Новейшие Камазы на «Комтранс-2019». Камаз с независимой подвеской ROSTAR.
Вчера завершилась выставка коммерческой техники «Комтранс», проходившая в Москве в выставочном комплексе «Крокус Экспо». Мероприятие оказалось очень насыщенным различными экспонатами от всех самых известных производителей грузовиков и автобусов мира. Совсем не чета MIMS`у, проходившему в прошлом году (который проигнорировали многие автомобильные марки). Были представлены такие бренды, как MAN, IVECO, DAF, RENAULT и др. Но обзор наш начнём всё же с отечественной марки КамАЗ! Техники от завода из Набережных Челнов было представлено много. Экспозиция была обширной, как в зале, так и на улице. Посмотрим на самое интересное.
Главная новинка — КАМАЗ-54901. Эти тягачи в экспозиции были выставлены по цветам российского флага.
В мае КАМАЗ и Daimler запустили новый завод кабин DaimlerKAMAZRUS. С тех пор предприятие выпустило примерно 80 тягачей премиум-класса КАМАЗ54901.
Полноценное серийное производство «камазовской» модели с принципиально новой кабиной пятого поколения K5 должно начаться в конце 2019 года или в начале 2020 года. В декабре KAMAZ будет отмечать юбилей, возможно оба события завод и совместит. К слову, в общей сложности уже есть заказ на приобретение 2300 экземпляров 54901-го в 2020 году и 1000 машин — в 2021 году.
В дальнейшем КАМАЗ планирует создать новую линейку семейства К5. В следующем году на рынке появится модель, адаптированная для работы в строительном секторе — самосвал КАМАЗ-6595. В течение 2,5 лет вся гамма нового семейства тягачей, состоящая из пяти модификаций, будет полностью освоена. KAMAZ54901 поколения К5 гарантировано просуществует на рынке 20 лет и со временем вытеснит текущую модель КАМАЗ-5490 поколения К4 (используется лицензионная кабина от Mercedes Benz-Axor образца 2001 года) из гаммы КАМАЗа.
КАМАЗ-54901 получил кабину К5, разработанную на основе каркаса кабины MercedesBenzActros четвёртого поколения (выпускается с 2012 года). Их производство запущено на вышеупомянутом новом заводе в Набережных Челнах. Предприятие способно по полному циклу выпускать до 50 тысяч кабин в год, большую часть которых используют для «КАМАЗа-54901», часть — для «Актроса».
Кабина К5 впервые в истории Камского автозавода отличается большим объемом пространства в салоне: от пола до потолка — 1980 мм, а внутренняя ширина — 2270 мм. В салоне 54901-го органы управления и панель приборов с доступом на расстоянии вытянутой руки, сиденье с широким диапазоном регулировок, два спальных места и 10-дюймовая мультимедийная система с сенсорным экраном.
КАМАЗ-54901 оснащён новым рядным шестицилиндровым двигателем Р6. 12-литровый турбодизель КАМАЗ-Р6 создавался в сотрудничестве с немецко-швейцарской компанией Liebherr. Заявленный ресурс силового агрегата равен 1,5 млн км при межсервисном интервале 150 000 км. Двигатель способен выдавать от 400 до 550 л.с. Максимальную мощность мотор развивает при 1900 об/мин, крутящий момент составляет 2060 Нм при 1300 об/мин. Мотор агрегатирован с «экономичной» роботизированной 12-ступенчатой коробкой передач ZF Traxon. В планах также рассматривается возможность установки и механической коробки передач.
Стоимость начальной комплектации тягача составит 6,5 млн рублей. В ценник заложен обязательный трехлетний сервисный контракт, покрывающий гарантийный период. Для сравнения за 7 млн рублей рынок предлагает новую Scania или Mercedes-Benz Actros в «базе». В начальное же в оснащение -54901-го заявлены система экстренного оповещения «ЭРА-ГЛОНАСС» с автоматическим срабатыванием при опрокидывании, ограничитель максимальной скорости (функцию устройства выполняет адаптационный блок совместно с электронным блоком управления двигателем), система стабилизации ESP. В качестве опций доступны: предпусковой подогреватель двигателя, автономный отопитель и кондиционер (с хладагентом R134A). (источник информации)
КАМАЗ — 6355 «Арктика» (с кабиной К5)
Этот гигант стоял рядом с раллийным 4326 (43509). Причём второй, при своих так же вполне внушительных размерах, выглядел словно игрушечный!
Традиционный участник подобных мероприятий камазовский «спортсмен». Представленная модель — КАМАЗ-43509 с бортовым номером «500» команды «Камаз-Мастер». Этот автомобиль экипажа Эдуарда Николаева — победителя прошедшей «дакаровской» гонки в Перу.
Далее «изюминка» камазовской экспозиции — самый первый КАМАЗ. Модель 5320 №000001 1976 года!
Удалось даже посидеть внутри.
А на улице ждал ещё один интересный экспонат. Правда он не заводской сборки.
Камаз-43502 с полностью независимой подвеской. И это первый такой Камаз. Как говорил представитель фирмы ROSTAR, в которой эта подвеска разработана и установлена на шасси, можно делать все оси управляемые, можно устанавливать любое количество осей на раму в зависимости от длины рамы. Под вопросом, правда, осталась система регулирования давления в шинах. На представленном образце её по всей видимости не было.
Благодаря новой конструкции подвески удалось увеличить грузоподъёмность автомобиля, клиренс и ход колёс. Улучшена плавность хода, геометрическая проходимость.
Тест-драйв КАМАЗ-54901: новый флагман из Набережных Челнов 17:09, 16 августа 2019 Версия для печати
КАМАЗ провел предварительную презентацию своей новой флагманской модели 54901 — предсерийные образцы были представлены на подмосковном автодроме ADM Raceway.
Целью мероприятия, с большой долей вероятности, была не презентация для журналистов, а эдакий бета-тест, то есть ознакомление с новой моделью потенциальных клиентов и попутный сбор отзывов от водителей, которым была предоставлена возможность проехаться на «голове» по трассе автодрома.
Итак, КАМАЗ-54901 — флагманская модель нового тяжелого магистрального грузовика. Надо отметить, что ничего подобного доселе на КАМАЗе не создавалось, исключая опытные и экспериментальные образцы, далее которых дело на заводе не пошло.
Создание подобного грузовика стало возможным только после объединения усилий с рядом именитых брендов. Так, полноценная кабина для магистрального грузовика появилась только после начала плотного сотрудничества с концерном Daimler AG в рамках проекта СП «Даймлер КАМАЗ Рус». Впрочем, как и ведущие мосты, и много чего еще. Роботизированная коробка передач адаптирована совместно с компанией ZF. Рядный дизельный силовой агрегат создавался хоть и с нуля, однако совместно с компанией Liebherr.
Тест-драйв КАМАЗ-54901: новый флагман из Набережных ЧелновТест-драйв КАМАЗ-54901: новый флагман из Набережных ЧелновТест-драйв КАМАЗ-54901: новый флагман из Набережных Челнов
Если кратко, разработчик заложил в концепцию новой машины четыре основных принципа: снижение стоимости владения, сохранение остаточной стоимости на достаточно высоком уровне, снижение требований при подборе водительского состава работодателем и повышение безопасности.
Попробую пройтись по каждому из тезисов. На снижение стоимости владения будут играть такие ключевые показатели, как уменьшенный на 10% расход топлива и практически 50-процентное снижение затрат на техническое обслуживание.
Снижение расхода топлива будет достигаться за счет установки нового рядного шестицилиндрового дизельного двигателя КАМАЗ-910.12-450 (Евро-5), автоматизированной коробки передач ZF Traxon, ведущего заднего моста с гипоидной передачей Daimler HL6, а также существенно улучшенной аэродинамики кабины.
В частности, в качестве преимуществ нового двигателя были названы такие его особенности, как усиленный блок цилиндров из серого чугуна, стальные поршни, степень сжатия 17,5, масляный фильтр с повышенными фильтрующими свойствами, масляный насос увеличенной производительности, высокое давление сгорания топлива (1800 бар), оптимизированная программа управления двигателем, а также предполагаемый ресурс 1,2 млн км.
К системам ежедневного обслуживания обеспечен удобный доступ
Автоматизированная 12-ступенчатая коробка передач ZF Traxon будет обладать расширенным набором функций, в числе которых движение с ограниченной передачей на малых скоростях, помощь при трогании на подъеме, движение накатом, функция раскачивания, режим ползущей передачи, а также режимы Eco и Power.
Применение заднего ведущего моста Daimler HL6 с 1-ступенчатой гипоидной передачей, по замыслу разработчиков, также позволит увеличить экономичность. Данный мост отличается уменьшенной массой, бесшумной работой и применением передаточного отношения главной передачи 2,278.
Наконец, не последнюю роль в экономии топлива сыграют аэродинамические характеристики кабины за счет особой ее формы и установки полного комплекта обтекателей, снижающих коэффициент лобового сопротивления.
Снижению затрат по ТО должны будут способствовать увеличенный межсервисный интервал (с 80 до 120 тыс. км) и использование телематики (мониторинг транспортного средства с контролем за расходом топлива и техническим состоянием ТС).
Предполагается, что высокая остаточная стоимость нового грузовика будет достигаться за счет просторной кабины (пользуются повышенным спросом на вторичном рынке), увеличенного ресурса компонентов (до 1,2 млн км) и надежности. Последние два показателя пока лишь голословные утверждения, которые еще необходимо подтвердить реальными наработками. В общем, должно пройти время.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время имеется дефицит квалифицированных водителей, и, ко всему прочему, данная профессия утрачивает свою привлекательность. Устранить негативные факторы призваны как улучшение условий труда, так и применение современных ассистентов.
Для улучшения условий труда в новом грузовике использована новая кабина увеличенного объема с ровным полом, множеством вещевых отсеков и полок, удобным водительским сиденьем и полноценным спальными местами. Наличие, как в легковых автомобилях, многофункционального рулевого колеса, мультимедийного устройства и климатической установки также должно сыграть на положительный имидж профессии водителя магистрального грузовика.
Мультимедийная система, многофункциональный руль, отменная эргономика — все призвано послужить повышению имиджа профессии водителя
Нивелирование недостаточной профессиональной подготовки призваны обеспечить автоматизированная коробка передач и бортовая информационная система (БИС). В функции последней входит оперативное планирование и прокладка маршрута к пункту назначения с помощью встроенной навигации, прослушивание аудиоинформации, совершение телефонных звонков, управление климатом и контроль за техническим состоянием грузовика.
В свободное от работы время эта же система скрасит досуг и предоставит выход в интернет для общения с родственниками и коллегами.
Наконец, безопасность. Один их ключевых аспектов бесперебойной эксплуатации транспортного средства, которое является источником повышенной опасности. Безопасность разделяется на пассивную и активную.
К пассивной относятся такие элементы, как усиленный каркас кабины и использование трехточечных ремней безопасности. К активной — EBS, ABS, ESP и ASR. С 2020 года к ним присоединится электронная система помощи водителю ADAS. С ее установкой тягач встанет в один ряд с признанными лидерами этого сегмента грузовиков. В перечень ассистентов войдут адаптивный круиз-контроль, мониторинг слепых зон, ассистент экстренного торможения, система распознавания дорожных знаков и сигналов светофора, а также система предупреждения о выезде с полосы движения.
Немного об ощущениях от вождения нового грузовика.
В который раз приходится констатировать, что вождение «головы» — дело не благодарное.
Никаких реальных впечатлений от управления такой машиной не остается: хватает мощности двигателя или нет, как ведет себя тягач в сцепке — непонятно.
Внешний вид нового флагмана оставил благостное впечатление. Ни кича, ни изысков. В общем, все в меру. Доступ в кабину удобный. Поскольку в угоду аэродинамике дверь удлинили для закрытия ступенек, вызывает вопросы выступ на двери. Не будет ли за него цепляться одежда?
Ровный пол, удобные кресла, полноразмерные спальные места, вместительный бокс под кроватью — отличительные черты нового магистральника
В кабине сразу впечатлили объем и ровный пол. Это то, чего у серийных КАМАЗов никогда не было. Отменная эргономика рабочего места водителя, естественно, позаимствована от «Актроса», но с некоторой переработкой. Именно поэтому не вижу особого смысла останавливаться на элементах интерьера. Скажу одно: цветовая гамма лично мне пришлась по вкусу, как и наличие достаточного количества боксов для водительского скарба и двух полноценных спальных мест.
Подстраиваться особо не пришлось. Регулировки кресла, рулевой колонки, расположение органов управления на панели приборов, а также подрулевые переключатели, да и сам многофункциональный руль ненамного отличаются от того, что имеет место на тягачах «большой семерки».
Выступ на двери — не самое удачное решение. Можно порвать одежду, получить рану — или он попросту отвалится сам собой.
А вот дальше можно было наблюдать «детские болезни». К примеру, во время разгона чувствовались легкие рывки при переходе с одной передачи на другую. Несмотря на приличную частоту вращения коленвала двигателя (1100 об/мин), моторный тормоз существенно запаздывал с отработкой. При входе в поворот приходилось задействовать рабочую тормозную систему. Думается, вопросов было бы еще больше, будь за плечами груженая фура.
На входе в поворот все-таки пришлось задействовать рабочую тормозную систему: моторный тормоз оказался не на высоте
Непонятно, как проявит себя в реальной эксплуатации «короткая полка» максимального крутящего момента (900–1300 об/мин). Хватит ли запаса по моменту? Кстати, в технической характеристике она вообще никак не отражена.
Напомню, машина предсерийная. Даже на презентации вскользь было сказано об изменении прошивок в ходе доводки силового агрегата перед запуском грузовика в серийное производство.
Что имеем на выходе? Завод предоставляет на КАМАЗ-54901 гарантию в течение 12 месяцев без ограничения пробега, а на силовую линию — 36 месяцев или пробег 360 тыс. км (в зависимости от того, что наступит раньше). Сервисный пробег увеличен до 120 тыс. км.
Начиная с декабря 2019 года новый флагман будет доступен в одной-единственной комплектации. Ее уровень соответствует набору, который считается выше среднего. Так вот прейскурантная цена на такой грузовик с включенным в цену сервисным контрактом составит 6 436 000 рублей.
Здесь необходимо сделать пару-тройку разъяснений. Все грузовики будут продаваться только с включенным в сделку сервисным контрактом, куда входят все ТО и материалы, все ремонты по расширенной гарантии (3 года или 540 тыс. км), замена АКБ (один раз), эвакуация до ближайшего сервисного центра КАМАЗа, а также систему мониторинга ИТИС-KAMAZ. Таким образом производитель подстраховывается на период доводки грузовика. В цену включена и дилерская маржа. Из этого следует, что реально для покупателя она окажется ниже. Все будет зависеть от «жадности» дилера и его личных взаимоотношений с клиентом. Ждем декабря.
МИМОХОДОМ
В представленном материале я обмолвился о наработках по созданию полноценного магистрального тягача (в части кабины) как собственными силами, так и с привлечением сторонних организаций, в том числе и зарубежных. Вот некоторые из них.
1976 год КАМАЗ-Э6410 (Макет 2)
1988 год КАМАЗ-5415M (54255) — на мой взгляд, самая удачная разработка
1989–1990 год Макет от Дмитрия Парфенова (СПб)
2011–2012 год: разработка корейской DMEC (корейцы и дизайн — весьма спорный союз)
Попутно были попытки приобщить к кооперации на поставку кабин зарубежные фирмы.
1989 год Sisu SM
Последняя стратегия увенчалась успехом, после того как КАМАЗ создал в 2008 году СП с Daimler AG. Именно после этого события была получена лицензия на сборку 25 тыс. кабин Axor шириной 2300 мм (2012), затем на дорогах появился приемлемый региональный тягач КАМАЗ-5490 (2013), а вслед за ним — и КАМАЗ-5490 NEO (2017).
Дожав партнера, КАКМАЗ получил добро на создание завода по сборке кабин Actros уже четвертого поколения. Именно с этого момента забрезжил свет в конце тоннеля в получении КАМАЗом входного билета в элитный клуб производителей магистральных грузовиков международного класса. Собственно, это и стало началом рождения КАМАЗ-54901 (2019).
Кто-то спросит: а из-за чего, собственно, сыр-бор? Взяли да и сделали нормальную кабину. МАЗ за это время создал не одну. Вся беда в том, что затраты на создание новой кабины составляют треть от всех расходов на новую машину. Именно поэтому «большая семерка» обновляет модельные ряды раз в 10–15, а то и в 20 лет. Правда, есть еще и такое понятие, как скаредность, но это уже тема совершенно другого разговора.