкого старта.