- Подробная инструкция расчета ремонта ТС по ОСАГО — делюсь опытом
- Как рассчитывается выплата ущерба по ОСАГО с учетом износа
- Оценка ущерба по ОСАГО
- Сроки
- Единая методика расчета
- Если страховая занижает ущерб
- Оспаривание оценочного отчета
- Независимая экспертиза
- Документы
- Подведем итоги
- Как рассчитывается стоимость ремонта по ОСАГО
- Что такое Единая методика расчета ущерба
- Структура методики
- Последовательность расчета, применяемые коэффициенты, формулы с расшифровкой (общая стоимость, расчет расходов на материалы, расчет на запчасти, стоимость работ)
- Полный пример расчета
- Есть ли онлайн-калькуляторы для расчета? Какие? Как пользоваться ?
Подробная инструкция расчета ремонта ТС по ОСАГО — делюсь опытом
Во-первых, эта статья будет полезна тем, кто уже попал в ДТП не по своей вине и ждет осмотра, а так же денежной выплаты от страховой. Расчет будет плюс-минус точный (небольшой разбег будет в стоимости окраски элементов и работы), но даст вам понять какую сумму ориентировочно выплатит страховая компания, то есть мы с вами разберем в двух словах несложный случай, который даст вам понять саму методику .
Вводные данные: автомобиль KIA PICANTO 2006 г.в. с пробегом в 220 000 км, который попал в ДТП не по своей вине 22.11.2019 г. все это произошло в Перми, в результате ДТП были повреждены: порог левый — деформация, нарушение ЛКП (лакокрасочное покрытие); крыло заднее левое — деформация, нарушение ЛКП; фонарь задний левый — царапины, потертости; бампер задний — нарушение ЛКП .
Для начала пройдем по повреждениям и ремонтным действиям, применяемым к ним:
Порог левый — деформация, нарушение ЛКП, посчитаем как ремонт и окраска (автоэксперт может принять решение о замене, т.к. повреждение порога достаточно обширно).
Крыло заднее левое — деформация, нарушение ЛКП, посчитаем как ремонт и окраска.
Фонарь задний левый — царапины, потертости, в таких случаях фонарь всегда меняется, поэтому посчитаем как замена.
Бампер задний (облицовка) — нарушение ЛКП, посчитаем как окраска (других повреждений в виде деформации и разрывов пластика нет).
Начнем с заменяемых деталей.
Находим заводской номер детали (самый простой способ — заходим на сайт emex.ru и по VIN находим номер конкретной запчасти), в нашем случае это 9240107010.
Стоимость запчастей согласно единой методике, применяемой для расчета страхового ремонта по ОСАГО, берем с сайта РСА , выставляем дату ДТП 22.11.2019 г. регион (в нашем случае Уральский, по своему региону сможете найти на стр.44 Единой методики ЦБ ) и марка транспортного средства, KIA в нашем случае.
Затем вставляем номер запасной части в соответствующее поле и нажимаем отправить запрос.
Узнаем стоимость ЗЧ (запчасть) на момент ДТП 2380 руб., затем начинается самое интересное — ИЗНОС. Расчет износа производится следующим образом:
Формула расчета: Ики = 100 * (1 — е^ -(∆т*Тки)+(∆l*Lки) )
∆т — коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) его возраста (по своему авто сможете найти на стр.44 Единой методики ЦБ , Приложение 4)
Тки — возраст нашей машины, лет (в нашем случае дата аварии 22.11.2019 — дата производства 01.01.2006 = 13,8 года);
∆l — коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) величины пробега транспортного средства с этим комплектующим изделием (по своему авто сможете найти на стр.47 Единой методики ЦБ , Приложение 5)
Lки — величина пробега (думаю всем понятно), в нашем случае 220 000 км.
У нас эта формула будет выглядеть так:
По правилам расчета ОСАГО ( Единой методики ЦБ ) износ не может превышать 50% от стоимости деталей, так как у нас расчетный износ 57,3%, то мы берем износ 50% — максимальный.
Итого на запасные части у нас ушло:
2380 х 0,5 = 1190 руб.
На ремонт и окраску берете средние цифры по СТО своих регионов. Согласно методике стоимость работ, материалов на окраску надо взять так же на сайте РСА, потом все рассчитать по нормативам разборки/сборки завода изготовителя, но все это очень долго и требует доступа к профессиональным программам, которые в свою очередь не бесплатны. Мы для примерного расчета возьмем стоимость, озвученную нам, допустим, на СТО по кузовному ремонту и окраске — это и будет являться приблизительной стоимостью в расчете, проверено на практике . То есть окраска и ремонт порога обойдется нам в 5000 руб., окраска и ремонт крыла в 6000 руб., и окраска облицовки заднего бампера в 7500 руб.
Что мы имеем в итоге всех вычислений:
1190 + 5000 + 6000 + 7500 = 19690 руб.
Стоимость запасных частей + стоимость ремонта и окраски крыла, порога и заднего бампера = стоимость страховой выплаты, которую вы получите от страховой компании.
При полученных повреждениях стоимость восстановительного ремонта, рассчитанной в соответствии с единой методикой ЦБ, будет составлять 19690 рублей.
Еще раз напоминаю, что расчет, произведенный нами в этой статье, будет приблизительно равен расчету ремонта от страховой компании.
Надеюсь статья будет вам полезна, задавайте вопросы в комментариях, ставьте лайки и, конечно же, подписывайтесь на мой канал!
Как рассчитывается выплата ущерба по ОСАГО с учетом износа
В результате аварии автомобиль получает явные и скрытые повреждения. Страховые компании стремятся снизить свои расходы и уменьшить размер компенсации.
Чтобы контролировать процесс и вовремя обжаловать решение, необходимо знать, как проходит оценка ущерба по ОСАГО.
Оценка ущерба по ОСАГО
В соответствии с данными нормативными актами выплата осуществляется в заявительном порядке. Каждый факт в заявлении необходимо подтвердить документально.
Вы можете подать заявление в страховую компанию:
- в которой зарегистрированы сами (при отс утствии вреда жизни и здоровью, а также при наличии страховки у всех участников ДТП);
- в которой зарегистрирован виновник (в любой ситуации).
Обязанность по оценке возлагается на страховую. Если выплату занизили, вы имеете право обратиться к независимому эксперту для проведения повторного осмотра. Впоследствии (при выявлении факта занижения компенсации), расходы можно будет взыскать со страховщика.
Сроки
Срок возмещения составляет 20 календарных дней с момента регистрации заявления о наступлении страхового случая. В него входит процесс осмотра автомобиля и проведение экспертизы.
Поставьте в известность страховщика, если вы своевременно не предоставляете транспортное средство на осмотр. Предельный срок задержки не может превышать 20 дней.
При повторном пропуске, документы и заявление будут возвращены. Обратитесь повторно. Сроки начнут исчисляться с момента подачи нового заявления.
В течение 5 дней с момента подачи заявления, вы обязаны предоставить транспортное средство для проведения осмотра:
- Самостоятельно, если автомобиль может двигаться «своим ходом».
- Эксперт должен прибыть на место его нахождения, если автомобиль слишком поврежден.
Если транспортное средство расположено в труднодоступном месте, осмотр может быть проведен в течение 10 дней. Расходы на проведение экспертизы и приезд эксперта к несет страховая компания.
Если в течение 5 дней страховщик не назначает проведение осмотра, обратитесь к независимому эксперту. В этом случае за основу расчета величины ущерба принимается его отчет, а страховая компания теряет право требовать предоставления автомобиля на осмотр.
Единая методика расчета
Основные нюансы единой методики:
- Дефектовка автомобиля проводится при первичном осмотре, но впоследствии перечень повреждений может быть увеличен.
- Сумма устанавливается из расчета стоимости ремонта на дату ДТП в конкретном регионе.
- Выплата по ОСАГО определяется с учетом износа комплектующих.
- Учитывается стоимость годных деталей (при тотальных повреждениях).
Учет износа комплектующих при определении размера ущерба приводит к тому, что полученной компенсации недостаточно для восстановления повреждений. Если ремонт проводится за счет страховой, то мастера используют только новые детали, стоимость которых выше, чем у бывших в использовании.
То есть пострадавший попадает в ситуацию, когда он обязан внести дополнительные денежные средства на ремонт своего авто, даже при наличии страховки.
Чтобы этого избежать, требуйте определение размера компенсации за потерю товарной стоимости при оценке ущерба.
Если страховая занижает ущерб
Распространенные способы занижения размера ущерба:
- Включение в расчет только части повреждений. Проверьте, чтобы специалист компании учел не только повреждения, указанные в справке о ДТП, но и эксплуатационные повреждения (сколы краски, царапины). А также все скрытые дефекты, которые выявил эксперт.
- Включение в расчет запчастей от другой марки авто. Вся информация о стоимости запасных частей для ремонта сейчас находится в свободном доступе. Поэтому не поленитесь и посчитайте сумму самостоятельно онлайн на сайте РСА.
- Завышение износа комплектующих. Для этого специалист проводит расчет с января года, когда автомобиль был изготовлен. А по закону за точку отсчета берется первая дата постановки на учет в ГИБДД.
- Занижение стоимости нормо-часа работы мастеров. Данные нормы устанавливаются для каждого региона индивидуально. Сведения также находятся в свободном доступе.
Если у вас возникли подозрения о занижении размера компенсации, обратитесь в независимую оценочную компанию.
Проверить среднюю стоимость запасных частей, нормочасов и материалов можно на сайте РСА.
Оспаривание оценочного отчета
Чтобы избежать самоуправства со стороны страховщика, закон предусматривает возможность проведения первичного, повторного и дополнительного исследования.
Первичный проводится по направлению страховой. Вторичное назначается, если одна из сторон спора не согласна с результатами первого исследования. Дополнительное назначается, если остались вопросы. Перед каждым новым исследованием, сторона-инициатор обязана предупредить вторую сторону.
Если инициатор согласен с результатами осмотра, но не согласен с выводами специалиста, осмотр транспортного средства не требуется. Достаточно представить документацию об осмотре. Это позволяет пересматривать результат даже после проведения ремонта.
Если результаты экспертизы были преднамеренно занижены, страховая компания может возместить разницу добровольно на основании претензии.
Чтобы оспорить экспертизу, действуйте следующим образом:
- Выясните вид проведенного исследования (товароведческая, автотехническая, трассологическая).
- Изучите заключение специалиста.
- Попросите эксперта дать аргументированные разъяснения результатов отчета.
- Обратитесь к независимому эксперту, чтобы оспорить первый отчет.
В случае отказа страховой компании от удовлетворения требований по претензии, вам придется защищать интересы в судебном порядке. Суд не берет за основу отчеты страховой или заявителя, а назначает судебную экспертизу.
Независимая экспертиза
Для получения справедливой компенсации:
- Попросите страховщика о проведении независимой оценки ущерба.
- Получите направление на проведение экспертного осмотра.
- Посетите его в назначенный день и время.
- Получите отчет.
Если не согласны с суммой компенсации, то:
- Найдите компанию по оценке, с лицензией на проведение исследования транспортных средств после ДТП.
- Заключите с ней договор.
- Уведомите об этом страховщика.
- Проведите исследование и получите отчет.
- Оформите претензию и приложите к ней новый отчет.
При положительном решении страховщика, вы получите не только выплату в соответствии с результатами отчета, но и возмещение расходов на эксперта.
Документы
Для проведения повторной оценки повреждений понадобятся:
- гражданский паспорт;
- документы на автомобиль (ПТС, СТС);
- направление на проведение экспертизы от страховой компании;
- документация о происшествии (справка о ДТП и другие);
- другие документы, которые затребует эксперт.
Оценщик должен состоять в СРО и подтвердить наличие лицензии на оценочную деятельность. Проверить данную информацию можно по ссылке.
Подведем итоги
Чтобы полноценно оценить ущерб по ОСАГО, необходимо учесть следующее:
- Оплата по ОСАГО проводится в заявительном порядке.
- Первая экспертиза проводится по инициативе страховщика и за его счет.
- Результат первого исследования может быть занижен, поэтому активно участвуйте в процессе оценки на каждом этапе.
- Если есть подозрение о занижении суммы возмещения, обратитесь к независимому эксперту.
- Зачастую оценочного отчета и претензии достаточно для получения полного возмещения. В противном случае обратитесь в суд.
Как рассчитывается стоимость ремонта по ОСАГО
В РФ страхование автомобиля – единственный легальный способ возмещения финансовых убытков, полученных в результате ДТП. Действующее законодательство обязывает собственника авто приобрести полис, который подтверждает его право на получение компенсации. Стандартизация принципов страховых расчетов обеспечивает паритет интересов страховщика и автомобилиста.
Что такое Единая методика расчета ущерба
Для формирования общих правил определения стоимости ущерба, причиненного транспортному средству, была разработана Единая методика ОСАГО, сокращенно ЕМРУ. Принципы расчета были изложены и утверждены Положением Банка РФ №432-П от 19.04.14, окончательно вступив в законную силу 17.10.14 г.
Использование Единой методики является обязательным для страховых компаний, частных экспертов и судебных специалистов.
Структура методики
Единая методика ОСАГО является нормативным документом. ЕМРУ определяет и подробно описывает порядок выполнения расчетов по оценке ущерба, нанесенного транспортному средству. Использование методики позволяет избегать вероятных разночтений, снижает количество судебных разбирательств. Её структура состоит из основной и дополнительной частей. Основную часть методики образуют 7 глав:
- Последовательность определения наличия и характера повреждений ТС.
- Порядок изучения обстоятельств и причин возникновения ДТП.
- Расчет расходов на приобретение запасных частей, материалов и оплату труда.
- Определение степени износа нуждающихся в замене комплектующих деталей.
- Правила расчета стоимости пригодных остатков, в случае если ТС не подлежит восстановлению.
- Определение стоимости транспортного средства до происшествия.
- Формирование справочников с учетом особенностей экономических регионов РФ.
Дополнительная часть Единой методики расчета ущерба включает 10 приложений:
- Правила проведения фотосъемки поврежденного ТС.
- Описание понятий, характеризующих различные повреждения.
- Трудозатраты по кузовному ремонту.
- Информация об экономических регионах РФ.
- Показатели коэффициентов, которые включают износ, пробег и срок использования транспортных средств.
- Коэффициенты дополнительного износа деталей, узлов и агрегатов.
- Перечень комплектующих изделий, для которых значение износа соответствует 0.
- Справочник с информацией по среднегодовым пробегам ТС.
- Значения коэффициента, характеризующего изменение стоимости транспортных средств с учетом срока эксплуатации.
- Показатели коэффициента степени механических повреждений автотранспорта.
Для расчета расходов на восстановление ТС применяются электронные базы актуальных цен на запчасти и материалы для ремонта. Также определяются условия проведения экспертизы.
Отказаться от использования ЕМРУ очень сложно, практически невозможно. Оспаривание правомерности применения отдельных элементов методики допускается только в судебном порядке.
Последовательность расчета, применяемые коэффициенты, формулы с расшифровкой (общая стоимость, расчет расходов на материалы, расчет на запчасти, стоимость работ)
Глава 3 регулирует порядок расчёта материального ущерба. В процессе определения стоимости, методические указания предлагают учитывать такие параметры как:
- износ деталей, подлежащих замене;
- актуальную рыночную цену запчастей и материалов;
- фактическую стоимость ремонтных и восстановительных работ.
Расчет целесообразно начинать с определения износа заменяемых деталей, узлов и агрегатов (Ики), так как размер страховой компенсации в обязательном порядке уменьшится на стоимостную величину данного показателя. Расчета параметра осуществляется по формуле, которая имеет следующий вид:
Выполнение расчетов предполагает использование следующих коэффициентов:
- ∆T – характеризует влияние возраста на износ детали;
- Тки – срок эксплуатации комплектующего элемента;
- ∆L – учитывает зависимость износа от пробега;
- Lки – фактический пробег автомобиля с деталью (тыс.км.);
- е – основание натуральных логарифмов.
Значение данных показателей указано в приложениях к документу.
После определения стоимостного значение износа деталей, подлежащих замене, можно приступать к расчету общих издержек на ремонт авто. Данный расчет выполняется по формуле:
- Свост.рем. – затраты на восстановление ТС;
- Рзп.ч. – стоимость приобретения новых запчастей;
- Рматер.– издержки, связанные с покупкой материалов;
- Ррем. – оплата работ по ремонту.
Стоимость приобретения новых запчастей для замены повреждённых деталей определяется по формуле:
- ∑ki – количество заменяемых единиц;
- Cзч – стоимость одной детали;
- Ики – параметр износа.
Издержки, понесенные в результате покупки материалов, исчисляются по формуле:
Рматер.. = ∑k м *C м * N м * K р
- ∑k м – количество материала;
- C м – цена одной единицы материала;
- N м – норма расхода;
- K р – количество ремонтируемых элементов.
Оплата восстановительных работ осуществляется исходя из суммы нормо-часов, потраченных на ремонт. Расчет цены нормо-часа выполняется согласно пункту 7.2.2. ЕМРУ. Для этого необходимо выполнить анализ рынка автосервисов того экономического региона, в котором предполагается осуществлять ремонт авто. После формирования достаточной выборки, стоимость 1 часа определяется как среднее (средневзвешенное) значение вариационного ряда.
Полный пример расчета
Определим издержки, связанные с восстановительным ремонтом условного транспортного средства. Предположим, в результате ДТП у авто была повреждена передняя левая фара. Общие характеристики ТС следующие:
- марка автомобиля – Geely Emgrand 7 (EC7);
- год выпуска- 2015;
- пробег- 71830 км;
- дата ДТП -2019 год.
1. Рассчитаем показатель износа подлежащих замене деталей данного авто (Ики). Для расчета используем справочные данные из приложений к Единой методике: е=2,72; ∆T = 0,057; Тки = 4 года; ∆L=0,0029; Lки = 71,83 (тыс. км).
Ики (Geely EC7) = 100* (1-2,72 -(0,057*4+0,0029*71,83) )=36%.
2. Произведем расчет стоимости запчасти (Рзп.ч ) с учетом износа. Допустим, средняя цена фары в городе Москве составляет 4371 р.
Рзп.ч (фары для EC7) = 1*4371*(1-36/100)= 2797,44 р.
3. Определим стоимость трудозатрат по восстановительным работам:
Средняя стоимость 1 нормо-часа в автосервисе для ремонта EC7 составляет 1300 р. Для того чтобы осуществить ремонт, необходимо заменить панель фары (4,4 часа) и произвести регулировку(0,20 часа). Таким образом, услуги автомастерской (Ррем.) составят:
- Рассчитаем полную стоимость ремонта для данного примера Свост.рем (Geely EC7):
Свост.рем (Geely EC7)= 2797,44+5980= 8777,44 р.
Итоговая сумма страховой компенсации составит 8777,44 рублей. Стоит обратить внимание на то, что в данном случае, страховка покрывает не всю стоимость ремонта. Фактические затраты на ремонт составят 10351 р. Разницу в 1573,58 р. страхователь вынужден будет покрыть за свой счет.
Как уже отмечалось ранее, размеры компенсации страховых случаев, возникших в процессе использования автотранспортных средств, определяются исключительно на основе ЕМРУ. Сторонние сертифицированные специалисты, которые представляют интересы страховщика или застрахованного лица, также имеют право использовать данную методику при расчетах.
Есть ли онлайн-калькуляторы для расчета? Какие? Как пользоваться ?
Для людей, далеких от страховой деятельности, доступны разнообразные онлайн сервисы, которые позволяют быстро рассчитать примерную стоимость возмещения ущерба причиненного ТС. Данные сервисы просты в эксплуатации, их легко можно найти в сети интернет.
К таким сервисам относятся онлайн-калькуляторы для расчета суммы выплат по ОСАГО при ДТП. Существует несколько разновидностей подобных калькуляторов: пошаговые и одно экранные классические. Таким калькулятором можно бесплатно воспользоваться на сайте Российского союза автостраховщиков. Для выполнения расчета следует заполнить специальную форму на странице с калькулятором. В данной форме следует указать:
- тип страхового полиса;
- возраст и стаж владельца авто;
- период действия страховки;
- срок фактической эксплуатации авто;
- дату совершения ДТП;
- экономический регион, в котором будет выполнен ремонт;
- марку автомобиля;
- номер детали, которую необходимо заменить;
- фирму производителя материала;
- наименование материала;
После заполнения формы следует ввести код безопасности и отправить запрос. Программа произведет все необходимые расчеты.
Несмотря на достаточно высокую точность, онлайн сервисы не способны учесть все специфические нюансы каждого отдельного страхового случая.
Точную оценку размеров любых страховых выплат может осуществить только опытный и квалифицированный специалист.
Конфликт интересов между страховщиком и страхователем будет существовать всегда. Страховая компания воспринимает выплату по полису как убыток, размер которого следует максимально уменьшить. Знание основных принципов использования ЕМРУ поможет застрахованному лицу эффективнее отстаивать свои финансовые права.