Как разобрать мотор стиралки

Как снять двигатель со стиральной машины

Электродвигатель – одно из центральных звеньев любой стиральной машины. Он несет ответственность за обороты барабана при стирке, полоскании и отжиме. Если двигатель перестанет работать, то и стирка не начнется. Поэтому многих пользователей волнует вопрос, можно ли снять двигатель стиральной машины своими руками, чтобы отремонтировать или заменить его?

Если у вас уже есть навыки ремонта бытовой техники, то разборка стиральной машинки не покажется вам чем-то сложным. Главное – учитывать тип стиральной машины, так как двигатели в этой технике могут стоять разные: асинхронный мотор без щеток, обычный коллекторный или движок с прямым приводом.

В этой статье вы найдете инструкции по демонтажу мотора с фото и видео.

Зачем снимать двигатель

В современные стиральные машины производители устанавливают инверторные двигатели, оценивая их работоспособность в 10-15 лет. Поэтому такие электродвигатели ломаются крайне редко. А значит, у вас СМ с традиционным коллекторным мотором.

Обычно эти движки страдают от таких поломок:

  • Стираются щетки, что приводит к потере мощности электромотора.

  • Изнашиваются ламели, что также влияет на мощность и стабильность работы детали.

Чтобы на 100% убедиться в характере поломки, необходимо снять электродвигатель и проверить его. Важно сделать это правильно, чтобы еще больше не навредить машинке.

Важно! Львиная доля всех поломок мотора приходится на щетки. Реже случаются проблемы с обмоткой, и лишь изредка проблема касается ламелей.

Как снять мотор

Чтобы снять движок со стиралки, стоит соблюдать четкий порядок действий, запастить необходимым инструментом и вести фото- или видеосъемку. Это нужно, чтобы запечатлеть расположение проводов и затем без проблем собрать все обратно.

Как поменять мотор? Следуйте инструкции:

  1. Снимите заднюю панель (для марок Индезит, Аристон, Candy, Zanussi, Электролюкс) или же переднюю панель (в стиралках Бош, Сименс, Самсунг, LG или Beko).
    Задняя панель удерживается несколькими креплениями. Чтобы демонтировать переднюю панель, нужно снять панель управления, верхнюю крышку и цокольную панель. Подробнее читайте на страницах: «Как разобрать стиральную машину LG» и «Как разобрать стиральную машину Бош».
  2. Под баком вы увидите мотор, который удерживается в четырех посадочных местах – к двум из них движок крепится винтами. Перед тем, как снимать крепления, отсоедините ремень привода, а также снимите питающий и заземляющий провода.
  3. Теперь приступайте к отвинчиванию креплений. В большинстве моделей с этими целями справляется гаечный ключ на 13.
  4. После того, как они будут сняты, подцепите их тонкой отверткой в местах крепления движка к баку. Часто эти места залипают, поэтому, чтобы снять мотор, потребуются усилия.
  5. После того, как мотор поддастся, потяните его к себе и снимите с машинки.

Теперь вы можете ремонтировать двигатель (смотрите статью «Как заменить щетки двигателя в стиральной машине») или монтировать новый.

Чтобы поменять электрический мотор на новый, купите заранее оригинальный аналог и установите его в обратном порядке, правильно подключив все провода. После сборки стиралки запустите тестовую стирку, чтобы убедиться в правильности ваших действий.

Как разобрать двигатель от стиральной машины

Поломка электромотора случается с любыми стиралками — даже самая безупречная техника имеет определенный ресурс работы. Есть он и у электродвигателей (ЭД). Стиральные машинки-автоматы (СМА) LG бывают с двумя типами двигателей — с инверторными и коллекторными. Первые практически не ломаются, а вот о вторых стоит поговорить. Не обязательно поручать ремонт двигателя стиральной машины LG специалистам — если постараться, можно обойтись без помощи мастера.

Признаки поломки мотора

Есть «симптомы», по которым можно судить о проблемах в электромоторе:

  • Когда СМ запускается, срабатывает выключатель в распределительном щите.
  • Аппарат отказывается работать на высоких или низких оборотах.
  • ЭД перегревается и периодически выключается. Машинка останавливается.
  • Стиралка не начинает работу.

Какие бывают электродвигатели в СМА LG?

Прежде чем начать ремонт электромотора своими руками, нужно выяснить — в чем исток проблемы. Корейский бренд ЭлДжи (LG) оснастил свои последние модели инверторными двигателями, отличающимися целым набором преимуществ:

  • Из-за отсутствия щеток и прочих элементов, изнашивающихся вследствие трения, они гораздо надежнее — неполадки у них бывают нечасто.
  • Быстро набирают скорость.
  • Удерживают стабильность оборотов.
  • Их работа почти бесшумна.
Читайте также:  Износ коленчатого вала двигателя

Производитель так уверен в инверторных электродвигателях, что предоставляет на них десятилетнюю гарантию. В некоторых моделях гарантия на электродвигатель достигает 15 лет. Предшественники инверторных ЭД — коллекторные аналоги, которые, имея трущиеся части, более склонны к поломкам.

Причины неисправности

Владельцев новых моделей LG данная статья не заинтересует — инверторные моторы ломаются крайне редко. А вот обладатели старых версий СМА нередко сталкиваются с проблемной работой движка. Чтобы узнать, нужна ли замена двигателя в стиральной машинке, выполняют последовательность действий:

  • демонтаж;
  • разборку электродвигателя;
  • проверку работоспособности.

В зависимости от результатов проверки становится понятно, что вам предстоит — ремонт двигателя стиральной машины LG своими руками, обращение к мастеру или замена изношенного устройства. Возможные неисправности коллекторного двигателя:

  • Износились щетки. Процесс износа ускоряется при регулярной перегрузке барабана. Негативно влияет и отжим на высокой скорости.
  • Короткое замыкание может привести к обрыву статорных и роторных обмоток. Движок не может из-за этого работать на полную мощность, падают обороты. Падение вращающей силы может закончиться полной остановкой устройства. Проблемные обмотки приводят к перегреванию корпуса электромотора — из-за этого срабатывает термозащита, останавливающая работу ЭД.
  • Износ ламелей. Это происходит из-за постоянного трения электрощеток. ЭД работает нестабильно, теряет свою мощность.

По статистике сервисных центров, ремонт моторов производится чаще всего из-за изношенных щеток. Второе место занимают проблемы с обмотками, замыкают тройку лидеров стертые ламели.

Как снять мотор?

Открутите крестовой отверткой винты, удерживающие заднюю панель корпуса. Машинка, которую вы разбираете — с коллекторным мотором, поэтому, сняв панель, вы увидите узел из приводного ремня и шкива. Убрав ремень, загляните под днище стиралки — там расположен ее электромотор.

Перед тем как снять двигатель со стиральной машинки LG , нужно избавиться от проводов и крепежных соединений — болтов и втулок, мешающих демонтажу. Последовательность действий:

  • Сфотографируйте исходное положение — нужно зафиксировать позиции проводов, чтобы при сборке ничего не перепутать.
  • Теперь можно снять провода.
  • Открутите винтовые соединения, используя вороток и головку 12 мм.
  • Легким движением подтолкните ЭД от себя — он должен соскочить с втулок. Теперь осторожно извлеките мотор из корпуса.

Как поменять щетки?

С вероятностью в 80 % можно утверждать, что поломка коллекторного движка связана с его щетками. Срок службы щеток — около 3–5 лет. При интенсивной эксплуатации стиралки замена может потребоваться еще раньше — года через два. Именно поэтому именитая корейская фирма перешла на инверторные моторы. Это делает СМА дороже, но зато и многократно надежнее.

Поменять щетки сможет любой домашний умелец. С учетом затрат времени на демонтаж движка весь ремонтный процесс займет от силы полчаса. Вы можете пригласить мастера, но услуга обойдется вам примерно в 2500 рублей. Да за щетки придется заплатить рублей 500. Цена вопроса — 3000 рублей. Но вы можете сэкономить, заменив изношенные запчасти самостоятельно:

  • Отсоединив проводок с клеммой, нажимают на контакт, чтобы вытащить щетку.
  • Оцените степень износа элемента. Нужно менять? Тогда берите новую запчасть — ставьте на место посадки. Опустив контакт, присоедините клемму.

Некоторое время ЭД работает шумновато — пока происходит притирка новых щеток.

Как отремонтировать обмотку?

О проблемах с обмоткой можно догадаться по посторонним шумам и запаху гари. Двигатель теряет мощность и при этом греется. Чтобы проверить исправность обмотки, нужен мультиметр. Перед тем как разобрать двигатель стиралки, запаситесь тестером. Вам нужно поставить тестер в режим сопротивления. Замкните щупы друг с другом, чтобы убедиться в работоспособности прибора. Далее действуйте так:

  • Одним щупом дотроньтесь до ламели, вторым — до обмотки. Разница сопротивлений не должна превышать ½ Ом. Большее значение указывает на межвитковое замыкание.
  • Дотроньтесь одним щупом к ламели, вторым — к корпусу. Если обмотки в порядке, прибор выдаст значение на уровне сотен мегаом.

Если обмотки неисправны, придется менять мотор — исправить их самостоятельно не удастся, а профессиональный ремонт экономически не целесообразен. Стоимость услуги — 3 000–5 000 рублей, в зависимости от региона. Проще купить новый движок, чем вкладывать деньги в старый.

Если износились ламели?

Если проверка обмотки показала, что она исправна, переходите к проверке ламелей. Если ламель износилась так, что видно и без тестирования, то о ремонте можно и не думать — несите движок в утиль. А вот если отслоение в ламелях незначительное — доли миллиметров, то шанс на спасение мотора есть. Ламели протачивают с помощью токарного станка — возвращают им исходные размеры. Такую работу способен проделать только профессиональный токарь. Стоит это недорого. После проточки останется убрать стружку и собрать электродвигатель.

Читайте также:  Масло для двигателя k24z3

Неисправный коллекторный двигатель в 50 % случаев отремонтировать самостоятельно нельзя — нужна помощь мастера или ремонт вообще бесполезен. Поэтому задача номер один — верно диагностировать причину, чтобы не тратить время и деньги на ненужный ремонт.

Разборка двигателя стиральной машины может понадобиться в разных положениях, например, для замены подшипников, или ремонта коллектора. В рассматриваемом случае появилась утечка тока от щёткодержателя на корпус.

Диагностика

Изначально требовалась замена щёток, ввиду их полного износа. В результате чего возник разрыв цепи. Так как речь идёт о двигателе стиральной машины «Бош» (Bosch), то работа была заблокирована, и высвечивалась ошибка F21. Как и в стиралках «Сименс» (Siemens) — это говорит о проблемах мотора или модуля управления. Делается это разными способами, в зависимости от модели.

Подробнее о том, как сбросить ошибку F21, можно узнать в этой статье. Так вот, после многократных попыток, код неисправности не исчезал с дисплея. В итоге, снова дополнительно был демонтирован двигатель, и после проверки контактов — обнаружена утечка тока на корпус. Именно из-за этого ошибку не удавалось сбросить. Но продувка и прочистка доступных частей — не помогла. Во многом из-за того, что моторы стиральных машин Бош очень плотно укомплектованы.

Разборка и чистка

Для разборки понадобится отвертка TORX с рычагом. Удобнее всего применять трещотку с соответствующими насадками.

Двигатель состоит из трёх частей, и при сборке можно их перепутать. Поэтому сделайте сквозные пометки маркером.

Откручиваем четыре винта по кругу, и последовательно вытягиваем все части. Четвёртым элементом будет ротор с насаженными подшипниками.

Очень аккуратно очищаем элементы и узлы от щёточной пыли. Используем фетровые тряпочки и ватные палочки. Можно смочить их спиртом.

Проследите, чтобы на посадочные места подшипников не попал мусор. Перед монтажом мультиметром была проведена проверка. Утечка не обнаружена.

В обратной последовательности выполнена сборка двигателя, и он поставлен на место.

Затем ошибка F21 сбросилась после первой попытки!

Самым главным движущим звеном современной стиральной машины является её электродвигатель. Он отвечает за вращение барабана в режимах стирки, полоскания и отжима. И если он сломается, то аппарат замрёт. Можно ли провести ремонт двигателя стиральной машины своими руками, не прибегая к помощи опытных специалистов?

Имея прямые руки и определённые навыки ремонта простой бытовой техники можно отремонтировать что угодно, в том числе и двигатель стиральной машины. Если вы точно уверены, что причина отсутствия работоспособности заключается в неисправности двигателя, можно приступать к его съёму и проведению ремонтных работ.

Перед тем как приступить к ремонту двигателя стиральной машины, нужно получить информацию о типе используемого в конкретном аппарате двигателя, ведь в зависимости от типа стиральной машины, в ней может стоять разный тип двигателя. Здесь может быть установлен бесщёточный асинхронный двигатель, простой коллекторный двигатель или двигатель с прямым приводом.

Асинхронные двигатели отличаются высокой стойкостью к поломкам, но в современных стиральных машинах они используются достаточно редко. Другое дело коллекторные двигатели – они работают на подавляющем большинстве аппаратов. Они характеризуются неплохими техническими данными и дешевизной, могут работать до 8-10 лет.

Помимо машин с коллекторными двигателями, на рынке присутствуют модели с прямым приводом. В них используются специальные двигатели, отремонтировать которые самостоятельно практически невозможно. Да и производители дают на них настолько продолжительную гарантию, что легче отдать сломанный двигатель на ремонт в сервисный центр. Например, гарантия на двигатели от LG составляет 10 лет.

Снятие двигателя со стиральной машины


Но вернёмся к нашему коллекторному двигателю. Как мы будем производить его ремонт? Для начала мы рассмотрим, как его снять. В первую очередь снимаем заднюю крышку и ремни также как и при замене ремня стиральной машины. После этого приступаем к удалению удерживающих его болтов — система крепежа может незначительно отличаться. Также не забываем разъединить соединительные клеммы, с помощью которых двигатель подключается к питающим проводам.

В некоторых моделях двигатель может оказаться зажатым самим баком. В этом случае бак нужно будет немного приподнять, что позволит с относительной лёгкостью освободить мотор. Кстати, количество удерживающих двигатель болтов может отличаться – для их снятия приготовьте набор ключей.

Задняя крышка не позволяет добраться до двигателя и снять его? Тогда попробуйте снять одну из боковых стенок – вполне возможно, что именно здесь и будет находиться доступ к двигателю.

Выявление неисправности мотора

Коллекторные двигатели обладают одним важным преимуществом – простотой. Здесь чаще всего ломаются три вещи – щётки, ламели, обмотки. Давайте разберёмся, как осмотреть узлы и выявить неисправность. Но перед этим попробуем запустить двигатель, так как нам нужно посмотреть, заработает он или нет.

Читайте также:  Какое масло газель некст бензиновый двигатель

Для запуска двигателя нужно последовательно соединить обмотки ротора и статора, после чего подключить к оставшимся разъёмам источник переменного тока с напряжением 220 Вольт. Если всё хорошо, то двигатель начнёт вращаться. В это время мы можем определить его шумность, выявить искрящиеся щётки.

Щетки


Если вашей стиральной машине примерно 10 лет, то щётки будут в ужасающем состоянии – на это чаще всего указывает сильное искрение двигателя. Износившиеся щётки имеют небольшие размеры, вы это увидите сразу. Если щётка целая, то она будет достаточно длинной, без сколов и трещин. Если это не так, то нужно произвести замену.
Для замены щёток старайтесь использовать оригинальные комплектующие – благодаря этому срок службы отремонтированного двигателя возрастёт. Выбрать щётки для стиральной машины и самостоятельно заменить их — это дело несложное, но ответственное.

Обмотка ротора и статора


Если двигатель работает с непонятными шумами или не выходит на полную мощность, сильно гудит или греется, то причиной этому может стать неисправность обмоток. Проверяются обмотки с помощью самого обычного мультиметра (в режиме омметра), последовательным прикосновением щупов к соседним ламелям. Расхождение по сопротивлению не должно превышать 0,5 Ом. Если же это не так, то мы можем диагностировать межвитковое короткое замыкание.

Также нам нужно определить работоспособность статора – это делается аналогичным образом. В последнюю очередь проверяем замыкание всех обмоток на статорное или роторное железо (на корпус). Для этого пользуемся мультиметром, приложив один щуп к корпусу, а вторым проходя по ламелям и выводом статорных обмоток.

Если обмотки исправны, то сопротивление будет очень высоким (десятки и сотни мегаом).

Износ ламелей


Диагностировать износ ламелей так же легко, как и износ щёток. Для этого нужно просто осмотреть коллектор, полностью извлекая ротор из двигателя. Отслаивание ламелей, обрыв подводящего контакта, наличие заусенцев – всё это приводит к тому, что щётки начинают искрить.

Причиной отслаивания ламелей является заклинивание ротора или наличие межвиткового КЗ. В результате этого ламель начинает перегреваться и отслаиваться. Если оборвался контакт в месте соединения с ламелью, то причины могут быть самыми, но вернуть провода обратно бывает очень сложно.

Замена щеток на двигателе стиральной машины

Щётки на коллекторных электродвигателях меняются достаточно легко. Лишь некоторые модели могут доставить нам некоторые неудобства – иногда крепления щёток спрятаны в глубине двигателя, поэтому его приходится полностью разбирать. Это характерно для старых двигателей, а в новых образцах всё осуществляется гораздо проще – можно обойтись обычной отвёрткой, поддев ею крепления, выступающие вблизи самого коллектора.

Если в вашей машине установлен двигатель старого образца с закрытыми щётками, то его нужно разобрать. Постарайтесь разобрать его так, чтобы его можно было легко и быстро вернуть в исходное состояние, ничего не напутав. В крайнем случае, фотографируйте каждый свой шаг. После замены щёток попробуйте прокрутить двигатель – щётки должны шуршать по ламелям мягко, без сильных шумов, не цепляясь за них.

Что делать, если неисправна обмотка

Что делать, если мы обнаружили короткое замыкание или обрыв? Оптимальный вариант – найти такой же ротор или такой же статор. Если мы отдадим двигатель на перемотку, то с нас возьмут столько, что хватит на новый двигатель и ещё останется сдача. Это связано с тем, что помимо перемотки, ротор необходимо отцентровать, чтобы избежать его биений.

Проточка ламелей самостоятельно


Произошло отслоение ламелей? Тогда нужно оценить масштабы бедствия. Если ламель отслоилась буквально на 0,5 мм, поможет обыкновенная проточка на токарном станке – зажимаем ротор и аккуратно выравниваем толщину ламелей. После этого аккуратно очищаем промежутки между ламелями, в них не должно остаться следов металлической стружки.

В качестве результата мы получаем ровную поверхность из множества ламелей, с хорошо прочищенными промежутками – для того чтобы убедиться в этом, проверяем сопротивление между ламелями омметром. Если омметр показывает короткое замыкание, то промежутки между ламелями нужно прочистить более тщательно.

Кстати, проточка ламелей не всегда даёт положительные результаты, так как чаще всего мы устраняем следствие, а не причину. Следует помнить и о том, что вернуть ламели к заводскому виду практически невозможно, поэтому проточка не является панацеей. Если же ламель отслоилась полностью или оторвалась, следует отправить двигатель в мусорный бак – сделать здесь в домашних условиях ничего нельзя.

Не отчаивайтесь, если двигатель не удалось отремонтировать, ведь с помощью него можно сделать различные самоделки из стиральной машины, например, точильный станок.

Оцените статью