Как продувать воздушный фильтр автомобиля

Как почистить воздушный фильтр автомобиля своими руками

При эксплуатации транспорта на пыльных грунтовых дорогах двигатель нередко теряет мощность из-за нехватки кислорода в камере сгорания. Тогда и возникает необходимость почистить воздушный фильтр автомобиля, поскольку нормативное время эксплуатации до замены элемента ещё не истекло. Материал сменных картриджей у воздухоочистителей машин разных марок различаются, как и конструктивное исполнение корпуса. Это влияет на способ регенерации фильтра.

Конструкции воздухоочистителей в автомобиле

Чтобы понять, как почистить воздушный фильтр автомобиля, надо знать его конструкцию и свойства материала, из которого изготовлен сменный элемент — картридж. В состав прибора пылеудаления входят: корпус, имеющий отверстия для входа грязной струи и протока чистого воздуха, мембрана и уплотнительная прокладка по контуру крышки для исключения прохождения соринок мимо фильтра. В зависимости от марки автомобиля очистительные устройства располагают в разных местах, а форма корпуса бывает цилиндрической для двигателя или прямоугольной рамочной у салонного варианта. По материалу картриджа различают следующие типы фильтров:

  1. Бумажные — ставили на старые модели отечественного и иностранного производства. Сложены в виде гармошки из пористых лент.
  2. Хлопчатые — пришли на смену предыдущим как более эффективные очистители.
  3. Волокнистого типа синтетические мембраны сегодня преобладают в эксплуатации, они хорошо фильтруют даже в загрязнённом состоянии.
  4. Угольные картриджи всё больше распространяются в применении, поскольку способны обогащать воздух кислородом, удаляя вредные газы.
  5. Прямоточные фильтры пониженного сопротивления или нулевики — в них рабочий элемент пропитывается специальным масляным составом, и промывать его требуется через каждые 5 тыс. км пробега.

Технология чистки всякого типа картриджей различается, бумажные и угольные разрешается только продувать сжатым воздухом. Это и будет ответом на вопрос, можно ли мыть салонный фильтр автомобиля, ведь от его состояния зависит здоровье водителя и пассажиров машины.

Способы и правила очистки

Прежде чем приступить к мокрому очищению картриджа от пыли, его обдувают сжатым воздухом от компрессора или бытового пылесоса. Эта процедура позволяет избежать образования грязи при контакте мусора с водой. Существует несколько способов помыть воздушный фильтр автомобиля:

  1. Гофрированный элемент из бумаги очищают с использованием автокосметики в виде спрея. Средством опрыскивают все складки и оставляют на время, необходимое для размягчения (указано на упаковке). После смыть загрязнённую смесь тёплой струёй.
  2. Картридж волокнистой структуры промывают в водном растворе из посудной химии или стирального порошка, погружая элемент на 30―40 минут, затем тщательно полощут.
  3. Фильтрующая деталь прямоточного нулевика в разных конструкциях различается: если применён материал бумага или ткань, то процедуры подобны описанным выше. Разница в том, что после очистки на внешнюю поверхность картриджа нулевика своими руками наносят специальную смазку.
  4. Синтетические детали фильтра для салона стирают в мыльной воде, промывают под струёй из-под крана и хорошо просушивают.

При удалении влаги из промытых элементов не рекомендуется использовать фены, другие нагреватели: картридж может покоробиться. Есть и сухие способы, как почистить салонный фильтр автомобиля, они используются в отношении элементов на угольной и бумажной основе, которые нельзя мыть в растворах. Это упомянутый выше метод обработки струёй воздуха.

Химия для ухода за фильтрами

За качество и количество воздуха, поступающего в двигатель и салон автомобиля, отвечает воздушный фильтр. Можно ли мыть его картридж обычными стиральными средствами — такой вопрос иногда возникает у автолюбителей. Вот рекомендации по ассортименту применяемой химии для чистки элементов воздухоочистителя:

  1. Обычные порошки и гели для стирки и мытья посуды — все пригодны для удаления пыли и мусора из пористой поверхности. Вреда материалу конструкции они не причинят.
  2. Доместос обладает неприятным запахом, его назначение — чистка кафельной плитки, ванн и унитазов. Если применить его для мойки салонного фильтра, то придётся долго проветривать обработанный картридж.
  3. Ipone Air Filter Clean — специальная жидкость, которая обезжиривает и чистит фильтровальные элементы двигателей транспортных средств и салонов автомашин. Канистры ёмкостью 5 л хватает на 30 уходов.
  4. MOTUL А3 Air Filter Oil, спрей IPONE SPRAY AIR FILTER OIL, Liqui Moly Motorrad Luftfilter Oil — всё это масла для пропитки фильтрующих деталей картриджа после его стирки.

Если для очистки ничего подходящего под рукой не оказалось, можно воспользоваться бензином. Важно понимать, что восстановленный элемент новым не станет, и эффективность действия понизится, поэтому повторять процедуру больше 5 раз не рекомендуют.

Порядок разборки и замены картриджа

Заменить воздушный фильтр несложно, и большинство автолюбителей делают это самостоятельно, не обращаясь к услугам автосервиса. Срок службы рабочего элемента устанавливается в 15―20 тыс. км пробега. Порядок демонтирования и замены:

Читайте также:  Воздушные фильтры двигателя ямз 236

  • открепить верхнюю крышку: убрать защёлки или открутить винты;
  • извлечь фильтр и осмотреть на предмет загрязнённости, принять решение об очистке или замене новым;
  • установить новый или восстановленный картридж;
  • запереть корпус, вернув крышку на прежнее место.

Определяя целесообразность очистки салонного фильтра, учитывают следующие моменты. Регенерация поверхности элементов происходит лишь снаружи, а внутренние поры часть пыли задерживают. К тому же новый картридж несёт в себе электростатический заряд, повышающий эффективность воздухоочистки. При стирке он утрачивается и не восстанавливается.

Современные фильтровальные материалы пропитываются специальными препаратами, способными улавливать микробов и бактерий — эта защита исчезнет, и комфорт в салоне ухудшится. Поэтому пользоваться восстановленными картриджами допустимо, но лучше ставить новые элементы.

Можно ли продувать воздушный фильтр автомобиля

Чистить или менять?

Чистка заключается в простой продувке сжатым воздухом. Для этого можно заехать на любое предприятие, где есть воздушный компрессор, договориться с водителем ЗиЛа или КамАЗа, на машинах которых есть компрессор с краном отбора воздуха, или просто использовать заранее надутое колесо.

У дизельных двигателей и бензиновых с впрыском топлива засорение воздушного фильтра вызывает снижение мощности и повышение расхода топлива. У карбюраторных двигателей при этом еще может происходить самопроизвольное повышение оборотов, вызванное включением вторичной камеры.

Бесконечно продувать воздушный фильтр не получится, поскольку вследствие эффекта «цементации» производительность фильтра неуклонно снижается. Чем грязнее фильтр, тем более чистый воздух будет поступать в двигатель. Но и тем ниже будет мощность, естественно, с сопутствующим повышением расхода топлива. Езда без воздушного фильтра приводит к «проваливанию» впускных клапанов и износу цилиндро-поршневой группы. Однако вполне допустимо проехать без фильтра несколько сотен метров, особенно в дождь или морось.

Можно отмыть воздушный фильтр от пыли, используя различные жидкости (бензин, керосин, воду и т.д.). Но выполнять свои функции после этого он будет хуже, поскольку все поры станут чуть большего размера. После продувки сжатым воздухом, без использования жидкостей, размеры пор в фильтрующем элементе не увеличиваются. Именно поэтому для чистки воздушного фильтра используется только сжатый воздух.

Также спрашивают: как часто надо менять топливный фильтр?

Рекомендуется проделывать эту операцию не реже раза в год, а то и чаще. Но, как показывает практика, вывести из строя топливный фильтр можно всего одной «удачной» заправкой уже на следующий день.

А кроме того, на многих авто после 2000 г.в. топливных фильтров тонкой очистки в отдельном корпусе нет. Стоит в баке приемная сеточка и все. Видимо, это считается достаточным. Правда, сеточка там хитрая, с очень маленькими ячейками. Но такого же типа сеточки стоят и на наших машинах 90-х годов. Поэтому топливный фильтр надо менять только после того, как вы почувствуете, что машина хуже стала ехать под нагрузкой. И в первую очередь надо проверить приемную сеточку в топливном баке.

  • Как чистить воздушный фильтр?
  • 1. Для чего нужен воздушный фильтр и зачем его чистить?
  • 2. Как правильно чистить воздушный фильтр?
  • 3. Что нужно для чистки воздушного фильтра?
Читайте также:  Набор для ремонта сколов кузова автомобиля

Воздушные и масляные фильтры относят к тому типу деталей, над состоянием которых особо не «трясутся»: перестал выполнять свои функции – выкинул и купил новый. Другими словами – это расходный материал, подлежащий регулярной замене. Однако, если транспортное средство постоянно работает в условиях повышенной запыленности, то между заменами воздушный фильтр можно очищать; а о том, как выполнить это действие своими руками, вы узнаете, дочитав до конца данную статью.

1. Для чего нужен воздушный фильтр и зачем его чистить?

Свежий воздух нужен всем живым существам – это факт, но не они одни в нем нуждаются. Так, максимально полное сжигание топлива в «сердце» автомобиля будет возможным только тогда, когда в нем будет присутствовать кислород, превышающий объем горючего в 20-30 раз. Сильное загрязнение автомобильного мотора ведет к его нерациональной работе или даже полному выходу из строя. Воздушный фильтр призван очищать потоки воздуха еще до их попадания внутрь двигателя, что, естественно, не может на нем не сказаться. Поэтому, знать о способах его очистки точно не помешает, но обо всем по порядку…

Воздушный фильтр двигателя имеет цилиндрическую конструкцию, в то время как деталь, предназначенная для очистки воздуха в салоне транспортного средства, обладает панельной конструкцией. Если вы решите почистить фильтр, отличия этих двух элементов следует учитывать.

Фильтрующий элемент детали задерживает в себе и мелкие, и крупные частицы пыли, обеспечивая силовому агрегату (или салону) машины необходимый приток кислорода. Если транспортное средство ездит по асфальтированным дорогам, то загрязнение фильтрующего элемента проходит сравнительно медленно, но если автомобиль постоянно преодолевает грунтовые и сильно запыленные участки дорог, то микропоры фильтра очень быстро забиваются и начинают плохо пропускать поступающие потоки воздуха.

Слишком сильное засорение описанного элемента может привести к двум основным вариантам дальнейшего развития событий. Во-первых, снизится мощность автомобиля и рабочая эффективность его двигателя, а во-вторых, из-за неполного сгорания рабочей смеси может увеличиться расход топлива, в результате чего есть реальный шанс получить не только повреждения самого фильтра, но и поломку мотора, поэтому затягивать с заменой или чисткой детали точно не стоит.

2. Как правильно чистить воздушный фильтр?

На некоторых старых моделях автомобилей установлены перманентные воздушные фильтры, в то время как современные внедорожники оснащены более сложными конструктивными вариантами с сухими или мокрыми фильтрующими элементами, а все действия по их очистке или замене следует выполнять с учетом инструкций, отмеченных в руководстве пользователя.

Как и в любом другом случае, прежде чем переходить к непосредственным ремонтным работам, необходимо провести соответствующую диагностику. В случае с автомобильным воздушным фильтром, просто подержите его против яркого света. Если свет сквозь него не проходит, попробуйте «упустить» его на твердую поверхность (нижней частью вниз).

Этим действием вы выбьете из детали немного грязи, но если после нескольких попыток очистки этим способом фильтр все равно остается очень грязным и не пропускает свет, то можно попытаться аккуратно его почистить другими методами. Правда, не надо надеяться на чудо, вполне возможно, что помочь сможет только замена.

Вообще-то, многие специалисты советуют менять воздушный фильтр сразу, как только на него появились жалобы, но в нашей жизни бывают ситуации, когда отсутствие денежных средств не позволяет прислушиваться к этому совету, что заставляет автовладельцев прибегать ко второму варианту решения проблемы – очистке воздушного фильтра.

Для правильного выполнения процедуры фильтр необходимо будет извлечь из автомобиля, хотя почистить его можно и без демонтажа, воспользовавшись компрессором. Алгоритм проведения процедуры следующий: сначала из детали выбиваются самые большие загрязнения (комки), после чего очистка продолжается с помощью пылесоса. Выполнив очистку воздушного фильтра, убедитесь в его целостности, чтобы не установить обратно уже поврежденную деталь.

Использовать указанный метод очистки можно хоть каждый день, но лучше всего ограничиться одним разом в неделю. Кроме того, чистить фильтр рекомендуется перед длительной поездкой и после сезона «пухопада». Однако, несмотря на кажущуюся простоту проводимой процедуры, не стоит относиться к ней халатно, ведь ресурс воздушного фильтра не безграничен, и слишком серьезный его износ может вызвать нарушение целостности детали в самый неподходящий момент, поставив под угрозу исправность силового агрегата, а ремонт мотора обойдется куда дороже, нежели приобретение нового фильтрующего элемента.

Читайте также:  Организация производства технического обслуживания ремонта автомобилей

3. Что нужно для чистки воздушного фильтра?

Стандартная чистка воздушного фильтра заключается в простой продувке детали сжатым воздухом. Лучше всего для выполнения этой задачи подходит специальный воздушный компрессор, который имеется в наличии у ремонтных мастерских. В крайнем случае, можно договориться с водителем КамАЗа или ЗиЛа, на которых установлен компрессор с краном отбора воздуха. Также некоторые автовладельцы решают проблему с помощью заранее накаченного колеса, но этот метод не всегда удобен.

На легковых транспортных средствах чаще всего можно встретить бумажные фильтры, и если он имеет угольную прослойку, то чистить его просто бессмысленно, лучше сразу приобрести сменную деталь. В остальных случаях, для выполнения очистки в «домашних условиях» стоит подготовить бытовой пылесос. Справиться с очень серьезными грязевыми отложениями поможет слабый напор воды из мойки типа «Kӓrcher».

Отмыть воздушный фильтр от налипшей пыли часто удается, используя бензин или керосин, но выбирая их, следует помнить, что в результате проведенных мероприятий очищенный фильтр будет несколько хуже выполнять свои функции, ведь все поры увеличатся в размере. При использовании сжатого воздуха (без последующего применения жидкостей), таких проблем не возникает, поэтому этот способ считается наиболее приемлемым.

Чтобы качественно очистить плиссированные воздушные фильтры мотора, вам пригодится либо воздушный шланг (выдует грязь), либо тот же бытовой пылесос (высосет пыль). Используя и тот, и другой метод, соблюдайте предельную осторожность, ведь существует вероятность повреждения складок воздушного фильтра.

Насадку шланга (или пылесоса) держат в нескольких сантиметрах от очищаемой детали, не нажимая на нее. В случае, если вы решите использовать сжатый воздух, проводите процедуру подальше от транспортного средства, иначе можете выдуть грязь просто под капот автомобиля. Если же песок или пыль находятся внутри коробки коллектора, то прежде чем убрать их, нужно заклеить открытый конец впускного шланга клейкой лентой. Таким нехитрым действием вы предотвратите попадание в него грязи. Далее используют либо шланг со сжатым воздухом, либо обычный бытовой пылесос.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Когда необходимо заменить воздушный фильтр? Что следует учитывать при замене воздушного фильтра? Можно ли продувать воздушный фильтр? Какие ошибки возможны при замене и как правильно выполнить замену? Об этом вы узнаете здесь.

Указания по монтажу при замене фильтра

При замене воздушного фильтра необходимо соблюдать следующие пункты:

  • Никогда не заменяйте воздушный фильтр при работающем двигателе.
  • Убедитесь, что при демонтаже старого фильтра в воздушные каналы не попали частицы грязи.
  • Не пытайтесь очистить старый фильтр сжатым воздухом.
  • Выберите подходящий фильтр, так как иначе из-за различных уплотнительных и пропускных характеристик возможны серьезные повреждения двигателя.
  • Установите новый фильтр надлежащим образом, согласно указаниям изготовителя.
  • Протрите перед монтажом крышку и корпус нового фильтра чистой и мягкой ветошью. Не пользуйтесь щеткой или другими срeдствами, которые могут встряхнуть частицы грязи.
  • Проверьте все уплотнения на предмет повреждения. Даже незначительные трещины и деформации могут повлечь за собой сильные загрязнения. В случае сомнений замените уплотнения.
  • Разместите фильтрующий элемент посередине.
  • При креплении крышки следите за тем, чтобы между крышкой и корпусом не было зазора, так как иначе неотфильтрованный воздух может попасть в камеры сгорания.

Указание:

Если Вам часто приходится ездить по очень пыльным дорогам, то элемент воздушного фильтра надо менять чаще, чем это предусмотрено для обычных условий.

Оцените статью