- Правила установки угольного салонного фильтра
- Назначение салонного фильтра
- Виды салонных фильтров
- Угольные фильтры: качественный шаг вперёд
- Как правильно поставить угольный салонный фильтр
- Замена салонного фильтра автомобиля своими руками
- Функции салонного фильтра автомобиля
- Где находится салонный фильтр в автомобиле
- Виды и типы салонных фильтров автомобиля
- Когда требуется замена салонного фильтра автомобиля
- Признаки того, что пришло время замены салонного фильтра автомобиля
- Самостоятельная замена салонного фильтра автомобиля
Правила установки угольного салонного фильтра
Если я не вижу предмета, значит, он не существует. Это правило широко используется нами в обычных условиях, но когда мы говорим о микромире, то здесь вступают в силу правила, противоречащие здравому смыслу. Очень многие люди, не видя во вдыхаемом воздухе ничего, кроме разве что частичек пыли (да и то при определённых условиях освещения), пребывают в уверенности, что ничего угрожающего для здоровья в нём не содержится. И глубоко ошибаются. Мы не будем говорить о штаммах гриппа, холеры, африканской чумы и других подобных вещах – сегодня это действительно экзотика. А вот чего хватает на улицах большого города, так это целого спектра микрочастиц, которые очень хорошо различимы только при многократном увеличении. Речь идёт об обычной пыли, о каучуковой крошке, попадающей в воздух из автомобильных покрышек, об мельчайших частичках асбеста, отслаиваемых от тормозных колодок, о тяжёлых металлах, саже, высокомолекулярных углеводородах и угарном газе – продуктах сгорания бензина или дизтоплива. Их концентрация на городских дорогах превышает все мыслимые нормы, и наивно полагать, что вдыхая ежедневно эту гремучую смесь, вы не будете ощущать никаких последствий для организма. Ещё более безответственно думать, что, находясь внутри машины, вы надёжно защищены от этого коктейля. Всё обстоит с точностью до наоборот – подсчитано, что в салоне транспортного средства, не оснащённого фильтром, концентрация вредных веществ превышает их количество на городской автотрассе в 25 раз!
Установка угольного салонного фильтра.
Назначение салонного фильтра
К счастью, на большинстве автомобилей последних поколений такая защита присутствует в виде салонного фильтра, который может устанавливаться в разных местах, но чаще всего – перед печным радиатором. В этом случае воздух нагревается после очистки и попадает в салон, распределяясь по воздуховодам. Это самое удачное конструктивное решение, поскольку если бы фильтр стоял после радиатора, воздух бы успевал остыть. Кроме того, в этом случае радиатор на загрязняется внутри, что существенно увеличивает срок его службы. Кроме мелких механических примесей вроде пыльцы растений и пылинок, СФ задерживает и летучие вещества, а также высокомолекулярные газы, а модели, имеющие слой с активированным углём, противостоят также проникновению в салон неприятных запахов.
Виды салонных фильтров
Принцип действия любой фильтровальной установки неизменен: рабочий элемент, стоящий на пути потока неочищенного воздуха, благодаря мелкоячеистому строению задерживает частицы определённого размера, свободно пропуская воздух. Современные автомобильные фильтры способны задерживать частички размером порядка 0.1 мкм чего достаточно для отсеивания практических любых механических примесей. Классификация салонных фильтров по методу фильтрации предполагает их подразделение на две больше группы: механические и адсорбционные. Первые представляют собой обычные бумажные/синтетические гофрированные изделия, у которых имеется определённый размер ячеек между соседними волокнами, через которые воздух проходит, а пыль – нет. СФ адсорбционного типа, кроме обычного фильтровального элемента, имеют слой с активированным углём, принцип действия которого основан на другом химическом явлении – способности впитывать другие вещества, включая летучие соединения и газы. Другими словами, они поглощают и неприятные запахи, что является немаловажным фактором в условиях современного мегаполиса.
По типу конструктивного исполнения СФ подразделяются на корпусные и картриджного типа. Корпусные устройства – это мягкий фильтровальный элемент, заключённый в жёсткую рамку (пластиковую или картонную). Такой фильтр легче вставить на посадочное место, но обеспечивает большую степень герметичности. Картриджные изделия – это гофра без жёсткой окантовки, с мягкими картонными бортиками, расположенными по периметру или по бокам. Они дешевле корпусных аналогов, и при несовпадении размеров всегда можно приобрести более габаритный вариант, который легко укоротить. Распространённость бескаркасных салонных фильтров выше, но это, как говорится, дело вкуса.
Поскольку современные легковые авто буквально напичканы разнообразными узлами и агрегатами, найти место для фильтра бывает нелегко. Именно этим можно объяснить тот факт, что форма СФ бывает разной, от квадратной или прямоугольной до круглых, в виде трапеции и других экзотических очертаний. Это продиктовано наличием и конфигурацией свободного пространства, но сильно затрудняет замену засорившихся устройств. У многих водителей, особенно никогда ранее не имевших дело с СФ, возникают проблемы с пониманием того, какой стороной ставить угольный салонный фильтр, особенно если на нём нет никаких разъясняющих надписей и пиктограмм. Мы рассмотрим этот вопрос чуть позже.
Угольные фильтры: качественный шаг вперёд
Фильтры салона начали устанавливаться в серийные модели относительно недавно, лет тридцать назад. За прошедшее время они изрядно эволюционировали, пройдя путь от примитивных бумажных фильтровальных элементов, обладающих минимальной эффективностью, до нынешних многослойных конструкций, защищающих от большинства посторонних примесей, присутствующих в атмосферном воздухе. Степень фильтрации у нынешних угольных фильтров настолько велика, что позволяет задерживать частицы молекулярных размеров. К сожалению, бесконечно улучшать этот параметр невозможно, в противном случае фильтр не сможет пропускать и воздух. Именно поэтому даже самый совершенный угольный фильтр бессилен против вредных газов, молекулы которых имеют маленькие размера, например, против углекислоты, но с ней борются другим способом – включением в состав выхлопной системы каталитических нейтрализаторов, поглощающих такие газы на этапе выпуска.
Впрочем, по мере эксплуатации угольного фильтра поры его наполнителя постепенно забиваются теми частицами, которые он призван улавливать, ухудшая проходимость воздуха, и как только насыщение окажется критическим, может начаться обратный процесс – десорбция, при которой все эти накопленные вещества разными путями покидают фильтр, засоряя всё вокруг. Именно поэтому угольные СФ следует менять вовремя, не дожидаясь критического засорения. Другой вопрос – правильное определение момента, когда необходимо выполнять замену. Некоторые особо навороченные автомобили оснащаются датчиками, сигнализирующими о необходимости произвести скорейшую замену. Всем остальным приходится либо чётко соблюдать регламентные сроки, что далеко не всегда оправдано, либо ориентироваться на симптомы, свидетельствующие об ухудшении очищающих свойств салонного фильтра.
Как правильно поставить угольный салонный фильтр
В большинстве случаев процедура замены фильтровального элемента не представляет трудностей, поскольку он располагается в районе печного радиатора. Но даже если доступ к фильтру салона облегчен (у многих моделей авто он располагается либо непосредственно в перчаточном ящике, либо за бардачком), это не означает, что установить на место засорившегося СФ новый будет делом несложным. Дело в том, что при этом нужно соблюдать требуемую ориентацию фильтровального элемента. Особенно это важно в случае использования угольного фильтра, в силу описанных выше причин. Хорошо, если конструкция СФ не позволяет установить его не по правилам, но такое бывает редко. Прямоугольные фильтры-картриджи (их ещё называют патронами) обычно допускают симметрию, допускающую их неправильную установку. Как правило, на оригинальной продукции имеются стрелки, указывающие правильное направление воздушного потока (остриё стрелки всегда направлено в сторону дефлектора, то есть к салону).
Но таких обозначений может и не быть. В этом случае можно использовать универсальное правило, касающееся только угольных фильтров: тёмной стороной (с угольным слоем) фильтр ставится к воздуховоду, обеспечивающему приток воздуха снаружи. У обычных пылевых фильтров обе стороны одинаковы, но здесь уже нет такой строгости в отношении монтажа устройства, так что ошибка не будет иметь таких неприятных последствий.
Замена салонного фильтра автомобиля своими руками
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Зачем нужен салонный фильтр в автомобиле
- Где расположен салонный фильтр в автомобиле
- Какие бывают салонные фильтры в автомобиле
- Как часто нужно менять салонный фильтр в автомобиле
- Как понять, что салонный фильтр в автомобиле нуждается в замене
Воздушным фильтром, который расположен в салоне, укомплектовано множество современных автомобилей. Его основное предназначение – очистка воздуха, поступающего в салон через систему отопления, вентиляции и кондиционирования. Люди, страдающие аллергией, особенно чувствительны к качеству воздуха, поэтому способность фильтра задерживать пыль, пыльцу и другие мелкие частицы для них немаловажна. Поскольку этот элемент обеспечивает комфорт людей при поездке, необходимо заботиться о своевременной замене салонного фильтра автомобиля.
Функции салонного фильтра автомобиля
Автолюбители часто спрашивают – почему фильтрация требует столько внимания, ведь кроме воздухозаборника воздух поступает в салон также через зазоры в уплотнениях и в то время, когда мы открываем двери.
С этим не поспоришь, но концентрация опасных для здоровья веществ повышается только во время интенсивного движения, при плотном транспортном потоке и небольшой скорости. В такой обстановке воздух вместе с выхлопом впереди идущего автомобиля поступает в воздухозаборник. При таких близких расстояниях от выхлопной системы допустимые нормы концентрации вредных компонентов могут быть превышены в 10–15 раз.
При проведении замеров в нескольких метрах от заведенного автомобиля, находящегося на улице, прибор покажет несущественное превышение содержания загрязняющих веществ в воздухе или концентрации в пределах нормы.
Кроме токсичных веществ салонный фильтр должен задерживать пыль, сажу и резину. Размер таких частиц достаточно большой, чтобы даже простейший фильтр уловил их без проблем, поэтому о них говорить не будем и лучше рассмотрим подробнее трудноуловимые продукты сгорания.
В выхлопных газах содержится множество вредных соединений, и в некоторых концентрациях они негативно воздействуют на человеческое здоровье. Здесь мы говорим не только о быстропроходящей головной боли, непроизвольном чихании и рези в глазах, но и о хронических заболеваниях, к которым их воздействие может привести.
Предельно допустимая концентрация химических веществ, негативно воздействующих на организм человека, определена в нормативах ГН 2.1.6.1338-03, установлены максимальная разовая и среднесуточная концентрации, а также класс опасности каждого вещества.
Рекомендуем
Где находится салонный фильтр в автомобиле
Местонахождение салонных воздушных фильтров, как правило, – внутренняя стенка бардачка. Произвести их замену несложно. Для этого необходимо снять бардачок с крепежей (см. руководство по эксплуатации) и после этого убрать элемент, удерживающий фильтр. Также он может быть расположен под приборной панелью, добраться туда сложнее, или под капотом, откуда воздух подается в систему вентиляции и кондиционирования.
Цена большинства фильтров довольно высока, в особенности у официального дилера. Более простой и недорогой способ – купить неоригинальный фильтр в любом автомобильном магазине запчастей и заменить его своими руками.
Когда вы проводите очередной сервис у дилера или в автомобильной мастерской и сталкиваетесь с рекомендацией о замене салонного фильтра автомобиля, то сначала взгляните на установленный ранее. Большой срок эксплуатации приводит к тому, что фильтр со стороны забора воздуха забивается листьями, ветками, насекомыми, сажей и грязью, и эта картина может вас шокировать. Все это лишь подтверждает слова механика, к чьим рекомендациям лучше прислушаться.
Виды и типы салонных фильтров автомобиля
Автомобильные салонные фильтры бывают двух типов:
- обычные фильтры против пыли;
- фильтры из угля.
Обычные пылевые фильтры очищают воздух от пыли и сажи, а также от пыльцы растений и прочих элементов, вызывающих аллергию. Фильтрующий элемент такого фильтра – это бумага или синтетическое волокно, способность которого задерживать частицы ограничивается 1 микроном. Синтетические волокна легко наэлектризовываются, и такая их особенность позволяет улавливать частицы, притягивая к себе.
Пылевой фильтр отличается от воздушного фильтра системы питания двигателя низкой плотностью фильтрующего материала. Это происходит из-за того, что система вентиляции автомобиля не в состоянии создать такой же поток воздуха, какой создается во впускном коллекторе и обеспечивает разряжение. Основным минусом пылевого фильтра является его полная неспособность задерживать токсичные газы и неприятные запахи.
Салонные фильтры на угольной основе очищают воздух от любых вредных соединений, и только угарный газ для них вызывает сложности. Такие фильтры изготавливаются из активированного угля – пористого вещества с большой удельной поверхностью. Это становится возможным благодаря тому, что уголь содержит много микроскопических пор размером от одного нанометра. Именно в этих порах и задерживаются молекулы токсичного газа, взаимодействующего с активированным углем, но в первую очередь газ захватывается макро- и мезопорами и только потом поступает к микропорам. Такой процесс называют адсорбцией.
По какой причине появляются силы между молекулами, с помощью которых и происходит захват одного вещества другим, разбираться не будем, но стоит сказать, что элементы с крупными молекулами притягиваются и удерживаются легче. На эффективность процесса адсорбции влияют такие факторы, как скорость потока, проходящего через вещество, а также температура воздуха.
Салонный фильтр представляет собой конструкцию, на которой закреплена специальная подложка из текстиля с засыпанными на нее гранулами активированного угля размером 0,5 мм. Многие угольные фильтры изготавливаются многослойными, где слои из угля чередуются со слоями из волокна против пыли. Каждая прослойка выполняет свою функцию, улавливая частицы определенного типа и размера. На выходе мы получаем воздух, прошедший множество этапов обработки, который попадает в салон абсолютно чистым и безопасным для дыхания.
Рекомендуем
Когда требуется замена салонного фильтра автомобиля
Каждый автопроизводитель дает свои советы по поводу срока замены салонного воздушного фильтра, и они сильно разнятся. Одни говорят о том, что необходимо менять этот фильтр через каждые 10 000 километров, а другие поднимают эту планку до 25 000 километров.
Но все же большинство производителей автомобилей склоняется к тому, что салонный фильтр подлежит замене в зависимости от условий, в которых эксплуатируется автомобиль. Следовательно, автолюбитель из южной полосы, где воздух содержит много песка и других мелких пылеобразных веществ, должен менять фильтр в салоне чаще, чем автолюбитель из региона с более чистым воздухом.
В городах, где поток автомобилей более плотный, замена салонного фильтра автомобиля должна производиться чаще, чем у автолюбителей, эксплуатирующих свой автомобиль за городом, не проводя по несколько часов в день в пробках. К примеру, в крупном городе салонный фильтр засоряется быстрее.
Так, если вы большую часть времени управляете машиной в городских условиях с плотным транспортным потоком, вам необходимо менять фильтр намного чаще, чем на тех автомобилях, которые ездят за городом и не стоят часами в многокилометровых пробках. Например, в крупных городах салонный фильтр намного быстрее приходит в негодность.
Замену фильтра необходимо производить не реже 1 раза в год, несмотря на то что в инструкции может быть написано иное. Небольшой пробег автомобиля в течение года – также не повод отказаться от замены фильтрующего элемента. Рекомендации производителя нужны для того, чтобы было на что ориентироваться и отслеживать этот срок.
Рекомендуем
Признаки того, что пришло время замены салонного фильтра автомобиля
Первым звонком, говорящим о непригодности салонного фильтра для дальнейшего использования, является запах в салоне машины, проникающий снаружи. Постоянная отсрочка замены этой детали приводит к тому, что от нее начинают исходить запахи, причиной которых являются накопившиеся на ней загрязнения.
В инструкции по эксплуатации автомобиля указан срок эксплуатации штатного салонного фильтра. В зависимости от модели он находится в диапазоне 10 000–20 000 км пробега. Но стоит помнить, что его работоспособность определяется для нормальных условий эксплуатации. В случае если вашим местом жительства является густонаселенный мегаполис и вы проводите по несколько часов в пробках, то этот срок уменьшается в два раза. Такие условия приводят к тому, что замена салонного фильтра автомобиля требуется через каждые полгода.
Пыль из воздуходувов
Иногда при включении вентиляции можно заметить, как из дефлекторов обдува в салоне поднимается пыль. Известно, что загрязненный фильтр служит отличной средой для развития плесени, и вместе с пылью, песком и частицами грязи болезнетворные бактерии легко попадают в салон из системы вентиляции. Так что салонный фильтр становится источником опасных инфекций.
Сбои в работе вентиляции
Плотный слой грязи на салонном фильтре снижает тягу в вентиляционной системе и ухудшает ее работу. При этом в летний сезон в машине жарко, а зимой, наоборот, холодно, из-за плохой работы печки. Кондиционер в таких условиях работает с повышенной нагрузкой, и его ресурс сокращается.
Поэтому дешевые фильтры брать не стоит, и уж тем более восстанавливать прежний путем его чистки с помощью пылесоса или промывки, даже если вы прекрасно осведомлены о его размещении и можете спокойно его снять и затем установить на место. Дать вторую жизнь отработавшей свой ресурс детали невозможно, а значит, покупка новой – самый разумный выход. Стоимость нового салонного фильтра начинается от 400 рублей.
Запотевшие стекла
Если вы заметили, что стекла вашего автомобиля стали часто запотевать, то это первый признак того, что салонный фильтр необходимо заменить. Оседание влаги на окнах указывает на некорректную работу системы кондиционирования и вентиляции.
Запотевшие стекла указывают на то, что фильтрующий элемент сильно загрязнен. Степень его засорения определяется визуально, но демонтаж лучше доверить специалисту, тем более если вы никогда этого не делали. В противном случае при съеме детали вы можете повредить крепления. Так же на многих автомобилях для демонтажа необходимо снять другие детали. По этой причине эту работу лучше выполнять в специализированных автосервисах.
Рекомендуем
Самостоятельная замена салонного фильтра автомобиля
Замену фильтра своими руками производить легко, но стоит помнить о некоторых нюансах. Одни автомобили позволяют выполнить эту процедуру за пару минут, а другие требуют намного больше сил и времени. Легкодоступность системы очистки играет не последнюю роль. Например, на автомобиле Nissan Almera Classic эта процедура занимает несколько минут, для чего снимается ящик для перчаток (бардачок), за которым можно сразу увидеть съемную крышку салонного фильтра. Для осуществления этих работ не требуются специальные приспособления.
Некоторые автомобили имеют более сложное устройство, произвести замену салонного фильтра автомобиля на них труднее, и вы можете установить новую деталь неплотно или под некоторым углом. Так же есть вероятность что-нибудь отломить – такое не раз случалось. Поэтому воспользуетесь советом: перед началом работ, выполняемых вами впервые, найдите время для того, чтобы заглянуть в инструкцию и подробно разобраться в технологии, или воспользуйтесь советом товарищей, имеющих опыт в этом деле.
Если при визуальном осмотре фильтра у вас не возникает сомнений в необходимости его замены, то можете смело устанавливать новый. Но не забывайте, даже если он выглядит очень чистым, но последняя замена производилась более года назад, то лучше установить новый, так как он, скорее всего, уже не выполняет своей функции.