Как промыть мотор промывочным маслом

Промывка масляной системы двигателя. Как промывать двигатель и стоит ли это делать.

1. А нужно ли промывать двигатель.

Для начала разберёмся с вопросом о том, стоит ли промывать двигатель вообще? Ведь в автомобильном «мануале» эта процедура не указывается в качестве обязательной. Если вообще указывается.
На самом деле промывать двигатель авто совершенно необязательно при соблюдении нескольких условий:

  • масло всегда менялось согласно инструкции (10-15 тыс. км)
  • заливалось хорошее масло (синтетика от известных производителей)
  • не случалось различных эксцессов вроде попадания антифриза в масляную систему двигателя

В моторном масле присутствуют моющие присадки, так называемые детергенты (отвечают за «отдирание» грязи от стенок движка) и дисперсанты, которые не дают грязи снова осесть на поверхности, держат её в объёме масла в виде мелких частиц.
При нормальной эксплуатации автомобиля грязь (в основном продукты разложения масла и прорывающиеся выхлопные газы с продуктами горения и несгоревшим топливом) постоянно, но в небольших количествах попадает в масло и остаётся в нём благодаря дисперсантам. В случае незначительного загрязнения поверхностей детергенты отмывают его и отправляют также в объём масла. Таким образом, движку просто не из-за чего становиться грязным и промывка ни к чему.
Другое дело, если машину эксплуатировали, что называется, «на износ», причём в буквальном смысле слова. Несвоевременная замена масла очень сильно сокращает срок службы двигателя (здесь можно почитать развёрнуто, а здесь наглядно иллюстрирована фатальность перепробега на синтетике).
Моющие свойства масла ограничены, и после того, как израсходуется вся диспергирующая присадка, грязь начинает откладываться на стенках и в поддоне картера.

Шлам в поддоне картера

Недостаточно качественное, дешёвое масло делает этот процесс постоянным после 2-3 тыс. пробега. Собственно, представления об обязательности промывки при замене масла идут с тех времён, когда хороших масел в обиходе в СССР не было, поэтому все двигатели были грязными, а значит требовали промывки масляной системы.
Сейчас с маслами проблем нет, можно выбрать на любой вкус и цвет, так что грязный двигатель — это всегда недоработка автовладельца (нынешнего или предыдующего, частенько перед продажей машины люди вообще перестают за ней следить, в частности, не меняют масло по два-три срока, подкладывая потенциальному покупателю «свинью» в виде уставшего движка).

2. Чем лучше промывать двигатель.

Если мотор не сильно загрязнён (вариант с предпродажным пофигизмом при соблюдении интервалов замены масла), то его вполне может отмыть штатное моторное масло за несколько замен. То есть сразу после покупки нужно поменять масло, затем, откатав на нём тысяч 10, ещё раз заменить, потом ещё раз… В общем, обычная разумная эксплуатация машины. Постепенно грязь будет отмываться и выходить вместе с отработанным маслом, что и требуется. Но в случае сильного загрязнения придётся прибегнуть к специальным способам очистки двигателя.

  • промывка двигателя соляркой с его разборкой (может быть неполной),
  • промывка 5-(10-, 15-)минутными промывочными автохимическими составами (как правило все проблемы возникают именно при, использовании этого варианта),
  • промывка димексидом и прочими «несанкционированными» для этих целей веществами, примерно то же самое по рискованности, что и предыдущий пункт,
  • мягкая промывка масляной системы двигателя, гораздо ближе к правильному протеканию процесса,
  • ну и самая правильная промывка, включающая в себя несколько этапов, безопасная, эффективная и не сильно напряжная по деньгам и времени.

3. Промывка двигателя соляркой. Хардкор с разборкой двигателя.

Самым действенным и безопасным способом является разборка двигателя с промывкой деталей в солярке (или другом растворителе, солярка просто дешевле и, как правило, под рукой). Вариант беспроигрышный, но жутко затратный по времени и/или стоимости. Затратный вплоть до неприемлемости для большинства обычных пользователей авто.

И это лайт-вариант с двумя цилиндрами, всё лёгкое и с небольшим количеством деталей:)

Подойдёт либо энтузиастам, любящим копаться в автожелезе даже больше футбола и пива:), либо для какой-нибудь раритетной/эксклюзивной тачки, где цена и время большого значения не имеет, главное — обеспечить нужный результат.
К частному случаю этого способа можно отнести снятие поддона картера и головки блока цилиндров. Процедуры гораздо менее «геморройные», при этом открывают доступ к местам основных залежей шлама (особенно поддон). Все поверхности, до которых можно дотянуться, чистим руками, а остальное с помощью следующих способов, применяя различные промывочные составы.

4. 5-минутная промывка двигателя.

В продаже существует огромное количество экспресс-промывок двигателя. Если говорить о «баночных» версиях (т. е. маленькая баночка с ядрёной смесью), то это вообще номер один по продажам (ну, зимой может антигели и размораживатели дизтоплива перебивают:)). Да, кроме баночной версии бывают промывки в канистрах объёма 3.5 — 4 литра. Исходя из логики использовать предпочтительнее как раз их, но обычно это промывки российского производства дешёвого сегмента, а значит, скорее всего не оправдывают ожиданий.
Сейчас остановимся на том, чем же могут быть плохи промывки. Дело в том, что грязь сама по себе фатального вреда двигателю не наносит. Нет, есть, конечно проблемы с сужением масляных каналов, превращением шлама в кокс в высокотемпературных зонах, в конце концов нарушение теплового режима. Но всё это не ломает двигатель в одночасье. Грязь в основном лежит себе спокойненько там, где её никто не трогает, потому что там, где всё двигается и течёт под давлением, грязь этими процессами смывается (ну или «лакирует» детали:)).
Фатальные проблемы начинаются, когда большая масса налипшей грязи тем или иным способом снимается со своих мест и попадает в свободно циркулирующий объём масла. Выше я упоминал о дисперсантах, которые держат мелкие частицы грязи во взвешенном состоянии, не давая им слипнуться между собой или вновь «залечь на дно».

Так вот, с объёмом грязи, стронутой в результате применения агрессивных экспресс-промывок не справится ни одно штатное моторное масло, особенно уже отходившее свой ресурс, а значит, уже практически полностью израсходовавшее запас диспергирующей присадки.

Вернёмся к «канистровой» версии промывки, назовём его «промывочным маслом» (оно, в принципе, так и называется:)). Глядя на объём в 3 с лишним литра можно предположить, что помимо собственно детергентов (то есть отмывающих присадок), которых там около 400 мл (по аналогии с ёмкостью баночных версий) остальное — это база плюс максимально возможное количество диспергирующей присадки для удержания отмытой грязи. Однако, как я говорил, ценовой уровень основной массы промывочных масел не даёт разбега производителю для внесения в рецептуру нужного количества присадки (дисперсанты — вещь недешёвая). Поэтому частенько по экономическим соображениям ограничиваются просто базой + моющей присадкой. Видимо, следуя логике, что если промывку применять каждый раз, то в двигателе не будет большого количества грязи и дисперсанты не понадобятся. Да, это действительно так, но при условии применения нормального моторного масла грязи и так не будет, и смысл применения химии отсутствует.

Читайте также:  Масло для двигателя это расходный материал

В реальности отлипшая грязь не будучи связана присадкой агрегируется между собой, слипается в здоровенные шмотки и радостно устремляется в направлении маслозаборника, залепляя его сетку подчас полностью.

Здесь начинается внеплановая капиталка двигателя

В результате двигатель работает в режиме масляного голодания и, как следствие, ломается практически стопроцентно (разве что повезёт вовремя «просечь момент» и тащить незаведённый машин на эвакуаторе в ближайший/любимый сервис).

5. Промывка двигателя димексидом и прочие «народные» средства.

Попытки промыть двигатель добавлением в масло чего-то вроде димексида, лимонной кислоты, той же солярки, кока-колы и прочих, имеющих растворяющую природу жидкостей принципиально ничем не отличается от вышерассмотренного варианта с экспресс-промывками. Есть разные отзывы об эффективности собственно отмывания, например, димексид показывает отличный результат, уайт-спирит нет, но важно не это. Все эти вещества также не способны удерживать в себе отмытую грязь, а значит финал может быть таким же, как при применении пятиминуток.

6. Мягкая промывка масляной системы двигателя.

Под мягкой промывкой подразумевается более щадящий режим отмывания отложений. В её составе меньше моющей присадки, поэтому кроме неё добавляют те самые дисперсанты, которые так нужны при промывке двигателя. Проигрыш здесь во времени, поскольку работает она в течение 150-200км пробега. Хотя, наверное, это и не проигрыш, залил банку в масло и езди себе день-два, потом на замену масла.
Такой вариант гораздо более приемлем с точки зрения риска забить сетку маслозаборника, и при не очень сильно загрязнённом двигателе его может хватить.

7. Правильная промывка двигателя.

Ну а теперь рассказываю, что делать, если грязи много, а возиться с разборкой (или починкой:)) неохота.
Сразу огорчу, никаких суперрецептов на данный счёт не существует. Суть правильной промывки в неоднократном воздействии. То есть по большому счёту нужно промыть движок в несколько этапов. Главное, чтобы в процессе промывки в масле ВСЕГДА был запас свежих дисперсантов для удержания отмытых отложений.
Таким образом, можно комбинировать, скажем, мягкую промывку, затем хорошее (читай дорогое, с дисперсантами, такие тоже есть) промывочное масло, затем моторное масло с повышенным щелочным числом (дизельные масла сгодятся) на непродолжительный пробег, потом штатное масло, которое также меняется при необходимости раньше положенного срока. При этом нужно контролировать степень загрязнённости на каждом этапе (ну хотя бы заглядывая внутрь маслозаливной горловины). Также нужно учитывать, что на нештатных маслах (то же дизельное) лучше не газовать, раскручивая движок по полной. Дизельные масла, конечно, совместимы с бензиновыми моторами, но без фанатизма:).
Да, скорее всего лаковые отложения так и не отмоются, но это уже не страшно, с ними справятся моющие присадки штатного масла при последующих заменах. Главная проблема с обилием наросшего на стенках/свободно плавающего в масле шлама будет решена.

Читайте также:  Масло для мотора спейс вагона

8. Итого.

Традиционные итоги статьи:

При соблюдении нормальных условий эксплуатации и небольшой загрязнённости двигателя промывка масляной системы не нужна, с грязью вполне справится хорошее моторное масло с заменой согласно регламенту (лучше всё же не больше 12 тыс. км).

Для сложных случаев существует несколько способов отмыть грязь. Самый радикальный — это разборка двигателя с полосканием узлов и деталей в солярке. Долго/дорого, но эффективно и безопасно (если после сборки не останется лишних деталей:))

Далее очень популярный, но небезопасный вариант с 5-минутными промывками масляной системы, отмывает, но создаёт опасность забивания маслозаборной сетки в следствие отсутствие достаточного количества дисперсантов в момент и после промывки, что чревато масляным голоданием и поломкой двигателя.

Варианты с димексидом, уайт-спиритом и прочими «народными» средствами если и моет, то также не обеспечивает объём масла дисперсантами, поэтому по опасности приравнивается к пятиминуткам.

Мягкие промывки двигателя гораздо более приемлемы, так как вместе с детергентами содержат и некоторое количество дисперсантов, «запирающих» грязь в мелких частицах внутри объёма масла и не дающими им слипнуться в крупные куски, залепив собой всё ту же сетку маслозаборника. Разумеется, при условии, что грязи там не в разы больше, чем может удержать имеющееся количество присадки.

И наконец, наиболее оптимальный вариант промывки при сильном загрязнении двигателя. Заключается в проведении очищения движка в несколько этапов, на каждом из которых в объёме масла должен быть обеспечен запас свежей диспергирующей присадки. Это штатное масло, мягкая промывка, дорогие промывочные масла, дизельные масла с повышенным щелочным числом. Комбинация этих способов даст отличный результат и будет безопасной для двигателя.

Как промывать двигатель промывочным маслом

От моторного масла напрямую зависит работа двигателя, поэтому опытные автолюбители стараются «кормить» мотор исключительно качественными и подходящими по характеристикам смазывающими жидкостями. Как известно, моторное масло (ММ) необходимо периодически менять, так как в процессе его использования смазывающий состав теряет часть своих свойств и становится непригодным.

Насколько качественной ни была бы жидкость, на компонентах мотора будут образовываться всевозможные загрязнения и нагар. Из-за этого двигатель не может работать на полную мощность. Конечно, практически все моторные масла обладают моющими свойствами, но чаще всего их не хватает, чтобы в полной мере удалить скопившиеся отложения. Чтобы этого избежать рекомендуется производить промывку двигателя. Однако в некоторых случаях эта процедура не является обязательной, рассмотрим их подробнее, а также разберемся, что из себя представляет промывочное масло.

Промывочное масло (виды и характеристики)

Сегодня для промывки двигателей существуют самые разнообразные составы, например:

  • Специализированные промывочные средства, заливающиеся в мотор, сразу после того, как вы слили отработанное масло. Изготавливаются жидкости из минеральных масел. Продаются такие составы не в каждом магазине, поэтому лучше заранее уточнить наличие промывочного масла.
  • Жидкости-пятиминутки. Эти промывочные составы отличаются от прочих аналогов тем, что они изготавливаются на основе дизельного топлива и включают в свой состав мощные растворители и агрессивные присадки. Заливаются такие жидкости непосредственно в то масло, которое планируется менять.

Жидкости-пятиминутки оказывают негативное влияние на уплотнительные элементы. Кроме этого, они могут изменить состав вновь залитого масла не в лучшую сторону. Что же использовать в качестве промывочного масла?

Лучше всего применять специализированные промывочные или обычные моторные масла. В последнем случае лучше всего использовать «синтетику». Дело в том синтетическое промывочное масло отличается стабильностью своих свойств, поэтому его рекомендуется использовать как для промывки, так и для обычной заливки. А вот если речь идет о специализированных составах, то все они изготавливаются на минеральной основе.

Главным преимуществом обычного промывочного масла является его безопасность и эффективность. Оно способно не засоряет масляные каналы и не поражает уплотнительные элементы, как это происходит при использовании пятиминуток.

В каких ситуациях необходимо использовать промывочное масло

Очень часто автолюбители спорят на тему нужно ли промывочное масло при замене масла. Одни считают, что эта процедура не несет никакой пользы и на износ мотора никак не влияет, а даже наоборот, приносит один только вред. Другие уверены, что без промывки не обойтись и ее обязательно нужно выполнять при каждой замене ММ. В первом случае есть лишь доля правды, так как повредить мотору промывочное масло не может, поэтому такие «противники» скорее всего, подразумевают агрессивные жидкости-пятиминутки. С другой стороны и помывка двигателя не всегда оправдана.

В первую очередь стоит сказать, что в состав всех моторных масел входят различные присадки, обладающие моющими, противозадирными, антиокислительными и прочими свойствами. Если автотранспортное средство эксплуатируется правильно, а бензин заливается исключительно качественный, то никаких отложений на деталях двигателя оставаться не должно. Однако, где гарантия что заправка, на которую вы ежедневно заезжаете, продает исключительно качественный нефтепродукт?

Читайте также:  Маркировка масел для двигателя автомобиля

Если говорить о том, когда промывка точно не нужна, то вы смело можете обойтись без этой операции если вы:

  • приобрели абсолютно новую машину;
  • никогда не заливали в мотор дешевое масло или полностью уверены в качестве жидкости, которую постоянно используете;
  • полностью доверяете качеству топлива на АЗС.

Если говорить о том, когда нужно использовать промывочное масло для дизеля или бензинового двигателя, то тут все очевидно:

  • при приобретении подержанного автомобиля;
  • при частой смене различных АЗС;
  • если в двигатель попал антифриз;
  • после смешивания разных смазывающих жидкостей;
  • при переходе на другую классификацию ММ (например, с SAE на API).

Сам процесс промывки не отличается никакими особенностями, поэтому сделать это можно и самостоятельно.

Как применять промывочное масло

Для промывки вам понадобится:

  • промывочная жидкость;
  • емкость для слива отработанного ММ (подойдет и пластиковая бутылка объемом 5 л);
  • новый масляный фильтр (2 шт).

Автомобиль лучше поставить на подъемник или загнать его на яму. После этого необходимо подождать несколько минут, пока мотор остынет и можно приступать к следующим операциям:

  • Под днищем автомобиля найдите пробку сливного отверстия, установите под ней емкость для слива и открутите пробку.
  • Подождите пока использованное масло сольется, и закрутите отверстие для слива.
  • Залейте промывку в двигатель.
  • Замените старый масляный фильтр на новый.
  • Заведите двигатель, который должен проработать на холостом ходу порядка 10-15 минут. Но лучше поездить на промывочной жидкости около 40-50 километров, этого хватит, чтобы полностью очистить мотор. На максимальных оборотах при этом лучше не ездить.
  • Слейте промывочную жидкость из двигателя и поменяйте фильтр.
  • Залейте новое моторное масло.

Важно! При использовании специализированного промывочного масла старую жидкость необходимо сливать при горячем моторе.

Обратите внимание на то, что после промывки замена ММ должна будет осуществляться в два раза чаще. Поэтому если вы обычно меняли смазочную жидкость каждые 10 000 км, то теперь масло нужно будет сменить через 5 000 километров.

Если говорить о том, какое промывочное масло является лучшим, то тут главным приоритетом является производитель жидкости.

Лучшие производители промывочных масел

Выбирая специализированное промывочное масло лучше отдавать предпочтение производителям, которые отвечают за качество своего продукта. Сегодня существует несколько компаний, которых автолюбители выделяют среди остальных.

Лукойл

Эта компания является производителем высококачественного масла. Изображение упаковки с таким маслом показано выше. Промывочное масло для двигателя Лукойл обладает отличными свойствами, среди которых:

  • диспергирование;
  • хорошая растворяемость;
  • превосходные моющие характеристики.

В качестве основы промывочное масло Лукойл авто содержит минеральную жидкость, а также специальный пакет моющих средств, благодаря которым удается быстро очистить мотор от отложений любого типа и сложности.

Продается масло Лукойл в 4-литровых канистрах, стоимостью порядка 300 рублей.

Промывочное масло ТНК является универсальной жидкостью, с отличными свойствами. Универсальность средства заключается в том, что его можно использовать как для новых моторов, так и для старых или дизельных движков. Дело в том, что жидкость ТНК не затрагивает кристаллизовавшиеся отложения, благодаря чему многочисленные микротрещины (которых предостаточно в «бывалых» двигателях) не открываются. Кроме этого, жидкость на минеральной основе предотвращает окислительные процессы.

Если вы эксплуатировали автомобиль в экстремальных условиях, нарушили режим смены моторного масла или смешали несколько отличающихся составов, то лучше всего использовать жидкость для промывки от ТНК. Продается она в таре по 3,5 л, а стоит от 200 до 500 рублей.

Shell Helix

Компания Shell предлагает автовладельцам промывочное масло, изготовленное на основе органических растворителей. Стоит такое удовольствие недешево, так как за маленькую бутылочку промывки объемом 0,5 литров придется отдать около 370 рублей. Но такая относительно высокая цена обусловлена отличными свойствами жидкости. Промывочное масло Shell эффективно, быстро и деликатно очищает от нагара, осадков и грязи. При этом резиновые элементы двигателя не страдают.

Роснефть

Промывочное масло Роснефть также как и остальные аналоги изготавливается на минеральной основе с добавлением моющих присадок, обладающих высокой эффективностью, мягко и быстро очищающих мотор автомобиля. Используется для всех типов моторов и позволяет избавиться от серьезных загрязнений. Выпускается в емкостях по 4 литра, а стоит в пределах 490 рублей.

Масло промывочное МПА-2 тоже продемонстрировало себя с лучшей стороны. Как и все описанные выше жидкости МПА-2 обеспечивает эффективный уход за двигателем и позволяет в краткие сроки избавиться от шлаков, нагара и прочих пагубных образований. Продается в канистрах разного объема. Стоимость жидкости составляет порядка 300 рублей за 4 л.

В заключении

Осуществлять промывку двигателя обязательно необходимо при переходе на другой тип масла, например, если вы решили слезть с «минералки» на «синтетику». Все доводы о том, что промывка мотора при смене масла может «убить» двигатель не имеют никакого логического обоснования. Сократить срок службы мотора можно как раз таки, если заливать в него «что попало» и вовремя не удалять загрязнения. Главное, выполнять замену масла и промывку движка в соответствии с рекомендациями и советами производителя вашего авто.

Оцените статью