Какая сила разгоняет автомобиль, когда водитель
нажимает педаль газа?
Сила трения качения.
Сила трения покоя.
Сила трения скольжения.
Сила тяги мотора автомобиля и сила трения покоя (иначе колеса
будут прокручивать).
Какая сила разгоняет автомобиль, когда водитель
нажимает педаль газа?
Сила трения качения.
Сила тяги мотора автомобиля и сила трения покоя
A — работа ( 25 кДж = 25000 Дж )
S — путь ( 70 км = 70000 м )
Больше всего мне понравилась тема давления,потому что она фигурирует в повседневной жизни и имеет большое значение для людей.
НЕ знаю почему,очень люблю формулу для вычисления давления на дно и стенки сосуда. )0 Читается смешно)
1. Солнце не точечный источник. И в этом именно причина. Оно дает не только тень, но и полутень. Вот эта полутень и дает расплывчатость. Нога расположена ближе к Земле, полутени поменьше. Смотрите рисунок
2. Расстояние от предмета до зеркала было L, от предмета до изображения 2L. Зеркало отjдвинули еще на L, теперь расстояние от предмета до зеркала 2L и столько же от изображения до зеркала. Между предметом и зеркалом стало 4L
Какая сила разгоняет автомобиль когда водитель нажимает педаль газа
2017-12-15
Как направлена сила трения, действующая на ведущие колеса автомобиля, при разгоне (а), торможении (б), повороте (в)? Равна ли эта сила своему максимальному значению $\mu N$ ($\mu$ — коэффициент трения, $N$ — сила реакции полотна дороги), и если да, то в каких ситуациях? А в каких ситуациях нет? Хорошо это, или плохо, если сила трения достигает своего максимального значения? Почему? Какой автомобиль может развивать на дороге большую мощность — передне- или заднеприводный — при одинаковой мощности мотора и почему? Считать, что масса автомобиля распределена равномерно, и его центр тяжести находится посередине.
Обсудим сначала вопрос о роли силы трения в движении машины. Представим себе, что водитель машины, стоящей на гладком-гладком льду (сила трения между колесами и льдом отсутствует), нажимает на педаль газа. Что будет происходить? Ясно, что машина ехать не будет: колеса будут вращаться, но будут пробуксовывать относительно льда — ведь трения-то нет. Причем это будет происходить независимо от мощности двигателя. А это значит, что для того, чтобы мощность двигателя использовать, нужно трение — без него машина не поедет.
Что же происходит, когда сила трения есть. Пусть сначала она очень маленькая, а водитель стоящей машины снова нажимает на педаль газа? Колеса (речь сейчас идет о ведущих колесах автомобиля, допустим это передние колеса) проскальзывают относительно поверхности (трение — маленькое), вращаясь так, как показано на рисунке, но при этом возникает сила трения, действующая со стороны дороги на колеса, направленная вперед по ходу движения машины. Она и толкает машину вперед.
Если сила трения большая, то при плавном нажатии на педаль газа колеса начинают вращаться, и как бы отталкиваются от шероховатостей дороги, используя силу трения, которая направлена вперед. При этом колеса не проскальзывают, а катятся по дороге, так, что нижняя точка колеса не перемещается относительно полотна. Иногда и при большом трении колеса пробуксовывают. Наверняка, вы сталкивались с ситуацией, когда какой-нибудь «сумасшедший водитель» так трогается при включении зеленого сигнала светофора, что колеса «визжат», а на дороге остается черный след из-за скольжения резины по асфальту. Итак, в экстренной ситуации (при резком торможении или трогании с побуксовкой) колеса скользят относительно дороги, в обычных случаях (когда на дороге не остается черного следа от стирающихся покрышек) колесо не скользит, а только катится по дороге.
Итак, если машина едет равномерно, то колеса не скользят по дороге, а катятся по ней так, что нижняя точка колеса покоится (а не проскальзывает) относительно дороги. Как в этом случае направлена сила трения? Сказать, что противоположно скорости машины — неверно, ведь говоря так про силу трения, подразумевают случай скольжения тела относительно поверхности, а сейчас у нас скольжения колес относительно дороги нет. Сила трения в этом случае может быть направлена как угодно, и мы сами определяем ее направление. И вот как это происходит.
Представим себе, что нет никаких препятствующих движению машины факторов. Тогда машина движется по инерции, колеса вращаются по инерции, причем угловая скорость вращения колес связана со скоростью движения машины. Установим эту связь. Пусть колесо движется со скоростью $v$ и вращается так, что нижняя точка колеса не проскальзывает относительно дороги. Перейдем в систему отсчета, связанную с центром колеса. В ней колесо как целое не движется, а только вращается, а земля движется назад со скоростью $v$. Но поскольку колесо не проскальзывает относительно земли, то его нижняя точка имеет такую же скорость как земля. А значит, и все точки поверхности колеса вращаются относительно центра со скоростью $v$ и, следовательно, имеют угловую скорость $\omega = v / R$, где R — радиус колеса. Переходя теперь назад в систему отсчета, связанную с землей, заключаем, что при отсутствии проскальзывания между нижней точкой колеса и дорогой угловая скорость колеса $\omega = v / R$, а все точки поверхности имеют разные скорости относительно земли: например, нижняя точка — нулевую, верхняя $2v$ и т. д.
А пусть водитель при таком движении машины нажимает на педаль газа. Он заставляет колесо вращаться быстрее, чем нужно при данной скорости машины. Колесо стремится проскользнуть назад, возникает сила трения, направленная вперед, которая и разгоняет машину (машина как бы отталкивается от шероховатостей дороги, используя силу трения). Если водитель нажимает на педаль тормоза, колесо стремится вращаться медленнее, чем нужно при данной скорости машины. Возникает сила трения, направленная назад, которая тормозит машину. Если водитель поворачивает колеса машины, возникает сила трения, направленная в сторону поворота, которая машину поворачивает. Таким образом, управление машиной — разгоном, торможением, поворотом — основано на правильном использовании силы трения, причем, конечно, подавляющее большинство водителей об этом даже не догадываются.
Ответим теперь на вопрос: равна ли эта сила своему максимальному значению? Вообще говоря, нет, поскольку нет скольжения колеса относительно дороги, а сила трения равна максимальному значению при скольжении. В покое сила трения может принимать любые значения от нуля до максимального $\mu N$, где $\mu$ — коэффициент трения; $N$ — сила реакции опоры. Поэтому если мы разгоняемся (сила трения направлена вперед), но хотим увеличить темп разгона, мы сильнее нажимаем на педаль газа, и увеличиваем силу трения. Аналогично, если мы тормозим (сила трения направлена назад), но хотим увеличить степень торможения, мы сильнее нажимаем на тормоз и увеличиваем силу трения. Но ясно, что ее можно увеличить и в том и в другом случае, если она не была максимальной! Таким образом, для управления машиной сила трения не должна равняться максимальному значению, и эту разность мы используем для совершения тех или иных маневров. И любой водитель (даже если он ничего не знает про силу трения, а таких, конечно, подавляющее большинство) интуитивно чувствует, есть ли у него резерв силы трения, «далеко» ли машина от пробуксовки, и есть ли возможность ей управлять.
Тем не менее, есть одна ситуация, когда сила трения равна своему максимальному значению. Эта ситуация называется заносом. Пусть водитель резко затормозил на скользкой дороге. Машина начинает скользить по дороге, это состояние движения и называется заносом. В этом случае сила трения направлена противоположно скорости (назад) и равна своему максимальному значению. Это ситуация очень опасна, ведь машина АБСОЛЮТНО неуправляема. Мы не можем повернуть (хоть как-то, хоть чуть-чуть), ведь для поворота нам нужна сила трения, направленная в сторону поворота, а в нашем распоряжении ее нет — сила трения максимальна и направлена назад. Мы не можем увеличить скорость торможения (невозможно увеличить силу трения — она и так максимальна), не можем (даже если бы мы захотели этого в такой ситуации) ускориться. Мы не можем ничего! Ситуация осложняется еще и тем, что в состоянии заноса машину никто не «держит» на дороге. Почему машина в обычных условиях не съезжает в кювет, ведь полотно дороги всегда делается покатым к обочинам, чтобы стекала вода? Ее держит сила трения, а вот если машина скользит (занос) сила трения направлена противоположно скорости и никак иначе. Поэтому любое «боковое» возмущение — покатость дороги, небольшой камень под одним из колес — могут развернуть или сбросить машину на обочину. Никогда не допускайте заноса1.
Теперь сравним мощность, которую могут развивать на дороге передне- и заднеприводной автомобили с одинаковым мотором. Очевидно, что мощность, которую может развивать автомобиль на дороге, зависит не только от его двигателя, но и от того, как автомобиль «использует» силу трения. Действительно, в отсутствие силы трения автомобиль стоял бы на месте (с вращающимися колесами) независимо от мощности двигателя (вращающего эти колеса). Докажем, что заднеприводные автомобили мощнее переднеприводных при одинаковой мощности мотора и оценим отношение мощностей, которые может развивать двигатель, разгоняя машину на дороге (при условии, что мощность самого двигателя может быть очень большой).
Разгоняет автомобиль сила трения, действующая на ведущие колеса, а она не может превышать значения $\mu N$ ($N$ — сила реакции). Поэтому чем больше сила реакции, тем больших значений может достигнуть разгоняющая сила трения (а нажатие на педаль газа в ситуации, когда сила трения достигла максимума, приведет только к проскальзыванию и к заносу, но не к увеличению мощности, которую развивает двигатель). Найдем силы реакции для задних и передних колес машины. Силы, действующие на машину при разгоне, показаны на рисунках (на правом — для заднеприводной, на левом — для переднеприводной). На машину действуют: сила тяжести, силы реакции и сила трения. Поскольку машина движется поступательно, сумма моментов всех сил относительно ее центра тяжести равна нулю. Поэтому, если центр тяжести машины находится точно посередине машины, расстояние между задними и передними колесами $l$, а высота центра тяжести над дорогой $h$, условие равенства нулю суммы моментов относительно центра тяжести дает (при условии, что машина движется, развивая максимальную мощность на максимуме силы трения):
$N_ <1>\frac
$N_ <1>\frac
где $\mu$ — коэффициент трения. Учитывая, что и в том и в другом случае $N_ <1>+ N_ <2>= mg$, из (1) найдем силу реакции для передних колес в случае переднеприводного автомобиля
и из (2) силу реакции задних колес в случае заднего привода
(здесь (пп) и (зп) — передний и задний привод). Отсюда находим отношение сил трения, разгоняющих передне- и заднеприводную машину, и, следовательно, отношение мощностей, которые может развивать на дороге их двигатель
Для значений $l = 3 м, h = 0,5 м$ и $\mu = 0,5$ имеем из (5)
Физика. Тематические тесты (стр. 11 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 |
Г. Замена трения скольжения трением качения.
2. При помощи динамометра ученик перемещал равномерно деревянный брусок массой 200 г по горизонтально расположенной доске. Каков коэффициент трения, если динамометр показывал 0,6 Н?
1. Когда возникают силы трения качения?
А. Когда одно тело катится по поверхности другого.
Б. При попытке сдвинуть одно из соприкасающихся тел.
В. Когда соприкасающиеся тела, движутся относительно друг друга.
2. Вес деревянного ящика 400 Н. Чтобы его сдвинуть с места, потребовалось приложить силу 200 Н. Определите коэффициент трения.
1. Какой вид трения возникает между приводным ремнем и шкивом при его вращении?
Б. Трение качения.
В. Трение скольжения.
2. Коэффициент трения между железной осью и бронзовым вкладышем подшипника без смазки равен 0,18. Сила, прижимающая вкладыш, 10000 Н. Какова в этом случае сила трения?
1. Когда возникают силы трения покоя?
А. Когда одно тело катится по поверхности другого.
Б. При попытке сдвинуть одно из соприкасающихся тел.
В. Когда соприкасающиеся тела, движутся относительно друг друга.
2. Определите силу тяги, развиваемую тепловозом при равномерном движении по горизонтальному пути, если коэффициент трения 0,03, а сила давления тепловоза на рельсы 25·106 Н.
1. Почему коэффициент трения — безразмерная величина?
А. Он зависит от того, из каких материалов сделаны оба трущихся тела.
Б. Он зависит от того, как обработаны поверхности трущихся тел.
В. Он определяется отношением силы трения к силе давления.
2. Брусок тянут по столу, прикладывая горизонтальную силу 1 Н. Какова масса бруска, если он движется равномерно и коэффициент трения между бруском и столом равен 0,2?
1. В каком случае трение полезно?
А. При перемещении грузов перетаскиванием.
Б. При движении транспортных средств на колесном ходу.
В. При скатывании лыжника с трамплина.
2. Судно буксирует три баржи, соединенные последовательно одна за другой. Сила сопротивления воды для первой баржи 9000 Н, для второй 7000 Н, для третьей 6000 Н. Сопротивление воды для самого судна 11 кН. Определите силу тяги, развиваемую судном при буксировке этих барж, считая, что баржи движутся равномерно.
1. Каким способом нельзя увеличить силу трения?
А. Увеличением шероховатости соприкасающихся поверхностей.
Б. Применением материалов соприкасающихся тел с меньшим коэффициентом трения.
В. Увеличением силы, сжимающей соприкасающиеся тела.
2. На движущийся автомобиль в горизонтальном направлении действуют сила тяги двигателя 1,25 кН, сила трения 600 Н и сила сопротивления воздуха 450 Н. Чему равна равнодействующая этих сил?
1. На транспортере равномерно движется ящик с грузом (без скольжения). Куда направлена сила трения покоя между лентой транспортера и ящиком, когда ящик движется горизонтально?
А. Вниз вдоль транспортера.
В. Вверх вдоль транспортера.
2. В работающем электрическом двигателе угольная щетка прижимается к медному коллектору с силой 5 Н. Коэффициент трения скольжения угля по меди 0,25. Определить силу трения.
1. Когда возникают силы трения скольжения?
А. При попытке сдвинуть одно из соприкасающихся тел.
Б. Когда одно тело катится по поверхности другого.
В. Когда соприкасающиеся тела, движутся относительно друг друга.
2. Сани со стальными полозьями перемещают равномерно по льду, прилагая горизонтальное усилие 2 Н. Каков вес саней? Коэффициент трения скольжения стали по льду 0,02.
1. Действует ли сила трения на неподвижный автомобиль?
В. Действует только сила трения покоя.
2. Бетонную плиту весом 120 кН равномерно тащат по горизонтальной поверхности земли. Горизонтальная сила тяги 54 кН. Определить коэффициент трения.
1. Идущий человек ускоряет ход. Какая сила вызывает изменение
скорости человека?
А. Сила мышц человека.
В. Гравитационная сила.
2. Упряжка собак при движении саней по снегу может действовать с максимальной силой 0,5 кН. Какой массы сани с грузом может перемещать упряжка, двигаясь равномерно, если коэффициент трения равен 0,1? Ускорение свободного падения принять равным 10 м/с2.
1. Может ли сила трения, действующая на тело, находящееся на
наклонной плоскости, быть направлена вдоль склона вниз?
В. Это зависит от угла склона.
2. Какую наименьшую силу следует приложить к стальному бруску массой 1 кг, находящемуся на горизонтальной деревянной поверхности, чтобы сдвинуть его с места? Коэффициент трения стали по стали 0,13. Ускорение свободного падения принять равным 10 м/с2.
1. Может ли сила трения разгонять тело?
Б. Это зависит от вида трения.
2. Сани со стальными полозьями перемещают равномерно по льду, прилагая горизонтальное усилие 2 Н. Каков вес саней? Коэффициент трения скольжения стали по льду 0,02.
1. Какая сила разгоняет автомобиль, когда водитель нажимает педаль газа?
А. Сила трения качения.
Б. Сила трения покоя.
В. Сила трения скольжения.
2. В работающем электрическом двигателе угольная щетка прижимается к медному коллектору с силой 5 Н. Коэффициент трения скольжения угля по меди 0,25. Определить силу трения.
1. Зачем в гололедицу тротуары посыпают песком?
А. Для увеличения силы трения покоя.
Б. Для увеличения силы трения скольжения.
В. Для увеличения коэффициента трения.
2. На движущийся автомобиль в горизонтальном направлении действуют сила тяги двигателя 1,25 кН, сила трения 600 Н и сила сопротивления воздуха 450 Н. Чему равна равнодействующая этих сил?
1. На транспортере равномерно движется ящик с грузом (без скольжения). Куда направлена сила трения покоя между лентой транспортера и ящиком, когда ящик опускается?
А. Вниз вдоль транспортера.
Б. Вверх вдоль транспортера.
2. Судно буксирует три баржи, соединенные последовательно одна за другой. Сила сопротивления воды для первой баржи 9000 Н, для второй 7000 Н, для третьей 6000 Н. Сопротивление воды для самого судна 11 кН. Определите силу тяги, развиваемую судном при буксировке этих барж, считая, что баржи движутся равномерно.
1. Какая сила трения возникает при движении карандаша в случае, указанном на рисунке? Куда направлена сила трения, действующая на карандаш, относительно оси карандаша?
А. Сила трения покоя. Вниз вдоль оси.
Б. Сила трения скольжения. Вправо вдоль оси.
В. Сила трения качения. Вправо поперек оси.
2. Брусок тянут по столу, прикладывая горизонтальную силу 1 Н. Какова масса бруска, если он движется равномерно и коэффициент трения между бруском и столом равен 0,2?
1. Тележка с грузом движется.
Какой вид трения возникает между столом и колесами?
2. Определите силу тяги, развиваемую тепловозом при равномерном движении по горизонтальному пути, если коэффициент трения 0,03, а сила давления тепловоза на рельсы 25·106 Н.
1. Кирпичи не скатываются вниз. Какая сила удерживает их в состоянии покоя?
А. Сила трения покоя.
В. Сила трения скольжения.
2. Коэффициент трения между железной осью и бронзовым вкладышем подшипника без смазки равен 0,18. Сила, прижимающая вкладыш, 10000 Н. Какова в этом случае сила трения?
1. Кирпич не скатывается вниз. На каком из рисунков правильно изображены силы, действующие на него?
2. Вес деревянного ящика 400 Н. Чтобы его сдвинуть с места, потребовалось приложить силу 200 Н. Определите коэффициент трения.
1. Колесо автомобиля буксует. Куда направлена сила трения скольжения между буксующим колесом и дорогой, которая действует на колесо?
2. При помощи динамометра ученик перемещал равномерно деревянный брусок массой 200 г по горизонтально расположенной доске. Каков коэффициент трения, если динамометр показывал 0,6 Н?
1. На транспортере равномерно движется ящик с грузом (без скольжения). Куда направлена сила трения покоя между лентой транспортера и ящиком, когда ящик поднимается?
А. Вверх вдоль транспортера.
Б. Вниз вдоль транспортера.
2. На деревянной доске лежит деревянный брусок массой 50 г. Удастся ли его сдвинуть с места, приложив к нему в горизонтальном направлении силу, равную 0,25 Н? Коэффициент трения покоя 0,5. Ускорение свободного падения принять равным 9,8 м/с2.
1. Если автобус равномерно движется по горизонтальному участку пути, чему равна сила трения покоя?
В. Силе трения качения.
2. Автомобиль массой 2 т движется равномерно по горизонтальному шоссе. Найти силу тяги автомобиля, если коэффициент сопротивления качению равен 0,02. Сопротивление воздуха не учитывать. Ускорение свободного падения принять равным 10 м/с2.