Как рассчитать моральный износ машин

II. Физический и моральный износ машин.

Сушность физического и моральногоизноса.

Машины в процессе эксплуатации подвергаются физическому (материаль­ному) и моральному износам.

Физический износ любой машины при эксплуатации — объективный, непре­рывно протекающий процесс. Составляющими физического износа являются фи­зические износы всех деталей, происходящие за весь срок службы машины.

Суммированный износ машины может быть выражен тремя составляющи­ми: Таким образом суммированный износ можно записать в виде выражения

Рм1– износ вызываемый нагрузками при работе

Рм2– износ вызываемый при транспортировке

Рм3– износ вызываемый нагрузками и другими видами воздействий при хранении, ТО и Р.

Суммированный износ машины является непрерывной функцией времени t ее использования за весь срок службы. Эта функция является непрерывной пото­му, что бесконечно малому приращению аргумента Δt соответствует бесконечно малое приращение функции Ри сум, т. е.

Физический износ первого рода представляет собой постепенное изменение размеров и других параметров деталей, что приводит к изменению технико-экономических показателей всей машины. Главной причиной износа являются действующие на детали нагрузки.

Физический износ второго рода происходит под действием сил природы (атмосферная коррозия и др.) и остаточных явлений от рабочих процессов (старе­ние материала, перераспределение остаточных напряжений и др.). Степень физи­ческого износа второго рода зависит от соблюдения правил хранения машин.

Дата добавления: 2016-06-29 ; просмотров: 3093 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Систематизация методов расчета при oцeнкe машин и оборудования

В оценочной деятельности износ машин и оборудования — это действительная потеря в стоимости машин и оборудования в результате действия комплекса факторов, приводящего к ухудшению или утрате машиной или оборудованием своих потребительских свойств. При оценке машин и оборудования, как правило, выделяют два вида износа — физический износ и моральный износ.

Физический износ машин и оборудования — это действительная потеря в стоимости машин и оборудования вызванная снижением их работоспособности в результате постепенной потери ими своих естественных (физических, химических, биологических и т.п.) свойств в результате эксплуатации или бездействия, влияния сил природы или влияния внешних неблагоприятных факторов (землетрясений, наводнений, пожаров и т.д.).

Моральный износ машин и оборудования — частичная утрата стоимости машин и оборудования в связи с удешевлением их воспроизводства или в связи с более низкой производительностью по сравнению с новыми.

В настоящей статье авторами сделана попытка обобщить существующие методы оценки износа машин и оборудования, а также представлены методы расчета износа машин и оборудования, разработанные авторами на основе исследования и обработки большого объема исходной информации о стоимости машин и оборудования.

Физический износ машин и оборудования может определяться следующими методами:

  • метод эффективного возраста;
  • метод эффективного остаточного ресурса;
  • расчетный метод с учетом возраста и нормативного срока службы до списания;
  • расчетный метод с учетом возраста и проведенных капитальных ремонтов;
  • расчетный метод с учетом возраста и остаточного ресурса;
  • метод экспертизы состояния;
  • метод амортизационных отчислений;
  • метод поэлементного расчета.

Метод эффективного возраста применяется в случае, когда известен нормативный срок службы объекта оценки и можно с помощью средств инструментальной диагностики определить эффективный возраст объекта оценки:

Иф 0 (Тэф / Тн) * 100%, (1)

Тэф — эффективный возраст объекта оценки на дату оценки, лет;

Тн — нормативный срок службы объекта оценки до списания, лет.

Метод эффективного остаточного ресурса применяется в случае, когда известен нормативный срок службы объекта оценки и можно с помощью средств инструментальной диагностики определить эффективный остаточный ресурс объекта оценки:

Иф= [(Тн — Тэф ост ) / Тн] * 100%, (2)

Тэф ост — эффективный остаточный ресурс объекта оценки на дату оценки, лет.

В случае если нормативно-технической документацией установлен срок службы объекта оценки до списания и не предусмотрено проведение капитальных ремонтов объекта оценки, применяется метод расчета износа с учетом возраста и нормативного срока службы до списания

е — основание натурального логарифма, е ≈ 2,72;

Тф — фактический срок службы объекта оценки, лет;

Читайте также:  Виды шин для легкового автомобиля

Тн — нормативный срок службы объекта оценки до списания, лет.

При отсутствии информации о нормативном сроке службы до списания значение нормативного срока службы Тн может определяться по данным «Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1).

Метод определения физического износа с учетом возраста и проведенных капитальных ремонтов применяется к объектам оценки, для которых технической документацией предусмотрено проведение плановых капитальных ремонтов. Износ определяется по формуле:

а — постоянная величина, на которую увеличивается физический износ после проведения одного капитального ремонта, %;

k — число капитальных ремонтов, проведенных до даты оценки;

е — основание натурального логарифма, е ≈ 2,72;

Tk — фактический срок службы объекта оценки на дату оценки с момента проведения последнего капитального ремонта;

Тнкр — нормативный срок службы объекта оценки до капитального ремонта;

Как правило, постоянная величина а, на которую увеличивается физический износ после проведения одного капитального ремонта можно принять равной 20%.

Нормативный срок службы объекта оценки до капитального ремонта определяется по данным нормативно-технической документации на объект оценки. При отсутствии таких данных, значение нормативного срока службы может определяться по данным «Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Метод расчета физического износа на основании данных о возрасте и остаточном ресурсе объекта оценки применяется в случае, когда отсутствуют данные о нормативном сроке службы объекта оценки до списания, но возможно с использованием инструментальной диагностики или экспертным методом определить остаточный ресурс, срок службы объекта оценки:

Иф = [Тф / (Тф + Тост)] * 100%, (5)

При определении физического износа методом экспертизы состояния физический износ объекта оценки рассчитывается по формуле:

Ифi — оценка износа i-го эксперта;

ai — весомость мнения i-го эксперта;

n — число экспертов.

Весомость мнений экспертов определяется из условия i=1∑ n ai = 1

В таблице 1 представлена шкала экспертных оценок для определения износа при обследовании физического состояния машин.

Таблица 1. Справочная таблица для оценки физического износа

Вид Состояние объекта оценки — Описание Диапазон износа Иф, %
Новое Новый, установленный и неиспользованный объект в отличном состоянии 0 ÷ 5
Очень хорошее Очень хорошее Объект практически новый, использованный в течение очень непродолжительного интервала времени, не требующий замены каких-либо его составных частей или комплектующих изделий, а также ремонта 10 ÷ 15
Очень хорошее Объект практически новый, использованный в течение очень непродолжительного интервала времени, не требующий замены каких-либо его составных частей или комплектующих изделий, а также ремонта 10 ÷ 15
Хорошее
Удовлетворительное Объект находится в продолжительной эксплуатации, может использоваться, однако требует текущего ремонта 40 ÷ 60
Плохое Объект находится в продолжительной эксплуатации, значительно изношен и требует капитального ремонта 65 ÷ 80
Состояние лома Объект не подлежит ремонту для восстановления своих функций и может быть продан лишь на разукомплектацию или лом 85 ÷ 95

Метод амортизационных отчислений может применяться в случае оценки объекта, находящегося в собственности юридического лица, для которого отсутствуют данные о нормативном сроке службы:

Nam — норма амортизационных отчислений в % за год.

Норма амортизационных отчислений рассчитывается в соответствии с действующими на момент нормами расчета амортизационных отчислений для группы основных средств, к которой относится объект оценки.

Метод поэлементного расчета физического износа применяется для сложных, состоящих из отдельных блоков, систем, агрегатов, объектов оценки, таких как производственные линии или аппаратные комплексы. В соответствии с данным методом выделяется ограниченное число, как правило, до 10 основных элементов (блоков, систем, агрегатов) объекта оценки, суммарная стоимость которых составляет до 90% его общей стоимости. Затем рассчитывается физический износ и стоимость в новом состоянии каждого из указанных агрегатов, а также общий физический износ и стоимость в новом состоянии невыделенной части комплектующих объекта оценки. На основании указанных предварительных расчетов определяется общий физический износ объекта оценки:

Иф = i=1∑ m λi Ифi + λост Иф ост , (8)

Читайте также:  Ремонт холодильников замена двигателя

m — число выделенных основных элементов объекта оценки;

λi — стоимостной вестовой коэффициент для i-го основного элемента;

Ифi — физический износ i-го основного элемента на дату оценки,

λост — стоимостной вссовой коэффициент для оставшейся невыделенной части комплектующих объекта оценки;

Иф ост — физический износ оставшейся невыделенной части комплектующих объекта оценки на дату оценки, %.

Стоимостной весовой коэффициент для i-го основного элемента равен:

λi = Ciэл / Соб, (9)

Ciэл — стоимость в новом состоянии i-го основного элемента объекта оценки в месте оценки на дату оценки, руб.;

Соб — общая стоимость объекта оценки в новом состоянии в месте оценки на дату оценки, руб.

Физический износ i-го основного элемента объекта оценки определяется по формулам (1)-(7).

Cтоимостной весовой коэффициент λост для оставшейся невыделенной части комплектующих объекта оценки равен:

λост = (Соб — i=1∑ m Ci эл )/ Соб, (10)

Сумма стоимостных весовых коэффициентов λi и λост должна быть равна единице.

Физический износ Ифост оставшейся невыделенной части комплектующих объекта оценки определяется методом экспертизы состояния по общему состоянию объекта оценки.

Моральный износ машин и оборудования определяется следующим образом:

Им1 — моральный износ в результате производства фондов такой же производительности, но с меньшими затратами, на дату оценки %;

Им2 — моральный износ в результате создания более производительных фондов по прежней цене, на дату оцени, %.

Моральный износ в результате производства машин и оборудования такой же производительности, но с меньшими затратами, определяется по формуле:

So — полная себестоимость объекта оценки на дату оценки в месте оценки, руб.

Sнов — себестоимость точного функционального аналога объекта оценки выпускаемого на дату оценки с меньшими затратами, на дату оценки в месте оценки руб.

Моральный износ в результате создания более производительных фондов по прежней цене определяется по формуле:

Co — стоимость в новом состоянии объекта оценки на дату оценки в месте оценки, руб.;

Сo нов — стоимость в новом состоянии точного функционального аналога объекта оценки, выпускаемого на момент оценки, имеющего большую производительность, чем объект оценки и продаваемого по той же или близкой цене, на дату оценки в месте оценки, руб.;

П — годовая производительность объекта оценки, изделий в год;

П нов — годовая производительность точного функционального аналога объекта оценки, выпускаемого на момент оценки, имеющего большую производительность, чем объект оценки и продаваемого по той же или близкой цене, изделий в год;

Тн — нормативный срок службы объекта оценки, годы;

Тн нов — нормативный срок службы точного функционального аналога объекта оценки, выпускаемого на момент оценки, имеющего большую производительность, чем объект оценки и продаваемого по той же или близкой цене, годы.

Андрианов Ю.В., к.т.н., НИИАТ. ЮдинА.В., к.э.н., НИИАТ

Расчет физического износа с учетом возраста и пробега ТС с начала эксплуатации.

Необходимо оценить физический износ легкового автомобиля, фактический возраст которого составляет 11 лет, фактический пробег с начала эксплуатации – 198 тыс. км.

Определим физический износ по формуле:

Где:

е — основание натуральных логарифмов, е = 2,72;

Ω — функция, зависящая от возраста и фактического пробега транспортного средства с начала эксплуатации.

Определим величину Ω: Ω = 0,07 * Тф + 0,0035 *Lф

Тогда Иф=100*(1 – е^-1,463) = 76,8%

Оценка физического износа автомобиля методом средневзвешенного возраста.

Автомобиль 2102, 1974 г. в., его стоимость в новом состоянии 97 920 руб. В 1990 году была произведена замена кузова, который стоит 78300руб. В 2000 году была поставлена новая коробка передач стоимостью 6000 руб. Необходимо определить величину физического износа. Нормативный процент износа в год составляет 5%. Все цены приведены к текущим.

дата Возраст (лет) Стоимость (руб.)

Определим средневзвешенный возраст автомобиля:

(30*97920+14*78300+4*6000)/(97920+78300+6000) = 22,2 года

Определим величину физического износа:

Таким образом, мы видим, что автомобиль изношен более чем на 100%.

Оценка морального износа

Автомобиль 1993 г. в., снят с производства в 2000 году. Выпуск запасных частей прекращен в 2003 году. Автомобиль 2 раза попадал в ДТП, имел 1 владельца.

Читайте также:  Самодельные мини трактора мост газ 53 мотор ока

Определяем моральный износ транспортного средства:

1. Срок с момента снятия а/м с производства до даты оценки составляет 4 года, следовательно, 4*2 = 8%

2. Т.к. прекращен выпуск запасных частей, то 20%

3. За каждое попадание в ДТП – 5%, следовательно, 5*2 = 10%

4. Т.к. У автомобиля был один владелец, то этот фактор при определении морального износа не учитывается.

Таким образом, суммируя полученные показатели, получаем моральный износ, который равен 38%.

Определение накопленного износа.

Продолжим предыдущий пример (моральный износ автомобиля равен 38%). Предположим, физический износ этого транспортного средства был оценен в 53%. Тогда определим накопленный износ автомобиля:

Ин = [1 – (1 – Иф)*(1 – Ифункц)]

Ин = [1 – (1 – 0.53)*(1 – 0.38)]*100% = 70,86% — накопленный износ.

Заключение

В ходе данного исследования автор пришел к следующим выводам:

· стоимость транспортных средств в общем случае – функция многих факторов, которые условно можно разделить на две группы: внутриобъектные (внутрисистемные) и внешнеобъектные (внешнесистемные);

· износ – это действительная потеря в стоимости транспортного средства в результате действия комплекса факторов, приводящего к ухудшению или утрате транспортными средствами потребительских свойств;

· в зависимости от причин, вызывающих обесценение транспортного средства, выделяют следующие виды износа: физический, функциональный (моральный), внешний (экономический);

· при оценке транспортных средств применяются два вида износа – физический и моральный;

· установление степени физического износа необходимо для определения реальной остаточной стоимости и планирования замены выбывающих из эксплуатации транспортных средств новыми;

· моральный износ транспортного средства приводит к изменению его стоимости вследствие сокращения затрат общественно необходимого труда на их производство, а также создания новых, более производительных и совершенных транспортных средств аналогичного типа;

· для оценки физического износа транспортных средств существует множество методик, и наиболее объективный результат получается при определении износа несколькими методами.

Тема 7. Расчет стоимости машин и оборудования с помощью имущественного подхода. Информационное обеспечение имущественного подхода

1. Теоретические основы оценки машин и оборудования при помощи имущественного подхода

1.1 Машины и оборудование — общие понятия и термины.

1.2 Сущность и алгоритм проведения оценки машин и оборудования при выборе имущественного подхода.

2. Практические аспекты применения имущественного подхода к оценке машин и оборудования ( на примере Предприятия №1)________________________________________________________

2.1 Анализ ситуации и описание объекта оценки.

2.2 Определение стоимости объекта оценки.

3. Информационное обеспечение имущественного подхода при оценке машин и оборудования

Список использованной литературы_______________________________________________

Введение

В условиях формирования рыночных отношений хозяйствования в России существует настоятельная потребность в оценки стоимости предприятий, основанной на современных методологических подходах. Методология оценки предприятий, применяемая в настоящее время, например, в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий, базируется на скорректированной балансовой стоимости активов и поэтому в большинстве случаев не отвечает требованиям, предъявляемым субъектами рынка.

В последние годы в Росси начала развиваться теоретическая и практическая деятельность по оценке предприятий, основанная как на отечественном , так и на зарубежном опыте. К сожалению отечественный опыт в этой области сводится часто к применению только одной — методики скорректированной балансовой стоимости активов, тогда как зарубежный опыт оказался более разносторонним. Он включает несколько десятков методик оценки предприятий , объединенных в три основных подхода: имущественный (затратный), доходный и рыночный (сравнительный).

Выбор для рассмотрения в данной теме имущественного подхода обусловлен наибольшей достоверностью используемых при оценки данных и потребностями практической оценки стоимости машин и оборудования в Российской Федерации в условиях переходной экономики. Актуальность выбранной темы обусловлена также тем, что методики в рамках имущественного подхода тесно связанные с использованием традиционных подходов оценки машин и оборудования, хорошо известных отечественным специалистам.

В качестве объекта работы автор рассматривает имущественный подход при оценке машин и оборудования.

Предмет работы— применение методик затратного подхода в процессе оценки машин и оборудования на примере конкретного предприятия .Кроме того , автор заостряет внимание на таком моменте, как информационное обеспечение оценщика, что является актуальным вопросом в условиях современного рынка.

Оцените статью