- Как прочистить сажевый фильтр на дизеле
- Принцип работы
- Признаки появления загрязнений
- Использование присадок
- С демонтажом
- Дополнительные методы
- Как самому очистить сажевый фильтр дизельного двигателя
- Почему засоряется сажевый фильтр
- Преимущества регулярной профилактики, чистки и промывки
- Способы очистки
- Очистка сажевого фильтра дизельного двигателя своими руками
- Промывка на автомобиле без снятия фильтра
- Быстрая самостоятельная очистка
- Как лучше чистить сажевый фильтр
Как прочистить сажевый фильтр на дизеле
Загрязнения различного рода могут негативно сказаться на функционировании автомобиля и отдельно взятых его узлов. Узнаем, как прочистить сажевый фильтр на дизеле в домашних условиях.
Принцип работы
Дизельные двигатели обретают все большую популярность. В 2011 году в Европе были ужесточены нормы о выхлопных газах, поэтому производителям пришлось устанавливать сажевые фильтры на дизельные автомобили. В идеальном состоянии сажевый фильтр очищает почти 100 выхлопных газов.
Принцип работы фильтра довольно прост: сажа, образующаяся в результате работы двигателя, скапливается на катализаторе и выжигается. Выжигание происходит в режиме регенерации, когда увеличивается впрыск топлива, в результате чего остатки этих частиц сгорают.
Признаки появления загрязнений
Сажевый фильтр имеет свою выработку. Сама сажа образуется в результате сгорания солярки и воздуха, она оседает на сотах фильтра. После же происходит догорание углеводородов, в результате чего образуются смолы. Они то и склеиваются между собой, что приводит к забиванию фильтра. Основные причины выхода из строя — это:
- использование топлива с большим количеством вредных примесей, или не качественного топлива;
- применение некачественного автомобильного масла;
- механические повреждения, в том числе удары днищем автомобиля или столкновения;
- неправильная регенерация либо невозможность ее провести.
Об ухудшении работы сажевого фильтра могут свидетельствовать следующие факторы:
- автомобиль стал хуже заводиться, или не заводиться вообще;
- увеличивается расход топлива;
- появление неприятного запаха в салоне автомобиля;
- меняется цвет дыма из выхлопной трубы;
- загорается лампочка о неисправности.
На заметку! Специалисты советуют проводить диагностику хотя бы 2 раза в год.
Для каждой марки автомобиля есть специальный софт, который устанавливается на переносной компьютер. С помощью программы автовладелец может сам проверить состояние двигателя и автомобиля в целом. В случае отсутствия такой возможности проверку можно провести в любом диагностическом центре.
Сажевый фильтр может быть или полностью изношен и механически сломан, либо попросту забит перегоревшими частицами. В первом случае фильтр подлежит замене, а в другом его можно очистить. Очистку сажевого фильтра можно провести как у специалистов, так и своими руками.
Использование присадок
Разбираясь в том, как прочистить сажевый фильтр на дизеле в домашних условиях, следует учесть, что для борьбы с загрязнениями предусмотрен режим регенерации. Для этого двигатель должен разогреться свыше 500 градусов, а электронная система увеличит подачу топлива. В результате произойдет сжигание остатков в фильтре.
В условиях современного движения добиться такого нагрева довольно проблематично. Поэтому можно воспользоваться услугами станций технического обслуживания, где автомобиль разгоняют до оптимальной скорости.
Также следует использовать специальные присадки, которые добавляются в бензобак и очищают сажевый фильтр во время езды на автомобиле. Присадки следует заливать каждые 2-3 тысячи км. Специалисты не советуют смешивать разные виды присадок.
На заметку! Вручную очистку фильтра можно провести или демонтировав его, или прочистить его прямо на автомобиле. Первый способ приведет к полной очистке, но требует больших трудовых и временных затрат.
С демонтажом
Демонтаж может осложниться тем, что крепящие болты придется аккуратно срезать с последующей заменой на новые. После демонтажа следует провести осмотр на механические повреждения. После этого берется специальная чистящая жидкость, заливается в фильтр, а технологические отверстия закупориваются. Также возможно погрузить фильтр в емкость и просто залить жидкость.
Дальше следует изучить инструкцию. Как правило, очистка занимает 8-10 часов. Следует использовать только качественные жидкости на нефтяной основе. В среднем уходит 1 полная 5-литровая канистра. После этого сажевый фильтр моется водой и хорошенько просушивается. При установке лучше промазать стыки герметиком. Закончив установку, необходимо завести двигатель и прогреть двигатель. Оставшаяся жидкость выйдет в виде пара.
Дополнительные методы
Также есть два способа, как прочистить сажевый фильтр на дизеле в домашних условиях. Кардинально они не отличаются, просто один чуть более быстрый. Чтобы избежать возгорания, следует использовать водно-щелочные смеси, а также специальные смывающие жидкости. Потребуется около 1 литра очищающей жидкости и примерно 0,5 литра смывающей.
Надо прогреть двигатель и заехать на эстакаду. При помощи пистолета под давлением заливают очищающую жидкость в отверстие. Для этого надлежит открутить температурный датчик или датчик давления. После следует установить датчики на место и проехаться на автомобиле порядка 10 минут. За это время сажа растворится. Затем необходимо слить очищающую жидкость и аналогичным образом залить смывающую.
Потом необходимо открутить температурный датчик или датчик давления и с помощью пистолета под давлением залить очищающую жидкость. Мыть следует порядка 10 минут, короткими впрысками по 10 секунд, при этом стараясь добраться до всех труднодоступных мест. Между впрысками надо делать интервалы. Затем следует закрыть отверстие, повторить процедуру через 10 минут. После этого надо воспользоваться смывающей жидкостью. Чистка окончена, остается только завести автомобиль и подождать, пока закончится режим регенерации.
Факт! Автовладелец должен понимать, что чистка сажевого фильтра на дизельном двигателе не является панацеей. Фильтр рассчитан на пробег 150-200 тысяч км при правильной эксплуатации.
Чтобы сажевый двигатель прослужил дольше, следует придерживаться простых правил:
- использовать только качественное дизельное топливо и автомобильное масло;
- применять подходящие присадки для сжигания сажи;
- дожидаться окончания регенерации и не глушить двигатель раньше;
- избегать ударов и столкновений.
- проходить диагностику не реже 2 раз в год.
После очистки сажевого фильтра, автомобиль уменьшит расход топлива, двигатель станет работать намного отзывчивее, а выхлопные газы уменьшатся. Правильный уход за сажевым фильтром дизельного двигателя продлит срок службы автомобиля, а также защитит окружающую среду от вредных выбросов выхлопных газов.
Как самому очистить сажевый фильтр дизельного двигателя
Современные дизельные автомобили имеют много конструктивных решений для очистки отработавших газов двигателя. К таковым относится система рециркуляции отработавших газов EGR, а также одним из решений является повсеместная установка сажевых фильтров DPF. В процессе активной эксплуатации такой фильтр может быстро выйти из строя при определенных условиях.
Главной задачей фильтрующего элемента является улавливание сажи. Следующим этапом становится дожигание скопившихся сажевых отложений таким образом, чтобы минимизировать ущерб для экологии. В самом начале фильтр собирает сажу до определенного момента. Этот момент определяется разницей в давлении перед элементом и после него. Когда давление отклоняется от допустимого предела и пропускная способность фильтра не позволяет далее эффективно пропускать выхлопные газы, ЭБУ дизельного ДВС активирует соответствующий режим для дожигания скопившейся сажи.
Дожигание сажи на дизеле включается при различных условиях, которые индивидуально задаются производителем той или иной модели. Обобщает эти условия то, что дизель должен иметь среднюю или высокую частоту вращения коленчатого вала и находиться в движении. ЭБУ дает команду по увеличению количества топлива в момент впрыска. Результатом становится увеличение температуры выхлопных газов на выходе. При таком повышении температуры сажа догорает. Если машина эксплуатируется в городской черте с короткими поездками на малых скоростях, постоянно прогревается зимой и долго простаивает в пробках, тогда режим самоочистки сажевого фильтра дизельного двигателя попросту не активируется. Постоянное нахождение в таких условиях приводит к быстрому засорению элемента.
Срок службы сажевого фильтра напрямую зависит от ряда факторов и индивидуальных условий эксплуатации ТС. Критически забитый элемент нужно менять. Стоит отметить, что стоимость качественной новой детали достаточно высока. По этой причине остро стал вопрос, как почистить сажевый фильтр дизельного двигателя.
Почему засоряется сажевый фильтр
Процесс загрязнения начинается в результате сгорания дизельного топлива в цилиндрах дизельного двигателя. Побочным продуктом сгорания смеси солярки и воздуха является сажа. Указанная сажа не несет особого вреда для фильтра, так как представляет собой мелкодисперсный порошок. При фильтрации на сетке просто задерживаются эти частицы.
Проблема возникает по причине того, что в выхлопе отмечается наличие частиц углеводородов, которые не сгорели в рабочей камере. Углеводороды приводят к тому, что начинается активное образование смолистых отложений. Микрочастицы сажи буквально склеиваются смолой, в результате чего идет ускоренное образование нагара. Также в нагаре присутствуют и компоненты дизельного моторного масла в виде сульфатов металлов, которые образуются после сгорания попавшего масла в цилиндры.
Сульфаты в выхлопе появляются по причине того, что металлосодержащие присадки входят в базовый состав пакета присадок для дизельных масел. Это особенно касается универсальных моторных масел, которые можно одинаково использовать как для дизельного, так и для бензинового ДВС. Итогом становится то, что плотный нагар на сажевом фильтре система самоочистки дизеля удалить не способна.
Преимущества регулярной профилактики, чистки и промывки
Срок службы сажевого фильтра напрямую зависит от общего количества самоочисток, которые инициировал ЭБУ. Чем чаще деталь самоочищается, тем большее количество платины-катализатора выгорает под воздействием повышенной температуры.
Главным плюсом постоянного обслуживания выхлопной системы дизеля является экономический аспект, а также возможность эксплуатации мотора со стабильно оптимальными показателями. Если дизельный ДВС находится в условиях, которые приводят к повышенному нагарообразованию, тогда профилактическая чистка сажевого фильтра намного выгоднее езды без его обслуживания вплоть до самой замены. Это четко выражается в финансовом плане. Исправный дизельный двигатель с очищенным фильтром всегда отдает полную мощность, умеренно расходует топливо, легко запускается, не вредит окружающей среде, надежность и общий ресурс ДВС повышаются.
Дополнительно можно продлить «жизнь» детали путем использования специальных присадок в дизельное топливо. Такие присадки позволяют улучшить ряд параметров в процессе эксплуатации дизеля. Отдельная группа добавок направлена на то, чтобы процесс нагарообразования стал менее интенсивным, а также нацелена на уменьшение общего количества и понижение температуры в процессе автоматической самоочистки очищающего элемента.
Присадка в дизель помогает солярке полноценно сгорать в цилиндрах, что снижает количество сажи в выхлопных газах двигателя. При самоочистке нет необходимости долго калить катализатор дизеля, выгорание катализатора в этом случае становится менее интенсивным. Если мотор исправен, заливается солярка хорошего качества, а также регулярно используется присадка один раз в 2-3 тыс. км пробега, тогда дополнительная очистка фильтра может и вовсе не потребоваться.
Способы очистки
Распространенная проблема заставила ведущие компании разработать способы очистки, профилактики и защиты сажевого фильтра дизельных автомобилей. Существует два основных подхода для повышения эффективности регенерации фильтрующего элемента дизеля:
- очистка сажевого фильтра дизельного двигателя без снятия;
- промывка сажевого фильтра дизельного мотора со снятием;
Также необходимо точно знать, чем промыть указанный элемент выхлопной системы дизельного двигателя, так как использование не предназначенных для этого средств очистки может окончательно вывести загрязненный элемент из строя.
Очистка сажевого фильтра дизельного двигателя своими руками
Начнем со способа, который предполагает снятие сажевого фильтра. Такая процедура промывки обычно требует около 8-и часов. После окончания работ по демонтажу фильтрующего элемента и его снятия с машины, корпус полностью заполняется особой промывочной жидкостью для очистки. Такие жидкости для промывки сажевого фильтра широко представлены в продаже. Лидерами на рынке является продукция Liqui Moly, Luffe, PRO-TEC.
Жидкости изготавливают из нефтяных компонентов, зачастую фасуют в 5-и литровые канистры. Средний расход для качественной промывки одного сажевого фильтра составляет не менее 4 литров состава. Более того, канистра может заранее иметь специальную горловину, так как далее потребуется подсоединить шланг. Возможны также варианты канистр, укомплектованные уже готовым шлангом.
Принцип действия промывочной жидкости основан на том, что состав эффективно растворяет смолы (выдерживается около 8 часов), на которых держится образовавшийся нагар. Необходимо тщательно следить за требованиями производителя жидкости, так как очень важно выждать необходимое время для полноценного воздействия промывки на сажу.
Далее освободившаяся сажа просто смывается обычной струей чистой воды под давлением, которую подают на фильтр. После этого фильтр сушится и ставится на место. Сам растворитель смол выполнен на нефтяной основе, хорошо отмывается водой, не представляет для структуры катализатора вреда.
Промывка на автомобиле без снятия фильтра
Вторым способом является промывка сажевого фильтра без снятия, что означает проведение работ прямо на авто. Фильтрующая деталь дизельного авто оборудована датчиками давления и/или температуры. Если датчик выкрутить, тогда появляется возможность подать промывочную жидкость.
Так как промывка осуществляется на авто, производители учитывают возможный риск возгорания промывочного состава. В таких условиях использовать нефтепродукты уже нельзя. Для очистки рекомендованы водно-щелочные растворы в паре со смывающей жидкостью. Данная жидкость нейтрализует вредоносную щелочь после того, как раствор завершит процесс очистки. Подача жидкости в корпус элемента производится при помощи специально предназначенного для этого пистолета. Также применяется прямой или изогнутый зонд, дополнительно предусмотрена насадка-распылитель.
Набор жидкостей, пистолет, распылители и зонды позволяют работать практически с любой моделью дизельного автомобиля, оборудованного сажевым фильтром. Прочистка этим способом подразумевает поэтапную дозированную подачу очистителя через отверстие датчика. Чаще всего используется место установки именно датчика давления, который расположен перед элементом. Заранее машину прогревают, затем дают остыть фильтру до приблизительной отметки около 40 градусов по Цельсию. Дело в том, что щелочной очищающий состав наиболее эффективен при такой температуре.
Для чистки потребуется около 1 литра жидкости, которую оставляют в корпусе элемента на 15 минут. Пистолет-распылитель высокого давления подключают к прямому или изогнутому зонду, который вводят в отверстие датчика. Очиститель распыляют с перерывами (до 10 сек. распыл, до 10 сек. пауза) прямо на поверхность сажевого фильтра. Рабочее давление при распыле должно составлять около 8 бар. Зонд желательно вращать в процессе распыления состава, а также перемещать вперед и назад для достижения лучшего качества нанесения очищающей жидкости на матрицу фильтрующего элемента.
Далее аналогичным образом распыляется ополаскиватель, который нейтрализует и смывает очиститель. Потребуется около 500 мл. очищающего состава. Смывка происходит при помощи того же распылителя-пистолета, соблюдаются похожие временные интервалы пауз между этапами распыла. Благодаря такому подходу сажа распределяется по поверхности матрицы более равномерно. Результатом станет то, что сажу можно будет намного более эффективно дожечь в процессе автоматической самоочистки.
По окончании датчик давления устанавливается обратно на место, дизель запускается и прогревается. После этого потребуется запустить режим самоочистки для того, чтобы прожечь освободившиеся от скрепляющих смол частички сажи. Сделать это можно как «естественным» путем, так и принудительно. В первом случае нужно будет около 20 минут активно эксплуатировать дизельный мотор на ходу в режиме средних и высоких оборотов, чтобы электронный блок управления двигателем самостоятельно инициировал начало процесса регенерации сажевого фильтра.
Если такой возможности нет или инициация автоматического пуска самоочистки не происходит по причине сбоев в работе электроники дизеля, тогда режим активируют принудительно. Делается это при помощи диагностического сканера. Оборудование для диагностики также позволит оценить качество очистки сажевого фильтра от нагара. Для этого нужно сравнить показания пропускной способности элемента до и после использования промывки.
Быстрая самостоятельная очистка
Сегодня также встречается вариант фасовки промывочных жидкостей в аэрозольные баллончики, что исключает необходимость использования распылительного пистолета. Дополнительно может быть исключена необходимость распыла смывки-ополаскивателя, что зависит от конкретного производителя жидкости и состава предлагаемого очистителя.
Пользоваться такими решениями предельно просто, что можно оценить на примере использования промывки сажевого фильтра без снятия фильтрующего элемента от компании Pro-Tec. Продукт DPF Catalyst Cleaner представляет собой баллончик пенного очистителя сажевых фильтров на 400 мл, который также имеет в комплекте гибкий зонд. Такого количества достаточно для того, чтобы полностью очистить один элемент независимо от степени загрязненности. Средство можно использовать для очистки сажевых фильтров любого поколения.
- Перед началом использования баллончик необходимо встряхивать не менее одной минуты;
- Далее снимается датчик давления, обеспечивая доступ через отверстие;
- Затем дизель немного прогревают и после глушат мотор;
- Следующим шагом становится ввод зонда и распыл средства для очистки;
- Распылять очиститель нужно не сразу, а за несколько подходов (5 секунд распыл, 5 секунд пауза);
- Процедура продолжается до видимого появления пены в отверстии датчика;
- После распылительный зонд необходимо вынуть, установив на место снятый датчик;
Перед первым запуском дизельного мотора после чистки производитель рекомендует также залить присадку в дизтопливо под названием Super Clean. Состав заливается прямо в топливный бак автомобиля в соответствии с указанной на упаковке дозировкой. Как видно, дополнительной промывки самого фильтра после очистки не требуется.
Как лучше чистить сажевый фильтр
Каждый из описанных способов очистки по заверениям производителей обеспечивает качественный результат. Каждый метод имеет преимущества и недостатки в плане реализации. В случае промывки со снятием потребуется испытать трудности с демонтажем элемента в корпусе, затратить определенное количество времени на промывку, а также заплатить денежные средства за 5 литров промывочной жидкости. Плюсами способа можно считать его простоту и отсутствие необходимости иметь под рукой специальное диагностическое оборудование для того, чтобы принудительно активировать систему самоочистки.
Третий способ дешевле и быстрее, но уступает другим по эффективности. Многие автолюбители больше относят два последних решения по очистке без снятия скорее к профилактическим методам, которые необходимо регулярно выполнять при условии незначительных загрязнений дизельного катализатора. Для серьезной очистки сильно забитый элемент нужно однозначно снимать.
Напоследок еще раз напомним, что своевременная очистка сажевого фильтра дизельного автомобиля способна существенно продлить срок службы детали и на практике обойдется намного дешевле полной замены указанного элемента на новый.
Для чего используется мочевина в системе очистки выхлопа дизельного двигателя. Применение реагента AdBlue в системе жидкостной очистки отработавших газов.
Виды присадок, которые добавляются в дизтопливо для улучшения его свойств и характеристик. Добавки для профилактики топливной аппаратуры дизельного мотора.
Назначение и устройство системы рециркуляции отработавших газов. Клапан EGR, система ЕГР высокого и низкого давления. Неисправности системы рециркуляции.
Средства и способы промывки двигателя перед заменой моторного масла. Нужно ли промывать двигатель, какими составами и в каких случаях это необходимо.
Самостоятельная реализация подогрева дизтоплива: топливозаборник, фильтры грубой и тонкой очистки. Монтаж нагревательных элементов. Проточный подогрев.
Особенности эксплуатации и обслуживания двигателя внутреннего сгорания. Что нужно делать, чтобы двигатель проработал как можно дольше без ремнота.