- Вечные споры: можно ли оставлять машину на парковке с вывернутыми колесами или нет?
- Управление автомобилем. Часть 9. Парковка
- Основы управления автомобилем
- Динамические габариты автомобиля
- Параллельная парковка автомобиля задним ходом.
- Парковка автомобиля под углом к дороге
- Перпендикулярная парковка автомобиля задним ходом
Вечные споры: можно ли оставлять машину на парковке с вывернутыми колесами или нет?
Извечный вопрос человечества, наряду с поисками смысла жизни — обязательно ли ставить колеса прямо на парковке или оставлять вывернутыми? Однозначного ответа на этот вопрос до сир пор нет.
На всевозможных автомобильных форумах при обсуждении этого вопроса аудитория обычно делится на три группы. Одним по барабану, в каком руль положении, другие всегда стараются ставить колеса прямо. Третьи наоборот, всегда стараются вывернуть колеса. Так за кем же правда?
Сторонники прямого положения колес при парковке утверждают, что от вывернутого руля страдает система ГУР, а также различные сайлентблоки и резиновые детали. Что до последних, то при повороте колеса нагрузку может испытывать разве что пыльники ШРУС.
Теоретически пыльник, конечно, будет испытывать нагрузку на разрыв при вывороте колеса, но, во-первых, угол поворота ШРУС не столь большой, а, во-вторых, их проектируют явно с куда большим запасом прочности.
Лопнуть он может на морозе, когда резина становится хрупкой, однако это вопрос больше к качеству самого пыльника, выполненного из материала с плохой устойчивостью к пониженным температурам. В общем, никем не доказано, что пыльники рвутся именно из-за выворота — обычно они выходят из строя из-за старости или обилия агрессивных веществ в дорожной грязи.
Что касается ГУРа, то действительно, в некоторых сервисных книжках производитель прямо советует не выворачивать руль во избежание создания избыточного давления в гидравлической системе. Однако это ограничение касается, во-первых, только автомобиля с работающим двигателем.
Во-вторых, при заводе машины система сама сдвигает немного руль из крайнего положения. В общем, если на работающей машине не держать в этом положении руль специально, то ничего страшного случиться не должно.
Что действительно удобно в прямых колесах, так это то, что если вы вдруг забудете при трогании вернуть руль в правильное положение, можно резко стартануть вбок и что-то зацепить. И хорошо, если это будет бордюр, а не соседняя машина или случайный прохожий.
Те, кто всегда оставляет колеса вывернутыми утверждают, что так их не заберет эвакуатор, а также имеется меньше шансов, что сосед, выполняющий рядом какой-нибудь маневр зацепит им крыло, упершись вместо него в вывернутое колесо.
Что до эвакуатора, то вывернутые колеса, конечно, осложнят ему работу, но не остановят. Да и лучше не ставить машину так, чтоб ее забрал эвакуатор, не правда ли? Шансы, что невнимательный сосед угодит именно в колесо ничтожно малы.
В общем, вывод прост. Ставьте машину так, как считаете нужным: ни та, ни другая позиция вреда за собой особого не несет. Помните только, что на уклонах, согласно ПДД, машину нужно ставить с выворотом колес к бордюру, чтобы при случайном откате она в него уперлась. В остальных же случаях — полная свобода.
Управление автомобилем. Часть 9. Парковка
Последнее обновление: 01.11.2020
21 комментарий
- Управление автомобилем. Часть 1. Посадка
- Управление автомобилем. Часть 2. Руление
- Управление автомобилем. Часть 3. Педали
- Управление автомобилем. Часть 4. Как трогаться с места
- Управление автомобилем. Часть 5. Разгон
- Управление автомобилем. Часть 6. Замедление и остановка
- Управление автомобилем. Часть 7. Выполнение поворота
- Управление автомобилем. Часть 8. Движение задним ходом
- Управление автомобилем. Часть 9. Парковка
Основы управления автомобилем
Постановка автомобиля на стоянку — это, другими словами, и есть парковка автомобиля.
В зависимости от того, как организована парковочная площадка, либо от размеров свободного места на стоянке, а так же наличия других транспортных средств в этом месте, приходится выбирать подходящий способ въезда на стояночное место.
В одних случаях получается заехать, так сказать, с хода, т.е. передним ходом, а иногда более удобно заехать на парковку, используя задний ход, и поставить автомобиль «носом» на выезд.
Так или иначе, в зависимости от способа парковки, движение задним ходом на маневрах используется очень часто. Более того, во многих случаях даже целесообразно заезжать на место стоянки именно задним ходом, если это не запрещено Правилами. Почему это так?
Во-первых, во время движения задним ходом в узком пространстве автомобиль более маневренный, чем при движении «передом». Это может показаться странным, но так и есть.
Во-вторых, выезжать с места стоянки передним ходом удобнее, потому что вся дорожная обстановка располагается перед глазами, и не нужно крутить головой, опасаясь задеть другой автомобиль.
Разумеется, постановка автомобиля на стоянку не должна противоречить Правилам. Имеется в виду, что выбирать место для стоянки нужно исходя из требований раздела 12 ПДД «Остановка и стоянка».
И уже, в соответствии с имеющимся свободным пространством, выбрать способ постановки автомобиля на стоянку. Но, это будет чуть позже, а сначала немного теории.
Динамические габариты автомобиля
Автомобиль поворачивается относительно точки, лежащей на продолжении задней оси. Радиус поворота автомобиля регулируется поворотом передних колес. Соответственно, чем колеса повернуты больше, тем меньше радиус поворота. Но не стоит забывать про выступающие части автомобиля – это передние и задние крылья.
Поэтому, когда машина поворачивает, она как будто становится шире. Это явление принято называть изменением габаритной ширины, а само изменение размера — динамическими габаритами автомобиля. При поворотах и, особенно во время парковки, нужно обязательно учитывать эту особенность. Вообще, эту особенность можно отнести к физике движения автомобиля, но здесь главное понять, как автомобиль поворачивает.
Есть неписаное правило, о котором люди постоянно забывают или его игнорируют. Звучит оно так: нужно стараться относиться к другим участникам дорожного движения с уважением. Применительно к парковке автомобиля это правило выглядит примерно так:
- Соблюдайте требования дорожных знаков;
- Ставьте автомобиль на стоянку как можно быстрее, чтобы освободить дорогу для проезда других автомобилей;
- Занимайте на стоянке как можно меньше места, чтобы оставить свободным пространство для парковки других автомобилей;
- Обеспечьте свободный выезд со стоянки, а так же свободный проход пешеходов;
- По возможности, паркуйтесь задним ходом, чтобы выезжать с места стоянки передним ходом;
- Избегайте стоянки на спусках и подъемах, а так же на узких улицах;
- На парковке открывайте двери аккуратно, чтобы не повредить сами двери и кузова стоящих рядом автомобилей.
Ниже представлены несколько способов постановки легкового автомобиля на стоянку (парковку). Чем стоянка отличается от парковки — в статье Термины «Остановка» и «Стоянка» в ПДД.
Параллельная парковка автомобиля задним ходом.
Полное название маневра «параллельная парковка автомобиля задним ходом» звучит так: постановка автомобиля на стоянку задним ходом между двух автомобилей, припаркованных параллельно тротуару или к проезжей части.
Прежде чем приступить к этому маневру, следует оценить реальное расстояние между автомобилями. Если оно меньше, чем 1,5 длины вашего автомобиля, то лучше не пытаться втиснуться между ними, а поискать другое место. Если это расстояние больше, чем 1,5 длины вашего автомобиля, то можно приступить к парковке.
Схема движения будет следующей.
1. Движемся прямо вдоль дороги и останавливаемся рядом с автомобилем, перед которым хотим припарковаться. Остановиться нужно так, чтобы задние колеса вашего автомобиля проехали линию заднего бампера стоящей у тротуара машины. Можно сразу остановить задние колеса на этой линии, но тогда трудно будет повернуть руль на стоящем автомобиле. Ориентироваться можно по задней стойке или спинке заднего сиденья. Расстояние между машинами должно быть примерно около 1 метра.
2. Начинаем движение назад на минимальной скорости. Удобнее всего сесть полу боком назад. Как только ваши задние колеса поравняются с линией заднего бампера «соседа» (можно ориентироваться по спинке заднего сиденья вашей машины), быстро поворачиваем руль вправо и продолжаем медленное движение. Одновременно придется еще следить за дорогой, так как левое крыло сейчас будет сильно выступать на проезжую часть.
3. Когда автомобиль займет положение примерно 40-45 градусов к тротуару (чем длиннее ваш автомобиль, тем угол должен быть меньше), лучше всего остановиться и выровнять колеса в положение «прямо». Определить такой угол можно по двум ориентирам: а). правая средняя стойка вашего автомобиля будет располагаться примерно напротив левого заднего угла стоящего впереди автомобиля; б). в левое боковое зеркало можно увидеть целиком бампер стоящего сзади автомобиля. После этого продолжаем движение назад на прямых колесах.
4. Когда ваш передний правый угол пересечет линию заднего бампера стоящего впереди автомобиля (на схеме это пунктирная линия), останавливаемся и поворачиваем колеса до упора влево.
5. Удерживаем повернутыми колеса и продолжаем движение задним ходом до тех пор, пока машина не расположится параллельно тротуару. Следим за автомобилем, который находится сзади, чтобы случайно не задеть его. Выравниваем колеса
6. Парковка завершена. Можно будет немного подать вперед или назад, чтобы у автомобиля, который остался сзади, было место для выезда. Но приближаться вплотную к впереди стоящей машине нежелательно, нужно оставить себе место для выезда.
О том, как выехать с такой парковки, или как начать движение от тротуара в подобной ситуации, можно прочитать в статье Начало движения на автомобиле.
Парковка автомобиля под углом к дороге
Парковка автомобиля под углом к дороге (или под углом к краю проезжей части) выполняется по ходу прямолинейного движения.Постановка автомобиля на стоянку под углом к проезжей части допускается только в местах, где такое расположение ТС не противоречит ПДД. Подробнее — в статье Остановка и стоянка на проезжей части.
Часто место стоянки разграничено соответствующей разметкой. Для того, чтобы заехать между двумя машинами и припарковать свой автомобиль под углом к дороге, проезжая мимо стоящих машин целесообразно держать интервал до них примерно 1,5 метра.
- Замедляем движение. Когда ветровое стекло вашего автомобиля поравняется с левым задним углом машины, за которой хотим припарковаться, быстро поворачиваем руль вправо.
- Медленно въезжаем на место парковки. Выравниваем колеса так, чтобы оказаться посередине автомобилей или разметки.
- Продолжаем в движении выравнивать колеса и двигаемся вперед, пока правое колесо не упрется в бордюр. Если бордюр очень высокий, тогда останавливаемся не доезжая до него.
Перпендикулярная парковка автомобиля задним ходом
Есть два варианта постановки на стоянку способом, который именуется как «перпендикулярная парковка автомобиля задним ходом».
Первый способ более размашистый, его можно использовать на территориях, имеющих достаточно свободного места, и выполняется он следующим образом:
- Двигаемся вдоль дороги, слева от припаркованных машин, которые стоят перпендикулярно, предположим, какой-то границе, или в одном ряду парковочной площадки. Замедляем движение. Замечаем автомобиль, за которым есть свободное место.
- Когда передние колеса вашего автомобиля поравняются с правым краем стоящего автомобиля, за которым хотите припарковаться, поворачиваете руль влево до упора и выдвигаетесь по дуге, пока машина не займет перпендикулярное положение относительно парковочного ряда. Выравниваете колеса и останавливаетесь.
- Задним ходом на минимальной скорости сдаете назад. Контролируете движение по зеркалам, или сидя полубоком и смотрите в заднее стекло автомобиля. Въехать на место парковки нужно так, чтобы расположиться посередине между двух других машин или в пределах разметки.
- Парковка завершена.
Как вариант, чтобы припарковать автомобиль задним ходом, можно повернуть не совсем перпендикулярно, ведь часто места бывает недостаточно, а проехать по траектории, обозначенной зеленой пунктирной линией.
Другой способ перпендикулярной парковки больше известен как «заезд в гараж». Еще этот способ имеет название «постановка на стоянку задним ходом между двумя автомобилями». Выполняется этот маневр следующим образом.
- Для начала проезжаете прямо по движению за машины, между которыми будете парковаться с интервалом до них примерно 1,5-2 метра. Остановиться нужно так, чтобы задний бампер вашего автомобиля поравнялся с дальним, по направлению движения, краем стоящего автомобиля.
- Начинаете медленное движение задним ходом и поворачиваете передние колеса в право до упора. Автомобиль «пошел» по малому кругу. Смотрите в правое зеркало.
- Когда между правым боком вашего автомобиля и левым передним углом стоящего авто расстояние уменьшится примерно до 10-20 см, выравниваете колеса, поворачиваетесь полу боком назад и продолжаете медленное движение, пока ваша правая задняя стойка (спинка заднего сиденья) не поравняется с левым передним углом стоящего автомобиля.
- В этот момент снова поворачиваете колеса вправо до упора, въезжаете на парковочное место и выравниваете колеса так, чтобы расположиться посередине между стоящими машинами.
Когда парковочное место ограничено, заехать с первого захода, скорее всего, будет очень трудно. Тогда придется выехать немного вперед и повторить заезд. А может быть и так, что парковаться придется в несколько приемов. При этом необходимо учитывать, что на стоянке будут открываться двери, как у вашего автомобиля, так и у соседей. Поэтому стояночный интервал между машинами желательно оставлять достаточным.
Упражнения «Заезд в гараж задним ходом» и «Параллельная парковка» придется сдавать на экзаменах в ГИБДД. Но на экзаменационной площадке, как правило, свободного места больше, чем на реальной парковке. В скором будущем эти экзамены планирую вынести с площадки в город, на реальную дорогу.
Упражнения для экзамена постоянно модифицируют. Первый вариант немного проще, но нужно постараться овладеть обеими. В жизни пригодятся оба.
Если сдавать экзамен придется по второму варианту, то сначала можно выполнить задним ходом поворот под прямым углом (если для этого будет место) и потом заехать в «гараж» уже на прямых колесах.
Удачи в тренировках!
Навигация по серии статей
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 01.11.2020
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.