- ГАЗ в годы войны
- Газ в годы войны (1941-1945)
- Какие машины выпускал газ во время войны
- Прототипы Газ
- История создания ГАЗ
- Решение о строительстве
- Партнерство с компанией Форд
- Строительство завода
- Первый выпущенный автомобиль
- Переименование – НАЗ, ЗИМ, ГАЗ
- Первый собственный автомобиль
- Репрессии 30-х годов
- Краткая история Газ до наших дней
ГАЗ в годы войны
Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Авто-Юниор». ГАЗ в годы войны внес огромный вклад в защиту Родины. Более того, в это время были разработаны и запущены в серию немало новых моделей Горьковского автозавода. Как начиналась история завода ГАЗ мы уже рассказали, а как она продолжалась в то нелегкое время?
Мирная, созидательная жизнь всей страны была прервана внезапно. 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны осуществила вероломное нападение на Союз Советских Социалистических Республик. А ведь этот воскресный день должен был стать для Горьковских автостроителей по необычайному праздничным.
Дело в том, что накануне, 21 июня, на заводе был собран юбилейный, миллионный мотор! Уже с утра на автобусных и трамвайных остановках было многолюдно. Одни собирались на окский пляж, другие на массовое гулянье в Стригинский бор. Всюду весёлое оживление, радостные лица, музыка — по радио передавали концерт по заявкам передовиков производства…
…в час дня из репродукторов раздались гулкие удары метронома. А через мгновение суровая, грозная весть ворвалась в жизнь горьковчан коротким и страшным словом «Война!».
В тот же день, сменив праздничную одежду на рабочие спецовки, люди вернулись на свои рабочие места. На предприятие была возложена задача, в кратчайшие сроки спроектировать и подготовить к производству новые модели военного назначения, а так же развернуть изготовление оружия и боевой техники.
Уже с первых дней войны были десятки примеров трудового героизма. 24 июня под руководством А. И. Бондарчука — мастера колёсного цеха, его смена собрала 3030 колес, при норме в 2600. На следующий день – рабочий Тухов перевыполнил норму в 4 раза, а после окончания своей смены до глубокой ночи работал над выполнением другого срочного задания. И это было только начало…
Проявляя огромное упорство, энергию, инициативу и слаженность, коллектив автозавода с успехом осваивал новые производственные процессы, постоянно наращивая выпуск танков, танковых моторов, миномётов и боеприпасов.
В военное время «полуторку» ГАЗ-ММ выпускали в упрощенном исполнении: кабина с брезентовым верхом, одной фарой, прямоугольными крыльями, тормозами только на задних колесах. В Горьком этот вариант производили до 1949 года.
В первые месяцы войны в кратчайшие сроки был освоен выпуск легкового армейского автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-64. А в октябре 1941 года завод освоил выпуск лёгкого танка Т-60, конструкция которого была усовершенствована заводчанами с целью повышения его эксплуатационных характеристик.
21 октября 1941 года на завод пришла правительственная телеграмма, согласно которой в ближайшие два-три дня необходимо было резко увеличить выпуск танков Т-60. Рабочие автозавода с честью справились с заданием.
Выпуск продукции, идущей непосредственно на фронт (кроме автомобилей), рос из месяца в месяц: июнь – 100%, июль – 107%, август – 250%, сентябрь – 303%, октябрь – 486%, ноябрь – 817%.
С учётом больших возможностей Горьковского автозавода по сравнению с московским заводом №37, на котором разрабатывался танк Т-60, в Горьком началось проектирование более боеспособного варианта лёгкого танка с усиленным бронированием и вооружением. Уже в декабре был построен его прототип Т-70, позже он станет вторым по численности танком Красной Армии.
29 декабря 1941 года указом Президиума Верховного Совета СССР «За образцовое выполнение заданий партии по выпуску оборонной продукции» Горьковский автомобильный завод был награждён орденом Ленина. Более 150 сотрудников предприятия были награждены медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие».
В апреле 1942 года в серию пошла боевая машина Т-70. Той же весной на производство встал лёгкий бронеавтомобиль БА-64 на базе ГАЗ-64.
С самого начала войны остро стоял вопрос питания, одежды и топлива. Для детей, подростков и ослабленных людей организовали дополнительное питание. Особое значение придавали в те годы огородничеству. Цеха и отделы завода получили земельные участки, садовый инвентарь и семена.
Также, несмотря на огромные трудности военного времени, нехватку кирпича, цемента, леса, гвоздей, большое внимание уделялось жилищному строительству.
В течении второй половины 1942 года Танковое конструкторское бюро ГАЗа под руководством Николая Александровича Астрова работало над усилением ходовой части танка Т-70, дабы устранить самый главный его недостаток — одноместную башню. Так в октябре 1942 года Т-70 на конвейере сменила его модификация — Т-70М, а в декабре того же года был успешно испытан и принят на вооружение легкий танк Т-80 с двухместной башней.
Поскольку потребность Красной Армии в самоходной артиллерии была очень велика, в производство на ГАЗе была запущена лёгкая самоходно-артиллерийская установка (САУ) СУ-76 (СУ-12). А поскольку переход на изготовление лёгкого танка Т-80 мог повлечь за собой снижение числа отгружаемых армии Т-70М и СУ-76, его выпуск решили перенести в Мытищи на завод №40. Горьковчане же построили только пять опытных и предсерийных машин этого типа.
Город Горький, как крупный промышленный центр, представлял большой интерес для вражеской армии. На протяжении всей войны враг пытался парализовать деятельность одного из важнейших арсеналов страны. Но начиная с самых первых воздушных налетов, автозаводцы стойко и мужественно помогали стране ковать Победу.
В 1942 году гитлеровцы стремились пробиться к Волге. Именно здесь проходила артерия страны, по которой транспортировалась Бакинская нефть, необходимая для фронта и тыла, а с 4 по 22 июня 1943 года гитлеровцы нанесли семь авиаударов по автозаводу. Предприятию был нанесён значительный ущерб.
Всего было разрушено или повреждено 50 зданий и сооружений, 8 цеховых подстанций, более 9000 конвейеров и транспортёров, 5900 единиц технологического оборудования, 8000 моторов, 28 мостовых кранов, 14000 комплектов электроаппаратуры и приборов и многое другое. Прервалось поточное производство.
Но гитлеровцам не удалось прервать славную историю завода-гиганта, который, несмотря на разрушения, продолжал жить и работать.
К восстановительным работам были привлечены крупнейшие горьковские заводы. 35 тысяч монтажников и строителей, работая по 18—19 часов в сутки, восстановили завод за 100 дней.
Однако пришлось отказаться от выпуска технологически сложного трёхосного грузовика ГАЗ-ААА. Также на некоторое время было остановлено производство и прочей автомобильной техники и броневиков БА-64.
Восстанавливая свое предприятие, автозаводцы продолжали неуклонно наращивать темпы производства. Изготовление и сдача войскам лёгкого танка Т-70 не прекращались ни на день, хотя майские показатели заводчанам удалось перекрыть только в октябре 1943 года.
В 1943 году были освоены бронеавтомобиль БА-64Б и унифицированный с ним по шасси легковой армейский автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-67. От 64-го ГАЗа их отличала более широкая колея.
Работы танкового КБ в 1943 году были сосредоточены на усовершенствовании САУ СУ-76, поскольку эта модель изначально обладала тяжёлым дефектом моторно-трансмиссионной группы. Усилия инженеров увенчались успехом, усовершенствованная модель самоходной установки (СУ-15, а позже СУ-76М) была избавлена от этого недостатка.
Также в танковом КБ велись работы по созданию опытных образцов колёсной и гусеничной бронетехники, которые не пошли в серию по различным причинам, например, САУ КСП-76, ГАЗ-74 и т. д.
В тот же период был освоен модернизированный легковой армейский автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-67Б, выпускавшийся и в послевоенное время. Ведущую роль в конструировании советских автомобилей повышенной проходимости сыграл конструктор В. А. Грачёв, который был удостоен Сталинской премии за 1942 год за создание броневика БА-64.
В начале 1944 года состоялось заводское собрание партийно-хозяйственного актива. Только за 8 месяцев в цехах и отделах было внедрено более 8800 мероприятий с годовой экономией 24,6 млн. рублей.
Заводы города и области («Красное Сормово», «Красная Этна» и др.) оказывали большую помощь в своевременной поставке броневых корпусов танков, проката металла, нормалей, шофёрского инструмента, различных материалов.
В сентябре 1945 года завод был награжден Орденом Отечественной войны I степени за успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны по выпуску артиллерийских самоходных установок для Красной Армии.
Горьковский автомобильный завод в годы войны выпускал санитарные машины ГАЗ-55, полугусеничные автомобили ГАЗ-60, штабные автобусы ГАЗ-05-193, легковые автомобили ГАЗ-61 и созданные перед началом войны внедорожники ГАЗ-64, ГАЗ-67 и созданные на их базе бронеавтомобили БА-64, БА-64Б. Кроме того завод также производил легкие танки Т-60 и Т-70, самоходные орудия, боеприпасы и другую продукцию военного назначения. В частности, автозаводцы разработали и внедрили в массовое производство технологию изготовления штампо-сварного варианта снаряда «Катюша». Главным же автомобилем, который «привез» Победу всей стране стала знаменитая «полуторка» ГАЗ-ММ.
За годы Великой Отечественной войны было выпущено:
автомобилей — 176 221 шт. (включая сборку из ленд-лизовских комплектов грузовиков Ford G8T и Chevrolet G7107);
танков — около 12 000 шт.;
самоходных установок — более 9 000 шт.;
миномётов — 24 000 шт.;
автомобильных моторов — 232 000 шт.;
снарядов для ракетной установки «Катюша» — 30 000 шт.
Выдающимися конструкторами — новаторами в создании боевой техники показали себя А. А. Липгарт, Н. А. Астров, В. А. Дедков, В. А. Грачёв, А. М. Кригер, Л. В. Косткин, Ю. Н. Сорочкин, В. К. Рубцов.
Газ в годы войны (1941-1945)
Газ в годы войны (1941-1945)
Начало Великой Отечественной войны потребовало переориентации автомобильного производства, направленной на обеспечение обороноспособности страны. Пришлось сократить выпуск ряда моделей автомобилей и направить все силы на проектирование новой техники военного назначения. В короткие сроки были разработаны и пущены в производство целый ряд новых моделей машин.
В октябре 1941 года с конвейера сошел усовершенствованный танк Т-60, в декабре того же года был построен его прототип – ГАЗ-70, более боеспособный вариант легкого танка. С апреля 1942 по октябрь 1942 года после доработок ГАЗ-70 становится вторым по численности танком Красной Армии Т-70. Благодаря конструкторским разработкам во второй половине 1942 года был устранен главный его недостаток – одноместная башня и уже в октябре Т-70 был сменен свое модификацией Т-70М, а в декабре вышел танк с двухместно башней – Т-80.
В тот же период на производство встал бронеавтомобиль БА-64 на базе ГАЗ-64 и год спустя — модернизированный БА-64Б, вездеходы ГАЗ-64 и ГАЗ-67.
Летом 1943 года автозавод подвергся налетам германской авиации. В течение 100 дней на благо родного завода трудились 35 тыс. рабочих, за это время было отремонтировано 9 тыс. ед. оборудования, восстановлено 50 зданий и сооружений.
За весь период Великой Отечественной войны ГАЗу удалось выпустить около 176221 автомобилей, около 12000 танков, более 9000 самоходных установок. Кроме того, выпущено около 24000 шт. минометов, 232000 шт. автомобильных моторов и 30000шт. снарядов для ракетной установки «Катюша».
Огромный вклад в историю войны внесли автомобили ГАЗ-АА. Более 40 млн километров наездили газовские «полуторки» по «дороге жизни», доставляя в блокадный Ленинград продовольствие, топливо, боеприпасы. Более полумиллиона человек было эвакуировано.
Труд автозаводцев в годы войны был оценен по заслугам. 35 человек стали Героями Советского Союза, 35619 человек были награждены орденами и медалями. 9 марта 1944 года за досрочную ликвидацию последствий налетов вражеской авиации и непрерывный выпуск продукции, которые имели немаловажное значение в последний год войны — Орденом Красного Знамени. В сентябре 1945 года коллектив завода награжден орденом Отечественной войны I степени, успешно выполнив задания Государственного Комитета Обороны по выпуску артиллерийских самоходных установок.
Какие машины выпускал газ во время войны
ПМГ-1
03-30
(1933-1941 гг, 1945-1950 гг.)
05-193 и 05-194
М1
410
21
Прототипы Газ
История создания ГАЗ
Во многом благодаря усилиям Н. Осинского, который лично бывал на заводе Форд, в ноябре 1928 года был поднят вопрос автомобилизации в СССР.
О проекте автомобилизации СССР готовится отдельная стать.
Решение о строительстве
4 марта в советских газетах был опубликован соответствующий приказ председателя высшего совета народного хозяйства СССР (ВСНХ) В. Куйбышева под номером №498 о строительстве автомобильного завода на 100 тыс. автомобилей в год. Через месяц определили и место строительства – деревня Монастырка под Нижним Новгородом.
Нижний Новгород в качестве строительной площадки выбрали исходя из следующих важных факторов:
- Нижний Новгород уже являлся промышленно развитым, соответственно в городе проживали и квалифицированные специалисты.
- Город стоит на слиянии двух крупнейших рек Европы — Оки и Волги. Доставка материалов для строительства завода не стало бы проблемой.
- Железнодорожная связь с другими городами страны в которых создавались смежные с автомобильным производства.
В том числе и «Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодёжи» (КИМ), который позже, на некоторое время, становится филиалом ГАЗа.
Партнерство с компанией Форд
В качестве партнера выбрали американскую компанию Форд, которая производила до 1-1,5 млн автомобилей в год. К началу 1927 года в США насчитывалось 23 млн 431 тыс. автомобилей, что составляло 85% всего автопарка планеты! В Советском Союзе было только 12 тыс. машин и 40 место в мире.
Кроме того, советский союз привлекло и то, что Форд производил на одной базе легковые и грузовые автомобили.
Изначально Генри Форд пытался навязать свои условия – якобы он продает только готовые автомобили, но советские дипломаты намекнули, что ведут переговоры и с компанией GM. Генри Форд не мог допустить, чтобы его обошли конкуренты и 31 мая 1929 года договор между советским правительством и компанией Форд был заключен.
По договору Форд предоставляет лицензию на производство автомобилей марки Форд А и Форд АА, а также техническую помощь в организации процесса.
Сумма сделки 72 млн. золотых рублей.
Кстати, в 1958 году поднимется вопрос о том, были ли эти деньги действительно выплачены, об этом готовится статья.
Строительство завода
2 мая 1930 года был заложен первый камень будущего Нижегородского автомобильного завода имени В. М. Молотова (НАЗ).
К строительству были привлечены местные жители, жители с окраин Нижнего Новгорода, крестьяне из голодающих деревень приезжали со всей страны. Во время строительства даже были организованны специальные классы, в которых людей обучали грамоте.
В стройке принимали участие и американские рабочие, для которых даже построили целый американский поселок.
Ударными темпами автозавод был построен всего за 18 месяцев.
Первый выпущенный автомобиль
Первый выпущенный автомобиль – НАЗ-АА сошел с конвейера нового предприятие 1 января 1932 года, а в декабре того же года было налажено производство ГАЗ-А в кузове фаэтон.
С 1932 по 1938 гг. Горьковский автомобильный стал ведущим заводом страны, освоил и выпустил 17 моделей и модификаций автомобилей, производил 68,3 % всех выпускаемых в стране автомашин.
Переименование – НАЗ, ЗИМ, ГАЗ
Нижний Новгород с 7 октября 1932 года (и до 22 октября 1990 года) носил название — Горький. С конца 1932 года, вместе с запуском в производство модели А, модельный ряд был переименован из НАЗ в ГАЗ.
Сам же завод переименовали в 1935 году в «Завод имени Молотова» (ЗИМ), а в 1957 году в «Горьковский автомобильный завод» (ГАЗ).
Первый собственный автомобиль
16 марта 1936 года с конвейера сошли первые образцы модели М-1, которую можно считать по настоящему первым советским легковом автомобилем, её разработал главный конструктор завода А. А. Липгарт, который к слову, стажировался на заводах Форда.
Репрессии 30-х годов
Репрессии 30-х годов ударили и по автозаводу.
В 1937 году главный строитель завода и первый директор Степан Семёнович Дыбец был арестован по обвинению в шпионаже.
В 1938 году арестован и расстрелян второй директор — Сергей Сергеевич Дьяконов.
Так к концу 1938 года почти все специалисты, которые стажировались в Америке, были арестованы, многие из них расстреляны. Так в 1938 году, идеолог создания и строительства автозавода Н. Осинский был приговорен к высшей мере наказания.
Под репрессии попали и многие Американцы, которые жили в заводском американском поселке.
Интересно, большинство арестов в то время проводилось именно на автомобилях М-1.
Краткая история Газ до наших дней
В военные годы завод выпускал грузовики, вездеходы, бронеавтомобили и легкие танки, а также самоходные орудия и боеприпасы.
За годы Великой отечественной войны было выпущено:
- Автомобилей — 176 221 шт. (в том числе и ленд-лизовские комплекты грузовиков Ford G8T и Chevrolet G7107);
- Танков — около 12 000 шт.;
- Самоходных установок — более 9 000 шт.;
- Миномётов — 24 000 шт.;
- Автомобильных моторов — 232 000 шт.;
- Снарядов для ракетной установки «Катюша» — 30 000 шт.
Дальнейшая история до наших дней, кратко:
- 6 января 1946 года, началось производство ГАЗ-51;
- 28 июня 1946 года, началось серийное производство ГАЗ М-20 «Победа»;
- Октябрь 1956 года – производство ГАЗ-21;
- 1958 года — на всемирной выставке в Брюсселе автомобили ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-13 «Чайка», ГАЗ-52 были отмечены высшей наградой – Гран-при;
- 16 января 1959 года — начало производства автомобиля представительского класса ГАЗ-13 «Чайка»;
- 1 июля 1964 года, производство ГАЗ-66;
- 1968 год – собрана первая партия самой массовой волги – ГАЗ-24;
- Декабрь 1978 года, выпуск нового автомобиля представительского класса – ГАЗ-14;
- 22 декабря 1980 года собрана первая партия автомобилей ГАЗ-3102;
- Октябрь 1989 года, освоен выпуск ГАЗ-3307;
- 26 ноября 1992 года. Преобразование Горьковского автомобильного завода в акционерное общество;
- 16 июля 1994 года началось производство автомобилей «Газель»;
- 15 декабря 1996 года началось производство следующего поколения автомобилей волга – ГАЗ-3110;
- 10 сентября 1998 года начался выпуск автомобиля «Соболь»;
- Декабрь 2000 года – Вход в состав группы «Базовый элемент»;
- В 2001 году ГАЗ вошел в состав автомобилестроительного холдинга «РусПромАвто»;
- 8 января 2003 года начали выпускать рестайлинговую версию «Гезели» и «Соболя»;
- Декабрь 2004 года, налажено производство среднетонажного грузовика «Волдай»;
- 2005 год — В ходе реструктуризации произошло преобразование в холдинг «Группа ГАЗ»;
- 2006 год – покупка у концерна DaimlerChrysler сборочного предприятие «Стерлинг-Хиллз», производившего среднеразмерные седаны Chrysler Sebring и Dodge Stratus на оборудовании, вывезенном из США.
- В середине 2006 года «Группой ГАЗ» приобретена английская фирма LDV Group, специализирующаяся на производстве лёгких переднеприводных фургонов Maxus;
- 25 июля 2007 года началось производство Volga Siber. Предполагалось выпускать до 65 тыс. автомобилей в год;
- В мае 2008 года ГАЗ приступил к сборке в фургонов и микроавтобусов Maxus из английских SKD комплектов. По мере локализации и перехода на технологию CKD сборки, объём производства Maxus должен был составить 50 тыс. в год;
- Конец 2008 года – производство устаревших моделей ГАЗ 3110 и 3102 остановлено;
- В середине 2009 года из-за кризиса и банкротства проект по производству Maxus был свёрнут;
- 4 февраля 2010 года, очередная модернизация и выпуск «Газель — Бизнес»;
- Конец 2010 года, после выпуска 8,7 тыс. автомобилей Volga Siber сборка была остановлена. Автомобиль не пользовался спросом. Легковые автомобили больше не выпускаются;
- Апрель 2013 года, выпуск «ГАЗель NEXT».
- Октябрь 2014 года, начался выпуск среднетонажного грузового автомобиля «ГАЗон NEXT».