- Когда изобретут машину времени: факты, теории, разработки
- Что такое машина времени
- Можно ли путешествовать во времени?
- В чем главные проблемы создания машины времени?
- Что будет, если изменить прошлое?
- Кто уже пытался изобрести машину времени
- Выводы о машинах времени
- Машина Времени – рок-группа
- История группы Машина Времени
- Машина Времени в 70-е годы – золотое подполье
- Машина Времени в 80-е – Росконцерт
- Машина Времени в 90-е – время перемен
- Машина Времени в 2000-е – новое звучание
Когда изобретут машину времени: факты, теории, разработки
Что такое машина времени
Машина времени — это устройство, с помощью которого, в теории, можно было бы путешествовать во времени.
Однако ученые понимают под ней не физическую машину или механизм, как в кино, а искривленное пространство-время [1]: например, в виде «червоточины» или «пончика». Внутри нее можно перемещаться из одной точки пространства-времени в другую, за счет сфокусированных гравитационных полей. Но такие поля должны быть супермощными, а управлять ими нужно с максимальной точностью.
Есть также версии, что машина времени — это экзотическая материя с отрицательной плотностью. Если ее толкнуть, она будет двигаться в направлении, обратном нормальному. Однако ничего похожего пока открыть не удалось.
Можно ли путешествовать во времени?
В фантастических фильмах вроде «Звездного пути» или «Назад в будущее» герои просто садятся в машину или другой транспорт и оказываются в прошлом или будущем. На деле все гораздо сложнее, и единого мнения на этот счет пока нет.
Альберт Эйнштейн первым описал время как «четвертое измерение» [2]. Он считал, что оно движется только вперед, но, при этом, относительно: то есть может течь с разной скоростью в разных условиях. Если вы будете двигаться со скоростью света (то есть 299 792 км/сек), то для вас оно замедлится — в сравнении с теми, кто стоит на месте. Но, согласно расчетам физика, ваша масса при этом должна быть бесконечной, а длина — нулевой.
Эйнштейн также утверждал, что гравитация может менять время: сверхмассивные объекты, вроде черных дыр, как бы искривляют время вокруг себя. Это тоже удалось доказать — с помощью GPS-спутников и сверхточных часов. Путешествия через черные дыры — пожалуй, самый популярный способ, описанный в фильме «Интерстеллар». Вблизи дыры или ее модели, за горизонтом событий, время движется в два раза медленнее, а то и вовсе останавливается.
Стивен Хокинг, написавший книгу «Краткая история времени», поддерживал теории Эйнштейна относительно черных дыр, а также — «червоточин» или «кротовых нор», которыми пронизана вся Вселенная. Однако он не верил, что можно путешествовать в прошлое.
В доказательство он провел эксперимент: организовал в 2009 году вечеринку и разослал приглашения уже после того, как она закончилась. Но никто из приглашенных в будущем так и не пришел на нее. Однако Хокинг не исключал, что машину времени построят уже после его смерти [3].
Основываясь на теориях Эйнштейна, NASA предположило, что можно путешествовать через «червоточины» или «кротовые норы» пространства-времени [5]. Это что-то вроде туннелей, пройдя через которые, мы окажемся в другом измерении. Но такие «червоточины» почти моментально схлопываются, и пройти через них смогут только сверхмалые частицы.
Еще одна гипотеза — «бесконечный цилиндр Типлера». Астроном Фрэнк Типлер предложил механизм, внутри которого вещество величиной в десять масс Солнца, свернутое в бесконечно длинный и очень плотный цилиндр. Если он будет вращаться со скоростью миллиарда оборотов в минут, космический корабль, пройдя по спирали, попадет внутрь цилиндра и окажется в «замкнутой времениподобной кривой» — мировой линии, где все возвращается в исходную пространственно-временную точку.
Теория струн в рамках квантовой механики предполагает наличие 11 измерений [6]. В одном из них как раз и может существовать портал для путешествий во времени.
Космические струны — тончайшие сгустки энергии, проходящие через всю длину Вселенной и обладающие огромной массой. Их диаметр тоньше атомного ядра, при этом они очень плотные: 1 тыс. км такой струны весят как Земля. Следовательно, они, как и черные дыры, тоже могут искривлять пространство и время вокруг себя. Есть теория, что такие струны бесконечны и образуют замкнутые петли — «складки» пространства-времени. Внутри них также можно путешествовать во времени.
В чем главные проблемы создания машины времени?
- В обозримом будущем ни один из объектов, созданных человеком, не может приблизиться к скорости света.
- Человек не сможет находиться вблизи объектов с гигантской гравитацией, как у черных дыр: он сразу погибнет.
- Гипотетические условия для путешествий во времени — такие, как бесконечная или сверхмалая масса, нулевая длина и другие — тоже недостижимы.
- Деформация пространства-времени может вызвать мощный поток радиации, который уничтожит все живое.
Есть отдельные теории — например, у физика Ричарда Мюллера [7] — о том, что вернуться назад невозможно, так как Вселенная постоянно расширяется, как в пространстве, так и во времени. Другими словами, в прошлом времени было как бы меньше, а в будущем его, наоборот, больше. И мы не можем, в нашем нынешнем состоянии, оказаться в нужной точке прошлого или будущего — в обеих случаях это будут совсем другие миры, с которыми у нас нет никакой связи. Чтобы такое путешествие стало возможным, нам сначала нужно уменьшить или увеличить объем пространства-времени.
И тем не менее люди веками пытаются создать машины времени или хотя бы воссоздать условия, при которых такие путешествия возможны.
Что будет, если изменить прошлое?
Этот вопрос чаще всего возникает в книгах и фильмах — вроде «Терминатора», «Эффекта бабочки» или «Назад в будущее». Ученые называют его «парадоксом убитого дедушки» [8]: когда путешественник во времени возвращается в прошлое, убивает своего дедушку в юности и в результате исчезает — потому что никогда не рождался.
Противники теории утверждают, что это невозможно: отправиться в прошлое можно только по замкнутой кривой, внутри которой все события закольцованы друг с другом. В качестве наглядного подтверждения приводят бильярдный шар, который движется через червоточину по заданной траектории и никак не может помешать сам себе.
Британский математик и философ Джеральд Джеймс Уитроу считал, что, если бы путешествия в прошлое были возможны, мы бы помнили о них еще до отправления.
Кто уже пытался изобрести машину времени
Еще в конце XIX века писатели-фантасты — среди них Энрике Гаспар и Римбау, а также Герберт Уэллс — описывали первые прототипы машин времени. Однако научные обоснования появились в начале XX-го, с появлением теорий Эйнштейна.
В 1948-м австрийский математик и философ Курт Гедель нашел решение для уравнений Эйнштейна, касающихся гравитации и вращающейся Вселенной. В ней свет тоже вращается вместе с другими объектами, из-за чего последние движутся по замкнутым траекториям и в пространстве, и во времени.
Гедель также писал, что в каждой точке пространства есть световой конус прошлого и конус будущего. Внутри каждого из них находится мировая линия — непрерывная кривая в пространстве-времени, которая состоит из событий. На каждой мировой линии время течет по-своему.
Если наклонить конусы под определенным углом, внутри получится окружность — это и есть машина времени. Нужно только создать такое гравитационное поле, или искривление, при котором конусы наклонятся под нужным углом. Гедель предполагал, что такая Вселенная уже где-то существует, но пока мы ничего о ней не знаем.
В 1943-м был проведен эксперимент на базе ВМС США в Филадельфии. В рамках него вокруг эсминца «Элдридж» создали специальный электромагнитный экран, который отражал сигналы радаров. Некоторые свидетели утверждали, что после этого корабль якобы исчез, а потом появился на расстоянии в сотни километров в штате Виргиния. Но спустя годы моряки, участвовавшие в эксперименте, опровергли это.
В 1988-м американский физик и астроном Кип Торн рассчитал, при каких условиях машина времени Геделя будет работать и насколько это возможно. Для этого нужно запустить машину времени, разогнать один конец «кротовой норы» до околосветовой скорости, притормозить, потом разогнать в обратном направлении, снова притормозить, нырнуть в нору, выскочить на другом конце и уже снаружи, как можно быстрее, домчаться до обратного конца. Так появится временная петля между прошлым и будущим.
Впоследствии модель усложнили, рассматривая ее в четырех и пяти измерениях, где добавляются новые слои и условия. В итоге окончательной «рабочей» версии пока что не существует, но многие в своих расчетах по-прежнему опираются на гипотезу Геделя.
В 2017-м ученые из США и Канады создали свою математическую модель машины времени — TARDIS (англ. Traversable Acausal Retrograde Domain in Spacetime). Она выглядит как «пузырь» или «ящик», который движется по кругу, проходя насквозь через пространство-время вдоль «кротовых нор».
Чтобы они возникли, необходимо искривление пространства-времени определенным образом. При этом появление черных дыр, о которых говорил Хокинг, необязательно. TARDIS будет перемещаться по замкнутой кривой, чтобы люди внутри испытывали постоянное ускорение. Те, кто будет наблюдать за этим снаружи, увидит две версии события: в одной время движется нормально, а в другой — в обратном направлении.
В начале этого года астрофизик Рон Маллет рассказал, что можно повернуть время вспять. Он также опирался на теории и уравнения Эйнштейна и предложил использовать кольцевой лазер с беспрерывно циркулирующими лучами, который сможет набрать нужную скорость и создать портал в прошлое. Это те самые «червоточины», о которой мы писали выше. Профессор уже разработал прототип такого устройства и проводит испытания. Однако у его будущей машины времени есть серьезное ограничение: с ее помощью можно вернуться не дальше, чем в тот момент, когда она была включена.
Выводы о машинах времени
Мнения и эксперименты в современной науке можно свести к трем направлениям:
- Путешествия во времени невозможны, так как порождают непреодолимые парадоксы или просто технически.
- Путешествия возможны, но не так, как мы их себе представляем: нельзя отправиться в определенную точку в прошлом или в будущем.
- Путешествия возможны, надо только найти подходящую Вселенную и искривленное пространство-время в ней.
Машина Времени – рок-группа
«Машина Времени» – российская рок-группа, основанная Андреем Макаревичем и Сергеем Кавагоэ в 1969 году. Считается одним из важнейших коллективов в истории русского рока. В произведениях группы можно услышать элементы классического рока, бардовской песни, блюза и рок-н-ролла. Автор подавляющего большинства входящих в репертуар команды песен – Андрей Макаревич.
История группы Машина Времени
Один из самых известных в России музыкальных коллективов вырос из московского школьного ансамбля The Kids, в котором играл на гитаре Андрей Макаревич. Коллектив выступал на вечерах самодеятельности в разных школах, исполняя англоязычные песни, но популярностью не пользовался и большого успеха не имел. Однажды, в школу, где базировалась группа, приехал Александр Сикорский со своим ВИА «Атланты», который разрешил самодеятельным музыкантам поиграть на профессиональной аппаратуре, с которой ранее подростки знакомы не были. Это событие послужило катализатором для объединения двух школьных ансамблей в единую группу, получившую название Time Machines.
Изначально команда исполняла кавер-версии западных рок-групп. Также музыканты пели песни собственного сочинения, которые также были написаны на английском языке. В 1969 году коллектив сделал первую запись, состоящую из одиннадцати англоязычных композиций, которая впервые была издана официально лишь в 1996 году. Со временем в репертуаре «Машины Времени» стали появляться песни на русском языке, многие из которых вошли в золотой фонд отечественной популярной музыки.
Машина Времени в 70-е годы – золотое подполье
Можно с уверенностью сказать, что именно в 70-е годы ХХ столетия начал формироваться золотой состав и фирменный звук «Машины Времени». В начале десятилетия в составе команды играли Андрей Макаревич (гитара, вокал), Сергей Кавагоэ (клавишные), Игорь Мазаев (бас-гитара) и Юрий Борзов (ударные). Примерно в то же время происходит знакомство «машинистов» с Алексеем Романовым, лидером группы «Воскресение». Начинаются первые полноценные концерты, которые группа дает в московском ДК «Энергетик», где располагалась её репетиционная база.
8 марта 1971 года на концерте в МАРХИ Андрей Макаревич знакомится с Александром Кутиковым, который вскоре по предложению Кавагоэ становится бас-гитаристом «Машины», заменив призванного на армейскую службу Игоря Мазаева. Спустя некоторое время Юрий Борзов уходит в группу «Воскресение», а на его место Кутиков предлагает взять Максима Капитановского, участника группы «Второе Дыхание». В обновленном составе Time Maschines с большим успехом выступает в бит-клубе, работавшем под эгидой Горкома ВЛКСМ. Стоит отметить, что ранее коллективу в этот престижный клуб путь был закрыт из-за недостаточного исполнительского уровня.
В 1972 году Капитановский уходит в армию и за ударную установку пересаживается Сергей Кавагоэ. Он быстро осваивает технику игры и остается ударником до 1979 года. Костяк группы до середины 70-х годов составляют Макаревич, Кутиков и Кавагоэ. Остальные музыканты не задерживались в коллективе и часто менялись. В 1973 году «машинисты» официально меняют название с Time Maschines на «Машина Времени». Тогда же на фирме «Мелодия» выходит виниловая пластинка вокального трио Линника «Зодиак» в инструментальном сопровождении наших героев, что впоследствии помогло им легализоваться в глазах чиновников.
Тем не менее, концертная жизнь группы не складывалась. С конца 1973 го начала 1975 года «Машина Времени» выступала на танцплощадках, играла за еду и жилье на южных курортах, а в составе постоянно проходили изменения. Но были и светлые моменты. В 1974 году режиссер Георгий Данелия пригласил группу «Машина Времени» в художественный фильм «Афоня» в роли самодеятельного коллектива, играющего на танцах, и приобрел права на две песни. За участие в картине группа получила гонорар 500 рублей, на который купила магнитофон Grundig TK-46, который впоследствии использовала для записи своих произведений. Впрочем, в окончательную версию фильма кадры с группой не вошли, но песня «Солнечный остров» прозвучала.
В 1974 году из-за конфликта с Кавагоэ Кутиков уходит из группы и начинает работать с «Високосным Летом». Впрочем, вскоре он вернулся, но из-за отсутствия официального рабочего места в 1975 году был вынужден уйти в ВИА при Тульской филармонии. В «Машину Времени» на его место был приглашен Евгений Маргулис. В обновленном составе группа была приглашена в телепередачу «Музыкальный киоск», для которой записала пять песен. В эфир программа с участием музыкантов не вышла, но студийная запись была растиражирована и быстро разошлась по стране.
В 1978 году благодаря Александру Кутикову, в то время работавшему в учебной речевой студии ГИТИСа, «Машина Времени» записывает 24 песни, которые в тот период часто исполняла на концертах. Несмотря на низкое качество фонограммы, запись имела большой успех и принесла группе еще большую известность.К началу 1979 года группа готовит концертную программу «Маленький принц», в которой песни чередовались с текстовыми интерлюдиями из одноименной книги Антуана де Сент-Экзюпери. В 1979 году ленинградский звукорежиссер Андрей Тропилло делает запись этой программы на одном из концертов команды и распространяет ее на магнитных лентах.
К концу десятилетия отношения между Макаревичем и Кавагоэ портятся. Первый хочет вывести коллектив из подполья на профессиональную сцену, второй противится этому. С Кавагоэ солидарен и Маргулис. В итоге оба уходят из коллектива. В 1979 году Кутиков предлагает Макаревичу возродить «Машину Времени», куда приглашается еще один участник «Високосного Лета» – Валерий Ефремов. Тогда же появляется клавишник Пётр Подгородецкий. Группа ищет возможность выхода на большую сцену и к осени 1979 года получает приглашение от Росконцерта, где входит в состав труппы Московского гастрольного областного театра комедии.
Машина Времени в 80-е – Росконцерт
Уже в январе 1980 года «Машина Времени» представляет худсовету собственную концертную программу, получает её одобрение и одновременно с этим статус самостоятельного ансамбля при «Росконцерте». 8 марта 1980 года коллектив выступает на фестивале «Весенние ритмы Тбилиси-80», где получает специальную премию за песни «Снег» и «Хрустальный город». Песни коллектива впервые выходят на виниловой пластинке фирмы «Мелодия», будучи включенными в сборник групп-лауреатов фестиваля.
Во второй половине 80-годов музыканты предпринимают попытку возродить программу «Маленький принц» на сцене Театра Эстрады. Несмотря на одобрение нескольких худсоветов и полный выкуп билетов в предварительной продаже, по указанию партийных чиновников решение об утверждении программы и сами концерты были отменены. Кроме того, группе запрещают выступать в Москве до 1986 года, однако это не мешает музыкантам гастролировать по стране, где она стремительно набирает популярность.
Известность группе приносят и попавшие на радио песни. Хитами становятся композиции «Поворот», «За тех, кто в море» и другие. Параллельно выпускаются нелегальные альбомы. В 1981 году Андрей Тропилло публикует сборник «Машины Времени» «Москва – Ленинград», в США выходит альбом «Охотники за удачей», по сути являющийся сборником студийных записей второй половины 70-х годов. В 1984 году на студии Муслима Магомаева группа записывает магнитоальбом «Чужие среди чужих», в 1985 там же готовится запись «Рыбка в банке». В 1986 году фирма «Мелодия» выпускает первый официальный сборник – «В добрый час», а в 1987 году выходит первый официальный альбом «Машины» – «Реки и мосты».
80-е годы для группы ознаменовались и участием в кинематографе. В 1981 году коллектив записал саундтрек для фильма «Душа». С течением времени музыканты также записали песни для кинофильмов «Скорость», «Тайна „Чёрных дроздов“», «Двойной обгон», «Капитан „Пилигрима“», «Прорыв» а также – для мультсериала «Обезьянки». В 1985 году Андрей Макаревич снимается в главной роли в художественном фильме «Начни сначала».
Очередные изменения произошли и в составе коллектива. На протяжении десятилетия в группе играли Петр Подгородецкий (до 1982 года), Александра Зайцев (с 1982 года), Сергей Рыженко (1982 – 1983). К концу десятилетия в составе команды числились Максим Капитановский (звукооператор), Валерий Ефремов (ударные), Александр Зайцев (клавишные), Александр Кутиков (бас-гитара) и Андрей Макаревич (гитара, вокал).
Машина Времени в 90-е – время перемен
Новое десятилетие группы «Машина Времени» началос с неприятностями с клавишником. У Александра Зайцева начались проблемы с алкоголем и наркотиками, из-за чего он мог надолго пропасть, тем самым нарушая рабочий ритм коллектива. Мало того, что срываются репетиции, так еще велик риск отмены концертов. В итоге Макаревич обращается за помощью к Подгородецкому и Маргулису, с которыми группа начинает репетировать, а Зайцева увольняют за систематическое нарушение режима.
Весной 1991 года выходит первая книга об истории группы под названием «Все очень просто», написанная Андреем Макаревичем. Тогда же команда выпускает альбом «Медленная Хорошая Музыка». Группа также принимает участие в международном фестивале «Музыканты мира детям Чернобыля», а Макаревич вместе с рядом других музыкантов, в числе которых Константин Кинчев, Гарик Сукачев и многие другие, принимает участие в своеобразной акции «Рок на баррикадах», выступая в поддержку свержения коммунистического режима и за Бориса Ельцина.
Изменения касаются и издания альбомов. В 1991 году Александр Кутиков основывает лейбл Sintez records, на котором впредь будут выходить все пластинки коллектива. В 1993 году коллектив выпускает альбом «Внештатный командир Земли. Блюза Эль-Мокамбо», а также сборник лучших песен, написанных в период с 1979 по 1985 годы. В 1994 году Максим Капитановский пишет книгу «Все очень непросто», в которой собраны забавные истории из жизни группы в период работы в Росконцерте.
25 июня 1994 года «Машина Времени» с большим размахом празднует 25-летие. Выступление, на котором по оценочным данным присутствовало более 300 000 зрителей, проходило на Красной площади и длилось восемь часов. Среди приглашенных гостей были группы «Воскресение», «Наутилус Помпилиус», «Чайф», «Неприкасаемые». Вскоре после этого из группы увольняют Капитановского, мотивируя тем, что коллективу нужен более универсальный специалист, способный не только крутить ручки пульта и делать звук, но также ремонтировать аппаратуру.
В 1996 году «Машина Времени» участвует в туре «Голосуй или проиграешь» в поддержку Бориса Ельцина. Весной того же года коллектив выпускает альбом «Картонные Крылья Любви». Осенью 1987 года выходит диск «Отрываясь», а в 1998 году начинает работать официальный сайт коллектива. К концу десятилетия выходит альбом «Часы и знаки», а в составе назревают очередные перемены: Макаревич увольняет Подгоредцкого, а на его место приходит Андрей Державин.
Машина Времени в 2000-е – новое звучание
Новое десятилетие «Машина Времени» начинает с совместного тура с группой «Воскресенье» «50 на двоих». В 2001 году выходит альбом «Место, где свет». В основном же развитие коллектива проходит ровно, разве что с приходом Державина заметно меняется звучание, ставшее более модным и современным за счет активного использования электроники.
В 2004 году выходит студийный альбом «Машинально». В 2007 группа выпускает пластинку «Time Maschine», записанную на студии Abbey Road. Несмотря на солидный возраст, по оценке издания «Комсомольская правда» «Машина Времени» входит в десятку наиболее популярных коллективов России. В 2009 году с размахом празднуется 40-летие команды.
В 2012 году из группы уходит Евгений Маргулис. По словам музыканта, он решил сделать выбор в пользу сольного творчества. При этом отношения между ним и остальными участниками команды остались хорошими. На место Маргулиса приходит Игорь Хомич, сессионный гитарист и аранжировщик, наибольшую известность в рок-среде получивший как участник группы «Калинов Мост» в период работы над альбомом «SWA».
О группе «Машина Времени» снова заговорили в разгар гражданской войны на Украине, где во время предшествовавшему разгару событий государственного переворота полуостров Крым по итогам прошедшего в нем референдума стал частью Российской Федерации. Андрей Макаревич высказался против этого, из-за чего стал объектом травли со стороны «патриотически» настроенных граждан. В ряде городов отменялись концерты «Машины Времени», в СМИ стали муссироваться слухи о произошедшем в группе расколе.
С октября 2017 года Андрей Державин перестает выступать на концертах в составе группы. Его место занимает клавишник группы «Нюанс» Александр Лёвочкин. В конце года Макаревич подтверждает увольнение Державина, однако утверждает, что никаких разногласий, особенно по политическим вопросам, между ними нет. Сам Андрей объяснил уход возрождением собственного проекта «Сталкер» и невозможностью работать в двух коллективах одновременно.