- Диагностика состояния моторного масла
- Диагностика двигателя по анализу масла
- 5 признаков что в двигатель залито неправильное масло
- Стучат гидрокомпенсаторы
- Чрезмерный расход горючего
- Плохой пуск в холод
- Горит значок «масленки»
- Повышенный угар
- Проверка качества масла в двигателе: что нужно знать автовладельцу
- Качество моторного масла в двигателе: проверка состояния смазки
- Что в итоге
Диагностика состояния моторного масла
Для всех типов моторных масел имеется свой срок службы. После которого оно становится — непригодным! На этикетках бутылки с маслом есть указания пробега автомобиля через который необходимо его заменить.
Но эти параметры не учитывают условия, при которых машина будет работать на этом нем.
Например: периодические стояния в пробках, когда машина не двигается, а ее двигатель все равно работает, и частая эксплуатация по городу — значительно сокращает срок службы масла.В таком случае не стоит полагаться на указания и стараться наблюдать за качеством уже залитого — самостоятельно.
1 — Крышка двигателя для заливки масла 2 — Ручка щупа
Как узнать о состоянии залитого в двигателе масла?
Это легко сделать — по капле с масляного щупа из двигателя. Необходимо один раз капнуть на лист бумаги и подождать 15 минут, пока капля пропитается и сформирует четкое пятно. Теперь просто сравниваем полученный образец с представленными в таблице ниже.
Образцы капель моторного масла
новое масло | допустимое состояние масла | масло в отработанном состоянии | отработанное масло с механическими примесями | отработанное масло в среднем состоянии | отработанное масло в плохом состоянии | очень плохое недопустимое состояние масла | масло с перегретого двигателя |
Капля должна быть не более — 3 сантиметров в диаметре.
По бумажной пробе масла учитывают три зоны капли. Цвет и рисунок пятна, а так же — равномерность растекания.
Бумажная хромотограмма диаметров зон капли
Чистое масло, без примесей, оставляет — большое светлое пятно. Оно может вовсе исчезнуть через пару суток. Если позже пятно пожелтеет, окислится, значит масло работало в двигателе при повышенных температурах, что указывает на неисправности в работе мотора.
Чем светлее пятно в зоне ядра — тем работоспособнее проверяемое масло.
Сильное потемнение говорит о насыщении металлами и примесями и если такое масло оставить работать в двигателе дальше, износ двигателя увеличится в разы.
Маленькая зона последнего кольца, диффузии, говорит о потере своих свойств у присадок, добавленных в масло для моющих и диспергирующих качеств. Такое масло может работать в моторе и дальше, но уже — не выполняя присадочных свойств.
Полное отсутствие последнего кольца говорит о присутствии воды и полной потере присадочных свойств. Если ядро такого масла густое и по цвету близкое к черному, значит — было неоднократно отработано и уже давно пришло в негодность!
В других случаях масло просто состарилось от времени, вышел срок годности, или были нарушены условия его хранения или эксплуатации.
Вода наносит сильный вред моторным маслам!
Вода попавшая в него в соотношении от 0,2% уже начинает быстро разлагать существующие в ней присадки. Далее при работе двигателя с таким маслом, в трубки и каналы мотора забиваются густыми маслянистыми отложениями.
Распад присадок увеличивает нагар на деталях, образуются — отложения, пена, пленки. В дальнейшем это приводит — к поломкам деталей в двигателе.
Диагностика двигателя по анализу масла
Моторное масло является уникальным носителем информации о техническом состоянии двигателя внутреннего сгорания. Научные исследования, проведенные во многих странах, подтвердили высокую надежность диагностических прогнозов неисправностей двигателей, основанных на результатах анализа работавшего моторного масла.
Особенно эффективно диагностирование по анализу масла, работавшего в дизелях грузовиков и дорожно-строительной техники, где при разборке и ремонте предполагаемые неисправности подтверждаются в 95% случаев. Регулярное диагностирование дизелей по анализу масла позволяет сократить эксплуатационные расходы в среднем на 25%.
По сравнению с другими методами диагностики анализ работающего в двигателе масла имеет ряд существенных преимуществ:
• не требуется выводить машины из работы;
• диагностику выполняют без разборки и визуального осмотра;
• неисправности двигателя обнаруживаются на самой ранней стадии возникновения;
• не требуется доставка диагностической аппаратуры к местам эксплуатации техники или перегон техники на посты диагностирования;
• анализ дает возможность заменять масло при действительной утрате им работоспособности, а не по истечении заданного количества моточасов;
• анализ позволяет получить большой объем информации;
• трудоемкость выполнения анализа небольшая.
Для получения надежной информации по анализам масла необходимо выполнить ряд условий:
• двигатель в течение всего времени наблюдения за техническим состоянием должен работать на моторном масле одной марки;
• пробы масла следует всегда отбирать из прогретого двигателя и до того, как будет долито свежее масло;
• моточасах или километрах до замены масла, указанного в техдокументации;
• обстоятельствах, которые могут повлиять на состав и свойства работавшего масла: вынужденная доливка масла другой марки, резкое изменение условий эксплуатации и т. п.
Анализ четырех (или более) проб дает возможность установить динамику изменения состава и показателей работоспособности масла в зависимости от времени работы. Если изменения протекают закономерно, двигатель исправен, если обнаружено аномальное изменение одного или нескольких взаимосвязанных показателей – это сигнал тревоги. Диагностическое значение показателей приведено в таблице.
Методы инфракрасного спектрального и феррографического анализа относятся к методам лабораторной трибодиагностики. Они позволяют диагностировать неисправности смазываемых узлов трения. Феррография – метод магнитного осаждения металлических частиц износа из проб смазочного масла. Он позволяет определить вид износа, интенсивность и режимы трения и смазки по форме частиц, состоянию их поверхности, распределению размеров частиц, материалам отдельных частиц, наличию посторонних примесей и продуктов деструкции масла.
Метод феррографии используется не только при исследовании магнитных металлических частиц, но и немагнитных материалов: алюминия, бронзы, латуни, графита, полимерных частиц и т. д. Совокупность этих параметров позволяет идентифицировать вид износа, определить место возможного отказа и оценить степень опасности дефекта. Например, для частиц задира характерны борозды в направлении движения. В случае образования на поверхностях трения усталостных микротрещин при качении в масле появляются сферические частицы. При усталостном выкрашивании образуются хлопьевидные частицы. Обычно на их поверхности имеется множество микроязвин. При коррозионном износе в пробе масла появляется множество частиц размером до 2 мкм. При микрорезании образуются частицы в виде стружки.
Систематический анализ проб масла дает возможность точно определять время замены, предотвращая слишком раннее или позднее проведение обслуживания, а также повысить надежность и безопасность эксплуатации двигателя.
Диагностирование двигателей по анализам масла получает все большее распространение, в частности потому, что некоторые производители моторных масел бесплатно выполняют анализ масел для постоянных покупателей их продукции.
Кроме анализа, который проводят в специализированных лабораториях, применяют и экспресс-анализ, выполняемый водителями и другими работниками автотранспортных предприятий. Для проведения экспресс-анализа в продаже имеются специальные комплекты простейших приборов и реагенты. Один из элементов экспресс-анализа – так называемая «капельная проба». Капля масла, нанесенная на фильтровальную бумагу, дает информацию о диспергирующих свойствах масла (способности смывать и уносить загрязняющие вещества), степени его загрязненности и окисления, наличия в нем воды. Экспресс-анализ можно выполнять намного чаще, своевременно выявляя неисправности. Сочетание подробных лабораторных анализов с экспресс-анализом дает наилучший результат при эксплуатации.
5 признаков что в двигатель залито неправильное масло
Неправильная работа двигателя, — это не всегда плохое масло. Возможно, оно просто ему не подходит!
Выбирая требуемое масло для конкретного двигателя ориентироваться на соответствие одного лишь SAE недостаточно. Необходим более точный подбор, который зависит от конструкции мотора, условий его эксплуатации и степени износа. В соответствии с такими особенностями подбирается автомобильное масло, с содержанием нужного количества присадок и обладающее теми или иными свойствами.
Есть 5 верных признаков, указывающих на неправильный выбор машинного масла.
Стучат гидрокомпенсаторы
Неправильное масло приводит к нарушению работы силового агрегата, о чем владельца быстро оповестят стуки гидрокомпенсаторов.
Подобная ситуация происходит при долгосрочном использовании масла, когда оно теряет необходимую вязкость. Узлы двигателя не смазываются в необходимом количестве. Из-за этого гидрокомпенсатор срабатывает с опозданием и появляется характерный стук.
Аналогичная ситуация происходит в случае, если изначально было залито неподходящее масло. Скорее всего, масло было недостаточно или слишком густым и не обеспечивало необходимую смазку.
Чрезмерный расход горючего
Многие автомобилисты уверены, что масло и топливо не связаны друг с другом. Напротив, правильно подобранная смазывающая жидкость позволяет сократить расход топлива . Ведь неправильное масло не обеспечит нормальной смазки, и на трение узлов будет уходить дополнительное количество топлива.
Плохой пуск в холод
Причиной плохого запуска двигателя может стать слишком густое масло . Если в плюсовую погоду – все хорошо, то в мороз или после длительного простоя завести автомобиль становится проблемой.
Даже при нормальном запуске, слишком вязкое масло будет в недостаточном количестве смазывать элементы двигателя, что приведет к быстрому износу.
Горит значок «масленки»
Если загорелся значок масленки в движении, то первым делом нужно остановится и проверить его уровень, но когда лампочка масла горит зразу после замены и не тухнет, то вывод один – давления, для нормальной смазки двигателя, недостаточно. И тут либо насос накрылся, либо неправильно выбранная вязкость!
Повышенный угар
Если моторное масло имеет надлежащее качество и полностью подходит автомобилю, то выхлоп будет прозрачным без запаха гари и жженого масла. А вот когда приходится часто доливать (при том что нет следов течи) или чувствуется запах гари, то значит, что-то работает неправильно. В 75% случаев просто не подходит масло.
НАЖМИТЕ ПАЛЕЦ ВВЕРХ , а то и ПОДЕЛИТЕСЬ с другом если считаете приведенную информацию полезной!
Проверка качества масла в двигателе: что нужно знать автовладельцу
Большинство автолюбителей хорошо знают, что от качества и состояния моторного масла напрямую зависит исправность работы двигателя и срок службы силового агрегата до капитального ремонта. По этой причине необходимо использовать только рекомендованные производителем автомобиля типы масел с учетом целого ряда важных параметров (базовая основа, вязкость при высоких и низких температурах, допуски по SAE и ACEA).
Параллельно с этим нужно также делать поправку на индивидуальные условия эксплуатации ТС, а также регулярно менять масло и масляный фильтр. Что касается замены масла, выполнять эту операцию необходимо правильно (полный слив старой смазки, промывка двигателя при переходе на другой тип масла и т.д.).
В этой статье мы поговорим о том, как проверять смазочный материал уже после заливки в масляную систему, а также по каким признакам и как определить состояние масла в двигателе бензинового или дизельного автомобиля.
Качество моторного масла в двигателе: проверка состояния смазки
Начнем с того, что необходимость проверки может возникнуть по разным причинам. Прежде всего, никто не застрахован от приобретения подделки. Другими словами, водитель может сомневаться в изначальном качестве используемого масла.
Также проверять смазку нужно тогда, когда продукт незнакомый или ранее не использовался в том или ином двигателе (например, произведен переход с синтетики на полусинтетику или минеральное масло).
Еще необходимость проверки качества масла в моторе бывает обусловлена тем, что владелец приобрел конкретный продукт с учетом каких-либо индивидуальных особенностей эксплуатации и хочет убедиться в том, как «работает» смазочная жидкость.
Наконец, проверка может быть нужна просто для того, чтобы определить, когда менять масло, не потеряло ли оно своих свойств и т.п. В любом случае, нужно знать, как проверить моторное масло и на что обращать внимание.
Итак, поехали. Прежде всего, необходимо извлечь немного масла из двигателя. Желательно, чтобы агрегат сначала был прогрет до рабочих температур (когда произошло включение вентилятора охлаждения) и затем немного остыл (до 60-70 градусов). Такой подход позволит добиться перемешивания смазки и нагрева жидкости, что даст затем представление о том, в каком виде находится вес объем смазочного материала в ДВС.
- Для извлечения смазки будет достаточно вынуть масляный щуп, при помощи которого определяется уровень масла. После того, как щуп был вынут из мотора, можно оценить состояние масла по прозрачности, запаху и цвету, а также по степени текучести.
- Если подозрительного запах не выявлено, тогда необходимо посмотреть, как капля масла стекает со щупа. В случае, когда смазка капает, подобно воде, это не самый лучший показатель. Как правило, в норме смазка должна сначала собираться в большую каплю, после чего происходит отделение этой капли от поверхности щупа, однако не быстро.
- Параллельно необходимо оценить и внешний вид, что помогает определить «свежесть» смазки. Например, если посмотреть в центр собравшейся капли, тогда через нее должен относительно легко просматриваться щуп. При этом масло не должно быть полностью черным, а иметь светлый желтовато-коричневый цвет. Если так, то продукт еще можно использовать в моторе.
Другими словами, если масло в двигателе почернело, тогда оно еще может «работать», но защита деталей будет минимальной. При этом нужно еще учитывать, что быстро чернеть смазка может и по другой причине. Например, водитель проехал на относительно свежем масле всего 3-4 тыс. км., а масло уже чернеет.
Если с двигателем нет явных проблем, тогда в ряде случаев это хороший показатель, так как говорит о том, что в смазочном материале имеются активные моющие присадки, которые эффективно вымывают мотор. При этом такое потемнение указывает на то, что система смазки грязная и нуждается в интенсивной промывке.
Такую промывку можно сделать при помощи специального промывочного масла или промывок в отработку перед заменой. Еще вымыть систему смазки можно обычной базовой смазкой путем сокращения интервалов замены масла на 30-50%.
- Вернемся к проверке смазки в двигателе. После визуальной оценки, которая описана выше, необходимо приготовить чистый лист бумаги и капнуть на него масла (метод масляного пятна). Затем потребуется дождаться высыхания и проанализировать полученное пятно.
Нужно обратить внимание на форму и состав. Пятно не должно сильно расползаться, края также должны быть относительно ровными. Если по центру пятна видны какие-либо частицы или примеси, а сам центр черный или коричневый, тогда можно говорить о том, что масло в двигателе грязное, причем достаточно сильно.
Еще отметим, что появление характерного «ореола» по краям пятна, который имеет светлый серый или коричневый цвет, говорит нам о том, что в капле содержатся растворимые продукты, которые образуются в результате окислительных процессов и других химических реакций внутри мотора.
Появление такого ободка указывает на то, что процесс окисления масла можно условно отнести к средней стадии, причем далее масло будет стареть еще быстрее, то есть происходит срабатывание его ресурса. Другими словами, желательно в скором времени заменить смазку.
Что в итоге
Как видно, знание того, как проверить моторное масло самому, позволяет во многих случаях своевременно определить контрафакт, выявить соответствие того или иного типа смазки конкретному двигателю, а также своевременно понять, что смазка отработала свой ресурс и нуждается в замене.
Напоследок отметим, что если ставится задача сравнения разных масел, оптимально применять метод «масляного пятна» в каждом случае, после чего проводится сравнительный анализ. Подобный подход позволяет наглядно увидеть разницу (прозрачность, цвет, количество примесей, быстрота окисления, моющие свойства и т.д.).
Неоригинальные моторные масла: как определить. На что обращать внимание при покупке и что делать, чтобы не купить поддельное масло. Полезные советы.
Проверка уровня масла в моторе, определение точного показателя. Когда лучше проверять уровень смазки, на холодном или горяечем двигателе. Полезные советы.
Как правильно подобрать моторное масло для старого ДВС или мотора, у которого пробег больше 150-200тыс.км. На что нужно обратить внимание, полезные советы.
Как правильно подобрать моторное масло для двигателя автомобиля. Масляная основа смазки, маркировка и классификация по SAE, API и ACEA. Полезные советы.
Какое масло лучше заливать в дизельный двигатель: синтетическое, полусинтетику или минеральное. Какой тип масла лить в турбодизель, эксплуатация и замена.
Особенности и типы промывочных масел, как ими пользоваться. В каких случаях нужно использовать промывочное масло, какой бренд и тип промывки лучше выбрать.