Как установить дизельный двигатель газ 66

Умелец установил на ГАЗ-66 дизельный «двигатель-миллионник» от Mercedes: теперь Шишига едет

Сегодня, ГАЗ-66 остается востребованным, несмотря на то, что эти полноприводные грузовики появились в 1964 году. Более того, сейчас можно увидеть небольшое увеличение популярности этих грузовиков: из них стали делать проходимые дома на колесах, их используют охотники и любители бездорожья.

В этом грузовике очень много хорошего, но не обошлось без минусов. Проходимость у него просто сумасшедшая и простота ремонта такая же. Это относительно небольшой грузовик, но выполняет он все возложенные на него задачи.

Его минусы заключаются в том, что он уже просто устарел. Его стандартный двигатель — это большая проблема. Во-первых, он бензиновый и отсюда вытекает второй его минус: этого бензина он потребляет просто непозволительное количество по сегодняшним меркам. Надежностью он тоже не отличается.

Поэтому, те, кто использует эти машины сегодня, стараются от этой проблемы избавиться путем замены стандартного двигателя на другой. Чаще всего — это отечественный или иностранный дизель. Но бывает и так, что в ГАЗ-66 ставят мощный бензиновый японский двигатель и он, кстати, прекрасно живет в 66 даже при нагрузках.

Владельца ГАЗ-66 тоже не устраивал стандартный двигатель, поэтому он заменил его на» дизель-миллионник» OM364 от Mercedes.

Двигатель OM364 устанавливался на множество грузовиков Mercedes и не только. Этот двигатель крайне неприхотлив и максимально простой конструкции. Конкретно на этом нет турбонаддува, но версии с турбонаддувом тоже есть.

Двигатель

По сути, это чуть ли не тракторный двигатель — им даже оснащались сельскохозяйственные машины. Он может использоваться в виде привода для различного оборудования, типа генераторов, мотопомп и прочего.

Это 4-цилиндровый двигатель, объемом 3972 куб.см и мощностью 90 лошадиных сил. У него 2 клапана на цилиндр, компрессия 16.5:1. «Фишка» этого двигателя в его малой мощности.

Он экономичен и очень ресурсный — при правильной эксплуатации пробег может достигать до 1 миллиона километров. Его стандартная механическая КПП имеет 5 скоростей и тоже отличается простотой и надежностью.

Установка

Двигатель встал практически без переделок — пришлось немного переделать подушки двигателя. Коробка тоже уместилась так, будто для нее ГАЗ-66 и делали. КПП соединена с раздаткой через переходную плиту. Радиатор охлаждения оставили стандартный — он справляется. Выхлоп вывези сразу за кабину, в качестве глушителя используется небольшой газовый баллон.

Перенос рычага КПП

Стоит отдельно отметить рычаг КПП. В стандартном ГАЗ-66 его тоже можно отнести к минусам, поскольку его расположение максимально неудобно — практически за спиной водителя. Многие решают этот вопрос путем переноса ручки.

Также сделал и умелец. Он спилил стандартный рычаг и соединил его с металлической трубкой. На двигатель установлена платформа, на которой устоит шаровая от ВАЗа, к которой приварен новый рычаг КПП. Трубка соединена с шаровой — получилась кулиса. Новый рычаг располагается под рукой водителя и выходит через крышку двигателя в салоне.

О переносе рычага у меня есть отдельная публикация — ссылку дам в конце, советую посмотреть .

Эксплуатация

Обслуженный двигатель OM364 не доставляет никаких проблем. Он не мощный, но для ГАЗ-66 его мощности полностью хватает. Теперь грузовик получил то, чего ему так не хватало: хорошую тягу на низах и экономию топлива.

Читайте также:  Как отремонтировать блок управления двигателем своими руками

ГАЗ-66 на дизельном OM364 довольно легко разгоняется до 90 км/час и уверенно держит эту скорость. Можно и больше, но уже страшно. ГАЗ-66 на дизеле — это совершенно другой автомобиль в хорошем смысле. Улучшилось абсолютно все: проходимость, надежность, скорость и расход топлива — именно этого ГАЗ-66 очень не хватает.

Грузовые автомобили ГАЗ-66 с дизельным двигателем

На самых первых выпусках грузового внедорожного автомобиля ГАЗ 66 устанавливался V-образный бензиновый двигатель, имеющий восемь цилиндров и мощность 115 л. с. Этот мотор был базовым и единственным во всех комплектациях вплоть до 1985 года. Примерно с середины 80-х мотор модернизировали и довели его мощность до 120 л. с. сам по себе 66-ой двигатель неплохой, но вот расход бензина на ГАЗ 66 порой удручал.

Стационарный бензиновый двигатель ГАЗ 66

Дизельные двигатели, устанавливаемые на ГАЗ 66 заводом

К 1993 году на Горьковском автозаводе была запущена новая линия по выпуску дизелей ГАЗ 542 и ГАЗ 544. Четырех цилиндровый ГАЗ 544 устанавливался на автомобили ГАЗ 3306 и ГАЗ 66 . Этот двигатель имел воздушное охлаждение и мощность 85 л. с.

Пример дизельного двигателя газ 542

Технические характеристики ГАЗ 5441:

  • Максимальная мощность – 115-117 л. с. (по разным данным) количество оборотов при номинальной мощности – 2800 в минуту;
  • Количество цилиндров – четыре, расположение в один ряд;
  • Объем мотора – 4,15 л;
  • Вращательный момент (MAX) – 39 кгс•м;
  • Степень сжатия – 16;
  • Диаметр стандартного поршня – 105 мм;
  • Ход поршня – 120 мм;
  • Вид – с турбонаддувом, воздушного охлаждения;
  • Вентиляция – отрытого типа;
  • Порядок подачи топлива в цилиндры ДВС – 1-3-4-2;
  • Расход дизельного топлива – около 17 л на 100 км пути.

Дизель Д 245

Уже после окончания выпуска автомобилей ГАЗ 66 горьковский автозавод вновь возродил производство дизельных двигателей. На смену «66-ого» пришел ГАЗ 3308 «Садко», он в 2001 году получил дизель Минского моторного завода Д-245. Этот «движок» сейчас актуален и для машины ГАЗ 66, его часто устанавливают на нее, внеся необходимые изменения в конструкцию.

Технические характеристики Д-245:

  • Максимальная мощность – 117-122 л. с. (по разным данным), количество оборотов при номинальной мощности – 2500 в минуту;
  • Количество цилиндров – четыре, расположение в один ряд;
  • Объем мотора – 4,75 л;
  • Вращательный момент (MAX) – 43,1 кгс•м;
  • Степень сжатия – 17,1;
  • Диаметр стандартного поршня – 110 мм;
  • Ход поршня – 125 мм;
  • Вид – с турбонаддувом, охлаждение водяное (жидкостное);
  • Вес агрегата – 430 кг;
  • Порядок подачи топлива в цилиндры ДВС – 1-3-4-2;
  • Расход топлива – 13,5-17 л на 100 км пути (на скорости 40 и 60 км/час).

Схема устройства и габаритные размеры дизельного двигателя Д 245

Преимущества и недостатки дизельного двигателя

В современных дизельных двигателях недостатки практически отсутствуют. Было время, когда дизельный мотор было трудно заводить в мороз. В наши дни для запуска в холоде используют свечи накаливания и хорошее синтетическое моторное масло. Пониженный уровень застывания масла позволяет легко прокручивать коленчатый вал ДВС даже при температуре окружающей среды ниже -30ºC.

Преимущества дизельных двигателей перед бензиновыми моторами:

  1. Высокая экономичность.
  2. Более эффективный коэффициент полезного действия за счет высокой степени сжатия.

Схема работы дизельного двигателя

Есть ли слабые стороны в дизелях по отношению к бензиновым собратьям? Конечно, они найдутся. Но существенны ли они, это уже другой вопрос:

  1. Замена масла в дизельных двигателях производится с более частой периодичностью.
  2. Дизели очень критичны к качеству топлива, а некачественное топливо зимой может замерзнуть в топливопроводах.
  3. Работает дизель более шумно.
  4. Разгон дизельного мотора не столько динамичный, как у бензинового ДВС.

Если учитывать, что грузовой автомобиль существует не для гонок, то для работы экономичность будет намного важнее скоростных характеристик.

ГАЗ 66 дизельный самосвал

Для самосвалов Горьковский автозавод выпускал шасси ГАЗ 66 31. А сами машины собирал Саранский завод – производилась модель САЗ 3511. Опытный образец был изготовлен в 1991 году, базой послужило шасси ГАЗ 66 16, но в серию он не пошел. Серийный самосвал имеет разгрузку на три стороны (вправо, влево по бокам и задняя разгрузка), возможность наращивания бортов для перевозки объемных легких грузов.

Технические данные самосвала САЗ 3511:

  • Привод колес – полный (колесная база 4х4);
  • Шасси базовое – 66 31;
  • Максимально допустимая скорость – 90 км/ час;
  • Грузоподъемность – 3,1 тонны;
  • Объем кузова – 5 м³ (10 м³ с наращенными бортами);
  • Расстояние между колесными осями (колесная база) – 3,3 м;
  • Двигатель – ЗМЗ 513 (бензин).

Модель выпускалась заводом с 1992 по 1994 год. В отличие от базовой модели, самосвал на задней оси имел по два колеса с каждой стороны.

Модификация дизельного самосвала ГАЗ 66

Для улучшения эксплуатационных характеристик часто вместо «умершего» родного двигателя ЗМЗ 513 устанавливают именно дизель от производителя ММЗ.

Причем, замену производят не только частники своими руками. Существует немало фирм, специализирующихся на переоборудовании ГАЗ 66 и САЗ 3511. Помимо Д-245, на замену предлагается и дизель Д-243.

Дизельный двигатель Д-243 в разобранном состоянии

  • Максимальная мощность – 81 л. с., количество оборотов при номинальной мощности – 2200 в минуту;
  • Количество цилиндров – четыре, расположение в один ряд;
  • Объем мотора – 4,75 л;
  • Вращательный момент (MAX) – 26,3 кгс•м;
  • Степень сжатия – 16;
  • Диаметр стандартного поршня – 110 мм;
  • Ход поршня – 125 мм;
  • Вид – без турбонаддува, охлаждение водяное (жидкостное);
  • Порядок подачи топлива в цилиндры ДВС – 1-3-4-2;
  • Вес агрегата – 430 кг.

Двигатели на ГАЗ-66

Двигатель ЗМЗ 66-06 устанавливался на автомобили серии ГАЗ-66. Машина выпускалась на Горьковском автомобильном заводе с 1964 года по 1999 г. Предназначалась в первую очередь для перемещения в сложных дорожных условиях и по бездорожью. Грамотное распределение массы создавало равномерную нагрузку на оси.

Варианты двигателей для ГАЗ 66

Штатный двигатель, ЗМЗ-06, представлял собой бензиновый карбюраторный 8-ми цилиндровый агрегат мощностью 120 л. с., и на автомобиле с полной массой 5770 кг. имел к себе обоснованные претензии. Допускалась и установка форсированного карбюраторного мотора ЗМЗ 41 с объёмом 5,53 л.

Стоковый двигатель с рабочим объёмом 4,25 литра, имел V-образную компоновку из восьми цилиндров и при вращающем моменте в 29 кгм., позволял выдавать на-гора 120 лошадей.

установленный двигатель на ГАЗ 66

Поскольку немалое количество автомобилей в наше время пребывает в рабочем состоянии, много их есть у частных автолюбителей, особенно из глубинки, иногда возникает необходимость в модернизации силовой установки. Одними из основных вариантов стал двигатель белорусских произоводителей.

Дизель Минского моторного завода семейства Д-245, например – Д-245.9, который выгодно отличается от своего бензинового собрата мощностью (136 л. с.) и топливом, поскольку потребляет солярку. И вращательный момент у него получше (максимальный – 47 кгм).

Дизельный мотор Д 245 для Газ-66

По умолчанию, это изделие Белорусского автопрома, устанавливается на автомобили ЗиЛ 131 и ЗиЛ-130.

Поскольку Д-245.9 применяется в основном в сфере грузоперевозок, есть модификации с турбонаддувом.

Выпускаются варианты двигателя и с индексами Е2, Е4. То есть соответствуют по своим эксплуатационным качествам стандарту Euro 2 и Euro 4. Но, вероятно, по отношению к ГАЗ-66 с военной консервации, данный критерий не будет основополагающим в решении установить именно этот агрегат на свой автомобиль.

Двигатель Д 245 9

Теперь немного подробнее остановимся на особенностях именно двигателя Д-245.9, поскольку эта модель более распространена. Да и домашние умельцы чаще именно этим силовым агрегатом модернизируют «Шишигу». Дизель Д-245.9 являет собой 4-цилиндровый двигатель внутреннего сгорания, с рядным расположением цилиндров, 4-тактным рабочим циклом и воспламенением топливовоздушной смеси от сжатия. Запуск двигателя осуществляется путём вращения коленвала, которое передаётся с электростартера на вал маховиком.

Дизельное топливо впрыскивается в мелко распылённом состоянии в самом конце такта сжатия, в результате чего происходит воспламенение горючей смеси и поршень движется вниз, находясь под давлением вследствие расширения продуктов сгорания топливовоздушной смеси.

Для более экономного и практичного использования горючего, форсунки, через которые в цилиндр впрыскивается солярка, оснащаются быстродействующими магнитными клапанами. Такой подход стал возможен вследствие внедрения электронного управления работой двигателя.

Так выглядит дизельный двигатель Д-245.9

В случае выполнения требований для соответствия стандартов Euro, в компоновку двигателя включается система рециркуляции выхлопных газов (EGR – exaust gas recirculation). В таком случае часть выхлопа возвращается в цилиндр, где происходит «дожигание» окислов азота до инертного N2O. Также устанавливается сажевый фильтр с окислителем-нейтрализатором.

Описание и работа

Основная деталь корпуса мотора – блок цилиндров. В расточки блока цилиндров устанавливаются съёмные гильзы, которые делятся по внутреннему диаметру на три размерные группы: большая (Б), средняя (С) и малая (М).

блок цилиндров дизеля Д 245.9

Смазка дизеля комбинированная: часть деталей смазывается разбрызгиванием, часть – под давлением.

Система питания

Подача горючего на форсунки осуществляется системой из топливного насоса высокого давления, топливного аккумулятора и регулятора давления, который обеспечивает оптимальное давление топлива в аккумуляторе высокого давления. Это позволяет варьировать закачиваемый объём горючего в зависимости от нагрузки на двигатель, числа оборотов и теплового состояния двигателя.

Схема топливной системы двигателя Д-245.9

Поступающее к насосу топливо проходит через фильтр предварительной очистки, устраняющий механические частицы и влагу. Однако, в базовую комплектацию двигателя оный фильтр не входит и должен устанавливаться потребителем. Причём при эксплуатации двигателя в условиях температуры ниже –25С, фильтр должен оснащаться подогревателем топлива, а в случаях подмораживания до –25С, подспорьем станут свечи накаливания, которые облегчают запуск мотора при температурах, когда просто холодно.

Электронное управление

Внедрение электронного управления работой двигателя позволило улучшить точность и адекватность регулировки параметров процесса впрыскивания горючего и соответственно, обеспечило лучший контроль над процессом рециркуляции отработавших газов. Аппаратная часть интегрируется в единую бортовую сеть управления и диагностики технического средства.

Объёмы подачи топлива регулируются в зависимости от определённых параметров:

  • настроя водителя (положение педали акселератора);
  • рабочего состояния двигателя;
  • температуры охлаждающего агента;
  • воздействия других систем транспортного (технического) средства;
  • уровня эмиссии вредных веществ в отработавших газах.

Добавим, что двигатель оснащается системой самостоятельной диагностики, имеет ряд иных интересных и полезных опций, однако, для более подробного ознакомления с этой информацией, лучше использовать руководство по эксплуатации. Пока же рассмотрим нашего основного «конкурента».

Двигатель Д-144

Второй кандидат на замену основного мотора «Шишиги» — дизель производства Владимирского тракторного завода Д-144. Он устанавливается на довольно широкий модельный ряд техники, в основном – сельскохозяйственной.

Указанный агрегат предназначен для установки на тракторы и другие машины, работающие в условия неограниченного воздухообмена. Имеет ряд модификаций, которые отражаются на его характеристиках. Особенности применения и адаптации отражены в маркировке.

Например, Д144-11.02 – дизель для использования в умеренном климате, Д144-11.03 – дизель для территорий с преобладанием тропического климата. Также по маркировке можно определить некоторые особенности комплектации (например, на модели Д120-11М установлен насос Motorpal, производства Чехии).

Читайте также:  Промывочное масло для двигателя газпромнефть мп синтетик
Оцените статью