Неизвестные Волги: эти модели ГАЗ так и не запустили в широкую серию
Автомобили легендарной марки «Волга» не выпускаются с 2009 года, и решится ли Горьковский автозавод когда-нибудь возродить бренд — неизвестно. В любом случае, под «крылом» марки было выпущено немало крутых моделей, однако в этой статье речь пойдет об автомобилях, которые так и не добрались до массового рынка.
ГАЗ-2495
Разработка ГАЗ-2495 была инициирована после выхода на рынок базовой 24-ой модели в 1967 году. Такой автомобиль решено было построить на безрамной основе родного кузова от «Волги», при этом позаимствовав агрегаты от внедорожника УАЗ-469.
Хотя машина и считается легковой, однако у нее по-настоящему огромный клиренс, а на колесах установлены не менее внушительные «зубастые» колеса. Автомобиль получил мосты от УАЗ-469, от которого такой «Волге» также достались все блокировки, мотор и понижающая передача, так что модель обладает незаурядными внедорожными качествами и при этом может похвастать просторным и комфортабельным салоном.
В свое время было выпущено лишь 5 экземпляров ГАЗ-2495. Два из них (образца 1974 г.в.) сохранились вплоть до наших дней, причем одна из этих машин использовалась в качестве личного транспорта Леонида Ильича Брежнева. Ее генсек эксплуатировал в охотничьем хозяйстве Завидово.
ГАЗ-3105
Работая над моделью ГАЗ-3105, перед специалистами Горьковского автозавода стояла задача создать представительский автомобиль, который мог стать полноценным преемником снятой на тот момент с производства «Чайки».
С 1992 по 1996 гг было выпущено ограниченное количество экземпляров модели, причем ее популяризации на рынке, скорее всего, помешала цена — за машину просили 50-60 тысяч долларов. На тот момент за эти деньги можно было купить аналогичную по классу иномарку.
В результате ГАЗ-3105 канул в небытие, хотя изначально проект выглядел весьма амбициозным и даже был тепло принят публикой на нескольких международных автосалонах, включая мотор-шоу в Лейпциге 1992.
Из уникальных особенностей модели стоит отметить, что конструкторы предусмотрели возможность оснащения седана 3,4-литровым двигателем V8 мощностью 170 л.с., постоянным полным приводом с блокировкой, а также сухим однодисковым сцеплением.
Представительская четырехдверка могла похвастать наличием ABS, бесконтактным зажиганием, катализатором выхлопных газов и получавшим от него данные впрыском топлива.
ГАЗ-3106
Концепт ГАЗ-3106 представлял собой первый внедорожный универсал марки, построенный на базе классической «Волги». Согласно документации, товарная модель должна была иметь полный привод с блокировкой межосевого дифференциала и обладать серьезным внедорожным потенциалом. Также ее хотели оснащать опциональной электролебедкой.
На заводе подобную модель разрабатывали под кодовым названием «Атаман». Технически концепт полностью повторял вышедший в 2002 году УАЗ Патриот. У него была такая же рама, те же блокировки и большой однообъемный кузов, однако внешность прототипа была более современной.
Товарный ГАЗ-3106 планировали оснащать отечественными агрегатами на 2,4 и 2,7 литра, причем с последним «Атаман» должен был ускоряться вплоть до максимальных 150 км/ч, что с учетом неотключаемого полного привода вполне неплохо. К сожалению, на Горьковском автозаводе решили свернуть разработку такой модели, решив, что она будет неконкурентоспособной.
ГАЗ-3111
Седан ГАЗ-3111 должен был стать своеобразным русским ответом японскому бизнес-классу, но не сложилось. Автомобиль выпускался с 1998 по 2002 гг, при этом за это время было собрано лишь 400 с небольшим экземпляров модели. Затем, уже в две тысячи четвертом из оставшихся машинокомплектов построили еще 9 авто, и на этом история модели подошла к концу…
Отличительной особенностью ГАЗ-3111 стал яркий обтекаемый дизайн. Машина соответствовала высоким стандартам безопасности по меркам EuroNCAP, а также отличалась богатым по тем временам оснащением. Седан был укомплектован подушками безопасности, климат-контролем и светодиодными стоп-сигналами.
Модель оснащалась множеством различных моторов. Некоторые экземпляры четырехдверки были укомплектованы родными двигателями ЗМЗ мощностью 136 и 150 л.с., а под капотом других размещался 170-сильный движок от ГАЗ-3105, либо 110-сильный дизель от ГАЗ-560.
На Горьковском автозаводе также предпринимались попытки установить на автомобили дизели Toyota: от 2,5-литрового двигателя мощностью 92 л.с. до его 3,0-литрового «собрата» на столько же «лошадок».
Отдельные экземпляры получили моторы от Land Cruiser. Речь идет о 2,5-литровом агрегате на 150 л.с. и 3,4-литровом движке на 205 сил. Оба этих мотора трудились в связке с четырехступенчатой АКПП. Ни одна из этих модификаций не оказалась по-настоящему массовой. Причина — недостаток финансирования.
ГАЗ-3115
Еще одной любопытной «Волгой» является ГАЗ-3115, который, к сожалению, тоже не был запущен в серию. Изначально, такая модель позиционировалась Горьковским автозаводом в качестве альтернативы снятому с конвейера «Москвичу», при этом новинка должна была получить современный дизайн и более техническую начинку.
В плане дизайна экстерьера ГАЗ-3115 был классической «Волгой» со строгими прямыми линиями, однако от острых углов, как у предшественниц, решено было отказаться.
Предполагалось, что автомобиль получит 2,2-литровый двигатель мощностью 150 л.с., работающий в связке с пятиступенчатой механикой, при этом в дальнейшем линейка силовых агрегатов должна была пополниться более скромными моторами на 1,7 и 2,0 л.
Было анонсировано, что ГАЗ-3115 оснастят задней многорычажной подвеской со стабилизатором поперечной устойчивости вместо устаревших рессор. Плюс модель планировали комплектовать исключительно дисковыми тормозами, а также более современной реечной системой рулевого управления с гидроусилителем.
Однако на разработку ГАЗ-3115 на заводе не оказалось денег. На выпуск товарного варианта предприятию требовался 1 млрд долларов. Найти спонсоров не удалось, поэтому в 2003 г разработка модели была официально свернута…
Модели автомобиля ГАЗ, не вышедшие в производство
Оказывается, у автомобилей тоже есть борьба за выживание. В природе с этим все просто: выживает сильнейший. Для автомобилей – другой закон: чтобы ты существовал, тебе необязательно нужно быть лучшим – все решает слепой случай.
По дорогам страны колесят немногочисленные версии грузовых и легковых автомобилей, для которых – как может показаться – просто остановилось время. Лишь немногие знают о целой плеяде усовершенствованных и модернизированных машин, которые вполне достойны были поработать на благо людей, но так и не сошли с заводского конвейера.
ГАЗ-62
Перспективная модель грузовика повышенной проходимости, которым хотели заменить военный внедорожник Dodqe “three quarters», хорошо зарекомендовавший себя в экстремальных условиях. Разработанный в 1952 году, новый автомобиль при грузоподъемности 1 200 кг мог перевозить 12 человек, имел двигатель мощностью 76 л. с., герметичные барабанные тормоза и вентилятор для обогрева салона. Машина была довольно быстроходной – развивала скорость до 85 км/ч.
Успешно пройдя все испытания, его выпуск так и не был налажен – обнаружив многочисленные конструктивные недоработки, в 1956 году его сняли с производства.
ГАЗ-21
Прекрасная модель нового автомобиля абсолютной проходимости, над которой работали в 1936 году и которую так ждали военные, должна была выпускаться исключительно для сложных рельефов. Конструкторы машины хотели заставить ездить ее даже по вертикальной плоскости: этому способствовали шесть колес, четыре из которых были ведущие, а двое колес и дополнительные небольшие колеса помогали бы модели передвигаться по труднопроходимым дорогам.
У этого автомобиля были хорошие перспективы, но по советским дорогам она так и не поездила – ее опередила легендарная «Эмка».
ГАЗ-12А «Фаэтон»
Советскими конструкторами предпринимались попытки создания автомобилей-фаэтонов на базе уже существующих моделей. Над их созданием, начиная с 1949 года, трудились бригады автомобилестроителей, которым приходилось вручную поднимать тяжелый кузов при сборке машины. Из новшеств на новом автомобиле предполагалось установить мотор (90 л. с.), мощности которого – как оказалось – не хватало для такого «тяжеловеса».
Очень привлекательно машина выглядела со снятым кузовом, но тогда ей катастрофически не хватало жесткости: она буквально трещала по швам.
Несмотря на личное одобрение И. Сталина, машина этой серии не прошла испытания и не попала в серийное производство.
ГАЗ-12В и ГАЗ-12Г «Чайка»
Новая модель тоже имела все шансы на долгую жизнь: мощный двигатель на 110 л. с., модифицированные передняя и задняя часть, АКПП от «Волги», совершенно другие задние крылья…И романтическое название – «Чайка».
Шел 1956 год. Советские конструкторы разрабатывали фургон на базе ГАЗ-21, но параллельно работы велись и над другими моделями, поэтому в 1957 году уже была готова к выпуску ГАЗ-13, которая и потеснила ГАЗ-12.
ГАЗ-22А
Эта модель могла стать очень распространенной, для этого были все основания: современная двухцветная окраска, привлекательные хромированные детали, хорошая база ГАЗ-22.
Погубило модель досадное обстоятельство: она тоже выпускалась в Горьком, только на автобусном заводе…
ГАЗ-34
Эта модель имела очевидные преимущества перед ЗИЛами: при одинаковой грузоподъемности машина была на 1,3 тонны легче, имела большую грузовую платформу, гораздо меньше «ела» бензина…
В плановом народном хозяйстве СССР решили в 1964 году наладить серийный выпуск других грузовиков, и перспективная модель так и не попала на конвейер.
ГАЗ-3101
Эта модель получила неофициальное название «Директорская». На нее планировали поставить новый двигатель, подвески принципиально новой конструкции, новую панель приборов…
ГАЗ-24-95
Очень неплохую машину новой модификации пытались «скрестить» с УАЗом-469. Было выпущено всего 5 экземпляров, одна – лично для Л. Брежнева.
По дорогам страны этой машине тоже поездить не довелось.
Автомобили «Волга». Почему умерла легенда?
Первая Волга М-21 сошла с конвейера в 1956 году, последняя Volga Siber в 2010 году, за это время было выпущено почти 3,5 миллиона легковых автомобилей Горьковского автозавода.
Почему ГАЗ свернул производство легковых автомобилей, которые десятилетиями считались признаком достатка и были недоступны простому человеку?
В советские годы на заводе было два подразделения по выпуску легковых автомобилей: первое, более продвинутое, выпускало автомобили для партийной номенклатуры — Чайки, второе — занималось выпуском более массовых Волг.
Первый гвоздь в крышку гроба вбил еще в 1988 году Михаил Сергеевич Горбачев. В рамках демократизации страны и лишения партэлиты «благ и регалий», было решено остановить выпуск ГАЗ-14 «Чайка». Такое решение для многих стало полной неожиданностью, особенно для сотрудников завода ГАЗ.
На основном конвейере стояли ГАЗ-3102 и ГАЗ-24-10, которые к этому моменту уже безнадежно устарели и отставали практически по всем показателям от автомобилей остальных автозаводов. В те годы уже начали выпускать Лады Спутник (восьмерки и девятки), Оку, Таврию, Москвич 2141 Алеко. Конвейер был сильно изношен и нужно было принимать срочное решение: ремонтировать конвейер под уже выпускаемые автомобили или срочно разрабатывать новый автомобиль, который будет хоть как-то отвечать требованиям времени.
Рассматривались варианты купить за рубежом лицензию на производство Ford Scorpio или Peugeot 605, но от этой идеи отказались.
Было решено поставить на конвейер «временный» автомобиль, который обеспечит прибыль заводу, и параллельно разработать новый автомобиль — ГАЗ 3105. Это решение для Волги и стало фатальным.
ГАЗ 3105 создать так не удалось, хотя проект «мучили» почти 10 лет, он отнял у завода много сил и финансов, но к моменту выхода предсерийных образцов автомобиль был уже устаревшим. Причин несколько: и внутризаводское противостояние молодой и старой конструкторских школ, которое не смогло остановить слабое руководство , и непонимание того, каким должен быть автомобиль на выходе. Да и годы были не самые благополучные.
ГАЗ -3102 не стали выпускать массово по идейным соображениям — автомобилем, предназначенным для партработников и спецслужб, не мог обладать простой гражданин.
Поэтому «временным» автомобилем стал ГАЗ-31029, который представлял собой упрощенный и удешевленный вариант ГАЗ -24-10 с немного освеженным внешним видом. Запуск 29-й Волги в серию совпал с развалом СССР. Эта Волга стала, пожалуй, самой неудачной в истории завода. Главной бедой было плохое качество металла и отвратительная антикоррозийная обработка. Тем не менее автомобиль прочно занял свою нишу на рынке и пользовался стабильным спросом, марка ещё не утратила престиж, приобретенный в советское время.
В середине 90-х Горьковский автозавод пошел по проторенному пути и произвел очередной рестайлинг устаревшей платформы. Результатом стала Волга ГАЗ 3110, вставшая на конвейер в 1997 году. Автомобиль приобрел гидроусилитель руля, передние дисковые тормоза, новые технологии грунтовки окраски, улучшившие «живучесть» кузова, был полностью переработан салон в духе иномарок тех лет. Автомобиль в первые годы пользовался хорошим спросом и разошелся по стране большими тиражами. Но в начале нулевых спрос резко упал, и в 2005 году «десятку» сняли с конвейера.
Затем была ещё Волга ГАЗ 31105, которая выпускалась с 2003 по 2009 годы, эта «баржа» особым спросом не пользовалась, не спасли её даже «бодрый» крайслеровский двигатель и новая коробка передач. Покупатель уже устал от откровенно старого автомобиля, который не мог конкурировать с наводнившими рынок иномарками. А то, что покупатель стал более разборчивым, завод понял слишком поздно.
К тому времени ГАЗ уже крепко стоял на ногах, благодаря своей спасительнице — ГАЗели, которая стала бестселлером на рынке и расходилась сотнями тысяч экземпляров. Так что удержание на конвейере Волги уже не было необходимостью, а скорее вопросом престижа.
Тем не менее, завод сделал еще одну попытку — Volga Siber. Автомобиль имел абсолютно новую (для ГАЗа) платформу и представлял из себя адаптированный для России Chrysler Sebring, большинство деталей поставлялись из США. Автомобиль получился достаточно дорогим и не смог пережить кризис 2008 года. Из запланированных к продаже в 2008 году 3000 автомобилей, было реализовано только 427. В 2010 году проект решили закрыть.
С 2012 года на конвейере легковых автомобилей Горьковского Автозавода, с которого, начиная с 1946 года сходили Победы, а потом различные модели Волг, начали выпускать автомобили немецкого концерна Volkswagen AG. Так завершилась полувековая история автомобиля, который стал частью истории нашей страны.
Добро пожаловать на канал — Подписывайтесь , будет много всего жизненного, актуального и очень интересного!