II. Физический и моральный износ машин.
Сушность физического и моральногоизноса.
Машины в процессе эксплуатации подвергаются физическому (материальному) и моральному износам.
Физический износ любой машины при эксплуатации — объективный, непрерывно протекающий процесс. Составляющими физического износа являются физические износы всех деталей, происходящие за весь срок службы машины.
Суммированный износ машины может быть выражен тремя составляющими: Таким образом суммированный износ можно записать в виде выражения
Рм1– износ вызываемый нагрузками при работе
Рм2– износ вызываемый при транспортировке
Рм3– износ вызываемый нагрузками и другими видами воздействий при хранении, ТО и Р.
Суммированный износ машины является непрерывной функцией времени t ее использования за весь срок службы. Эта функция является непрерывной потому, что бесконечно малому приращению аргумента Δt соответствует бесконечно малое приращение функции Ри сум, т. е.
Физический износ первого рода представляет собой постепенное изменение размеров и других параметров деталей, что приводит к изменению технико-экономических показателей всей машины. Главной причиной износа являются действующие на детали нагрузки.
Физический износ второго рода происходит под действием сил природы (атмосферная коррозия и др.) и остаточных явлений от рабочих процессов (старение материала, перераспределение остаточных напряжений и др.). Степень физического износа второго рода зависит от соблюдения правил хранения машин.
Дата добавления: 2016-06-29 ; просмотров: 3093 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Систематизация методов расчета при oцeнкe машин и оборудования
В оценочной деятельности износ машин и оборудования — это действительная потеря в стоимости машин и оборудования в результате действия комплекса факторов, приводящего к ухудшению или утрате машиной или оборудованием своих потребительских свойств. При оценке машин и оборудования, как правило, выделяют два вида износа — физический износ и моральный износ.
Физический износ машин и оборудования — это действительная потеря в стоимости машин и оборудования вызванная снижением их работоспособности в результате постепенной потери ими своих естественных (физических, химических, биологических и т.п.) свойств в результате эксплуатации или бездействия, влияния сил природы или влияния внешних неблагоприятных факторов (землетрясений, наводнений, пожаров и т.д.).
Моральный износ машин и оборудования — частичная утрата стоимости машин и оборудования в связи с удешевлением их воспроизводства или в связи с более низкой производительностью по сравнению с новыми.
В настоящей статье авторами сделана попытка обобщить существующие методы оценки износа машин и оборудования, а также представлены методы расчета износа машин и оборудования, разработанные авторами на основе исследования и обработки большого объема исходной информации о стоимости машин и оборудования.
Физический износ машин и оборудования может определяться следующими методами:
- метод эффективного возраста;
- метод эффективного остаточного ресурса;
- расчетный метод с учетом возраста и нормативного срока службы до списания;
- расчетный метод с учетом возраста и проведенных капитальных ремонтов;
- расчетный метод с учетом возраста и остаточного ресурса;
- метод экспертизы состояния;
- метод амортизационных отчислений;
- метод поэлементного расчета.
Метод эффективного возраста применяется в случае, когда известен нормативный срок службы объекта оценки и можно с помощью средств инструментальной диагностики определить эффективный возраст объекта оценки:
Иф 0 (Тэф / Тн) * 100%, (1)
Тэф — эффективный возраст объекта оценки на дату оценки, лет;
Тн — нормативный срок службы объекта оценки до списания, лет.
Метод эффективного остаточного ресурса применяется в случае, когда известен нормативный срок службы объекта оценки и можно с помощью средств инструментальной диагностики определить эффективный остаточный ресурс объекта оценки:
Иф= [(Тн — Тэф ост ) / Тн] * 100%, (2)
Тэф ост — эффективный остаточный ресурс объекта оценки на дату оценки, лет.
В случае если нормативно-технической документацией установлен срок службы объекта оценки до списания и не предусмотрено проведение капитальных ремонтов объекта оценки, применяется метод расчета износа с учетом возраста и нормативного срока службы до списания
е — основание натурального логарифма, е ≈ 2,72;
Тф — фактический срок службы объекта оценки, лет;
Тн — нормативный срок службы объекта оценки до списания, лет.
При отсутствии информации о нормативном сроке службы до списания значение нормативного срока службы Тн может определяться по данным «Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1).
Метод определения физического износа с учетом возраста и проведенных капитальных ремонтов применяется к объектам оценки, для которых технической документацией предусмотрено проведение плановых капитальных ремонтов. Износ определяется по формуле:
а — постоянная величина, на которую увеличивается физический износ после проведения одного капитального ремонта, %;
k — число капитальных ремонтов, проведенных до даты оценки;
е — основание натурального логарифма, е ≈ 2,72;
Tk — фактический срок службы объекта оценки на дату оценки с момента проведения последнего капитального ремонта;
Тнкр — нормативный срок службы объекта оценки до капитального ремонта;
Как правило, постоянная величина а, на которую увеличивается физический износ после проведения одного капитального ремонта можно принять равной 20%.
Нормативный срок службы объекта оценки до капитального ремонта определяется по данным нормативно-технической документации на объект оценки. При отсутствии таких данных, значение нормативного срока службы может определяться по данным «Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
Метод расчета физического износа на основании данных о возрасте и остаточном ресурсе объекта оценки применяется в случае, когда отсутствуют данные о нормативном сроке службы объекта оценки до списания, но возможно с использованием инструментальной диагностики или экспертным методом определить остаточный ресурс, срок службы объекта оценки:
Иф = [Тф / (Тф + Тост)] * 100%, (5)
При определении физического износа методом экспертизы состояния физический износ объекта оценки рассчитывается по формуле:
Ифi — оценка износа i-го эксперта;
ai — весомость мнения i-го эксперта;
n — число экспертов.
Весомость мнений экспертов определяется из условия i=1∑ n ai = 1
В таблице 1 представлена шкала экспертных оценок для определения износа при обследовании физического состояния машин.
Таблица 1. Справочная таблица для оценки физического износа
Вид | Состояние объекта оценки — Описание Диапазон износа | Иф, % |
Новое | Новый, установленный и неиспользованный объект в отличном состоянии | 0 ÷ 5 |
Очень хорошее | Очень хорошее Объект практически новый, использованный в течение очень непродолжительного интервала времени, не требующий замены каких-либо его составных частей или комплектующих изделий, а также ремонта | 10 ÷ 15 |
Очень хорошее | Объект практически новый, использованный в течение очень непродолжительного интервала времени, не требующий замены каких-либо его составных частей или комплектующих изделий, а также ремонта | 10 ÷ 15 |
Хорошее | ||
Удовлетворительное | Объект находится в продолжительной эксплуатации, может использоваться, однако требует текущего ремонта | 40 ÷ 60 |
Плохое | Объект находится в продолжительной эксплуатации, значительно изношен и требует капитального ремонта | 65 ÷ 80 |
Состояние лома | Объект не подлежит ремонту для восстановления своих функций и может быть продан лишь на разукомплектацию или лом | 85 ÷ 95 |
Метод амортизационных отчислений может применяться в случае оценки объекта, находящегося в собственности юридического лица, для которого отсутствуют данные о нормативном сроке службы:
Nam — норма амортизационных отчислений в % за год.
Норма амортизационных отчислений рассчитывается в соответствии с действующими на момент нормами расчета амортизационных отчислений для группы основных средств, к которой относится объект оценки.
Метод поэлементного расчета физического износа применяется для сложных, состоящих из отдельных блоков, систем, агрегатов, объектов оценки, таких как производственные линии или аппаратные комплексы. В соответствии с данным методом выделяется ограниченное число, как правило, до 10 основных элементов (блоков, систем, агрегатов) объекта оценки, суммарная стоимость которых составляет до 90% его общей стоимости. Затем рассчитывается физический износ и стоимость в новом состоянии каждого из указанных агрегатов, а также общий физический износ и стоимость в новом состоянии невыделенной части комплектующих объекта оценки. На основании указанных предварительных расчетов определяется общий физический износ объекта оценки:
Иф = i=1∑ m λi Ифi + λост Иф ост , (8)
m — число выделенных основных элементов объекта оценки;
λi — стоимостной вестовой коэффициент для i-го основного элемента;
Ифi — физический износ i-го основного элемента на дату оценки,
λост — стоимостной вссовой коэффициент для оставшейся невыделенной части комплектующих объекта оценки;
Иф ост — физический износ оставшейся невыделенной части комплектующих объекта оценки на дату оценки, %.
Стоимостной весовой коэффициент для i-го основного элемента равен:
λi = Ciэл / Соб, (9)
Ciэл — стоимость в новом состоянии i-го основного элемента объекта оценки в месте оценки на дату оценки, руб.;
Соб — общая стоимость объекта оценки в новом состоянии в месте оценки на дату оценки, руб.
Физический износ i-го основного элемента объекта оценки определяется по формулам (1)-(7).
Cтоимостной весовой коэффициент λост для оставшейся невыделенной части комплектующих объекта оценки равен:
λост = (Соб — i=1∑ m Ci эл )/ Соб, (10)
Сумма стоимостных весовых коэффициентов λi и λост должна быть равна единице.
Физический износ Ифост оставшейся невыделенной части комплектующих объекта оценки определяется методом экспертизы состояния по общему состоянию объекта оценки.
Моральный износ машин и оборудования определяется следующим образом:
Им1 — моральный износ в результате производства фондов такой же производительности, но с меньшими затратами, на дату оценки %;
Им2 — моральный износ в результате создания более производительных фондов по прежней цене, на дату оцени, %.
Моральный износ в результате производства машин и оборудования такой же производительности, но с меньшими затратами, определяется по формуле:
So — полная себестоимость объекта оценки на дату оценки в месте оценки, руб.
Sнов — себестоимость точного функционального аналога объекта оценки выпускаемого на дату оценки с меньшими затратами, на дату оценки в месте оценки руб.
Моральный износ в результате создания более производительных фондов по прежней цене определяется по формуле:
Co — стоимость в новом состоянии объекта оценки на дату оценки в месте оценки, руб.;
Сo нов — стоимость в новом состоянии точного функционального аналога объекта оценки, выпускаемого на момент оценки, имеющего большую производительность, чем объект оценки и продаваемого по той же или близкой цене, на дату оценки в месте оценки, руб.;
П — годовая производительность объекта оценки, изделий в год;
П нов — годовая производительность точного функционального аналога объекта оценки, выпускаемого на момент оценки, имеющего большую производительность, чем объект оценки и продаваемого по той же или близкой цене, изделий в год;
Тн — нормативный срок службы объекта оценки, годы;
Тн нов — нормативный срок службы точного функционального аналога объекта оценки, выпускаемого на момент оценки, имеющего большую производительность, чем объект оценки и продаваемого по той же или близкой цене, годы.
Андрианов Ю.В., к.т.н., НИИАТ. ЮдинА.В., к.э.н., НИИАТ
Расчет физического износа с учетом возраста и пробега ТС с начала эксплуатации.
Необходимо оценить физический износ легкового автомобиля, фактический возраст которого составляет 11 лет, фактический пробег с начала эксплуатации – 198 тыс. км.
Определим физический износ по формуле:
|
Где:
е — основание натуральных логарифмов, е = 2,72;
Ω — функция, зависящая от возраста и фактического пробега транспортного средства с начала эксплуатации.
Определим величину Ω: Ω = 0,07 * Тф + 0,0035 *Lф
Тогда Иф=100*(1 – е^-1,463) = 76,8%
Оценка физического износа автомобиля методом средневзвешенного возраста.
Автомобиль 2102, 1974 г. в., его стоимость в новом состоянии 97 920 руб. В 1990 году была произведена замена кузова, который стоит 78300руб. В 2000 году была поставлена новая коробка передач стоимостью 6000 руб. Необходимо определить величину физического износа. Нормативный процент износа в год составляет 5%. Все цены приведены к текущим.
дата | Возраст (лет) | Стоимость (руб.) |
Определим средневзвешенный возраст автомобиля:
(30*97920+14*78300+4*6000)/(97920+78300+6000) = 22,2 года
Определим величину физического износа:
Таким образом, мы видим, что автомобиль изношен более чем на 100%.
Оценка морального износа
Автомобиль 1993 г. в., снят с производства в 2000 году. Выпуск запасных частей прекращен в 2003 году. Автомобиль 2 раза попадал в ДТП, имел 1 владельца.
Определяем моральный износ транспортного средства:
1. Срок с момента снятия а/м с производства до даты оценки составляет 4 года, следовательно, 4*2 = 8%
2. Т.к. прекращен выпуск запасных частей, то 20%
3. За каждое попадание в ДТП – 5%, следовательно, 5*2 = 10%
4. Т.к. У автомобиля был один владелец, то этот фактор при определении морального износа не учитывается.
Таким образом, суммируя полученные показатели, получаем моральный износ, который равен 38%.
Определение накопленного износа.
Продолжим предыдущий пример (моральный износ автомобиля равен 38%). Предположим, физический износ этого транспортного средства был оценен в 53%. Тогда определим накопленный износ автомобиля:
Ин = [1 – (1 – Иф)*(1 – Ифункц)]
Ин = [1 – (1 – 0.53)*(1 – 0.38)]*100% = 70,86% — накопленный износ.
Заключение
В ходе данного исследования автор пришел к следующим выводам:
· стоимость транспортных средств в общем случае – функция многих факторов, которые условно можно разделить на две группы: внутриобъектные (внутрисистемные) и внешнеобъектные (внешнесистемные);
· износ – это действительная потеря в стоимости транспортного средства в результате действия комплекса факторов, приводящего к ухудшению или утрате транспортными средствами потребительских свойств;
· в зависимости от причин, вызывающих обесценение транспортного средства, выделяют следующие виды износа: физический, функциональный (моральный), внешний (экономический);
· при оценке транспортных средств применяются два вида износа – физический и моральный;
· установление степени физического износа необходимо для определения реальной остаточной стоимости и планирования замены выбывающих из эксплуатации транспортных средств новыми;
· моральный износ транспортного средства приводит к изменению его стоимости вследствие сокращения затрат общественно необходимого труда на их производство, а также создания новых, более производительных и совершенных транспортных средств аналогичного типа;
· для оценки физического износа транспортных средств существует множество методик, и наиболее объективный результат получается при определении износа несколькими методами.
Тема 7. Расчет стоимости машин и оборудования с помощью имущественного подхода. Информационное обеспечение имущественного подхода
1. Теоретические основы оценки машин и оборудования при помощи имущественного подхода
1.1 Машины и оборудование — общие понятия и термины.
1.2 Сущность и алгоритм проведения оценки машин и оборудования при выборе имущественного подхода.
2. Практические аспекты применения имущественного подхода к оценке машин и оборудования ( на примере Предприятия №1)________________________________________________________
2.1 Анализ ситуации и описание объекта оценки.
2.2 Определение стоимости объекта оценки.
3. Информационное обеспечение имущественного подхода при оценке машин и оборудования
Список использованной литературы_______________________________________________
Введение
В условиях формирования рыночных отношений хозяйствования в России существует настоятельная потребность в оценки стоимости предприятий, основанной на современных методологических подходах. Методология оценки предприятий, применяемая в настоящее время, например, в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий, базируется на скорректированной балансовой стоимости активов и поэтому в большинстве случаев не отвечает требованиям, предъявляемым субъектами рынка.
В последние годы в Росси начала развиваться теоретическая и практическая деятельность по оценке предприятий, основанная как на отечественном , так и на зарубежном опыте. К сожалению отечественный опыт в этой области сводится часто к применению только одной — методики скорректированной балансовой стоимости активов, тогда как зарубежный опыт оказался более разносторонним. Он включает несколько десятков методик оценки предприятий , объединенных в три основных подхода: имущественный (затратный), доходный и рыночный (сравнительный).
Выбор для рассмотрения в данной теме имущественного подхода обусловлен наибольшей достоверностью используемых при оценки данных и потребностями практической оценки стоимости машин и оборудования в Российской Федерации в условиях переходной экономики. Актуальность выбранной темы обусловлена также тем, что методики в рамках имущественного подхода тесно связанные с использованием традиционных подходов оценки машин и оборудования, хорошо известных отечественным специалистам.
В качестве объекта работы автор рассматривает имущественный подход при оценке машин и оборудования.
Предмет работы— применение методик затратного подхода в процессе оценки машин и оборудования на примере конкретного предприятия .Кроме того , автор заостряет внимание на таком моменте, как информационное обеспечение оценщика, что является актуальным вопросом в условиях современного рынка.