Выбор сканера для диагностики грузовых автомобилей
Грузовой транспорт, в сравнении с легковыми автомобилями, и это ни для кого не секрет, подвержен более серьезным нагрузкам. Вот почему владельцы подобной техники должны своевременно проводить диагностику и обслуживание авто, поскольку в противном случае их ждет дорогостоящий ремонт и не менее дорогостоящий простой техники, хотя порой несвоевременная диагностика и как следствие – неустранение поломки могут привести к более печальным последствиям. Несмотря на перечисленное, до настоящего времени найти грамотный диагностический и сервисный центр коммерческого транспорта было довольно трудно, сегодня, к счастью, ситуация стала меняться в лучшую сторону.
Если вы уверены в своем профессионализме и вы готовы попробовать свои силы в высокоприбыльном сегменте бизнеса, то пора задуматься о том, чтобы открыть собственное дело, идеальным вариантом которого станет центр диагностики коммерческого транспорта и его обслуживания. При желании зайти в сегмент диагностики грузового транспорта, советуем поторопиться, поскольку пока еще конкуренция в данной сфере не слишком высока. При этом не следует забывать, что во многом успех вашего бизнеса будет зависеть от качества предоставляемых услуг и сервиса. При этом если последнее – человеческий фактор, то точность диагностики – это заслуга оборудования.
Сегодня на рынке оборудования для диагностики грузового автомобиля представлен богатый выбор. Тем не менее, мы не можем не сказать о том, что не все модели диагностического оборудования из представленного на рынке могут гарантировать 100%-ный результат. Стандартный комплект включает не только системный сканер для грузовиков, но и фирменное диагностическое устройство дилерского класса (самыми известными производителями последнего считаются Knorr-Bremse и Wabco).
В настоящее время наряду с оригинальным оборудованием на рынке предлагаются китайские аналоги. Стоимость последних в разы дешевле оригинальных собратьев, однако, и качество их, может заметно варировать. Самое интересное – «клоны» ведут себя по-разному в руках профессионалов, так одни могут констатировать, что сканер распознает только двигатель автомобиля, другие говорят о том, что прибор без труда диагностирует все электронные системы грузовика. Объяснение этому одно – копии диагностического оборудования в Китае производит несколько фирм, некоторые из которых воспроизводят схемотехнику оригинального сканера более тщательно и добросовестно, другие подходят к вопросу производства не так скрупулезно, ограничиваясь лишь малым и предлагая оборудование сомнительного качества.
Из всего сказанного вывод один – при выборе грузового сканера рекомендуется иметь дело с надежными поставщиками, имеющими опыт работы данном сегменте и дорожащими своей репутацией. Такие поставщики следят за качеством поставляемого оборудования, предоставляют гарантию и сервисное обслуживание своих приборов. А наш сегодняшний разговор мы хотим посвятить вопросу выбора оборудования для диагностики грузовых автомобилей.
Для специалистов узкого профиля
Диагностика коммерческого транспорта невозможна без сканеров. Самыми популярными аппаратами считаются дилерские грузовые сканеры, которые, как мы уже неоднократно говорили, позволяют диагностировать только технику определенной марки. В числе самых распространенных на сегодняшний день сканеров для диагностики коммерческой техники выделяют Caterpillar Comm, предназначенный для диагностики оборудования марки CAT, Volvo Vcads – для Volvo, MB Star Diagnosis – для Mercedes. Очевидно, автопарк коммерческого транспорта намного беднее парка легковых автомобилей. Если вы решите специализироваться на какой-то одной определенной марке, то это неизбежно приведет к сокращению и так не слишком широкой клиентской базы. Специализация на одной или двух марках оправдана только в случае, если вы являетесь владельцем компании, в собственности которой находится автопарк, состоящий из нескольких десятков единиц грузовой техники. В последнем случае вы не только сможете организовать обслуживание транспорта в соответствии со всеми стандартами и сэкономить на диагностике авто, но и организовать диагностический центр с уровнем сервиса, сравнимого с дилерским.
Для диагностов-универсалов
Если обслуживание одной или пары определенных марок авто вам не подходит, то, возможно, настало время подумать о покупке мультимарочного грузового сканера. С оборудования подобного рода начинают работу большинство сервисных центров, поскольку имея в своем распоряжении мультимарочный сканер, вы можете не сегментировать потребительскую аудиторию и заметно расширить клиентскую базу.
Следствием высокого спроса на оборудование подобного рода является богатое предложение на сегодняшнем рынке. Однако если вы решили купить мультимарочный грузовой сканер, то советуем приобретать оборудование TEXA, Jaltest, Launch, FCAR. Надежность и приемлемая цена обозначенных аппаратов нередко делает возможным их мирное сосуществование в рамках одного автосервиса.
Сканеры для грузовых автомобилей европейского производства При выборе грузовых сканеров следует помнить о том, что каждый аппарат имеет свои особенности. Если вы планируете специализироваться на диагностике грузовиков европейского производства, то советуем присмотреться к системному сканеру TEXA Navigator TXT. Данный аппарат поддерживает наиболее популярные протоколы, используемые в европейских грузовиках и полуприцепах, такие как OBD, CAN-L, CAN-H, ISO 9141-2 K/L линии, SAE-J1850 PWM (линии BUS+ и BUS-), SAE-J1708, SAE-J1850 VPW, SCI Haldex. При необходимости есть возможность заказать в дополнение к основному комплекту адаптеры для подключения к любому европейскому грузовику, в том числе и для подключения к таким системам, как ECS и ABS.
Главным конкурентом TEXA считается сканер для грузового транспорта Jaltest Link испанского производства. Данный аппарат распознает блок управления двигателем, а также и большинство периферийных систем, в числе которых Airbag, климат-контроль, пневмоподвеска, трансмиссия, ABS, иммобилайзеры, блоки предпусковых подогревателей и т.д. Главным достоинством этого сканера считается широкое покрытие. Так Jaltest позволяет работать с грузовиками не только европейского производства, но и с техникой из Японии и Кореи. Однако в области диагностики автомобилей азиатского и североамериканского рынка данный аппарат не часто используется, поскольку не гарантируют точность результата.
Сканеры для тягачей американского производства
Если вы решили специализироваться на диагностике американских тягачей, то лучше всего выбирать либо системный сканер TEXA AXONE, либо диагностический прибор Logic – детище компании MAGNETI MARELLI. Представленные грузовые сканеры совместимы со всеми распространенными на сегодняшний день грузовиками и полуприцепами американского производства. Основные протоколы для связи: ISO9141, ISO14230, J1850PWM, J1850VPW, ISO15765, RS485, CAN C, J2411 Euro 4/5. Несмотря на все очевидные достоинства TEXA AXONE и Logic большинство профессионалов признают, что наиболее широкие возможности для диагностики североамериканской коммерческой техники дарует Nexiq USB Link. С помощью этого аппарата можно выполнить полный комплекс диагностических работ на грузовиках североамериканского производства. Поддерживает данная модель оригинальное ПО Caterpillar ET, Cummins Insite и Detroit Diesel Diagnostic Link. Не лишним будет отметить, что в отличие от представленных выше приборов этот аппарат практически бесполезен для работы с европейским и азиатским автопарком, поскольку в его арсенале числится лишь несколько не американских производителей, в том числе Mitsubishi, Hino, Volvo. Nexiq USB Link является не только считывающим устройством. Он помимо прочего позволяет выводить данные с датчиков в режиме реального времени, а также выполнять сервисные операции и изменять параметры автомобильных систем.
Совсем недавно на рынке появился превосходный сканер для диагностики американских грузовиков — Noregon JPRO DLA+. Подробно описывать его здесь не будем, преимуществам этого прибора у нас посящена отдельная статья, доступная по этой ссылке. Всем, кто ремонтирует и обслуживает американские «траки» настоятельно рекомендуем именно этот сканер.
Сканеры для коммерческой техники азиатского производства В настоящее время на российских дорогах довольно часто встречаются грузовики азиатского производства. Последние, естественно, нуждаются в грамотной и своевременной диагностике. Если вы решили купить сканер для диагностики азиатских грузовиков, то спешим предупредить, вы обязательно столкнетесь с проблемой выбора, поскольку на рынке подобного оборудования представлен богатый ассортимент.
Универсальными сканерами, позволяющими продиагностировать коммерческую технику азиатского производства, являются Launch GDS и FCAR, в комплекте с которыми идет набор адаптеров и программное обеспечение. Однако встречаются и менее универсальные грузовые сканеры.
• Сканеры для японских грузовиков
Выше мы говорили об отличном мультимарочном сканере TEXA Navigator TXT. Так вот, именно с его помощью можно выполнить качественную и точную диагностику японских грузовиков, в числе которых такие известные марки, как Isuzu, Hino, UD, Mitsubishi, Mazda, Toyota. Для техники же китайского и корейского производства данный сканер используется реже, посему если вы желаете специализироваться на диагностике грузовиков made in China or Korea, советуем выбирать альтернативный вариант.
• Сканеры для китайских грузовиков
Идеальным диагностическим оборудованием для китайских грузовиков, причем как тяжелых, так и малотоннажных, является сканер Launch GDS. Профессионалы сходятся во мнении, что по интерфейсу и программному обеспечению данный прибор схож с дилерскими сканерами китайских производителей спецтехники и грузовиков, возможно, во многом это объясняется тем, что эта компания принимала участие в разработке дилерского оборудования.
• Сканеры для корейских грузовиков
Грузовые сканеры G-Scan были разработаны в Южной Корее, а это значит, что они идеально подходят для диагностики корейского коммерческого транспорта, который представлен сегодня на российских дорогах марками Hyundai и KIA.
Сканер для грузовых автомобилей – это главное оборудование любого диагностического центра, его вполне достаточно, если вы решили ограничиться лишь проведением диагностики электронных систем автомобиля. Если же вы планируете выполнять более детальную диагностику, то вам просто не обойтись без мотор-тестера TEXA UNIprobe. Тестер позволит выявить проблему, полагаясь не только на показания блоков управления, но и опираясь на результаты исследований блоков управления, датчиков, электрических цепей и т. д. В дополнение к грузовому сканеру можно также приобрести интерфейсные блоки диагностики WABCO, без которых просто не обойтись, если вам необходимо параметрировать новый электронный блок системы «WABCO» в автомобиле европейского производства после замены старого вышедшего из строя блока, ввести систему в эксплуатацию или перепараметрировать конфигурации системы при изменении.
Диагностика электронных систем грузового транспорта на профессиональном уровне начала развиваться сравнительно недавно, а в силу того, что парк подобной техники постоянно растет и обновляется, можно предположить, что осуществление диагностики грузовиков – это вариант довольно прибыльного бизнеса в будущем. Если вы решили открыть диагностический центр коммерческой техники, то вам следует помнить, что залогом его успеха станет не только оригинальное оборудование, но и наличие грамотного персонала. К слову, наш партнер, учебный центр Smart занимается подготовкой специалистов по диагностике и ремонту большинства автомобильных систем, в том числе грузовых.
Оборудовав диагностический центр качественными приборами, приняв на работу квалифицированных специалистов, вы можете быть уверены, ваш бизнес будет процветать, а аудитория клиентов постоянно расширяться.
Удачи, выбирайте только лучшее и надежное оборудование и пользуйтесь услугами профессионалов!
Диагностируем грузовики. Выбор сканера
Сегмент диагностики коммерческой техники развивается в России довольно медленно. Мы неоднократно писали о том, что среди обычных автосервисов, работающих с легковым парком, до сих пор очень мало предприятий, которые обладают необходимым диагностическим оборудованием и профессиональными кадрами. В сегменте грузовых автомобилей и коммерческой техники эта проблема стоит намного острее. Но есть шанс, что в скором времени ситуация начнет меняться. Парк старых грузовиков и автобусов в последние годы быстро сокращается. Им на смену идут импортные и отечественные автомобили и автобусы, оборудованные современными электронными системами. Спрос на качественную независимую диагностику коммерческого транспорта уже сформирован. Сейчас идет формирование рынка данных услуг. Это процесс не быстрый, и у компаний, которые работают с данной клиентурой, есть отличная возможность зайти в этот сегмент.
В настоящее время конкуренция в сегменте диагностики коммерческого транспорта очень невысока. Это открывает отличные возможности не только для работающих грузовых автосервисов, но и для начинающих предпринимателей, в том числе и для опытных диагностов, которые давно задумываются о том, чтобы перейти на вольные хлеба. Если вы считаете, что у вас есть предпринимательская жилка, то сейчас самое время это проверить. Что же касается независимых СТО, которые занимаются ремонтом грузовиков, то им и вовсе нельзя пренебрегать развитием данного направления. В дальнейшем качественный ремонт любого грузовика, автобуса, прицепа будет целиком и полностью зависеть от правильно выполненной диагностики. Если вы хотите сохранить место на рынке, то надо уже сегодня позаботиться о создании диагностического поста.
Главный вопрос, который вам предстоит решать при создании поста диагностики для грузового автомобиля, — это правильный выбор оборудования. Сканеры для диагностики грузовых автомобилей стоят дороже, чем для легковых автомобилей. Ошибка в выборе прибора может обойтись вам очень дорого. Кроме того, помимо мультисистемного сканера вам понадобится фирменное диагностическое устройство таких производителей электронных систем для коммерческой техники, как Wabco, Knorr-Bremse.
Для узких специалистов
Начнем со сканеров. В настоящее время на рынке автосервисного оборудования представлены несколько типов диагностических сканеров. В топовом сегменте располагаются дилерские приборы диагностики, к примеру, MAN CATS II» – для диагностики грузовиков «MAN», MB Star Diagnosis – для диагностики «MERCEDES», Volvo Vcads – для работы с грузовиками Volvo, и так далее. С помощью каждого можно диагностировать грузовики одной марки. Поскольку мы ведем речь об оборудовании для независимого автосервиса, то покупка такого прибора вряд ли будет полезной. Дело в том, что парк грузовых автомобилей несоизмеримо меньше парка легковых машин. Специализация независимого грузового сервиса на одной из марок автомобилей приведет к серьезному сокращению и без того не очень широкой клиентской базы. Даже если вы выберете в качестве специализации грузовики «КАМАЗ», обеспечить независимую СТО постоянным потоком клиентов будет непросто, поскольку в головах большинства владельцев этой техники сидит уверенность, что КАМАЗ, как и «Жигули», в нашей стране соберет и разберет любой водитель так же быстро, как автомат Калашникова.
Если же говорить об импортных грузовиках, то специализация на одной или двух марках имеет смысл только в одном случае: если ваша компания является собственником парка таких машин, состоящим хотя бы из 20-30 единиц. Вот в этой ситуации у вас действительно есть отличная возможность не только наладить недорогое и качественное обслуживание своего автопарка, но и оттянуть на себя некоторую часть клиентов дилерского технического центра – особенно если он расположен за несколько сотен километров от вас. За Уралом это случается не так уж и редко.
Так или иначе, если вы решили специализироваться на одной или двух марках грузовиков, вам следует позаботиться о покупке настоящего дилерского сканера. Дело в том, что сегодня на рынке наряду с оригинальными диагностическими комплектами продаются китайские «клоны». Стоимость таких, условно говоря, копий, иногда на 50% ниже, чем стоимость оригинального сканера. Однако качество клона может очень сильно отличаться от оригинала. Самое опасное при покупке сканера-клона заключается в том, что вы покупаете кота в мешке. Проверить, насколько полон его функционал, вы можете только в реальных условиях, когда выполните диагностику нескольких автомобилей. Довольно часто на форумах диагностов встречаются жалобы на то, что клон оригинального сканера «видит» только двигатель автомобиля. При этом другой владелец такого же сканера уверяет, что его прибор позволяет диагностировать все электронные системы. Отсюда вывод: производством клонов в Китае занимаются разные компании, и отношение к своей работе у них тоже разное. Кто-то «воспроизводит» программное обеспечение оригинального сканера более тщательно и добросовестно, а другие – только то, что легче всего. Ну, и второй немаловажный момент – обновление программного обеспечения «клонов».
«Для диагностических сканеровклонов для грузовиков характерны те же самые проблемы, что и для подобных сканеров легкового сегмента, – отмечает руководитель отдела продаж компании «Техноэкспорт» Павел Распопин, В лучшем случае обновления ПО будут поступать со значительной задержкой. В худшем случае обновить базу не получится вовсе. Впрочем, для автосервисов, которые не претендуют на реальную конкуренцию с официальными техническими центрами, эта проблема не самая большая, поскольку к ним на обслуживание поступают автомобили с уже истекшим гарантийным сроком. Намного сильнее снижает функциональность диагностического прибора ограничение функциональности, к примеру, невозможность изменения параметров электронных систем».
Для универсалов
Впрочем, подавляющее большинство независимых автоцентров начинают работать с мультимарочными сканерами, которые не ограничиваются работой с одной маркой грузовиков. В данный момент на рынке представлено несколько диагностических приборов такого типа. Наибольшее распространение получили сканеры Bosch, Texa, Launch, G-scan. Несмотря на довольно острую конкуренцию в данном сегменте, данные приборы отлично сосуществуют, иногда даже в рамках одного автосервиса.
Сканеры для европейских грузовиков
У каждого из сканеров есть свои технические особенности и возможности, которые выделяют его и создают ему уникальные конкурентные преимущества. К примеру, сканер Bosch KTS Truck – отличный мультисистемный прибор для работы с европейскими грузовиками. Он поддерживает обмен данными по наиболее популярным протоколам, которые используются в европейских грузовиках и полуприцепах (OBD, CAN-H, CAN-L, ISO 9141-2 K/L линии. SAE-J1850 VPW, SAE-J1850 PWM (линии BUS+ и BUS-), SAE-J1708, SCI Haldex. Кроме того, в дополнение к основному комплекту можно заказать адаптеры для подключения к любому грузовику европейского производства, в том числе и для подключения к системам ABS и ECS. Однако возможности сканера в области диагностики автомобилей азиатского и североамериканского рынка заметно уступают характеристикам некоторых конкурентов.
Основным конкурентом для данного сканера является шведский AUTOCOM CDP Pro. Этот сканер имеет довольно широкое покрытие, которое включает в себя не только европейские автомобили, но и многие корейские, японские марки. Сканер «читает» не только блок управления двигателем, но и подавляющее большинство периферийных блоков (пневмоподвеска, климат-контроль, ABS, Airbag, трансмиссия, иммобилайзеры, блоки предпусковых подогревателей).
Сканеры для американских тягачей
Для американских тягачей лучше всего подойдет мультисистемный сканер TEXA AXONE либо диагностический прибор Logic от компании MAGNETI MARELLI. В списке поддерживаемых марок техники этих сканеров вы найдете все основные бренды американских грузовиков и полуприцепов. Основные протоколы для связи: ISO9141, ISO14230, J1850PWM, J1850VPW, ISO15765, RS485, CAN C, J2411 Euro 4/5. Впрочем, большинство профессионалов, которые занимаются ремонтом американских грузовиков, отмечают, что наиболее полное ПО и возможности подключения к североамериканской коммерческой технике предлагает диагностическое устройство Nexiq USB Link. Данный сканер отлично работает с оргинальным программным обеспечением Cummins Insite, Caterpillar ET, Detroit Diesel Diagnostic Link и в умелых руках он сможет выполнить максимально полный комплекс диагностических работ на североамериканской коммерческой технике. Данный сканер поддерживает программное обеспечение не только основных американских производителей грузовой техники — International, Kenworth, Freightliner, CAT, Cummins Detroit Diesel — но и ПО производителей электронных систем управления пневматическими системами, системами ABS, трансмиссией: Allison DOC, Eaton ServiceRangerб Bendix Acom, WABCO Toolbox. Причем работает он не только в качестве считывающего устройства. С его помощью вы сможете выводить данные с датчиков в реальном времени, изменять параметры и выполнять сервисные операции.
В то же время, в отличие от приборов Texa Axone и MAGNETI MARELLI, данный сканер будет практически бесполезен для работы с европейским и азиатским парком. В его арсенале есть лишь несколько не американских брендов (Hino, Mitsubishi, Volvo), но их покрытие ограничивается модельным рядом, который представлен на североамериканском рынке.
Сканеры для азиатской коммерческой техники
Для работы с парком азиатских грузовиков на российском рынке автосервисного оборудования представлен довольно широкий ассортимент сканеров. Есть из чего выбирать. Наиболее универсальными на данный момент являются сканеры Launch GDS и G-Scan со специальным набором адаптеров и программным обеспечением для работы с грузовыми автомобилями. Хорошим подспорьем для работы с японскими грузовиками может стать уже упоминавшийся выше AUTOCOM CDP Pro. Но если к вам на ремонт заезжают китайские и корейские грузовики, то этого сканера будет вам недостаточно.
«Наиболее удачным решением для диагностики китайских грузовиков, как малотоннажных, так и тяжелых, будет сканер Launch GDS. – отмечает технический директор компании «Импакт Сибирь» (Новосибирск) Есен Тюлеубеков. Это, можно сказать, «родной» для китайцев диагностический прибор. Мы изучали дилерские сканеры китайских производителей спецтехники и грузовиков. По интерфейсу и по программному обеспечению они очень похожи на Launch. У нас есть подозрение, что компания Launch поучаствовала в их создании. Так что если вы специализируетесь на китайском сегменте коммерческой техники, то лучшего сканера вам не найти. Что же касается южнокорейских грузовиков, то оптимальным решением будет Gscan. Основным конкурентным преимуществом этого сканера является то, что он разрабатывается в Южной Корее, соответственно, модели с этого рынка в его базе наиболее хорошо и глубоко проработаны».
Если деньги позволяют, то можно в дополнение с мультимарочным сканерам приобрести интерфейсные блоки диагностики WABCO. В полной мере эти диагностические инструменты может заменить только Nexiq USB Link и только на автомобилях американского производства. Что же касается европейского модельного ряда, то данный блок оказывается необходимым, если вам нужно: параметрировать новый электронный блок системы «WABCO» после замены старого вышедшего из строя блока; ввести электронную систему «WABCO» в эксплуатацию (или, если требуется, ввести в эксплуатацию компоненты электронной системы при замене) или перепараметрировать при изменении конфигурации системы.
С чего начать?
Может быть, стоимость оборудования покажется вам довольно высокой, но работы с электронными и пневматическими системами являются и наиболее рентабельными на грузовых станциях техобслуживания. Приобретать все сразу совсем не обязательно. Начните с простого и с того, что вы хорошо освоили. Затем, по мере возникновения новых потребностей докупайте новое оборудование.
В завершение хочется сказать несколько слов о кадрах. Освоить диагностику грузового автомобиля – самая сложная задача. Можно с высокой долей уверенности сказать, что готового специалиста по диагностике коммерческой техники на рынке вы не найдете. Если найдете, то вряд ли он будет хорошим специалистом. Так что не спешите покупать сканер впрок – сначала подумайте, как вы будете решать кадровую проблему.
«Есть возможность вырастить такого специалиста из своих сотрудников, но для этого необходимо найти человека с хорошими базовыми техническими знаниями, который понимает принципы функционирования и устройства электронных и пневматических систем, – рекомендует Есен Тюлеубеков. К большому сожалению, обучение специалистов сегодня проводится только в Москве и СанктПетербурге и стоит недешево. Время от времени проводятся специальные интенсивные курсы обучения для иногородних слушателей, которые приезжают из регионов России, но сделать человека диагностом за 56 дней обучения попросту не возможно. За это время можно лишь объяснить ему основные принципы работы диагностического прибора. А остальное уже будет зависеть от его способностей к обучению, самообучению и наличия практики. В любом случае, настоящим диагностом он станет не раньше, чем через полгода постоянной практики на самых разных автомобилях».
Так что если ваша компания всерьез намерена осваивать данное направление в диагностике, то в первую очередь определитесь с кандидатурой будущего диагноста, затем начните поиск «технического партнера», то есть компании, которая не только предоставит вам оборудование, но и сможет дать на первых порах необходимые технические консультации по работе с этим инструментарием. Ну, а остальное уже дело времени и вашей настойчивости.
Игорь Галахов, продукт-менеджер Bosch по гаражному и диагностическому оборудованию:
— Спрос на данное оборудование есть, и он постоянно растёт. Это связано как с тем, что диагностика электронных систем грузовых автомобилей на профессиональном уровне начала развиваться относительно недавно, так и с тем, что парк грузовых автомобилей постоянно растёт и обновляется более современной техникой с большим количеством электроники. В ассортименте оборудования Bosch в настоящее время представлена одна модель сканеров для грузовых автомобилей: KTS Truck.
Вопрос организации поста диагностики грузового транспорта довольно многогранный, и каждый сервисный центр решает его посвоему. Если речь идёт лишь о диагностике электронных систем автомобиля, то можно ограничиться сканером и комплектом кабелей к нему. Однако если планируется проведение более детальной диагностики, то здесь не обойтись без моторного тестера FSA 500 или FSA 720. Они позволят точно выявлять проблемы, не полагаясь лишь на показания блоков управления. В этом случае диагностируются отдельно датчики, блоки управления, электрические цепи и т. д.
Есть другие виды диагностики. Например, диагностика тормозной системы. Чтобы проверить эффективность тормозов, используются роликовые тормозные стенды BSA 5xxx. Как правило, это – отдельный пост, на котором не проводится диагностика электронных систем.
Также имеет смысл обратить внимание на диагностику элементов подвески с помощью люфтдетектора (подвижные пластины, на которые заезжает автомобиль. Они перемещаются в стороны и нагружают колёса, вследствии чего выявляются люфты в сочленениях подвески: шаровых шарнирах, шкворнях и т. д.). Для диагностики систем кондиционирования предназначена установка ACS 810. С её помощью можно осуществлять проверку герметичности системы, поиск мест утечек, оценить общую работоспособность системы и восстановить недостаток хладагента.
Проверку состояния аккумуляторных батарей производят тестером BAT 131. Он способен оценить состояние батарей, степень заряда, выявить неисправную батарею.
Отдельный вопрос – диагностика и ремонт дизельной топливной аппаратуры. Здесь Bosch предлагает полный ассортимент оборудования для диагностики и ремонта ТНВД и форсунок.
Когда Вы определились с перечнем работ, необходимо найти специалиста, подобрать оборудование, оборудовать рабочий пост – и можно начинать. Подготовить специалиста можно в учебном центре Bosch. Здесь проводятся специальные курсы по диагностике и ремонту практически всех систем автомобилей, в том числе грузовых. Также есть важный отдельный курс, посвящённый экономике автосервиса. Здесь руководителя автосервиса научат просчитывать экономику бизнеса так, чтобы организовать максимально эффективный бизнес.