- Оборудование для диагностики автомобиля: какое бывает?
- Диагностический сканер
- Мотортестер
- Газоанализатор
- Дополнительное оборудование
- Топливные монометры
- Разрядники
- Тестер утечек
- Стетоскоп технический
- Эндоскоп
- Тестер цепей
- Базы данных
- Заключение
- Оборудование для проверки автомобиля перед покупкой
- Инструменты для проверки автомобиля
- Толщиномер
- Как пользоваться толщиномером
- Считываем показатели
- Фонарик
- Какой нужен фонарик
- Сканер для компьютерной диагностики
- Компрессометр
- Какое оборудование для проверки авто используют в диагностическом центре
- Не забудьте проверить автоисторию
Оборудование для диагностики автомобиля: какое бывает?
Какое бывает оборудование для проверки электроники автомобиля?
Существует три типа диагностических приборов: газоанализаторы, мотортестеры и сканеры (они изображены на рисунке).
Еще есть дополнительное оборудование, но из всего списка можно выделить три большие группы диагностических приборов.
Диагностический сканер
Первый прибор – это сканер. Он подключается к автомобилю, к диагностическому разъёму.
Сканер – это прибор, который позволяет общаться с блоком управления двигателем. Собственно говоря, он и задуман для работы с блоком управления.
Та информация, которую мы видим на сканере — это информация из блока управления. Если на сканере написано «угол опережения зажигания — 15 градусов», означает ли это, что он реально там 15 градусов? Конечно же нет. Да, он может быть и 15. Но, 15 – это считает блок управления, так он задал угол и выдает 15 градусов.
То, что мы видим сканером — мы видим глазами электронного блока управления.
Мотортестер
Данный прибор – это глаза диагноста.
Мотортестер – это измерительный прибор, который можно сравнить по работе с мультиметром. Это такой мощный прибор, заточенный под работу с двигателем, под измерение высокого напряжения, давлений, токов.
Причем, больших токов, всевозможных напряжений, для съема осцилограмм, для их запоминания. То есть это измерительный прибор, в отличие от сканера. Сканер ничего сам не измеряет, сканер отображает то, что видит блок управления.
В сканере мы можем увидеть 15 градусов, подключаем мотортестер, смотрим, а там 5 или 0, или даже минус.
Газоанализатор
То, что у двигателя вылетает из выхлопной трубы – это тоже источник диагностической информации. К примеру, вы приходите к врачу, говорите – у меня болит то-то и то-то, он дает вам направление на анализы, потому что ему нужна информация о том, что у вас там в крови и сколько там сахара, сколько того и того.
То, что у двигателя в выхлопной трубе – это то, что произвел двигатель в результате своей работы, в результате своей жизнедеятельности. Он выполняет механическую работу и производит отработанные газы. Вот как доктор по анализу видит, что происходит, так и мы по составам отработанных газов видим, что происходит в двигателе.
Здесь еще нужно добавить, что газоанализатор нужен только четырехкомпонентный.
Нужно обязательно CO2, нужно обязательно O2, расчетные параметры лямбды (датчик кислорода).
Естественно, характер информации, которую мы получаем с помощью этих приборов, он разный. Газоанализатор выдает одно, мотортестер другое, сканер выдает третью информацию.
Условные области информации о двигателе, которая доступна основным диагностическим приборам и дополнительным приборам.
Дополнительное оборудование
Даже основными диагностическими приборами мы не может полностью собрать информацию о некорректной работе двигателя. Остаются небольшие области, в которых все три прибора бессильны. Здесь используется дополнительное диагностическое оборудование.
Топливные монометры
В первую очередь, это набор топливных манометров. Набор переходников под разные системы, разные модели автомобилей.
Компрессометр служит для оценки состояния цилиндров. Но более серьезно их можно оценить пневмотестером. Им можно определить досконально работу цилиндра, железа цилиндра.
Приезжает автомобиль, троит, подтраивает. Меряем компрессию – все хорошо, но по газоанализу видно, что не все хорошо, а компрессия вроде бы нормальная. Берем пневмотестер, смотрим – а в одном цилиндре утечка. И уже знаем: какая утечка и куда (через клапан, через кольцо или в систему охлаждения).
Этот прибор очень желательно иметь. Он, конечно, стоит порядка 6 тысяч, но прибор очень полезный, сколько дефектов можно найти с его помощью – не пересчитать.
Разрядники
Если вы сняли для какого-либо измерения наконечник с высоковольтного провода, его ни в коем случае нельзя просто оставить где-то.
Какой более безболезненный вариант в этом случае?
- Снять с катушки провод, положить его рядом и пытаться завести двигатель или компрессию померить;
- Снять с катушки провод, положить его на массу, накоротко (сделать короткое замыкание), и делать то же самое.
Если мы снимем провод и просто положим — мы убьем катушку. Поэтому разрядники обязательно потребуются.
Не запускается автомобиль. Просто посмотреть наличие искры. Одеваем разрядник и смотрим.
Почему на разрядники нужно смотреть?
Дело в том, что, искровой зазор большой на разряднике, и на свежем воздухе мы катушку нагружаем, даем ей, как говорится, пинка.
А если мы вытащим свечку, оденем высоковольтный провод на свечу, положим, так искра будет.
Зазора нет, давления нет, здесь нужно понимать – в цилиндрах есть давление, а на воздухе давление – одна атмосфера, и пробивается гораздо легче.
Машина не заводится — искра есть, все есть. Одели провод, положили свечу на двигатель, крутим двигатель — искра есть.
Цепляем мотортестер, смотрим осцилограмму — искры нет. Катушку поменяли, машина завелась. Искра была, на воздухе, на свечке она была.
Если бы нацепили свечу на разрядник, мы бы увидели, что искры нет. На разряднике зазор большой, искры бы там не было. Такая вещь тоже полезна.
Тестер утечек
Попросту говоря — это генератор дыма. Туда заливается специальный состав, он там нагревается, дымится со страшной силой, и дым подается во впускной коллектор. Это делается для того, чтобы найти утечки во впускном коллекторе.
Какие места утечек могут быть:
- Ось дроссельной заслонки. Куда дроссельная заслонка одевается, из этих втулочек дымит регулярно. Если дроссельный узел походил лет пять — уже будет дымить оттуда.
- Регуляторы холостого хода.
Конечно, это не основной прибор, нет крайней необходимости в нем, но очень полезная вещь, очень удобная и значительно облегчает поиск подсоса воздуха.
Стетоскоп технический
Тоже очень полезная штука, стоит копейки. Этим прибором можно прослушать двигатель на пример каких-то механических стуков, где-то там поршня постукивают, клапана постукивают, побрякивают, используют для прослушивания форсунок.
Эндоскоп
Очень удобная штука, одно дело, когда вы что-то померяли, посмотрели. А если предполагать, что детонация происходит из-за нагара в камере сгорания, потому что других причин нет?
Как это увидеть не разбирая двигатель? – Эндоскопом. Выворачиваем свечку, заглядываем, смотрим.
Эндоскопы бывают как самостоятельные приборы и как камеры с подключением к компьютеру (такие будут дешевле).
Существует большая проблема – не заводится двигатель в морозы. На впускных клапанах, вследствие подачи топлива на клапан – впрысковые моторы подают топливо на клапан, и он обрастает смолой, покрывается ей как губкой.
Топливо брызнуло на клапан, клапан горячий, что могло испариться – испарилось, а смола осталась.
И в итоге впрысковые моторы вот этим страдали. Форсунка брызнула на клапан, бензин впитался, образовавшейся смолой, и машина не завелась. Тоже, это очень легко обнаружить эндоскопом.
Пример образования смолы (нагара)
Тестер цепей
Для работы потребуется набор тестеров и всевозможных пробников . В основном, лучше покупать тестеры, заточенные именно под автомобильную тематику, чтобы он мог и померить то, что интересует.
Базы данных
Помимо оборудования необходимы базы данных. Без базы данных на современном диагностическом участке попросту никуда.
Что такое база данных?
Естественно, автодилер получает от производителя какую — то компьютерную программу, в ней заложена вся информация по ремонту, сроки обслуживания, все моменты затяжки, все геометрические размеры, заправочные объемы, все электросхемы, в общем, все необходимое для работы специалиста на станции. Такая база данных называется дилерская.
Пример из базы данных Chevrolet:
Заключение
В статье мы рассмотрели диагностическое оборудование для диагноста бензиновых двигателей. Это, конечно, список в идеале.
На практике же не всегда будет возможность приобрести тот или иной прибор, да и специфика работы может не потребовать часть упомянутых приборов.

Оборудование для проверки автомобиля перед покупкой
Кажется, вы её нашли. У машины из объявления небольшой пробег, подходящий литраж, один хозяин и адекватная цена. Бонусом — красивый цвет. Прежде чем влюбиться окончательно, позвольте себе побыть скептиком и проверить техническое состояние автомобиля. Рассказываем, какое оборудование при этом понадобится.
Инструменты для проверки автомобиля
Толщиномер, фонарик, сканер для компьютерной диагностики и компрессометр — вот что чаще всего берут с собой, чтобы проверить машину.
Чаще всего профессиональные оценщики больше полагаются на собственные глаза и уши. Они осматривают кузов, салон и моторный отсек, проверяют работу двигателя, ходовой части и коробки передач. Параллельно с этим задействуют оборудование, которое подтверждает или опровергает догадки. Последующее посещение СТО или сервиса показывает, насколько критична поломка и сколько денег уйдёт на ремонт.
Толщиномер
Устройство показывает толщину лакокрасочного покрытия автомобиля. Есть несколько видов, но вам подойдут магнитный, универсальный и ультразвуковой. Последний самый дорогой, зато считывает значения не только с металла, но и с пластика, стекла и других материалов.
Цена: от 1 500 до 40 000 руб.
Есть много предложений по аренде, поищите предложения в своём городе. В Екатеринбурге толщиномер будет стоить от 300 до 800 руб. в сутки + залог.
Как пользоваться толщиномером
Заводской слой краски — от 70 до 180 микрон. Если машину частично перекрашивали или восстанавливали после ДТП, вы увидите большой разброс значений.
Начните проверку с крыши, она реже всего бывает повреждена. Прислоните толщиномер в 4-5 разных местах, запомните примерные цифры.
Переходите к передним и задним стойкам. Если всё в порядке, продолжайте проверку дверей, крыльев и порогов.
Считываем показатели
Нормальной считается разница в 30 мкм. А вот если капот показывает 110 мкм, а соседнее крыло — 250, то деталь, наверняка, красили. Если цифра ближе к 400, то, скорее всего, крыло шпаклевали. Отказываться от покупки или нет, решаете вы. Мы советуем не брать такое авто без проверки геометрии кузова на специальном стенде.
Фонарик
Пригодится вам, чтобы подсветить тёмные места. Поможет увидеть подтеки на двигателе или коробке, сварные швы, не прохудились ли патрубки, в каком состоянии лонжероны.
Цена: от 200 до 500 руб.
Какой нужен фонарик
Большой прожектор стоимостью 800-1000 руб. вам не понадобится — с ним неудобно будет осматривать моторный отсек. Поэтому выбирайте компактный фонарь с ярким лучом. Перед покупкой поинтересуйтесь у продавца, не разрядится ли устройство на холоде.
Подойдёт и фонарь смартфона, если телефон не быстро разряжается.
Сканер для компьютерной диагностики
Инструмент считывает ошибки с бортового компьютера автомобиля. Большинство сканеров не предназначены для использования непрофессионалами, и дело не только в цене: сканер нужно правильно подключить и суметь считать данные с него.
Оригинальный AUTOCOM стоит 145 000 руб. Он предназначен для глубокой диагностики. То, что продается за 5, 10 тысяч рублей, — подделка. Но и с ними можно проверить автомобиль, например, с нелицензионным ELM327. Сканеров с таким именем в сети тысячи. Это лишь позаимствованное у американцев и ставшее нарицательным название. Стоит от 1500 рублей.
Чтобы начать с ним работать, вам нужно будет скачать специальную программу. Если для оригинального сканера она стоит около 30 долларов на одну марку, то в случае с китайской репликой вы можете не потратить ни копейки. Устройство покажет ошибки, обороты двигателя, его нагрузку, температуру охлаждающей жидкости, состояние топливной системы, давление и расход топлива и т. д.
Прибор подключается к бортовому компьютеру автомобиля. Последний может быть спрятан возле рулевой колонки, в ногах пассажира или под приборной панелью — всё зависит от марки и модели авто.
Для более глубокой проверки обратитесь в сервисный центр или к автоэкспертам с профессиональным оборудованием.
Компрессометр
Компрессометр нужен для замера компрессии. Однако и тут автоэксперты отговаривают от покупки:
«Чтобы замерить компрессию, нужно выкрутить свечи в двигателе. А сделать это на некоторых автомобилях не так просто. Если компрессии не будет в каком-то цилиндре, двигатель будет плохо работать», — Александр Макаров, основатель компании «Автоэксперт».
Это значит, что если двигатель ровно работает, то компрессометр вам не понадобится. В противном случае купить прибор не так сложно: стоит он от 450 руб. и продаётся в любом автомобильном магазине.
Какое оборудование для проверки авто используют в диагностическом центре
Обычные СТО не предлагают ничего особенного, кроме мультимарочного сканера, подъёмника и микрощупа. Здесь вы сможете лучше оценить состояние подвески, а особенно лонжеронов. Гнутые или новые лонжероны скажут о том, что машины битая.
Дилеры располагают мономарочным сканером, диагностическим стендом и более глубокими знаниями по конкретной машине. У них также будет нужный набор инструментов, гидравлический домкрат и подъёмник. Вы проверите состояние электрики, двигателя, тормозов, подвески и коробки передач.
Специализированные сервисы могут иметь сразу несколько сканеров, электронные тестеры, ультразвуковую ванну, газоанализатор и другие аппараты. Помимо всего вышеуказанного, мастера оценивают состояние дроссельных заслонок, смотрят, не скручен ли пробег, измеряют давление топлива, проверяют работу кондиционера.
Надо понимать, что навороченный инструмент не гарантирует идеальную проверку автомобиля. Результаты нужно правильно интерпретировать, а это уже зависит от вашего уровня подготовки или того специалиста, к которому вы обратитесь.
Не забудьте проверить автоисторию
Перед встречей с продавцом, проверьте историю автомобиля. Возможно, машина в залоге или угоне, имеет скрученный пробег, ограничения на регистрационные действия или часто попадала в аварии. В таком случае лучше не тратить свое время, отказаться от проблемного варианта и продолжить поиски.
Узнать историю автомобиля по госномеру или VIN поможет сервис «Автокод». Он подходит тем, кому нужно проверить одну или несколько машин. Автокод проверяет автомобиль более, чем по 15 официальным базам источников: ГИБДД, ЕАИСТО, РСА, ФНС, ФТС, ФНП и другим. Полученная информация поможет вам проверить продавца на честность. Кроме того, если вы найдете незначительные проблемные места у автомобиля, с помощью отчета вы сможете скинуть цену на б/у машину.
Если вы профессиональный продавец авто, воспользуйтесь сервисом безлимитных проверок авто «Автокод Профи» . «Автокод Профи» позволяет оперативно проверять большое количество машин, добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде. Подписка на безлимитные проверки авто стоит 2 500 рублей в месяц.
Также мы оказываем услуги выездной проверки автомобилей. Оставьте заявку на сайте, и специалист приедет на место в любое указанное время. Он произведет полный осмотр автомобиля и предоставит вам полный отчет о техсостоянии авто.