Какое хорошее масло для 2 тактных двигателей

Как выбрать масло для 2-х тактных двигателей? Советы экспертов и отзывы о производителях

Практически любой современный автомобиль оснащается четырехтактным двигателем, поэтому большинство известных производителей разрабатывают смазки для них. Масла для 2-х тактных двигателей менее распространены, ведь подобные моторы более редки. Впрочем, они встречаются на моторных лодках, мотоциклах, бензопилах, газонокосилках. Такие моторы обладают небольшим весом и большой удельной мощностью, стоят дешево в силу простоты конструкции и дешевизны изготовления. Конечно, в такие двигатели нельзя заливать обычное масло для 4-тактных моторов.

Особенности таких масел

Стоит отметить, что подобные масла являются одноразовыми и полностью утрачиваемыми. Они не заливаются в картер мотора с целью произведения смазки цилиндро-поршневой группы. Они заливаются прямо в горючее. Совершенно логично, что при этом масло для 2-х тактных двигателей сгорает вместе с топливом. Если вдаваться в подробности, то на угар уходит приблизительно 25% продукта, остальные 75% масла выбрасываются в атмосферу в качестве выхлопных газов. В результате образуется масляный туман. В некоторых моделях масло для 2-х тактных лодочных двигателей вводится в пропорции 1:100 или 1:20. В зависимости от модели мотора соотношение «топливо/масло» может быть разным.

Современные 2-тактные двигатели имеют систему автоматического дозирования. То есть необходимое количество масла подается в соответствии с нагрузкой на мотор, что позволяет снизить расход смазки.

Работа 2-тактных моторов

В 2-тактных двигателях используется карбюраторная система подачи воздушно-топливной смеси. Из-за принципа работы подобного двигателя опорожнение камеры от выхлопных газов и подача свежей смеси осуществляются практически одновременно. Из-за этого часть топлива и смазки уходит вместе с выхлопом. И треть свежей смазки уходит. Это самый большой недостаток двухтактных двигателей, из-за которого КПД мотора является низким. Здесь сгорает часть масла, образовывается большое количество выбросов. Поэтому в густонаселенных регионах, где часто используются мопеды с подобными моторами, наблюдается большой смог на улицах, дым и шум. В пример можно привести города многих азиатских стран, где у местного населения основное средство передвижения – это мопед.

Впрочем, в последнее время недостатки конструкции подобных моторов были компенсированы использованием новых технологий непосредственного или косвенного впрыска топлива. В результате уровень выбросов был снижен, расход горючего сократился.

О моторных маслах для 2-х тактных двигателей

Существуют разные бренды, выпускающие продукцию разного качества. От качества смазки напрямую зависит эффективность работы двигателя и его долговечность. При выборе масла для 2-х тактных двигателей стоит обращать внимание на такие критерии:

  1. Смазочные свойства.
  2. Наличие противоизносных характеристик.
  3. Наличие в составе моющих присадок, выполняющих функцию очистки двигателя от осадка веществ.
  4. Возможность предотвращения отложений в выпускной системе. Чаще всего подобная возможность у масла имеется в случае присутствуя промывочных присадок в составе.
  5. Низкий уровень дыма в выхлопных газах. Если при использовании масла из выхлопной системы выходит много дыма, то это говорит о том, что большая часть смазки идет на угар.
  6. Чистота на свечах зажигания. Многие эксперты рекомендуют после применения масла проверить, насколько сильно почернели свечи. Если они действительно сильно почернели, то подобную смазку лучше не покупать.
  7. Вязкость масла и высокая текучесть. Некоторые масла густеют при низкой температуре, и тогда эффективность их работы сильно понижается.
  8. Антикоррозионные свойства.

Многие из этих критериев выбора становятся доступными покупателю уже после использования масла. К сожалению, при выборе масла для 2-х тактных двигателей триммеров или моторов для транспорта невозможно сразу определить, насколько хорошей является смазка. Возможно, окажется, что она идет на угар в больших количествах, а мотор с ней работает плохо. Как вариант, следует почитать отзывы о том продукте, который собираетесь покупать.

Читайте также:  Картофель фри расход масла

Отзывы

Если верить отзывам, то на российском рынке достаточно хорошей является смазка от производителя «ГазпромНефть». При очень низкой цене компания делает неплохую смазку, которая по качеству не уступает продуктам мировых брендов. Также неплохие отзывы о производителе Makita, который поставляет на рынок отменные минеральные масла. Правда, они очень дорогие. И если стоимость литра смазки «ГазпромНефть» составляет 120 рублей, то цена литра смазки Makita в среднем 500 рублей.

Husqvarna, LIQUI MOLY, LUXE – дорогие зарубежные смазки, которые также собирают хорошие отзывы. Часто можно читать хорошие комментарии экспертов по поводу масел Sadko. Продукция данной фирмы на 85-98% состоит из основы – смазочного вещества, остальное отводится присадкам для придания составу необходимых характеристик, описанных выше. Причем пригодными являются все базовые масла, начиная с селективно-нейтральных смазок, заканчивая синтетическими полиальфаолефинами.

Основы

В хороших надежных продуктах, используемых совместно с двухтактными моторами, вместе с углеводородами в составе содержатся синтетические эфиры. Эти полусинтетические масла для 2-х тактных двигателей разрабатываются в большей степени для морских судов. Однако чаще всего для двухтактных моторов разрабатываются масла на минеральной основе. Они дешевые, но менее эффективные. Учитывая, что масло в любом случае идет на угар, многие владельцы не заморачиваются и выбирают дешевые смазки.

Кстати, в отличие от смазок для классических 4-тактных моторов в маслах для 2-тактных двигателей немного уделяется внимания низкотемпературным показателям. В масло просто добавляют брайтсток – присадку с низкой температурой застывания.

Классификация

Если речь идет о выборе смазки для лодочных моторов с воздушным или водяным охлаждением, то уместно обратить внимание в первую очередь на беззольные масла. Самыми лучшими производителями таких продуктов являются Mobil, Esso, Shell, Sadko. Они делятся на следующие типы согласно классификации API:

  1. TSC-1 (TA). Сюда входят масла для небольших моторов с объемом цилиндров до 0.5 м 3 . Подобные силовые установки используются в мопедах и мобильных генераторах электричества.
  2. TSC-2. В эту категорию относятся масла, предназначенные для моторов объемом 0.5-2.0 м 3 . Подобные двигатели устанавливаются как в мопедах и бензопилах, так и в мотоциклах. Они работают на высоких нагрузках.
  3. TSC-3. Масла этой категории являются более качественными и используются на двигателях, которые очень требовательны к качеству смазки. Подходят продукты для моторов мотоциклов, снегоходов и другой техники с объемом 0.5-2.0 м 3 .
  4. TSC-4. Эти масла предназначены для моторных лодок с двигателями с водяным охлаждением. Учитывая тот факт, что подобные двигатели охлаждаются водой, то к смазкам предъявляются достаточно высокие требования по части экологии.

Также существует маркировка смазок для мотоциклов:

  1. JASO FA и JASO FB – класс масел для двигателей мотоциклов.
  2. JASO FC – в этот класс входят бездымные масла для 2-тактных моторов в мотоциклах и автомобилях.

Стоимость

Средняя цена масла для 2-х тактных двигателей достаточно большая – около 300 рублей за литровую канистру. При этом есть продукты стоимостью 120 рублей и даже 600 рублей за литр. Ценовой диапазон достаточно большой, но важно определить, какое именно масло подходит для вашего типа мотора, и использовать именно его. Применение неправильной смазки скажется на эффективности работы силовой установки и сроке ее службы.

Какое масло стоит использовать на двухтактных моторах — синтетическое или минеральное?

Вот уже несколько лет, как многие обладатели двухтактных моторов продолжают спорить о том, какое масло стоит использовать на двухтактных моторах, старых и новых, — синтетическое или минеральное. Попробуем разобраться.

Читайте также:  Незамерзающая жидкость для стекол автомобиля гост

Сначала — парочка примеров из жизни. Один знакомый, купив новый мотор иностранного производства, упорно кормил его «МС-20», опираясь на обширный опыт эксплуатации моторов советского производства. Хорошо еще бензин использовал Аи-95. Мотор прожил без проблем два сезона, но на третий стал давать сбои. После некоторых операций по настройке карбюратора, системы зажигания и замены свечей сей светлый муж все-таки решился на «вскрытие» мотора. Оно показало, что камера сгорания буквально забита нагаром, а кольца, как говорят, «залегли». Все это подразумевалось до разборки, но хотелось убедиться и убедить хозяина. Основная проблема владельца, едва не умертвившего мотор(после реанимации мотор продолжает жить и сегодня), состояла в том, что он использовал рекомендованный бензин марки Аи-95, но, не разобравшись в советах по маслу, решил взять лучшее из того, что знал сам.

А вот еще пример. Скажем некто, имеющий хороший водно-моторный опыт, однажды решил, что больше не хочет общаться с моторами отечественного производства и, естественно, купил «иномарку», для которой долго подбирал масло для двухтактников. По какой-то причине этот человек не хотел покупать «предварительно растворенное» масло, которое можно просто залить в канистру с бензином в нужной пропорции, взболтать и употреблять по назначению. На вопрос: «Почему?» ответ был следующим: «Не доверяю, так как оно плохо смазывает элементы мотора, ведь его уже растворили».

Надеюсь, пока достаточно примеров из жизни отечественных аксакалов. Вернемся к минералке и синтетике.

Так чем же отличается минеральное масло от синтетического, за исключением розничной цены?

Отличия в основе. То есть состав присадок в них может быть идентичным, но основа разная. В минеральном масле она, грубо говоря и не углубляясь в химию, — из нефти, а в синтетическом — из специально полученных химических элементов, которые химики называют олефиновыми полимерами, сложными эфирами, простыми эфирами, спиртами и т.д. Разные производители используют различные составы и основы. Масла для двухактных моторов, в основе которых присутствует до 30 % синтетической составляющей, производят многие фирмы. При этом на их упаковке может быть написано «Synthetic». С одной стороны, это маркетинговый ход и указание на то, что в масле действительно есть синтетическая составляющая, с другой — эта надпись часто может означать, что температура вспышки масла и его смазывающие свойства улучшены по сравнению с «чисто минеральным» маслом. В масле на упаковке которого есть надпись «Fully Synthetic», скорее всего, синтетической основы 100%. Иногда производители лукавят, подмешивая некоторое количество минеральной. Правда, на качестве масла это отражается не очень сильно, разве что становится немного ниже его биоразлагаемость и чуть больше образуется вредных выбросов. Но все равно обидно — платишь на 100-процентное синтетическое масло, а получаешь, к примеру, 92- или 89-процентное…

Полностью синтетическое масло для двухтактных моторов, т. е. на 100% состоящее из олефинов и других элементов, появилось по двум основным поводам: вследствие требований экологов и рождения мощных и высоконагруженных моторов, в частности, с системами прямого впрыска топлива. Для мощных современных двухтактных моторов требуется масло, которое, во-первых, обладает хорошей текучестью, что важно для успешного функционирования в системах «автомикс», во-вторых, способно хорошо смазывать элементы мотора и в то же время быстро и максимально полно сгорать и, наконец, в-третьих, быстро разлагаться на открытом воздухе и быть как можно менее вредным для микроорганизмов. Синтетическая основа масла позволяет удовлетворить перечисленные требования, хотя и не полностью, но успешнее, чем минеральная, имеющая только часть минеральной базы — так называемая «полусинтетика». Одним словом, масло на синтетической основе более стабильно и удобно.

Читайте также:  Все схемы автомобилей ретро

Сегодня потихоньку все производители масла «уходят в синтетику», по крайней мере те, кто делает масла для фирм-производителей моторов. Нефть дорожает, а технологии получения олефинов и аналогов, если и не дешевеют, то остаются на прежнем уровне. Однако в рознице пока «синтетика» остается дороже «минералки».

Получается следующая картина: новые сорта масел автоматически лучше прежних. Разумеется, в своих нишах. При этом работает принцип «по восходящей», т. е. в старый мотор можно относительно безболезненно заливать полностью синтетическое масло, а в новый двухтактный мотор с впрыском заливать масло предназначенное для «классических» двухтактников нельзя.

Так что же делать и что покупать? Покупать надо то, что советует производитель мотора. Если в «мануале» указано, что следует заливать масло, соответствующее стандарту TC-W3, и нет других комментариев, то можно использовать любое минеральное масло, удовлетворяющее этому стандарту и вызывающее доверие.

Практически все современные двухтактные моторы без системы «автомикс» могут успешно, без особого вреда работать на современном минеральном масле, имеющем невысокую стоимость. В моторах с системой «автомикс» или других, но подающих масло в кривошипную камеру посредством специального устройства, также можно применять минеральные масла, но только предназначенные для систем его автоматической подачи, конечно, если в руководстве нет указания на то, что должно использоваться специальное масло.

Производитель современных впрысковых двухтактных моторов и двухтактных моторов большой мощности указывает на недопустимость применения масел, кроме указанных в руководстве по эксплуатации, этому и надо строго придерживаться. Для них необходимо полностью синтетическое масло, потому, что моторы делались в расчете на него.

«Синтетика», обладающая, как уже сказано, большей, чем минералка, текучестью, что актуально для системы «точечной» подачи масла, а также улучшенными смазывающими свойствами, создает на элементах мотора «устойчивую» пленку, предотвращающую сухое трение даже в критических случаях. Чем выше нагруженность мотора, тем больше вероятность появления критических моментов, в нашем случае — масляного голодания.

Есть мнение, что «синтетика» плохо работает в моторах с подшипниками скольжения. Однако, хотя специальных исследований на эту тему не проводилось (или о них нет доступной информации), практический опыт применения синтетического масла подсказывает, что оно дружит с подшипниками скольжения не хуже минералки в основном благодаря своим проникающим свойствам и способности создавать устойчивую к разрывам пленку.

Так, все-таки, можно ли использовать синтетическое масло в «простых двухтактниках»? В принципе, да, мотору хуже не станет, а иногда, особенно в момент запуска и в режиме максимальных оборотов, может быть даже лучше. Также будет меньше отложений в камере сгорания. В то же время хорошее минеральное масло, имеющее низкую розничную цену, позволит отходить на моторе установленные производителем часы, т. е. ресурс. Поэтому тут каждый должен решать сам.

Что в итоге? Читать инструкцию и, если производитель рекомендует использовать минеральное масло, то применение синтетического не возбраняется, правда, в связи с высокой стоимостью и не «поощряется». Если рекомендуется использование конкретного синтетического масла, то минеральное применять уже нельзя, даже соответствующее TC-W3, — по многим параметрам оно не подойдет системе смазки конкретного мотора.

И последнее: в дальние походы на мотолодках имеет смысл брать с собой баночку синтетического масла, которое можно смешивать со всеми видами масел для двухтактных моторов. Это удобно и может помочь в трудную минуту, если не вам, то другим, попавшим в сложную ситуацию.

«КиЯ» №4 (214) 2008 г.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Оцените статью