- Куда девать отработанный антифриз: пошаговый алгоритм действий
- В каких случаях и почему требуется замена антифриза?
- Как утилизировать антифриз?
- Куда деть старый антифриз?
- Рекомендации по безопасности при обращении с антифризом
- Какой антифриз вам нужен: инструкция для каждой марки
- 3 вопроса автопроизводителям
- Только рекомендованную
- Долить или заменить?
- Что заливать?
- Комментарий специалиста
Куда девать отработанный антифриз: пошаговый алгоритм действий
Охлаждающая жидкость автомобиля токсична, поэтому ее обязательно нужно регулярно проверять. При необходимости она заменяется, а утилизация антифриза, который использован, должна соответствовать требованиям безопасности.
В каких случаях и почему требуется замена антифриза?
Замена антифриза является важной частью подготовки транспортных средств к холодной погоде. Антифриз (также известный как охлаждающая или радиаторная жидкость) – это жидкий агент, который предотвращает перегрев двигателя летом и замерзание движущихся механизмов зимой.
Но со временем охлаждающая жидкость может стать чрезмерно кислой, что приведет к повреждению двигателя и перегреву. В старых автомобилях антифриз может протекать, его уровень снижается и требуется долив. Новые автомобили используют более длительный охлаждающий агент, как правило, 50% воды и 50% антифриза. Добавление простой воды для охлаждения вашего радиатора может снизить уровень антифриза ниже этого идеального соотношения 50/50.
Основным компонентом антифриза обычно является этиленгликоль, который также действует как смазывающее и антикоррозионное средство. Это токсичное химическое вещество, которое нельзя выливать в канализацию, унитаз или выбрасывать в мусор. Даже марки с маркировкой «нетоксичный» или «менее токсичный» следует утилизировать с использованием самых безопасных методов обращения с опасными отходами.
Большинство производителей автомобилей рекомендуют менять антифриз каждые 50-100 тысяч км. Но для определенных моделей показатели могут отличаться. Нужно дополнительно поинтересоваться, что рекомендует производитель или обратиться к дилеру за рекомендациями для конкретной модели. Тестирование, утилизация и замена охлаждающей жидкости автомобиля – не сложные процедуры, требуют не хитрых знаний двигателя транспортного средства. Но кроме этого, нужно учитывать правила и законодательство об утилизации опасных отходах в регионе проживания и в стране в целом.
Как утилизировать антифриз?
Заниматься этим необходимо на специально отведенных площадках, гаражах, чтобы жидкость не причинила вред родным и близким, соседям.
Алгоритм действий следующий:
- Проверить уровень и качество антифриза, чтобы определить, нужно ли его слить и заменить;
- Определиться с пунктом приема или предприятием по переработке, куда можно сдать антифриз на утилизацию;
- Слить антифриз из старого радиатора;
- Быстро и тщательно убрать место работы;
- Надежно упаковать/запечатать емкость с жидкостью и перевезти ее к месту сдачи.
Антифриз находится в радиаторе. Предварительно нужно заехать на ровную поверхность, остановить работу двигателя и дать ему полностью остыть. Затем откручивается крышка радиатора и проверяется уровень антифриза. Нужно убедиться, что жидкость достигает верхней части радиатора или до отметки «полный». Дальнейший порядок действий:
- Отсоединяются клеммы аккумулятора перед сливом жидкости с радиатора. Это гарантирует, что никакого электрического замыкания/повреждения не произойдет;
- Сливной поддон помещается под сливной клапан, который после этого открывается плоскогубцами;
- Дать жидкому антифризу полностью стечь в поддон, прежде чем снова затягивать клапан.
Даже если в радиаторе достаточно антифриза, необходимо определить требуется ли его замена. Жидкость может быть прозрачной или окрашенной в красный, оранжевый или синий цвет. Но, независимо от цвета, она должна выглядеть яркой и прозрачной.
Проверяется качество с помощью тестера охлаждающей жидкости, поставляемый с инструкциями по интерпретации результатов. Порядок действий следующий:
- Шланг вставляется в антифриз;
- Колба сжимается, чтобы впитать немного жидкости;
- Ее цвет сверяется с показателями индикатора.
Когда крышка радиатора снята, следует обратить внимание на наличие маслянистой пленки на поверхности антифриза. Это может указывать на проблему с прокладкой головки. В таком случае требуется немедленная проверка механиком.
Даже небольшое количество топлива или газа испортит антифриз. Облачность, сильный запах или твердые частицы в жидкости указывают об обязательной ее замене.
Куда деть старый антифриз?
На веб-сайте регионального оператора по месту нахождения водителя перечисляются рекомендации и центры по утилизации антифриза. Нужно выбрать подходящий пункт и позвонить, чтобы узнать, как хранить и документировать (актуально для субъектов хозяйственной деятельности) использованный антифриз. Если антифриз испорчен маслом или газом, он считается загрязненным и не подлежит переработке. В этом случае нужно сдать в пункт приема, который специализируется на опасных химических отходах.
Также можно обратиться в ремонтные мастерские и автомобильные магазины за помощью в утилизации использованной жидкости. Несмотря на то, что некоторые полигоны принимают использованный, незагрязненный антифриз, они не работают с частными лицами.
Это касается и фирм, которые занимаются переработкой антифриза. Все они принимают жидкость от лицензированных компаний, в частности, от регионального оператора. Поэтому лучше позвонить ему и заказать услугу по утилизации антифриза.
Рекомендации по безопасности при обращении с антифризом
При обращении с этой жидкостью (при сливе радиатора и замене) необходимо всегда использовать защитные средства: защитные очки, маску и перчатки антифриза.
Слитый антифриз помещается в герметичный пластиковый контейнер. Предварительно нужно определить, какой объем жидкости требуется для его замены.
Всю пролитую жидкость необходимо немедленно собрать или впитать в заранее подготовленную ветошь. Даже самый осторожный механик не застрахован от случайного разлива. А поскольку антифриз является токсичным химикатом, действовать нужно не мешкая.
Для этого можно использовать песок, пищевую соду, чтобы впитать как можно больше пролитой жидкости. Затем это место покрывается слоем бумажных полотенец и оставляется на один-два часа. Рекомендуется не экономить на бумажных полотенцах, использовать их как можно больше, чтобы собрать весь пролитый антифриз (а также впитывающие материалы) и выбросить в герметичный пластиковый мешок для мусора.
Его можно положить в обычный мусорный бак на открытом воздухе, если он недоступен для детей или животных. Наконец, оставленные пятна очищаются с помощью губки и жидкого мыла, которое разбрызгивается на пораженный участок. После этого место разлива смывается водой и высушивается проветриванием.
Какой антифриз вам нужен: инструкция для каждой марки
И марок автомобилей, и типов антифризов так много, что редкий владелец ответит на вопрос, какая жидкость плещется в системе охлаждения его машины. Между тем, современные моторы очень чувствительны к перегреву, а потому к выбору технических жидкостей, в том числе и охлаждающих, надо подходить серьезно.
3 вопроса автопроизводителям
Что можно заливать в систему охлаждения автомобиля определенной марки? Мы обратились к автопроизводителям с тремя вопросами:
- Какой тип охлаждающих жидкостей (традиционная, карбоксилатная, гибридная, лобридная) разрешено использовать в их автомобилях?
- Есть ли рекомендации по конкретным брендам?
- Можно ли доливать жидкости иных типов?
На последний вопрос все автопроизводители ответили одинаково: запрещается доливать в систему охлаждения любые жидкости, кроме рекомендованных. Для Ниссана нужен только бельгийский Nissan L255N, для Рено — Glaceol type D, для машин группы PSA — Freecor DSR. Volvo требуется доливать лишь жидкость, «одобренную» Volvo.
Некоторые производители дают некоторую свободу выбора, конкретизируя лишь тип жидкости. Porsche, Hyundai, Skoda и PSA рекомендовали лобридную, Brilliance — традиционную, а Mitsubishi — гибридную. Для Subaru подходят жидкости «без аминов» на этиленгликолевой основе.
Так какую же ОЖ нужно искать в магазинах?
Только рекомендованную
Автомобильные концерны ставят перед производителями антифризов задачу: например, в обязательном порядке избавиться от экологически вредных элементов (аминов, боратов) в ОЖ, а также по возможности использовать в конечном продукте глицерин из дешевых отходов производства биотоплива. Поставщик выполняет требования, а знать точную химическую формулу заказчику ни к чему. Поэтому и не рекомендуют автопроизводители иные ОЖ для своих машин. Ведь для этого нужно проводить испытания на совместимость, а это масштабная работа: надо смешать продукты в разных пропорциях, каждую смесь проверить на жаре и морозе, оценить наличие расслоения и осадков. Поэтому автопроизводители указывают, какая жидкость полностью их устраивает, и только ее рекомендует дилерам.
А почему не оговаривают хотя бы тип ОЖ — карбоксилатная, лобридная? По той же причине! Потребитель должен усвоить, что любое отклонение от заводских рекомендаций может нанести вред автомобилю. А пользуясь тем, что разделение ОЖ на типы носит условный характер, многие автопроизводители предпочитают вводить собственные коды и шифры. Например, в классификации Фольксвагена традиционные ОЖ обозначаются как G11 (VW TL 774‑C), карбоксилатные — как G12+ (VW TL 774‑F). Подобные спецификации есть у каждого производителя, но фольксвагеновская лучше других прижилась в России, и многие опираются именно на нее.
Только рекомендованные ОЖ с антикоррозийными свойствами. С 01.04.2020 для них действует новая спецификация BMW «BMW Lifetime Coolant xx», или «BMW LC-xx». В настоящее время используются BMW Lifetime Coolant 87 и BMW Lifetime Coolant 18
ОЖ традиционного типа, рекомендаций по брендам нет.
Для Brilliance V3 применяется Антифриз G11
Первая заливка — BASF G30, рекомендаций по брендам для дилеров нет
Долговременный антифриз Liqui Moly G12+
На заводе «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» используют A-110 — фосфатный лобридный антифриз. Этот продукт специально разработан под технические требования Hyundai и обладает официальным допуском Hyundai
Лобридная ОЖ спецификации Hyundai MS 591–08
ОЖ Mitsubishi Motors Genuine Super Long Life Coolant Premium либо ее аналог . Аналог должен представлять собой высококачественную охлаждающую жидкость на основе этиленгликоля, не содержащую силикатов, аминов, нитратов и боратов и произведенную с использованием гибридной органическо-кислотной технологии
ОЖ Nissan L255N. Производитель — CCI manufacturing Germany GmbH (Германия), поставщик — RTECO N.V. (Бельгия)
Лобридная ОЖ Glysantin G40 или альтернатива согласно G12++/VW TL 774-G
PSA
(кроме моделей Fiat, Mitsubishi, Toyota)
Лобридная ОЖ на основе концентрата Arteco Freecor DSC. Коммерческое название конечного продукта — Freecor DSR. На рынок запчастей поставляется через сеть Liqui Moly под брендом Partner DSR
ОЖ Glaceol type D
Сейчас в автомобилях Skoda применяются жидкости G13 (пропиленгликолевая) и G12 evo (лобридная). С конца 2019 года все новые автомобили поступают с жидкостью G12 evo
ОЖ, не содержащая аминов, на этиленгликолевой основе
Toyota Super Long Life Coolant , гибридная технология
Брендированная ОЖ Вольво. Рекомендаций по иным брендам нет. Шведскими специалистами и поставщиками не употребляются понятия «лобридная», «гибридная». ОЖ базируется на солях органических кислот, фосфатах, силикатах. Не содержит нитриты, амины и бораты
С 2008 года — G12++. На смену пришла G13 c добавлением глицерина и уменьшенной долей кремния. Кремний добавляется в жидкость постепенно, в процессе эксплуатации, за счет специального компонента в расширительном бачке
С 2010 года используются ОЖ карбоксилатного типа. Для первой заправки используются (и рекомендуются для эксплуатации) два вида жидкостей, различающихся по цвету. Смешивать их нельзя.
Для автомобилей Лада Гранта (Калина), Веста (с двигателями моделей 21129 и 21179) и Лада 4×4 — ОЖ красного цвета:
Антифриз SinteC (АО «Обнинскоргсинтез») ТУ 2422-047-51140047;
Felix Carbox (ООО «Тосол-Синтез-Инвест») ТУ 2422-068-36732629
Для автомобилей Лада Ларгус, XRAY и Веста (с двигателем Н4) — ОЖ желто-зеленого цвета:
Cool Stream NRC (ОАО «Техноформ») ТУ 2422-001-13331543 (концентрат)
Cool Stream NRR ( ОАО « Техноформ ») ТУ 2422-001-13331543
А теперь — несколько общих рекомендаций.
Долить или заменить?
Первая мысль, которая приходит в голову при поиске нужной ОЖ, — залить то, что было раньше! Только как узнать, что заливали в автомобиль несколько лет назад? Часто владельцы просят продать им «антифриз для Фольксвагена». Или — того хуже — по совету невежд начинают выискивать жидкость определенного цвета.
Этот миф — один из самых устойчивых в автомобильном мире. Мол, если жидкость была синего цвета, то и доливать надо тоже синюю. Но цвет ОЖ определяет не ее химический состав, а краситель. Сейчас ОЖ условно делят по набору функциональных присадок на четыре типа! И смешивать их нельзя.
А что произойдет, если в желтую ОЖ долить другую желтую, но сделанную по другой технологии? Разнородные присадки начнут «бодаться» друг с другом и перестанут работать по назначению. В итоге из раствора могут выпасть осадки, нарушив работу, например, теплообменника отопителя. И кончится все ремонтом.
Что заливать?
С гарантийными машинами все просто — они обслуживаются у авторизованных дилеров, а те используют только согласованные с производителем жидкости. А владельцам постгарантийных машин следует придерживаться следующих рекомендаций.
При доливе ОЖ используйте дистиллированную воду — это рекомендуют все автопроизводители. Если требуется добавить в систему несколько литров жидкости — лучше заменить ее целиком, устраняя негативные последствия от совмещения несовместимого. При этом крайне желательно использовать именно современный продукт любого именитого производителя, в том числе и отечественного (Sintec, CoolStream, Nord, Felix). Чем новее разработка (а это можно выяснить на сайте производителя, где новинки всегда отмечены), тем меньше вероятность нанести вред мотору. Состав ОЖ и тем более ее цвет не будут иметь значения.
Комментарий специалиста
Современные конструкционные материалы слишком нежные. Поэтому состав охлаждающей жидкости подбирают, исходя из сочетания различных факторов: применяемые материалы (металлы, пластмасса, резина), температурный режим, ресурс. При этом основы и присадки, используемые различными производителями охлаждающих жидкостей, могут быть теоретически несовместимы. Поэтому поддерживаю тезис о недопустимости частичного смешивания различных продуктов.
- Чем опасны дешевые охлаждающие жидкости, читайте тут.