- Переоборудование автомобиля для управления инвалидом.
- Invaworld
- Есть много способов сделать ваши возможности безграничными!
- Ручное управление на автомобиль: нюансы установки и оформления
- Варианты переоборудования
- Ручное управление на автомобиль: за и против
- Нюансы установки ручного управления на автомобиль
- Как выбрать модель авто для ручного управления
- Как оформить ручное управление на автомобиль в ГАИ
- Ручное управление на автомобиль: нет ничего невозможного
- Вопрос о переоборудовании авто для инвалида
- В чём особенности установки ручного управления в машину и можно ли поставить своими руками
- Конструктивные особенности
- Варианты оснащения
- Преимущества и недостатки
- Что нужно знать об установке
- Выбор автомобиля
- Оформление
- Установка своими руками
Переоборудование автомобиля для управления инвалидом.
Данное переоборудование выполняется в целях использования транспортного средства лицами с ограниченными физическими возможностями (патология нижних конечностей или отсутствие нижних конечностей).
Как известно, государство уделяет особое внимание людям с ограниченными возможностями, оказывает разностороннюю помощь, осуществляет ряд социальных программ помощи инвалидам. Одной из таких программ, является выделение в личное пользование автомобилей.
Но для того, что бы начать пользоваться таким автомобилем, сначала его нужно переоборудовать, установить ручное управление рабочей тормозной системой, сцеплением и подачей топлива (в зависимости от необходимости).
Естественно, для обеспечения безопасности, к такому автомобилю, как к участнику дорожного движения, должны применяться требования п. 15.2-15.7 приложения №3 ТР ТС 018/2011:
-усилие на ручном органе управления рабочей тормозной системы должно быть не менее 65 Н и не более 275 Н, при этом рабочий ход органа управления должен быть в сторону от водителя;
— рабочий ход органов управления должен обеспечивать неизменность рабочей позы водителя при выполнении управляющих воздействий;
— привод органов управления должен обеспечивать надежную передачу и плавное изменение усилий без люфтов, заеданий и рывков и траекторию движения органов управления без заметных деформаций элементов и звеньев приводов;
— усилие на ручном органе управления скоростью движения транспортного средства не должно превышать 35 Н.
Органы ручного управления должны:
— обеспечивать удобство доступа в салон транспортного средства и на рабочее место водителя;
— иметь возможность регулировки для индивидуальной адаптации под конкретного водителя;
— соответствовать требованиям Правил ООН № 12-03 и 21-01 в отношении травмобезопасности.
Органы ручного управления не должны:
— мешать друг другу при одновременном манипулировании несколькими органами управления при совершении управляющих воздействий;
— препятствовать возможности управлять транспортным средством при помощи штатных органов управления (при наличии);
— ухудшать доступность и удобство пользования другими органами управления транспортным средством.
Разрешается переоборудовать находящиеся в эксплуатации автомобили, не оснащенные АБС.
Тем не менее, при данном переоборудовании необходимо выполнить ряд работ:
- Установить механизм, позволяющий управлять педалью рабочего тормоза, педалью сцепления и педалью управления подачей топлива, путем воздействия рукой водителя. Механизм выполняется в виде системы рычагов и тяг, соединенных разъёмными соединителями без сварных швов, воздействующих на штатные педали рабочего тормоза, сцепления и подачи топлива. Все работы необходимо выполнять в соответствии с инструкцией изготовителя ручного управления;
- Проверить эффективность торможения на соответствие п. 1 приложения №8 к ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» при усилии на штатной или дополнительной педали не превышающем 490Н;
- Установить спереди и сзади опознавательные знаки «Инвалид» — в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 7.17 черного цвета;
- Все предметы внутри салона не должны иметь острых граней или угрожать безопасности людей, находящихся в салоне; острой кромкой считается кромка твердого материала, имеющая радиус закругления меньший, чем 2,5 мм, за исключением выступов на поверхности высотой не более 3,2 мм. В этом случае требование минимального радиуса кривизны не применяется при условии, что высота выступа не больше, чем половина его ширины и его края притуплены;
- Вновь смонтированный механизм управления приводом рабочего тормоза, сцепления и подачей топлива не должен ограничивать ход штатных педалей и мешать другим органам управления автомобиля.
Ввиду определенной сложности выполнения работ, по внеснению изменений в конструкцию транспортного средства следует произвести на производственной базе, имеющей сертификат соответствия на выполнение работ по замене агрегатов и установке дополнительного оборудования.
Invaworld
Есть много способов сделать ваши возможности безграничными!
Ручное управление на автомобиль: нюансы установки и оформления
Обычному человеку машина нужна для решения простых бытовых задач, а вот для инвалида это просто насущная необходимость. Люди, лишенные свободы передвижения, могут реализовать ее только на колесах. К сожалению, в нашей стране не производят специализированные автомобили для людей с ограниченными возможностями. Единственный выход – установить ручное управление на автомобиль. Сегодня Invaworld.ru займется этим вопросом. Мы рассмотрим технические и правовые аспекты такой переделки.
Варианты переоборудования
Ручное управление на автомобиль имеет несколько разновидностей:
Для одной руки
Это устройство предназначено для управления авто с помощью одной руки, если функциональность второй нарушена. Главная проблема в этом случае – переключение скоростного режима. Для управления нога фиксируется ремнем для передвижения рычага при переключении скоростей, а вспомогательные рычаги управления устанавливаются на приборную панель или водительский руль.
Для обоих рук
Эта система позволяет управлять автомобилем руками, не используя ноги. Педали тормоза управляются через специализированный кронштейн. Все тяги и рычаги соединяются шарнирами и если двигать рычаг вперед – машина тормозит, назад – двигается. Если не трогать рычаг, он занимает нейтральную позицию.
Ручное управление на автомобиль: за и против
Трудно говорить о каких-то недостатках системы, если есть одно неоспоримое достоинство – возможность передвигаться. Обсуждать стоит только технические недоработки тех или иных систем.
Среди аргументов «за» ручное управление следует отметить:
- удобство управления;
- безопасность вождения за счет быстроты реакции;
- простоту в монтаже;
- возможность пользования авто не только для инвалида, но и для здорового человека.
Что в минусе? На самом деле поставить систему на отечественном авто не сложно, а вот иномарки «капризничают». Кроме того, визуально вся конструкция выглядит, мягко говоря, не эстетично.
Нюансы установки ручного управления на автомобиль
Имейте в виду: нельзя отдавать авто в переделку прежде чем будет оформлено соответствующее разрешение от ГИБДД на переоснащение. Без него нельзя вносить серьезные конструктивные преобразования, а ручное управление как раз подходит под это понятие. Только с таким разрешением вас примет специализированный автосалон по установке подобного оборудования. Не поленитесь проверить его лицензию, это будет гарантией качества и отсутствия проблем с ДПС.
Как выбрать модель авто для ручного управления
Самым оптимальным вариантом переделки считается апгрейд авто с автоматической коробкой передач, при котором одна нога не участвует в управлении.
Есть ряд авто, которые трудно адаптировать под нужды инвалида, но хороший мастер справится с любой задачей. Основные затруднения возникают с машинами с низкой приборной панелью. В тесном пространстве непросто установить нужные кронштейны и рычаги, не ограничивая место для посадки водителя.
Еще один неприятный момент в том, что установка системы рычагов негативно сказывается на состоянии кузова. Места креплений подвержены деформации и изломам.
Учитывая эти сложности особенно важно доверить установку системы профессионалам, которые гарантируют удобство пользования и сохранность авто.
На какие авто ручное управление ставится без проблем:
- отечественные: модели ВАЗ 21 -103,110,15, 14, 13, 09, 099, 083, 074, Ларгус, Калина, Гранта, Приора, Нива, Ока;
- импортные: Ниссан, Хундай, Киа, Дэу, Тойота.
Модели Опеля, Форда, Фольксвагена, Мерседеса и Ауди – не самые удобные для этой цели. Но нужно отметить, что импортный автопром оснащает свои машины вакуумной тормозной системой, которая легко управляется в ручном режиме.
Как оформить ручное управление на автомобиль в ГАИ
Первый этап – получение заключения. Для него потребует предоставить ПТС, регистрационное свидетельство и паспорт владельца авто. Заявление напишите на месте. После того, как эксперт ГИБДД даст добро на переделку, вы можете отдать его фирме, которая будет устанавливать устройство.
После монтажа системы установщик обязан предоставить вам сертификат на проведение работ, декларацию о внесенных изменениях, заказ-наряд и акт приемки готовой конструкции, который вы подписываете, если работа вас устроила. Помимо перечисленных документов, требуется оформить диагностическую карту техосмотра – это тоже обычно делает в фирме-установщике.
Последний этап – повторное обращение в ГИБДД для подтверждения реконструкции авто. От вас снова потребуют паспорт, все документы, предоставленные установщиком, техосмотр, ПТС. Потребуется еще оплатить госпошлину по квитанции.
Ручное управление на автомобиль: нет ничего невозможного
Что получается в сухом остатке: ручное управление имеет несколько разновидностей, которые позволяют людям с разными аномалиями в состоянии здоровья управлять автомобилем. Перед началом переделки необходимо согласовать ее с ГИБДД. Реконструкцию лучше доверить сертифицированной фирме, которая может гарантировать качество работ и предоставить все необходимые документы для узаконивания апгрейда.
Если вы уже ставили ручное управление на свой автомобиль – напишите свои впечатления в комментариях, это будет интересно очень многим нашим читателям!
Вопрос о переоборудовании авто для инвалида
Собираемся приобрести авто инвалиду — последствия перелома ног — правая нога не гнется.
Есть вариант доделки — установка педали акселератора для левой ноги (типаhttp://www.safe-ta.ru/photo/38/ или интереснее http://www.safe-ta.ru/products/24/38/ вариант Откидная педаль (номер по каталогу 102044))
Вопрос — надо ли это изменение как-то регистрировать в ГИБДД или нет? При этом у инвалида права есть (обычные без ограничений и даже честная мед. справка тоже есть)
И как на дороге сотрудники относятся к тому, что водитель будет выбираться из авто на костылях (инвалидное удостоверение есть).
Ручное управление не вариант — левая нога почти в норме, да и правая должна постепенно разработаться) так что на АКПП проблем быть вроде не должно (до травмы стаж больше 10 лет)
Спасибо за реальный опыт и, если позволите, вопрос > .У меня контрактура коленного сустава и стопы, правда 15 градусов осталось.
—и с такой ногой удается правой давить на педали? при этом и левая получается тоже почти прямая, чтобы до педалей дотянуться? то есть посадка получается далеко от руля или переделывали педальный узел?
и, если не секрет, какой авто, на котором получается так управлять?
в моем случае, с одной стороны, проще — сейчас порядка 40-45 градусов гнется колено, но, при этом, парез нерва — стопа висит.
Но будем пробовать — надо, видимо, поездить пощупать разные авто — понять в каком получится нормально усестья.
придется идти официальным путем через НАМИ и подобное.
ЧТО ИМЕННО запишут гайцы в ПТС и СоР после получения одобрения переделки — даже представить не могу.
Как вариант — поставить на учет, переделать и забить.
Если ТО будем и дальше проходить как и все десятилетия до реформы 2012 — imho субж не заметит никто. Пока в ремонт или на обслуживание машину не сдадите (в СТО, где мастера сами перегоняют машинки с площадки на подъемник и обратно когда готова).
Тож самое и при снятии с учета — с огромной вероятностью никто и не заметит.
Возможный косяк — если субж всплывет к-нить образом при ДТП с Вашей виной — ВОЗМОЖНЫ проблемы с выплатами СК (не буду утверждать что обязательно будут, но всеж. ).
вот тут самое главное . . как я понимаю, педаль газа не есть рулевое и тормоза и, вроде бы, можно без разрешения делать.
понятно, что после покупки машину будет гнать здоровый чел и он же поставит на учет.
в варианте со ссылки (http://www.safe-ta.ru/photo/38/) доп. педальный блок легкосъемный и для ТО итд можно и снять..
А вот вопрос по страховке — в чем может быть проблема? в переоборудовании или в том, что сел за руль с такой ногой, а права получал до травмы?
Спасибо за комментарии!
делать можно ваще все что угодно. но тока после этого ЕЗДИТЬ ПО ДОП НЕЛЬЗЯ.
Пока не будет соотв. ДОКУМЕНТА о (этому можно, патамучта эта переделка соответствует бла-бла-бла).
Изменение конструкции ТС даже может быть причиной аннулирования ДЕЙСТВУЮЩЕЙ регистрации ТС, а не тока причиной отказа (Указ 711).
По осаге — скорее всего проблем не будет (ТО есть — адиос). все остальное — тока если ДОКАЖИТЕ причинно следственную связь).
А вот по каске — возможны и варианты (тут надо их Договора смотреть на предмет ловушек) а Договора у разных СК разные.
В чём особенности установки ручного управления в машину и можно ли поставить своими руками
У каждого человека есть свои обязанности, потребности и задачи, которые нужно выполнять каждый день. И очень часто важным инструментом в таких делах являются автомобили.
Инвалиды лишены некоторых возможностей, которые имеют обычные люди. Что уж говорить об инвалидности, связанной с отсутствием ног, либо их неработоспособностью. И тут машина становится чуть ли не единственным способом для передвижения.
Наличие собственных 4 колёс значительно упрощает жизнь. Это возможность решать свои вопросы, путешествовать, выезжать на природу и посещать разные места.
Увы, в России не налажено производство специальных машин, ориентированных на людей с ограниченными возможностями. Но и у такой ситуации есть решение. Это установка ручного управления на автомобиль.
Конструктивные особенности
Прежде чем заняться установкой ручного управления на свой автомобиль, нужно понять суть этой переделки.
Конструктивно система ручного управления является кинетическим устройством. С его помощью человек адаптируется к разным нарушениям со стороны нижних или верхних конечностей и получает возможность самостоятельно управлять транспортным средством.
Есть несколько основных элементов такой конструкции:
- Дуга. Предназначена для ручного управления системой подачи топлива.
- Рычаг. Отвечает за работу тормозной системы.
- Рукоятка. Применяется для управления педалью сцепления.
Объективно для человека-инвалида более простым и эффективным решением станет переоборудование машины, оснащённой автоматической коробкой передач.
Всю систему монтируют под рулевую колонку. Это позволяет никак не нарушать заводскую конструкцию транспортного средства. За счёт этого одним и тем же авто могут управлять водители с ограниченными возможностями и без них.
Ручное управление в автомобиле
Это один из вариантов комплектации системы ручного управления. Их существует достаточно много. Некоторые из них созданы и зарегистрированы отечественными разработчиками.
Важно учитывать, что переоборудование возможно не для любого автомобиля. Это зависит от конструкции, которая устанавливается. Чаще всего переоснащают отечественные машины, а также иномарки типа Chevrolet, Kia, Hyundai, Opel, Ford, Fiat и пр.
Варианты оснащения
Прежде чем установить себе на автомобиль систему ручного управления, нужно определить подходящую конструкцию. Они делятся на несколько категорий.
- Под одну руку. Системы ориентированы на людей, у которых отсутствует или не функционирует одна рука. Тут главная задача в возможности переключать передачи и управлять одной рукой. Для этого на ногу крепится ремень, отвечающий за переключение скоростей. Дополнительные рычаги ставят на приборную доску, либо около руля.
- Под две руки. Особенность системы в возможности полностью управлять транспортом, не задействуя ноги. Все манипуляции выполняются вручную. Педаль тормоза контролируется вручную через кронштейн. Тяги и рычаги соединяют с помощью шарниров.
Выбор зависит от физического здоровья и состояния инвалида.
Преимущества и недостатки
В нынешних условиях установка системы ручного управления возможна на автомобили для инвалидов разных марок и моделей.
Сложно указывать на минусы, если у систем есть очевидное преимущество. Это возможность обеспечить человеку с инвалидностью полноценную свободу и получить инструмент для управления машиной.
Тут скорее вопрос в техническом несовершенстве некоторых систем.
Если же говорить о преимуществах, то здесь выделяют такие пункты:
- возможность управления при отсутствии ног или руки, а также при частичной недееспособности;
- удобный вариант управления;
- безопасность;
- простота установки;
- машина может использоваться инвалидом и здоровым человеком.
Минусы условные. На отечественные автомобили конструкции ставят без проблем. А вот с иномарками возникают сложности.
Также определённая претензия есть к внешнему виду получаемой конструкции. Об эстетике тут говорить не приходится. Но самое главное в другом. Это свобода передвижения и возможность стать полноценным водителем, даже несмотря на инвалидность.
Что нужно знать об установке
Перед тем как переделать ту или иную машину на адаптированное ручное управление, нужно согласовать своего рода тюнинг с соответствующей инстанцией.
Это разрешение, а точнее его отсутствие, делает любые конструктивные изменения незаконными. Это основание для серьёзного штрафа.
Сертифицированные автосервисы, оказывающие такие услуги, никогда не примут в работу машину, если клиент не предоставит разрешение от ГИБДД. Разные гаражные мастера это сделают. Только ответственность потом ляжет полностью на вас.
Выбирая сервис для монтажа, проверьте наличие лицензии на такой вид деятельности. Это гарантия безопасности, качества и отсутствия проблем на постах ДПС при последующей эксплуатации переоборудованного автомобиля.
Выбор автомобиля
Оптимальной считается установка системы ручного управления для человека-инвалида на те автомобили, у которых имеется автоматическая коробка. При условии, что она нога не работает, и в управлении принимать участие не будет.
Есть машины, которые сложно адаптировать под потребности человека с ограниченными возможностями. Хотя опытные мастера решают даже такие задачи.
Это легко объяснить. Ограниченное пространство усложняет монтаж кронштейнов и рычагов. Плюс у водителя останется намного меньше места в салоне из-за дополнительной конструкции.
Учитывайте, что монтаж системы негативно влияет на кузов. В местах фиксации образуются изломы и следы деформации. Особенно это проявляется при попытке установить своими руками, либо при обращении к мастерам с сомнительной квалификацией.
Принимая во внимание эти нюансы, лучше довериться профессионалам.
Самыми беспроблемными автомобилями в плане установки системы для инвалидов считаются:
- ВАЗ 2103-2110;
- ВАЗ 2109-21099;
- Лада Ларгус;
- Лада Калина;
- Приора;
- Шевроле Нива;
- ВАЗ Нива;
- Лада Гранта;
- Ока;
- Nissan Almera;
- Hyundai Accent;
- Kia Rio;
- Daewoo Nexia.
Значительно сложнее адаптировать автомобили марок Opel, Ford, Volkswagen, Mercedes, а также Audi под нужды инвалидов.
Лучше обратить внимание на добротную иномарку с АКПП. На них ставят вакуумные тормозные системы. Это значительно упрощает управление вручную.
Оформление
Чтобы не возникало проблем с законом и инвалиду не выписывали штрафы за неправильно оформленный и переоборудованный автомобиль, нужно сделать всё по правилам.
Последовательность оформления следующая:
- Сначала нужно получить заключение. Делается это в ГИБДД. Для него предъявляют ПТС, свидетельство о регистрации, а также паспорт самого собственника.
- На месте пишется заявление согласно предоставленному образцу. С этим проблем не возникнет. Если что, сотрудники помогут.
- Если в ГИБДД одобрят переоснащение, с полученным документом автомобиль передаётся в сервис для установки конструкции.
- По завершению монтажа представитель компании по установке возвращает машину. Дополнительно он обязан дать сертификат на выполненную работу, декларацию о конструктивных изменениях, заказ-наряд и акт приёма работы.
Последний документ заказчик должен подписать только в том случае, если проделанная работа его полностью устроила. Если есть замечания и недоработки, в акте ставить подпись не рекомендуется. Иначе за исправление ошибок придётся доплачивать.
Помимо этих документов, дополнительно оформляется диагностическая карта ТО. Обычно в фирме по установке это тоже делают.
На завершающем этапе автомобилисту-инвалиду снова необходимо посетить ГИБДД. Это требуется для подтверждения внесённых изменений в конструкцию.
Для этого нужен паспорт и документы от компании по установке системы ручного управления. Также предъявляется карта техосмотра и ПТС.
Услуга платная. Потому следует приготовить деньги для оплаты государственной пошлины. Это стандартная пошлина, которая действует за внесение изменений в конструкцию. Стоит 800 рублей.
Установка своими руками
Ещё несколько слов относительно самостоятельного монтажа подобной системы для инвалидов, направленной на обеспечение ручного управления транспортным средством.
Самостоятельный монтаж возможен. Но только в теории. На практике такой вариант встречается редко. И тому есть несколько объяснений:
- Подбор системы. Сложно выбрать систему ручного управления под свои нужны и конкретный автомобиль, не имея навыков, знаний и понимания всей сути подобных конструкций.
- Оформление в ГИБДД. В ведомстве дают разрешение на проведение работ. Но шансы получить одобрение самостоятельного переоснащения невелики. Могут предъявить претензии из-за технического несоответствия и прочих проблем.
- Качество. Добиться установки на уровне квалифицированных мастеров сложно. Здесь множество нюансов и подводных камней. Если их не учесть, управление окажется неудобным, дискомфортным или просто неподходящим под физические ограничения человека.
- Безопасность. Профессиональный монтаж у сертифицированных мастеров является гарантией безопасности водителя. Не сложно представить, что произойдёт, если в какой-то момент рычаг отвалится, рукоятка сломается или узел, отвечающий за торможение, перестанет реагировать на нажатия руками.
Справедливо будет сказать, что самостоятельно монтировать такие системы ручного управления не рекомендуется. Это сложно и потенциально опасно.
Вы когда-нибудь сталкивались с системами ручного управления, адаптированными под инвалидов? На какой машине она стояла? Насколько удобной и эффективной была система?
Делитесь своим мнением на этот счёт в комментариях.
Подписывайтесь, оставляйте отзывы и задавайте актуальные вопросы!