- 8 рекомендаций по диагностике грузового автомобиля
- ТО грузовых автомобилей: периодичность, состав работ и общие рекомендации
- ТО грузовых автомобилей: периодичность, состав работ и общие рекомендации
- Регламент проведения ТО грузовых автомобилей
- Периодичность планового ТО
- Примерный состав работ при ЕО, ТО-1, ТО-2 и СТО
8 рекомендаций по диагностике грузового автомобиля
Диагностические работы любого автомобиля — это обязательная процедура, обеспечивающая своевременный ремонт, а также исправную работу основных систем. Это вдвойне важно, когда речь идёт о грузовом автомобиле, от непрерывности эксплуатации которого зависит уровень прибыли, исполнение договорных обязательств и эксплуатационные расходы. Стоимость ремонта и обслуживания грузовиков на порядок выше, поэтому квалифицированная диагностика, позволяющая выявить неисправность на раннем этапе, экономит значительные средства владельца. Исходя из этого, перечислим основные рекомендации по выполнению диагностических работ коммерческого транспорта.
1. Компьютерная диагностика.
Сложность электронных систем грузового автомобиля требует использования специализированных сканеров и стендов для того, чтобы выявить причину неисправности. При проведении подобных работ целесообразно уточнить, способен ли такой аппарат давать объективную картину по вашему автомобилю. Для того, чтобы это понять, обращайте внимание на год выпуска диагностического оборудования, которое должно быть новее, чем ваш грузовик. Адаптеры для подключения к диагностическим разъёмам должны быть заводского изготовления и не иметь следов подгонки «по месту». Компьютер должен безошибочно определять марку и модель машины, а также таких узлов как ЭБУ (электронный блок управления двигателем).
2. Проверка целостности цепей и исправности разъёмов.
После считывания кодов ошибок приступают к выявлению причин их возникновения. Весьма распространены ситуации, когда исправный агрегат выдаёт сигнал о поломке по причине короткого замыкания или «пробоя» в проводке, неплотного прилегания клемм, а также проблемах с датчиками. Поэтому прежде чем заниматься агрегатным ремонтом, опытный диагност проведёт обследование основных электронных цепей. Даже если диагностика показала, что причина кроется именно в таких «незначительных» поломках, следует принять меры к их скорейшему устранению, поскольку давая ложный сигнал электронным модулям, они автоматически переводят их в аварийный режим, ухудшая основные параметры работы.
3. Проверка параметров в работе.
Комплексная компьютерная диагностика этим не ограничивается, а включает также одновременное подключение к элементам системы зажигания или второстепенным электронным блокам, анализируя параметры работы заведённого мотора. Только так можно выявить случайную ошибку, которая и послужила причиной срабатывания индикации, или определить системную неисправность, не связанную с внешними факторами, требующую скорейшего устранения.
Стоит помнить, что в многоцилиндровых грузовых двигателях крайне сложно выявить пропуски зажигания или аналогичные неисправности всего в одном из них, что повлекло бы «троение» традиционного легкового мотора. Это приводит к достаточно длительной эксплуатации в аварийном режиме и возникновению неисправностей, устранить которые можно лишь капитальным ремонтом, поэтому игнорировать индикацию бортового компьютера ни в коем случае нельзя. Кроме того, дизель предусматривает использование свечей накаливания, что требует наличие специализированного стенда для диагностирования их параметров.
4. Диагностика второстепенных модулей.
Современный грузовой автомобиль содержит множество узлов и агрегатов, работа которых контролируется ЭБУ, размещёнными отдельно от основного, поэтому при обнаружении отклонений от нормального функционирования того или иного агрегата следует провести его выборочную компьютерную диагностику. Это касается АКПП, тормозной системы, особенно с ABS, пневмоподвески и систем обеспечения комфорта. При проведении подобных работ может возникнуть необходимость перепрошивки и обновления программного обеспечения модулей. Помните, что допускается использовать только оборудование и софт, рекомендованный производителем, в противном случае кратковременный положительный эффект может привести к плачевным последствиям в дальнейшем.
5. Диагностика топливной аппаратуры.
Для грузового мотора, особенно дизельного, от исправности этого элемента зависит не только стабильность работы, но и показатели мощности, а также расхода топлива. Современные системы, нацеленные на улучшение экономических и эксплуатационных показателей, непомерно усложнили топливную аппаратуру, поэтому диагностироваться должны все её составляющие – магистрали, насосы высокого давления, форсунки, системы подогрева.
Причиной столь пристального внимания может быть не только непосредственная поломка, но и более распространённый случай, который не так легко самостоятельно выявить, а именно – засор или забивание, вызванное использованием некачественного топлива. В подобной ситуации снижение основных показателей происходит плавно и крайне медленно, ввиду чего субъективно это становится малозаметным.
6. Проверка пневматических и гидравлических систем.
Тяжелый грузовик – это сосредоточение различных манипуляторов, исполнительных механизмов и усилителей, без которых нормальная работа невозможна. Помимо систем управления, необходимо диагностировать и сами механизмы на предмет герметичности и степени износа. К ним можно отнести насосы, рукава высокого давления и непосредственно гидроцилиндры. Кроме того, вышеперечисленные системы нуждаются в регулярной калибровке и настройке, чтобы обеспечить работу в штатном режиме. Гидроусилителем оснащается и рулевой механизм, поэтому от исправности данного узла зависят не только эксплуатационные параметры, но и безопасность.
7. Диагностика ходовой части.
Помимо электронных систем, исправность и возможность дальнейшей эксплуатации грузового автомобиля определяется и состоянием его ходовой части. К сожалению, интенсивная эксплуатация, повышенные весовые нагрузки, а также состояние российских дорог крайне негативно сказываются на данной системе. Во избежание поломки столь ответственного механизма, особенно в пути, что потребует дорогостоящей эвакуации, целесообразно проводить регулярные диагностические работы, призванные выявить износ подшипников и редукторов, начало разрушения рессор, а также их креплений и проушин, оценить состояние редукторов (особенно планетарных), проверить работоспособность пневмоподушек.
8. Проверка состояния системы отведения и нейтрализации выхлопных газов.
Ввиду значительного рабочего объёма грузового двигателя неисправность его элементов может привести к увеличению интенсивности выхлопа, выбросу сажи и копоти, являясь причиной штрафов от специализированных организаций и препятствием для прохождения технического осмотра. Далеко не всегда подобные неисправности связаны с состоянием каталитического нейтрализатора, зачастую они сигнализируют о неправильном смесеобразовании, обеднённом или обогащённом топливе, сказывающемся на ресурсе мотора. Поэтому состояние выхлопных систем также должно быть объектом диагностики.
Помимо цвета и запаха выхлопных газов, внимание нужно уделить интенсивности их потока, должны отсутствовать пульсации, свидетельствующие о прогорании резонатора. Забившийся нейтрализатор также переводит электронные блоки управления двигателем в аварийный режим, сигнализируя о некачественном топливе или нарушениях в работе систем воспламенения или смесеобразования. Для объективной оценки состояния систем отведения выхлопных газов необходимо использовать современные газоанализаторы, наиболее же точные результаты достигаются при их стендовом размещении, поскольку портативные устройства годятся лишь для выявления наиболее очевидных проблем.
Отдельно проверяется наличие шумов в трансмиссии, посторонние звуки, перегрев узлов, свидетельствующие о потенциально близких поломках и крайней степени износа ответственных деталей.
Вышеперечисленные рекомендации помогут чётко сформулировать последовательность действий при комплексной диагностике состояния узлов и агрегатов грузового автомобиля, определить наиболее уязвимые элементы, а также выбрать мастерскую, в которой данная процедура будет выполнена максимально точно и своевременно.
ТО грузовых автомобилей: периодичность, состав работ и общие рекомендации
ТО грузовых автомобилей: периодичность, состав работ и общие рекомендации
Каждому грузовому автомобилю требуется периодическое техническое обслуживание. Это ряд процедур, целью которых служит обеспечение стабильной работы и высокого качества всех элементов транспортного средства. Регулярное ТО особенно необходимо и для грузовых автомобилей, которые непрерывно подвергаются значительным нагрузкам. Отсутствие своевременного осмотра и ремонта является основной причиной снижения работоспособности грузовика. Это важное мероприятие позволяет эффективно использовать машину, снизить расходы на его эксплуатацию и ремонт.
Техническое обслуживание грузовых автомобилей, по сравнению с другими видами транспортных средств, обладает своими особенностями, с которыми должен быть ознакомлен каждый владелец. Марка, модель и производитель автомобиля не важны – техническое обслуживание одинаково необходимо как отечественным, так и иностранным грузовикам. Ниже речь пойдет об этапах и особенностях ТО без привязки к виду и модели транспортного средства.
Регламент проведения ТО грузовых автомобилей
Многие владельцы автомобилей не предполагают, что требования к срокам и другим аспектам технического обслуживания транспортных средств зависят не от производителей и поставщиков. Эти правила определяются регламентом государственного стандарта ГОСТ 21624-81, который носит название «Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий». Этот документ устанавливает сроки и периодичность проведения технического обслуживания, содержит список правил и требований к производству и ремонту автомобильной техники.
Стоит отметить, что автопроизводители также устанавливают собственный период и порядок проведения технического обслуживания. Однако наблюдения показывают, что государственный стандарт оптимально отражает текущее положение дел, и регламентированные им сроки проведения и правила ТО во многом аналогичны требованиям производителей.
Периодичность планового ТО
Государственный стандарт описывает три разновидности технического обслуживания автомобилей:
- ЕО — ежедневное обслуживание;
- ТО -1 – первичное техническое обслуживание;
- ТО -2 – повторное (второе) техническое обслуживание.
ГОСТ содержит требования и к периодичности регламентного ТО (межсервисного интервала). Она зависит от пробега грузового автомобиля и измеряется в пройденных километрах. Различные виды ТО требуются на следующих этапах эксплуатации:
- Ежедневное обслуживание, исходя из названия, необходимо проводить один раз в сутки;
- Первое ТО осуществляется после 4000 пройденных километров;
- Второе техническое обслуживание происходит, когда пробег грузового авто достигает 16 000 километров.
В ГОСТ не указаны сроки проведения обслуживания, которое должно осуществляться во время обкатки транспортного средства. Эти требования устанавливает производитель. В большинстве случаев обкатка грузовых автомобилей составляет около 1000 километров. Многие производители по достижению этого значения рекомендуют заменить моторное и трансмиссионное масло. Несмотря на то, что выполнять первое техническое обслуживание следует при пробеге от 4000 километров, проводить процедуру можно и раньше, если автовладелец не уверен в полном соблюдении установленных правил эксплуатации. Это поможет сохранить ресурс двигателя и трансмиссии, снижение которого ведет к существенным проблемам и финансовым затратам при последующем использовании транспортного средства. Для большей уверенности рекомендуется осуществлять часть работ по обслуживанию при пробеге от 1000 до 1500 километров.
В ГОСТ не указан и еще один вид технического обслуживания, который имеет место на территории России – сезонное ТО (СТО). Оно выполняется каждые полгода в начале весны и в конце лета. Целью данной процедуры служит подготовка транспортного средства к предстоящим изменениям климата, связанным со сменой сезона.
Есть и исключения из общих требований. Например, большинство современных моделей грузового транспорта от европейских и американских производителей, в числе которых и распространенные на территории РФ автомобили марки Iveco, характеризуются увеличенным межсервисным интервалом. Он может достигать 60 000 километров. Речь идет о втором техническом обслуживании (ТО-2), которое предполагает замену моторного масла. Этот факт не противоречит правилам государственного стандарта, так как регламентированный им пробег между ТО-2 не имеет верхней границы (указан только минимальный период).
Крупногабаритные грузовые автомобили и магистральные тягачи имеют межсервисный интервал до 100 тысяч километров. Но стоит учесть, что такое значение установлено только для эксплуатации транспорта в европейских странах. В России присутствует множество негативных факторов, ускоряющих износ двигателя и других механизмов автомобиля, среди которых низкое качество топлива и неприемлемое состояние дорог. Если для описанного выше транспорта руководствоваться европейскими нормами, то существует вероятность, что грузовик выйдет из строя прежде, чем достигнет следующего технического обслуживания или потребует значительных расходов на ремонт.
Так с каким же интервалом целесообразнее выполнять ТО грузового автомобиля? Ответ на этот вопрос кроется во множестве факторов, но в большинстве случаев зависит от возраста. Если транспортное средство приобретено недавно и ещё находится в пределах гарантийного срока, то процедуру нужно проводить согласно требованиям дилера. Для автомобилей, которые находятся в эксплуатации уже продолжительный период, межсервисный интервал определяют сами владельцы. В этом случае рекомендуется следовать срокам, указанным производителем или рекомендациям ГОСТ.
Примерный состав работ при ЕО, ТО-1, ТО-2 и СТО
Список процедур, входящих в состав технического обслуживания, зависит от пробега автомобиля:
- Ежедневное обслуживание. При ЕО выполняется осмотр транспортного средства на наличие внешних дефектов отдельных элементов, тестируется работоспособность системы торможения, целостность приборов освещения и прочих механизмов, определяется давление в шинах. Ежедневное обслуживание предполагает мойку автомобиля и его дозаправку в случае необходимости. Другими словами, целью ЕО является обеспечение работоспособности грузового транспорта для текущего рейса.
- Первое техническое обслуживание. ТО-1 включает в себя проверку уровня моторного и трансмиссионного масла, антифриза и других жидкостей в системе. Происходит регулировка различных механизмов автомобиля – рулевого управления, сцепления, свободного хода педалей. Во время первого технического обслуживания производится смазка главных узлов и агрегатов. Смазочные работы осуществляются в соответствии с картой, которая должна находиться у владельца автомобиля или в сервисе официального поставщика или производителя.
- Второе техническое обслуживание. При ТО-2 выполняются аналогичные предыдущему пункту процедуры и ряд дополнительных мероприятий. Во-первых, осуществляется замена моторного масла. Зачастую именно при втором техническом обслуживании разбираются и ремонтируются некоторые важные узлы, которые при ТО-1 лишь проверялись и смазывались. В большинстве случаев указанный для конкретного грузового автомобиля межсервисный интервал аналогичен периоду между проведением второго ТО.
- Сезонное техническое обслуживание. Список работ, входящих в СТО, зависит от сезона проведения процедуры. В начале осени грузовой автомобиль подготавливается к эксплуатации в зимнее время. Для этого в систему охлаждения заливается антифриз, а в бачок омывателя – незамерзающая жидкость. В некоторых случаях масло в двигателе заменяется на аналогичное, но с пониженным показателем вязкости. В обязательном порядке проверяется и регулируется плотность электролита аккумуляторов. Перед наступлением морозов следует удалить конденсат из ресиверов пневматической системы и заменить осушители. При отрицательной температуре сливать конденсат рекомендуется 1-2 раза в неделю. В начале весны список работ по СТО заметно меньше, так как требования к условиям эксплуатации в теплое время года ниже, и большинство грузовых автомобилей отлично к ним приспособлены.
В течение года собственник грузового автомобиля проходит несколько видов технического обслуживания. Как показывает практика, среднее значение годового пробега грузовых транспортных средств в России находится в рамках от 40 000 (при оптимальной эксплуатации) до 250 000 километров (при интенсивном использовании без простоев). Судя по этим данным, грузовикам требуется 2-3 раза в год проходить ТО-2, что влечет за собой значительные финансовые расходы. Но избежать этого нельзя – без своевременного технического обслуживания транспортное средство быстро выработает ресурс и будет нуждаться в серьезном и более дорогом ремонте.