Октановое число газа.
Добиться полного сгорания топлива в бензиновом двигателе невозможно. Именно из-за этого в выхлопе обязательно содержится СО – окись углерода, которая представляет собой вредное для человека вещество. Если сравнивать между собой выбросы газовых и бензиновых двигателей, то на первый взгляд особой разницы между ними не существует: количество углеводородов, поступающих в окружающую среду, и в первом, и во втором случае оказывается примерно одинаковым. Однако опасность представляют не сами углеводороды, а продукты их окисления. В этом плане газовые двигатели имеют несомненное преимущество: выделяемый ими метан отличается от других углеводородов наибольшей устойчивостью к окислению.
Газ превосходит бензин не только по показателю экологичности, но своей энергоэффективностью. В двигателе внутреннего сгорания применяется классический принцип, который основан на использовании четырех циклов. В конечном счете, мощность двигателя зависит от степени сжатия топливной смеси (ее верхний предел ограничивается возможностью детонации, при которой происходит взрыв). Способность топлива противостоять детонации называется октановым числом. Для природного газа этот показатель в среднем равняется 108. О подобном результате любым маркам бензина остается только мечтать.
Еще одно преимущество природного газа перед бензином заключается в том, что его концентрация, необходимая для горения, оказывается более низкой, чем у конкурента. Иными словами, газовый двигатель может обходиться более бедными горючими смесями. Регулируя концентрацию газа в смеси, мы тем самым получаем уникальную возможность управлять мощностью двигателя, который становится заметно более «послушным» по сравнению с бензиновым.
Газовые двигатели примерно в 1,5-2 дольше, чем конкуренты, способны обходиться без ремонта. Это связано с тем, что при сгорании природного газа образуется намного меньше твердых частиц, которые ускоряют процесс износа поршней и цилиндра. Химические свойства газа таковы, что он практически не способствует коррозии металла и не смывает защитную масляную пленку, покрывающую металлические поверхности (в отличие от жидкого топлива).
Справедливости ради следует отметить, что наряду с явными достоинствами у природного газа есть и свои недостатки. Так плотность метана примерно в 1000 раз ниже, чем аналогичный показатель у бензина. Поэтому для того, чтобы в стандартный бак поместилось достаточное количество топлива, его плотность приходится увеличивать искусственно, главным образом – путем сжатия до 200-250 атмосфер. В таком виде метан может храниться лишь в специальных баллонах, устанавливаемых в багажниках автомобилей.
У метана есть одна полезная особенность, которая дает надежду многим автолюбителям. Дело в том, что при низкотемпературном сжижении (температура может опускаться до -1200С) объем этого газа уменьшается примерно в 600 раз. Теперь его можно перевозить в специальных баках, напоминающих бензиновые. Давление в них не будет превышать 6 атмосфер (это примерно соответствует напору воды в домашнем кране). Данная технология не находится на стадии разработки, а уже хорошо освоена и активно используется во многих развитых странах: Японии, США, Норвегии и др. Даже разработаны специальные танкеры, предназначенные для перевозки охлажденного метана.
Добавим также, что это вещество абсолютно безвредно, поскольку при его сгорании образуется лишь углекислый газ и вода.
Альтернативой метану является пропан-бутан – синтетическое топливо, получаемой путем переработки нефти, а также конденсации попутных газов. Чтобы эта смесь оставалась в жидком состоянии, при ее перевозке и хранении необходимо постоянно поддерживать давление в 16 атмосфер.
Конструкция газобаллонного оборудования, работающего на пропан-бутане в целом проще, а заправка такого автомобиля со стороны мало чем отличается от заправки бензином.
Пропанобутановая смесь обладает столь же высоким октановым числом, как и метан, но отличается от него более высокой экономичностью. На 100 км пробега требуется примерно 45 литров пропан-бутана, а метана – примерно в два раза больше.
Какое октановое число у газа для автомобилей
Преимущества газа перед бензином:
- октановое число газа (пропан-бутана, метана) – 105-112, но сгорает он более мягко, что приводит к меньшей нагрузке на поршни двигателя;
- увеличение межремонтного периода работы двигателя в 1,5 раза;
- увеличение срока службы моторного масла в 1,5–2 раза;
- снижение уровня шума работы двигателя на 3–8 дБ (минимум в два раза);
- увеличение срока службы свечей зажигания на 40%;
- снижение токсичности выхлопных газов: СО – в 2–3 раза, N0 – в 1,2 раза, СН – в 1,3–1,9 раза.
Основные аргументы «За» и «Против»
Среди многих автолюбителей и даже работников автосервисов бытует заблуждение, что газовая система питания небезопасна, может повредить двигатель, снизить его мощность, моторесурс и увеличить расход топлива. Подобные страхи не имеют под собой никакого основания, но переубедить человека в обратном бывает просто невозможно. Дело в том, что времена первых проб и низкокачественного оборудования давно прошли, и на данный момент технология хорошо отработана.
Опыт эксплуатации газобаллонных автомобилей показывает, что эти автомобили в аварийных ситуациях менее пожаро- и взрывоопасны, чем оснащенные бензиновыми двигателями. Газ или бензин в смеси с воздухом может загореться только при высокой концентрации в определенном объеме. Из-за специальных добавок в случае утечки газа не почувствовать его запах просто невозможно. А вот утечку бензина можно и не заметить. При аварии и повреждении газовых трубопроводов мультиклапан моментально прекратит подачу газа, а разрушить газовый баллон очень сложно. Таким образом, вытекающий после аварии бензин представляет гораздо более серьезную опасность.
Для хранения автомобиля с газом в закрытом помещении на каждом трубопроводе, выходящем из баллона, предусмотрено не менее трех независимых друг от друга запорных устройств. На заправочном трубопроводе: вентиль на блоке арматуры, обратный клапан блока арматуры, заглушка заправочного устройства. На трубопроводе, питающем двигатель: вентиль блока арматуры, скоростной клапан, электромагнитный газовый клапан с фильтром и разгрузочное устройство редуктора.
Перевод автомобиля на газ не требует серьезной переделки двигателя. Двигатель, работающий на газе, требует минимальной регулировки. Улучшается работа системы зажигания, срок службы свечей возрастает на 40%. При работе двигателя на газе происходит более полное сгорание газовоздушной смеси, чем при работе на бензине. Как следствие, улучшаются условия смазки трущейся пары «цилиндр – поршневые кольца», поскольку несгоревший бензин смывает масло со стенок цилиндров. Уменьшается нагарообразование в камере сгорания головки блока цилиндров и на поршнях, поскольку сокращается количество углеродистых осадков. Заметно снижается суммарная токсичность отработавших газов. При правильно выбранном режиме работы на газовом топливе уровень создаваемого двигателем шума снижается на 3–8 дБ, да и сам двигатель начинает работать мягче.
Газ – высококачественное топливо с октановым числом около 105. Поэтому ни на одном режиме работы двигателя не возникает детонация.
Применение газа заметно снижает по сравнению с бензином суммарную токсичность отработавших газов. Более чем втрое уменьшается количество токсичной окиси углерода СО (угарный газ), в 1,6 раза – содержание канцерогенных углеводородов СН, состоящих из частиц несгоревшего топлива. Концентрация окиси азота NO и двуокиси NO2, образующихся в процессе горения смеси кислорода и азота (безвредный азот, попадая в камеру сгорания из атмосферы, превращается в ядовитое соединение – оксиды азота), при работе двигателя на газе снижается в 1,2 раза.
Наряду с перечисленными достоинствами газобаллонного автомобиля следует отметить и ряд присущих ему недостатков, а именно: невозможность запуска двигателя в холодное время года на газу; снижение мощности двигателя на 7%; увеличение металлоемкости автомобиля на 25–30 кг, баллон в багажнике занимает место, есть тороидальные баллоны, устанавливаемые в нишу запаски, но они дороже.
На давление газа в баллоне оказывает влияние температура окружающей среды. Поэтому надо следить, чтобы машина не перегревалась. При полном заполнении баллона (паровая подушка отсутствует) даже незначительное повышение температуры может привести к резкому увеличению давления. Автомобильная арматура имеет специальное устройство, автоматически перекрывающее заправочный канал при достижении заполнения полезного объема баллона на 80%. При достижении указанного объема дальнейшая заправка баллона прекращается.
Учитывая физические свойства газа, ввиду различной теплотворной способности, расход пропан-бутановой смеси должен быть больше расхода бензина. Теоретически расход газа можно определить, сравнив энергию единицы объема для разных видов топлива:
- пропан – 6100 ккал/л;
- бутан – 6834 ккал/л;
- бензин – 7718 ккал/л;
- пропан-бутановая смесь (50%х50%) – 6470 ккал/л;
- пропан-бутановая смесь (90%х10%) – 6175 ккал/л.
Таким образом, одному литру бензина соответствует 1,19 л пропан-бутановой летней смеси или 1,25 л пропан-бутановой зимней смеси.
На данный момент существует достаточно большое количество производителей газового оборудования. Ограничений по объему двигателя нет, одинаково хорошо ставится и работает газовое оборудование как на двигателях объемом 1,6 L, так и на 2,8 L и выше. Серьезной проблемой может стать отсутствие свободного места в багажнике в случае установки стандартного баллона большого объема. Решением проблемы может стать установка тороидального баллона в нишу для запаски. Такой баллон объемом 48–50 литров по размеру соответствует колесу 195/65R15, но стоит дороже, чем обычный. Не следует забывать, что полезный объем на 15–20% меньше реального.
На практике при правильной установке и регулировке расход газа может либо соответствовать расходу бензина, либо превышать расход бензина на 10–20% в зависимости от условий (зима, активное вождение и т. д.), типа двигателя и газового оборудования.
Автомобиль, работающий на сжатом природном газе
На сегодняшний день большинство автомобилей используют в качестве топлива продукт переработки нефти – бензин; если увеличение количества автомобилей будет идти нынешними темпами, то разведанных запасов нефти хватит примерно на 40 лет (данные фирмы British Petroleum). Перевод автотранспорта на альтернативные виды топлива может стать одним из решений этих сложных задач. Среди многих альтернатив бензину природный газ сегодня является наиболее приемлемым по экономическим, экологическим и ресурсным характеристикам.
Среди основных факторов, позволяющих говорить о природном газе как о полноценной замене бензина, можно назвать следующие:
- более высокая ценовая стабильность и экономическая привлекательность для конечных потребителей;
- более высокие потребительские свойства при использовании в качестве энергоносителя или сырья;
- необходимость замещения нефти другими видами сырья для ее высвобождения в интересах тех отраслей хозяйства, где она не может быть заменена;
- более высокая степень экологической безопасности при добыче, транспортировке, переработке, реализации и использовании;
- доказанные мировые запасы природного газа существенно превышают запасы нефти.
Во всем мире на газе работает свыше 3,2 млн транспортных средств. В Европе сегодня происходит настоящий газовый бум. Европейская комиссия планирует до 2010 г. заменить природным газом до 10% потребления бензина, что соответствует переоборудованию на газ 23 млн автомобилей. Заводской выпуск автомобилей, работающих на природном газе, освоили практически все ведущие мировые автомобильные фирмы.
Преимущества сжатого газа перед сжиженным
Сжиженный нефтяной газ (СНГ) тяжелее воздуха в 1,5–2 раза и при утечке может скапливаться в помещениях, образуя с воздухом взрывоопасную смесь. Сжатый природный газ (СПГ) легче воздуха в 1,6 раза и при утечках моментально улетучивается, не создавая взрывоопасной смеси. Нижний предел воспламенения СПГ – 5%, в то время как у сжиженного газа он составляет: у пропана – 2,4%, у бутана – 1,8%. Таким образом, СПГ менее взрывоопасен. Чтобы случился взрыв, его должно накопиться в 2,5 раза больше, чем СНГ.
Приняты соответствующие меры безопасности на случай пожара. Предусмотрена новая конструкция баллонов, в которых хранится СПГ. Эти баллоны более прочные. Они не взрываются, поскольку содержат разрывную предохранительную мембрану (по температуре). При работе на СПГ не нужно регулярно сливать из редуктора маслянистый конденсат, имеющий крайне неприятный запах. Конденсат здесь просто не образуется. В выбросах отработавших газов доля СО ниже, чем в выбросах СНГ, а содержание СН меньше на 25%. Большую часть выбросов составляют безвредные водяные пары.
Что еще можно считать безусловным плюсом сжатого газа – это то, что его нельзя сделать суррогатным, подделать и предложить в таком виде покупателю. В то время как на многих заправках бензин или солярка являются смесью неизвестно чего.
Ко всему прочему, газ не смывает масло с деталей цилиндропоршневой группы, позволяя экономить до 40% масла по сравнению с бензином. Газ уменьшает ударные нагрузки на двигатель и дает возможность хорошо отрегулированному мотору служить в полтора раза дольше. Эффективность кубометра природного газа эквивалентна литру бензина, в то время как его стоимость не превышает 50% от стоимости бензина. Все это существенно снижает эксплуатационные затраты.
Переоборудовав свой автомобиль для работы на газе, водителю не следует опасаться, что цены на топливо неожиданно возрастут и ударят по его бюджету в самый неподходящий момент. Цены на природный газ устанавливает правительство, и поэтому они не подвержены сезонным колебаниям, как цены на бензин.
В общем, есть немало оснований сегодня называть газ идеальным топливом. Все это привело к тому, что парк газобаллонных автомобилей во всем мире весьма быстро растет и сегодня достиг 3,1 миллиона. К примеру, в Европе за последние годы число таких автомобилей увеличилось на треть, а количество газовых заправок росло еще быстрее – за то же время оно удвоилось.
Кроме того, заправленный сжатым газом автомобиль освобождает его водителя от излишне пристрастного экологического контроля со стороны представителей ГАИ и от связанной с этой процедурой потери времени, денег и нервов.
Все о газобаллонном оборудовании (ГБО)
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Необходимо производить подсчеты в каждом конкретном случае. Следует учитывать стоимость установки ГБО и его окупаемость, с учетом того, что, как правило, расход газа больше расхода бензина на 10%. Существует общее мнение, что если ежегодный пробег меньше 10000 км, то ставить ГБО не стоит.
Что меняется в конструкции автомобиля при установке ГБО?
Почти ничего. Только в разрыв топливной магистрали вставляется электромагнитный клапан для отключения подачи бензина. Остальные штатные узлы и детали изменениям не подвергаются, газовая аппаратура является дополнением, которое можно в любой момент отвинтить и установить, например, на автомобиль соседа. После установки ГБО автомобиль сможет ездить на двух видах топлива — газе и бензине.
Какие плюсы у газового топлива по сравнению с бензином?
Не только цена, из-за которой обычно ГБО устанавливается.
- при работе на газе не бывает детонации (октановое число больше 100),
- цилиндропоршневая группа двигателя служит дольше (газ не смывает масло со стенок цилиндров и лучше перемешивается с воздухом, что способствует более равномерному сгоранию),
- масло можно менять реже, поскольку оно медленнее теряет свои свойства,
- гораздо меньше образуется нагара,
- менее вредный выхлоп, не возникает проблем с ГАИ по поводу СО.
Что такое редуктор?
Редуктор — это обязательная составная часть ГБО. Дело в том, что газ на заправке заправляется в баллон под давлением в 10–15 атмосфер. Кроме того, газ в баллоне находится не в парообразном виде, а в сжиженном, в виде жидкости. Эта жидкость под давлением поступает в редуктор (через ГК). В редукторе давление понижается с 10–15 атмосфер до атмосферного давления. Это объяснение крайне упрощенное. В каждой конкретной системе есть свои тонкости.
Отключать ли бензонасос у инжекторных машин?
Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Существуют два популярных мнения. Теоретики и установщики говорят, что отключать насос не надо, так как могут повредиться форсунки. Практики утверждают, что с форсунками ничего не случится, а отключением бензонасоса можно сохранить ресурс этого насоса. Компромиссом является такой вариант: отключать бензонасос, но заводиться на бензине, чтобы не повредить форсунки.
Как влияет ГАЗ на клапана?
На этот вопрос тоже нет однозначного ответа. В теории клапана работают в более теплонагруженном режиме, поэтому их ресурс должен уменьшаться. Однако практика показывает, что езда на газе никак не влияет на состояние клапанов. Точнее, не влияет езда на правильно настроенном оборудовании. Катайтесь на газе и не думайте ни про какие клапана!
Какие бывают баллоны для ГБО?
Баллоны для ГБО бывают двух видов — цилиндрические и тороидальные. Цилиндрические бывают различного диаметра и длины. При наличии времени и денег можно подобрать баллон практически любой емкости. Тороидальные баллоны, как правило, небольшого объема и предназначены для установки в нишу запасного колеса. Их полезный объем не превышает 40 литров.
Каков расход газа относительно бензина? И какая динамика на газе?
Принято считать, что нормальный расход газа при использовании ГБО составляет от 100 до 110% расхода бензина, то есть если у вас расход газа больше расхода бензина более чем на 10%, надо искать причину этого явления. Иногда (на продвинутых системах ГБО) расход газа равен расходу бензина. По поводу динамики. В идеале динамика на газе должна равняться динамике на бензине. Очень редко бывает так, что динамика на газе лучше, чем на бензине. Чаще всего динамика на газе чуть хуже, чем на бензине, и это нормально. С этим нужно либо смириться, либо заменить свое ГБО на более продвинутое :).
Влияет ли наличие ГБО на работу на бензине?
Ответ на этот вопрос однозначен — правильно установленное ГБО (газобаллонное оборудование) НИКАК не влияет на работу на бензине. Если это не так, проблема скорее всего в неправильной установке. Хотя возможно и другое: если смеситель установлен над карбюратором, он может чуть обогащать смесь на бензине, так как частично перекрывает подачу воздуха. Однако это может сказаться только на расходе бензина, но не на качестве работы мотора на бензине.
Заводимся в холодную погоду
По ГОСТу на ГБО мотор должен заводиться при температуре до 5 градусов. Большая часть из доступного газового оборудования (ГБО) позволяет заводиться и при более низкой температуре, хотя это может отрицательно сказаться на долговечности оборудования. Кроме того, если совсем не пользоваться бензином, могут прийти в негодность резиновые части карбюратора. Так что лучше всего в холодную погоду заводиться на бензине и потом переходить на газ.
Газ на турбированный двигатель
Вопреки массовому мнению, ГБО можно ставить на турбированные двигатели, но только инжекторное ГБО. Для этого типа ГБО неважно, под каким давлением воздух поступает в мотор. ГБО само, собственным давлением впрыснет столько газа, сколько нужно.
Как часто менять воздушный фильтр при езде на газе?
Любое ГБО более чувствительно к чистоте воздушного фильтра (по сравнению с ездой на бензине). Поэтому рекомендуют менять воздушный фильтр чуть чаще, чем при езде на бензине. Допустим, раз в 10 000–12 000 км. Если расход газа Вашего автомобиля увеличился и Вы сомневаетесь в чистоте фильтра, лучше замените фильтр.
ГБО и свечи зажигания
Бытует мнение, что для газа нужны свечи, отличные от обычных. Некоторые фирмы даже делают свечи с надписью LPG, «для газа». Но опыт показывает, что для езды на газе подходят обычные свечи. Главное, чтобы эти свечи были исправными, так как плохая свеча — это вероятность «обратного хлопка», последствия которого для инжекторного мотора могут быть весьма плачевными.
При установке ГБО для работы на КПГ двигатель теряет мощность до 18%.
После установки ГБО автомобиль становится двухтопливным и может работать на бензине или газе по желанию водителя, что увеличивает пробег автомобиля без заправки до 900 км.
- Газовый редуктор-испаритель (электронный или вакуумный);
- Смеситель;
- Электромагнитный клапан газа с газовым фильтром;
- Электромагнитный клапан бензина;
- Мультиклапан;
- Система вентиляции мультиклапана баллона.
- Выносное заправочное устройство;
- Электронный блок управления клапанами;
- Трубопроводы;
- Газовый баллон;
- Дозатор.
Перечисленная аппаратура может устанавливаться на автомобили как с карбюраторным, так и с инжекторным двигателями.
По желанию потребителя на автомобиль с инжекторным двигателем может быть установлена аппаратура с распределенным впрыском газа.
Состав ГБО для работы на КПГ:
- газовые баллоны;
- баллонные вентили;
- выносное заправочное устройство;
- магистральный электромагнитный клапан;
- газовый редуктор (электромагнитный или вакуумный );
- дозатор;
- смеситель;
- электромагнитный клапан бензина;
- электронный блок управления клапанами;
- трубопроводы;
- система вентиляции вентилей баллонов.
Описание ГБО для работы на КПГ.
- Газовый баллон: стальной, бесшовный или металлопластиковый. Предназначен для хранения сжатого газа метана под давлением МПа (200 кгс/см 2 ).
- Вентиль перекрывает подачу газа из баллона к ГБО. Вентиль имеет скоростной и предохранительный (пожарный) клапаны.
- Выносное заправочное устройство предназначено для заправки баллонов газом. Включает в себя вентиль заправочный, обратный клапан, адаптер для подключения к заправочной колонке.
- Магистральный электромагнитный клапан предназначен для прекращения подачи газа к редуктору и управляется блоком управления. Может устанавливаться непосредственно на газовом редукторе.
- Газовый редуктор предназначен для снижения давления с 20 МПа (200 кгс/см 2 )
до 0. Включает в себя три ступени: снижения давления, камеру для подогрева газа, пусковой электромагнитный клапан, манометр, винт регулировки холостого хода. Вакуумный редуктор, в отличие от электронного, вместо пускового электромагнитного клапана имеет разгрузочную диафрагму, управляемую вакуумом от двигателя. Для пуска пусковой дозы газа при запуске двигателя разгрузочное устройство имеет электромагнитную катушку, управляемую кнопкой на блоке управления. - Дозатор газа предназначен для регулировки потока газа, подаваемого в смеситель. Поток газа регулируется винтом.
- Смеситель предназначен для образования газовоздушной смеси и бывает трех типов:
- Смеситель, устанавливаемый над карбюратором;
- Смеситель-проставка, устанавливаемая над дроссельными заслонками в карбюраторе;
- Смеситель для инжекторного двигателя с заслонкой от хлопков, устанавливаемый на впускной коллектор.
- Электромагнитный клапан бензина предназначен для прекращения подачи бензина в карбюратор при работе двигателя на газе. Клапан имеет ручной привод на случай отказа электромагнита.
- Трубопроводы стальные или из нержавеющей стали бесшовные, стальные трубопроводы в защитной пластиковой оболочке. Коэффициент запаса прочности 4.
- Каждый баллонный вентиль, расположенный в багажном отделении или салоне имеет вентилируемый корпус.
Инструкция по эксплуатации ГБО (метан)
****В процессе эксплуатации автомобиль должен подлежать осмотру с целью проверки герметичности всех соединений ГБО, а также надежности крепления баллонов: визуально — ежедневно, раз в неделю мыльным раствором в случае подозрения на утечку газа из ГБО.
В случае сильной утечки газа водитель должен стравить газ с баллонов в систему низкого давления или в атмосферу (в безопасном месте вдали от жилого массива на ветреном прогоне).
На баллонах ГБО автомобиля находится заправочный и аварийно-расходный вентиль. Заправочный вентиль предназначен для заправки автомобиля газом. При въезде на заправку необходимо высадить всех пассажиров в безопасной зоне, заглушить двигатель, выключить массу авто и заземлить его.
- Вставить заправочный палец с клапаном и закрыть его.
- Открыть заправочный вентиль.
- Определить остаток по счетчику колонки и оплатить заправку.
- Рекомендации: при заправке находиться только возле своей колонки. Запрещено ходить вокруг автомобиля, переступать шланги, открывать дверь и т.п.
- По истечении заправки выключить колонку.
- Закрыть заправочный вентиль.
- Открыть клапан сброса давления со шланга и вытащить палец.
В случае утечки газа при заправке из-под пальца необходимо заменить сальники, которые находятся у заправщика. Расходно-аварийный вентиль предназначен для перекрытия доступа газа к редуктору в случае утечки газа под капотом. Его необходимо закрывать в том случае, если машина находится на стоянке в закрытом помещении (боксе).
**** Раз в неделю для профилактики закрыть и открыть вентиль во избежание его окисления.
Порядок пуска двигателя
Пуск двигателя на холодную производится только на бензине, по достижению температуры двигателя 60° по датчику установить переключатель на нейтральное положение и выработать бензин из карбюратора до остановки двигателя. После чего установить переключатель в положение газ и завести двигатель на газу, не нажимая педаль газа или медленно нажимая после того, как начали крутить стартер.
Если двигатель не завелся с трех попыток, необходимо установить переключатель на нейтральное положение и сделать продувку двигателя, крутя стартером, при этом нажав акселератор до конца. При дальнейшем отказе работы двигателя на газу необходимо его перевеcти на бензин и обратиться к специалисту.
Переход с газа на бензин осуществляется сразу на высоких оборотах двигателя или в ходу автомобиля, чтобы двигатель успел закачать бензин.
**** Рекомендовано в течение рабочего дня переводить двигатель на бензин несколько раз на короткий период для обмывания клапанов и осей дроссельных заслонок, во избежание их износа.
Работа двигателя и его регулировка
Работа двигателя на газу зависит от его нормальной работы на бензине.
На газу двигатель более чувствителен к мелким неисправностям:
- подсосу воздуха (по коллектору, дросселям и смесителю);
- углу опережения зажигания;
- нестабильному напряжению на анодах свечей (прыгает стрелка тахометра и датчика зарядки АБ);
- в работе системы ЭПХХ (экономайзер принудительного холостого хода);
- чистоте фильтра (замена воздушного фильтра производится каждые 5 тысяч);
- устойчивая работа двигателя во многом зависит от регулировки клапанов.
Регулировка двигателя на газу производится двумя винтами:
- винт качества (холостой ход) на редукторе;
- винт количества (дозатор) на шланге подвода газа и карбюратору (инжектору).
Ставьте дозатор в среднее положение, запускайте двигатель, поддерживая дроссель рукой открытым, на 1/3 закручивайте дозатор до уменьшения оборотов, после чего отпустите его на 1,5 оборота. Далее, поддерживая его работу дросселем на минимальных оборотах, выкручивайте (закручивайте) винт качества на редукторе до момента увеличения оборотов по мере отпускания дросселя. Тем самым, найдя max обороты, вы должны винтом качества свести их к min холостого хода и, откручивая винт, медленно установить настоящий холостой ход.
Зажигание по газу должно быть раньше ( + ) на:
10 * — для 95 бензина;
15 * — для 76 бензина,
потому что октановое число газа выше (метан-105; пропан-102). Устойчивая работа двигателя во многом зависит от регулировки зазора клапанов.