- Как правильно выбрать антифриз для автомобиля
- Тосол, антифриз или охлаждающая жидкость: что означает каждый термин
- Как выбрать качественный антифриз: марки, состав, группы, цвета
- Состав антифриза
- Группы антифризов
- G12 + и G12 ++
- Выбор антифриза по цвету
- Концентрат или готовый антифриз: что выбрать
- Заключение
- Какой антифриз вам нужен: инструкция для каждой марки
- 3 вопроса автопроизводителям
- Только рекомендованную
- Долить или заменить?
- Что заливать?
- Комментарий специалиста
Как правильно выбрать антифриз для автомобиля
Статья об антифризах — виды охлаждающей жидкости, правила и важные критерии выбора. В конце статьи — видео о разных видах антифриза.
Содержание статьи:
- Договоримся о формулировках
- Предложения рынка и общие правила выбора
- Концентрат или готовый антифриз: что выбрать
- Видео о разных видах антифриза
Каждому автовладельцу известно, что нужно грамотно следить за всеми важными узлами автомобиля. Система охлаждения требует к себе особенно пристального внимания. Правильный подбор и регулярная замена антифризов сводят к минимуму проблемы, связанные с закипанием двигателя при нагревании во время жары или же, наоборот, замерзанием жидкости при наступлении холодного времени года.
Тосол, антифриз или охлаждающая жидкость: что означает каждый термин
Современные модели автомобильных моторов для снижения температуры, растущей в процессе работы двигателя внутреннего сгорания, используют специальные эмульгированные составы (антифризы). На постсоветском пространстве наряду с современным наименованием также используется понятие «тосол». Часто неопытные водителя задают вопрос: «Что лучше тосол или антифриз?»: вам ответ уже дан, это одно и тоже, но «тосол» – более старый аналог охлаждающей жидкости.
По сути, тосол – это всего лишь дешевый антифриз старого типа. Название «антифриз» представляет собой прямую кальку английского «antifreeze», что в переводе означает («не замерзает»). Наиболее полным наименованием для составов данного вида считается термин «охлаждающая жидкость».
Температура замерзания антифриза колеблется в пределах от -38 до -42 градусов Цельсия. Халатный подход к покупке охлаждающей жидкости может привести к сбою в работе машины и недешевому ремонту.
Как выбрать качественный антифриз: марки, состав, группы, цвета
На рынке существует огромное количество антифризов, отличающихся между собой как ценовой линейкой, так и техническими характеристиками, что представляет определенную сложность при подборе охлаждающей жидкости. Антифризы производятся в России и за рубежом. Каждый состав имеет свой собственный состав добавок (присадок). В связи с этим качество охлаждающих жидкостей всегда различается по составу.
Информация о том, какая именно марка антифриза подходит конкретному авто, содержится в руководстве пользователя к автомобилю. В нём конкретно указываются требования к антифризу, вплоть до фирм-производителей. Согласно статистике, лучше всего в работе себя показали марки компаний FELIX, Castrol, Liqui Moly, SINTEC LUX, Motul.
Если такой инструкции нет, стоит обратить внимание на подходящие по составу и химическим характеристикам аналоги. На этикетке упаковки антифриза следует обратить внимание на название, срок пригодности, дату выпуска и область применения. Канистра с хладагентом должна быть герметично закрыта одноразовой крышкой-трещоткой.
Нормальный, качественный антифриз – прозрачная жидкость, без осадка и видимых посторонних включений.
Подбирая для авто правильную охладительную эмульсию, автовладельцу необходимо учитывать ряд факторов, о которых будет рассказано ниже.
Состав антифриза
Все хладагенты, независимо от класса и фирмы-производителя, имеют одинаковую основу:
- спиртовая база;
- дистиллированная вода;
- присадки (составляют 3-7% от общего объема хладагента).
Основу современных антифризов составляют органические кислоты и пропиленгликоль.
Использование присадок позволяет добиться особых качеств охладителя: антикоррозийности, минимального уровня пенообразования, работоспособности в условиях низких температур.
Группы антифризов
Охлаждающие составы могут быть как концентрированные, требующие самостоятельного разведения дистиллированной водой, так и изначально выпускаемые в рабочей концентрации.
Существует несколько общепринятых у всех изготовителей хладагентов групп: группа гибридных хладагентов (G11), карбоксилатные хладагенты (G12 и G12+) и хладагенты лобридные (G12++ и G13):
Самая простая и доступная по цене продукция, используемая в охлаждающей системе старых, преимущественно отечественных, автомобилей выпуска не ранее 1996 года. Это эмульсия, основой которой служит этиленгликоль с минимумом присадок, создающих тонкий защитный слой на стенках от коррозии.
Жидкость окрашена в синий, зеленый, голубой цвета. В её составе не применяются нитриты, фосфаты, бораты и амины. Менять такой антифриз надо каждые 2 года.
Эта группа применяется для машин с высокообротистыми моторами 1996-2001 годов выпуска. Состав не содержит нитритов, маркируется красным, оранжевым, розовым цветом.
Линейка G12 при правильной эксплуатации не теряет своих рабочих качеств на протяжении пяти лет. Стоимость этих составов выше, чем G11, но и качество соответствует цене.
G12 + и G12 ++
Отличительная особенность этой группы — экологичность и минимальный уровень вреда для человека и природы. Данное свойство достигнуто за счёт чистоты основы и минимума опасных примесей. Хладагенты созданы с применением нетоксичного пропиленгликоля. Применяются для авто, собранных после 2001 года.
Присадки позволяют использовать этот хладагент в алюминиевых и чугунных двигателях. Срок эксплуатации составов данной группы достаточно продолжителен — до восьми лет. Это единственный тип антифриза, не боящийся смешения с составами других групп! Для окрашивания чаще всего используются лиловый, фиолетовый и сиреневый оттенки.
Эмульсия изготавливается по новейшим технологиям для машин, подвергающимся повышенным нагрузкам и жестким условиям эксплуатации и имеющим максимальную степень теплоемкости и теплопроводимости. Чаще всего используется для спортивных автомобилей и мотоциклов.
Перед приобретением антифриза необходимо также изучить его состав, напрямую связанный с физическими особенностями эксплуатации:
- температурный порог замерзания;
- температурный порог закипания;
- отсутствие пенообразования;
- антикоррозийность;
- агрессивность влияния на охладительную систему.
Нельзя забывать, что даже при случайном смешивании разные группы эмульсий могут вступать в химическую реакцию. В антифризах присадки могут быть созданы как на щелочной, так и на кислотной основах. При их соединении возможно выпадение осадков в виде хлопьев, способных забить систему мотора и привести к перегреву и поломке агрегата.
Следует использовать эмульсию только одного выбранного производителя и конкретной марки, даже если состав антифризов близок по составу. В ситуации замены антифриза необходимо тщательно промыть систему охлаждения, прежде чем залить новую марку хладагента. Менять антифриз надо вовремя, не нарушая сроков по его эксплуатации.
Лучше всего иметь при себе в машине литровый запас антифриза «про запас». В непредвиденной ситуации, когда запаса нет, а охлаждающая жидкость уходит в дороге, то летом в качестве замены можно использовать обычную воду, зимой – любой антифриз аналогичного класса.
Если в процессе эксплуатации цвет антифриза меняется, это может свидетельствовать об ухудшении характеристик! Обесцвечивание антифриза свидетельствует о полной потере рабочих свойств!
Выбор антифриза по цвету
Зачастую автовладельцы предпочитают покупать охлаждающую жидкость, ориентируясь на её цвет. Необходимо сразу отметить, что хладагенты сами по себе бесцветны, окрашивание производится ради привлечения внимания покупателей к своей продукции и в качестве отличительной особенности от товаров конкурирующих производителей.
Те, кто при покупке антифриза ориентируется на цвет, утверждают, что оттенок говорит о качестве товара. Это утверждение верно лишь в том случае, если антифриз произведен по нормам Volkswagen, где цвет напрямую привязан к классу. В линейке Volkswagen, предлагаемой для России, особой популярностью пользуются марки зеленого и красного цветов.
- Антифризы, окрашенные в зелёный цвет, представляют львиную долю хладагентов класса G11 или являются гибридными эмульсиями класса G12. Выбирают эти марки автовладельцы бюджетного транспорта, ориентируясь в первую очередь на невысокую цену.
Красный состав — один из наиболее популярных антифризов, относится чаще всего к классам G12 и G12 + с присадками органического типа.
Особого различия между составами этих двух цветов нет. Состав зависит от присадок, которые отвечают за порог закипания и замерзания антифриза. Присадки так же отвечают за взаимодействие хладагента с элементами системы охлаждения. Так, зеленый антифриз не включается в химическую реакцию с алюминием и его сплавам, красный же – с медью и латунью.
От выбора антифриза напрямую зависит работа системы охлаждения транспортного средства и защита ее от коррозии, поэтому лучше основывать при выборе рекомендациями автопроизводителя.
Палитра цвета весьма разнообразна, но цветовое негласное соотношение цены и качества условны и присущи только производителям известных брендов.
Небольшие и малопопулярные фирмы-производители могут применять любые цвета, поэтому в первую очередь владельцам машин при выборе антифриза стоит обращать внимание на технические параметры и класс хладагента.
Концентрат или готовый антифриз: что выбрать
Рыночный ассортимент охладителя представлен в двух версиях: хладагент, заливаемый в систему сразу из купленной ёмкости (без дополнительной обработки) и концентрат, предполагающей самостоятельное разведение владельцем транспортного средства.
Преимущества концентрата:
- концентрированный антифриз гарантировано не разведён водой;
- у автовладельца имеется возможность приготовить охлаждающий состав для эксплуатации авто в разных климатических зонах под свои индивидуальные запросы (например, при разведении с водой в пропорции 1:1 температура замерзания полученного состава равна в среднем -45 градусов, а неразведённый хладагент замёрзнет уже при температуре -12 градусов).
Преимущества готового антифриза:
- не нужно тратить время на разведение приобретённого состава перед тем, как приступать к замене охлаждающей жидкости;
- отсутствует риск допустить ошибку в соотношении частей воды и приобретённого состава.
Выбирать готовый концентрат или разводить состав самостоятельно – вопрос личных предпочтений владельца авто.
Заключение
Выбирать конкретную марку и вид хладагента необходимо, опираясь на информацию, приведённую в техпаспорте авто. В руководстве обязательно прописывается класс антифриза, предпочтительная марка производителя. Перед покупкой антифриза следует обязательно ознакомиться с его составом и сверить данные с информацией, указанной в руководстве к авто. Экономить при выборе хладагента не стоит, ведь от него зависит беспроблемная работа двигателя, и, как следствие, всего автомобиля.
Видео о разных видах антифриза:
Какой антифриз вам нужен: инструкция для каждой марки
И марок автомобилей, и типов антифризов так много, что редкий владелец ответит на вопрос, какая жидкость плещется в системе охлаждения его машины. Между тем, современные моторы очень чувствительны к перегреву, а потому к выбору технических жидкостей, в том числе и охлаждающих, надо подходить серьезно.
3 вопроса автопроизводителям
Что можно заливать в систему охлаждения автомобиля определенной марки? Мы обратились к автопроизводителям с тремя вопросами:
- Какой тип охлаждающих жидкостей (традиционная, карбоксилатная, гибридная, лобридная) разрешено использовать в их автомобилях?
- Есть ли рекомендации по конкретным брендам?
- Можно ли доливать жидкости иных типов?
На последний вопрос все автопроизводители ответили одинаково: запрещается доливать в систему охлаждения любые жидкости, кроме рекомендованных. Для Ниссана нужен только бельгийский Nissan L255N, для Рено — Glaceol type D, для машин группы PSA — Freecor DSR. Volvo требуется доливать лишь жидкость, «одобренную» Volvo.
Некоторые производители дают некоторую свободу выбора, конкретизируя лишь тип жидкости. Porsche, Hyundai, Skoda и PSA рекомендовали лобридную, Brilliance — традиционную, а Mitsubishi — гибридную. Для Subaru подходят жидкости «без аминов» на этиленгликолевой основе.
Так какую же ОЖ нужно искать в магазинах?
Только рекомендованную
Автомобильные концерны ставят перед производителями антифризов задачу: например, в обязательном порядке избавиться от экологически вредных элементов (аминов, боратов) в ОЖ, а также по возможности использовать в конечном продукте глицерин из дешевых отходов производства биотоплива. Поставщик выполняет требования, а знать точную химическую формулу заказчику ни к чему. Поэтому и не рекомендуют автопроизводители иные ОЖ для своих машин. Ведь для этого нужно проводить испытания на совместимость, а это масштабная работа: надо смешать продукты в разных пропорциях, каждую смесь проверить на жаре и морозе, оценить наличие расслоения и осадков. Поэтому автопроизводители указывают, какая жидкость полностью их устраивает, и только ее рекомендует дилерам.
А почему не оговаривают хотя бы тип ОЖ — карбоксилатная, лобридная? По той же причине! Потребитель должен усвоить, что любое отклонение от заводских рекомендаций может нанести вред автомобилю. А пользуясь тем, что разделение ОЖ на типы носит условный характер, многие автопроизводители предпочитают вводить собственные коды и шифры. Например, в классификации Фольксвагена традиционные ОЖ обозначаются как G11 (VW TL 774‑C), карбоксилатные — как G12+ (VW TL 774‑F). Подобные спецификации есть у каждого производителя, но фольксвагеновская лучше других прижилась в России, и многие опираются именно на нее.
Только рекомендованные ОЖ с антикоррозийными свойствами. С 01.04.2020 для них действует новая спецификация BMW «BMW Lifetime Coolant xx», или «BMW LC-xx». В настоящее время используются BMW Lifetime Coolant 87 и BMW Lifetime Coolant 18
ОЖ традиционного типа, рекомендаций по брендам нет.
Для Brilliance V3 применяется Антифриз G11
Первая заливка — BASF G30, рекомендаций по брендам для дилеров нет
Долговременный антифриз Liqui Moly G12+
На заводе «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» используют A-110 — фосфатный лобридный антифриз. Этот продукт специально разработан под технические требования Hyundai и обладает официальным допуском Hyundai
Лобридная ОЖ спецификации Hyundai MS 591–08
ОЖ Mitsubishi Motors Genuine Super Long Life Coolant Premium либо ее аналог . Аналог должен представлять собой высококачественную охлаждающую жидкость на основе этиленгликоля, не содержащую силикатов, аминов, нитратов и боратов и произведенную с использованием гибридной органическо-кислотной технологии
ОЖ Nissan L255N. Производитель — CCI manufacturing Germany GmbH (Германия), поставщик — RTECO N.V. (Бельгия)
Лобридная ОЖ Glysantin G40 или альтернатива согласно G12++/VW TL 774-G
PSA
(кроме моделей Fiat, Mitsubishi, Toyota)
Лобридная ОЖ на основе концентрата Arteco Freecor DSC. Коммерческое название конечного продукта — Freecor DSR. На рынок запчастей поставляется через сеть Liqui Moly под брендом Partner DSR
ОЖ Glaceol type D
Сейчас в автомобилях Skoda применяются жидкости G13 (пропиленгликолевая) и G12 evo (лобридная). С конца 2019 года все новые автомобили поступают с жидкостью G12 evo
ОЖ, не содержащая аминов, на этиленгликолевой основе
Toyota Super Long Life Coolant , гибридная технология
Брендированная ОЖ Вольво. Рекомендаций по иным брендам нет. Шведскими специалистами и поставщиками не употребляются понятия «лобридная», «гибридная». ОЖ базируется на солях органических кислот, фосфатах, силикатах. Не содержит нитриты, амины и бораты
С 2008 года — G12++. На смену пришла G13 c добавлением глицерина и уменьшенной долей кремния. Кремний добавляется в жидкость постепенно, в процессе эксплуатации, за счет специального компонента в расширительном бачке
С 2010 года используются ОЖ карбоксилатного типа. Для первой заправки используются (и рекомендуются для эксплуатации) два вида жидкостей, различающихся по цвету. Смешивать их нельзя.
Для автомобилей Лада Гранта (Калина), Веста (с двигателями моделей 21129 и 21179) и Лада 4×4 — ОЖ красного цвета:
Антифриз SinteC (АО «Обнинскоргсинтез») ТУ 2422-047-51140047;
Felix Carbox (ООО «Тосол-Синтез-Инвест») ТУ 2422-068-36732629
Для автомобилей Лада Ларгус, XRAY и Веста (с двигателем Н4) — ОЖ желто-зеленого цвета:
Cool Stream NRC (ОАО «Техноформ») ТУ 2422-001-13331543 (концентрат)
Cool Stream NRR ( ОАО « Техноформ ») ТУ 2422-001-13331543
А теперь — несколько общих рекомендаций.
Долить или заменить?
Первая мысль, которая приходит в голову при поиске нужной ОЖ, — залить то, что было раньше! Только как узнать, что заливали в автомобиль несколько лет назад? Часто владельцы просят продать им «антифриз для Фольксвагена». Или — того хуже — по совету невежд начинают выискивать жидкость определенного цвета.
Этот миф — один из самых устойчивых в автомобильном мире. Мол, если жидкость была синего цвета, то и доливать надо тоже синюю. Но цвет ОЖ определяет не ее химический состав, а краситель. Сейчас ОЖ условно делят по набору функциональных присадок на четыре типа! И смешивать их нельзя.
А что произойдет, если в желтую ОЖ долить другую желтую, но сделанную по другой технологии? Разнородные присадки начнут «бодаться» друг с другом и перестанут работать по назначению. В итоге из раствора могут выпасть осадки, нарушив работу, например, теплообменника отопителя. И кончится все ремонтом.
Что заливать?
С гарантийными машинами все просто — они обслуживаются у авторизованных дилеров, а те используют только согласованные с производителем жидкости. А владельцам постгарантийных машин следует придерживаться следующих рекомендаций.
При доливе ОЖ используйте дистиллированную воду — это рекомендуют все автопроизводители. Если требуется добавить в систему несколько литров жидкости — лучше заменить ее целиком, устраняя негативные последствия от совмещения несовместимого. При этом крайне желательно использовать именно современный продукт любого именитого производителя, в том числе и отечественного (Sintec, CoolStream, Nord, Felix). Чем новее разработка (а это можно выяснить на сайте производителя, где новинки всегда отмечены), тем меньше вероятность нанести вред мотору. Состав ОЖ и тем более ее цвет не будут иметь значения.
Комментарий специалиста
Современные конструкционные материалы слишком нежные. Поэтому состав охлаждающей жидкости подбирают, исходя из сочетания различных факторов: применяемые материалы (металлы, пластмасса, резина), температурный режим, ресурс. При этом основы и присадки, используемые различными производителями охлаждающих жидкостей, могут быть теоретически несовместимы. Поэтому поддерживаю тезис о недопустимости частичного смешивания различных продуктов.
- Чем опасны дешевые охлаждающие жидкости, читайте тут.