Как определяется число постов для ремонта автомобилей

Расчёт числа постов и автомобиле мест

Посты и автомобиле-места по своему технологическому назначению подразделяются на рабочие, вспомогательные и автомобиле-места ожидания и хранения.

Рабочие посты – это автомобиле-места, оснащённые соответствующим оборудованием и предназначенные для технического воздействия на автомобиль для поддержания и восстановления его технически исправного состояния и внешнего вида (посты мойки, диагностирование ТО, ТР, ремонта кузовов и окрасочные).

Вспомогательные посты – это автомобиле-места, оснащённые или не оснащённые оборудованием, на которых выполняются технологические вспомогательные операции (по приёмке и выдаче автомобилей, контроля после проведения ТО и ТР, сушки на участке уборочно-моечных работ, подготовки и сушки на участке окраски).

Годовой фонд времени поста, ч, по формуле

, (3.15)

где Драб.г– число дней работы в году станции обслуживания, дн;

ТСМ – продолжительность смены, ч;

— коэффициент использования рабочего времени поста.

Годовой фонд рабочего времени поста, ч

ч

Количество рабочих постов уборочно-моечных работ (предшествующих ТО и ТР), постов ТО, диагностирования,, ТР, кузовных и окрасочных работ ТР,, а также вспомогательных постов для приёма и выдачи автомобилей определяется по формуле, ед, по формуле

, (3.16)

где ТП – годовой объём постовых работ, чел.ч;

— коэффициент неравномерности загрузки постов;

РСР – среднее число рабочих, одновременно работающих на посту.

Согласно ОНТП среднее число рабочих на одном посту ТО и ТР принимается 1 – 2 чел, а коэффициент неравномерности загрузки постов .

Принимаем 10 постов (рабочих и вспомогательных).

Число рабочих постов определяется по формуле

, (3.17)

где ТРП – постовая трудоёмкость рабочих постов, чел.ч.

Определяется исключением из постовых работ трудоёмкости вспомогательных постов (приёма-выдачи), т.е. ТП – Твп = 89000,1 – 21808,7 = 67191,4 чел.ч

Число рабочих постов находится в пределе от 5 до 10, значит коэффициент КП = 1,0 выбран правильно.

Расчёт общего числа постов по приведённой формуле можно считать примерным. Наиболее точно число постов можно определить по трудоёмкости вида работ и принятому числу рабочих для данного поста, а также времени работы данного поста.

Суточное число заездов автомобилей на городскую СТО, ед, по формуле

(3.18)

Число рабочих постов для выполнения коммерческой мойки не рассчитывается, так как СТО её не осуществляет.

Для хранения готовых автомобилей число автомобиле-мест, ед, по формуле

, (3.19)

где ТПР – среднее время пребывания автомобиля на СТО после его обслуживания до выдачи владельцу (около 4 ч);

ТВ – продолжительность работы участка выдачи автомобилей в сутки, ч.

Общее число автомобиле-мест для хранения автомобилей, ожидающих обслуживание и готовых к выдаче, принимаются из расчёта три автомобиле-места на один рабочий пост (ОНТП).

Открытые стоянки для автомобилей клиентуры и персонала станции определяются из расчёта 7-10 автомобиле-мест на 10 рабочих постов.

Распределение постов и автомобиле-мест ожидания по производственным участкам СТО представлено в таблице 8.

Читайте также:  Моторное масло для газовых двигателей легковых автомобилей

Таблица 8 – Распределение постов и автомобиле-мест ожидания по производственным участкам СТО

Расчет количества постов текущего ремонта

При этом расчете число воздействий по ТР неизвестно. Поэтому для расчета числа постов ТР используют годовой объем постовых работ по ТР.

Однако расчет необходимого числа постов ТР только исходя из объема работ не отражает действительной потребности в постах, так как возникновение ТР, как известно, обусловлено отказами и неисправностями, которые носят случайный характер. Колебания потребности в ТР как по времени возникновения, так и по трудоемкости выполнения весьма значительны и вызывают зачастую длительные простои подвижного состава в ожидании очереди постановки на посты устранения отказов и неисправностей. Поэтому для учета этих колебаний при расчете постов ТР вводится так называемый коэффициент неравномерности поступления автомобилей на посты ТР (φ), величина которого ≈ 1,2 … 1,5. Применение этого коэффициента увеличивает расчетное число постов ТР и сокращает время на ожидание ремонта.

Коэффициент φ зависит от многих факторов, в том числе от Аи в АТП и интенсивности их эксплуатации. Чем больше автомобилей на АТП и чем больше их пробег, тем меньше неравномерность поступления автомобилей на посты ТР.

Для расчета коэффициент φ = 1,5 – для АТП до 150…200 автомобилей; φ = 1,2 – для АТП с 400…500 и более автомобилей.

Другой особенностью расчета постов ТР является меньшее число одновременно работающих на постах ТР по сравнению с постами ТО. Это связано с ограниченным фронтом работы, так как устранение неисправностей на постах ТР требует не более 1…2 чел.

Согласно нормам ОНТП-I-86 число работающих на посту ТР: для легковых автомобилей — 1 чел.; для автобусов – 2 чел.; для грузовых – 1,5…2,5 чел.

При расчете постов ТР необходимо учитывать значительные потери рабочего времени, связанные с уходом исполнителей на другие участки, склады и т.д. Эти потери учитываются коэффициентом использования рабочего времени поста ηП, который при хорошей организации труда = 0,85 … 0,90, в средних условиях – 0,80 … 0,85 и при плохих условиях – 0,75 … 0,80.

Количество постов текущего ремонта определяется по формуле:

ТТРп – годовой объем постовых работ ТР, чел.-ч.;

Драб.г – количество дней работы в году зоны ТР;

Тсм – продолжительность смены, ч.;

С – число смен (2…3);

РП – количество рабочих на посту, чел.;

hП = 0,85…0,90 – коэффициент использования рабочего времени поста

— коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей в зону ТР

При работе постов ТР в несколько смен с неравномерным распределением работ по сменам расчет числа постов производится для наиболее загруженной смены:

,

При числе постов ТР более 5…6 их специализируют по видам выполняемых работ. При этом распределение постов по их специализации (в % от общего числа постов) следующее:

Читайте также:  Масло для мотора форестер

Универсальные посты 10…20
Пост ремонта трансмиссии, тормозов, рулевого управления и ходовой части 40…50
Пост контроля и регулировки тормозов (при числе постов 10 и более) 5…10
Пост регулировки и контроля углов установки колес (при числе постов более 15) 5…10
Пост ремонта двигателя и его систем 20…30
ИТОГО

При числе постов более 10 допускается выделение постов по замене агрегатов и для шиномонтажных работ.

Тупиковые посты ТР: для легковых автомобилей – 20% — канав; 40% — подъемников; для грузовых автомобилей – 40% — канав; 20% — подъемников; для автобусов 80% — канав.

Расчет числа постов на СТОА

Для того, чтобы определить число рабочих постов данного вида ТО и ТР, необходимо знать распределение объема работ по виду и месту их выполнения, которые для городских СТОА, в свою очередь, зависят от числа рабочих постов на СТОА.

Во втором приближении количество рабочих постов на городской СТОА определяется по формуле:

Xпр 2 = (2.8),

где Т- годовой объем работ по ТО и ТР автомобилей; чел-ч;

Драб— число рабочей дней СТОА в году;

Тс— продолжительность смены; ч (принимается самостоятельно);

с- число смен в сутки (принимается самостоятельно).

Xпр 2 = постов

Число рабочих постов данного вида ТО и ТР определяется по формуле:

Х = (2.9),

где Тп — годовой объем постовых работ данного вида;

φ — коэффициент неравномерности загрузки постов (таблица 5);

Драб— число рабочих дней поста;

Тс – продолжительность смены ч;

с – число смен работы поста в сутки;

η- коэффициент использования рабочего времени поста (таблица 6);

Рср — средняя численность одновременно работающих на одном посту (таблица 7);

По данным таблицы 4 следует произвести распределение объема работ по видам и месту их выполнения на городских СТОА.

Тп= (2.10),

где Т – годовой объем работ по ТО и ТР автомобилей на СТОА; чел-ч;

α – распределение объема работ в зависимости от числа рабочих постов на СТОА, % (таблицы 4 или 4.1);

γ – распределение объема работ по месту их выполнения, % (таблицы 4 или 4.1).

Табл Таблица 4 – Распределение объема работ по их видам и месту выполнения на городских СТОА, в процентах (ОНТП-01-86)

Таблица 5 – Коэффициент неравномерности загрузки постов, φ

Тип рабочих постов Вид СТОА
городские дорожные
Уборочно-моечные работы 1,05 1,15
Технического обслуживания и диагностирования 1,1
Текущего ремонта, регулировочных работ 1,15 1,25
Сварочно-жестяницких, малярных работ 1,1

Таблица 6 – Коэффициент использования рабочего времени поста, η

Тип рабочих постов η при числе смен работы поста в сутки
Уборочных работ 0,96 0,97 0,96
Моечных работ 0,92 0,9 0,87
Технического обслуживания: На поточных линиях индивидуального 0,97 0,98 0,92 0,9 0,91 0,87
Диагностирования 0,92 0,9
Текущего ремонта, регулировочных, сварочно-жестяницких, шиномонтажных работ 0,98 0,97 0,96
Малярных 0,92 0,90 0,87
Читайте также:  Тест драйв киа рио хэтчбек 2021

Таблица 7 – Численность одновременно работающих на одном посту, Рс

Тип рабочих постов Рс, чел
Уборочных работ
Моечных работ
Технического обслуживания
Диагностирования
Текущего ремонта, регулировочных работ
Сварочно-жестяницких работ
Малярных работ 1,5

Тдиагностика п= чел-ч,

Хдиагностика = чел-ч

Техническое обслуживание в полном объеме:

Ттех.обсл. п= чел-ч,

Хтех.обсл. = чел-ч

Тсмазка п= чел-ч,

Хсмазка = чел-ч

Регулировочные по установке углов колес:

Тугол колес п= чел-ч,

Хугол колес = чел-ч

Регулировочные по тормозам:

Ттормоза п= чел-ч,

Хтормоза = чел-ч

Обслуживание и ремонт приборов системы питания и электротехнические:

Тсистема пит. п= чел-ч,

Хсистема пит..= чел-ч

Тшиномонтаж п= чел-ч,

Хшиномонтаж= чел-ч

Текущий ремонт узлов и агрегатов:

Ттек.рем. п= чел-ч,

Хтек.рем.= чел-ч

Кузовные (жестяницкие сварочные, медницкие):

Ткузовные п= чел-ч,

Хкузовные= чел-ч

Тмалярные п= чел-ч,

Хмалярные= чел-ч

Обойные и арматурные:

Тобойные п чел-ч,

Хобойные= чел-ч

Результаты расчетов сводятся в таблицу 8.

Таблица 8 – Число рабочих постов на СТОА

Виды работ Число постов
Расчетное, Xобщ Принятое, X
Диагностические 0,99
Техническое обслуживание в полном объеме; Облуживание и ремонт приборов системы питания. 1,17 0,39
Регулировочные по установке углов колес; Регулировочные по тормозам. 0,97 0,73
Текущий ремонт узлов и агрегатов; Смазка. 1,64 0,35
Шиномонтажные 0,14
Итого 6,38

При механизации уборочно-моечных работ число рабочих постов определяется по формуле:

ХУМР= (2.11),

где Nc – суточное число заездов автомобилей на СТИОА для выполнения УМР;

φ – коэффициент неравномерного поступления автомобилей на участок УМР (таблица 5);

Тс— суточная продолжительность работы участка УМР, ч;

Ау— производительность моечной установки (принимается по паспортным данным установки), авт/ч;

η – коэффициент использования рабочего времени поста (таблица 6).

ХУМР= , принимаем 1пост

Суточное число заездов автомобилей на УМР для городских СТОА:

Nc= (2.12),

NСТО— число автомобилей, обслуживаемых СТОА в год;

d – число заездов на городскую СТОА одного автомобиля в год для выполнения УМР; d = 5.

Nc= число заездов

Число постов на участке приемки-выдачи автомобилей определяется в зависимости от числа автомобилей на СТОА и времени приемки автомобилей:

Хпр= (2.13),

где Nc— суточное число заездов автомобилей на СТОА;

tп – трудоемкость приемки-выдачи одного автомобиля, чел-ч (таблица 3);

φ – коэффициент неравномерного поступления автомобилей на участок приемки-выдачи (таблица 5);

Тс— суточная продолжительность работы участка приемки-выдачи, ч

Рср — средняя численность одновременно работающих на посту приемки-выдачи, чел (таблица 7);

Хпр= 1пост

Общее число автомобиле-мест ожидания на производственных участках СТОА составляет 0,3 на один рабочий пост:

Общее число автомобиле-мест хранения, ожидающих обслуживания и готовых к выдаче, принимается из расчета 4 места на один рабочий пост для городских СТОА.

12 постов-48 мест хранения, ожидающие обслуживания.

Оцените статью