- Оспаривание стоимости автомобиля: взгляд юриста
- Некачественно отремонтировали автомобиль по ОСАГО – что делать и как оспорить?
- Как понимать некачественный ремонт в контексте ОСАГО?
- Гарантия
- Нужно ли подписывать акт приёма передачи?
- Что делать при плохом ремонте автомобиля?
- Кому подавать претензию?
- Претензия – форма и образец
- Форма
- Образец
- Результат
- Можно ли получить выплату деньгами при плохом ремонте?
- Что делать при отказе переделывать некачественный ремонт?
Оспаривание стоимости автомобиля: взгляд юриста
Как утверждают юристы, большинство оценщиков не интересуется судьбой своего отчета в суде, не умеют грамотно обосновать свою позицию при выступлении в процессе, допускают арифметические ошибки в расчетах. Все это несколько осложняет взаимодействие юристов с оценщиками, в частности при оспаривании стоимости автомобиля.
Мероприятие по теме: 19 мая 2015 г. состоится семинар, организованный совместно с Российским союзом автостраховщиков и «Аудатэкс» «Техническая экспертиза транспортных средств: методика и информационное обеспечение».
Так, например, считает Елена Крылова, практикующий юрист, коммерческий директор ООО «Юридическая Группа «СЕНАТ». Она настоятельно рекомендует оценщикам оттачивать свои навыки выступления в суде в качестве привлеченного специалиста, внимательно относится к содержанию своих отчетов. Кроме этого, мы поговорили с ней об особенностях возмещения ущерба при ДТП, новой единой методике расценок по ОСАГО и других вопросах, связанных с оспариванием стоимости транспортного средства.
— Как часто, исходя из Вашей практики, люди обращаются в суд, чтобы оспорить стоимость автомобиля? Всегда ли это связано с оценкой в рамках ОСАГО? Если нет, то можно ли перечислить другие случаи?
— Если говорить о практике нашей компании, то количество дел, объектом спора которых является автомобиль, колеблется от 40 до 60% от общего числа судебных процессов. При этом подавляющее большинство из них — оспаривание стоимости автомобиля или размера причиненного ущерба. Наиболее «популярны», если можно так выразиться, вопросы взыскания стоимости недополученного страхового возмещения в рамках договора ОСАГО и договора добровольного страхования транспортных средств, споры об установлении вины участников ДТП – для последующего получения страхового возмещения, оспаривание стоимости залогового и/или арестованного автомобиля для целей его реализации в рамках исполнительного производства. Часто сталкиваемся и с необходимостью определения стоимости транспортного средства в спорах по разделу совместно нажитого имущества супругов.
— Если мы говорим про возмещение ущерба при ДТП, то какие суммы компенсаций выплачивает страховая компания, какие суммы становятся поводом для обращения в суд? Если разбили окно или повредили зеркало, то человек едва ли будет обращаться в суд, если ему недосчитали одну тысячу рублей.
— Ранее владелец транспортного средства получал страховое возмещение по ОСАГО в среднем в размере от 40 до 70% от суммы реальных затрат на восстановление автомобиля. Это было связано с применением определенных методик расчета ущерба и коэффициента износа транспортного средства, а также с тем, что при расчетах стоимости восстановительного ремонта использовались неактуальные данные по ценам на запчасти, материалы и тарифам на услуги автосервисных организаций. Не секрет, что ОСАГО – убыточный продукт для страховых компаний, и в данном сегменте рынка все направлено на минимизацию размера выплат, экономию ресурсов, «завинчивание гаек» на законодательном уровне, что впоследствии, безусловно, приводит к нарушению прав страхователей. Отмечу, что на сегодняшний день утверждена и действует Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт транспортных средств, применяемая в рамках отношений по ОСАГО. Возможно, она изменит печальную статистику.
По договорам добровольного страхования транспортных средств ситуация немного лучше, хотя в большинстве своем зависит от условий, прописанных в правилах страхования в каждом конкретном случае. Здесь, в частности, не применяется процент износа автомобиля, страховые компании заинтересованы в постоянных клиентах и работают на долгосрочную перспективу, применяя адекватные рыночным цены на заменяемые запчасти, используемые материалы и реальную стоимость нормо-часа, установившуюся в регионе. При внимательном выборе страхового продукта собственник транспортного средства будет уверен в том, что причиненный его автомобилю вред будет компенсирован действительно в полном объеме.
Возвращаясь непосредственно к вопросу о размере исковых требований, могу сказать, что мы редко встречаем иски на суммы до 10 тысяч рублей. Это связанно с тем, что временные и финансовые затраты на ведение дела для заявителя — несоизмеримы с предполагаемой в итоге выгодой. Получив небольшое страховое возмещение, автовладельцы предпочитают найти более дешевую автомастерскую, сэкономить на расходных материалах, купить б/у запчасть, нежели судиться со страховщиком. Чаще всего в суд обращаются с требованиями о взыскании ущерба в сумме 30 тысяч и выше.
Однако, бывали и такие прецеденты, когда наша компания в рамках договора по оказанию юридических услуг взыскала в пользу пострадавшего сумму недополученного ущерба по ОСАГО в размере 4 000 рублей, расходы на услуги представителя в размере 13 000 рублей, штраф за несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора в размере 2000 рублей, расходы по на уплату госпошлины и почтовые извещения. В итоге, недоплатив 4000 рублей изначально, страховая компания понесла дополнительные расходы по выплате в сумме порядка 20 тысяч рублей, а собственник автомобиля смог компенсировать весь причиненный ему ущерб.
Описанная выше ситуация весьма показательна – если ничего не делать, то ничего и не произойдет. Страховые будут и дальше экономить на клиентах, а автолюбители – проводить ремонт ТС из своего кармана.
— Дорого ли обходятся такие процессы истцам?
— Все относительно, и ответ на вопрос «дорого» или «не очень» в разных ситуациях может звучать по-своему. Например, владелец отечественного авто недополучил возмещение ущерба от страховой компании 15 тысяч рублей. Для того, чтобы взыскать эту сумму в судебном порядке, необходимо заказать и оплатить составление экспертного заключения (от 3000 до 8000 рублей в среднем по Екатеринбургу), оплатить госпошлину (600 рублей), самостоятельно участвовать в суде или привлечь юриста (от 10 000 до 25 000 рублей в среднем за ведение дела), и через 3-4 месяца в лучшем случае пострадавший сможет получить исполнительный лист на взыскание страхового возмещения. Безусловно, расходы на проведение экспертизы и оплату юридических услуг будут взысканы с проигравшей стороны в разумных пределах, но оплатить их необходимо сейчас, а получить компенсацию станет возможным только через несколько месяцев. Такая ситуация отпугнет бедного автовладельца, расходы на ведение дела будут казаться чрезмерными.
Рассмотрим иную ситуацию, когда собственник поврежденного авто представительского класса получил страховое возмещение в размере 40 000 рублей, вместо причитающихся 110 000 рублей. Полагаю, накладные расходы по ведению дела в суде и временные траты его не смутят, он скорее сделает вывод о необходимости обращения в суд, и готов будет оплатить услуги квалифицированного специалиста, потому что в итоге получит гораздо большую сумму возмещения. И все потому, что люди соотносят необходимые расходы с предполагаемой выгодой от всех этих мероприятий.
— Чем обычно заканчиваются дела по взысканию стоимости ущерба, кто с кем спорит, в чью пользу принимается решение, можно ли привести примеры?
— Подавляющее большинство исковых производств по взысканию стоимости ущерба имеет следующие общие черты: истцом выступает собственник автомобиля, ответчиком – страховая компания, а при превышении лимитов ответственности страховщика – еще и виновник ДТП, могут быть привлечены к участию в деле специалисты, свидетели, третьи лица. В половине случаев дело направляется для проведения судебной экспертизы. Но, в конечном счете, итогом рассмотрения спора является судебное решение о полном или частичном удовлетворении иска. Отказы в удовлетворении исковых требований крайне редки.
Примеров таких дел огромное количество, и многие решения по ним доступны на сайтах районных судов, а это значит, что ознакомиться с практикой судебных органов по этому вопросу может любой желающий.
— Как бы Вы оценили новшества в законодательстве по возмещению ущерба при ДТП: единая методика расценок и повышение тарифов по ОСАГО. Они повлияют на рост подобных исков или, наоборот, снизят количество обращений в суды?
— Как юрист я вижу основную цель разработки и внедрения Единой методики расчета размера убытков, причиненных транспортному средству, в устранении противоречий в заключениях экспертов, ранее использовавших разные методики расчета. В настоящее время подавляющее большинство судебных дел обусловлено именно вышеуказанным фактором. Обяжем экспертов использовать одну и ту же методику — сократим число исков до минимума, так как отпадут основания для обращения в суд. Не будет разницы, кто и где провел исследование и выдал заключение, итоговые цифры должны быть одинаковы при первичном расчете по направлению страховой компании и при повторном обращении к независимому эксперту. Сокращение количества судебных дел — это прогноз, случится ли он на практике — покажет время.
Как предприниматель — явно прослеживаю желание сэкономить на автовладельцах. Страховые компании несут убытки по договорам ОСАГО, поэтому лоббируют повышение тарифов и заложили в справочники цен, применяемых в связи с введением Единой методики, низкую стоимость запчастей, материалов и нормо-часа. Актуализация справочника цен достаточно трудоемкая работа, требующая глубокого анализа и сравнения информации. Понимаю, что проводить ее ежемесячно весьма проблематично и затратно. Но интервал в полгода, все же, очень отдаляет эксперта от истины при расчете ущерба.
И как автовладелец могу сказать, что сегодня крайне невыгодно и нежелательно становиться участником ДТП, особенно, если Вы не его виновник. ОСАГО уже давно не направлено на обеспечение полноценных страховых выплат для пострадавших.
Быть может, я изменю свое мнение о Единой методике, если она действительно покажет себя эффективной и ее применение будет гарантировать восстановление нарушенных прав автовладельцев в полном объеме, как того требует гражданское законодательство. Но, к сожалению, пока я предпосылок к этому не вижу.
19 мая 2015 года на площадке образовательного центра «Эстиматика» будет проводиться обсуждение ключевых вопросов применения Единой методики расчетов, в котором наша компания также примет активное участие. Думаю, мы сможем продуктивно поработать и осветить эту тему более подробно.
— Бывает ли, что люди оспаривают стоимость купленного автомобиля на вторичном рынке?
— Такой спор чаше всего связан с разделом совместно нажитого имущества супругов, когда вопрос цены автомобиля имеет важное значение при определении долей в праве собственности и размера взаимных компенсаций при вынесении решения. В таких случаях заинтересованная сторона вправе прибегнуть к услугам специалистов и предоставить в суд отчет о рыночной стоимости транспортного средства. При несогласии второй стороны с выводами специалиста, проведение исследования может быть поручено судебному эксперту.
Что касается отношений по договору страхования, то здесь также могут возникнуть споры о стоимости автомобиля. Как правило, рыночная стоимость застрахованного имущества устанавливается при заключении договора страхования по действующим в страховой компании на этот момент справочникам цен. Указанная сумма может быть оспорена в суде, если она прямо влияет на размер страховой выплаты и явно не соответствует рыночной стоимости авто. В качестве доказательств могут быть использованы договор купли-продажи ТС или отчет о рыночной стоимости автомобиля.
— На какие нюансы в подобных процессах стоит обращать внимание юристам и оценщикам?
— Юрист не является специалистом в области оценки имущества или причиненного вреда. Несмотря на это, любой юрист, занимающийся вопросами взыскания стоимости ущерба, должен иметь представление о порядке и правилах проведения исследований. Необходимо знать предъявляемые к документу (отчету, заключению) требования, соотносить их с теми требованиями, которые предъявляются к доказательствам в суде. В практике наших коллег были случаи, когда суд отказывал в удовлетворении требований, основанных на представленном отчете, лишь в связи с тем, что отчет не содержал сведений о квалификации оценщика (не были приложены копии документов, подтверждающих профильное образование). Отмечу, что в той ситуации оценщик просто забыл это сделать. Казалось бы, мелочь, ошибка, которая не влияет на полноту исследования и выводы. Однако такая недоработка лишила истца возможности получить причитающееся. Полагаю, если бы оценщик ответственно подошел к своей задаче, а юрист не поленился бы пролистать отчет перед его предъявлением в суд – такого инцидента удалось бы избежать. Мы, к примеру, всегда обращаемся только к проверенным специалистам в области оценки, подробно изучаем каждый представленный ими документ, обучаем своих сотрудников правильно читать формулы, используемые в отчете, и выводы оценщика. Это связано с тем, что по спорам о причинении вреда или об установлении стоимости имущества основой доказательственной базы в суде является именно отчет специалиста или заключение эксперта. Бессмысленно пытаться отстоять позицию стороны в суде, если ты не имеешь представления о сути используемого доказательства.
Что же касается самих специалистов, то большинство оценщиков совершенно не интересуются судьбой своего отчета в суде, не умеют грамотно обосновать свою позицию при выступлении в процессе, допускают арифметические ошибки в расчетах, делают «заказные» исследования и продолжают работать. Повышение своих компетенций, оттачивание навыков выступления в суде в качестве привлеченного специалиста, внимательность и точность, отказ от порочащих репутацию «сделок с совестью» — вот над чем необходимо задуматься оценщикам и экспертам. Проблема заслуживает отдельного внимания, и в рамках интервью, конечно, не может быть полноценно раскрыта.
— Как-то влияет на репутацию оценщика, если в ходе суда выясняется, что его оценка оказалась неправильной?
— Весьма неоднозначный вопрос. Напрямую выдача «неправильного» отчета на репутацию оценщика не влияет. Это значит, что суд, принимая во внимание то или иное заключение или отчет, мотивирует свой выбор в судебном акте, но каких-либо санкций за допущенные при проведении исследования ошибки не применяет. При этом необходимо понимать, что и оценщик, и эксперт свободен в выборе методики проведения исследования (за исключением споров по ОСАГО), и наличие у двух оценщиков различных выводов по одному и тому же вопросу – довольно частая ситуация, обусловленная применением разных методологических подходов и практически всегда приводящая к назначению судебной экспертизы.
Однако, если количество ошибок в работе оценщика и их весомость достигают критического уровня, то можно будет говорить и об исключении из СРО, и о применении уголовной ответственности.
Некачественно отремонтировали автомобиль по ОСАГО – что делать и как оспорить?
- При плохо проведённом ремонте автомобиля подаётся претензия о ненадлежащем исполнении обязанностей по возмещению ОСАГО.
- Страховщик обязан организовать осмотр машины и организовать повторный восстановительный ремонт.
- Если страховая отказала в повторном восстановлении, то проводится независимая экспертиза, составляется досудебная претензия и подаётся иск в суд.
Некачественно выполненный ремонт авто виден не сразу. Даже если вас всё устраивает, то это может быть только на первый взгляд. Качество нужно проверять технически. О том, как быть и что делать в случаях, когда вам плохо провели ремонт машины, как правильно и куда подавать претензию, а также её образец и другие важные тонкости этапа после ремонта автомобиля по ОСАГО мы и поговорим в статье, а также приведём судебную практику, актуальную на 2021 год и расскажем подробно, как оспорить взыскание убытков по автогражданке.
Как понимать некачественный ремонт в контексте ОСАГО?
Итак, вот уже несколько лет прерогатива выбора: выплатить деньгами или направить автомобиль на ремонт принадлежит страховым компаниям. В 2021 году многие из них, в том числе такие популярные, как Росгосстрах, Альфастрахование, РЕСО, Ингосстрах – почти все страховщики имеют договоры с автосервисами на проведение восстановительного ремонта. И часто дают вам выбрать предпочтительный пункт СТО – найдите подходящий не по близости к вам, а лучше всего по отзывам в интернете о сервисе.
Мы уже выяснили в прошлой статье, как правильно и в какие сроки получать направление на ремонт. То, какие документы вы подписывали ещё до начала восстановления машины, играет самую важную роль, и об этом мы поговорим чуть ниже.
Некачественным ремонт считается, согласно ФЗ Об ОСАГО и Единой методики расчёта, если нарушены такие тонкости:
- не выверены все зазоры между деталями, в том числе кузовными – они отличаются или имеют иные размеры, нежели было до ДТП,
- качество покраски плохое: нанесена неравномерно, в автосервисе не попали в основной цвет кузова, краска отколупывается и другие,
- срок ремонта превысил 30 дней с даты сдачи машины, подтверждённой документально,
- автомобиль работает по-другому, нежели до ремонта – имеет посторонние звуки, уменьшилась тяга и иные технические недостатки,
- плохо отремонтировали восстановленные детали – видно неровности, сколы, элемент не покрашен,
- автомобиль отремонтировали по ОСАГО б/у запчастями – определить это достаточно сложно, но экспертиза покажет (как составить претензию на её проведение, опишем ниже); не новые запчасти и детали кузова запрещает использовать пункт 15.1 статьи 12 ФЗ-40,
- по закону ничего не запрещает СТОА использовать неоригинальные детали, но они должны быть достойного качества.
В целом же, качество ремонта ОСАГО должно быть таким же, как если бы вы восстанавливали автомобиль своими средствами. Также считает и судебная практика – Верховный суд в одном из определений указал, что размер убытков должен быть рассчитан с условием приведений машины в состояние, в котором она находилась до ДТП (Определение ВС РФ №4-КГ17-4 от 27 марта 2017 г.).
В силу пункта 18 статьи 12 Закона об ОСАГО размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего
определяется:
- а) .
- б) в случае повреждения имущества потерпевшего – в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая.
Это значит, что и ремонт за счёт таких средств должен быть выполнен максимально хорошо! А вот если этого не произошло, то прежде чем отвечать на вопрос «что делать?» и писать претензию, нужно понимать, к кому и каким образом это делать – а это уже зависит от того, какие документы вы подписывали до ремонта.
Гарантия
Она должна составлять:
- не менее полугода на слесарные, механические, стапельные и другие основные виды работ,
- не менее 1 года на работы, связанные с покраской, а также кузовные.
На сами запчасти, соответственно, аналогично распространяются те же сроки. Гарантийный срок должен быть указан в акте приёма-передачи по завершении ремонта авто (пункт 5.3 Правил страхования).
Нужно ли подписывать акт приёма передачи?
Да, нужно. Так как автомобиль из СТО вы приняли, то нужно подписать акт, но с обязательным указанием всех недостатков, которые вы обнаружили. Не беспокойтесь о том, что вы не увидели скрытых повреждений – прерогатива их выявления лежит на страховщике при осмотре машины в результате поданной вами претензии.
Что делать при плохом ремонте автомобиля?
Сначала кратко опишем суть порядка обращения:
- выявляем проблему с некачественным ремонтом по ОСАГО,
- определяем ответственное лицо,
- составляем претензию о качестве плохо выполненного ремонта, в результате которой ответственный обязан инициировать экспертизу,
- предоставляем машину на такую экспертизу,
- по результату получаем либо новый ремонт, либо отказ,
- в случае отказа в исправлении плохо проведённого восстановления делаем независимую экспертизу,
- подаём досудебное требование,
- при отказе от удовлетворения «досудебки» обращаемся в суд.
На самом деле, всё вышеперечисленное сделать не так сложно!
Кому подавать претензию?
Первое, что нужно знать – если вы заключали договор страхования ОСАГО не в офисе страховщика, а у агента или брокера, то отвечает по плохо отремонтированному автомобилю всё равно страховая организация (п.8 ст. 16.1 ФЗ).
Второе – важно, какие документы вы подписывали при выдаче вам направления на ремонт. Дело в том, что в таких бумагах вы своей подписью могли вообще заключить договор цессии, переуступив право требования выплаты автосервису, либо согласиться с дополнительными условиями (п.15.1 ст. 12 ФЗ Об ОСАГО):
- неполным ремонтом в случае отказа от доплаты,
- согласие на использование б/у запчастей,
- отказ от определённого вида работ.
Договор цессии – это когда автосервис выкупает у вас право требования возмещения со страховой за ремонт на своих условиях. Если вы подписали, не читая, такой договор, то могли согласиться на те же самые «особые» условия ремонта и предъявлять может быть нечего. При договоре цессии за плохой ремонт машины отвечает уже сервис, а не страховщик.
Поэтому, если вы обнаружили при приёме авто из сервиса, что его отремонтировали некачественно, то в первую очередь необходимо изучить все эти документы.
Претензия – форма и образец
Она по закону 2021 года обязательна перед подачей иска в суд (п.1 ст. 16.1 ФЗ) – если вам плохо отремонтировали машину по ОСАГО, и вы по факту этого не подавали претензию, а сразу побежали в суд, то последний ваше исковое заявление не примет.
Более того, её содержание урегулировано нормативным актом – Положением о Правилах страхования в главе 15. Форма подачи свободная, но обязательно должны быть определённые данные. На данном этапе – когда мы только забрали некачественно отремонтированное авто из СТО – содержание должно состоять в требовании определить качество выполненного ремонта путём проведения осмотра.
Форма
Претензия при плохо отремонтированном автомобиле должна содержать следующие данные:
- ваше ФИО полностью (а также должность, если вы подаёте претензию от имени юридического лица),
- ваш адрес регистрации и почтовый,
- полное название страховой компании ОСАГО,
- суть требования (провести оценку плохо произведённого ремонта),
- банковские реквизиты либо прямо прописанное волеизъявление получить выплату деньгами в кассе страховой,
- подпись, дата и ваши ФИО (и должность, если вы подаёте претензию от имени юридического лица).
Несмотря на то, что по результату осмотра вы можете быть направлены на восстановительный ремонт снова, банковские реквизиты нужно указывать в любом случае – так предписывает закон.
К претензии нужно приложить следующие документы, но только в том случае, если вы какой-либо из них не прикрепляли к заявлению о возмещении по ОСАГО ранее, ещё до начала ремонта:
- паспорт или заверенную копию,
- документы на право собственности на автомобиль (таковым по закону является договор купли-продажи, но на практике можно приложить СТС) или их заверенные копии.
Образец
- Скачать правильный бланк претензии (формат DOCX для заполнения на компьютере).
- Скачать бланк в формате PDF (для заполнения от руки).
- Скачать образец заполненной претензии на примере подачи в страховую компанию Росгосстрах.
Подать её заполненную в страховую компанию можно 2 способами:
- отвезти лично под расписку,
- отправить почтой заказным письмом с уведомлением о вручении.
Результат
На осмотре, вероятнее всего, будут присутствовать 3 лица: вы, представитель страховой (оценщик) и представитель СТО. В целом же процедура осмотра будет похожа на ту, которая проводилась после подачи заявления о возмещении за тем возможным исключением, что вам также будут задавать вопросы (на которые, впрочем, можно и не отвечать).
Осмотр должен быть проведён в течение 5 дней, и ваша обязанность – предоставить автомобиль. А результат рассмотрения претензии должен быть направлен вам в течение 10 дней после получения страховщиком (этот срок вместе с проведением осмотра).
По результату рассмотрения претензии вы по закону должны получить:
- либо новое направление на повторный ремонт,
- либо выплату деньгами по решению страховщика, если повторный ремонт провести невозможно – это регулируют пункты 5.2 (строка 2) и 5.3 (абзац последний) Правил страхования,
- либо отказ в проведении повторного, если по результату осмотра не выявлено плохо проведённого ремонта машины.
Можно ли получить выплату деньгами при плохом ремонте?
Можно, но только по окончательному решению страховой. Здесь ситуация схожа с этапом подачи заявления о возмещении – именно страховой компании принадлежит конечный выбор, провести повторный ремонт автомобиля или выплатить деньгами.
Но финансовая выплата возможна в 2 случаях:
- если достигнуто соглашение об этом (при этом, в претензии необходимо указать волеизъявление – в пункте 2 требований потребовать выплату в приоритете над повторным ремонтом),
- если не удаётся сделать повторный ремонт.
Что делать при отказе переделывать некачественный ремонт?
Если автомобиль вам отремонтировали плохо, но осмотр страховой не выявил недостатков, то придётся проводить независимую экспертизу и подавать новую претензию, в случае повторного отказа на которую следует уже подавать в суд.
Независимая экспертиза требуется для того, чтобы в денежном выражении оценить сумму ущерба с учётом проведённого ремонта (при плохо отремонтированном авто не все детали нужно заново делать). Суд иную оценку не примет.
Но можно независимого эксперта пригласить ещё на этапе осмотра после подачи претензии по инструкции из предыдущего пункта. Только учтите, что услуги независимого эксперта по вашей инициативе в данном случае уже оплачиваются вами (стоит это в среднем от 5 до 15 тысяч рублей).
Если результатом повторного ремонта вы также недовольны, сначала нужно повторить действия по подаче претензии из предыдущего пункта.
Если же пришлось делать независимую экспертизу, то следующим шагом будет подача досудебной претензии о выплате разницы. К ней нужно будет обязательно приложить документы экспертизы и подтверждение оплаты. А писать её желательно с юристом, который сможет изложить важные факты.
При отказе в удовлетворении досудебной претензии необходимо подавать исковое заявление в суд по вашему месту регистрации.