Как правильно заряжать agm аккумулятор автомобиля зарядным устройством

Содержание
  1. Как заряжать AGM АКБ — связь между особенностями и зарядкой
  2. Особенности АГМ аккумуляторов
  3. Устройство AGM аккумуляторов
  4. Объём электролита и свинца
  5. Внутреннее сопротивление
  6. Пусковой и зарядный токи
  7. Склонность замерзать и перегреваться
  8. Стойкость к глубоким разрядам
  9. Эффект памяти
  10. 7 правил зарядки AGM аккумулятора
  11. Правило №1. Мёрзлый АКБ АГМ — не заряжать
  12. Правило №2. ЗУ без контроля напряжения — не использовать
  13. Правило №3. Напряжение заряда повышать нельзя
  14. Правило №4. Зарядный ток без необходимости завышать не стоит
  15. Правило №5. AGM на зарядке «не любит» жары и мороза
  16. Правило №6. Контролируйте температуру аккумулятора
  17. Правило №7. Заряжайте AGM АКБ до 100%
  18. Краткие итоги
  19. Как заряжать AGM аккумуляторы? В чем особенность AGM?
  20. Что такое AGM АКБ и чем отличается от простого аккумулятора.
  21. Каким зарядным устройством нужно заряжать AGM
  22. Каким напряжением надо заряжать
  23. Какие еще нюансы есть при заряде AGM батарей.
  24. Как зарядить аккумулятор Delta

Как заряжать AGM АКБ — связь между особенностями и зарядкой

О зарядке AGM аккумуляторов можно сказать одним предложением: АГМ АКБ «любят» идеальные условия. Напряжение. Ток. Температура. Степень заряда. Только при идеальном сочетании этих параметров на протяжении всего срока службы ресурс аккумулятора составит 7-10 лет. Чем сильнее отклонение от идеальных условий, тем быстрее АКБ прикажет долго жить. У многих автолюбителей хвалёные долгожители умирают за год-два. А это при том, что стоимость AGM батарей в 2-4 раза выше, чем обычных.

Особенности АГМ аккумуляторов

Абсолютно все особенности зарядки AGM АКБ напрямую или косвенно связаны с их устройством. С одной стороны, именно благодаря своей конструкции они способны отдавать сравнительно большие токи и быстро восстанавливаются. С другой стороны, из-за особенностей устройства АГМ аккумуляторы крайне плохо «переживают» повышенное напряжение, низкую или высокую температуру, а также неполноценные заряды.

Устройство AGM аккумуляторов

Ничего сверх инновационного в конструкции нет. Те же пластины из свинца (с добавками). Тот же жидкий электролит из воды и кислоты. Принцип работы — абсолютно такой же, как и у других свинцово-кислотных АКБ. Единственное принципиальное отличие заключается в том, что электролит здесь не наливается в «банки», как это делается по классике. Им пропитаны стекловолоконные маты, которые находятся в плотном контакте со свинцовыми пластинами.

Отсюда и название технологии. AGM — это аббревиатура от слов Absorbent Glass Mat, которые в буквальном переводе означают абсорбционный стекловолоконный мат. Они и пропитаны электролитом. Жидким. Это важно понимать, чтобы не путать AGM технологию с GEL. В рассматриваемых АКБ электролит не гелевый, а жидкий. Собственно, и зарядка гелевых аккумуляторов отличается своими особенностями.

Объём электролита и свинца

По сравнению с классическими наливными свинцово-кислотными аккумуляторами в АГМ электролита значительно меньше. Это возможно как раз благодаря особому устройству и использованию пропитанных матов. Для зарядки AGM аккумуляторов эта особенность играет важнейшую роль. Поскольку электролита меньше, то и его потери в случае «кипения» быстрее могут оказаться критическими.

С другой стороны, благодаря меньшему объёму электролита в аккумулятор без увеличения размеров корпуса можно запихнуть больше свинца. В этом легко убедиться, если сравнить вес AGM АКБ с классикой такого же размера. А чем больше свинца, тем большая ёмкость аккумулятора. Но это не главное. Главное то, что увеличение площади поверхности свинцовых пластин позволяет получить от АКБ большие токи. В обратную сторону это тоже работает. То есть, заряжать AGM аккумуляторы большими токами тоже можно.

Внутреннее сопротивление

Чем большая площадь свинца контактирует с электролитом, тем меньшее внутреннее сопротивление аккумулятора. А у АГМ это является одной из особенностей конструкции. Площадь пластин увеличена благодаря тому, что «экономится» место за счёт уменьшённого объёма электролита. На зарядку AGM аккумуляторов их малое внутреннее сопротивление влияет тем, что они способны почти «безболезненно» принимать большие токи.

Пусковой и зарядный токи

Одним из преимуществ технологии является способность отдавать и принимать большие токи. Благодаря этой особенности зарядить AGM аккумулятор можно гораздо быстрее, чем обычный. Также с него удаётся снимать большие пусковые токи. Это в полной мере используется на автомобилях с системой «старт-стоп». Ещё увеличенный пусковой ток позволяет облегчить эксплуатацию машин с дизельными двигателями. Хотя зимой и бензиновый мотор запустить слабым аккумулятором тоже проблематично.

Читайте также:  Вытекает все масло двигателя ауди а6

Склонность замерзать и перегреваться

Эти склонности относятся уже к числу недостатков технологии. Объясняются они тем, что электролита сравнительно немного по объёму. А чем меньший объём жидкости, тем интенсивнее она реагирует на критические температуры. По этой причине во время зарядки AGM аккумуляторы часто перегреваются, особенно, если не соблюдается режим по напряжению. Замерзают батареи тоже быстрее обычных. К тому же, в таком состоянии они абсолютно не принимают заряд.

Стойкость к глубоким разрядам

Эта особенность является преимуществом АГМ технологии. Особенно, если сравнивать её с кальциевой, для которой глубокий разряд — это безвозвратная потеря ёмкости. Соответственно, необходимость заряжать AGM аккумуляторы от стационарного зарядного устройства возникает гораздо реже, чем в случае с упомянутыми кальциевыми. Кстати, пусковой ток почти разряженной АГМ батареи сохраняется на приличном уровне, что позволяет успешно запускать двигатель даже от почти дохлой АКБ.

Эффект памяти

Очередной недостаток технологии — это эффект памяти. Заключается он в следующем. Если AGM батарею регулярно заряжать не до 100%, то она быстрее утратит заявленную на корпусе ёмкость. Некоторые источники даже заявляют, что ёмкость из-за систематического недозаряда падает в разы. Это неправда. Ресурс, конечно, от такой эксплуатации уменьшится. Но не так быстро и критично, как об этом часто говорят. Однако иметь в виду эту особенность AGM будет не лишним.

7 правил зарядки AGM аккумулятора

Заряжать AGM аккумуляторы приходится в следующих случаях:

  • Вы только что купили АКБ, и нет гарантии, что продавец ухаживал за ней, пока она пылилась на витрине или на складе. Подробнее об этом читайте в статье «Нужно ли заряжать новый аккумулятор».
  • Автомобиль используется редко или для кратковременных поездок. В таких случаях АКБ не успевает восстанавливаться от генератора.
  • Низкое бортовое напряжение, из-за чего батарея на машине никогда не заряжается полностью.
  • Длительная стоянка. Особенно, если машина стояла на морозе.

Также AGM аккумулятор приходится регулярно подзаряжать, когда его ресурс уже на исходе. Если же бортовое напряжение в норме, ездите вы регулярно и много, ночью зимой машина стоит не на улице — АГМ АКБ легко может отслужить весь свой эксплуатационный срок без единой подзарядки от стационарного зарядного устройства.

Правило №1. Мёрзлый АКБ АГМ — не заряжать

Здесь надо понимать, что не всякий AGM аккумулятор следует считать мёрзлым, если он постоял ночь на морозе. Если он до этого был хорошо заряжен, то отрицательные температуры ему не страшны. Если же батарея подсевшая, то плотность электролита у неё невысокая. А это значит, что в электролите почти одна вода, без кислоты. У такого аккумулятора шансы замёрзнуть очень высокие. Тем более, что это AGM, где электролита мало по объёму.

Поэтому, если подсевший AGM аккумулятор побывал на морозе, заряжать его в таком состоянии не стоит. Сначала батарею нужно отогреть. Для этого занесите её в отапливаемое помещение на пару часов.

Совет! Ускорять прогрев аккумулятора строительным феном, возле бытового обогревателя или на батарее отопления — категорически не рекомендуется. Это может привести к необратимой деформации свинцовых пластин и выходу АКБ из строя.

Правило №2. ЗУ без контроля напряжения — не использовать

Для начала рекомендуется почитать — как выбрать зарядное устройство для аккумулятора. Далее следует усвоить то, что зарядка AGM аккумулятора повышенным напряжением приводит к кипению в нём электролита, а также к непомерному перегреву. Что первое, что второе — крайне пагубно сказывается на ресурсе батареи.

Отсюда следует, что ЗУ для заряда АГМ аккумулятора должно ограничиваться либо автоматически, либо хотя бы вручную. Неконтролируемые зарядки использовать для батарей этого типа неприемлемо.

Правило №3. Напряжение заряда повышать нельзя

Нормальное напряжение зарядки AGM аккумулятора — 14,4 В. Если оно будет выше, батарея на последнем этапе начнёт кипеть, греться, терять электролит, долить который никак нельзя из-за особенности конструкции. Напряжение ниже указанной нормы — тоже плохо. Если зарядное устройство не способно выдавать 14,4 В, то аккумулятор никогда не сможет зарядиться на все 100%, что для AGM технологии нежелательно.

Совет! Даже если ЗУ автоматическое или регулируемое вручную, всегда контролируйте напряжение заряда AGM аккумулятора при помощи мультиметра. Подключать его надо непосредственно к клеммам АКБ. Такая мера предосторожности позволит избежать заряда повышенным напряжением.

Правило №4. Зарядный ток без необходимости завышать не стоит

Да, ток зарядки AGM может быть выше классических 10% от ёмкости. То есть, АКБ на 70 ампер-часов можно заряжать токами не 7 ампер, а 10-15. Но здесь есть два нюанса. Во-первых, ёмкость бывшей в употреблении батареи всегда меньше, чем указано на корпусе. Естественный износ никто не отменял. Во-вторых, абсолютно любой аккумулятор заряжается тем качественнее, чем меньшими токами это делается. На ресурсе АКБ это тоже отражается положительно.

Совет! Любые аккумуляторы, которые есть у вас в хозяйстве (на машине, в смартфонах, планшетах) по возможности старайтесь заряжать как можно меньшими токами. Это увеличит время заряда, но значительно повысит его качество и продлит срок службы.

Правило №5. AGM на зарядке «не любит» жары и мороза

Идеальная температура окружающей среды для зарядки AGM АКБ — 20-25°C. Если температура воздуха ниже, скорость и качество заряда — уменьшится. На морозе заряжать такие аккумуляторы вообще не рекомендуется. Поэтому зимой заниматься этим лучше в отапливаемом помещении.

Читайте также:  Диагностика электронного блока управления автомобиля

Жара намного хуже отрицательных температур для AGM аккумуляторов. Это одна из причин, по которой на многих современных автомобилях место для батареи предусматривается подальше от двигателя — в салоне или багажнике. Соответственно, заряжать АКБ от ЗУ при температуре окружающей среды выше 30°C не стоит. Показатели выше 40°C считаются для AGM технологии — критическими.

Правило №6. Контролируйте температуру аккумулятора

Если температура окружающей среды в норме, а AGM аккумулятор в процессе зарядки греется — значит вы что-то делаете неправильно. Возможно, превышено допустимое напряжение заряда. Либо ток заряда гораздо выше, чем может принимать батарея в текущем состоянии (помним о том, что ёмкость со временем снижается, и ток надо подбирать с учётом этого факта).

Совет! Для контроля температуры нагрева АГМ АКБ в процессе заряда прикупите недорогой цифровой термометр с выносным датчиком. Сильнее всего при зарядке аккумуляторы греются, как правило, в районе плюсовой клеммы. Туда датчик термометра и следует прикреплять на время зарядки.

Правило №7. Заряжайте AGM АКБ до 100%

Если у вас автоматическое зарядное устройство, то оно будет само заряжать аккумулятор до тех пор, пока не зарядит до 100%. Для остальных случаев признаком полностью заряженной батареи может служить не уменьшающийся в течение двух часов зарядный ток. Если на вашем ЗУ нет информативного цифрового амперметра, ток заряда на последнем этапе можно проконтролировать при помощи обычного мультиметра, включённого в соответствующий режим и в разрыв цепи между зарядкой и АКБ.

Краткие итоги

В целом, в зарядке AGM аккумуляторов нет ничего сложного и необычного. Главное помнить о том, как эти АКБ «любят» идеальные условия. Напряжение — 14,4 В. Ток — чем ниже, тем лучше. Температура окружающей среды — 20-25°C. Нагрев корпуса АКБ — не более 40°C. Степень заряда — поближе к 100%.

Как заряжать AGM аккумуляторы? В чем особенность AGM?

В последние 5 лет широкую популярность приобрели AGM аккумуляторы с абсорбированным электролитом. Данные батареи применяются в основном на автомобилях премиальных марок, оснащенных системой Start-Stop и оборудовании, требующем мощного источника питания (медицинское, охранное оборудование, дома на колесах и др.).

Что такое AGM АКБ и чем отличается от простого аккумулятора.

Если в простом знакомом с детства аккумуляторе электролит находится в жидком состоянии, а сами пластины утоплены в нем, то AGM батареях все обстоит иначе. Электролит в них содержится в специальных матах из стекловолокна, которые в свою очередь находятся между пластин и контактируют с ними. Таким образом, электролит обволакивает пластины.

Каким зарядным устройством нужно заряжать AGM

AGM аккумуляторы не рекомендуется заряжать обычным зарядным устройством и в следующей главе Вы поймете почему. Применение обыкновенного зарядника может привести к выходу из строя АГМ батареи. Для зарядки таких батарей производители рекомендуют использовать ЗУ, в которых имеется режим AGM. Для AGM батарей идеально подойдут такие ЗУ, как Bosch (C3, C5, C7), Зубр 59303 Агрессор, Morati, Wester, СТЭК и другие, имеющие специальный режим AGM. Если под рукой таких приборов не нашлось, можно воспользоваться альтернативой — может подойти зарядка с ручным управлением напряжением. К ним относятся устройства Орион PW150, Автоэлектрика T021 (в режиме автомат), Вымпел 70, Вымпел 160 и другие, где можно выставить постоянное напряжение.

Читайте также:  Usb разветвитель для зарядки нескольких устройств для автомобиля

В крайнем случае, можно (но не рекомендуется) использовать устройство, где выставляется ток (измеряется в Амперах), то используйте только такое устройство, где отображается подаваемое напряжение. Следите, чтобы напряжение не превышало (оно будет расти) заданных границ.

Каким напряжением надо заряжать

Все AGM аккумуляторы боятся перезаряда. Вернее, перегрева или электролиза и их последствий, к которым он может привести. Чтобы этого избежать необходимо следить, чтобы зарядное напряжение на клеммах не превышало 14,8 В. Некоторые производители допускают зарядку напряжением до 15,2 В, но все же это крайний предел и нужно стараться избегать превышения фатальных границ. В данном случае лучше медленнее, но верно, чем быстро, а потом выбросить аккумулятор. Если заряжать такие батареи высоким напряжением, то в процессе электролиза, который наступает при напряжении свыше 15,2В, электролит начнет разлагаться на водород и кислород, которые к тому же и небезопасны. После разложения газы улетучатся, оставив маты сухими. Наполнить их электролитом больше будет нельзя, да и сами AGM аккумуляторы герметичны, вернее имеют только выпускные клапаны для вывода газа.

Это правило относится и Varta Start-Stop Plus и Bosch S6 и Moll и Atlas ABX и Delta.

Какие еще нюансы есть при заряде AGM батарей.

  1. Все заряжаемые аккумуляторы должны стоять вертикально, допускается отклонение не более 10 градусов.
  2. Температура самой АКБ должны быть в пределах от +15 до +25 градусов.
  3. Температура AGM аккумулятора при заряде не должна превышать +50 градусов Цельсия.
  4. Батарея считается заряженной на 100%, если ток потребления в течение 2 часов остается неизменным.

Как зарядить аккумулятор Delta

Аккумуляторы Дельта приобрели свою большую популярность в России благодаря невысокой цене и широчайшему модельному ряду. При заряде АКБ Дельта производитель советует придерживаться следующих правил:

  1. Для поддерживающего режима (где Дельта используется как источник аварийного питания), когда источник подпитывает батарею малым током, рекомендуется подавать напряжение на АКБ первой серии (типа DTM, DTML, HR, HRL, FT) из расчета 4,5 Вольта для четырех-вольтовых АКБ, 6,75 В для шести-вольтовых, 13,5 В для 12ти-вольтовых АКБ. Для второй серии (DT, HR 12-40, HR 12-65, HR 12-100, OPzV, STC) напряжение должно быть следующим: 4,54 В для 4ти-вольтовых, 6,81В для 6ти вольтовых и 13,62В для 12ти-вольтовых аккумуляторных батарей.
  2. В буферном режиме, когда батарея используется для кратковременных больших нагрузок, когда источник не может сразу отдать большой ток, рекомендуется для заряда использовать следующее напряжение:

— для первой серии 4,54 Вольта для четырех вольтовых АКБ, 6,81 В для шести-вольтовых, 13,62 В для 12ти вольтовых АКБ

— для второй серии напряжение будет уже выше – 4,6В для АКБ в 4В, 6,9В для АКБ в 6В и 13,8В для АКБ в 12 В.

3. Для циклического режима, когда батарея то принимает заряд, то его отдает, используют следующие значения напряжения:

— для первой серии 4,7 Вольта для четырех вольтовых АКБ, 7,05 В для 6-вольтовых, 14,1 В для 12ти-вольтового АКБ

— для второй серии напряжение будет уже выше – 4,9В для АКБ в 4В, 7,35В для АКБ в 6В и 14,7В для АКБ в 12 В.

Также обязательно нужно следить за зарядными токами, они не должны превышать значение из таблицы:

Электролит представляет собой жидкость состоящую из серной кислоты и дистиллированной воды. В некоторых ситуациях уровень электролита в аккумуляторе падает и требуется его нормализовать.

Емкость автомобильного аккумулятора – это способность батареи хранить определенное количество энергии. За емкость аккумулятора отвечает количество активной массы на электродах аккумуляторной батареи. Емкость аккумулятора определяется количество активной м

Напряжение аккумулятора – это физическая величина электрической цепи, которая определяется потенциалов между положительным выводом и отрицательным. Напряжение в теории физики тесно связано с ЭДС и многие автомобилисты путают их, поэтому для начала нужно

Сегодня современный автомобиль — это не просто кусок металла с колесами. Современные автомобили буквально напичканы электроникой, о которой еще 10 лет назад могли только мечтать инженеры.

Оцените статью