Какое масло применяют для смазывания деталей ДВС?
Ответ. Для смазывания деталей двигателя применяютя высококачественные моторные масла, получаемые из нефти (минеральные) и из синтезируемых кремниевых соединений (полусинтетические и синтетические). Все моторные масла должны обладать свойствами, необходимыми для работы ДВС, — липкостью, вязкостью, омыляемостью, температурной стойкостью и т.д.
Масло должно иметь хорошие антикоррозионные свойства. Для повышения качества к моторным маслам добавляют специальные присадки. Для двигателей сельскохозяйственных тракторов применяют минеральные масла групп В, Г и Д.
Масла группы В предназначены для среднефорсированных дизелей, Г для высокофорсированных, Д для дизелей с турбо-наддувом. Марки масел М-8Г2, и М-10Г2, обозначают следующее: М моторное; 8 и 10 — кинематическая вязкость, мм/с, при 100°С; В и Г — принадлежность к группе масла; индекс 1 для карбюраторных двигателей; 2 — для дизелей.
Масло должно строго соответствовать марке двигателя и сезону. Слишком вязкое масло плохо проходит в зазоры между трущимися деталями, недостаточно вязкое не удерживается в зазоре. В обоих случаях увеличивается износ трущихся поверхностей деталей и снижается мощность двигателя. Летом применяют более вязкое масло, чем зимой.
Летом применяют моторное масло с кинематической вязкостью 10 мм 2 /с, зимой — 8 мм /с По зарубежной классификации АРI (Американский нефтяной институт) отечественным маслам для дизелей групп Г и Д соответствуют масла СС и СD, по классификации SАЕ (Общество инженеров-автомобилестроителей США) SАЕ-20W (зимнее) и SАЕ-30 (летнее).
Надежность работы двигателей во многом зависит от чистоты моторного масла. Оно не должно содержать механических примесей и воды, которые попадают в него при транспортировке, приеме, выдаче и хранении.
Назвать составные части и приборы контроля смазочной системы.
Ответ. Масляный насос (рисунок 9). Циркуляцию масла в смазочной системе двигателя создает шестеренный насос. Он установлен на крышке первого коренною подшипника коленчатого вала. Насос состоит из маслоприемника 7, корпуса I, крышки 2 и двух шестерен. В корпусе насоса выполнены два цилиндрических колодца для установки шестерен. Ведущая шестерня насоса 4 крепится шпонкой на валу 3, который опирается на бронзовые втулки, запрессованные в корпусе и крышке насоса. Ведомая шестерня 6, находясь в зацеплении с ведущей, свободно вращается на оси 9, запрессованной в корпусе. Вращаясь в разные стороны, шестерни зубьями перегоняют масло от входного отверстия
|
Рисунок 9 — Масляный насос: а — устройство; б — схема работы; 1 — корпус; 2 крышка; 3 ведущий вал; 4 — ведущая шестерня; 5 выходное отверстие; 6 — ведомая шестерня; 7 — маслоприемник;
8 — сетка маслоприемника; 9 ось; 10 — редукционный клапан; 11 — регулировочный винт
У крышки насоса имеется прилив, в расточке которого смонтирован редукционный клапан 10. Он предотвращает чрезмерное повышение давления, создаваемого масляным насосом при пуске холодного двигателя, когда масло имеет большую вязкость.
Привод масляного насоса осуществляется от коленчатою вала через приводную шестерню.
Масляный радиатор предотвращает перегрев масла в летнее время. Он состоит из одною ряда овальных стальных трубок.
К концам трубок приварены штампованные стальные коллекторы, а к последним — штуцеры, к которым кренят масло подводящие и масло отводящие трубки и ушки для крепления радиатора. Масляный радиатор установлен перед водяным радиатором.
Масляный радиатор.
Масляный радиатор охлаждает масло в летнее время. Он представляет собой неразборный узел, состоящий из ряда стальных трубок овального сечения и двух бачков: нижнего и верхнего. Для увеличения поверхности охлаждения на каждой трубке навита спираль из тонкой стальной ленты. У масляных радиаторов некоторых двигателей трубки радиатора проходят через охлаждающие пластины, бачки разделены перегородками. К бачкам приварены штуцера, к которым монтируют маслоподводящие и маслотводящие трубки и ушки для крепления радиатора. Масляный радиатор установлен впереди водяного радиатора. У двигателей с воздушным охлаждением масляный радиатор выполнен из единой многократно изогнутой трубки с навитой на нее ленточной спиралью. Масло, двигаясь по трубкам радиатора, обдуваемого снаружи воздухом, охлаждается при полностью открытых жалюзи или шторки на 10-12°С.
Масляный фильтр.
Для очистки от механических примесей масла, циркулирующего в системе двигателя, служит масляный фильтр. У большинства современных автотракторных двигателей в качестве фильтра применяют центробежный очиститель (реактивную центрифугу).
В центрифугах (рис. а) масло очищается под действием центробежных сил, возникающих при вращении ротора.
Схема работы центрифуги:
а — реактивной, б – полнопоточной активно-реактивной,
1 — ротор, 2 — механические примеси, 3 — ось, 4 — маслозаборная трубка, 5 — маслоподеодящий канал,
6 — жиклер (форсунка), 7 — корпус ротора, 8 — насадок, 9 — пустотелая ось, 10 — маслоотводящая трубка,
11-корпус фильтра, А, Б — каналы, В-кольцевая полость.
Основные части центрифуги — ротор 1 и ось 3 которая нижней частью ввернута в корпус фильтра. Масло в центрифуге очищается следующим образом. Из масляного насоса оно под давлением поступает через продольное и радиальное отверстия оси и центрирующей колонки внутрь ротора 1. Из ротора масло подходит через трубки к калиброванным отверстиям — жиклерам (форсункам) 6 и вытекает из них с большой скоростью. Отталкивающее действие (реакция) вытекающих струй масла вызывает вращение ротора в обратную сторону. Масло, вытекающее из ротора в корпус фильтра, сливается в картер двигателя.
Термобиметаллический импульсный манометр масла состоит из датчика и указателя. В корпусе датчика установлена латунная мембрана, в которую упирается пластина с контактом, соединенным с массой. Внутри датчика укреплена изолированная от корпуса П-образная биметаллическая пластина с контактом. На пластину намотана обмотка, которая одним концом соединена с контактом, а другим — с изолированным от крышки зажимом датчика. Датчик ввернут в резьбовое отверстие блока цилиндров или фильтра грубой очистки масла и соединен с масляной магистралью. Приемник указателя давления устроен так же, как и приемник указателя температуры.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Масла и смазки. Моторные масла
Смазочные масла – это фракции нефти, содержащие углеводороды, с температурой кипения выше 350 ºС. Они легче воды (плотность при 20 ºС в пределах от 870 до 950 кг/м3) и практически в ней не растворяются.
Все масла нефтяного происхождения делятся в соответствии с ГОСТ 17479-85 на четыре типа:
- моторные (для авиационных, газотурбинных, карбюраторных и дизельных двигателей);
- трансмиссионные (в том числе для гидропередач, гидродинамичных и гидрообъемных приводов);
- специальные (турбинные, компрессорные и др.);
- различного назначения.
Для смазывания узлов автотранспортной техники в основном используются масла первых двух типов.
Основными свойствами автомобильных масел являются:
- антифрикционные;
- противоизносные и противозадирные;
- противоокислительные свойства и склонность к лакоообразованию;
- защитные и антикоррозионные.
Антифрикционные свойства характеризуют способность масел снижать затраты энергии на преодоление трения. Антифрикционные свойства масел определяются вязкостью, вязкостно-температурными свойствами, подвижностью масел при пониженных температурах.
Вязкость определяет возможность создания жидкостного трения. Чем больше вязкость, тем надежнее жидкостное трение и меньше износ. С увеличением вязкости улучшается уплотнение зазоров и уменьшается расход масла, но возрастают затраты энергии на преодоление трения внутри масляного слоя. Вязкостно-температурные свойства показывают изменение вязкости смазок и масел в зависимости от температуры. Лучшими являются те масла, у которых вязкость с понижением температуры возрастает не особенно резко. Это облегчает пуск двигателя и трогание машины с места при низких температурах.
Потеря подвижности масла происходит при его значительном охлаждении. При этом из масла выделяются высокоплавкие углеводороды, образующие пространственную структуру.
Потеря подвижности масел характеризуется температурой застывания. По температуре застывания можно судить о нижней температурной границе применения моторного масла (при холодном пуске двигателя) и о нижнем температурном пределе возможности трогания автомобиля с места без предварительного разогрева агрегатов трансмиссии (для трансмиссионного масла).
Противоизносные и противозадирные свойства масел проявляются в способности масел образовывать на поверхности трения прочную пленку, которая предохраняет трущиеся детали от непосредственного контакта, снижает их износ и противостоит возникновению задиров.
Пленка на поверхности трущихся деталей образуется в результате адсорбции поверхностно-активных веществ, входящих в состав масел, а также вследствие химического взаимодействия с металлом некоторых веществ, вносимых в масло в виде присадок. Образующаяся в последнем случае окисная пленка под давлением плавится и обеспечивает надежную смазку, что особенно важно в гипоидных передачах, в которых удельные давления достигают высоких значений.
Противоокислительные свойства и склонность масел к лакообразованию характеризуют способностью масел противостоять окислению под воздействием окружающей среды. Масляные фракции являются сложной смесью различных углеводородов, неодинаково взаимодействующих с кислородом. Скорость и глубина протекания окислительных процессов зависят от температуры реакций, поверхности соприкосновения масла с кислородом воздуха и каталитическим действием металлов.
Защитные и антикоррозийные свойства масел и смазок проявляются в защите металла от коррозии. Вместе с тем в маслах практически всегда содержатся вещества, которые сами могут корродировать металлы. К ним относятся органические кислоты и сернистые соединения, а также неорганические кислоты и щелочи. Особенно усиливается коррозионность масла в присутствии воды.
Улучшение свойств автомобильных масел достигается за счет добавления различных присадок.
1. Моторные масла
Основное назначение системы смазки двигателей внутреннего сгорания – осуществление подвода масла к трущимся деталям для уменьшения трения и износа за счёт создания на трущихся поверхностях масляной плёнки. Это позволяет снизить потери мощности двигателя на преодоление сил трения. Во время работы двигателя масло, вводимое между деталями, непрерывно циркулирует, охлаждает детали и уносит продукты износа. Тонкий же слой масла, находящийся на поршневых кольцах и цилиндрах, не только снижает их износ, но и улучшает компрессию двигателя. Поэтому от качества применяемого моторного масла зависит надежность работа двигателя.
Масло должно соответствовать конструкции смазочной системы двигателя, условиям эксплуатации, качеству применяемого топлива.
В настоящее время ассортимент моторных масел значительно увеличился. Это обстоятельство связанно с тем, что действующий в настоящее время автомобильный парк состоит из старых и новых моделей автомобилей, и с появлением в большом количестве на нашем рынке зарубежных масел.
Улучшение эксплуатационных свойств моторных масел и увеличение срока их замены достигается повышением качества базовых масел, путем усложнения и ужесточения технологического процесса их производства.
1.1 Эксплуатационные свойства моторных масел
Показатели эксплуатационной надежности автомобильных двигателей во многом определяются качеством моторных масел: вязкостнотемпературными, антиокислительными и антикоррозионными свойствами. Для оценки вязкостных свойств масел при изменении температур определяются их вязкостно-температурные характеристики (ВТХ) в диапазоне температур от -18 до +100 ºС. В идеальном случае вязкость масел не должна зависеть от температур. Для “сглаживания” ВТХ масел в них вводятся загущающие присадки (загущают масло в зоне высоких температур) и депрессаторы (снижают вязкость в зоне низких температур). Загущающие присадки – полиизобутилены КП-5, КП-10, КП-20 и полиметакрилаты В-1 и В-2. Депрессорные присадки – полиметакрилат Д, А3НИИ-ЦИАТИМ-1, АФК.
Окисление моторных масел. Продуктами окисления моторных масел являются отложения – нагары, лаки и шламы. В камере сгорания двигателя масло сгорает, образуя нагар при температуре, достигающей 2000 ºС. Уменьшению нагара способствует работа двигателя с полной нагрузкой на высоком тепловом режиме, при снижении теплового режима двигателя слой нагара увеличивается.
Для повышения устойчивости масел к окислению в них добавляют антиокислительные присадки (ингибиторы окисления). Наиболее распространены присадки – ВНИИНП – 354, ДФ – 11 и ДФ – 1.
Для улучшения противокоррозионных свойств моторных масел в них вводят присадки ВНИИНП – 360, ЦИАТИМ – 239 и другие, образующие на поверхности металла защитные пленки.
Моюще-диспергирующие свойства. Под моющим эффектом понимают способность масел препятствовать прилипанию загрязняющих примесей к поверхности деталей двигателя. Диспергирующая способность – это свойство масел препятствовать укрупнению частиц загрязняющих примесей и удерживать их в состоянии устойчивой суспензии. Присадки для улучшения моюще-диспергирующих свойств масел – ПМСЯ, С – 150, ЦИАТИМ – 339, ВНИИНП – 360, ИХП – 101, БФК, АСК и др.
Способность моторного масла снижать износ трущихся поверхностей деталей ДВС и препятствовать образованию на них задиров улучшается путем введения в масла присадок – ЭФО, ЛЗ – 309/2, ДФ – 11, ЛЗ – 9/6, ЛЗ – 23К и др.
Антифрикционные свойства моторных масел повышают введением следующих присадок: дисульфит молибдена MoS2, ПАФ – 4 , “Фриктол”.
Противопенные свойства масел для двигателей. Образованию пены в масле способствуют: бурное перемешивание масла с воздухом вследствие вращения деталей КШМ двигателя, наличие в масле воды и стабилизирующих пену веществ – продуктов окисления масла. Обильное пенообразование нарушает нормальные процессы смазывания деталей. Противопенные присадки имеют способность пеногашения. Наиболее распространена присадка – полиметалсиликосан ПМС – 200А.
1.2. Классификация моторных масел
В инструкциях по эксплуатации автомобилей Отечественного автопрома обозначение моторных масел определено ГОСТ 17479.1-85 и включает в себя букву М (моторное); число, характеризующее класс вязкости; и букву, обозначающую принадлежность масла к группе по эксплуатационным свойствам. В зависимости от кинематической вязкости установлены следующие классы вязкости (табл. 1).
Классы вязкости моторных масел
Класс вязкости по ГОСТ 17.479.1 | Вязкость кинематическая при температуре 100 ºС | Вязкость кинематическая при температуре -18 ºС, мм2/с (сСт), не более | |
не менее | не более | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
3з | 3,8 | – | 1250 |
4з | 4,1 | – | 2600 |
5з | 5,6 | – | 6000 |
6з | 5,6 | – | 10400 |
6 | 5,6 | 7.0 | – |
8 | 7,0 | 9,3 | – |
10 | 9,3 | 11.5 | – |
12 | 11,5 | 12,5 | – |
14 | 12,5 | 14,5 | – |
16 | 14,5 | 16,3 | – |
20 | 16,3 | 21,9 | – |
24 | 21,9 | 26,1 | – |
3з/8 | 7,0 | 9,5 | 1250 |
4з/6 | 5,6 | 7,0 | 2600 |
4з/8 | 7,0 | 9,3 | 2600 |
4з/10 | 9,3 | 11,5 | 2600 |
5з/10 | 9,3 | 11,5 | 6000 |
5з/12 | 11,5 | 12,5 | 6000 |
5з/14 | 11,5 | 13,0 | 6000 |
6з/10 | 9,3 | 11,5 | 6000 |
6з/12 | 11,5 | 12,5 | 10400 |
6з/14 | 12,5 | 14,5 | 10400 |
6з/16 | 14,5 | 16,3 | 10400 |
Соответствие масел той или иной группе устанавливается на основании результатов Комплексов методов моторных и лабораторных испытаний, утвержденных Госстандартом РФ.
Дробные обозначения указывают, что масло по вязкости при температуре -18 ºС соответствует классу, указанному в числителе; в знаменателе – кинематическая вязкость масла при 100 ºС.
В отечественной и международной маркировках моторных масел класс вязкости, соответствующий нижнему интервалу температур, соотносится к -18 ºС, что равняется нулю американской шкалы температур Фаренгейта. Соответствие шкал температур выражается соотношением:
Градус Фаренгейта = (градус Цельсия ∙1,8) + 32;
В зависимости от области применения моторные масла подразделяют на группы (табл. 2).
Группы эксплуатационных свойств моторных масел
Обозначение группы по ГОСТ 17.479.1 | Характеристики, области применения | |
A | Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели | |
Б | Б1 | Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников |
Б2 | Малофорсированные дизели | |
В | В1 | Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений |
В2 | Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным и противоизносным свойствам масел, а также склонности к образованию высокотемпературных отложений | |
Г | Г1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению |
Г2 | Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений | |
Д | Д1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых чем для масел группы Г1 |
Д2 | Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений | |
Е | Е1 | Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Д1 и Д2 |
Е2 | Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами |
Маслам для карбюраторных двигателей присваивают индекс 1, а для дизелей – 2. Универсальные масла, предназначенные для использования, как в дизелях, так и в карбюраторных двигателях одного уровня форсирования, индекса в обозначении не имеют. Масла различных групп отличаются концентрацией и эффективностью введенных присадок.
Вязкостно-температурные показатели моторных масел зарубежом регламентируют в соответствии с классификацией SAE – Обществом автомобильных инженеров США (табл. 3). Принятые нормы вязкости по классификации SAE соответствуют обозначению сезонных (зимних и летних) сортов масел. При маркировке зимних масел ставится буква W (Winter), а для летних сортов буква не ставится. Всесезонное масло сочетает в своем обозначении и зимнюю, и летнюю маркировки.
Таблица перевода классификации моторных масел по SAE и ГОСТ 17479.1-85
ГОСТ 17479.1-85 | SAE | ГОСТ 17479.1-85 | SAE |
33 | 5W | 33/8 | 5W-20 |
43 | 10W | 43/6 | 10W-20 |
53 | 15W | 43/8 | 10W-20 |
63 | 20W | 43/10 | 10W-30 |
6 | 20 | 53/10 | 15W-30 |
8 | 20 | 53/12 | 15W-30 |
10 | 30 | 53/14 | 15W-40 |
12 | 30 | 63/10 | 20W-30 |
14 | 40 | 63/14 | 20W-40 |
16 | 40 | – | – |
20 | 50 | – | – |
Область применения моторных масел регламентируют в соответствии с системой API (Американский нефтяной институт). В инструкциях по эксплуатации автомобилей импортного производства также могут встречаться еще несколько типов обозначения качества масла (и соотвественно области их применения): АСЕА (Ассоциация европейских конструкторов автомобилей), которая заменила с 1996 г. систему ССМС (Комитет изготовителей автомобилей Общего рынка). Но в руководствах по эксплуатации импортных автомобилей, выпуска до 1996 года может встречаться и эта система.
Классификация API подразделяет масла на две категории: S – категория «сервис» и С – коммерческая категория. Масла категории S предназначены для легких транспортных средств, т.е. преимущественно для бензиновых двигателей. Масла категории С предназначены для дизельных двигателей.
В каждой категории масла в зависимости от условий работы подразделяются на классы, также имеющие буквенную маркировку. Поэтому обозначение масел в соответствии с классификацией производится двумя буквами латинского алфавита, указывающими категорию и класс масел, например SE (для карбюраторных двигателей) или CD (для дизелей). Универсальные масла, относящиеся к обеим категориям классификации API, имеют маркировку двух классов разных категорий, например SE/CD (табл. 4).
Классификация эксплуатационных свойств моторных масел по стандарту API
Масла для карбюраторных двигателей | Масла для дизелей |
SA – двигатели, работающие в легких условиях | CA – легкие условия эксплуатации. Безнаддувные дизели при работе на бессернистом топливе |
SB – двигатели, работающие при умеренных нагрузках | CB – условия работы безнаддувного дизеля при использовании малосернистого топлива |
SC – двигатели, работающие с повышенными нагрузками | CC – условия работы дизельного двигателя с малым наддувом |
SD – двигатели, работающие в тяжелых условиях (модели выпуска до 1968 г.) | CD – тяжелые условия работы дизеля с высоким наддувом и использовании малосернистого топлива |
SE – двигатели, работающие в тя- желых условиях (модели выпуска до 1972 г.) | CE – дизели с турбонаддувом выпуска после 1983 г. |
SF – двигатели, работающие в тяжелых условиях на неэтилированном бензине (модели выпуска до 1988 г.) | CF – дизели, работающие на топливе с содержанием серы до 0,5% |
SG – двигатели для автомобилей выпуска до 1993 г, работающих на неэтилированном бензине с оксигентами | CF2 – двухтактные дизели |
– | CF4, CG4 – дизели высокооборотные, магистральные выпуска после 1995 г. |
Категории: SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG на сегодняшний день признаны недействительными, как устаревшие и заменяются категорией SJ – данные масла с 1996 г. предназначены для всех используемых в данное время бензиновых ДВС. Однако в некоторых странах масла устаревших категорий еще выпускаются. Категория SH является условно действующей и может использоваться как дополнительная к категориям С. Например для грузового автомобиля марки DAIHATSU необходимо применять масло CF-4/SH.
Примерное соответствие классов моторных масел по различным классификациям представлено в табл. 5.
Ориентировочное соответствие классов моторных масел по группам эксплуатационных свойств по ГОСТ 17479.1-85 и API
ГОСТ 14749.1-85 | API | ГОСТ 14749.1-85 | API |
А | SB | Г | SE/CC |
Б | SC/CA | Г1 | SE |
Б1 | SC | – | SF |
Б2 | CA | – | SG |
В | SD/CB | Г2 | CC |
В1 | SD | Д | CD |
В2 | CB | Е | – |
Система классификации моторных масел АСЕА создана с 1996 г. и предъявляет определенные требования к качеству производимых европейских масел. Согласно АСЕА моторные масла разделяются на три класса:
А – класс масел для бензиновых двигателей;
В – класс масел для дизельных двигателей малой мощности, устанавливаемых на легковых и грузовых автомобилях малой грузоподъемности;
Е – класс масел для мощных дизельных двигателей.
Уровень качества, назначение и год утверждения в каждом классе обозначается цифрами (табл. 6).
Например: для грузового автомобиля SCANIA 93М 230 применяется моторное масло марки АСЕА Е3-96. Требования европейских стандартов к качеству моторных масел являются более строгими, чем американских, поэтому напрямую сравнить уровни требований и стандартов АСЕА и АРI невозможно.
Классификация эксплуатационных свойств моторных масел по АСЕА
Категория масла | Область применения и свойства |
А1 | Масла для двигателей легковых автомобилей, допускающих применение масел с небольшой высокотемпературной вязкостью в условиях высоких скоростей сдвига, что существенно уменьшает расход топлива. Высокие противоизносные свойства масла |
А3 | Универсальные масла с очень высокими эксплуатационными свойствами для высокофорсированных бензиновых двигателей. Допускаются удлиненные интервалы замены, круглогодичное использование и применение в тяжелых условиях эксплуатации |
А5 | Масла для высокофорсированных бензиновых двигателей. Масла стойкие к деструкции |
В1 | Масла для дизельных двигателей, допускающих применение масел с небольшой высокотемпературной вязкостью при высоких скоростях сдвига, благодаря чему достигается большая экономия топлива. Масла имеют хорошие противоизносные свойства |
В2 | Универсальные масла, допускаемые к применению в большинстве дизельных двигателей легковых автомобилей при нормальных интервалах замены масла. Не рекомендуются для высокофорсированных двигателей |
В3 | Масла с высокими эксплуатационными свойствами для высокофорсированных дизельных двигателей легковых автомобилей. Допускаются удлиненные интервалы замены, круглогодичное использование, тяжелые условия эксплуатации |
В4 | Универсальные масла для дизельных двигателей с непосредственным впрыскиванием топлива легковых автомобилей и фургонов. Имеет высокие эксплуатационные свойства |
В5 | Масла для дизельных двигателей, долгоработающие и стойкие к деструкции |
Е2 | Для дизельных ДВС без наддува и с турбонаддувом, работающих в средних и тяжелых условиях эксплуатации с нормальным интервалом замены масла |
Е3 | Для дизельных двигателей выполняющие требования по выбросу токсичных веществ Евро 1, Евро 2 и работающих в тяжелых условиях. Высокие моющие свойства; масла препятствуют накоплению сажи; имеют стойкость к старению |
Е4 | Масла очень высокого качества для мощных и высокофорсированных дизелей, выполняющие требования по выбросу токсичных веществ Евро 1, Евро 2, Евро 3. Масла имеют увеличенные интервалы замены |
Е5 | Наиболее совершенные масла, не имеющие аналогов по качеству, для высокофорсированных дизелей, работающих в особо тяжелых условиях. Выполняют требования по выбросу токсичных веществ Евро 1, Евро 2, Евро 3. Масла имеют высокую стабильность, большой срок службы, обеспечивают чистоту двигателя и предотвращают образование отложений в турбокомпрессоре |
1.3. Ассортимент моторных масел
В настоящее время в автотранспортной отрасли страны наибольшее применение имеет достаточно небольшое количество моторных масел Отечественного производства.
В первую очередь, это масло М-8В1, иногда называемое “автол”. Оно является универсальным для всех типов среднефорсированных карбюраторных двигателей, содержит комплекс присадок, обеспечивающих хорошие моющие и антиокислительные свойства.
Более высокие эксплуатационные качества имеет универсальное масло для среднефорсированных двигателей М-6з/10В. Это масло является всесезонным и “долгоработающим”, срок его службы до замены составляет 15…18 тыс. км пробега.
Для высокофорсированных карбюраторных двигателей легковых автомобилей используют масла М-8-Ги (старое масло для ВАЗа, «и» – импортный пакет присадок) и М-6з/10-Г1.
Эти масла содержат высокоэффективные композиции присадок и в основном удовлетворяют требованиям современных двигателей. Однако масло М-6з/10-Г1 имеет повышенную зольность (1,6%) и обладает недостаточно высокими противоизносными характеристиками. Это в ряде случаев ограничивает его применение в высокофорсированных двигателях из-за повышенного износа деталей и отложений золы в камере сгорания, на свечах и поршнях, инициирующих возникновение калильного зажигания.
С целью замены масла М-6з/10-Г1 с 1987 г. выпускаются новые малозользые масла марок М-5з/10-Г1 и М-6з/12-Г1.
Для среднефорсированных дизелей массовым является моторное масло М-10-В2. В качестве зимнего может быть использовано универсальное масло М-8-В.
Для дизельных двигателей КамАЗ и автобусов «Икарус» используются масла повышенного качества М-10-Г2к и М-8-Г2к. Для форсированных дизелей с наддувом применяют масла М-8-Дм и М-10-Дм.
Для современных двигателей отечественного производства нефтяные компании разработали новые марки масел.
В табл. 7 указаны новые моторные масла, допущенные к производству и применению в обслуживании автотранспортной техники.
Современные марки масел отечественных производителей
Марка масла | Обозначения по SAE и API |
Лада Стандарт | 10W-40, 15W-40, 5W-30 |
Лада Супер зима | 5W-40 (категория SG/CD) |
Лада Супер плюс | 10W-40, 15W-40 15W-40 |
Лукойл-Авангард | 5W-40, 15W-40 |
Лукойл супер Норси | 5W-30, 5W-40, 10W-40, 15W-40 |
Ультра плюс | 20W-50, 20W-40, 20W-30 |
Норси Рольс Турбо | 15W-40 |
Рольс Супер | 5W-40, 10W-40, 15W-40 |
Омскойл (М-5,/12-Г) | 10W-30 |
Омскойл (М-6з/14-Г) | 15W-40 |
Спектрол Турбо Универсал | 10W-40 |
Спектрол Чемпион (М-53/14-ДМ) | 5W-40 |
Новойл Экстра 1 (М-5з/14-Д) | 15W-40 |
Сириус | 5W-30, 5W-40 |
Сатурн | 5W-40 |
Альтаир | 10W-30, 1 0W-40, 15W-40 |
Consol Титан Супер | 15W-40 (категория СD) |
Consol Титан Транзит | 15W-40 (категория CF4/SG) |
Consol Титан Континент | 15W-40 (категория CG/SJ) |
Consol Титан Премиум | 15W-40, 20W-50(категория CH-4/S) |
Руководство по эксплуатации автомобилей импортного производства обычно допускают применение масел различных фирм, объединенных общей классификацией по вязкостным и эксплуатационным свойствам (приложение 1).
Поэтому, зная требования, предъявляемые к моторному маслу, можно подобрать аналог независимо от фирмы и страны производителя.
Соответствие марок моторных масел отечественных и зарубежных фирм-производителей представлены в табл. 8.
Соответствие марок моторных масел отечественных и зарубежных фирм-производителей