- Как правильно выбрать антифриз и как провести его замену?
- Описание системы охлаждения
- Существующая классификация антифриза
- Принято разделять три класса антифриза:
- Рекомендации по правильному выбору
- Можно ли смешивать разные марки?
- Как можно определить поломки мотора по антифризу?
- Какой антифриз вам нужен: инструкция для каждой марки
- 3 вопроса автопроизводителям
- Только рекомендованную
- Долить или заменить?
- Что заливать?
- Комментарий специалиста
- Виды антифриза: как подобрать
- Цвет антифриза
- Что такое ТОСОЛ
- Как подобрать антифриз
Как правильно выбрать антифриз и как провести его замену?
Как правильно подобрать антифриз для автомобиля, с учетом технических характеристик этой охлаждающей жидкости. Рекомендации по выполнению сервиса двигателя.
Работа двигателя автомобиля была бы невозможной без наличия эффективной системы охлаждения. С помощью антифриза осуществляется охлаждение двигателя, что позволяет поддерживать температуру стабильной, предупреждая износ и коробление основных силовых компонентов. В процессе эксплуатации автомобиля неизменно потребуется обслуживать систему охлаждения и проводить замену антифриза. Автовладельцу необходимо лишь определиться с тем, какую разновидность такой технической жидкости ему выбрать и как провести все необходимые ремонтные работы.
Описание системы охлаждения
Принцип работы системы охлаждения автомобиля чрезвычайно прост. Внутри двигателя имеются небольшие охлаждающие каналы, по которым циркулирует антифриз, позволяющий эффективно охлаждать мотор. Техническая жидкость движется по замкнутому контуру, после выхода из мотора она попадает в радиатор, где быстро охлаждается, после чего снова подается внутрь двигателя.
Современные автомобили предъявляют повышенные требования к техническим характеристикам используемой охлаждающей жидкости. Такой химикат должен на протяжении длительного времени сохранять свои свойства, быть устойчивым к высоким температурам, и при этом не замерзать при глубоком минусе на дворе. Предлагаемый сегодня в специализированных магазинах антифриз — это высокотехнологичная жидкость, которая может выполняться на различной основе, она включает всевозможные присадки, которые улучшают ее характеристики, обеспечивая защиту мотора от коррозии и предупреждая замерзание антифриза при существенном минусе.
Существующая классификация антифриза
На сегодняшний день существует классификация антифризов, которая позволяет определить допуски такой технической жидкости и упрощает жизнь автовладельцу, который может с легкостью подобрать нужную ему марку технической жидкости.
Принято разделять три класса антифриза:
Антифриз с классом G11 — это техническая жидкость, которая предназначена для использования на старых автомобилях. Такой антифриз содержит минимум присадок, обладает посредственной долговечностью и слабыми антикоррозийными антипиренными свойствами. Использовать такую техническую жидкость рекомендуется лишь при необходимости обслуживания автомобилей, выпущенных в девяностых годах прошлого века.
G12 — это недорогой и высококачественной антифриз, который включает карбоксилатные соединения и этиленгликоль. Особенностью такой технической жидкости является ее свойство образовывать антикоррозийную пленку, что предупреждает появление ржавчины, при этом антифриз отлично отводит тепло, что позволяет использовать его даже с форсированными современными высокотемпературными двигателями.
G13 появился относительно недавно, а его разработка объясняется существенным ужесточением требований европейского законодательства к экологичности используемых автомобильных технических жидкостей. Такой антифриз выполнен на основе полипропиленгликоля, содержит небольшое количество присадок, при этом он эффективен, экологически чист, однако имеет высокую стоимость. По существующим правилам Европейского союза антифриз этой марки должен использоваться на всех новых автомобилях.
Рекомендации по правильному выбору
Среди автовладельцев бытует заблуждение, что выбрать антифриз можно по его цвету, от чего непосредственно будут зависеть его эксплуатационные свойства. Но, в действительности, красный или кислотно-зеленый цвет антифриз — это маркетинговый ход, который позволяет привлечь внимание покупателя, и в последующем облегчает поиск протечек такой технической жидкости, которая может сочится из мотора и радиатора по прохудившимся соединениям.
Выбирая антифриз для своего автомобиля, необходимо в первую очередь ориентироваться на технические допуски, которые указаны в инструкции по эксплуатации каждой машины. А вот экономить на качестве и покупать для современных двигателей не слишком качественный антифриз марки G11 не рекомендуется, так как в последующем это приведет к проблемам с охлаждением и необходимости выполнения дорогостоящего и сложного ремонта.
В продаже можно найти как уже готовый к использованию антифриз, так и концентрат, который необходимо перед использованием разбавить в дистиллированной воде. Последний имеет меньшую стоимость, однако многие автовладельцы просто не желают заниматься приготовлением таких растворов, а приобретают уже готовые к использованию технические жидкости. Если планируется использовать концентрат, то нужно помнить о том, что в последующем его разводить можно исключительно качественной дистиллированной водой в соотношении, указанном на этикетке.
Можно ли смешивать разные марки?
Часто автовладельцы задумываются о том, можно ли смешивать различные виды и марки антифриза. Такая техническая жидкость может изготавливаться на различные основе, отличается своими присадками, которые, смешиваясь могут входить в контакт с друг с другом, что приводит к выпадению осадка и другим проблемам с антифризом. Именно поэтому смешивать в бачке расширения охлаждающую жидкость различных типов не рекомендуется.
Кратковременно допускается такое смешивание антифризов, также в бачок расширителя можно залить обычную воду, однако длительное время эксплуатировать мотор с такой охлаждающей жидкостью не рекомендуется. Поэтому если вы по каким-либо причинам смешали антифриз или залили в него воду, то следует как можно быстрее отправиться в сервис или своими руками выполнить замену охлаждающей жидкости.
Как можно определить поломки мотора по антифризу?
По состоянию антифриза можно установить у двигателя различные серьезные поломки, что позволяет своевременно отправиться в сервис и провести ремонт автомобиля. Например, если в охлаждающей жидкости появились масляные прожилки, то подобное говорит о проблемах с герметичностью клапанной крышки или трещинах головки блока цилиндров, из которых масло попадает в антифриз. Ремонт в этом случае будет крайне сложен, потребуется вскрывать мотор и заменять прокладку или всю головку блока цилиндров.
Если в жидкости появился выраженный осадок, то необходимо как можно скорее заменить антифриз, выполнив соответствующую прочистку всей системы. Последнее проще всего провести в условиях сервиса, где для этой работы используется специальное оборудование, под высоким давлением прогоняющее техническую жидкость по системе, вымывающую весь осадок и другие отложения.
Какой антифриз вам нужен: инструкция для каждой марки
И марок автомобилей, и типов антифризов так много, что редкий владелец ответит на вопрос, какая жидкость плещется в системе охлаждения его машины. Между тем, современные моторы очень чувствительны к перегреву, а потому к выбору технических жидкостей, в том числе и охлаждающих, надо подходить серьезно.
3 вопроса автопроизводителям
Что можно заливать в систему охлаждения автомобиля определенной марки? Мы обратились к автопроизводителям с тремя вопросами:
- Какой тип охлаждающих жидкостей (традиционная, карбоксилатная, гибридная, лобридная) разрешено использовать в их автомобилях?
- Есть ли рекомендации по конкретным брендам?
- Можно ли доливать жидкости иных типов?
На последний вопрос все автопроизводители ответили одинаково: запрещается доливать в систему охлаждения любые жидкости, кроме рекомендованных. Для Ниссана нужен только бельгийский Nissan L255N, для Рено — Glaceol type D, для машин группы PSA — Freecor DSR. Volvo требуется доливать лишь жидкость, «одобренную» Volvo.
Некоторые производители дают некоторую свободу выбора, конкретизируя лишь тип жидкости. Porsche, Hyundai, Skoda и PSA рекомендовали лобридную, Brilliance — традиционную, а Mitsubishi — гибридную. Для Subaru подходят жидкости «без аминов» на этиленгликолевой основе.
Так какую же ОЖ нужно искать в магазинах?
Только рекомендованную
Автомобильные концерны ставят перед производителями антифризов задачу: например, в обязательном порядке избавиться от экологически вредных элементов (аминов, боратов) в ОЖ, а также по возможности использовать в конечном продукте глицерин из дешевых отходов производства биотоплива. Поставщик выполняет требования, а знать точную химическую формулу заказчику ни к чему. Поэтому и не рекомендуют автопроизводители иные ОЖ для своих машин. Ведь для этого нужно проводить испытания на совместимость, а это масштабная работа: надо смешать продукты в разных пропорциях, каждую смесь проверить на жаре и морозе, оценить наличие расслоения и осадков. Поэтому автопроизводители указывают, какая жидкость полностью их устраивает, и только ее рекомендует дилерам.
А почему не оговаривают хотя бы тип ОЖ — карбоксилатная, лобридная? По той же причине! Потребитель должен усвоить, что любое отклонение от заводских рекомендаций может нанести вред автомобилю. А пользуясь тем, что разделение ОЖ на типы носит условный характер, многие автопроизводители предпочитают вводить собственные коды и шифры. Например, в классификации Фольксвагена традиционные ОЖ обозначаются как G11 (VW TL 774‑C), карбоксилатные — как G12+ (VW TL 774‑F). Подобные спецификации есть у каждого производителя, но фольксвагеновская лучше других прижилась в России, и многие опираются именно на нее.
Только рекомендованные ОЖ с антикоррозийными свойствами. С 01.04.2020 для них действует новая спецификация BMW «BMW Lifetime Coolant xx», или «BMW LC-xx». В настоящее время используются BMW Lifetime Coolant 87 и BMW Lifetime Coolant 18
ОЖ традиционного типа, рекомендаций по брендам нет.
Для Brilliance V3 применяется Антифриз G11
Первая заливка — BASF G30, рекомендаций по брендам для дилеров нет
Долговременный антифриз Liqui Moly G12+
На заводе «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» используют A-110 — фосфатный лобридный антифриз. Этот продукт специально разработан под технические требования Hyundai и обладает официальным допуском Hyundai
Лобридная ОЖ спецификации Hyundai MS 591–08
ОЖ Mitsubishi Motors Genuine Super Long Life Coolant Premium либо ее аналог . Аналог должен представлять собой высококачественную охлаждающую жидкость на основе этиленгликоля, не содержащую силикатов, аминов, нитратов и боратов и произведенную с использованием гибридной органическо-кислотной технологии
ОЖ Nissan L255N. Производитель — CCI manufacturing Germany GmbH (Германия), поставщик — RTECO N.V. (Бельгия)
Лобридная ОЖ Glysantin G40 или альтернатива согласно G12++/VW TL 774-G
PSA
(кроме моделей Fiat, Mitsubishi, Toyota)
Лобридная ОЖ на основе концентрата Arteco Freecor DSC. Коммерческое название конечного продукта — Freecor DSR. На рынок запчастей поставляется через сеть Liqui Moly под брендом Partner DSR
ОЖ Glaceol type D
Сейчас в автомобилях Skoda применяются жидкости G13 (пропиленгликолевая) и G12 evo (лобридная). С конца 2019 года все новые автомобили поступают с жидкостью G12 evo
ОЖ, не содержащая аминов, на этиленгликолевой основе
Toyota Super Long Life Coolant , гибридная технология
Брендированная ОЖ Вольво. Рекомендаций по иным брендам нет. Шведскими специалистами и поставщиками не употребляются понятия «лобридная», «гибридная». ОЖ базируется на солях органических кислот, фосфатах, силикатах. Не содержит нитриты, амины и бораты
С 2008 года — G12++. На смену пришла G13 c добавлением глицерина и уменьшенной долей кремния. Кремний добавляется в жидкость постепенно, в процессе эксплуатации, за счет специального компонента в расширительном бачке
С 2010 года используются ОЖ карбоксилатного типа. Для первой заправки используются (и рекомендуются для эксплуатации) два вида жидкостей, различающихся по цвету. Смешивать их нельзя.
Для автомобилей Лада Гранта (Калина), Веста (с двигателями моделей 21129 и 21179) и Лада 4×4 — ОЖ красного цвета:
Антифриз SinteC (АО «Обнинскоргсинтез») ТУ 2422-047-51140047;
Felix Carbox (ООО «Тосол-Синтез-Инвест») ТУ 2422-068-36732629
Для автомобилей Лада Ларгус, XRAY и Веста (с двигателем Н4) — ОЖ желто-зеленого цвета:
Cool Stream NRC (ОАО «Техноформ») ТУ 2422-001-13331543 (концентрат)
Cool Stream NRR ( ОАО « Техноформ ») ТУ 2422-001-13331543
А теперь — несколько общих рекомендаций.
Долить или заменить?
Первая мысль, которая приходит в голову при поиске нужной ОЖ, — залить то, что было раньше! Только как узнать, что заливали в автомобиль несколько лет назад? Часто владельцы просят продать им «антифриз для Фольксвагена». Или — того хуже — по совету невежд начинают выискивать жидкость определенного цвета.
Этот миф — один из самых устойчивых в автомобильном мире. Мол, если жидкость была синего цвета, то и доливать надо тоже синюю. Но цвет ОЖ определяет не ее химический состав, а краситель. Сейчас ОЖ условно делят по набору функциональных присадок на четыре типа! И смешивать их нельзя.
А что произойдет, если в желтую ОЖ долить другую желтую, но сделанную по другой технологии? Разнородные присадки начнут «бодаться» друг с другом и перестанут работать по назначению. В итоге из раствора могут выпасть осадки, нарушив работу, например, теплообменника отопителя. И кончится все ремонтом.
Что заливать?
С гарантийными машинами все просто — они обслуживаются у авторизованных дилеров, а те используют только согласованные с производителем жидкости. А владельцам постгарантийных машин следует придерживаться следующих рекомендаций.
При доливе ОЖ используйте дистиллированную воду — это рекомендуют все автопроизводители. Если требуется добавить в систему несколько литров жидкости — лучше заменить ее целиком, устраняя негативные последствия от совмещения несовместимого. При этом крайне желательно использовать именно современный продукт любого именитого производителя, в том числе и отечественного (Sintec, CoolStream, Nord, Felix). Чем новее разработка (а это можно выяснить на сайте производителя, где новинки всегда отмечены), тем меньше вероятность нанести вред мотору. Состав ОЖ и тем более ее цвет не будут иметь значения.
Комментарий специалиста
Современные конструкционные материалы слишком нежные. Поэтому состав охлаждающей жидкости подбирают, исходя из сочетания различных факторов: применяемые материалы (металлы, пластмасса, резина), температурный режим, ресурс. При этом основы и присадки, используемые различными производителями охлаждающих жидкостей, могут быть теоретически несовместимы. Поэтому поддерживаю тезис о недопустимости частичного смешивания различных продуктов.
- Чем опасны дешевые охлаждающие жидкости, читайте тут.
Виды антифриза: как подобрать
Антифриз — специальная жидкость для системы охлаждения двигателя автомобиля, не замерзающая при самых низких температурах.
В современные антифризы добавляют огромное количество присадок для защиты от коррозии двигателя и лучшей устойчивости к холоду.
Антифризы делятся на несколько видов, в зависимости от их состава:
- G11 — это недорогой антифриз, содержащий органические и неорганические ингибиторы, защищающие двигатель от коррозии. Срок службы такого антифриза составляет 3 года. G11 используется для радиаторов всех типов. Нельзя смешивать с G12.
- G12 — карбоксилатный антифриз с органическими присадками, которые образуют защитный слой только там где уже есть ржавчина. Подходит для высокооборотистых и двигателей, подвергающихся значительным температурным нагрузкам. Срок службы составляет 5 лет. Нельзя смешивать данный антифриз с G11.
- G12+ — также карбоксилатный антифриз с органическими присадками. Преимущество в том, что его можно мешать с типами G11 и G12. Стоит отметить, что при смешивании немного теряются антикоррозийные свойства, поэтому смесь лучше заменить раньше.
- G12++ — антифриз содержащий органические ингибиторы в сочетании с соединениями кремния. Образует сверхтонкую плёнку на поверхности материалов. Присадки сохраняют свойства даже при температуре 135°C. Можно мешать G12++ с типами G11, G12, G12+.
- G13 — глицериновый антифриз, с пакетом присадок. Самый экологически чистый тип антифриза, он быстрее разлагается, не ядовитый, однако стоит дороже. Используется для форсированных и двигателей спортивных авто. Достаточно редкий вид антифриза для России.
Цвет антифриза
Цвет антифриза не имеет никакого отношения к его свойствам. Сама по себе техническая жидкость бесцветна. Окрашивают её для того чтобы отличать от обычной воды, поскольку антифриз ядовит, а также для того чтобы легче было увидеть протечки в системе охлаждения.
В основном производители раскрашивают антифриз для привлечения клиентов. При покупке, обращайте внимание на характеристики жидкости, написанные на канистре, игнорируйте цвет.
Что такое ТОСОЛ
«ТОСОЛ» — это советское название антифриза, разрабатываемого для первых автомобилей ВАЗ. «ТОС» — «Технология Органического Синтеза», «ОЛ» — окончание для обозначения спиртов в химии. Торговая марка «ТОСОЛ» не была зарегистрирована, поэтому многие отечественные производители до сих пор выпускают антифриз под названием «ТОСОЛ». Это недорогая охлаждающая жидкость с различными присадками, защищающими двигатель от ржавчины. Смешивать тосол и антифриз другой марки нельзя, поскольку у тосола меньше срок службы.
Как подобрать антифриз
Всё достаточно просто — ознакомьтесь с требованиями к антифризу, заявленными производителем автомобиля, они изложены в паспорте авто. Если вы сомневаетесь в подборе антифриза, позвоните нам — 8 (495) 374-74-96, сообщите марку своего авто, менеджеры подберут правильный антифриз для вашей машины. Мы сотрудничаем только с легальными производителями охлаждающей жидкости, подделки исключены.
Наш интернет-магазин специализируется на подборе масел и технических жидкостей для автомобилей. Осуществляем доставку по всей России.