- Как выбрать масло АКПП
- Устройство АКПП и зачем в ней нужно масло
- О функциях трансмиссионного масла
- Состав масел для АКП
- Когда нужно менять
- Как следить за состоянием масла
- Правильное использование коробки передач
- Подбираем масло АКП правильно
- Смешивание двух ATF
- Можно ли доработать трансмиссионное масло
- Коротко о брендах
- Два варианта замены
- О фильтрах жидкости АКПП
- Что формирует цену
- Вывод
- Трансмиссионное масло для АКПП – ТОП-10 лучших составов
- Синтетические трансмиссионные масла для АКПП
- 1. ZIC ATF multi LF
- 2. Idemitsu ATF
- 3. Liqui Moly Top Tec ATF 1800
- 4. ELF Renaultmatic D3 Syn
- Полусинтетические трансмиссионные масла для АКПП
- 1. Mobil ATF 320
- 2. Ravenol ATF MM SP-III Fluid
- 3. Лукойл ATF
- 4. Hyundai ATF SP-III
- Минеральные трансмиссионные масла для АКПП
- 1. Mazda ATF M-V
- 2. ENEOS ATF III
- Заключение
Как выбрать масло АКПП
Масло АКПП (чаще ТФА или ATF ) – достаточно сложная в выборе жидкость, которая обеспечивает исправную работу коробки-автомата. Сразу отметим, что коробка передач, а в частности автоматическая, является невероятно сложным узлом автомобиля. Ремонт ее поломок иногда стоят как новая коробка. Своевременная доливка новой трансмиссионной жидкости является тем, о чем всегда должен помнить внимательный автомобилист.
Устройство АКПП и зачем в ней нужно масло
Традиционная коробка-автомат состоит из гидротрансформатора, обгонных муфт, фрикционных муфт, валов и барабанов, а также планетарных редукторов. Иногда также используется тормозная лента, которая тормозит барабан. Автомат от концерна Honda вместо планетарного редуктора выпускает коробки, использующие валы с шестернями.
Достаточно сложное устройство с множеством движущихся частей гарантирует выбор передаточного числа без вмешательств со стороны водителя. Масло в этом случае обеспечивает четкое и своевременное включение и выключение передач и сохраняет целостность металлических деталей. Если масло старое , коробка будет работать «на сухую», из-за чего детали стираются крайней быстро.
О функциях трансмиссионного масла
Мы уже говорили о моторном масле , и в случае с маслом для АКПП можно найти между ними общие черты. Однако ни в коем случае не путайте две эти жидкости.
Итак, основные функции, особенности и задачи:
- Передача крутящего момента. Первая и очень важная особенность масла. Поскольку жидкости достаточно плотная, в гидротрансформаторе ее используют для передачи момента вращения к коробке передач от маховика автомобильного двигателя;
- Очистка. Здесь задача очень проста: удалить продукты износа, как-то мелкую стружку;
- Антикоррозийные качества. В частности, масло АКПП защитит коробку-автомат от воздействия влаги;
- Охлаждение. Масло охлаждает работающие шестерни, после чего отправляется в отдельный радиатор, где его температура снижается до оптимальной;
- Фрикционное сцепление. Попавшее на фрикционные пары масло обеспечивает сцепление.
В целом, трансмиссионная жидкость на порядок более качественная, нежели моторное масло. Задач у него также много. Производитель для доведения качества масла до нужного уровня использует высококачественные присадки. Об этом мы и поговорим.
Состав масел для АКП
В состав жидкости входят базовая основа и тщательно подобранный пакет присадок. Основой является синтетическое вещество или даже сырая нефть. В состав пакета входят дисперсанты, оптимизаторы вязкости, защитные компоненты, антивспениватели, ингибиторы коррозии, модификаторы трения. За счет этого готовый продукт, как вы уже наверняка поняли из названий присадок, не пенится, препятствует коррозии металла, не загущается под воздействием отрицательных температур.
Основа таких масел или минеральная, или синтетическая. Заливать в коробку можно жидкость с любой основой, если сама по себе она отвечает стандартам. Стоит лишь помнить, что минеральная основа обладает малым ресурсом.
Производители добавляют в трансмиссионные жидкости красители . Чаще все новое масло розовое, но по мере эксплуатации оно становится желто-коричневым. Встречаются и другие цвета, указывающие на соответствующий маслу стандарт.
Когда нужно менять
Если эксплуатация авто велась в щадящем режиме, масло можно менять каждые 60 тысяч километров пробега. Для езды в тяжелых условиях эта цифра снижается до 30 тысяч километров. К тяжелым условиям относят следующие:
- Агрессивная езда с чередованием резких стартов и торможений;
- Езда в сильный мороз или жару;
- Регулярная «езда» в пробках;
- Транспортировка тяжелых грузов;
- Пробуксовки.
По сути, все что сильно нагружает АКПП, автоматически сказывается на расходе ресурса трансмиссионного масла.
Замена ATF также нужна при выработке его ресурса досрочно. Здесь признаки те же, что и у моторного масла: примеси, запах, густота, темный цвет. Зачастую досрочная выработка происходит в случае частых перегревов, большой нагрузки на АКПП.
Также советуем проводить замену масла коробки при покупке б/у автомобиля – нельзя быть уверенным в том, что бывший владелец всерьез позаботился об авто перед его продажей.
Как следить за состоянием масла
Советуем на СТО самому следить за заменой ATF. Оно может потерять свои свойства по вышеуказанным причинам. Еще пригодное масло будет несколько более густым чем новое, а также приобретет коричневый цвет. Хуже обстоят дела с горелым маслом.
Когда накладки фрикционных пар начинают рассыпаться вследствие частых воздействий высокий температур, то что от них остается попадает в смазку. Теперь она становится абразивом, прекрасно стирающим металлические детали АКП. В поддоне вы можете увидеть или небольшое количество металлической стружки, что еще более-менее, или ту же стружку, напоминающую «ежика» – признак серьезного износа. В этом случае состояние коробки передач может исследовать только специалист, однако заранее будьте готовы к серьезным тратам на ремонт вашего авто.
Правильное использование коробки передач
Возможно, не все автомобилисты знают, но даже лучшее масло не работает на все сто без соблюдения следующих условий:
- Масло вовремя меняется;
- Автомобиль не буксует;
- Зимой коробка хорошо прогревается перед началом езды (на холоде масло становится слишком вязким);
- Вождение транспорта мягкое, без резких стартов, торможений.
Масло долго сохранит свои свойства, если вы будете придерживаться вышеизложенных пунктов.
Подбираем масло АКП правильно
Главное правило: никогда не заливайте масло для механики в коробку-автомат.
Выбираемая жидкость должна полностью соответствовать характеристикам вашей коробки передач. Сегодня существует несколько стандартов, в частности самыми распространенными являются стандарты « Ford » и « General Motors ». Также для спецтехники выбирают масла по стандарту « Allison ». На коробке вы можете найти всю эту информацию. Также рекомендациями делится автопроизводитель – отдельная табличка часто находится под капотом.
Особняком стоят OEM-масла. Дело в том, что каждый автоконцерн имеет свою внутреннюю спецификацию, в соответствии с которой выбирается каждая запчасть и расходник. При этом несмотря на различия у многих концернов есть близкие друг к другу допуски: GM (пишется “Dexron” и лат. цифры), Mitsubishi-Hyundai-KIA (пишется “SP-“ и лат. цифры), Toyota (пишется “T” с лат. цифрами или “WS”). Такие масла однозначно подойдут к вашей модели, однако они очень дорогие.
Универсальные ATF отвечают сразу нескольким допускам. Вам все равно нужно допуски для конкретной АКПП, однако выбор не будет сложным. Масла для европейских автомобилей найти несложно. Антимонопольное законодательство отрицает идею существования каких-либо «безальтернативных» масел. С японскими авто ситуация сложнее, без помощи специалиста обойтись может быть сложно.
Касательно взаимозаменяемости, то автомобилисты часто берут масло стандарта Dexron II E (синтетическая основа) вместо Dexron II D (минеральная). Также Dexron II E подойдет для холодных регионов. Если автоконцерн допускает снижение трения, Dexron III можно залить вместо Dexron II.
Вывод: изучите рекомендации производителя авто и берите соответствующее масло. Парк автомобилей достаточно четко может быть разделен на те, которым требуется Dexron II D (в жарких регионах) или Dexron IIE (в холодных регионах) и те, которым требуется Dexron III.
Смешивание двух ATF
Как и в случае с моторным маслом, не рекомендуется смешивать трансмиссионные масла. Лучшим вариантом будет периодический долив нового масла от того же производителя и того же стандарта качества. Однако некоторые производители допускают смешивание Dexron III с Dextron II – это должно быть указано в рекомендациях.
Если вы хотите провести полную замену, позаботьтесь о том, чтобы старой жидкости не осталось в АКП. Главное здесь выбрать качественную замену.
Можно ли доработать трансмиссионное масло
Так как производитель создает свой собственный пакет присадок, добавлять к нему что-то от себя нет смысла. К тому же, учитывая высокие требования к маслу, вы вряд ли сделаете работу лучше профессиональных химиков. Добавка присадок в масло АКП приведет к ухудшению его свойств, а в некоторых случаях может ускорить износ коробки передач.
Попытки создать «вечное» масло успехом не увенчаются. Известно немало случаев того, что трансмиссионная жидкость служило дольше коробки. Напомним, что ремонт АКП автомобиля премиум-класса может стоить даже больше поддержанного автомобиля. Так вот, когда коробка выходит из строя, ресурс масла в ней не обязательно будет израсходован – в итоге имеется непригодный агрегат, масло в котором отслужило весь его «жизненный цикл» от создания до поломки.
Коротко о брендах
Как вы уже поняли, выбирать стоит OEM-масло. С ним вы точно не прогадаете. Однако, существует также несколько брендов, продукция под именами которых отличается высоким качеством: Castrol , Mobil , Swag , Motul , Elf .
Выбирать ATF от малоизвестных производителей не рекомендуете. Вы не можете быть уверены в качестве, и вдобавок вам придется часто самому проверять состояние жидкости. Купите качественный продукт – вы сэкономите время, и, скорее всего, никогда не столкнетесь с проблемой ремонта АКПП.
Два варианта замены
Не менять масло полностью, а лишь подлить немного – простая и очень частая операция. Несколько по-другому делается полная или частичная замена.
В картере находится небольшая сливная пробка. Открыв ее, находящую жидкость сливают, доводя ее уровень до 30-40%, после чего доливают новое масло. Это называют частичной заменой. Для полной замены нужно дать автомобилю постоять двое суток, дабы жидкость из гидротрансформатора также стекла. К слову, многие автомобилисты допускают ошибку: желая провести полную замену, они сливают все масло из коробки, однако еще немного остается в гидротрансформаторе. Если вам нужно перейти с Dexron II D на Dexron II E, проводите полную замену. В этом вам помогут эксперты.
Абсолютно полная замена трансмиссионного масла – прерогатива СТО. Тамошние специалисты имеют особый аппарат, который может полностью вытеснить старое масло и заменить его новым. Также работники станции проверят наличие осадка, промоют фильтр и масляный поддон. Данный метод дорогостоящий, поскольку через систему прогоняется больше масла, чем это нужно для работы коробки.
О фильтрах жидкости АКПП
Замена масла коробки передач также означает одновременную замену фильтра либо его промывку. Промывают обычно сетку, а вот меняют, когда фильтрующим элементом является фетр. Поскольку жидкость по мере эксплуатации загрязняется, без качественного фильтра не обойтись – он не дает крупным и мелким фракциям свободно ходить по АКПП, мешая ее исправной работе.
При замене масла обратите внимание также на фильтр. Обычно на нем виден только налет, а вот если фильтр задержал кусочки металла, стоит лишний раз проверить коробку передач.
Что формирует цену
Стоимость минеральной основы для ATF меньше чем синтетической. В целом же ваши расходы примерно одинаковы – минеральное масло требует более частой замены. Актуальные оригинальные жидкости на синтетической основе будут самыми дорогими. Если хотите сэкономить, возьмите продукцию одного из вышеуказанных брендов.
Самая дорогостоящая замена масла ждет владельцев автомобилей Honda и Mitsubishi . Японский производитель заказывает производство трансмиссионной жидкости у нефтехимических корпораций, как-то PetroCanada и ExxonMobil. При этом АКП в автомобилях этих марок остро реагируют на некачественные аналоги, в частности, на имеющие минеральную основу.
Вывод
Масло АКПП не так уж трудно выбрать, особенно если вы заранее планировали взять жидкость для вашей марки и модели. С аналогами дело обстоит хорошо – на выбор у вас продукция нескольких брендов, которая отвечает допускам и существующим стандартам качества масел. Руководствуйтесь изложенной производителем транспортного средства информацией и следите за состоянием используемого масла – это поможет вам серьезно сэкономить на ремонте АКПП, а требует лишь пару минут времени.
Трансмиссионное масло для АКПП – ТОП-10 лучших составов
Описание и характеристики наиболее качественных масел для АКПП: топ-10 лучших составов, их особенности, нюансы применения. Видео о тесте трансмиссионных масел.
Среди великого разнообразия трансмиссионных масел есть и такие, которые предназначены для автомобилей именно с автоматической коробкой передач. Подобные средства легко узнать по аббревиатуре «ATF» на маркировке. Основное их отличие от аналогов – меньшая вязкость. Конечно, в продаже есть и универсальные лубриканты для разных типов КПП, но заливать в «автомат» лучше смазку, выпускаемую непосредственно для него. А вот какую именно – об этом далее.
Синтетические трансмиссионные масла для АКПП
1. ZIC ATF multi LF
Это масло от южнокорейской компании SK Lubricants подходит для большинства автомобилей с автоматической КПП. В основе состава лежит собственный базовый лубрикант производителя, именуемый Yubase.
Средство недорогое и качественное, к тому же почти не подвергающееся подделкам. Оно характеризуется стабильной вязкостью, способствует экономии топлива и бесперебойной работе узлов трансмиссии. Даже при температуре в -51 градус масло сохраняет свою текучесть, что говорит о хорошей прокачиваемости состава стоимостью от 492 руб. за литр.
- обеспечение плавного переключения передач;
- уменьшение рывков;
- снижение шума от работы АКПП.
Однако на эффект от применения этого масла существенно влияет качество топлива.
2. Idemitsu ATF
Трансмиссионный состав от японского производителя, применимый почти к любому автомобилю с автоматической коробкой передач. Это масло придаёт мягкость и чёткость процессу переключения скоростей даже при езде с обилием остановок и стартов или по бездорожью.
Также отличительной чертой Idemitsu ATF является его пониженное пенообразование. Масло не разрушает уплотнители, следовательно, риск протечек сводится к минимуму.
- всесезонность;
- сохранность свойств при повышенных нагрузках и температурах;
- застывает при температуре -50 градусов;
- демократичная цена – от 515 руб. за литр.
Стоит отметить, что хотя производитель и указывает на совместимость Idemitsu ATF с жидкостью Nissan Matic Fluid S, на форумах некоторые автолюбители подвергают этот вывод серьёзным сомнениям.
3. Liqui Moly Top Tec ATF 1800
Это маловязкое масло, выпускаемое немецкой компанией Liqui Moly, прошло испытание на автомобилях азиатских и американских производителей. Состав достаточно хорошо оберегает мосты и КПП, вместе с тем предотвращая преждевременный износ и повреждение элементов трансмиссии.
Средство Top Tec ATF 1800 по цене от 689 руб. за литр эффективно противодействует коррозии и защищает детали даже при экстремальных условиях их работы. Кстати, в 2020 году компания Liqui Moly получила статус официального спонсора гонок Формула-1 на три года.
- очистка деталей;
- экономия топлива;
- стабильная вязкость;
- оперативное впрыскивание.
Однако в отзывах автолюбители нарекают на завышенную стоимость этого масла.
4. ELF Renaultmatic D3 Syn
В названии этого состава, цена на который начинается от 545 руб. за литр, отсутствует сочетание «ATF», но надпись на этикетке «Automatic Gearbox Oil» указывает на то, что предназначено оно именно для автоматической трансмиссии. Если быть точнее – для АКПП DPO автомобилей Renault.
Выпускаемый в Бельгии лубрикант специально адаптирован для муфт, прокладок и прочих элементов, присущих этому типу передачи. Масло, обладающее высокими стабильностью и вязкостью, равномерно смазывает детали трансмиссии, препятствуя их износу и корродированию, а также эффективно снижая коэффициент трения.
- низкая температура замерзания;
- облегчает запуск двигателя в зимний период;
- экономит топливо.
Однако лубрикант Renaultmatic D3 Syn не совместим с КПП старого выпуска типа MB, AD4, AR4 и AD8, которыми ранее оснащались автомобили Renault.
Полусинтетические трансмиссионные масла для АКПП
1. Mobil ATF 320
Это высокоэффективное масло от американского производителя предназначено для автоматических трансмиссий как грузовых, так и легковых авто. Кроме того, оно подойдёт гидроусилителю руля и прочей гидравлике машины.
Mobil ATF 320 способно обеспечить плавную работу коробки передач и в жару, и в холод. Причём, состав с ценником от 425 руб. за литр надёжно защищает ключевые элементы трансмиссии, вместе с тем улучшая их эксплуатационные свойства.
- защита деталей от износа;
- продолжительный срок службы;
- хорошая прокачиваемость;
- оптимальная текучесть.
Как отмечают пользователи, взять задёшево это масло не получится, но оно того стоит.
2. Ravenol ATF MM SP-III Fluid
Трансмиссионное масло немецкого производства, пришедшее на смену жидкостям предыдущих поколений линейки – SP и SP-II. Этот полусинтетический состав предназначен для АКПП автомобилей Mitsubishi, Hyundai и Kia.
Изготавливается лубрикант на основе гидрокрекингового базового масла, с добавлением полиальфаолефинов и специального набора присадок. В итоге получается продукт с ценником от 540 руб. за литр и прекрасными смазывающими свойствами, не теряющимися даже на зимнем холоде.
- стабильно высокая вязкость;
- низкая температура застывания;
- высокая устойчивость к окислению;
- противодействие износу, коррозии и пенообразованию;
- нейтральное отношение к уплотнительным материалам и цветным металлам.
К недостаткам этого масла косвенно можно отнести большое количество подделок, касающихся лубрикантов серии SP бренда Ravenol.
3. Лукойл ATF
Кто-то из автолюбителей может удивиться, обнаружив масло Лукойл в этом рейтинге. И напрасно. Состав действительно хороший и недорогой – от 276 руб. за литр.
- подходит и для ГУР, и для АКПП;
- имеет множество допусков;
- не теряет своих свойств на холоде.
- пенится;
- автолюбители в отзывах не советуют заливать этот состав в коробку японских машин.
4. Hyundai ATF SP-III
И этот состав оказался в рейтинге вполне заслуженно, хотя бы за счёт прекрасной устойчивости к окислению. Южнокорейский производитель предлагает покупателям по-настоящему высококачественное масло для автоматических КПП.
Продукт, цена литра которого начинается от 500 руб., ориентирован в основном на автомобили от компаний Hyundai и Kia. Так что экспериментировать с применением этого масла в машинах других брендов не стоит.
- как отмечают пользователи, это тот редкий случай, когда оригинал дешевле аналогов;
- обеспечивает плавное переключение скоростей в широком диапазоне температур;
- хорошая совместимость с большинством деталей из металлов и эластомеров.
Единственная обнаруженная проблема этого масла заключается в довольно ограниченном перечне брендов автомобилей, для которых оно подходит.
Минеральные трансмиссионные масла для АКПП
1. Mazda ATF M-V
Это оригинальное масло подойдёт для АКПП таких автомобилей, как Mazda CX-5 или Mazda 6, обладающих двигателем Skyaktiv. Можно, конечно, найти трансмиссионный состав подешевле, но по отзывам автолюбителей, коробки передач некоторых моделей, собранных японским автопроизводителем, не слишком приветствуют альтернативу. Например, переключение скоростей вдруг начинает сопровождаться рывками.
С другой стороны, замена масла в АКПП автомобиля Mazda – не такая уж и частая процедура, и опять же, судя по отзывам, экономия за счёт использования «неоригинала» будет не столь существенна. Особенно, если меняется только часть трансмиссионной жидкости.
- высокое качество;
- одобрено автопроизводителем Mazda;
- можно использовать в ГУР.
- отсутствие в продаже упаковок ёмкостью в 4 литра с этим средством;
- хоть это и оригинал, но 1060 руб. за литр для минерального масла дороговато.
2. ENEOS ATF III
Название бренда, под которым выпускается это минеральное масло, представляет собой компиляцию из выражения «ene» – производного от «energy», что с английского переводится как «энергия», и слова «neos», переводимого с греческого как «молодой». Таким образом, ENEOS означает «энергия молодости».
Ну, а ENEOS ATF III – это высококачественный всесезонный состав, предназначенный для автоматических КПП, в том числе обладающих антипробуксировочной блокировкой. Лубрикант от японского производителя соответствует самым последним требованиям стандарта Dexron, введённого в своё время компанией General Motors.
Тщательно подобранный базовый компонент и специальные добавки обеспечивают продукту нужную вязкость и в зной, и в холод. Кроме того, ATF III характеризуется высокой химической стабильностью, а также великолепным противодействием коррозии и трению. Возможно, «скромно красующийся» на ёмкости слоган «Масло № 1 в Японии» не так уж и далёк от истины.
- по словам пользователей, отличное масло в железной канистре;
- хорошее соотношение цены и качества;
- хоть масло и предназначено для АКПП, некоторые автолюбители рекомендуют применять его и для «механики».
- объём масла в таре – не литр, а 0,94 л;
- цена за такую канистру приличная – от 450 рублей;
- при опрокидывании набок распакованной ёмкости масло может вытекать.
Заключение
Производители легковых автомобилей постепенно отказываются от механических коробок передач в пользу «автоматов», нуждающихся, в свою очередь, в специальных трансмиссионных маслах. В настоящее время на рынке представлено множество ATF-составов, с различными допусками, свойствами, да и ценами тоже. Выбор лубриканта для АКПП порой становится непростой задачей, ключом к решению которой и может послужить приведённый рейтинг.
Видео о тесте трансмиссионных масел: