- Увеличение мощности автомобильного двигателя своими руками
- Увеличение объема
- Более высокая степень сжатия
- Варианты увеличения рабочего объема
- Тюнинг системы впуска
- Нулевик
- Установка или замена ресивера
- Отсутствие впускного коллектора
- Форсирование двигателя автомобиля: 5 методов
- Полезные материалы про авто здесь!
- Тюнинг системы выпуска
- Чип-тюнинг
- Чип-тюнинг: +30% мощности или эффект плацебо?
- Откуда у двигателя скрытые резервы?
- На какую прибавку мощности можно реально рассчитывать?
- Как происходит сам процесс чип-тюнинга?
- Классическая перепрошивка: на свой страх и риск
- Чип-боксы для турбомоторов: как это работает?
- Чип-боксы под разъем OBD-II: магия самовнушения
- Выводы
- Объявления по чип-тюнингу на доске объявлений baza.drom.ru
- Облегченный маховик и кованые поршни
- Малый тюнинг атмосферного мотора
- Уменьшение силы трения
- Распределительный вал
- Доработка ГБЦ для увеличения мощности двигателя
- Установка и замена турбонаддува
- Турбонаддув
- Итоги
Увеличение мощности автомобильного двигателя своими руками
Главная Тюнинг Как увеличить мощность двигателя?
Многим людям в основном молодым ребятам нахватает лошадиных сил в своем автомобиле, каждый из них любит скорость и поэтому они хотят прибавить этих лошадиных сил в свой мотор. Поэтому наш сайт решил помочь вам в ответе на вопрос, как увеличить мощность двигателя, рассказав практически про все существующие способы, и насколько каждый из этих способов поможет вам.
Хочется сразу уточнить, что если у вас небольшой бюджет, то больших достижений можно не ждать, да, конечно можно добиться с небольшими деньгами высоких результатов, но надежность мотора снизится во много раз. Итак, поехали.
Мы решили начать с самых популярных способов и постепенно двигаться к менее известным или менее используемым, по каким-то особым причинам.
Увеличение объема
Один из самых дешевых и достаточно эффективных способов это сделать объем мотора больше. Производится это следующим образом, края каждого цилиндра растрачиваются на определенное расстояние, тем самым повышая объем в каждом цилиндре и во всем агрегате в целом.
Такую процедуру могут сделать как в каком-нибудь тюнинг ателье, возможно на СТО, а также это можно сделать самостоятельно. Лошадей становится больше, но высоких цифр там не получится, также во всем диапазоне поднимается крутящий момент и при этом надежность остается прежней. Также этот способ служит хорошим началом для дальнейшего глубокого тюнинга, но даже если его в ваших планах нет, его спокойно можно использовать для легкого тюнинга. Если вы расточите цилиндры, то система впуска и выпуска не сможет также идеально, как раньше справляться с наполнением цилиндров и отведением выхлопных газов и поэтому мотор станет мощнее на низких оборотах. Для того, чтобы это исправит необходимо сделать больше ход поршню я помощью замены коленчатого вала на более длинный, а также на эту же длину уменьшить общую длину поршня с шатуном. Используя расточку блока цилиндров и поднятие длины хода коленчатого вала можно долбиться максимального объема, хоть это и будет стоить дорого, но даст хороший фундамент для дальнейшей доработки мотора.
Более высокая степень сжатия
Это один из тех способов, который не только увеличивает нужный нам показатель и крутящий момент двигателя во всем диапазоне, но также и уменьшает расход топлива автомобиля, но при этом придется перейти на бензин с более высоким октановым числом, то есть с 95-го на 98-ой.
Когда поршень в цилиндре доходит вверху до мертвой точки, то вместо находится выше него называется камерой сгорания и чем больше ее объем, тем выше ваша степной сжатия, а в соответствии и мощность. Сразу следует пояснить, что степень сжатия и компрессия это разные вещи, стерео сжатия является геометрической величиной, а компрессия динамической.
Для того чтобы повысить степень сжатия можно воспользоваться двумя способами, первый из них это приобретение поршней с большим диаметром и соответственно расточение под них цилиндров. В итоге вы получаете более высокий объем и степень сжатия тем самым получая плюс благодаря двум способам тюнинга.
Второй вариант – установка более тонкой прокладки ГБЦ. Этот способ даст результат, но с ним больше проблем, так как под такое изменение необходимо будет отрегулировать многие детали.
Вот такой результат вы можете получить:
- с 8 до 9 = 2.0 %;
- с 9 до 10 = 1.7 %;
- с 10 до 11 = 1.5 %;
- с 11 до 12 = 1.3 %;
- с 12 до 13 = 1.2 %;
- с 13 до 14 = 1.1 %;
- с 14 до 15 = 1.0 %;
- с 15 до 16 = 0.9 %;
- с 16 до 17 = 0.8 %.
Также если вы сильно повышаете степень сжатия, эти результаты суммируются, то есть подняв с 8-ми до 17-ти даст 11.5%. Также не забывайте, что от степени сжатия равной 12 уже необходим 98-ой бензин, а от 13.5 уже 102-ой, от 15-ти 105-й, который очень редкий и дорогой. Некоторым моторам смена топлива не требуется.
Варианты увеличения рабочего объема
Расчет рабочего объема двигателя достаточно прост. Для стандартного 4-х цилиндрового двигателя он равен V=4×(S×H), где S – площадь поршня («пистона»), H – расстояние, которое он проходит от нижней до верхней мертвой точки (то есть, его ход).
Исходя из этой простой арифметической формулы, логично вытекают три доступных способа повышения объема силового агрегата:
- увеличиваем S (то есть, растачиваем цилиндры и устанавливаем поршни большего диаметра);
- изменяем в сторону увеличения H путем установки длинноходного колевала;
- используем одновременно два вышеописанных метода.
Перечисленные способы имеют не только достоинства, но и недостатки (более подробную информацию о каждом из них на примере очень популярного в свое время двигателя ВАЗ-2103 читайте в разделах ниже).
Тюнинг системы впуска
Улучшение впуска представляет собой уменьшение сопротивления поступающего воздуха в цилиндры. Это не сильно сложная доработка, но она требует изменение или добавление большого количества деталей, которые вместе дадут неплохой результат.
Нулевик
Первое, что необходимо сделать, это установить фильтр нулевого сопротивления, который намного уменьшит сопротивление воздуха, так как стандартный фильтр обладает фильтрующим элементом, сделанным из очень плотного материала, также сама конструкция фильтра не позволяет впускать большое количество воздуху. Чуть выше по ссылке вы можете прочитать подробнее про нулевик, о том, как его устанавливать и какие результаты от него можно получить. Сразу хочется сказать, что установив только нулевик, силы двигателя сильно не увеличится, поэтому его следует ставить только при комплексном тюнинге мотора.
Дроссельная заслонка увеличенного диаметра также является необходимой заменой при комплексном тюнинге. Большого результата от этой детали не получится, но при комплексной доработке эта деталь просто необходима, так как она снижает скорость входящего воздуха, тем самым повышая производительность системы впуска. Также по ссылке выше можете узнать подробнее об этой доработке.
Установка или замена ресивера
Ресивер для лучшей мощности двигателя имеет большой объем и короткие впускные патрубки. Установка этой детали дает хороший результат и поэтому ее можно поставить даже при легкой доработке мотора. Данная деталь сглаживает пульсации воздуха. Из-за того, что впускные трубопроводы короткие, максимальное наполнение цилиндров смещается на большие обороты, тем самым лошади и крутящий момент станут больше только на высоких оборотах, а на низких немного снижаемся. Можно добиться того, что у вас прирастет только крутящий момент на низких оборотах, но при этом тяга мотора во всем диапазоне станет меньше.
Также можно установить впускную систему у которой изменяется геометрия каналов, чтобы цилиндры наполнялись воздухом идеально во всем диапазоне опираясь на данные об оборотах и открытия дроссельной заслонки. Это будет самый идеальный, но при этом дорогостоящий вариант.
Отсутствие впускного коллектора
Иногда впускной коллектор снимают, а вместо него устанавливают так называемые дудки, которые настроены под большие обороты. Это позволяет сильно поднять количество поступаемого в мотор воздуха, также уменьшает холостые обороты и улучшает стабильность работы при низких и средних оборотах. На высоких оборотах, конечно, все становится просто шикарно.
Это самое сложное в тюнинге впуска атмосферных моторов, но при этом это самый эффективный и дорогостоящий вариант. Также можно установить несколько дроссельных заслонок, тем самым улучшить отклик на педаль газа. К сожалению, в результате снижается ресурс вашего мотора, и достаточно сильно прирастает расход топлива.
Форсирование двигателя автомобиля: 5 методов
Наиболее популярными среди автолюбителей являются следующие методы форсирования двигателя:
- установка усовершенствованной ГБЦ;
- тюнинг распределительного вала;
- растачивание блока цилиндров, чтобы увеличить объем мотора;
- увеличение степени сжатия;
- повышение наполняемости цилиндров;
- минимизация потерь из-за трения.
Будет ли метод форсирования двигателя эффективным, зависит прежде всего от того, правильно ли подготовлена ГБЦ. Если автотюнинг будет выполнен правильно, то мотор станет мощнее на 20 %. Наполнение цилиндров топливной смесью станет лучше, она будет полностью сгорать, а выхлопная система будет работать более эффективно.
Тюнинг головки блока цилиндров необходим, чтобы топливная смесь лучше сгорала в рабочей камере. Ведь из нее энергия газов идет на поршень, приводя его в движение.
На процесс образования топливной смеси, вентиляцию и воспламенение, а также сгорание топлива влияет то, как сделана камера сгорания. Поэтому выбранный метод форсирования двигателя должен быть таким, чтобы было возможно усовершенствование этого элемента. Например, камеру сгорания можно отполировать, расширить проходное сечение ГБЦ, увеличить впускные и выпускные каналы, тюнинговать клапаны, совместить коллекторы и каналы головки.
- Установка спортивного распредвала
Если вы не хотите увеличивать объем мотора, то данный метод форсирования двигателя — то, что нужно. Когда установлен спортивный распредвал, фазы газораспределения будут меняться в зависимости от режима работы ДВС. Тюнинговый распределительный вал помогает повысить мощность мотора в специфических условиях езды. К примеру, этот метод форсирования двигателя повысит тягу на низких оборотах. Но на высоких оборотах разгон автомобиля станет хуже.
На силовой агрегат Lada-2108 объемом 1,7 литра, с ходом коленвала 7,8 см и поршнем 82,4 мм, зачастую устанавливают распределительный вал с подъемами клапанов более 10,93 мм. Это позволяет усовершенствовать ДВС так, что он раскручивается до 7500–8000 оборотов в минуту, при этом мощность мотора сохраняется и на «низах».
Следующий метод форсирования двигателя — установка коленвала с большим ходом и увеличение диаметра цилиндра с целью сделать объем мотора больше. Однако в этом случае с повышением объема ДВС должна увеличиться и камера сгорания. Только так можно сделать силовой агрегат форсированным.
Чтобы мотор работал с высоким КПД, используется такой метод форсирования двигателя, как увеличение степени сжатия. Данный показатель определяется фазами газораспределения, то есть задержкой, которая присутствует, когда закрывается впускной клапан. Также на степень сжатия влияет угол открытия дроссельной заслонки. Как можно увеличить степень сжатия, чтобы сделать двигатель форсированным? Для этого устанавливают спортивный распредвал. Он делает фазы шире, а значит, геометрическая степень сжатия увеличивается. Рекомендуется также использовать топливо с высоким октановым числом. Данный метод форсирования двигателя позволяет сделать мотор мощнее как на низких, так и на высоких оборотах.
- Улучшенное наполнение цилиндров
Следующий метод форсирования двигателя позволяет увеличить коэффициент наполнения цилиндров. В результате тюнинга усовершенствуется заводская система впуска и выпуска либо устанавливается новая.
К примеру, на Lada-2108 с завода идет силовой агрегат с коэффициентом наполнения 0,75. Данный метод форсирования двигателя позволяет снизить сопротивление за счет тюнинга системы впуска. В результате коэффициент наполнения будет 1,0 либо больше. Достичь этого можно за счет уменьшения аэродинамического сопротивления в системе впуска и выпуска, а также в каналах головки блока цилиндров. Также используется фильтр-нулевик, устанавливается раздельный выпускной коллектор. Другое его название «паук 4-2-1», его необходимо использовать в комплекте с прямоточной выхлопной системой. Обратите внимание на то, что любой метод форсирования двигателя требует серьезных вложений. Следует помнить также о том, что даже после усовершенствования впускной и выпускной систем, которое приведет к уменьшению потерь, мощность мотора увеличится совсем немного.
Что представляют собой механические потери ДВС? Прежде всего, это трение, потери насоса, потери на вращение приводов и прочих элементов. Однако максимальная потеря мощности возникает из-за того, что детали в цилиндрах трутся друг о друга. Один из методов форсирования двигателей заключается в том, что устанавливаются специальные поршни с небольшой площадью юбки. А также ход поршня делается меньше. После всех проведенных процедур эти детали должны пройти развесовку. В результате все элементы КШМ будут идеально сбалансированы.
Когда цилиндры наполняются воздухом, силовая установка работает как насос. Часть энергии уходит на приведение механизма в движение. Чтобы потери уменьшились, необходимо снизить аэродинамическое сопротивление на впуске.
Полезные материалы про авто здесь!
Если машина едет на большой скорости, особенно при боковом либо линейном ускорении, смазка в картере мотора попадает на щеки и шейки коленвала, не давая ему вращаться.
Данный метод форсирования двигателя позволяет снизить подобные потери за счет установки системы сухого картера. Суть его действия заключается в том, что масло из поддона выкачивается, при этом мощность мотора увеличивается.
Энергия также теряется, когда движутся приводы таких узлов, как газораспределительный механизм, генератор и помпа. Чтобы форсировать двигатель для езды на высоких оборотах, следует выбирать метод, позволяющий повысить передаточное отношение приводов.
Тюнинг системы выпуска
Как только вы поднимаете количество сил, сразу же преумножается расход выхлопных газов, выходящих через выхлопную трубу, а стандартная выхлопная система с этим не справляется поэтому создается избыточное сопротивление. Если выхлоп не подходит, то давление в цилиндрах может повыситься, что заставит работать насосы продуктивнее. Также из-за того, что выхлопная система не справляется, цилиндр может плохо наполняться смесью, так как не все выхлопные газы покинули пространство цилиндров.
Чем короче и больше в диаметре выхлопная труба, тем меньше сопротивление. Если ваш агрегат имеет объем 1,5 и он позволяет вам постоянно крутить его выше 8-ми тысяч, что вы постоянно и делаете, то вам достаточно трубы диаметром около 50-ти миллиметров, если длина равна максимум 3,5 метра.
Часто в качестве замены коллектора используют паука, который прекрасно работает с поставленной ему задачей, а также увеличить мощность и крутящий момент во всем диапазоне. В большинстве случаев используется паук 4-2-1, но иногда используется и 4-1. Подробнее можете узнать по ссылке выше. Также может улучшить систему выпуска прямоточный выхлоп.
Чип-тюнинг
Достаточно распространенный вид доработки двигателя, которым пользуется как при комплексном тюнинге, так и используют его в качестве единственного источника новых «кобылок». Чип-тюнинг представляет собой настройку микросхемы, если точнее, то это настройка калибровки микропрограммы электронного блока управления автомобилем (ЭБУ).
Производители для своих автомобилей выставляют определенный угол опережения зажигания для различных регионов, чаще всего он полноват из-за чего топливо сгорает не так эффективно. Также производитель устанавливает высокие поправки в угол опережения зажигания для того, чтобы снизить нагрузку на трансмиссию, но к сожалению во время разгона мотор более задумчив и имеет провалы. Также из-за заводской настойки у автомобиля может быть повышенный расход топлива.
Благодаря чип-тюнингу можно устранить все проблемы и тем самым добиться более приятного ощущения от вождения, а также поднять крутящий момент, силы и снизить расход топлива. В итоге получается, что данный вид тюнинга относительно дешевый, не требует вмешательства и каких-либо технических изменений, что оставит автомобиль на гарантии и при этом дает неплохие результаты. Чип-тюнинг необходим, если вы изменяете техническую часть мотора, так как его необходимо настроить под измененные характеристики, полученную путем установки какой-либо детали. Хороший результат только благодаря чип-тюнингу получали спортивные автомобили уже с высокими данными, поэтому если ваш автомобиль слабый, то не ждите каких-то высоких результатов от данной доработки.
Минусов у данного вида доработки нет, но самое главное, данный вид работ лучше делать человеку, который в этом разбирается, поэтому не пожалейте денег на сервис.
Чип-тюнинг: +30% мощности или эффект плацебо?
Чип-тюнинг пользуется славой самого дешевого и быстрого способа добавить мотору мощности. Цены на перепрошивку блока управления двигателем начинаются буквально с 5–7 тысяч рублей. Правда, польза от подобной операции зачастую вызывает сомнения. Скорее, надо ориентироваться на сумму 15–25 тысяч. Впрочем, если результат заметен, то и это не много! Правда, разработки самых именитых западных тюнинг-контор могут стоить даже более 150 000 рублей. Drom.ru разобрался, от чего зависит успех и каковы риски.
Откуда у двигателя скрытые резервы?
У большинства автомобилистов есть разумные причины сторониться чип-тюнинга. Машину создавали инженеры, которые уж точно знают про свой мотор больше, чем разработчики разного рода «улучшений». Не надо грязными руками лезть в чистый, отлаженный программный код блока управления двигателем.
Сторонники чип-тюнинга смотрят на дело иначе. У автопроизводителя есть миллион причин искусственно «задушить» серийный двигатель: нужно вписаться в экологические требования, перевести мотор в более доступную налоговую категорию или показать чудеса экономичности. Те, кто застал карбюраторные машины, наверняка помнят, как какая-нибудь вазовская «восьмерка» была отзывчива на педаль газа. Да и инжекторные двигатели раньше были способны на большее, когда действовали нормы «Евро-0» или даже «Евро-2». Нынешние требования — «Евро-6» — сделали так, что характер многих моторов испортился.
Впрочем, «слегка придушенный» двигатель — это еще не самый подходящий объект для чип-тюнинга. Ведь существуют также и «сильно задушенные» по маркетинговым причинам моторы. Речь о том, как автомобильные марки искусственно урезают мощность некоторых версий двигателей, когда один и тот же агрегат получает разный уровень форсировки — так «разводят» на рынке несколько модификаций или моделей машин. Возьмем, к примеру, Volkswagen Tiguan предыдущего поколения. На него устанавливали две версии одного и того же турбированного 2,0-литрового мотора — CAWA на 170 л.с. и CAWB на 200 л.с. «Младшую» модификацию можно превратить в «старшую» как раз путем чип-тюнинга. Еще один пример, когда перепрошивку, что называется, «доктор прописал» — это Возьмем, к примеру, Ford Kuga с «младшим» турбированным бензиновым мотором 1.5 (150 л.с.). Технически он не отличается от «старшего» двигателя, выдающего 182 л.с. Поэтому под этот автомобиль разработана целая гамма прошивок, лучшие из которых позволяют выжать до 192 л.с.
Кто разрабатывает прошивки?
Разработкой и продажей альтернативного софта для блоков управления двигателем занимаются и специализированные конторы, и отдельные энтузиасты. К числу первых можно отнести, например, британскую фирму Celtic Tuning, которая создает прошивки не только для огромного множества легковых автомобилей, но также для грузовиков и даже тракторов. В нашей стране широкое распространение получили прошивки местных кудесников программного кода. Некоторые из них скрываются под никами вроде Razdolbay, Chelyaba или Vovan123, другие же гордо подписываются своей настоящей фамилией. Популярны «авторские» прошивки Бунеева, Федоренко, Армеева.
На какую прибавку мощности можно реально рассчитывать?
Первое, что надо знать, если вы подумываете о чип-тюнинге: из атмосферного мотора многого не выжать. Стандартный прирост мощности не превышает 10%. Например, 2,0-литровый агрегат, который раньше устанавливали на Mazda3 (и многие другие модели компании до эпохи моторов серии SkyActive), после перепрошивки развивает примерно 165 сил против 150 у «стоковой» версии. И это еще оптимистичный сценарий. Если же двигатель изначально «заточен» на спорт (как, скажем, многие моторы BMW), то в честных конторах по чип-тюнингу вам пообещают разве что шестипроцентный прирост мощности. На деле этот эффект будет едва заметен.
Сколько стоит «чипануть тачку»?
Обычно вся операция занимает около полутора часов и цена вопроса невелика. В случае с атмосферными двигателями чип-тюнинг часто стоит в пределах 10 000 рублей (зависит от модели). «Чиповка» турбированных моторов выходит дороже — 20 000–25 000 рублей. Смотреть объявления по чип-тюнингу на baza.drom.ru.
Другое дело — наддувные бензиновые моторы и турбодизели. Чип-тюнинг позволяет программно увеличить давление наддува, и потенциал такой операции может быть весьма велик, в зависимости от конкретной версии двигателя. Если взять «старшую» модификацию двигателя, то из нее можно дополнительно выжать около 10–15%, а вот из того же мотора, который был принудительно дефорсирован производителем, можно получить прибавку и в 30%. В итоге — в абсолютных цифрах — оба двигателя достигнут примерно одного и того же потолка мощности.
Это вообще законно?
С точки зрения ГИБДД и техосмотра вмешательство в программный код заводского блока управления двигателем или установка дополнительного блока, подключающегося в разрывы штатных кабелей, — это переоборудование автомобиля, требующее обязательного согласования с ГИБДД. Формально автомобили с чип-тюнингом не могут пройти техосмотр и регистрационные действия. Но на деле проблем ни у кого не возникает. Инспектор или сотрудник пункта техосмотра не в состоянии узнать, проходил ли стандартный чип перепрошивку. А если у вас установлен чип-бокс, то нужно не забыть его снять перед общением с проверяющими органами. Эта процедура займет минут 15.
С точки зрения автопроизводителей чип-тюнинг не рекомендован ни в каком виде, даже если вы «зальете» официальную прошивку, взятую от более мощной модификации вашего мотора. Многие марки в последние годы объявили войну неофициальным прошивкам. Когда вы посещаете дилерский центр, с помощью сканера проверяют, какая программа «залита» в блок управления двигателем, и при обнаружении вмешательства клиента снимают с гарантии.
Как происходит сам процесс чип-тюнинга?
Все делается при помощи простого перепрограммирования блока управления мотором или установки дополнительного блока. Идея очень соблазнительная: не требуется никакой технической переделки силового агрегата. Процедура быстрая и гораздо более дешевая (есть вполне эффективные варианты в пределах 20–25 тысяч рублей), чем другие способы повышения мощности. Но, правда, и менее эффективная. Серьезного прироста отдачи можно добиться только увеличением рабочего объема и добавлением наддува (а если турбина или компрессор уже есть, то заменой этих узлов на более производительные). Наконец, радикальный способ — смена мотора, или так называемый «свап». Но все эти переделки требуют гораздо более серьезных бюджетов, чем в случае с чип-тюнингом.
Как разводят те, кто обещает «чипануть» за «три копейки»?
Мелкие гаражные сервисы готовы взяться за перепрошивку двигателя буквально по цене шиномонтажа. Цифры увеличения мощности они берут просто с потолка: вам могут пообещать 20–25% прироста и при этом залить ПО, которое вообще не проходило серьезную отладку в разных режимах работы мотора и замеры на динамометрическом стенде. Часто клиенту обещают еще и небольшое снижение расхода топлива. Но это уже и вовсе сомнительно с учетом роста мощности. Поди узнай, кто разработчик и по какому принципу он «подрихтовал» те или иные параметры работы двигателя. На деле после обращения к непроверенным чип-тюнерам часто эффект бывает нулевым, а иногда двигатель начинает выдавать различные ошибки и переходит в аварийный режим. В таком случае надо требовать от мастера вернуть «стоковую» прошивку. Лучше еще до начала всех операций уточнить, готов ли исполнитель вернуть машину в заводскую конфигурацию в случае неудачи.
Существует два основных варианта вмешательства в работу блока управления двигателем. Первый — классическая перепрошивка заводского ECU. Такой метод применим практически к любому существующему мотору. Но не ко всем! Существуют блоки, память которых поддерживает только одноразовую запись (на заводе) и дальше работает в режиме «только чтение». Другой вариант — установка дополнительного чип-бокса под капот. Монтаж или демонтаж такого оборудования занимает минут 15, и сделать это можно самостоятельно без визита в сервис. Но этот способ работает только с турбомоторами. Есть еще несколько сомнительная альтернатива: небольшое устройство вставляется в диагностический разъем OBD-II: пока оно подключено — машина «чипованная», вынул — снова «сток». Если чип-бокс под капотом подключается в разрывы соединений между ECU и различными датчиками, то бокс в салоне якобы прямо на лету взаимодействует с блоком управления двигателем через интерфейс OBD-II. Рассмотрим все эти варианты подробнее.
Опасен ли чип-тюнинг?
Ко многим современным двигателям есть претензии по части надежности, и следует отдавать себе отчет, что любой чип-тюнинг повышает риски поломок. Даже грамотно сделанная прошивка предполагает повышенные нагрузки на мотор, а значит, ресурс узлов и агрегатов сокращается.
В Сети встречаются страшилки, написанные якобы сотрудниками версии двигателей (имеющие низкую степень форсировки) получают поршни из менее выносливых сплавов, чем такие же моторы большей мощности. Причем коды запчастей могут быть одинаковыми, но по факту завод делает маломощные моторы заведомо менее выносливыми и «чиповать» их опасно. Верить ли этой информации — вопрос философский. Надежных доказательств нет.
Пожалуй, наиболее безопасно перепрошивать те моторы, которые на заводе намеренно дефорсируют для российского рынка, чтобы двигатель попал в более выгодную налоговую категорию. Порой сам дилер при продаже предлагает разблокировать «спрятанные» лошадиные силы. Можно не сомневаться, что мотор на них рассчитан.
Классическая перепрошивка: на свой страх и риск
Эту операцию можно сравнить с установкой взломанной операционной системы на айфон (jail break): в блок управления двигателем записывается неофициальная версия программного обеспечения. Специалисты по чип-тюнингу подключают специальное оборудование к диагностическому разъему машины и «заливают» свое ПО. Практика показывает, что для всех популярных двигателей такие прошивки существуют. Они меняют режимы работы топливной системы, повышают давление наддува, отключают EGR (систему рециркуляции выхлопных газов), переводят двигатель, соответствующий современным экологическим классам, в режим «Евро-2» и осуществляют другие подобные хитрости на уровне «софта».
Если после этого двигатель завелся и лампочка Check Engine не горит, то можно считать, что процедура прошла успешно. Так бывает не всегда. Прошивка может сразу заставить двигатель выдавать ошибки, работать нестабильно или перейти в аварийный режим ограничения мощности. Даже если на первых порах все работает нормально, надо понимать, что особенности нового программного кода — кот в мешке. Мотор может не подавать тревожных признаков до поры до времени, но под большой нагрузкой начнет работать со сбоями. Клиенту остается только надеяться, что неофициальная прошивка действительно разрабатывалась профессионалами и проходила скрупулезную обкатку на динамометрическом стенде в самых разных режимах.
Чип-тюнинг через диагностический разъем не оставляет внешних следов. Но, как говорилось выше, если машина на гарантии, могут быть проблемы. Чтобы их избежать, приходится накануне визита к дилеру вновь ехать на чип-тюнинг, чтобы установить «родную» программу. Ну а после посещения дилера нужно прошиваться заново. Естественно, каждая такая процедура стоит денег, так что пока машина на гарантии, экспериментировать подобным образом довольно накладно.
Официальный чип-тюнинг — без потери гарантии
Если большинство марок всячески препятствует чип-тюнингу, то, например, компания Volvo избрала обратную стратегию. Прямо на официальном сайте есть ссылка «Найти прошивку для моего Volvo». Она ведет на страницу придворной тюнинговой марки Polestar. Клиент сразу видит официальные цифры будущей мощности и динамики, подтвержденные самим производителем. Операцию осуществляют дилерские центры (в том числе российские), и гарантия на двигатель не пропадает.
Чип-боксы для турбомоторов: как это работает?
Сама идея выглядит сомнительно: вживлять под капот некую электронику, которую нужно «подружить» с основным ЭБУ. Ясно, что такая «дружба» никак не предусмотрена производителем, а сам принцип взаимодействия двух блоков на первый взгляд непонятен. Похоже на какую-то имитацию чип-тюнинга. Однако же подобные блоки выпускают в том числе и такие именитые фирмы, как Brabus. Дурить автомобилистов не в их правилах, так что давайте разбираться.
Чип-бокс не может установить в стандартный блок другую программу работы, но может «задурить ему голову». По сути, он занимается подлогом: посылает в блок управления фактически ошибочные данные от различных датчиков. Так удается заставить ECU повышать давление наддува и менять пропорции воздушно-топливной смеси. Кабели от чип-бокса подключаются в разрывы стандартных каналов. Физически разрезать провода не требуется — помогает специальный разъем-переходник.
Устройства могут работать по одному или нескольким каналам. В теории, чем больше каналов контролирует бокс, тем точнее его программа может подбирать параметры работы мотора. Как правило, большее число каналов характерно для более дорогих моделей. В случае с бензиновыми моторами одноканальное устройство работает только с датчиком наддува, двухканальное — также с датчиком разрежения во впускном коллекторе, а трехканальное использует вдобавок еще и датчик положения распредвала. На дизельных двигателях подключение производится либо только к датчику на топливораспределительной рампе (Common Rail), либо задействуется и датчик наддува, либо в качестве третьего канала еще используется датчик распредвала. Большинство чип-боксов работают с двумя каналами и более. Однако какой-то принципиальной разницы в декларируемой на выходе мощности не наблюдается. Как оно на практике — ответ даст только диностенд.
Первый плюс чип-бокса: устройство несложно установить и снять самостоятельно в любое время. К тому же пользователь может со смартфона управлять работой блока, выбирая из нескольких режимов. Но и минус сразу очевиден: чип-бокс не управляет двигателем напрямую, в отличие от полноценной прошивки, которая может влиять на большее число параметров и более грамотно управлять поведением мотора.
Сколько можно выжать из двигателя с помощью чип-бокса? Например, компания Brabus обещает, что ее устройство, установленное на Mercedes C200, позволяет поднять мощность со 184 до 225 л.с. (на 22%) и сократить время разгона до 100 км/ч с 7,3 до 7 секунд. Это похоже на правду. Особенно если посмотреть на YouTube серию роликов с тестами чип-боксов разных производителей на диностендах и обычных дорогах.
Пример теста пяти чип-боксов на Volvo XC60 2.4
Турбодизель Volvo XC60 «в стоке» показал 179 л.с. Один из чип-боксов сразу перевел автомобиль в режим Check Engine, но четыре других сработали как надо. Мощность выросла до 213–220 л.с. (18–28%) в зависимости от устройства. Время разгона до «сотни» упало с 10,7 до 10 секунд (с любым из четырех блоков).
Результаты тестирования с Youtube-канала ЧипТюнинг.RU
Но далеко не все испытания проходят так успешно. Бывают ситуации, когда на других автомобилях те же самые чип-боксы вообще не дают роста мощности и заставляют блок управления двигателем выдавать ошибки. К счастью, среди продавцов чип-боксов заведена такая практика: дать клиенту устройство на «тест-драйв» сроком в 14–50 дней. Конечно, полную стоимость придется выложить сразу, но в случае недовольства результатом можно вернуть изделие и получить деньги назад.
Цены большинства популярных на российском рынке чип-боксов (MS-Chip, Gan, Rambach, Race Chip, RSChip) укладываются в диапазон от 23 000 до 40 000 рублей. Но, например, породистая «коробка» от Brabus гораздо дороже: в зависимости от модели — от 90 000 до 140 000 рублей. У фирмы Abt, специализирующейся на Audi, Volkswagen, Seat и Skoda, цены «младших» разработок начинаются от 70 000 рублей, а чип-боксы на наиболее крутые модели стоят больше 150 000 рублей.
Изменение отклика педали газа
Еще один вид электронного тюнинга, который способен изменить характер машины, — это устройства, изменяющие чувствительность электронной педали газа. В салоне появляется небольшой пульт, кабель от которого идет к педали акселератора и подключается в разрыв штатных кабелей через специальный разъем. Зачем? Бывают дорожные ситуации, когда отзывчивость педали газа стоит варьировать — на бездорожье или, наоборот, при активном вождении. Кстати, этим приемом пользуются и сами автопроизводители. Например, Land Rover со своей внедорожной системой Terrain Response или огромное количество автопроизводителей, декларирующих так называемый «спорт-режим». Но нужно понимать, что устройство, меняющее отклик электронной педали газа, — недешевое. Скажем, за MS-Chip Speed Boost просят 19 500 рублей. Само устройство универсальное: утверждается, что подойдет и Смарту, и Porsche 911. Разница будет в программной начинке, но не в цене.
Чип-боксы под разъем OBD-II: магия самовнушения
Этот вид чип-тюнинга большого распространения не получил, и тому есть причина: сама возможность подобным образом воздействовать на блок управления двигателем кажется весьма сомнительной. Речь идет о миниатюрных «коробочках», которые нужно подключать к диагностическому разъему ODB-II. Утверждается, что устройство будет в режиме реального времени воздействовать на блок управления двигателем, заставляя его работать по более «спортивной» либо по более экономичной программе.
На рынке есть изделия, которые можно твердо назвать бутафорией и профанацией. Например, устройство EcoObd2, которое можно заказать из Китая всего за 500 рублей. Многие энтузиасты чип-тюнинга проделывали вскрытие этого и подобных изделий и обнаруживали внутри простенькую микросхему, которая вообще не способна посылать и отправлять сигналы через интерфейс OBD-II. Единственная функция этой «электроники» — моргать разноцветными светодиодами, изображая кипучую деятельность.
Однако существуют аналогичные устройства и от известных западных производителей чип-боксов. Все выглядит по-взрослому: эффектный карбоновый корпус, приложение для смартфона, с помощью которого можно выбирать режим работы двигателя. Обещают, что пока устройство подключено, оно заставляет электронный блок управления мотором работать по скорректированной программе, и прирост мощности составляет 12%, а экономия топлива — аж 15%. И просят за такие модели уже вполне серьезные деньги — 12–15 тысяч рублей.
Работает ли схема, которая при помощи каких-то сигналов воздействует на чип прямо «на лету»? Специалисты сильно сомневаются, что интерфейс OBD-II вообще позволяет подавать на блок управления двигателем подобные сигналы, которые будут менять его режимы работы по ходу движения. При подготовке этой статьи нам не удалось найти серьезных испытаний подобной техники. Если кто-то из читателей видел отчеты о реальных тестах таких чип-боксов — пожалуйста, пишите в комментариях! Ну а пока проверить свою внушаемость может каждый: фирмы, торгующие такими устройствами, дают их на «тест-драйв» на несколько недель.
Выводы
• Для владельцев турбированных автомобилей чип-тюнинг — это реальный и недорогой способ получить заметную прибавку мощности. На атмосферном двигателе дополнительные лошадиные силы можно и не заметить. • На турбомоторах работают оба варианта: и классическая перепрошивка, и чип-боксы. На атмосферных — только перепрошивка. • Покупайте чип-боксы только у тех компаний, которые предлагают тест-драйв и обещают возврат денег в период не менее двух недель с момента покупки, если вас не устроил результат. • На 30-процентный прирост мощности рассчитывать не стоит, но добавить турбомотор 15–20% (в зависимости от модели) вполне реально.
Объявления по чип-тюнингу на доске объявлений baza.drom.ru
Облегченный маховик и кованые поршни
Облегченный маховик устанавливают на тюнингованные автомобили достаточно часто, так как он дает неплохой результат при комплексной доработке мотора. Суть заключается в том, что облегченный маховик легче (как бы это не звучало), поэтому он быстрее раскручивается и максимальные обороты достигаются быстрее. В итоге получается, что мощность двигателя вырастает, но максимум, что вы можете получить, это 4% с предыдущей.
Замена данной детали не сложная, поэтому внести эту доработку сможет каждый. Стоит такой маховик в среднем 2-4 тысячи рублей, в зависимости от автомобиля. Если вы не планируете сильно увеличивать необходимый нам показатель, то данный вид доработки вам подойдет вместе с фильтром нулевого сопротивления, чип-тюнингом, компрессией и остальными легкими доработками, которые вместе дадут неплохой результат для наслаждения от скоростных характеристик автомобиля.
Кованые поршни очень часто устанавливаются многие любители тюнинга, а также о них оставляют положительные отзывы автогонщики. Суть заключается в том, что кованый поршень легче ходит из-за меньшего веса, а также он выдержит более высокие температурные нагрузки, так как прочнее.
Малый тюнинг атмосферного мотора
Способы увеличения мощности, описанные ранее, подходят не всем. Очевидно, что такие манипуляции со своим автомобилем позволит себе сделать не каждый, в виду сложности работ и дороговизны проектов. Поэтому, обычные автолюбители, желающие усовершенствовать свой агрегат, очень часто прибегают к простым и дешёвым методам повышения мощности. Эти способы пользуются большой популярностью и доступностью.
Одним из способов модернизации силовой установки, является применение на агрегате воздушного фильтра нулевого сопротивления, который за счет улучшенных свойств, имеет меньшее аэродинамическое сопротивление и даст мотору получить больше воздуха. Заметить сильные изменения рядовому авто владельцу будет сложно, поскольку прирост в данном случае минимален, всего от 0,5 до 2,5%, тем не менее, выполнить такие манипуляции можно.
Недостатком такого способа является некачественное выполнение фильтром своих функций. Таким образом, обратной стороной является попадание грязного воздуха в силовой агрегат и загрязнение его, стоит ли применять новшество на практике, решать хозяину авто.
На этом фоне более целесообразным будет применение модернизации выхлопа, она подразумевает: ликвидацию катализатора, изменение геометрии выпускных труб, монтаж специального глушителя с прямым током. Задача манипуляций, устранение как можно большего количества препятствий на пути отработанных газов. За счет этого, движение выхлопа происходит без преодоления дополнительного сопротивления, на которое так же необходимо тратить энергию.
Разница будет заметна, поскольку прирост мощности такие изменения дают существенный, в районе 5%. По итогу, тюнинговый двигатель будет давать лучшую разгонную динамику по сравнению с периодом до внесения изменений, набор оборотов будет проходить быстрей и резвей. Безусловно, способ требует вложений, но в сравнении с полной доработкой мотора и установкой турбины, детали, которые должны стоять на системе выхлопа, намного дешевле.
Уменьшение силы трения
Можно также достаточно неплохо повысить количество «коней», если уменьшить силу трения между поршнем и стенками цилиндра. Для этого конечно и существует моторное масло, но как правило его недостаточно, поэтому используют различные добавки. Может вам порекомендовать присадку Suprotec, о которой много ходит слухов, кто-то не уверен в ее работе. Кто-то говорит, что она действительно работает, мы относимся ко второму типу людей и рекомендуем данную присадку. В принципе вы можете нам не доверять и использовать какую-либо другую присадку от другого производителя, это ваш выбор.
С помощью данного способа можно достичь около 7% прибавления, а также при этом улучшить надежность мотора из-за того, что сила трения поршня об стенки цилиндра будет меньше. Также есть слух, что данная присадка уменьшает расход топлива, но мы это не проверяли и подтверждать данный слух не будет.
Распределительный вал
Данную деталь часто меняют для того, чтобы немного поднять л.с., при этом многие останавливаются только на данном способе и в итоге отказываются от него спустя какое-то время. Валы является мозгом, но механическим.
Задача спортивных распредвалов в том, чтобы обеспечить необходимую подачу смеси в цилиндры за счет большей высоты подъема клапанов. Существуют низовые волы, предназначенные, для добавления л.с. при низких оборотах, также есть универсальные и верховые, которые поднимут мощность на высоких оборотах. Для того, чтобы понять какой из них что делает, необходимо смотреть насколько они поднимают клапана, если немного, то вы получите увеличение на низких оборотах, а если клапана поднимаются высоко, то как вы уже поняли сил станет больше на высоких оборотах.
Устанавливать валы не так уж и сложно, интересующиеся могут прочитать об этом по ссылке здесь. Ваша задача выбрать себе спортивные валы, для низких или высоких оборотов. Когда вы уже установите новые валы, ваша задача отрегулировать клапана с помощью разрезной шестерни.
Доработка ГБЦ для увеличения мощности двигателя
Доработав головку блока цилиндров, можно увеличить эффективность наполнение камеры сгорания, добавить несколько лошадей мощности.
В тюнинг ГБЦ может входить:
- расточка и шлифовка каналов (увеличивает производительность);
- расточка плоскости ГБЦ (увеличивается степень сжатия);
- установка распределительного вала с другими фазами и разрезной шестерней (можно подобрать распредвал под верховые и низовые характеристики);
- облегчение клапанов и тарелок (при стандартных пружинах на высоких оборотах исключается зависание клапанов);
- установка бронзовых направляющих и седел (бронза эффективно отводит тепло).
Если комплексно доработать ГБЦ, то можно добавить лишних 10-15 л.с.
Установка и замена турбонаддува
Использование турбонаддува, это один из самых лучших способов повышения лошадиных сил, так как этот способ дает очень высокий результат. Часто можно встретить турбированные автомобили ]ВАЗ[/anchor].
Итак, сначала для тех, чей автомобиль уже имеет турбонаддув с завода. На самом деле таких автомобилей достаточно много, тем более современные производители последнее время все чаще делают турбо движки объемом 1,4 литра, но также присутствуют и другие турбо моторы. Если ваш агрегат уже оснащен турбонаддувом, то вы можете существенно поднять л.с. с помощью установки более большой турбины или поднятия давления стандартной турбины. В интернете есть подробные статьи о том, как сделать давление выше. Заменить турбину на другую, тоже не составит особого труда, снять старую и поставить на ее место более большую не так уж и сложно.
По поводу установки турбонаддува на изначально атмосферный автомобиль это уже более сложная процедура. Сразу следует понимать, что эксплуатация вашего автомобиля будет несколько другой, так как вам придется чаще чистить масляные и воздушные фильтры, постоянно придется прогревать установку, даже в теплую погоду.
После установки турбины, характеристики могут измениться в 2 раза, а то и больше, все зависит от ваших рук, размера и давления турбины. Также вы должны понимать, что просто установить турбину не получится, так как она греется и вместе с ней греется весь мотор и поэтому его нужно как-то охлаждать, поэтому на турбо моторах практически всегда присутствует интеркулер, но можно и даже желательно еще и поднять количество поступающей охлаждающей жидкости в радиатор, продуваемость радиатора, производительность вентилятора. Также помимо простой установки турбины, необходимо еще и установить более производительные форсунки. Также бывает такое как турбояма.
Турбонаддув
Данный способ заслуженно считается наиболее эффективным в плане роста мощности силовой установки. Об этом свидетельствует и рост количества моделей, производимых с наличием подобной опции (турбированные модификации сегодня не редкость даже для концерна АвтоВАЗ).
Впрочем, даже обладателям машин с турбонаддувом есть к чему стремиться, поскольку и у них имеется немало возможностей повысить количество выдаваемых двигателем лошадиных сил. Особенно интересен такой тюнинг владельцам маломощных авто (например, с объёмом двигателя 1.4-1.5 литров). Для того, чтобы добиться ещё более впечатляющих результатов, достаточно установить турбину больших размеров. Альтернативным вариантом считается увеличение давления заводской турбины. Все эти способы позволяют добиться заметного прироста мощности, но требует внесения немалого количества изменений. Вместо этого можно подобрать турбину с более высокими показателями производительности, благо на рынке представлено огромное количество моделей для большинства ходовых моделей.
Если говорить об установке турбины на атмосферный силовой агрегат, то это уже считается кардинальным изменением конструкции авто, оказывающим влияние как на настройки двигателя, так и на эксплуатационные моменты (необходимость обязательного прогрева мотора, даже в жаркое время года, более частая замена расходных материалов).
Однако выигрыш в мощности может оказаться почти двукратным, поэтому такая работа стоит затраченных усилий. Всё зависит от ваших умений, а также характеристик устанавливаемой турбины. Правда, кроме собственно турбины придётся устанавливать и интеркулер, поскольку она в процессе работы сильно разогревается, а вместе с ней греется и мотор. Чтобы снизить тепловую нагрузку, некоторые увеличивают объём ОЖ, поступающей в радиатор и улучшают его обдув, устанавливая более мощный вентилятор. Старые форсунки также нужно заменить на более производительные, поскольку они не рассчитаны на столь большую нагрузку.
Принцип действия турбокомпрессора достаточно прост – обеспечение подачи в цилиндр намного большего количества воздуха. А поскольку интенсивность процесса горения в максимальной степени зависит от наличия кислорода (напомним, в атмосферном воздухе его немного – около 21%), то чем больше воздуха поступает в камеру сгорания, тем лучше. Кстати, турбина приводится в действие благодаря энергии выхлопа, не используя мощности двигателя, однако необходимо принимать во внимание, что существует прямая зависимость между нажатием педали акселератора и производительностью турбины.
Достоинства данного метода увеличения мощности силового агрегата очевидны: по эффективности (двукратное и более увеличение КПД двигателя) ему нет альтернативы, использование турбины можно отменить одним нажатием кнопки, если в этом нет потребности.
Но это и самый дорогой способ, к тому же требующий перепрошивки ПО бортового компьютера. Самостоятельно установить турбину также малореально – для этого требуется соответствующий опыт и знания. Хотя запитка турбины не требует отбора мощности мотора, на высоких оборотах неизбежен повышенный расход горючего – этого требуют элементарные физические законы. Установка турбины требует существенной доработки многих других узлов машины – использования более прочных деталей, усиления тормозных возможностей. Наконец, приготовьтесь к тому, что ресурс двигателя окажется заведомо меньше регламентного.
Итоги
Как вы поняли, существует множество способов, которые могут увеличить мощность двигателя, но легкие способы не дадут высокого результата, а способы доработки, дающие высокий результат требуют сложной работы и дополнительных доработок. Вы должны понимать, что все детали автомобиля рассчитываются примерно под всего его составляющие. То есть КПП и подвеска способны выдержать все данные и чаще всего имеют небольшой запас, но производитель не будет делать для мотора в 100 л.с. КПП способную выдержать 1000 л.с., это не имеет смысла. Поэтому, если вы решили тюнинговать свою силовую установку серьезно и добиваться высоких показателей, то ваша задача, во-первых, не останавливаться на одном способе, а использовать все, а во-вторых, дорабатывать устойчивость КПП, подвески и занимать охлаждением мотора.
В данной статье мы перечислили самые основные и самые популярные способы тюнинга мотора, и надеемся на ваш вопрос мы ответили достаточно подробно. Конечно, существуют еще разные способы доработки мотора, но они редко используются по определенным причинам. Если вы считаете, что какой-то способ мы упустили, то напишите нам на почту, и мы пополним статью этим способом, также делитесь статьей с друзьями и любите свои автомобили.