Как определить работоспособность центробежного фильтра очистки масла двигателей

Как определить работоспособность центробежного фильтра очистки масла двигателей

Описание бронетранспортёра

Контрольно-измерительные приборы и различные выключатели размещены на специальном щитке.

Броневой корпус

Вооружение

Приборы наблюдения

Для наблюдения за дорогой и местностью на машине установлены приборы наблюдения для командира, водителя, башенного стрелка и десанта.

Специальное оборудование

Противопожарное оборудование машины состоит из автоматической системы ППО и ручного огнетушителя ОУ-2.

Силовая установка

Система питаниядалее

Полезные ссылки

Фильтр центробежной очистки масла

Очистка масла в фильтре основана на принципе использования центробежных сил , позволяющих отделять масло от продуктов загрязнения вследствие разности их массы. Устройство фильтра показано на рис. 106.

Ротор 7 фильтра свободно вращается на оси 1 под реактивным действием струй масла, вытекающего под давлением из двух жиклеров 3 .

При работе двигателя масло из нижней секции насоса через полую ось ротора заполняет пространство под кожухом 8 ротора и по внутренней кольцевой полости ротора поступает к жиклерам. При вращении ротора тяжелые частицы и грязь под действием центробежных сил отбрасываются на стенки кожуха 8 и оседают там в виде плотного осадка. Очищенное масло поступает вверх, проходит через сетку 10 , через жиклеры и по сливному патрубку сливается в картер двигателя.

Фильтр нужно очищать от осадков и грязи при каждой смене масла в картере двигателя. Для этого при снятом с маслоналивного патрубка фильтре вентиляции картера необходимо:

— отвернуть гайку-барашек 14 и снять кожух 9 с фильтра;

— отвернуть специальным ключом гайку 12 , удерживая кожух 8 ротора от вращения, и осторожно за гайку снять кожух;

— снять сетку 10 . Очистить кожух ротора от осадков. Промыть кожух и сетку в керосине;

— осторожно установить сетку и кожух ротора на место, избегая повреждения резинового уплотнителя 6 , и завернуть ( не туго) гайку 12 , следя за тем, чтобы кожух 8 ротора садился на свое место без перекоса;

— установить кожух 9 фильтра и завернуть гайку-барашек 14 ;

— поставить на место фильтр вентиляции картера . Пустить двигатель и проверить, нет ли течи масла из фильтра.

Для очистки ротора фильтра от осадков и грязи отвернуть гайку 13 , снять с оси ротор 7 , промыть его в керосине, продуть сжатым воздухом через отверстия жиклеров и осторожно поставить на место,

Ввиду того что эффективность очистки масла зависит от частоты вращения ротора, разбирать фильтр следует очень осторожно.

Техническое обслуживание центробежного масляного фильтра.

Лабораторная работа №5

Тема: ТО и ТР системы смазки.

2. Цель: Изучить технологический процесс диагностирования системы смазки, замены масла в двигателе, замены фильтров, объем работ по ТО центрифуги и системы смазки в целом.

3. Задача:

Получить навыки в ТО и ТР системы смазки.

4. Студент должен знать:

— отказы и неисправности системы смазки, их признаки и причин , предельные и допустимые значения структурных и диагностических параметров и методы их определения, объём работ по ремонту системы смазки.

Уметь:

выполнять работы по техническому обслуживанию системы смазки, проверять качество масла в двигателе.

Читайте также:  Регулировка карбюратора газ 3110 402 двигатель

5. Литература:«Техническое обслуживание и ремонт автомобилей» Епифанов.»Автомобили» Богатырев «Устройство и эксплуатация транспортных средств» Роговцев и д.р.

Провести инструктаж по ТБ при выполнении работы.

Методические указания по выполнению работы.

6.2.1. Инструмент, оборудование и приборы:

— набор гаечных ключей,

— ванна с бензином или четыреххлористым углеродом,

— ванна с дизельным топливом,

— установка для подачи сжатого воздуха.

Диагностирование системы смазки по внешним признакам и по контрольному манометру.

Визуальная оценка производится по цвету и прозрачности масла на маслоизмерительном стержне. Если масло светлое и на стержне отчетливо видны риски отметок, то оно пригодно для дальнейшей эксплуатации. Если масло темное и риски плохо видны, то масло следует заменить.Диагности-рование также осуществляется контрольным манометром. Пониженное давления масла может быть в результате подтекания масла в масляной магистрали, износа масляного насоса и подшипников коленчатого вала и распределительного вала, малого уровня масла в поддоне картера, недостаточной его вязкости, заедания редукционного клапана в открытом положении.

Подтекание масла возникает в местах неплотной затяжки штуцеров и пробок или через трещины в маслопроводах.

Неисправности насоса, редукционного клапана и подшипников коленчатого вала и распределительного вала устраняют в ремонтных мастерских при разборке двигателя.

Малый уровень масла в поддоне может быть из-за выгорания масла, вытекания его через неплотности сальников коленчатого вала и поврежденные прокладки. Загрязненное масло недостаточной вязкости нужно заменить.

Повышенное давление масла бывает в результате засорения маслопроводов, применения масла с повышенной вязкостью, заедания редукционного клапана в закрытом положении.

Засоренные маслопроводы прочищают (в разобранном двигателе) проволокой, промывают керосином и продувают сжатым воздухом.

Для проверки правильности показаний указателя давления масла вместо одной из пробок масляной магистрали ввертывают штуцер контрольного манометра и, пустив двигатель, сличают показания контрольного манометра и указателя давления масла.

Техническое обслуживание центробежного масляного фильтра.

Фильтр центробежной очистки масла следует очищать от осадков при каждой смене масла.

Для этого необходимо:

— отвернуть гайку-барашек и снять кожух;

— отвернуть круглую гайку, удерживая колпак от вращения;

— снять колпак и очистить его от осадков:

— снять сетку, промыть ее и колпак в керосине;

— осторожно поставить сетку и колпак на место;

— завернуть рукой (не туго) круглую гайку, следя за тем, чтобы колпак не имел перекоса;

— установить кожух и завернуть гайку-барашек.

Для проверки правильной работы центрифуги необходимо запустить двигатель, прогреть и увеличить обороты его до средних, а затем остановить его. Ротор фильтра должен вращаться еще в течение 3 минут после остановки двигателя, издавая характерное гудение.

Конструкция и принцип работы масляного фильтра

Масляный фильтр представляет собой компонент двигателя, предназначенный для фильтрации загрязнений из смазывающей жидкости, поступающую и циркулирующую в моторе. В автомобильной промышленности фильтра различаются по принципу действия, назначению и объёму проходящего масла. Последние, в свою очередь, делятся на 3 вида: полнопоточные, частичнопоточные и комбинированные.

Назначение масляного фильтра

В смазочной системе двигателя масло циркулирует через узлы и механические компоненты двигателя, омывая их. Таким образом, ликвидируется нагар, осадки и прочие загрязнения, предупреждая ускоренный износ элементов двигателя.

Весь мусор и излишки смазки, в зависимости от системы картера, попадают в поддон или бак. Для того что бы масло могло далее использоваться в работе мотора и полноценно выполнять свои функции, требуется предотвратить попадание собранных отходов в систему циркуляции смазки. Именно эту задачу и выполняет масляный фильтр, расположенный, как правило, в нижней части корпуса двигателя автомобиля.

Читайте также:  Зажигание волга 402 двигатель схема подключения

Фильтрующий элемент решает сразу несколько проблем:

  • снижение вязкости масла, которое может быть вызвано переизбытком загрязняющих веществ;
  • очистка жидкости от загрязнений любого происхождения (сажа, ржавчина, продукты износа и т.д.);
  • сохранение химических и физических характеристик масла на протяжении всего периода использования;
  • уменьшение износа компонентов двигателя посредством удаления из смазочной жидкости металлических включений.

Наличие маслофильтра обеспечивает стабильную работу силовому агрегату в целом.

Конструкция мембранного маслофильтра

Конструкция элемента достаточно проста:

  1. Корпус в виде цилиндра с крышкой, на котором расположено несколько входных отверстий и одно выходное с резьбой для крепления.
  2. Фильтрующая мембрана. Именно она задерживает весь мусор, а в двигатель подаёт уже очищенное масло. Производится мембрана, как правило, из специализированного картона, который выкладывается в корпусе гармошкой или рулоном. Для увеличения срока службы прокладочный материал дополнительно пропитывают веществами, устойчивыми к воздействию моторных масел.
  3. Перепускной клапан. Используется в не штатных ситуациях и предназначен для перенаправления масла в мотор, в обход мембраны. Такая ситуация может возникнуть, на пример, при пониженных температурах или при сильном загрязнении фильтра. Повышенная вязкость масла или забитый фильтрующий элемент не позволяют пройти смазочной жидкости через фильтр к узлам двигателя. В этом случае двигатель будет работать на не очищенном масле, но это лучше чем он останется вовсе без смазки.
  4. Обратный или противодренажный клапан не даёт маслу сливаться обратно в фильтр из мотора. Способствует быстрому поступления смазки к деталям двигателя при запуске.
  5. Прижимная пружина фиксирует обратный клапан во время выключенного двигателя.
  6. Уплотнитель в виде резиновой прокладки — предназначен для герметизации в месте соединения с корпусом двигателя.

С практической точки зрения работа фильтра выглядит таким образом: во время старта двигателя насос засасывает из поддона или бака масло, которое поступает в отверстия маслофильтра, очищается и далее попадает в основную магистраль системы смазки. Все примеси и осадки остаются в мембране фильтра.

Виды фильтра по объёму пропускаемого масла

При выборе масляного фильтра руководствуются несколькими параметрами, один из которых пропускная способность (количество за единицу времени). Эта характеристика позволяет определить эффективность очистки при помощи того или иного фильтрующего элемента. Выделяют три вида устройств:

  1. Полнопоточный. Самый популярный и простой вариант, который устанавливается последовательно с другими компонентами системы. Всё масло, всасываемое насосом, проходит через него, что соответствует максимально быстрой очистке всего объема жидкости. Как только фильтр засоряется, происходит сработка перепускного клапана, и весь объем смазки в неочищенном виде поступает в магистраль системы.
  2. Частичнопоточный. Конструкция устанавливается в систему таким образом, чтобы моторное масло проходило сквозь него частично. Значительным преимуществом такого фильтра является – качественная очистка, однако в этом случае теряется скорость прохождения смазочной жидкости через систему.
  3. Комбинированный. Принцип фильтрации в основном применяется для дизельных двигателей. Сразу используются полно- и частичнопоточный фильтры. Первый берёт на себя 90% очищения масла, а второй соответственно 10%. Комбинированная схема позволяет получить преимущества от обоих видов фильтров: качество и скорость очистки.

Также, исходя из конструкции, различают:

  • одноразовые, неразборные конструкции;
  • разборные, со сменным фильтрующим элементом.

Принципиально эти фильтры не отличаются между собой, однако у второго на крышке расположена гайка. Она позволяет разбирать конструкцию для замены отработанной мембраны и промывки внутренней части фильтра.

Читайте также:  Как запланировать ремонт автомобиля

Центробежный маслофильтр

Центробежные фильтры чаще всего используются в двигателях тракторов, внедорожников, строительной техники и других тяжелых машин. Они состоят из корпуса, в котором на статичной полой оси расположен ротор с соплами. Ротор представляет собой корпус и стакан, нижняя или боковая часть которого оснащена жиклерами, установленными под углом к оси.

На практике центробежный масляный фильтр работает так, что под давлением масло подаётся на ось, оттуда сквозь отверстия попадает в стакан и к соплам. Последние обладают небольшим диаметром, поэтому смазка вытекает из них струйками и на высокой скорости, чем создаёт реактивный момент. Так сам ротор начинает активное вращение до 5-6 тысяч оборотов в минуту. В процессе вращения возникает центробежная сила, которая выталкивает из жидкости все загрязнения на стенки роторного стакана, где они и остаются. Чистое масло, выходящее из форсунок, поступает в корпус и далее в магистраль двигателя.

Чаще всего центробежные фильтры являются частичнопоточными.

Ресурс работы и замена маслофильтра

Меняется масляный фильтр в процессе замены масла. Производители рекомендуют это делать через каждые 10-15 тысяч км. На практике этот интервал лучше уменьшить до 7-ми тысяч км, а при применении низкокачественного топлива и масла – ещё на треть.

Для определения более точных сроков эксплуатации фильтра, необходимо учитывать его качество. Реплики служат в разы меньше оригиналов – обязательна замена через каждые 2-3 тысячи километров.

Для легковых автомобилей нормальной фильтрацией считается удержание 50% твердых фракций размером свыше 45 мкм или 0,05 мм.

Чтобы точно определить сроки эксплуатации, нужно учитывать тип масляного фильтра, а также его марку. Неоригинальные комплектующие прослужат значительно меньше, а иногда потребуется осуществлять замену поддельного масляного фильтра каждые 2-3 тысячи километров. Проблема кроется в качестве, а также в количестве фильтрующего элемента, на которых стараются экономить нелегальные производители. Конечно, оригинальный масляный фильтр стоит дороже, но и служит он намного дольше.

Проблема кроется в экономии изготовителя на фильтрующей мембране, оригинал отслужит в разы больше.

Замена фильтра производится при помощи ключей, так как нередко его уплотнительное кольцо приплавляется к корпусу. Для извлечения маслофильтра можно воспользоваться следующими инструментами:

  • Специальная накидная головка (имеет определенный размер) – наиболее правильный способ.
  • Накидной ключ – имеет подвижный округлый захват с зубьями.
  • Ключ в размер – представляет собой округлый хомут с зазубринами фиксированного размера. Такой ключ подбирается под конкретную модель фильтра.
  • Ключ-краб – универсальный вариант, имеющий три ножки, обхватывающие и зажимающие корпус.

Помимо вышеперечисленного инвентаря для демонтажа применимы съёмники цепного и ленточного типа. Их устанавливают на корпус фильтра и плотно затягивают. Если же под рукой не оказалось специнструмента, то можно воспользоваться следующими способами:

  1. Производится обмотка фильтра верёвкой, к ней же привязывается рычаг (гаечный ключ или отвёртка).
  2. При помощи молотка и отвёртки можно пробить корпус и последняя используется как рычаг для отвинчивания, однако данный метод применим только для одноразовых фильтров.

От нормальной работы фильтра во многом зависит и стабильная работа мотора, а также срок эксплуатации его механических элементов. Так что, не стоит пренебрегать своевременной заменой масляного фильтра, ведь от этого может зависеть долголетие двигателя автомобиля.

Оцените статью