Как прогревать правильно авто
Вопрос необходимости прогревания авто в холодную пору года до сих пор вызывает большое количество споров среди автовладельцев.
Одни считают, что прогревать двигатель необходимо обязательно, другие, наоборот, полагают, что это отголоски «старой» эпохи и современные автомобили не имеют с ней ничего общего.
Если Вы относитесь к числу последних, то можете дальше не читать, так как у нас диаметрально противоположное мнение, подкреплённое опытом множества сервисменов и двигателистов.
Немного истории и физики
Понятие «прогрев мотора» берет свои корни с 50-х годов прошлого столетия.
Дело в том, что тогдашние автомобили (оборудованные карбюраторными двигателями) нельзя было сдвинуть с места до тех пор, пока силовая установка не разогреется до определённой температуры.
При этом процесс прогрева осуществлялся исключительно на «холостом ходу» и требовал достаточно длительного времени.
Современные автомобили не столь чувствительны к низким температурам, но во-первых, законы физики никто не отменял, а во-вторых, в современных двигателях трудятся все те же поршни и кольца.
Добавьте сюда и тот факт, что всем элементам двигателя для полного прогрева необходимо разное количество времени.
К примеру, дно поршня разогревается намного быстрее, чем зона канавок, а что хорошего может произойти с неравномерно прогретой деталью, которую ещё и резко начинают «пришпоривать»?
Ответ очевиден – ничего хорошего.
Пренебрежение процессом прогрева становится причиной увеличенного износа элементов двигателя, т.к. холодное загустевшее масло не обеспечивает должной эффективности смазки деталей, что приводит к «критичным» нагрузкам на саму деталь и весь двигатель в целом.
Помимо этого, в недостаточно прогретом автомобиле холодным остаётся и масло в КПП, что особенно вредно для транспортных средств с «автоматической» трансмиссией, т.к. лопасти гидротрансформатора, вращаясь в загустевшем масле, могут получить механические повреждения.
Конечно, кто-то может сослаться на автопроизводителей, рекомендующих прогревать машину на ходу, что вызвано не столько заботой о состоянии «железного коня», сколько об экологии.
Дело в том, что выхлопы холостого хода считаются наиболее токсичными, поскольку без нагрузки на силовую установку топливо недостаточно прогорает и в его парах наблюдается повышенное наличие оксидов азота, представляющих наибольшую опасность для здоровья человека и окружающей среды.
К тому же многие не отмечают тот факт, что рекомендации о прогреве авто на ходу не касаются случаев эксплуатации машины в мороз.
Как правильно прогревать автомобиль
Итак, только что мы разобрались, что прогрев двигателя необходим не только старым карбюраторным, но и современным автомобилям, оснащённым инжекторными двигателями.
Теперь осталось разобраться, как осуществлять прогрев автомобиля правильно:
- • Первым делом греем аккумулятор – для этого перед запуском мотора необходимо на несколько 10-15 секунд включить дальнее/ближнее освещение, после чего отключить фары секунд на 30-40, что позволит аккумулятору восстановиться.
- • Греем двигатель , причём специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:
- На автомобиле с механической КПП перед запуском мотора сначала требуется выжать сцепление, что снизит нагрузку на «холодный» коленвал и КПП.
- Когда двигатель «оживёт», необходимо ещё немного подержать сцепление выжатым, что обеспечит более быстрый прогрев масла в коробке передач.
- Если на авто установлена АКПП, то после запуска двигателя рекомендуется выжать педаль тормоза и, удерживая её, несколько раз переместить селектор КПП с позиции D на R и наоборот.
- Считать карбюраторный двигатель прогретым можно, когда стрелка указания температуры охлаждающей жидкости начнёт подниматься, а на авто с инжекторными двигателями прогрев можно закончить, когда стрелка тахометра упадёт до уровня привычных «холостых» оборотов.
- • Приступаем к прогреву салона ТС – для этого необходимо активировать печку и сначала направить её потоки внутрь салона и только через некоторое время на ветровое стекло.
- Таким образом вы предотвратите появление микротрещин между кузовом и стеклом, а также на самом стекле.
Спустя несколько минут можно отправляться в путь, правда при этом не стоит резко «рвать» с места и демонстрировать другим участникам потока всю мощь мотора автомобиля.
Причина заключается в том, что несмотря на немного прогретую КПП и двигатель, непрогретыми остаются резиновые элементы подвески , амортизаторы и пружины , которые в первые несколько минут движения испытывают повышенную нагрузку.
Именно поэтому необходимо проехать как минимум 2-3 км на небольшой скорости и максимально плавно , что позволит окончательно «пробудить» ваш автомобиль, после чего он сможет адекватно отрабатывать все ваши команды.
Заключение
Несмотря на применение современных технологий при производстве и работе двигателей и смазочных материалов, автовладельцам пока рано отказываться от прогрева силовой установки в мороз, если, конечно, они заинтересованы в как можно большем сроке беспроблемной эксплуатации своего «железного коня».
Идеи по подогреву баллона
Ниже я писал про проблемы с плохим газом на ГИГ. Понятно, что надо либо ждать лета, либо греть баллон. Чем греть ?
Идея номер раз – тосолом. Либо плотно обмотать тонкой трубкой поверху и закрыть чехлом, либо извратится и сделать вход-выход трубки тосола в баллон через мультиклапан и соорудить этакий кипятильник внутри баллона. На выходную ветку – термодатчик и клапанок, который по достижении обраткой скажем 10 градусов обрубал бы циркуляцию.Но это конструктивно тяжело, тянуть в две трубки с тосолом в багажник и вообще…
Идея номер два – электричеством. Поскольку подогреть реально надо немного, то берем пару-тройку подогреваемых ковриков или просто элементов (продаются отдельно) обматываем вокруг баллона, приматываем каким-нибудь эластичным бинтом чтобы плотно прилегали, тянем провод и готово. Выключать также термодатчиком, по достижению расходной трубкой температуры например +1 градус Цельсия. Мощность подогрева можно набрать около 400Вт, что даст ток потребления примерно 30А, что для заведенной машины вполне нормально. (токоотдача даже отчественных генераторов около 55А, -5А на зажигание, -8А на фары, -8А на габариты и вентилятор печки)
Прошу конструктивной критики, пока не скупил все попогрейки в ЮП :))
Га-га-га-га! Гы-гы-гы! О-о-ох. Аж щёку свело, пока смеялся.
1. Надо измерить массу баллона (пустого) и умножить её на теплоёмкость металла, из которого он изготовлен.
2. Найти в справочниках теплоёмкость жидкого пропана. Ну и бутана заодно.
3. Прикинуть желательную температурную дельту.
4. Оценить энергию, которую необходимо потратить, чтобы нагреть баллон с жидким газом на желаемую дельту.
5. Оценить время, за которое эта дельта должна быть достигнута.
6. Вычислить необходимую мощность обогревателя.
7. Про электроподогрев более и не заикаться.
8. Побороться с жабой, которая будет настаивать на собственном обогреве штатным отопителем автомобиля — кол-во топлива, сжигаемое за единицу времени известно? КПД ДВС оценить можно (кстати, если пересеть в СВР с СВУ, особенно с УЗАМа 3313, то печка в нём покажется значительно хуже: Ст у F3R выше -> КПД двигателя выше -> меньше тепла идёт в систему охлаждения), развиваемую мощность на разных режимах оценить можно -> расчитать мощность двигателя, как тепловой установки тоже можно. Приплюсуем к необходимой для обогрева баллона мощности мощность, нужную для обогрева сомого ДВС, обогрева салона и сравним с тем, что развивает двигатель на разных [strong]неэкстремальных[/strong] режимах.
После чего об идее обогрева баллона забываем.
С уважением,
Саша
Re:/+/ > ++++ 55 ампер — это максимум, достигаемый на высоких оборотах. А для определения утопичности идеи (или наоброт) надо посчитать максимум минут 5 на калькуляторе. На сколько можно нагреть 400 ватной грелкой 25 кг железа и 25 кг газа и за какое время. С учетом потерь. За 20-30 минут существенного эффекта не будет. Если только часами греть.
Расчет в принципе не сложный.Например выделившееся кол-во тепла(в Джоулях)вычисляется так: Q=IxIxRxt, ток в квадрате на сопрот на время.Либо что в данном случае подходит,т.к.работа тока не идет на привод какого либо движущегося мех-ма Q=UxIxt. Короче ))) Q=400 Дж сек . Уд.теплоемкость стали 460 кДж/КгК,имеем Q=460000x25x1=11500 кДж.Далее 11500000/400=28750 сек.То есть чтобы нагреть на 1 градус только пустой баллон,уйдет 8 часов.Это без потерь.И без учета газа внутри.
Вообще чего то много получилось,может кто опровергнет)))
Re:Или так Удельная теплоемкость стали 500 Дж/кгК
> Расчет в принципе не сложный.Например выделившееся кол-во тепла(в Джоулях)вычисляется так: Q=IxIxRxt, ток в квадрате на сопрот на время.Либо что в данном случае подходит,т.к.работа тока не идет на привод какого либо движущегося мех-ма Q=UxIxt. Короче ))) Q=400 Дж сек . Уд.теплоемкость стали 460 кДж/КгК,имеем Q=460000x25x1=11500 кДж.Далее 11500000/400=28750 сек.То есть чтобы нагреть на 1 градус только пустой баллон,уйдет 8 часов.Это без потерь.И без учета газа внутри.
> Вообще чего то много получилось,может кто опровергнет)))
Re:Чего то глючит, ещё вариант/+/ Раз никто не опроверг,опровергну сам себя )).
Итак, в инете нашел следующие значения теплоемкостей.
Удельная теплоемкость стали 500 Дж/кгК
Удельная теплоемкость пропана 1860 Дж/кгК
Тогда время нагревания баллона массой 25 кг на 1 градус будет 31 секуна, 25 кг бутана — 116 секунд,всего 147с или 2,5 минуты.
Это теория.Чтобы она работала надо сделать так чтобы все тепло перешло без потерь в баллон.А это нереально.Вероятно поэтому люди греют часами а результата никакого.
Всё на сегодня с расчетами пора завязывать,пить зовут ))))
давным давно, когда еще не изобрели чудо техники под названием антифриз (тосол), зимой по утрам бывали замечены люди, несущие ведра кипятку. Зачем? Лить в радиаторы автомобилей в процессе прогрева.
Думаю, дедушкины советы сработают и здесь:
1. Нести ведро с кипятком чтоб лить его на баллон
2. Нести в гараж ведро отогретого за ночь пропана, заливать в баллон
3. Нести/везти на тачке отогретый за ночь в тепле баллон в гараж, запихивать в автомобиль
4. Баллон перед длительной стоянкой снимать/газ сливать
Как быстрее прогреть машину — 6 приемов опытных водителей
Если вспомнить историю, то в первых автомобилях отопителя не было вообще. Затем конструкторы сообразили, что можно использовать часть тепла, производимого двигателем, для обогрева пассажирского салона. На двигателях с жидкостным охлаждением появились нормальные печки, а на «воздушниках» эту проблему так до конца и не решили.
Но вот незадача: современные бензиновые моторы дорогих иномарок прогреваются порой дольше, чем старые карбюраторные движки Жигулей. Как же так? Впрочем, а так ли уж необходим быстрый прогрев двигателя? Да, и причин на то несколько. Медленно прогревающийся двигатель автомобиля приносит водителю следующие проблемы:
- расходует больше топлива
- интенсивнее изнашивается
- дает более «грязный» выхлоп
- дольше прогревается салон
Именно последнее обстоятельство больше всего напрягает современных водителей, поскольку это касается личного комфорта.
От чего зависит скорость прогрева?
Для начала перечислим факторы, на которые мы не в силах повлиять сиюминутно.
- Литраж двигателя. Очевидно, что многолитровый восьмицилиндровый двигатель даже на холостом ходу производит намного больше тепла, чем мотор малолитражки. Вспомните об этом при очередной смене личного автомобиля.
- Коэффициент полезного действия (энергоэффективность) двигателя. Дизели медленно прогреваются именно потому, что они гораздо большую часть энергии сгоревшего топлива обращают в полезную работу — в частности, на холостом ходу вращают сами себя и кучу вспомогательных агрегатов. И совсем малая часть тепла уходит в систему охлаждения и теряется с выхлопными газами. Соответственно, прогреть дизель на холостом ходу в мороз почти невозможно. Почти все то же самое относится и к турбированным бензиновым двигателям с непосредственным впрыском топлива. Им свойственны высокий КПД, низкий расход топлива, удобная характеристика крутящего момента и медленный прогрев без нагрузки. Зато старые добрые атмосферные моторы, имея не очень хорошие показатели по расходу топлива, прогреваются достаточно быстро. Все описанные процессы очень хорошо индицирует бортовой компьютер автомобиля, если на нем есть режим часового расхода топлива на холостом ходу. Так вот, у простых атмосферных моторов он заметно выше, чем у более современных агрегатов или у дизелей.
- Неисправности. Если термостат зависает в открытом положении, то тепла в машине не ждите. Также ухудшат приток тепла засоренный салонный фильтр и заросший грязью изнутри и снаружи радиатор отопителя. Для быстрого прогрева все системы автомобиля должны быть исправны.
- Размеры салона. Одно дело прогреть несколько кубометров салона Лады Ларгус, другое — создать теплую атмосферу в пикапе с короткой кабиной и одним рядом сидений. Во втором случае на прогрев салона уйдет в разы меньше времени.
Имейте в виду
Не у всех автомобилей есть штатные и корректно работающие указатели температуры двигателя. Большинство таких указателей оживают лишь при температуре охлаждающей жидкости 40°C. Есть автомобили, у которых в комбинации приборов просто светится синий символ — мол, движок холодный. И гаснет только, когда температура ОЖ достигает 60°C. После этой отметки мотор уже можно нагружать, не боясь навредить ему.
Как ускорить прогрев двигателя и салона?
- Температура окружающего воздуха и скорость ветра. Очевидно, что на эти факторы мы повлиять не можем. Хотя. если вы точно знаете, как пролегает через ваш двор подземная теплотрасса (ее легко вычислить по таящему над ней снегу), то можно поставить машину аккурат над ней. Выиграете пару минут во время прогрева.
- Обороты двигателя. Выше обороты — быстрее прогрев. Здесь, как ни странно, старые карбюраторные двигатели имели некоторое преимущество в виде «подсоса». Помните этот рычажок под передней панелью, который вытягивали на себя сразу после запуска двигателя? При этом мотор работал с прикрытой воздушной заслонкой обычно на более высоких оборотах, чем современный впрысковой двигатель в режиме прогрева. Водителю современной машины можно чуть нажать на педаль акселератора, чтобы двигатель работал в диапазоне 2000–2500 об/мин.
- Нагрузка на двигатель. Чем больше нагрузка, тем быстрее прогрев. Но здесь важно не перегрузить холодный мотор, поскольку холодное масло еще не обеспечивает полноценной смазки, да и тепловые зазоры далеки от оптимальных. Мы всегда рекомендуем непродолжительный прогрев на холостом ходу, а затем — неспешное движение еще несколько минут на минимальной нагрузке. Немного ускорит прогрев автомобиля с вариаторами или классическим автоматом во время стоянки включение режима «D» коробки передач.
- Теплоотдача в отопитель. На скорость прогрева салона влияет и то, правильно ли вы пользуетесь отопителем. Если у автомобиля двигатель небольшого литража, то радиатор отопителя, продуваемый ледяным воздухом на максимальной скорости вращения вентилятора, весьма затрудняет прогрев машины. И воздух из печки идет холодный, и двигатель не прогреете. Лучше на первой скорости потихоньку оттаивать ветровое стекло. Есть машины с двумя отопителями, там теплоотвод больше, но обычно эти транспортные средства имеют достаточно мощный, а потому и быстро прогревающийся двигатель. Еще на автомобилях с современными энергоэффективными моторами часто ставят электроподогреватель воздуха в отопителе. Вот это устройство заслуживает всяческих похвал.
- Наличие дополнительных систем подогрева. Есть устройства, без которых сейчас почти не обходятся владельцы дизельных автомобилей. Это автономные подогреватели. Работают на топливе из бака, а единственный недостаток — могут посадить аккумуляторную батарею. Не полностью, конечно — на этот случай предусмотрена защита, но в определенной степени. Такие устройства можно приобрести и установить на свой автомобиль.
- Не давать двигателю остыть после предыдущей поездки, то есть не глушить мотор совсем. Способ порой применяют в районах Крайнего Севера. Ну а «лайт»-версией этого способа пользуются многие автолюбители даже средней полосы. Это система автозапуска двигателя по температуре. Остыл мотор — пусть немного поработает. И так, возможно, несколько раз за ночь. Вариант — утром автозапуск с брелока или по таймеру.
Желаю, чтобы ваша машина давала всегда столько тепла, сколько вам хочется.
- Все, что нужно знать о прогреве автомобиля, вы найдете тут.