Как психологически настроить вождение автомобиля

Психологический настрой и отношение к вождению

Именно эти две цели должны быть в голове у водителя: безопасность и комфорт для себя, окружающих пассажиров. Иными словами вождение должно быть красивым. И от этой красоты можно и нужно получать огромное удовольствие. При езде по городу 90% работы — это работа головой. А вся механическая работа руками и ногами — остальные 10%. Работа головой не только самая объемная, но и самая важная часть вождения. Научиться думать за рулем — это задача даже более важная, чем научиться нажимать на педали и крутить баранку. Потому, что человек умеющий давить на газ с пустой головой, как раз и есть тот, кого называют «обезьяна с гранатой». В деле вождения ВСЕ ВАЖНО. По степени важности все делится на важное и принципиальное. Важное — это то, что можно обсуждать делать или не делать. Принципиальные вещи обсуждению не подлежит. Это святое. Хочешь, не хочешь, а делать надо ВСЕГДА, без исключений. Потому, что от них прежде всего зависит твоя безопасность, а проще говоря, твое здоровье и жизнь.

Все принципы, как правило, просты и понятны, сродни аксиомам. Например. Куда смотришь — туда едешь, куда не смотришь — туда что. Правильно — не едешь! Казалось бы, что тут еще объяснять? Ведь все это знают. Но за рулем мало знать. За рулем надо ВЫПОЛНЯТЬ! Ведь именно не выполнение этого, по сути, элементарного принципа приводит к массе аварий.

Принцип: за рулем всегда надо сначала думать, потом делать. Ни одного движения, сидя за рулем нельзя позволять себе делать, не подумав. Не думая можно только дышать. Этот принцип — основа всей безопасности.

Все, что относится к управлению автомобилем, водитель должен делать «на автомате». Вождение автомобиля — это, по сути, танец или игра на музыкальном инструменте. Сначала ученик заучивает необходимые движения до автоматизма, а потом, на дороге, руки и ноги делают все как бы сами собой. Вы же при ходьбе не думаете о том, как переставлять ноги?

На первый взгляд кажется, что водитель делает много движений, в разное время по-разному. Возникает впечатление хаоса движений. Суть в том, что и у того и у другого нет никакого хаоса. В обоих случаях движения состоят из отработанных комбинаций. Танцоры называют это «ПА». В вождении будет называться ШАБЛОНАМИ. Итак, все действия при управлении автомобилем состоят из шаблонов. Задача обучения состоит в том, что бы выучить и отработать эти шаблоны до автоматизма. Любое действие за рулем — это определенный шаблон.

— Запуск двигателя — это шаблон.

— Начало движения — это шаблон.

— Остановка — это шаблон, и т.д.

Это может, покажется странным, но вся езда по городу это всего на всего один шаблон — шаблон поворота. Все действия водителя, что бы он ни делал, базируются на одном этом шаблоне.

Вся прелесть этой методики состоит в том, что она избавляет от необходимости заучивать и запоминать массу различных движений в разных ситуациях. Достаточно отработать несколько шаблонов. В процессе езды по городу достаточно будет только переключаться с одного шаблона на другой. Но и это еще не все. Главная задача — это работа головой (осмотр, оценка ситуации, принятие решения на маневр), тоже должна состоять из шаблонов, и тоже должна быть отработана до автоматизма!

Работа головой, как уже было отмечено, составляет основную часть процесса вождения. На то как сработает голова, большое влияние оказывает психологический настрой человека. Ведь, иногда бывает так, что опытный водитель в расстроенных чувствах ведет машину хуже новичка. Из этого следует принцип: у водителя за рулем не должно быть никаких эмоций — Ни положительных, ни отрицательных. Логика проста — пока в голове бушуют эмоции, человек не может думать, а пока он не подумал, он не имеет права ничего делать. Поэтому очень важно для водителя — научиться управлять своими эмоциями! Проще говоря — не допускать их до себя. Это особенно важно в критических ситуациях. Управление эмоциональной сферой человека — одна из самых трудных задач. Она является наиболее сложной потому, что водителю приходится осуществлять контроль самому над собой. Ведь если мысли появляются по воле разума, то эмоции выскакивают абсолютно не произвольно. Сев за руль, водитель должен настроится на вождение. Во-первых, успокоиться. Во-вторых «включить» все принципы и правила вождения. Водитель, по сути, это уже даже не человек, это функция, «биоробот» выполняющий задачу, которую сам в себя заложил.

Читайте также:  Противоугонные устройства для автомобилей веста

Идеал для водителя — это лейтенант Дэйта из сериала «Звездный путь». Все знает, все выполняет согласно инструкциям, постоянно думает, анализирует и полное отсутствие каких бы то ни было эмоций.

Психологические трюки — Как избавиться от страха вождения автомобиля

Каждый, кто впервые садится за руль, переживает чувство страха, что он не справится с управлением, неправильно оценит дорожную ситуацию и попадет в ДТП или просто будет выглядеть нелепо, заглохнув на перекрестке. Уверенность приходит со временем, после достижения и закрепления навыков вождения, но получить их можно только путем самостоятельного вождения. Первый раз всегда страшно, так что давайте рассмотрим эту проблему с психологической точки зрения, это будет полезно водителям-новичкам. Страх вождения автомобиля всегда можно преодолеть, главное — знать как.

Страх вождения автомобиля понимается как неоднозначное явление: с одной стороны, это хорошо, когда человек боится и мобилизует все силы и концентрирует свое внимание на вождении, с другой — человек в таком состоянии не всегда отличается адекватностью поведения. На практике, подавить страх вождения автомобиля полностью не удастся, с приобретением опыта это ощущение проходит само собой, но необходимо его контролировать. Бояться можно до того момента, как Вы сели за руль, а далее необходимо уметь отбрасывать ненужные мысли и настраивать себя на безопасное вождение.

Водителям, которые имеют мало опыта в вождении автомобиля, необходимо заранее готовиться к поездке. Например, Вы знаете, что Вам сегодня после работы необходимо добраться до дома, маршрут Вам известен, поэтому начинайте с самовнушения — я уже ездил по этой дороге, все перекрестки мне известны, сложные места я знаю и все должен сделать хорошо. Затем попробуйте представить весь маршрут движения в голове в деталях, вплоть до того, где какую передачу и сигнал поворота включить. Данные размышления помогут Вам успокоиться и придадут уверенности в себе, более того, если Вы часто ездите одним и тем же маршрутом, то со временем движения будут доведены до автоматизма.

Есть такая определенная каста людей, которая панически боится автомобилей и никогда не сядет за руль. У них нет никаких психических отклонений, у каждого своя причина. В общем, это дело каждого, и насильно заставлять таких людей учиться вождению просто не имеет смысла. Другая категория, которая умеет ездить, но делает это так небрежно и неумело, что первый выезд ничем не отличается от поездки после трехлетнего стажа. У таких водителей, как правило, есть проблемы с координацией и реакцией, могут быть и глубокие психические расстройства.

Мужчины испытывают меньший страх, чем женщины, поскольку они теснее связаны с различной техникой и знают физические основы процессов, которые происходят в автомобиле. Женщины имеют об этом лишь смутное представление или не имеют его вообще, поэтому им непонятно, зачем выжимать сцепление, и зачем вообще нужна коробка переключения передач. Это и является причиной возникновения страха, поэтому необходимо изучать строение авто и понимать, за счет каких сил автомобиль движется и чем обосновывается то или иное действие. Машина по своей сути — сложное техническое устройство, но если Вы ознакомитесь со всеми техническими процессами, которые происходят в его «сердце», то Вам будет намного легче освоить управление автомобилем.

Зачастую, чтобы побороть страх вождения автомобиля, водители используют методы самовнушения. Необходимо «настроить» себя на процесс вождения автомобиля. За рулем Вы должны думать только о дороге и ничто другое не должно Вас беспокоить. Самовнушение производится индивидуально и зависит от психологического типа конкретного человека. Некоторым достаточно подбодрить себя добрым словом «поехали», другим необходимо закрыть глаза и вспомнить о приятном, но результат должен быть одинаковым — Вы должны успокоиться и выехать на проезжую часть с «холодной головой», максимальной концентрацией и вниманием.

Читайте также:  Что будет с маслом если перегреть двигатель

Страх вождения автомобиля никогда не возникает на пустом месте, если Вы боитесь совершать повороты, значит, Вы недостаточно овладели данным навыком, поэтому вместо того, чтобы бояться, отправляйтесь на автодром и занимайтесь до тех пор, пока не научитесь. Или если Вы теряетесь при движении в городских условиях, не видите дорожных знаков и светофоров — развивайте концентрацию внимания, тренируйтесь быстро оценивать дорожную ситуацию в незнакомых условиях. Для этого необходимо практиковать выезды в незнакомую местность с опытным водителем и тренироваться, тренироваться. Вы должны сами выявлять источники страхов и стараться закрепить необходимые навыки для того, чтобы страхи постепенно исчезли.

Но, инстинкт самосохранения еще никто не отменял, страх является сдерживающим фактором в различных дорожных ситуациях, и профессионалы называют это ощущение осторожностью и аккуратностью. Ничего не бойтесь, но будьте осторожны и аккуратны!

10 советов, как навсегда избавиться от страха за рулем

Думаете, боязнь оказаться за рулем – это удел водителей-новичков? Но это совершенно не так. Причиной возникновения страха дороги может быть не только отсутствие водительского опыта, но и участие в аварии.

Нередко мы слышим истории о том, что человек, получив водительское удостоверение, кладет права на полочку, так никогда и не решаясь больше сесть за руль. Ведь страшно перепутать педали и сбить пешехода или заглохнуть на узкой улице, собрав позади себя пробку. Кто-то боится встречных машин, да и соседи по потоку не вызывают доверие. От волнения некоторые путают левый и правый сигнал поворота. Или и вовсе вместо поворотников включают «дворники».

Случаются ситуации, когда попадаешь в какое-то неудачное ДТП, в котором вашей вины, скорее всего, и не было вовсе. В результате перед глазами возникают зловещие картинки, каждый раз, когда необходимо кого-то подвезти. Некоторые после перенесенного стресса испытывают даже физическое недомогание: потеют ладошки, начинает бить дрожь, «крутит» живот. Начинаешь находить нелепые отговорки, лишь бы никуда не ездить. А между тем профессиональные навыки стремительно теряются (особенно, если их и до этого было не слишком много).

Страх вождения: личный опыт

Чувство страха вынуждает многих водителей, в основном начинающих, пользоваться исключительно общественным транспортом. А некоторые выезжают на автомобиле только в рамках района, избегая загруженных улиц с интенсивным движением. При этом скорость выше 40 км/ч вызывает ощущение, что машина сейчас взлетит. Это я еще не говорю про боязнь парковаться, когда минимум полчаса уходит на поиск удовлетворяющего всем параметрам парковочного места. Так было и со мной.

До тех пор, пока у меня не родились дети пользоваться общественным транспортом было даже удобно: никаких тебе «пробок», ведь автобусы ездят по выделенным полосам, а метро – вообще под землей. Я перестала опаздывать на работу. Неудобство, конечно, доставляли покупки в магазинах, особенно продуктовых. Плестись на «маршрутке» с пятью пакетами из «Ашана» было крайне неудобно. Но тут выручали друзья.

Все изменилось после рождения детей. Казалось бы, на работу не надо. Однако, чтобы добраться до парка или встретиться с подружкой в центре города приходилось бесконечно много поднимать-спускать коляску со ступеней автобуса. Да и с оплатой проезда вопрос оставался открыт: не бросать же коляску с ребенком, чтобы протолкнуться к водителю за покупкой билетика. Конечно, существуют такси с детскими креслами. На них и перешли. Но как быть, если детей трое? Такси даже с двумя автокреслами нужно постараться найти. А с тремя можно и не утруждаться в поисках. В этот момент пришло понимание, что надо перебороть чувство страха и попробовать водить заново.

Совет первый. Научитесь чувствовать габариты машины

Для того, чтобы успешно ездить, не боясь «заглохнуть» на ближайшем перекрестке, нужно натренировать соответствующие навыки трогания и остановки. Определите тормозной путь у автомобиля. Для этого подойдут проселочные дороги, где чтобы встретить живую душу, нужно о-о-очень хорошо постараться. Хорошенько разгонитесь и затормозите в пол. Отследите тормозной путь по следу от машины. Именно такое расстояние (а возможно и большее, если погода или дорожное покрытие подведет) вам понадобится, чтобы остановиться. Учитывайте это во время движения.

Учитесь парковаться и маневрировать во дворах. Таким образом вы почувствуете габариты автомобиля.

Совет второй. Отработайте маневры до автоматизма

Выработка рефлексов при вождении – это залог езды без страха. Ведь вы сможете сосредоточиться непосредственно на дороге, не переживая, куда крутить руль и какую передачу включать.

Читайте также:  Чип тюнинг для санг йонг актион

Совет третий. Освежите знания, полученные в автошколе

Если вы давно не водили автомобиль или чувствуете, что уроков в автошколе оказалось недостаточно, чтобы уверенно ощущать себя за рулем, подыщите себе хорошего инструктора и возьмите столько занятий, сколько вам необходимо для того, чтобы перестать волноваться при каждой поездке. Как показывает опыт, для этого больше подходит посторонний человек с необходимыми обучающими навыками, нежели кто-то из друзей или родственников.

Кстати, можно нанять инструктора-женщину. У них обычно более мягкий и спокойный подход к обучению, нежели у мужчин. К примеру, в автошколе «ХАЙВ!» все ученики в восторге от Кузьминой Любови Алексеевны. Вы только почитайте, какие отзывы о ней оставляют у нас на сайте. Причем не только представительницы прекрасного пола. Она умеет найти подход как к женщинам, так и к мужчинам.

Совет четвертый. Чаще практикуйтесь

Чем чаще ездите за рулем, тем меньше боитесь. Это аксиома. Поэтому водите машину регулярно, даже если в этом нет особой необходимости.

Берите с собой друзей, родственников, если их присутствие вас успокоит. Хорошо еще, если у них не будет водительского удостоверения, чтобы попутчики не «умничали» перед вами.

Ну и ехать в час пик в мегаполисе – это, сами понимаете, не лучшая идея. Другое дело – ранним утром или поздним вечером, когда дороги свободны, а кататься в разы приятнее, нежели стоять в многочасовых «пробках».

И пусть сначала вам будет страшно, и вы будете считать, что ваше место – на пассажирском сидении. Продолжайте! Как говорят опытные водители, уверенность придет после первой пары тысяч километров.

Совет пятый. Проработайте маршрут поездки заранее

Прежде, чем отправиться в путь, изучите куда вам ехать, где сворачивать и как не пропустить нужный поворот. Навигатор имеет правило предупреждать о нужном съезде в тот момент, когда вы быстро мчите по крайней левой полосе в плотном потоке машин. Изучение маршрута сэкономит вам кучу нервов, и вы сможете ехать за рулем более спокойно и уверенно.

Совет шестой. Изучите собственный автомобиль

Зачем нужно выжимать сцепление или что показывает автомобильный тахометр? Именно такие вопросы порой крутятся в голове водителей. Разве до светофоров тебе, когда думаешь, как бы не «заглохнуть». Поэтому изучайте матчасть. Не просто так в автошколе проходят занятия по устройству автомобиля. Для уверенного управления вы должны понимать, какие технические процессы заставляют машину ехать. Достаточно хотя бы поверхностного понимания, детали оставьте специалистам автосервисов.

Также меньше стресса вы испытаете за рулем, если будете знать, куда заливается стеклоочиститель. Или что означает пиктограмма, загоревшаяся на приборной панели. Тут вам поможет инструкция по эксплуатации. Кстати, в некоторых автошколах (в нашей в том числе) инструкторы даже ездят заправлять учебный автомобиль вместе с подопечными – ведь не на каждой АЗС есть заправщики. Так что неплохо бы освоить и этот навык.

Совет седьмой. Повторяйте ПДД

Не просто так придумали афоризм: знание – сила. А на дороге не достаточно просто знать что-то, нужно знать Правила дорожного движения. Причем хорошо! В тоненькой книжечке описаны все ситуации, которые могут возникнуть за рулем, а значит, садясь за руль, вы станете чувствовать себя увереннее, зная, что поступаете по правилам.

Кроме того, советуем вам регулярно следить за изменениями в ПДД. Это можно сделать в нашей группе в Telegram.

Совет восьмой. Не гоните

Придерживайтесь на дороге небольшой скорости. Это поможет вовремя предотвратить аварию. Для того, чтобы научиться уверенно ездить на дорогах с интенсивным движением, требуется время и практика. Тренируйтесь чаще, но по началу не спешите.

Совет девятый. Наклейте знак «Начинающий водитель»

Не нужно стесняться клеить восклицательный знак, туфельку или чайник на заднее стекло автомобиля. Данные обозначения во многих случаях избавят вас от лишних сигналов клаксоном за спиной – вы же предупредили окружающих, что опыта у вас пока недостаточно.

Совет десятый. Настройтесь на позитив

И наконец, избавиться от страха дороги поможет и ваш позитивный настрой. Включите любимую музыку, расслабьтесь и отгоните дурные мысли. И тогда поездка принесет вам удовольствие и радость.

Оцените статью