- Виды и параметры колесных дисков
- Назначение и конструкция колесных дисков
- Виды колесных дисков
- Штампованные или стальные диски
- Литые диски
- Кованые диски
- Комбинированные или составные диски
- Параметры колесных дисков
- Ширина обода
- Диаметр диска
- Вылет диска
- Диаметр расположения отверстий для крепления и их количество
- Диаметр центрального отверстия диска
- Расшифровка маркировки дисков
- Заключение
- Автодиски: разновидности и особенности
- Типы дисков
- Штампованные
- Литые диски
- Кованные диски
- Составные (разборные) диски
- Индексы покрышек
- Виды автомобильных шин по сезонности
- Летние покрышки
- Зимние шины
- Всесезонные покрышки
Виды и параметры колесных дисков
Колесный диск является одним из составляющих элементов колеса автомобиля. Он служит основой для крепления шины, а также для передачи на нее крутящего момента от приводных валов. В зависимости от технологии и применяемого материала различают несколько видов дисков колес, каждый из которых имеет как преимущества, так и недостатки. А параметры колесных дисков, такие как: их диаметр, ширина и прочие показатели определяют выбор в пользу того или иного варианта.
Назначение и конструкция колесных дисков
Колесные диски помимо того, что улучшают внешний вид колеса, также являются необходимым элементом для движения автомобиля по дороге. Непосредственно на них одевается сама шина. А диск с надетой на него шиной представляет собой автомобильное колесо, закрепленное на ступице.
Шина на диске фиксируется за счет кольцевого выступа. Борт шины располагается на полке, отличающейся тремя размерностями: стандартной, плоской и расширенной. Посадка шины, как правило, происходит на внешнюю полку. Полка плавно переходит в борт, имеющий различную форму профиля.
Главным назначением диска колес является обеспечение правильной посадки шины и ее эффективной работы во время движения. Именно поэтому основными требованиями, предъявляемыми к диску, являются прочность и жесткость. Также диск должен иметь относительно небольшую массу и геометрические параметры, заданные производителем. Это связано с тем, что колеса, как неподрессоренная масса, оказывают влияние на динамику движения автомобиля и на его управляемость.
Виды колесных дисков
В зависимости от материала изготовления и технологии производства существует следующая классификация колесных дисков:
Штампованные или стальные диски
Считаются самыми простыми и доступными. Конструктивно они представляют собой сваренные друг с другом стальные штампованные детали.
Плюсы этого типа:
- Приемлемая цена.
- Относительно высокая прочность.
- Возможность восстановления даже в случае сильного удара.
К минусам можно отнести:
- Непритязательный дизайн.
- Большая масса.
- Невысокая стойкость к коррозии.
Литые диски
Литые диски (иногда их еще называют легкосплавными) изготавливаются из алюминиевых или магниевых сплавов. Эти диски обладают высокой прочностью и хорошей балансировкой. Кроме того, они отличаются красивым внешним видом. Если в стальном диске сам диск соединен с ободом сваркой, то легкосплавный диск – это единое изделие.
Литой диск на автомобиле
К общим преимуществам легкосплавных дисков относятся:
- Высокая точность изготовления.
- Различные варианты дизайна дисков.
- Легкость.
- Хорошо отводят тепло от тормозных механизмов.
Среди недостатков литого диска можно отметить его относительную хрупкость. Такой диск имеет зернистую внутреннюю структуру металла, которая плохо сопротивляется ударам. В процессе движения по неровностям накапливаются микротрещины, в результате которых диск рано или поздно может расколоться. Как вариант – увеличение толщины стенок, что приведет к увеличению веса. Также его дорого и трудно восстанавливать.
Кроме того, этот тип диска нуждается в защите поверхности. В противном случае литье потеряет свой товарный вид.
Кованые диски
Дальнейшее совершенствование литых дисков привело к появлению кованых дисков или “ковки”. Производится этот тип штамповкой алюминиевых сплавов с добавлением магния и титана и последующей механической обработкой. Это обеспечивает волокнистую структуру диска, состоящую из нескольких слоев. В результате изделие отличается высокой прочностью, низкой массой и устойчивостью к ударным нагрузкам.
Главный минус “ковки” – высокая цена.
Комбинированные или составные диски
Этот тип дисков сочетает в себе прочность “ковки” и дизайн “литья”. В основе изделия литая конструкция с коваными ободьями, прикрученными болтами. Высокая стоимость дисков перекрывает множество их достоинств.
Параметры колесных дисков
Колесные диски характеризуются следующими параметрами:
- шириной обода (расстоянием между полками);
- диаметром дисков;
- вылетом диска;
- количеством отверстий для крепления и диаметром их расположения;
- диаметром центрального отверстия диска.
Ширина обода
Ширина обода должна быть на 25-30% меньше ширины профиля шины. Эксплуатация слишком широких (равно как и слишком узких) дисков нежелательна. За счет нарушения проектного профиля шины ухудшаются ездовые характеристики автомобиля.
Допустимое отклонение от нормы в расстоянии между полками составляет 0,5-1,0 дюйм для дисков диаметром до 14 дюймов и 1-1,5 дюйма – для дисков диаметром более 15 дюймов.
Диаметр диска
Монтажный диаметр диска или размер посадочного обода колесного диска под шину измеряется по уровню полок. Существует размерный ряд дисков диаметром от 10 до 22 дюймов. Наибольшее распространение получили средние его показатели: от 13 до 16 дюймов.
Вылет диска
Вылет диска или его выступ представляет собой расстояние от вертикальной оси симметрии диска до привалочной плоскости контакта со ступицей колеса.
Вылет диска может быть нулевым и положительным, когда ступица диска выступает наружу относительно оси симметрии диска. В случае, при котором ступица утоплена относительно середины диска, вылет будет отрицательным.
Величина вылета выражается в миллиметрах и обозначается как ET. При положительном вылете максимальное значение ET составляет 30 мм. В случае с отрицательным вылетом критическая величина ET составит также 30 мм, но с отрицательным знаком.
Данный показатель должен соответствовать указаниям производителя автомобиля. В противном случае управляемость автомобиля может измениться в худшую сторону, а также может снизиться ресурс элементов подвески и трансмиссии (приводных валов, ступицы и т.д.). Это происходит, поскольку изменение вылета влечет за собой изменение плеча действия сил и моментов, приложенных к колесу во время движения. Также в зависимости от вылета может изменяться плечо обкатки, что негативно сказывается при торможении.
Диаметр расположения отверстий для крепления и их количество
Этот показатель имеет обозначение PCD. Первая цифра в показателе указывает на диаметр расположения отверстий, а вторая – на их количество.
Стандартными значениями диаметра считаются от 98 до 140 мм, а количество отверстий колеблется в пределах от 4 до 6.
Очень трудно на глаз определить соответствие размера диска и ступицы. А установка диска неверного диаметра может привести к перекосу колеса, что приведет к его «биению».
Диаметр центрального отверстия диска
Диаметр центрального или посадочного отверстия диска колеблется от 50 до 70 мм. Точность подбора диска в соответствии со ступицей является очень важной. Но это относится к штатным колесам автомобиля. Производители запчастей часто изготавливают отверстие чуть большего диаметра, а в комплекте с диском предлагают набор переходных колец. В этом случае колеса будут центрироваться по PCD.
Расшифровка маркировки дисков
Маркировка дисков характеризует его размерность. Наносится она, как правило, на внутреннюю часть ступицы литого диска. Представим обозначение каждого из показателей следующим примером: 5.0×16″ 4×113 ET28 d58.4, где
- 5,0 – ширина диска в дюймах;
- 16″ – диаметр диска в дюймах;
- 4×113 – количество отверстий крепления и их диаметр;
- ET28 – вылет диска;
- d58.4 – диаметр центрального отверстия.
Заключение
При выборе колесных дисков необходимо учитывать как их технические характеристики (такие, как: диаметр, ширина диска и прочие показатели), так и качество и происхождение самих дисков. В остальном покупка зависит от предпочтений автолюбителя и его готовности, приобретая диски, расстаться с той или иной суммой.
Автодиски: разновидности и особенности
Колесо современного автомобиля всегда состоит из 2 частей: покрышки и колесного диска. Важнейшими показателями любого диска являются их параметры. Именно эти числовые показатели, установленные производителем для конкретного автомобиля, важны в первую очередь при выборе диска . К данным характеристикам относятся:
- ширина (J) и диаметр диска (R), измеряемые в дюймах;
- количество крепежных отверстий и диаметр окружности площадки для крепежа в мм (PCD);
- диаметр центрального отверстия (d) и вылет колесного диска в мм (ET).
Для примера, параметры диска могут выглядеть следующим образом:
8J R18 PCD5*114,3 ET47 d57,1. Производители предоставляют исчерпывающую информацию о рекомендованных характеристиках колесных дисков на каждую конкретную модель автомобиля. Ведь подвеска автомобиля проектируются под определенные диски. При покупке колес, обязательно нужно учитывать данные параметры, ведь халатность в этом вопросе может привести к техническим неисправностям и даже дорожно-транспортным происшествиям.
Типы дисков
После того, как определены параметры дисков для автомобиля, можно переходить и к декоративной стороне вопроса. Ведь колесные диски помимо основной функции, а именно посадки шин и крепления колес к ступице, всегда на виду и оказывают непосредственное влияние на внешний вид автомобиля. Виды автомобильных дисков:
- штампованные (стальные),
- литые,
- кованные,
- составные (разборные).
Штампованные
Данный вид колесных дисков широко используется, чаще всего на отечественных или бюджетных автомобилях иностранного производства. Отличается дешевизной по сравнению с другими колесными дисками. Причина низкой стоимости кроется в использовании недорогой стали, которую прокатывают и штампуют, соединяя составные элементы вместе. Для защиты от коррозии, которой плохо противостоит сталь, диски в обязательно порядке покрывают краской.
Положительными моментами «штамповки» является пластичность материалов и их ремонтопригодность. При серьезных нагрузках, например, при попадании в крупные ямы, диск не лопается, а лишь мнется. Деформация легко поддается исправлению, практически на любом шиномонтаже, диск могут прокатать на специальном станке, вернув прежнюю геометрическую форму. Кроме того, склонность к деформации, способна уберечь подвеску от серьезных повреждений, большую часть энергии удара забирает на себя сам диск.
К негативным моментам можно отнести большой вес изделия, добавляющий лишние килограммы к неподрессоренным массам. Большинству водителей не по вкусу и внешний вид изделий, они выглядят однотипно, не придавая автомобилю дополнительного бонуса в плане эстетики. Диски требуют должного ухода и подкрашивания, ведь сталь со временем склонна к образованию коррозии.
Литые диски
Пожалуй, самый популярный вид автомобильных дисков. Все благодаря хорошим эксплуатационным характеристикам и презентабельному внешнему виду.
В качестве материала для литых дисков используются цветные металлы и их сплавы, позволяющие снизить вес диска. Чаще всего это алюминий, магний, титан и их производные. Технология литья понятна по названию: в специальных матрицах и формах отливается диск, с дальнейшей обработкой на станках.
Благодаря использованию подобного метода можно придать изделию любую форму и дизайн. Материалы не подвергаются коррозии и имеют стильный металлический оттенок. Несмотря на это, литые диски могут покрываться лаком и специальной порошковой краской для большего визуального эффекта.
Литые диски отличаются высокой прочностью, что хорошо для потребителя. Однако, при попадании в серьезные ямы, ударные нагрузки передаются сразу на кузов. «Литье» тяжело поддается ремонту, несмотря на имеющиеся предложения о восстановлении и сварке дисков, изделие потеряло заводскую целостность и может быть опасным для использования.
Кованные диски
Данный вид дисков не очень распространен среди автолюбителей. Всему виной достаточно высокая стоимость, складывающаяся из сложных технологических процессов, которые необходимы для превращения цветного металла в колесный диск.
Производство состоит из нескольких этапов: горячей штамповки, прессования, разных типов обработки. Большое количество технологических этапов позволяет достичь высокой прочности при сохранении эластичности. При серьезных нагрузках диск деформируется, но вернуть его в начальное состояние не составит труда
Использование цветных металлов, позволяет максимально снизить вес, что положительно сказывается на расходе топлива и динамических характеристиках. Именно такой вид дисков выбирают профессиональные гоночные команды.
К негативным моментам можно отнести высокую стоимость и отсутствие большого разнообразия дизайна из-за особенности производства, в сравнении с литыми дисками.
Составные (разборные) диски
Достаточно экзотический вариант на территории стран Восточной Европы. Такие диски приобретают фанаты, желающие выделить собственный автомобиль эксклюзивными аксессуарами.
Если классические литые диски являются цельными изделиями, то в данном случае используются несколько составных частей (чаще всего 2 или 3), которые при необходимости можно разобрать. Компоненты собираются между собой с помощью болтовых соединений.
Элементы могут быть изготовлены из разных материалов, что позволяет изменять дизайн, при сохранении высоких показателей прочности. Ремонт таких дисков прост, необходимо лишь восстановить или заменить поврежденный элемент.
Недостатком подобных дисков является высокая цена, а также эксклюзивность. В случаях повреждения одного диска, бывает практически невозможно найти в продаже отдельные элементы и даже сам диск целиком.
Несколько слов о покрышках и их основных отличиях
Колесо современного автомобиля всегда состоит из 2 частей, а именно покрышки и колесного диска. Важнейшими показателями любой шины является сочетание букв и цифр – типоразмер. Он характеризует тип конструкции шины и её габариты.
Для примера, можно взять типоразмер 235/45 R19. Первая цифра до дроби – ширина протектора в миллиметрах. Вторая цифра – высота профиля, рассчитываемая в процентах от ширины покрышки. Посадочный размер – диаметр диска, для которого предназначается шина – обозначается цифрой после буквы R.
Буква R означает радиальную конструкцию корда покрышки. Встречается и диагональная конструкция, но лишь на специализированных грузовых автомобилях.
Индексы покрышек
Помимо типоразмера, важными показателями, обязательно указываемыми производителем шины, являются индексы. Наиболее важным показателем является индекс нагрузки, указывающий, какой вес гарантированно выдержит одно колесо. Чтобы определить, какая шина подходит для конкретного автомобиля, необходимо снаряженную массу (общий вес автомобиля, учитывая массу груза и всех пассажиров) разделить на количество колес, используемых в автомобиле. Полученный вес отображен в специализированной таблице индексов нагрузки шин и определить индекс нагрузки, который обозначается двумя цифрами, в зависимости от допустимой максимальной нагрузки на покрышку.
Индекс скорости покрышки отмечен на внешнем борте латинской буквой, в соответствии с общепринятыми таблицами. Данный индекс показывает максимально допустимую длительную скорость движения автомобиля, на которой нет опасности повреждения или разрушения покрышки.
Виды автомобильных шин по сезонности
Производители автомобильных покрышек предлагают три основных вида резины в зависимости от сезона использования: летняя, зимняя и всесезоннная. Покрышки для разных сезонов различаются между собой особенностями рисунка протектора, составом и жесткостью резиновой смеси и иными технологическими решениями, нацеленными на обеспечение безопасных и комфортных условий эксплуатации автомобиля в конкретных климатических условиях.
Летние покрышки
Данные шины предназначены для использования в теплое время года. Они отличаются более плотным составом резиновой смеси, обеспечивающим жесткость покрышки, её износостойкость и целостность протектора при эксплуатации даже по раскаленному солнцем покрытию.
Протектор летней резины следует выбирать в зависимости от условий эксплуатации и типа автомобиля. Классические шоссейные шины для скоростных легковых автомобилей получают большое количество продольных каналов, для снижения сопротивления качению, и диагональные каналы, обеспечивающие отвод воды из-под пятна контакта с дорожным полотном в сырую погоду. Покрышки для внедорожников отличаются большим количеством поперечных каналов, не соединенных между собой. Такой рисунок лучше справляется с грязью и песком и не «замыливается» при долгой эксплуатации я тяжелых вязких условиях.
Зимние шины
Важным отличие зимней резины еще на этапе производства является использование более мягкой резиновой смеси. Это необходимое условие для резины, которая имеет свойство твердеть при низких температурах окружающей среды. Мягкость резины обеспечивает эластичность протектора, а значит и хорошие сцепные характеристики со скользкой зимней поверхностью дорожного полотна.
Протектор зимней резины тоже особенный. Его отличает большое количество поперечных каналов и ламелей (фрикционов), призванных улучшить сцепление с дорожным полотном за счет отвода снежной массы.
Подвидом зимних шин являются ошипованные покрышки. В протектор такой резины вставляются металлические шипы, позволяющие водителю чувствовать себя комфортно даже на обледенелых покрытиях. Обратной стороной такого решения является повышенный расход топлива и быстрый износ шин во время эксплуатации по твердым сухим дорогам.
Всесезонные покрышки
В некоторых погодных зонах, а также на некоторых автомобилях (с полноприводной трансмиссией) используются преимущественно всесезонные покрышки, предлагающие автолюбителям, желающим сэкономить свои деньги, максимально возможный баланс между мягкостью и зацепом резины с зимним скользким дорожным покрытием, и управляемостью, четкостью руля и стабильными разгонными свойствами при положительной температуре.
Компромиссным является и рисунок протектора, рассчитанный на оптимальное соотношение между управляемостью, сопротивлением качению и сцепными свойствами со скользким дорожным полотном.
Однако не следует считать подобные покрышки панацеей: в жару универсальные покрышки слишком быстро изнашиваются, а в сильные морозы не всегда могут обеспечить достаточный комфорт и безопасность для вождения по обледенелым трассам.