Снятие и установка двигателя Toyota Corolla
Снимайте двигатель в сборе с коробкой передач, опуская его вниз из моторного отсека. Для этого необходим подъемник, чтобы поднять переднюю часть автомобиля. В гаражных условиях при отсутствии подъемника потребуются домкрат, а также прочные и достаточно высокие опоры, чтобы установить на них приподнятую переднюю часть автомобиля, это даст возможность извлечь из-под нее двигатель, опущенный на пол гаража.
Процедура снятия двигателя показана на примере двигателя 1ZRRFE. Двигатели 1NRRFE и 4ZZZFE снимайте аналогично.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При снятии и установке двигателя, имеющего большую массу, применяйте только полностью исправные грузоподъемные механизмы, рассчитанные на соответствующую нагрузку, и особенно тщательно контролируйте правильность и надежность присоединения к транспортным проушинам двигателя тросов, траверс и пр.
1. Снимите облицовку моторного отсека (см. «Снятие и установка облицовок моторного отсека»).
2. Снимите декоративный кожух двигателя (см. «Снятие и установка декоративного кожуха двигателя»).
3. Снимите корпус воздушного фильтра (см. «Снятие и установка воздушного фильтра»).
4. Отсоедините провода от аккумуляторной батареи и снимите ее с автомобиля.
5. Снимите брызговики двигателя (см. «Снятие и установка брызговиков двигателя»).
6. Слейте жидкость из системы охлаждения (см. «Замена охлаждающей жидкости»).
7. Если снимаете двигатель для ремонта, слейте масло из масляного картера (см. «Замена масла в двигателе и масляного фильтра»).
8. Слейте масло из коробки передач (см. «Проверка уровня и доливка масла в механическую и роботизированную коробки передач»; «Проверка уровня и замена рабочей жидкости в автоматической коробке передач»).
9. Снимите впускную трубу (см. «Замена уплотнения впускной трубы»).
10. Отсоедините колодку жгута проводов управляющего датчика концентрации кислорода.
11. Отсоедините колодки жгута проводов:
– от гидравлических клапанов изменения фаз;
– от катушек зажигания;
– от датчиков фазы;
– от конденсатора настройки радиоприемника;
– от клапана адсорбера;
– от выключателя света заднего хода;
– от электронного блока управления двигателем (см. «Снятие и установка электронного блока управления двигателем»);
– от датчика температуры охлаждающей жидкости;
– от датчика давления масла;
– от датчика положения коленчатого вала;
– от датчика детонации;
– от датчика включения кондиционера.
12. Отведите в сторону жгуты проводов.
13. Выверните болт соединения «массового» провода к коробке передач…
14. …и отведите «массовый» провод в сторону.
15. Аналогично отсоедините крепление «массового» провода к двигателю.
16. Выверните два болта.
17. …снимите защитную крышку…
18. . и отсоедините датчик скорости.
19. Подденьте отверткой…
20. …извлеките проводку датчика скорости из фиксатора и отведите его в сторону.
21. Отсоедините шланги системы вентиляции картера двигателя (см. «Очистка системы вентиляции картера»).
22. Отсоедините провода от генератора и снимите генератор (см. «Снятие и установка генератора»).
23. Отсоедините провода от стартера (см. «Снятие и установка стартера»).
24. Отсоедините от двигателя впускной патрубок радиатора.
25. Отсоедините от двигателя впускной патрубок отопителя.
26. Отсоедините впускной патрубок дроссельного узла.
27. Отсоедините выпускной патрубок дроссельного узла.
28. Отсоедините от двигателя впускной патрубок отопителя.
29. Отсоедините впускной патрубок охлаждающей жидкости.
30. Снимите компрессор кондиционера и отведите его в сторону (см. «Снятие и установка компрессора кондиционера»).
31. Выверните болт и отведите кронштейн крепления трубопроводов в сторону.
32. Выверните болт крепления кронштейна клапана адсорбера…
33. …и отведите его в сторону.
34. Аналогично снимите кронштейн крепления трубопровода вакуумного усилителя тормозов.
35. Снимите заднюю опору подвески силового агрегата (см. «Замена задней опоры подвески силового агрегата»).
36. Снимите переднюю опору подвески силового агрегата (см. «Замена передней опоры подвески силового агрегата»).
37. Отсоедините от коробки передач приводы передних колес (см. «Снятие и установка приводов передних колес»).
38. Снимите привод сцепления и приводы коробки передач.
39. Отсоедините приемную трубу от выпускного коллектора (см. «Замена элементов системы выпуска отработавших газов»).
40. Установите опоры под двигатель и картер коробки передач.
41. Придерживая одним ключом от проворачивания болт крепления левой опоры подвески двигателя к кронштейну коробки передач, вторым ключом отверните гайку болта и извлеките болт.
42. Выверните болт и отверните гайку крепления правой опоры подвески силового агрегата к двигателю.
43. Выверните болт крепления снизу.
44. Еще раз проверьте, все ли провода, шланги и навесные узлы отсоединены от двигателя.
45. Опустите двигатель вниз.
46. Вывесите переднюю часть автомобиля (поднимите автомобиль на подъемнике) на высоту, достаточную для извлечения из-под него силового агрегата, и установите под кузов надежные опоры.
47. Извлеките двигатель из-под автомобиля. Установите двигатель, а также все снятые узлы и детали в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего:
– перед установкой силового агрегата очистите от ржавчины метчиком резьбовые отверстия крепления его опор;
– обязательно замените новой прокладку приемной трубы;
– при подключении проводов и трубопроводов тщательно следите за правильностью их расположения в моторном отсеке, не допуская соприкосновения с нагревающимися и движущимися элементами силового агрегата. После установки двигателя выполните следующее.
1. Залейте масло (см. «Замена масла в двигателе и масляного фильтра»).
2. Залейте охлаждающую жидкость (см. «Замена охлаждающей жидкости»).
3. Залейте масло в коробку передач (см. «Проверка уровня и доливка масла в механическую и роботизированную коробки передач»; «Проверка уровня и замена рабочей жидкости в автоматической коробке передач»).
4. Отрегулируйте натяжение ремня привода вспомогательных агрегатов (см. «Проверка, регулировка и замена ремня привода вспомогательных агрегатов»).
5. Пустите двигатель и проверьте, нет ли подтекания топлива, масла и охлаждающей жидкости. Проверьте давление масла. Послушайте двигатель, он должен работать ровно, без посторонних шумов и стуков.
Окончательная сборка
Двигатели 1Ы2-РЕ (1,5) и 2Ы2-РЕ (1,3). Механическая часть
1 .Установите картер.
а) Удалите старый герметик. Будьте
внимательны, не капните маслом на
контактную поверхность картера и
блока цилиндров.
— Используя лезвие и скребок, уда
лите старый герметик с контактных
поверхностей и из канавок под
герметик.
— Используя безосадочный раство
ритель, очистите контактные по
верхности.
Примечание: не используйте раство
ритель,
б) Нанесите валик герметика тол
щиной 2-3 мм на картер, как показа
собраны в течение времени, указан
ного в инструкции по применению
герметика. 8 противном случае гер
метик должен быть удален и нанесен
заново.
в) Установите новые кольцевые уп
лотнения на блок цилиндров.
г) Молотком с пластиковым бойком
обстучите картер по периметру.
д) Установите и равномерно в не
сколько приемов затяните 13 болтов
в последовательности, показанной
на рисунке.
Момент затяжки. . 24 Н м
Примечание: болты имеют различ
ную длину:
Разборка и сборка блока цилиндров (1). 1 — датчик детонации, 2 — датчик
аварийного давления масла, 3| — патрубок подвода охлаждающей жидко
сти, 4, 7 — прокладка, 5 — термостат, 6 — штуцер слива охлаждающей жидко
сти двигателя, 8 — трубка перепуска охлаждающей жидкости.
2, Установите задний сальник колен
3. Установите новую прокладку и мас-
лоприемник. заверните две гаики;
Момент затяжки. . 14 Н м
поверхностей и из углублений под
герметик.
— Используя безосадочный раство
ритель, очистите контактные по
верхности.
Примечание: не используйте раство
б) Нанесите свежий герметик на по
верхность поддона, как показано на
рисунке.
4. Установите масляный поддон. :
а) Удалите старый герметик. Будьте
осторожны, не повредите конта^ные
поверхности картера и масляного
поддона.
— Используя лезвие и скребок; уда
лите старый герметик с конта^ных
Механическая часть Примечания.
Двигатели 1М2-РЕ (1,5) и 2NZ-FE (1,3). Механическая часть
ваемого герметика 2,5-3,5 мм.
— Детали должны быть соединены
в течение времени, указанного в
инструкции по применению герме
тика, в противном случае герме
тик должен быть удален и нанесен
заново.
в) Установите масляный поддон.
Равномерно в несколько приемов
затяните девять болтов и две гайки
5. Установите перепускной болт мас
Момент затяжки. 30 Н-м
6. Установите масляный фильтр.
7. Установите штуцер слива охлаж
дающей жидкости двигателя.
а) Нанесите герметик на 2-3 витка
б) Заверните штуцер.
Момент затяжки. 35 Н м
Примечание: затянув штуцер необ
по ходу часовой стрелки, до тех пор,
пока отверстие для слива не ока
8. Установите датчик детонации (см.
главу «Система впрыска топлива»).
9. Установите датчик аварийного дав
ления масла (см, главу «Система
10. Установите термостат (см. главу
11. Установите трубку перепуска ох-
лахщающей жидкости, заверните болт
и две гайки.
Момент затяжки. 9 Н м
Раз1борка и сборка блока цилиндров (2). 1, 8, 17 — кольцевое уЬлотнение,
2 — штуцер масляного фильтра, 3 — масляный фильтр, 4 — масляный под
дон, 5, 7 р прокладка, 6 — маслоприемник, 9 — картер, 10 — крышка коренного
подшипника, 11 — нижний коренной подшипник, 12 — задний сальник ко-
лейчатого вала, 13 — коленчатый вал, 14, 16 — упорные лолукольца,
15 верхний коренной подшипник, 18 — блок цилиндров, 19, 20 > крмпрес-
сионное кольцо, 21, 22 — маслосъемное кольцо, 23 — поршень, 24 — втулка
поршневой головки шатуна, 25 — шатун, 26 — шатунные подшипники,
27 т крышка шатунного подшипника, 28 — поршневой палец.
12. Подсоедините жгут проводов дви
13. Установите головку блока цилинд
ров (см. раздел Толовка блока ци
14. Установите звездочки привода
распределительных валов и цепь при
вода ГРМ (см. раздел «Цепь привода
ГРМ»).
15. Снимите двигатель со стенда.
16. (Модели с МКПП) Установите ма
а) Установите маховик на коленча
б) Нанесите герметик на 2-3 витка
резьбы на конце болта.
в) Установите и равномерно в не
сколько проходов, затяните болты
крепления маховика в последова
тельности, показанной на рисунке,
Момент затяжки. . 49 Н м
г) Нанесите на болт метку.
д) Доверните болт на 90“’.
е) Убедитесь, что метки на всех
болтах повернуты на 90“ от перво
17. (Модели с АКПП) Установите ве
дущую пластину гидротрансформатора.
а) Установите переднюю-^распорную
в^лку, ведущую пластину и заднюю
пластину на коленчатый вал.
б) Нанесите герметик на 2-3 витка
резьбы на конце болта.
в) Установите и равномерно в не
сколько проходов затяните шесть
болтов в показанной на’ предыду
щем рисунке последоватё’льности.
Двигатель 121-ре. механическая часть
Двигатель 121-РЕ. Механическая часть
Проверка и регулировка
зазоров в приводе
примечание: проверка и регулировка
зазоров в приводе клапанов прово
дятся на холодном двигателе.
1. Снимите крышку N^2 головки блока
цилиндров.
2. Снимите катушки зажигания.
3. Снимите крышку головки блока ци
линдров с прокладкой.
4. Снимите правую нижнюю защиту дви
гателя.
5. Установите поршень первого ци
линдра в ВМТ такта сжатия.
а) Поверните шкив коленчатого вала
и совместите его риску с меткой «О»
на крышке цепи привода ГРМ.
б) Убедитесь, что метка на звездоч
ке распределительного вала и метка
на звездочке системы \Л/Т находят
ся на одной линии по крышке цепи
привода ГРМ, как показано на ри
сунке.
— Запишите значения величи|>|ы за
зора, выходящего за указанные
пределы. Эти значения буд^ ис
пользованы позже для подбора не
обходимой величины толкателя.
Номинальный зазор в приводе клапа^
нов (на холодном двигателе):
впускных. . 0,15 — 0,25 мм
выпускных. 0,25 — 0,35 мм
б) Поверните коленчатый вал на
один оборот (360’’) И совместите
метки, как показано в пункте 2.1=
в) Проверьте зазоры в приводе кла
панов, показанных на рисунке, по
вторив процедуру шага (а).
Если метки не совмещены, провер
ните коленчатый вал на один оборот
и вновь совместите метки.
6. Измерьте зазор в приводе клапанов,
а) Измерьте зазор только тех клапа
нов, которые показанны на рисунке.
— Щупом измерьте зазор между
толкателем и затылком кулачка
распределительного вала.
— Будьте внимательны, не уроните
лость крышки цепи привода ГРМ.
— Не позволяйте цепи контактиро
вать с водой и грязью.
е) Снимите толкатели клапанов.
ж) Определите размер нового тол
кателя по формуле.
— Микрометром определите толщи
ну заменяемого толкателя.
— Вычислите толщину нового тол
кателя так, чтобы зазор в приводе
клапанов был в пределах реко
мендуемого.
7. При необходимости отрегулируйте
зазоры в приводе клапанов. |
а) Установите поршень первого ци
линдра в ВМТ такта сжатия (см.
б) Нанесите метки на цепь п^^ивода
ГРМ и звездочку распределительно
го вала.
в) Отверните две гайки и снимите
натяжитель цепи (см. раздел «Цепь
привода ГРМ»).
г) Снимите два распределительных
вала со звездочками в сборе.
— Отверните 19 болтов и снимите
9 крышек подшипников растреде-
лительного вала (см. раздел «Цепь
— Снимите два распределительных
вала со звездочками в сбор^
д) Привяжите цепь привода ГРМ, как
показано на рисунке.
клапанов. N = Т + (А — 0,20) мм
N — толщина нового толкателя,
Т — толщина снятого (отработав
А — измеренный зазор в данном кла
Номинальный зазор в приводе клапа
нов (на холодном двигателе):
ся 35 размеров с шагом 0,02 мм,
толщиной от 5,06 мм до 5,74 мм.
з) Установите толкатели клапанов
(см. раздел «Двигатель — общие про
цедуры ремонта»).
и) Поверните шкив коленчатого вала
и совместите его риску с меткой «0»
на крышке цепи привода ГРМ.
к) Удерживая цепь, установите рас
пределительный вал впускных кла
панов со звездочкой системы УУТ в
сборе.
л) Совместите метки на цепи и звез
дочке системы \Л/Т.
м) Установите два распределитель
ных вала и звездочки в сборе (см.
раздел «Головка блока цилиндров»).
Двигатель в сборе, Снятие и установка
Двигатель 1[22-РЕ (1,8). Механическая часть
н) Убедитесь, что метки на звездоч
ке распределительного вала и звез
дочке системы \Л/Т находятся на
одной линии крышки цепи привода
ГнМ, как показано на рисунке.
о) Убедитесь, что метки на звездоч
ках и цепи совмещены.
б) Отсоедините разъем кислородно
го датчика.
в) Снимите выпускную трубу с ки
слородным датчиком.
2. Снимите двигатель в сборе с транс
миссией.
а) Установите двигатель на подъ
б) Выверните четыре болта, две
гайки и снимите амортизатор правой
опоры двигателя.
м1 верните болт и снимите гайку,
едините амортизатор опоры от
мобиля.
п) Установите натяжитель цепи (см.
раздел «Цепь привода ГРМ»).
р) Проверьте зазор в приводе кла
панов (см. выше).
с) Проверьте фазы газораспределе
ния (см. раздел «Цепь привода ГРМ»).
8. Установите крышку головки блока
цилиндров (см. раздел «Головка блока
цилиндров»).
9. Установите катушки зажигания.
10. Установите крышку №2 головки бло
ка [ДИНАРОВ.
Двигатель в сборе
Снятие и установка
— При снятии двигателя см. раздел
(1,3). Механическая часть’\
— Обратите внимание на операции,
приведенные ниже.
1. Снимите переднюю выпускную трубу,
а) Снимите площадку для ноги.
г) C^^митe двигатель с трансмиссией.
— Йыверните шесть болтов, пока
занных на рисунке.
“ Аккуратно отсоедините двигатель
с трансмиссией от автомобиля.
д) Установите два крюка для подъ
ема Двигателя и заверните два бол-,
та их| крепления.
Момент затяжки. 38 Н’М
Примечание: крюк (12281-22021) ус
танавливается спереди двигателя, а
крюк (122ди15040) сзади.
в) Установите амортизатор левой
опоры двигателя.
Момент затяжки. 80 Н-м
г) Установите амортизатор правой
опоры двигателя.
Момент затяжки. 52 Н-м
д) С помощью рычага, установлен
ного в отверстие с правой стороны
подрамника, совместите отверстия в
подрамнике и кузове.
е) Установите и предварительно за
тяните болт «А», а затем болт «В».
ж) С помощью рычага, установлен
ного в отверстие с левой стороны
подрамника, совместите отверстия в
подрамнике и кузове,
з) Установите и предварительно за
тяните болт «А», а затем болт «В».
и) Установите рычаг а отверстие с
правой стороны подрамника и в от
верстие в кузове, затем окончатель
но затяните болты.
к) Установите рычаг в отверстие с
левой стороны подрамника и в от
верстие в кузове, затем окончатель
но затяните болты.
болт «А». 113 Н‘М
болт «В». 157 Н м
л) Затяните два болта, показанных
Момент затяжки. 39 Н-м
е) С помощью тала и цепи подними
те двигатель в сборе.
3. Установите двигатель в сборе с
а) Установите двигатель с транс
миссией в сборе на автомобиль,
б) Предварительно установите под-
рамнр и заверните шесть болтов
Примечание: после установки подрам-
ника убедитесь, что его отверстия
совпадают с отверстиями кузове.
Цепь привода грм, Снятие
Двигатель 1г2-РЕ (1,8). Мехдническая часть
Цепь привода ГРМ
Примечание: перед снятием устано
вите поршень первого цилиндра в
положение 90″ Оо ВМТ во избежание
соударения поршня и клапанов на
этапе
ка цилиндров, как показано> на ри
1. Снимите нижнюю левую защиту
2. Снимите нижнюю правую защиту
3. Слейте охлаждающую жидкость.
4. Снимите крышку №2 головки блока
цилиндров.
5. Снимите ремень привода генератора.
6. Снимите насос гидроусилителя ру
левого управления.
7. Снимите генератор.
8. Отсоедините жгут проводов двига
теля.
9. Снимите катушки зажигания.
10. Снимите крышку головки блока
а) Снимите вакуумный и топливный
шланги столовки блока цилиндров.
б) Снимите крышку головки блока
цилиндров.
11. Снимите амортизатор лравой опоры.
Подложите деревянный брусок между
пятой домкрата и двигателем, вывер
ните четыре болта, две гайки и сними
те амортизатор правой опоры.
Если метки не совмещены, поверни
те коленчатый вал на 360? и со
13. Снимите шкив коленчатого в|ала.
а) Выверните болт шкива при помо
щи спецприспособления.
16. Снимите кронштейн правой опоры
17. Снимите компрессор кондиционера.
18. Снимите датчик положения колен
19. Снимите натяжитель цепи привода
ГРМ, отвернув две гайки.
Примечание: не вращайте коленча
тый вал при снятом
20. Снимите крышку цепи привода ГРМ.
а) Выверните 11 болтов и гаек.
б) Выверните шпильку.
в) Снимите крышку цепи, поддев ее
отверткой.
б) Снимите шкив коленчатогр вала с
21. Снимите направляющую натяжи
теля цепи привода ГРМ.
22. Снимите цепь привода ГРМ и
звездочку коленчатого вала.
При необходимости вставьте две от
вертки между цепью и масляным на
сосом.
Примечания: подложите ветошь, как
показано на рисунке.
14. Снимите натяжитель ремн? приво
да генератора, вывернув болт и гайку.
Примечание: для снятия болгра пока
чайте рычаг вверх и вниз.
15. Выверните шесть болтов. Снимите
насос охлаждающей жидкости и коль
цевое уплотнение.
Проверка цепи привода ГРМ
и механизма натяжения цепи
1. Проверьте цепь привода ГРМ и
а) Штангенциркулем измерьте длину
16-ти звеньев цепи в натянутом со
Максимальная длина цепи. 122,6 мм
Примечание: сделайте 3 или более изме
рений на произвольных участках цепи.
Если длина участка цепи в 16 звень
ев больше максимальной, замените
12. Установите поршень первого ци
линдра в ВМТ такта сжатия.
а) Поверните шкив коленчатого вала
и совместите его риску с меткой «0»
на крышке цепи привода ГРМ.
б) Убедитесь, что метка на звездоч
ке распределительного вала и метка
на звездочке системы УУТ находят
ся на линии разъема крышки цепи
привода ГРМ и крышки головки бло
б) Оберните цепь вокруг звездочки.
Замена переднего сальника коленчатого вала
Двигатель 1ZZ-FE (1,8). Механическая часть
в) Штангенциркулем измерьте диа
метр звездочки по роликам, как по
казано на рисунке.
Минимальный диаметр звездочки:
распределительного вала. 97,3 мм
коленчатого вала. 51,6 мм
Если диаметр не соответствует ука
занному, замените звездочки с цепью.
2. Проверьте натяжитель цепи приво
да ГРМ и успокоитель цепи привода
Максимальный износ. 1 мм
3. Проверьте натяжитель цепи привода
ГРМ.
а) Убедитесь, что плунжер свободно
перемещается, когда храповик поднят.
б) Отпустите храповик и убедитесь,
что плунжер заблокирован.
Замена переднего сальника
Примечание: существуют два мето
да («А» и ‘‘Б») замены переднего саль
ника коленчатого вала.
Замените передний сальник коленча
того вала.
А. При крышке цепи привода ГРМ сня
той с блока цилиндров,
а) При помощи отвертки и молотка
выбейте сальник.
Снятие и установка цепи привода ГРМ. 1 — защитный кожух проводов,
2 — разъемы катушек зажигания, 3 — катушки зажигания, 4 — кронштейн жгута
проводов двигателя, 5 — жгут проводов двигателя, 6,9 — шланг системы вен
тиляции картера, 7 — шайба, 8 — крышка головки блока цилиндров, 10 — про
кладка, 11 — провод генератора, 12 — разъем генератора, 13 — держатель про-
водкй кондиционера, 14 — генератор, 15 — направляющая натяжителя цепи
привода ГРМ, 16 — ротор датчика положения коленчатого вала, 17 — цепь
привода ГРМ, 18 — успокоитель цепи привода ГРМ, 19 — звездочка коленча
того вала, 20 — звездочка системы \ЛГГ, 21 — звездочка распределительно
го ва1па, 22 — шкив коленчатого вала, 23 — насос охлаждающей жидкости,
24, 2ё — кольцевое уплотнение, 25 — датчик положения коленчатого вала,
27 — Ьередний сальник коленчатого вала, 28 — крышка цепи привода ГРМ,
29 — йатяжитель цепи привода ГРМ, 30 — натяжитель ремня привода навес
ных агрегатов, 31 — кронштейн правой опоры двигателя.
б) Используя оправку, молотком за- Б. При крышке цепи привода ГРМ. ус-
преЬсуйте новый сальник вровень с тановленной на блок цилиндров:
крышкой цепи привода ГРМ.
а) Используя спецприспособление,
извлеките сальник.
в) |iaHecHTe консистентную смазку
на кромку сальника!