- Как заправить автомобильный кондиционер
- Каким фреоном заправлять кондиционер?
- Чем заправляют кондиционеры авто
- Чем заправляют кондиционеры авто и роль фреона в системе кондиционирования
- Какие марки масел и фреона рекомендуется использовать?
- Виды и свойства хладагентов для автокондиционеров
- Подробнее о различиях между автомобильными хладагентами
- Как выбирать фреон и заправлять кондиционер?
- Как часто кондиционер требует дозаправки?
- Разновидности хладагентов для автокондиционера
- Виды и свойства хладагентов для автокондиционеров
Как заправить автомобильный кондиционер
Если утечек в системе не обнаружено, то остается только заправить кондиционер. Эта, на первый взгляд, несложная процедура скрывает в себе множество нюансов. Несоблюдение элементарных правил может привести если уж не к мгновенной порче системы, то к ее преждевременному износу. Постараемся вкратце описать процесс заправки, технологию и необходимое оборудование.
Как известно, природа не терпит пустоты. Если ваш кондиционер по той или иной причине был разгерметизирован, вместо фреона в нем находится воздух и незначительное количество паров воды. Вода для кондиционера особенно опасна. Если вы, например, откатались всю зиму без радиатора кондиционера, ее в системе может быть очень много. Бывали случаи, когда из какого-нибудь шланга при его демонтаже сливалось с пол-стакана воды. Нетрудно догадаться, что при отрицательных температурах, которые возникают в кондиционере, вода просто замерзнет, перекрыв тем самым регулирующий орган ТРВ. Кроме того, от воды, тем более от растворенных в ней дорожных реагентов, система убивается коррозией.
Хотя многие и преувеличивают опасность присутствия воздуха в системе, все же он там нежелателен. Воздух, как известно, на 70 процентов состоит из азота. Азот имеет отличные от фреона физические свойства, в результате чего нагрузка на компрессор возрастает.
Чтобы убрать из системы воздух и воду, перед заправкой к ней подключают вакуумный насос. Наблюдать за вакуумированием довольно забавно. Толстые резиновые шланги, которые только что нельзя было продавить пальцами, на глазах худеют и сплющиваются. Вакуумировать систему в некоторых случаях не обязательно. Например, при дозаправке. Если систему ненадолго вскрывали, чтобы поменять одно резиновое колечко, то насос также можно не подключать — система осталась заполненной газовой фракцией фреона, и воздух туда в значительном количестве не попал.
Теперь в систему надо закачать нужное количество газа. Опустив детали, в двух словах опишем технологию заправки. Отмеряется фреон двумя способами — по электронным весам, на которые ставится баллон, или по мерной колбе. Она, на наш взгляд, гораздо практичнее и удобнее. Жидкий газ закачивается в колбу из баллона, за его количеством можно наблюдать по мерной шкале, градуированной в граммах. Затем открываются краны, и газ устремляется внутрь кондиционера. Из-за выравнивания давлений в колбе и системе, весь газ в систему не входит. Чтобы «запихнуть» его, на мерной колбе предусмотрен нагревательный элемент, поднимающий давление газа.
Можно заправлять и другим способом — через порт обратной магистрали при включенном компрессоре кондиционера. В этом случае ваш компрессор засасывает газ сам. Если на системе предусмотрен смотровой глазок, за полнотой системы можно следить еще и по нему. Вместе с фреоном в систему при необходимости заправляется масло или ультрафиолетовый краситель. Делается это через специальный инжектор.
Почему нужно соблюсти именно точное количество фреона?
В недозаправленной системе наступает масляное голодание компрессора. Как известно, масло переносится фреоном. Если фреона мало, то в компрессор поступает недостаточно масла и это приводит к его преждевременному выходу из строя. Кроме того, недозаправленный кондиционер плохо холодит.
Перезаправленная система ничуть не лучше. В ней возникают повышенные давления, компрессор работает на пределе возможностей, бывает даже отключается по аварийному давлению. Как и в первом случае, кондиционер не холодит.
Само собой, заправлять систему можно только предусмотренным для нее типом фреона и масла. Для фреона R-12 следует использовать минеральное масло, а для фреона R-134a — синтетическое. Есть и универсальные масла, подходящие для обоих фреонов.
Нельзя не заметить, что некоторые проблемы с плохой работой компрессора и ТРВ проявляются только после полной заправки системы. Часто это бывает после того, как человек ездил долгое время с незаправленным кондиционером.
К примеру, автомобиль VW Passat с компрессором Zexel. От долгой разгерметизации системы внутрь попали водяные пары. От них успели заржаветь лепестковые клапана компрессора. Само собой, ржавчина не проедает их насквозь, они всего лишь покрываются тонким рыжим налетом. Но этого уже достаточно, чтобы понизить компрессию.
Бывает, что доливка масла и принудительная работа компрессора на повышенных оборотах спасает ситуацию и агрегат начинает медленно «оживать». Но, увы, так бывает далеко не всегда.
Каким фреоном заправлять кондиционер?
Часто возникает вопрос: «Как узнать, каким газом заправлена моя машина?»
Случилось все в 1992-ом году, когда весь мир насторожила весть о том, что фреон R-12 наносит вред озоновому слою земли. Производство его стало сокращаться с невероятной скоростью, и с той же скоростью он был заменен озонобезопасным R-134а. По техническим требованиям система, работающая на 134-ом должна иметь несколько другие параметры, и одним из самых важных её факторов является наличие синтетического масла.
В свою очередь, система, работающая на 12-ом газе, спокойно справляется с тяжелыми условиями на минеральном масле. Что же будет, если в 12-ю систему заправить 134-ый фреон? В общем, ничего криминального, если не считать того, что в газе не будет растворяться масло, и рано или поздно компрессор, недополучивший смазки, просто заклинит.
Для избежания досадных ситуаций, фирмы-производители автокондиционеров поступили просто. Чтобы не было путаницы куда чего заливать и в какую систему какой газ заправлять, решено было сделать заправочные штуцеры под 134 фреон принципиально иными и отличными от 12-ых.
Заправочные штуцеры под 12 газ сильно напоминают обыкновенные колесные ниппеля с закручивающимся сверху колпачком, в точности так как на автомобильном колесе. Размер самого штуцера соизмерим с тем же колесным ниппелем, да и сам ниппель, стоящий внутри штуцера может быть легко заменен колесным.
Штуцер, который применяется для 134 фреона гораздо больше в диаметре и значительно выше. Визуально он похож на быстроразъемные соединения для пневмоинструмента. Кран, который одевается сверху для заправки — быстроразъемная внутренняя муфта, которая не наворачивается по резьбе сверху, как на 12-ом штуцере, а фиксируется несколькими упорами за специальную канавку на штуцере.
Пластиковые колпачки, которыми предохраняются заправочные штуцера на этих системах, тоже разные и по размеру, и по внешнему виду. Колпачок от системы, работающей на 12-ом фреоне можно легко перепутать с колесным. А колпачки от системы, работающей на 134 фреоне, напоминают скорее крупные крышечки от тюбиков зубной пасты, только окрашены в яркие цвета: красный, черный, синий. Таким образом, получается, что даже если сильно захотеть, то оборудованием под 134 фреон невозможно заправить систему, работающую на 12 фреоне и наоборот.
К тому же, все автомобили, выпущенные до 1992 года, работают на 12 фреоне, а более поздние — на R-134а. Путаница возникает только на автомобилях 1992-93 гг. Эти годы можно считать переходными от 12 фреона к 134, и мы надеемся, что определить какой газ в Вашей машине поможет эта статья.
Чем заправляют кондиционеры авто
Основная деталь кондиционера авто — это компрессор. Чтобы он нормально работал, необходимо поддерживать в нем определенный уровень масла и хладагента. В нашей статье мы поговорим о том, когда и чем нужно заправлять кондиционеры авто, какие марки масел и хладагентов следует использовать.
Чем заправляют кондиционеры авто и роль фреона в системе кондиционирования
В качестве хладагента в системах кондиционирования используется фреон. Именно он охлаждает компрессор и защищает его от перегрева. В случае неисправности оборудования или его неправильной установки может произойти утечка фреона, поэтому потребуется его дозаправка. Также нужно подумать о заправке кондиционера авто при отсутствии охлаждения или обогрева воздуха в салоне машины.
Фреон, которым заправляются кондиционеры авто может быть двух видов:
- однокомпонентный — состоит из 1 типа газа;
- многокомпонентный — включает несколько типов газа.
Однокомпонентный фреон можно использовать для частичной дозаправки. Фреон, состоящий из нескольких типов газа, дозаправлять нельзя. Нужно удалить из системы весь хладагент и только затем полностью заправить кондиционер.
При недостаточном уровне фреона компрессор будет работать в режиме «масляного голодания». Автокондиционер прекратит охлаждать воздух, а срок эксплуатации компрессора значительно сократится. Если в процессе заправки в систему будет введено большое количество фреона, давление в системе повысится и компрессор начнет работать в предельном режиме до его аварийной остановки.
Какие марки масел и фреона рекомендуется использовать?
Для дозаправки и полной заправки автокондиционеров следует использовать только те марки масла и хладагента, которые рекомендованы заводом-производителем авто. Кроме этого, каждая марка фреона совместима с определенным типом масла. Фреон R12 совместим с минеральным маслом, а его современный аналог R134a — только с маслом синтетического типа. Фреоны этих двух марок несовместимы между собой.
Не важно, какой маркой фреона заправляется система кондиционирования вашего автомобиля. Прежде чем начать заправку или дозаправку автокондиционера нужно выполнить диагностику оборудования, а это можно сделать только на станции технического обслуживания. В случае необходимости мастера-профессионалы смогут отремонтировать или заменить те элементы системы, которые износились, и выполнить заправку кондиционера авто при помощи специального оборудования.
Виды и свойства хладагентов для автокондиционеров
Климатические системы в современных автомобилях работают на хладагентах разных типов, поэтому при выборе необходимо учитывать используемый тип охлаждающего состава. Производители выпускают боле сотни разновидностей хладагентов, различия и характеристики которых рассмотрим в материале.
Подробнее о различиях между автомобильными хладагентами
Хладагенты – это специальные углеводороды, переходящие из жидкого состояния в газ при снижении температуры до нуля градусов по Цельсию. Благодаря данному свойству вещество в ходе испарения получает тепло от воздуха, а при конденсации выделяет тепло наружу. Наиболее распространены следующие типы хладагентов:
- R12 имеет высокую производительность по холоду, экономичный расход. Хладагент широко применялся до 90-х годов ХХ века, но впоследствии концерн DuPont запретил его использование по причине негативного влияния на озоновый слой;
- R134а – вещество с 1993 года полностью заменил предыдущий тип, состав запатентован предприятием DuPont. В нем не содержится хлор, что обеспечивает безопасность для озонового слоя, но его производительность ниже R12 на 15%. На данный момент это наиболее широко используемый хладагент для автомобильных кондиционеров во всем мире. При стандартном температурном режиме он нетоксичен, но в процессе сгорания выделяется токсичный фторводород;
- R1234yf – инновационное экологичное вещество, которое начали использовать в 2014 году. Заливка состава требует от мастеров СТО точности дозирования и качественной очистки. А вследствие воспламеняемости вещества необходимо соблюдать повышенные меры безопасности;
- R404а – смесь нескольких составов, которые не воздействуют на озоновый слой, высокопроизводительны и не подвержены возгоранию. Благодаря невысокой температуре кипения составы применяются в рерижераторной автотехнике;
- R600а – состав, который не используется вследствие подверженности возгоранию. Простота производства, доступность и хорошие эксплуатационные параметры делают состав оптимальным для климатической техники. Китайские марки производят на его основе составы для техники, функционирующей на R12.
В процессе заправки автомобильных кондиционеров замкнутого цикла необходимо тщательно относиться к совместимости составов. Так, категорически не допускается смешивание R12 и R134а по причине их совместимости с разным компрессорным маслом и применения разных осушителей.
Как выбирать фреон и заправлять кондиционер?
Фреон – основной хладагент для систем автокондиционеров, которые в отличие от стандартных холодильных установок, имеют вспомогательные резьбовые соединения и уплотнителями. Герметичность зависит от качества уплотнителей, но не исключено испарение хладагента, поэтому его необходимо периодически заправлять.
При выборе фреона необходимо учитывать, какой хладагент заливался раньше – информация указана в техпаспорте авто и руководстве производителя. Чтобы определить, сколько фреона нужно залить, следует проверить давление при помощи манометрической станции и комплекта шлангов.
Нужно найти под капотом магистрали кондиционера: одна высокого давления и одна низкого. На первой установлены трубки небольшого диаметра. После соединения станции с магистралью посредством переходника нужно запустить мотор, после чего фреон перемещается по фреонопроводу. В процессе нужно отслеживать изменения давления, нормальные значения от 250 до 270 кПа.
Для дозаправки фреона на несколько раз достаточно баллона на 1 кг. Баллон подсоединяется шлангами к системе, а мотор должен работать на холостых оборотах до 2000, кондиционер включается на режим рециркуляции. В ходе заправки нужно раз в 2-3 минуты откручивать вентиль манометра, при достижении оптимального давления заправку прекращают.
Для автокондиционеров рекомендуется выбирать фреон следующих производителей: EcoFrost, Refrigerant, XADO, Refco, Fotech International.
Как часто кондиционер требует дозаправки?
Уровень фреона в системе может снижаться по причине утечки, механических повреждений, невыполнения рекомендаций по эксплуатации. В процессе заправки нужно контролировать объем, поскольку недостаточное количество провоцирует преждевременный износ, а излишек – неэффективное функционирование. Автомобильные кондиционеры на новых авто следует заправлять один раз в 2-3 года. На машинах возрастом от 6 лет заправка фреона требуется ежегодно.
Заправку хладагента следует доверять профессионалам на СТО, у которых есть необходимое оборудование для проверки давления, контроля отсутствия повреждений. В случае выявления утечек автовладельцам рекомендуется обратиться за квалифицированной помощью на автосервис.
192029 Россия, СПБ пр.
Обуховской обороны, дом 76А
Пн.- Сб. с 10.00 до 19.00
Разновидности хладагентов для автокондиционера
Современная климатическая техника работает с хладагентами разных видов. Выбирая фреон для автокондиционера своей машины, необходимо точно знать, какая разновидность используется в вашем агрегате. Общее число марок хладонов достигает полусотни, однако в автомобильной климатической технике применяется всего несколько видов. Рассмотрим их основные свойства и различия.
Виды и свойства хладагентов для автокондиционеров
Хладагентами принято называть особые углеводороды, которые переходят из жидкого состояния в газообразное при температурах ниже нуля по шкале Цельсия. Это свойство позволяет им в процессе испарения отбирать тепло у окружающего воздуха, а в процессе конденсации – наоборот, выделять тепловую энергию, сбрасывая её в окружающую среду. Наиболее часто в автомобильной климатической технике используются следующие виды хладагентов.
- R12 – хладагент, обладающий высокой производительностью по холоду, экономичный в эксплуатации и недорогой в производстве. Этот хладагент широко применялся до начала 90-х годов ХХ века. Из-за усилий международного концерна «DuPont» хладагент R12 был запрещён в использовании по причине разрушительного действия некоторых его компонентов на озоновый слой планеты. Тем не менее, до сих пор некоторые старые модели автокондиционеров успешно работают на R12.
- R134а – хладагент, с 1993 года повсеместно заменивший R12 и запатентованный концерном «DuPont». Он не содержит хлора, поэтому считается безвредным для озонового слоя, хотя уступает R12 по производительности примерно на 15%. На сегодняшний день R134а является наиболее распространённым хладагентом для для автокондиционеров, который применяется производителями всего мира. При обычной температуре R134а не токсичен, однако при сгорании разлагается с образованием чрезвычайно ядовитого фторводорода.
- R1234yf – хладагент нового поколения, считающийся более экологичным по сравнению с R134а. Он используется в кондиционерах автомашин с 2014 года, поэтому пока не получил широкого распространения. Работа с R1234yf требует от сервисов заправки автокондиционеров высокой точности при дозировке и тщательной очистки. Кроме того, высокая воспламеняемость газа требует соблюдения повышенных мер безопасности при работе с этим хладагентом.
- R404а – это смесь нескольких хладагентов с нулевой способностью к разрушению озонового слоя, высокой производительностью и минимальной горючестью. Низкая температура кипения определяет основную сферу его использования в рефрижераторной автотехнике.
- R600а – хладагент, известный довольно давно, но не находивший ранее широкого применения из-за высокой горючести. Сегодня производителям удалось существенно снизить объём используемого хладагента, поэтому применение R600а стало более безопасным. Простота изготовления, дешевизна и отличные рабочие показатели делают его чрезвычайно перспективным для климатической техники. Китайские производители производят на его основе различные смеси для заправки техники, работающей на R12.
При заправке автокондиционеров следует очень внимательно относиться к возможности смешивания различных хладагентов. Ни в коем случае нельзя допускать смешивания R12 и R134а, так как они совместимы с компрессорными маслами разных типов и используют разные конструкции осушителей.