Какое масло для судовых двигателей

Какое масло для судовых двигателей

Главное меню

Судовые двигатели

Качественное дизельное топливо должно обеспечивать эконо­мичную работу, легкий и быстрый запуск двигателя, полное сго­рание и бездымный выпуск; отсутствие повышенных нагарообразований, малый период задержки самовоспламенения и плавное нарастание давления при сгорании, максимально возможную пожаробезопасность.

Дизельное топливо подразделяется на две группы:

1. Дистиллятное маловязкое дизельное топливо (ГОСТ 4749—49; ГОСТ 305—62; ГОСТ 10489—63) и соляровое масло (ГОСТ 1666—51)—дистиллятное топливо средней вязкости. Эта группа топлива предназначена для работы быстроходных дизелей.

2. Смеси из мазутов и керосино-газойлевых фракций типа моторного топлива (ГОСТ 1667—51). Эта группа топлива предназначается для работы тихоходных дизелей. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к применению сжиженных при­родных газов в качестве топлива судовых дизелей. Примерный состав смеси сжиженных газов (в процентах по объему) следую­щий: метан 1,5; этап 3,5; пропан 57; Н — бутан 26,5; И — бу­тан 11,5.

Работа дизеля на некачественном топливе приводит не только к неэкономичной работе и усиленному износу деталей, но и нару­шению рабочего процесса.

Для повышения качества топлива применяют специальные при­садки. Смазочные масла должны быть химически стойкими и ней­тральными, в них должны отсутствовать минеральные кислоты, щелочи, смолистые примеси, вода, зола и другие механические примеси. Для смазки двигателей применяют минеральные масла, добываемые прямой перегонкой из мазута.

К основным требованиям, предъявляемым к смазочным мас­лам, относятся:

— значительная смазывающая способность, определяемая вяз­костью масла. Вязкость дизельных масел должна быть такой, чтобы обеспечивать смазку как при низких, так и при высоких температурах деталей двигателя;

— термоокислительная стабильность, обеспечивающая высокие качества смазки при повышенных температурах. Накапливаю­щиеся в масле продукты окисления ухудшают его качество;

— достаточная липкость, обеспечивающая образование стой­кого слоя смазки на трущихся поверхностях;

— низкая температура застывания, обеспечивающая сопротив­ляемость масел лаконагарообразованию и коксованию. Смазоч­ные масла должны защищать детали от коррозии.

С целью улучшения качества в смазочные масла часто вво­дят специальные присадки (противопенные, моющие, вязкостные, антиокислительные, антикоррозийные, депрессорные и др.). На судах применяют масла с комбинированными присадками — ВНИИНП-360, ВНИИНП-370; ПИАТИМ-339; АзНИИ-ЦИАТИМ и др. Смазочные масла для дизелей условно подразделяют на авиационные, специальные дизельные, автотракторные и мотор­ные. В соответствующих ГОСТ приводятся физико-химические свойства масел: авиационных (ГОСТ 1013—49), специальных (ГОСТ 6360—58), автотракторных (автолы) — (ГОСТ 1862—57), моторных (ГОСТ 1519—42).

По условиям работы двигателя смазочные масла классифици­руются на следующие: А — для обычных условий; Б — для тяже­лых условий при работе на топливе с ограниченным содержанием серы; В — то же при работе на сернистом топливе (S до 1%); Г — для особо тяжелых условий; Д — для сверхтяжелых условий; Е — для смазки цилиндров мощных тихоходных дизелей, работаю­щих на тяжелом топливе.

Судовые моторные масла и их эксплуатационные свойства

Функции масел. Для нормальной работы двигателя в качестве смазки применяют моторные масла. С учетом высокого уровня форсировки современных двигателей масла должны отвечать следующим основным требованиям:

— создавать прочное тонкое покрытие на поверхностях трения, исключая их прямой контакт;

— обеспечивать уплотнение цилиндро-поршневой группы в зоне поршневых колец и не допускать прорыв газов;

Читайте также:  Как разобрать двигатель снегохода бурана

— обеспечивать охлаждение путем отвода тепла из теплонапряженных деталей и зон трения;

— смывать продукты высокотемпературных отложений с поверхности деталей;

— предохранять детали двигателя от коррозии;

— поддерживать продукты окисления, износа и загрязнения во взвешенном состоянии в виде эмульсии, препятствуя выпадению их в осадок, а также выносить их из зоны трения;

— нейтрализовывать органические кислоты, которые образуются при сгорании топлива и окислении масла;

— обладать требуемой вязкостью и стабильными вязкостно-температурными характеристиками, низкой испаряемостью.

Основные свойства масел. В сертификатах на масла обычно указываются: плотность, нейтрализующая способность, выражаемая в ОЩЧ или TBN, температура застывания и температура вспышки, категория вязкости по SAE, вязкость при 100 и 40 °С, характеристики по API и ACEA.

Плотность. Плотность масел 860…930 кг/м 3 . В процессе работы масла его плотность меняется в сторону увеличения (загрязнение масла сажей и продуктами окисления) и уменьшения (разжижение более легким топливом).

Вязкость. Является важнейшей характеристикой масла, определяющей величину внутреннего трения влияющего на сопротивление течения. Вязкость выражается в мм 2 /с или в сантистоксах (сСТ). За рубежом вязкость масел принято классифицировать номерами (категориями) SAE, которые кроме вязкости не указывают других качественных показателей масла.

Вязкость непосредственно определяет эффективность смазки, ее способность создавать пленку между трущимися поверхностями, предотвращая их контакт, следовательно, износ и рост температур в зоне контакта.

Индекс вязкости. Эмпирическая безразмерная величина, характеризующая вязкостно-температурную зависимость масел. Масла с высоким индексом вязкости (100 и более) характеризуются относительно малым падением вязкости при повышении температуры.

Нейтрализующая способность. Заключается в способности масел противостоять коррозии под действием образующейся в цилиндрах серной кислоты и продуктов окисления самого масла (органические кислоты). Для этого в масло вводят присадки, придающие ему щелочные свойства, задаваемые Общим Щелочным Числом (ОЩЧ или TBN-Total Base Number), которое выражается в мг КОН/г масла. Величина кислотного числа численно равна количеству едкого калия (КОН), необходимого для нейтрализации кислоты, содержащейся в 1 гр. масла, выражается в мг КОН.

Температура застывания. Это температура, при которой масло теряет подвижность. Рекомендуемая температура застывания масла для циркуляционных систем судовых двигателей составляет минус 9… минус 15 °С. Для механизмов, работающих на открытом воздухе, следует руководствоваться температурой воздуха в зимнее время.

Температура вспышки. Наинизшая температура, при которой пары масла образуют с воздухом смесь, взрывающуюся при поднесении к ней пламени. Температура определяется в открытом (в среднем на 30 °С выше) или закрытом тигле и находится для масла в пределах 200…250 °С.

Применяемые на судах моторные масла делятся на цилиндровые (для смазки цилиндров) и системные или циркуляционные (для смазки деталей движения).

Свойства цилиндровых масел. Цилиндровые масла для малооборотных дизелей в дополнение к рассмотренным качественным показателям должны обладать еще рядом специфических свойств:

— высоким резервом щелочности для нейтрализации образующихся при сгорании сернистых топлив кислот;

— его детергентно-диспергирующие свойства должны быть ориентированы на предотвращение отложений продуктов неполного сгорания в зоне поршневых колец и в продувочно-выпускных окнах;

— способность к растеканию для равномерного покрытия всей поверхности цилиндра;

— способность оставаться на поверхности цилиндра при продувке;

— обеспечение вязкостных свойств в зоне действия поршневых колец при высокой температуре и давлении;

— обладать противоизносными свойствами и исключать образование в цилиндро-поршневой группе задиров.

Читайте также:  Почему клинят колеса автомобиля

Свойства циркуляционных масел. К наиболее важным свойствам системных масел относятся: обеспечение жидкостного режима смазки в подшипниках (масляный клин); эффективность смазки крейцкопфных подшипников в условиях высоких удельных давлений; высокая термическая стабильность (охлаждение поршней).

Уровень щелочности системных масел крейцкопфных двигателей составляет 3…6 мг КОН/г масла. Для тронковых:

— при работе на топливах с содержанием серы менее 1…1,5%- масло с ОЩЧ 20;

— при содержании серы свыше 1,5…2% масло с ОЩЧ 30 или 40.

| следующая лекция ==>
Ответственность на рынке ценных бумаг | Присадки к моторным маслам

Дата добавления: 2018-06-28 ; просмотров: 3187 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Топлива и масла, применяемые в судовых дизельных установках

Основным видом топлива, применяемого для работы судовых дизелей, является жидкое топливо. Топлива, применяемые в судовых дизельных установках, должны отвечать следующим требованиям: они должны иметь высокую теплоту сгорания, низкую стоимость, высокую температуру вспышки и способность к самовоспламенению, обеспечивать высокую экономичность двигателя на всех эксплуатационных режимах и легкий и надежный его запуск, полностью сгорать, исключая возможность образования нагаров и отложений на деталях камеры сгорания и интенсивный износ деталей цилиндро-поршневой группы.

В судовых ДЭУ (дизельная энергетическая установка) используются следующие группы топлив: дистиллятные (дизельные и газотурбинные), моторные и мазуты.

Для ВОД (высокооборотный двигатель) применяются легкие дистиллятные сорта топлив: дизельные топлива по ГОСТ 305-82 марок Л – летнее, З – зимнее, А – арктическое.

По содержанию серы дизельные топлива делят на два вида:

  • с массовой долей серы не более 0,2 %;
  • с массовой долей серы не более 0,5 %.

Для СОД и МОД применяются:

  • дизельные топлива по ГОСТ 4749-73 марок ДС и ДЛ;
  • моторные топлива по ГОСТ 1667-68 марок ДТ – обычной и высшей категории качества; и ДМ – только высшей категории качества;
  • газотурбинные топлива по ГОСТ 10433-75 марок ТГ – обычной категории качества и ТГВК – высшей категории качества.

Для МОД наряду с моторными топливами широко применяются более тяжелые и дешевые сорта топлив – мазуты флотские марок Ф-5 и Ф-12 по ГОСТ 10585-99; мазуты экспортные марок М-0,9 , М-1,5 и М-2,0 по ТУ 38-001-164-78; Э-4,0, Э-5,0 по ТУ 38-001-361-87; и топочные мазуты марок 40 и 40В по ГОСТ 10585-99.

Удельная низшая теплота сгорания применяемых топлив для судовых дизельных установок составляет:

Смазочные материалы, применяемые в ДЭУ (дизельная энергетическая установка), должны обладать следующим комплексом свойств:

  • антифрикционными свойствами, определяющими способность смазочных масел снижать затраты энергии на трение, возможность подачи по каналам систем смазки и трубопроводам;
  • противоизносными свойствами, характеризующими способность предупреждать изнашивание или снижать его скорость;
  • антинагарными свойствами, способностью противостоять изменению состава и свойств, не образовывать низкотемпературных и высокотемпературных отложений и нагаров;
  • защитными (антикоррозионными) и консервирующими свойствами.

В настоящее время все моторные масла согласно ГОСТ 17479-72 разделяются по своим эксплуатационным свойствам на шесть групп: А, Б, В, Г, Д и Е. Каждая марка масла имеет свое обозначение.

Масла группы «А» применяют в нефорсированных карбюраторных и дизельных двигателях. Каждая последующая группа масел используется в двигателях с большей степенью форсировки. В каждой группе, в свою очередь, масла разделяются по вязкости.

Для улучшения химических показателей масел в базовые масла вводятся различного рода присадки:

  • вязкостные , повышающие вязкость масел и улучшающие их вязкостно-температурные свойства;
  • депрессорные , понижающие температуру застывания масел;
  • моющие , не допускающие образования на деталях двигателей нагаров, лаковых отложений и осадков;
  • антиокислительные , повышающие стабильность масел при контакте с кислородом, содержащемся в воздухе;
  • противоизносные и противозадирные , улучшающие смазочные свойства масел и предохраняющие трущиеся детали от задиров;
  • противокоррозионные , снижающие агрессивность масел по отношению к металлам;
  • противопенные , предотвращающие вспенивание масла при циркуляции в системе;
  • антимикробные , предотвращающие размножение в маслах микроорганизмов: бактерий, дрожжевых и плесневых грибков;
  • многофункциональные , сочетающие в себе свойства нескольких типов присадок, и др.
Читайте также:  Характеристики дисков для машины

Литература

Судовые энергетические установки. Дизельные и газотурбинные установки. Болдырев О.Н. [2003]

Судовые масла – марки, свойства

Судовые масла изготавливают большинство популярных марок, такие как: Mobil, Shell, CNRG, Lukoil. С классами вязкости 30, 40, 50 по SAE. Фасуются часто по 208, 216 литров в бочках. Цена за бочку от 45 тыс до 70 тыс руб в среднем. Доля судовых масел в использовании не велика, примерно 1/20 от всех масел, что примерно 52 тыс тонн в год.

  • К основным свойствам масел относят:
    • Плотность при 15 °С, кг/л
    • Температура вспышки, °С – обычно в пределах 210-250 °С
    • Температура застывания, °С – рекомендуется -10 -15 °С
    • Класс вязкости по SAE
    • Вязкость кинематическая при 40, 100 °С в сСт (сантистокс)
    • Щелочное число, не ниже
    • Сульфатная зольность, % не более
  • По этим же характеристикам определяют браковочные показатели масла.
    • Температура вспышки ниже 170 °С
    • Щелочное число упало на 10% от значений свежего
    • Содержание топлива 5% и более

Все эти параметры колеблются в зависимости от подтипа масла, нюансов его применения. Данные параметры обычно указаны на сайте продавцов в карточке товара.

В России производятся под указанной маркировкой и ГОСТ следующие судовые масла:

  • ГОСТ 12337-84
    • М-14В2
  • ГОСТ 12337-84
    • М-14Г2ЦС
    • М-16Г2ЦС
  • ГОСТ 12337-84
    • М-10Г2ЦС
    • М-14Г2ЦС
    • М-16Г2ЦС
  • ГОСТ 12337-84
    • М-20Е70
    • М-16Е30
  • ГОСТ 12337-84
    • М-10ДЦЛ20
    • М-14ДЦЛ20
  • ГОСТ 12337-84
    • М-14ДЦЛ30

Номенклатура масел от производителей

  • Судовые масла CNRG:
    • М-10ДЦЛ20
    • М-10Г2ЦС
    • М-14Г2ЦС
    • М-14Д2СЕ
    • М-14ДЦЛ20
    • М-14ДЦЛ30
    • М-16Г2ЦС
    • М-20Г2
    • М-20Г2СД
  • Судовые масла Mobil:
    • MOBILGARD 312
    • MOBILGARD 412
    • MOBILGARD ADL 40
    • MOBILGARD M330
    • MOBILGARD M430
    • MOBILGARD M440
  • Судовые масла Q8Oils:
    • Q8 Marine Engine Oil O-278-2 SAE 40
    • Q8 Mozart 520 SAE 30
    • Q8 Mozart 520 SAE 40
    • Q8 Mozart CL 70 SAE 50
    • Q8 Mozart DP (N) SAE 30
    • Q8 Mozart DP (N) SAE 40
    • Q8 Mozart DP SAE 30
    • Q8 Mozart HPM SAE 40
    • Q8 Mozart HPX SAE 30
    • Q8 Mozart HPX SAE 40
    • Q8 Mozart KV SAE 30
    • Q8 Mozart KV SAE 40
    • Q8 Mozart MS (N) SAE 30
    • Q8 Mozart RU SAE 40
    • Q8 Mozart SHPD SAE 15W-40
    • Q8 Mozart SHPD SAE 30
    • Q8 Mozart SHPD SAE 40
    • Q8 Mozart SRU SAE 25W-40
    • Q8 Mozart TM 12 SAE 30
    • Q8 Mozart TM 12 SAE 40
    • Q8 Mozart TM 30 SAE 30
    • Q8 Mozart TM 50 SAE 40
    • Q8 Mozart TM 40 SAE 40
  • Судовые масла Total
    • LUBMARINE DISOLA M 3015
    • LUBMARINE MILCANO TC SAE 30 и SAE 40
    • LUBMARINE CAPRANO TD 15W40
    • LUBMARINE CAPRANO TDH 15W40
    • LUBMARINE RUBIA FP SAE 40
  • Судовые масла Газпромнефть (бочки 205 литров)
    • М-14В2
    • М-10Г2ЦС
    • М-14Г2ЦС
    • М-14Д2
    • М-16Г2ЦС
Оцените статью