Капитальный ремонт автомобиля должен обеспечить пробег до следующего капитального ремонта

§ 42. Капитальный ремонт автомобиля.

Капитальный ремонт выполняется для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса с заменой или восстановлением любых его агрегатов и узлов, включая базовые.

При капитальном ремонте осуществляются полная разборка, дефектовка, восстановление или замена деталей (кроме базовых), а также их сборка, регулировка и испытание. Капитальный ремонт позволяет восстанавливать и повторно использовать значительное количество деталей и тем самым экономить денежные средства и материалы. Себестоимость капитального ремонта с использованием существующих методов не превышает 60% себестоимости производства новых транспортных средств, а расход материалов при капитальном ремонте в 10. 15 раз меньше, чем при изготовлении, так как в качестве «заготовки» используется сама деталь. До списания автомобиль подвергается одному капитальному ремонту.

Капитальный ремонт автомобиля обусловливается прежде всего техническим состоянием кузова, его силовых элементов и основных агрегатов.

На капитальный ремонт агрегат направляется согласно принятому перечню в случае, если базовая и основные детали требуют полной разборки агрегата или если ухудшилось техническое состояние агрегата из-за значительных износов большинства его деталей в такой степени, что восстановление его работоспособности путем текущего ремонта экономически нецелесообразно.

Перечень базовых и основных деталей автомобиля, определяющий необходимость капитального ремонта агрегата

Головка блока цилиндров, коленчатый вал, маховик, раcпределительный вал

Крышка коробки передач, валы — первичный, промежуточный, вторичный

Картер ведущего моста

Картер редуктора, кожух полуоси, стакан подшипников, чашки дифференциала, крестовина дифференциала, ступица, тормозной барабан или диск, кулак поворотный переднего ведущего моста

Балка передней оси или поперечина независимой подвески

Поворотная цапфа, ступица, шкворень, тормозной барабан или диск

Картер рулевого механизма

Вал сошки, червяк-ролик, рейка-шестерня

Оперение, двери, крышка багажника

Направление автомобиля и агрегата на капитальный ремонт проводится на основании результатов анализа их технического состояния с применением средств контроля и диагностики, с учетом пробега с начала эксплуатации, а также затрат на техническое обслуживание и ремонты. Нормативный пробег нового автомобиля и агрегатов до капитального ремонта указан в нормативно-технической документации на изготовление автомобиля, а также в «Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».

Капитальный ремонт автомобиля так же, как и текущий, проводится необезличенным (индивидуальным) или агрегатным методами ремонта.

Капитальный ремонт легковых автомобилей и агрегатов выполняется на специализированных авторемонтных предприятиях (САП) и станциях технического обслуживания автомобилей (СТОА), на СТОА в основном необезличенным методом на универсальных постах. Капитальный ремонт на специализированных авторемонтных предприятиях осуществляется агрегатным (обезличенным) методом с использованием серийного и массового производства. Этот метод ремонта заключается в том, что подлежащие восстановлению автомобили (агрегаты) полностью разбирают и разукомплектовывают, детали (без учета их принадлежности к агрегатам, с которых они были сняты) обезличивают и после тщательного контроля и восстановления направляют на сборку.

Вместо выбракованных деталей используют новые или восстановленные. При этом методе ремонтного производства, как и при изготовлении, автомобили собирают по принципу взаимозаменяемости деталей. Продукцией авторемонтного предприятия по существу является заново изготовленный автомобиль (агрегат) из деталей, бывших в эксплуатации, и новых запчастей.

Читайте также:  Автосервис ремонт двигателя ходовой

Практика капитального ремонта легковых автомобилей на авторемонтных предприятиях и станциях технического обслуживания показала, что наиболее прогрессивным с точки зрения обеспечения качества является индивидуальный ремонт автомобилей с обезличенным методом ремонта агрегатов и узлов, а наиболее производительным — агрегатный метод ремонта автомобилей.

Вопросы по теме: 1. Что такое текущий ремонт автомобиля? 2. Что такое капитальный ремонт автомобиля? 3. Какие методы ремонта вы знаете? 4. Каковы основные этапы организации капитального ремонта?

  • Организация технического обслуживания

§31. Капитальный ремонт

Капитальный ремонт предназначен для вос­становления работоспособности автомобилей и агрегатов и обеспечения пробега до следующе­го капитального ремонта (или списания) не менее 80% от нормы для новых автомобилей и агрегатов. Техническое состояние и комплект­ность автомобиля и его агрегатов при сдаче в капитальный ремонт и приемка из ремонта должны соответствовать единым техническим условиям на сдачу и выдачу из капитального ремонта. Между капитальными ремонтами автомобиль подвергается техническому обслу­живанию и текущему ремонту.

Агрегат направляется в капитальный ре­монт, если базовая деталь и основные детали (табл. 10) нуждаются в ремонте, требующем полной разборки агрегата или работоспособ­ность агрегата не может быть восстановлена, а также в том случае, если восстановление эко­номически нецелесообразно путем проведения текущего ремонта.

При капитальном ремонте агрегата осуще­ствляют полную разборку, дефектовку, восста­новление и замену деталей, сборку, регулиров­ку и испытание.

Легковые автомобили и автобусы направляются в капитальный ремонт при необходи­мости капитального ремонта кузова. Если ра­ма и кабина, а также не менее трех других ос­новных агрегатов грузового автомобиля в лю­бом сочетании требуют капитального ремонта, то он направляется в капитальный ремонт.

Потребность в капитальном ремонте опре­деляется комиссией, назначаемой руководите­лем автотранспортного предприятия. Комиссия производит тщательный анализ технического состояния автомобиля или агрегата с учетом пробега, расхода запасных частей и составляет акт.

При капитальном ремонте автомобиля про­изводится полная разборка его на агрегаты, а агрегатов на детали.

Капитальный ремонт автомобилей, агрега­тов, узлов и приборов должен выполняться на специализированных авторемонтных пред­приятиях.

10. Базовые и основные детали агрегатов автомобиля

Наименование
Агрегатов Базовых (корпусных) деталей Основных деталей
двигатель и сцепление блок цилиндров головка блока цилиндров, коленчатый вал, маховик,
коробка передач и раздаточная картер коробки крышка коробки, валы ведущий, промежуточный и ведомый
карданная передача трубы карданного вала фланец-вилка, вилка скользящая
ведущий мост картер ведущего моста кожух полуоси, картер редуктора, стакан подшипников, чашки дифференциала, крестовина дифференциала, ступица, тормозной барабан или диск, кулак поворотный переднего ведущего моста
передний мост балка переднего моста оси или поворотная цапфа, ступица, шкворень, тормозной барабан или диск
рулевое управление картер рулевого управления и вал сошки, червяк, рейка-поршень, винт рулевого
кабина грузового автомобиля каркас кабины оперение кабины, двери, крышка багажника
кузов автобуса каркас основания кожух пола, шпангоуты
платформа грузового автомобиля основание платформы поперечина, балки, пол платформы
рама продольные балки поперечины, кронштейны рессор
устройство подъемное платформы корпус гидравлического подъемника,

корпус насоса коробки отбора мощности

Капитальный ремонт легковых автомобилей и агрегатов выполняется на специализированных авторемонтных предприятиях (САП) и станциях технического обслуживания автомобилей (СТОА) на СТОА в основном необезличенным методом на универсальных постах.

Капитальный ремонт на специализированных авторемонтных предприятиях осуществляется агрегатным (обезличенным) методом с использованием серийного и массового производства. Этот метод ремонта заключается в том, что подлежащие восстановлению автомобили (агрегаты) полностью разбирают и разукомплектовывают, детали (без учета их принадлежности к агрегатам, с которых они были сняты) обезличивают и после тщательного контроля и восстановления направляют на сборку. Вместо выбракованных деталей используют новые или восстановленные. При этом методе ремонтного производства, как и при изготовлении, автомобили собирают по принципу взаимозаменяемости деталей. Продукцией авторемонтного предприятия по существу является заново изготовленный автомобиль (агрегат) из деталей, бывших в эксплуатации, и новых запчастей.

Практика капитального ремонта легковых автомобилей на авторемонтных предприятиях и станциях технического обслуживания показала, что наиболее прогрессивным с точки зрения обеспечения качества является индивидуальный ремонт автомобилей с обезличенным методом ремонта агрегатов и узлов, а наиболее производительным — агрегатный метод ремонта.

Выбор и корректировка пробега до капитального ремонта

Пробег до КР, км

Lкр = Lкр H . Ккр , (3)

где Lкр H — нормативный пробег базовой модели(см. табл. 2.1 источник[3]), км;

ККР — результирующий коэффициент корректирования пробега до 1 КР

K1, К2, К3 — коэффициенты (см. табл. 2.8 — 2.10 источник [3])

До следующего капитального ремонта, км:

= 0,8 . Lкр

Средневзвешенный пробег автомобиля за цикл.

Для сокращения объема идентичных расчетов производственной программы по группе «новых» и «старых» автомобилей одной модели, (технологически совместимой группы), определяют средний (средневзвешенный) межремонтный пробег автомобиля за цикл (LКРСР = LЦ):

(4)

А, А’ — соответственно среднесписочное число автомобилей, не выполнивших норм пробега до I КР («новые») и выполнивших эти нормы («старые»), но находившиеся в эксплуатации, а также после КР (принимается по данным АТП или устанавливается в задании на проектирование).

Примечание: Если автомобили конкретного АТП не подвергаются КР, то значение L’kp и Lkpcp не определяются и деление автомобилей на «новые» и «старые» не производится, а определяется только значение Lкр (формула 3), которое используется в дальнейших расчетах (см. табл.4, где LKP взята в скобки).

Так как постановка автомобилей на обслуживание производится с учетом среднесуточного пробега (Lсс) через целое число рабочих дней, то пробеги до ТО-1, ТО-2 и КР должны быть кратны Lсс и между собой.

Для наглядности данные корректирования этих показателей (нормативные и поученные расчетом величины) следует свести в таблицу 4.

Таблица 4. Корректирование пробегов до ТО-1. ТО-2 и КР для трех групп автомобилей АТП (пример).

Модель основного автомобиля группы Обозначе ние Пробег, км
Вид пробега нормативный Откорректи- рованный Принятый к расчету
ЗИЛ- 130
Среднесуточный Lсс
ТО-1 L1 145 . 15 = 2200
До ТО-2 L2 2900 . 4 = 8800
До КР Lкрср 8800 . 19 = 167200
(средневзвешенное)
До 1-го КР (Lкр) (192000) 8800 . 19 = (193600)
КамАЗ-5320 То же по всем видам пробега Lсс
L1 145 . 15 = 2200
L2 2900 . 4 = 8800
Lкрср 11600 . 14 = 162000
(Lкр) (192000) 11 600 . 17 = (197200)
ГАЗ-53-12 То же по всем видам пробега Lсс
L1 145 . 15 = 2200
L2 2200 . 4 = 8800
Lкрср 8800 . 11 = 96800
(Lкр) (112000) 8800 . 13 = (114400)

1. Условия эксплуатации — г.Новосибирск.

2. Дорожное покрытие — асфальт, цементобетон;

3. Рельеф местности — равнинный (до 200м);

4. Среднесуточный пробег — Lсс = 145 км;

5. Природно-климатические условия — холодный район;

6. Агрессивность окружающей среды — неагрессивная;

7. Списочный состав парка (см. табл. 2)

Периодичность ТО.По таблице приложения 1[1] периодичность ТО грузовых автомобилей для I КУЭ составляет :

=3000 км; =12000 км. Автомобили АТП работают в большом городе, расположенном в равнинной местности на дорогах с хорошими покрытиями.

Эти дорожные условия согласно табл.2.7 [3] соответствуют III КУЭ, для которых при определении пробегов автомобилей до ТО и КР вводится коэффициент K1= 0,8 (см. табл.2.8 [3]).

Кроме того, в связи с размещением АТП в районе с холодным климатом и умеренной агрессивностью окружающей среды эти пробеги корректируются коэффициентом К3 = К / . К // =0,9 . 1,0 = 0,9 (см. табл. 2.10[ 3])

Следовательно, пробег до ТО-1 составит L1= 3000 . 0,8 . 0,9 = 2160 ≈ 2200 км и до ТО- 2 — L2 = 12000 . 0,8 . 0,9 = 8640 ≈ 8800 км. Величины периодичности округлены до целых сотен км и сохранена их кратность : n = = = 4

Отклонение при округлениях составило + 2%, что не превышает допустимых ±10 %. Кратность пробегов n = (число рабочих дней, через которые планируется проведение ТО-1) составит = 15,17 ≈ 15 дней.

Пробег до КР.Из табл. 2.3. [3] находим норму пробега автомобиля ЗИЛ-130, которая в 1 КУЭ равна 300 тыс.км. Эта норма уточняется с помощью результирующего коэффициента Ккр= К1 . К2 . Кз

Коэффициенты: K1=0,8; К2=1,0 (базовый автомобиль); К3 = К / . К // = 0,8 . 1,0 = 0,8 см. табл.2.10 [3]. Таким образом, норма пробега автомобиля ЗИЛ-130 до КР для конкретных условий эксплуатации составит (см. формулу 3) LKp=300000 . 0,8 . l,0 . 0,8 =192000 км.

Пробег автомобиля после КР = 0,8 . 192000 = 153600 км.

По данным табл.2 число «новых» автомобилей ЗИЛ-130 на АТП составляет 45 ед., число «старых» — 100, тогда

= 165500 км

Кратность пробегов n = = Принимаем n =19 и корректируем значение средневзвешенного пробега по принятой кратности:

LКРСР = L2 . n = 8800 . 19= 167200 км.

Аналогично корректируются нормы пробега до ТО-1, ТО-2 и для других основных моделей соответствующих групп автомобилей (в нашем примере КамАЗ-5320 и ГАЗ-52-04).

Читайте также:  Рабочая часть машины для разрушения волокна 7 букв
Оцените статью