Снижение мощности пускового двигателя, сопровождаемое уменьшением частоты вращения его коленчатого вала и характеризуемое падением компрессии (давления в цилиндре), указывает на износ цилиндропоршневой группы.
Компрессию проверяют компрессиметром КИ-861 при прокручивании коленчатого вала стартером на прогретом двигателе. Величина компрессии должна быть не менее 0,45 МПа. Снижение компрессии до 0,3 МПа указывает на предельный изною цилиндропоршневой группы или на притирание и закоксовывание поршневых колец.
Перебои в работе двигателя и потеря мощности могут определяться неисправностями системы питания, чрезмерно малой или большой величиной зазора между электродами свечи зажигания, а также между контактами прерывателя магнето, установкой слишком позднего или раннего зажигания.
Затрудненный пуск двигателя указывает на недостаточную компрессию в цилиндре, нарушение герметичности уплотнений картера и коленчатого вала, размагничивание ротора магнето.
Замедленное прокручивание коленчатого вала дизеля при номинальной частоте вращения коленчатого вала пускового двигателя свидетельствует о пробуксовке сцепления вследствие износа его дисков, о пробуксовке обгонной муфты при износе ее роликов или фигурной втулки.
Преждевременное отключение пускового двигателя вызывается ослаблением или поломкой пружин толкателя, автомата отключения ведущей шестерни, износом выступов грузов или выступов шайбы втулки толкателя.
Скрежет ведущей шестерни при включении и правильно отрегулированном механизме включения свидетельствует о короблении дисков сцепления (сцепление «ведет»), поломке пружин разжима дисков.
Техническое состояние пускового двигателя можно определить, замеряя максимальную частоту вращения его коленчатого вала при прокручивании коленчатого вала дизеля. В этом случае двигатель прогревают до нормального теплового состояния и с помощью тахометра определяют максимальную частоту вращения коленчатого вала без нагрузки (па холостом ходу).
Основные показатели, номинальные и допустимые размеры деталей пускового двигателя ПД-10У
Частота вращения коленчатого вала, мин -1 :
на холостом ходу
под нагрузкой при прокручивании коленчатого вала дизеля
Снятие пускового двигателя
Разбор и сборка пускового двигателя П-23У
Снять и заменить некоторые узлы и детали пускового двигателя можно, не снимая его с дизеля, непосредственно на тракторе. Снять отдельно можно воздухоочиститель, карбюратор, впускной и выпускной коллекторы, головку цилиндров, кронштейн с толкателями клапанов и клапаны, магнето, механизм проворачивания вала, регулятор, корпус распределительных шестерен. Муфту механизма включения, шестерню включения и толкатель с пружинами можно снять и заменить также на тракторе, предварительно сняв верхнюю половину кожуха муфты сцепления трактора. При разборке блока, муфты сцепления и.редуктора пусковой двигатель снимите с дизеля.
Перед снятием пускового двигателя (см. рис. 98) убедитесь в том, что шестерня включения выведена из зацепления с венцом маховика дизеля. Для этого выключите зажигание, включите муфту сцепления и редуктор. Проверните заводной рукояткой коленчатый вал пускового двигателя и убедитесь, что вентилятор дизеля не вращается, а значит шестерня выведена из зацепления.
При невозможности вывести из зацепления шестерню включения пуском дизеля, откройте люк верхней половины кожуха муфты сцепления дизеля, сожмите концы защелок муфты включения и выведите из зацепления шестерню.
Снятие. Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения дизеля и масло из поддона пускового двигателя. Закройте краник бензобачка. Снимите воздухозаборник и заднюю крышу капота. Отсоедините от карбюратора топливную трубку, тросики управления заслонками, тягу регулятора. Отсоедините тяги от рычагов управления муфтой 4 сцепления, редуктора 3 и стартера 5. Снимите рычаги муфты сцепления и редуктора. Выверните четыре болта и снимите кронштейн с валиком 7 заводной рукоятки. Отсоедините впускной и выпускной коллекторы пускового двигателя 6 от выпускного коллектора дизеля.
Отсоедините резиновый шланг сигнализатора засоренности от воздухоочистителя дизеля. Ослабьте хомут на рукаве патрубка воздухоочистителя дизеля. Отверните восемь гаек с болтов кронштейнов воздухоочистителя и снимите его с дизеля. Снимите правый кронштейн воздухоочистителя и трубу, соединяющую турбокомпрессор с выпускным коллектором дизеля, вывернув четыре болта крепления верхнего и четыре болта крепления нижнего патрубков. Выверните четыре болта крепления водоотводящей трубы из головок цилиндров дизеля и два болта крепления из головок цилиндров пускового двигателя. Снимите водоотводящую трубу. Выверните четыре болта крепления водоподводящей трубы из блока пускового двигателя и два болта крепления из блока дизеля. Снимите трубу.
Отсоедините от турбокомпрессора трубку подвода масла, провод датчика указателя давления масла и сливную трубку. Отверните две гайки крепления к головке цилиндров заднего кронштейна воздухоочистителя дизеля, гайку крепления коллекторов дизеля и снимите кронштейн.
Застропите турбокомпрессор с выпускным коллектором и выпускной трубой, отверните три гайки крепления коллекторов и снимите турбокомпрессор. Снимите впускной коллектор с выхлопной трубой пускового двигателя.
Застропите пусковой двигатель как показано на рис. 99.
Оперативно и компетентно проконсультируем по всей имеющейся базе запчастей Т-170, Т-130, Д-160, Д-180, ДЗ-98, ОБ10.
Ремонт пускового двигателя (ПД-10) трактора МТЗ
На дизеле Д-240 трактора МТЗ-80 установлен пусковой двигатель ПД-10-У мощностью 7,37 кВт (рис, 2.1 .65, 2.1.66).
Снижение мощности пускового двигателя ПД-10У, сопровождаемое уменьшением частоты вращения его коленчатого вала и характеризуемое падением компрессии (давления в цилиндре), указывает на износ цилиндропоршневой группы.
Компрессию проверяют компрессиметром КИ-861 при прокручивании коленчатого вала стартером на прогретом двигателе. Величина компрессии должна быть не менее 0,45 МПа. Снижение компрессии до 0,3 МПа указывает на предельный износ цилиндропоршневой группы или на притирание и закоксовывание поршневых колец.
Перебои в работе пускача и потеря мощности могут определяться неисправностями системы питания, чрезмерно малой или большой величиной зазора между электродами свечи зажигания, а также между контактами прерывателя магнето, установкой слишком позднего или раннего зажигания.
Затрудненный пуск двигателя указывает на недостаточную компрессию в цилиндре, нарушение герметичности уплотнений картера и коленчатого вала, размагничивание ротора магнето.
Замедленное прокручивание коленвала дизеля Д-240 при номинальной частоте вращения коленчатого вала пускового двигателя ПД-10 свидетельствует о пробуксовке сцепления вследствие износа его дисков, о пробуксовке обгонной муфты при износе ее роликов или фигурной втулки.
Преждевременное отключение пускового двигателя вызывается ослаблением или поломкой пружин толкателя, автомата отключения ведущей шестерни, износом выступов грузов или выступов шайбы втулки толкателя.
Скрежет ведущей шестерни при включении и правильно отрегулированном механизме включения свидетельствует о короблении дисков сцепления (сцепление «ведет»), поломке пружин разжима дисков.
Техническое состояние пускача можно определить, замеряя максимальную частоту вращения его коленчатого вала при прокручивании коленчатого вала дизеля. В этом случае двигатель прогревают до нормального теплового состояния и с помощью тахометра определяют максимальную частоту вращения коленчатого вала без нагрузки (па холостом ходу).
Основные показатели, номинальные и допустимые размеры деталей пускового двигателя ПД-10У
Частота вращения коленчатого вала, мин-1:
— на холостом ходу — 3900—4200 — под нагрузкой при прокручивании коленчатого вала дизеля — 3500—3800
Диаметр цилиндра, мм:
— номинальный — 72,00—72,03 — допустимый — 72,17
Диаметр поршня, мм:
— номинальный — 71,79—71,82 — допустимый — 71,50
Зазор между кольцом и канавкой поршня, мм — 0,23
Толщина дисков сцепления, мм:
— ведомого или ведущего — 7,5 — прижимного — 5,5
Заниженная частота вращения на холостом ходу является следствием засорения воздухоочистителя, нарушения регулировки карбюратора, неисправности свечи зажигания, неправильной регулировки пружины регулятора частоты вращения.
Если максимальная частота вращения на холостом ходу находится в пределах нормы, то проверяют частоту вращения коленчатого вала пускового двигателя при прокручивании коленчатого вала дизеля Д-240 с выключенной подачей топлива.
Если частота вращения при прокручивании коленчатого вала дизеля и исправных системах питания и зажигания ниже указанного предела, то это свидетельствует об износе деталей цилиндропоршневой группы пускового двигателя.
Поршень, поршневые кольца, цилиндр заменяют, как правило, без снятия пускача ПД-10 с трактора МТЗ-80.
Предварительно отсоединяют тросики управления и рукава системы охлаждения (рис. 2.1.67). Затем снимают головку, цилиндр двигателя и проводят техническую экспертизу деталей цилиндро-поршневой группы.
Рис. 2.1.67. Демонтаж тросиков управления и рукавов системы охлаждения
1 — тросик управления; 2 — рукава системы охлаждения
Цилиндр, поршень и поршневые кольца заменяют, если разность диаметров цилиндра (в зоне наибольшего износа) и юбки поршня превышает 0,4 мм, а овальность и конусность цилиндра превышают 0,09 мм (рис. 2.1.68, 2.1.69).
Поршневые кольца заменяют, если зазор в замке превышает 3,5 мм или если зазор между кольцом и канавкой поршня больше 0,55 мм. При сборке поршня зазор между кольцом и канавкой поршня должен быть не более 0,23 мм.
Зазор в замке поршневых колец, установленных в цилиндр, должен быть 3,15—3,30 мм. Кольца должны свободно перемещаться и утопать в канавках поршня под действием собственной массы.
При установке цилиндра на поршень используют обжимку для (сжатия колец, изготовленную из металлической ленты (рис. 2.1.70).
Перед установкой рабочую поверхность цилиндра и поршень смазывают дизельным маслом. Гайки крепления фланца цилиндра к картеру затягивают по диагонали моментом 35 Нм, а гайки шпилек головки цилиндра — моментом 50 Нм.
При неисправностях механизма передачи и включения пускового двигателя (рис. 2.1.71) механизм снимают, разбирают (рис. 2.1.72—2.1.79) и проводят техническую экспертизу деталей.
Рис. 2.1.71. Взаимное расположение деталей механизма передачи и включения пускача ПД-10
После сборки пусковой двигатель ПД-10 и редуктор обкатывают без нагрузки и с нагрузкой. При отсутствии испытательного стенда в мастерской обкатку пускового двигателя и редуктора можно проводить непосредственно на тракторе МТЗ-80.
Горячую обкатку пускового двигателя без нагрузки проводят в течение 2 мин при частоте вращения коленчатого вала двигателя 2200—2450 мин-1 и по 3 мин при частоте вращения 3350 и 3900—4000 мин-1. Обкатку ведут на смеси бензина А-72, A-76 (15 частей) и дизельного масла (1 часть).
Нагрузку пусковому двигателю в процессе обкатки создают путем прокручивания коленчатого вала дизеля при выключенной подаче топлива в течение 3 мин и частоте вращения коленчатого вала пускового двигателя 3750 мин-1, а затем в течение 5 мин при частоте вращения 4500 мин-1.
В процессе обкатки проверяют работу редуктора и механизма сцепления. Течь топлива, масла и воды, а также прорыв газов в местах стыковок корпусных деталей двигателя не допускаются.