- Виды моторных масел
- Синтетические моторные масла
- Минеральные моторные масла
- Полусинтетические моторные масла
- Международные стандарты масел
- Стандарт SAE
- Стандарт API
- Стандарт ACEA
- Стандарт ГОСТ
- Моторные масла. Состав, классификация и как выбрать
- Классификация моторных масел по ГОСТ
- Виды моторных масел по вязкости (классификация SAE)
- Классификация моторных масел по API
- Классификация моторных масел по ACEA
Виды моторных масел
Автовладельцам приходится изучать много информации по обслуживанию и ремонту транспортного средства. Также не помешает знать, какие бывают виды моторных масел. Автомобильное масло применяется для смазки и уменьшения трения между деталями, для предотвращения их коррозии. От степени свежести и регулярной замены масла зависит продолжительность работы двигателя. Современный рынок предлагает огромный ассортимент видов, классификаций и назначений автомобильных масел. Правильный выбор моторного масла позволит продлить срок службы двигателя до капитального ремонта.
Синтетические моторные масла
Появлению видов синтетических моторных масел способствовало развитие нефтеперерабатывающей отрасли. Производство синтетических смазок заключается в синтезе углеводородов с органическими соединениями. Благодаря своим свойствам синтетические масла превосходят минеральные. Этот делает их более популярными среди автовладельцев. Отличительной чертой “синтетики” является наличие в ее составе специальных присадок. Благодаря этому ГСМ обладает повышенными защитными свойствами.
Основными преимуществами “синтетики” являются:
- хороший запуск холодного двигателя;
- высокая степень вязкости;
- слабая испаряемость;
- защита деталей мотора от износа;
- термоокислительная устойчивость.
В зависимости от страны производителя содержание в ГСМ присадочных материалов может колебаться от 30 до 50 % общего объема. Многих автовладельцев при выборе синтетического масла смущает высокая цена. Она более высокая в сравнении с минеральными аналогами. Связано это в первую очередь со сложным процессом производства. В тоже время оправданием высокой цены может служить экономия топлива и продолжительная бесперебойная эксплуатация двигателя.
Стандарты современной отрасли ГСМ ориентированы на синтетические масла. Среди богатого выбора видов и классификации моторных масел выделяется наиболее передовая марка Valvoline, способная удовлетворить любые потребности рынка. Повышенный спрос на масло Valvoline определяется конкурентным ценовым предложением.
Минеральные моторные масла
Минеральная смазка считается натуральным продуктом, получаемым в результате перегонки и очистки нефти. Первые марки минеральных масел характеризовались нестабильностью состава. Выражалось это в быстрой потере смазывающих свойств. Масло приходилось менять чаще. В современных ГСМ этот недостаток искоренен.
Также как и в “синтетику” в минеральные масла добавляются присадки:
- моющие;
- повышающие износостойкость деталей;
- антикоррозийные.
По внешнему виду “минералка” отличается светлым цветом. Состав масла может меняться в зависимости от фирмы — изготовителя и назначения. В химическом составе могут быть смолистые соединения и углеводороды. Все присадки в минеральном масле подвержены быстрому выгоранию вследствие высоких температур эксплуатации. Для минеральных масел важен еще такой показатель как вязкость. Называется он индексом вязкости. Эта величина является безразмерной и не имеет единиц измерения.
Выбирать моторное масло необходимо по индексу вязкости. Чем он выше, тем в большем диапазоне температур можно применять нефтепродукт. Для автомобилей, эксплуатируемых в различных климатических условиях, рекомендуется сезонная смена масла. Обусловлено это наличием специальных добавок для нормальной работы двигателя в условиях сильных морозов или жары.
Valvoline решило эту проблему проще, выпустив универсальное высококачественное моторное масло ALL-Climate. Состав этого нефтепродукта рассчитан на обеспечение всесезонной защиты деталей двигателя. Масло ALL-Climate соответствует всем нормам спецификаций изготовителей двигателей.
Полусинтетические моторные масла
Полусинтетические масла это отдельная категория, которой в чистом виде не существует. Но не смотря на это среди автомобилистов “полусинтетика” завоевывает все большую популярность. Эта смазка представляет собой смесь минеральной и синтетической основы. Объединив производственные процессы, стало возможным получить смазывающие продукты с превосходными свойствами. На сегодняшний день полусинтетические смазочные жидкости представлены широкой группой марок. Отличительной чертой “полусинтетики” является единая базовая основа, которая не связана с наличием присадок.
Используя “полусинтетику” необходимо учитывать характеристики этих масел:
- малая вязкость в сравнении с “минералкой”;
- предотвращает появление на деталях двигателя отложений;
- обладает малой испаряемостью и высокой стабильностью.
Приобретая полусинтетическое масло для старых двигателей, следует учитывать, что оно более жидкое и его расход будет больше. Жидкая консистенция “полуминералки” будет способствовать протеканию масла через изношенные сальники двигателя.
Для двигателей со значительным пробегом существует серия специализированных моторных масел. Среди прочего можно выделить масло Valvoline MaxLife. MaxLife является инновационной разработкой, содержащей специальные присадки. Использование этого продукта для ДВС с пробегом способствует сокращению протечки масла и уменьшению его расхода. При этом многие водители отмечают некоторое улучшение производительности двигателя. MaxLife значительно превосходит обычные моторные масла по показателю снижения потребления масла, снижая стоимость содержания автомобиля.
Международные стандарты масел
Для классификации масел существует несколько систем с раздельной маркировкой. Знание этих обозначений позволит выбрать продукт соответствующий типу двигателя, сезону и условиям эксплуатации. На канистрах с маслом производители указывают информацию об уровне вязкости, эксплуатационные допуски и специфику нефтепродукта. Непосвященному обывателю маркировка может показаться “темным лесом”, но не всё так страшно. Давайте будем разбираться в масляных буквах и цифрах.
Существует несколько видов международных стандартов:
Стандарт SAE
SAE расшифровывается как Сообщество Автомобильных Инженеров. Маркировка обозначает вид моторного масла по вязкости. Это и есть тот самый индекс вязкости. Он указывает, какое масло лучше выбрать потребителю: летнее, зимнее или всесезонное. Более жидкое масло будет актуально для эксплуатации в холодном климате. Густое пригодно к эксплуатации в мягком климате и рекомендовано для изношенных двигателей.
На примерах можно понять, какая маркировка будет соответствовать для вашей машины:
- SAE 5W-30 или 5W-40 Универсальные варианты для большинства двигателей;
- SAE 15W-40 Рекомендовано к использованию в бензиновых и дизельных двигателях с пробегом;
- SAE 0W-20 и 0W-30 Маркировка соответствует требованиям по эксплуатации в Сибири и районах крайнего севера. Такое sae выбирают, где температура воздуха -40 градусов;
- SAE 0W-40 b0w-50 Специализированные масла. Подходят не для всех двигателей. При выборе изделия с такой маркировкой лучше проконсультироваться со специалистами;
Правильная подобранная вязкость позволит избежать такого явления, как “сухой запуск” двигателя.
Стандарт API
Классификация по API соответствует типу двигателя и условиям эксплуатации. Стандарт подразделяется на две категории:
- «S» (Service) Для бензиновых четырехтактных двигателей;
- «C» (Commercial) Для дизельных двигателей, грузовой и дорожно-строительной техники.
В дополнение к этим обозначениям в маркировке проставляются символы:
- Категория S имеет дополнительные 12 обозначений: SA, SB, SC, SD, SE, CF, CG, SH, SJ, SL, SM, SN.
- Категория C имеет дополнительно 14 обозначений: CA, CB, CC, CD, CD-II, SE, CF, CF-4, CF-2, CG-4, CH-4, CI-4, CI-4 Plus, CJ-4. В маслах с буквой C цифрами определяется использование изделия в 4-х или 2-х тактных двигателях. Пример CF-4 и CF-2.
Если использование ГСМ допускается в бензиновых и дизельных двигателях, то маркировка будет состоять из двух частей. В первой части указывается приоритетный тип двигателя, для которого предназначено масло. Во второй — дополнительный тип. Пример: API SI-4/SL.
Стандарт ACEA
ACEA — это ассоциация европейских производителей, предъявляющая особые требования к моторным маслам в области экологии. В состав ассоциации входят многие известные автопроизводители. Поэтому при выборе марки авто следует учитывать, что придется пользоваться определенным видом масла для автомобиля.
ACEA создала маркировку еще в 2004 году. Сюда включаются масла для двигателей бензинового и дизельного исполнения. На сегодняшний день в классе ACEA имеются три обозначения. Они определяют тип двигателя, для которого подходит конкретный тип смазочного материала:
- А/В Для легкового транспорта с бензиновыми и дизельными двигателями;
- C Предназначен для современных автомобилей, соответствующих по нормам выхлопа уровню Euro-4 и более поздних;
- Е Для двигателей грузовой и дорожно-строительной техники.
Что касается владельцев обычных легковых автомобилей, то им следует обратить внимание на следующие классы:
- ACEA A1/B1 Для высокооборотистых двигателей;
- A3/B3 Для форсированных моторов и для техники, используемой для тяжелых работ с продролжительным периодом эксплуатации;
- ACEA A3/B4 Для высокомощных моторов с прямым впрыском;
- A5/B5 Для высокопроизводительных агрегатов;
- ACEA С1 Для транспортных средств с сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами. Снижают зольности выхлопа, что продлевает срок службы фильтров и уменьшает расход топлива;
- C2 По назначению соответствует характеристикам класса C1. Подходит для двигателей, где требуется применение смазки, снижающей трение;
- ACEA C3 Для моторов с сажевыми фильтрами;
- C4 Для ДВС с повышенными требованиями Euro по содержанию в выхлопе вредных веществ.
Стандарт ГОСТ
Параллельно с международными стандартами для маркировки моторных масел применяется отечественная система ГОСТ. Появилась она в 1987 году и действует по сей день. По статистике моторные масла с маркировкой ГОСТ раскупаются с прилавков автомагазинов не хуже импортных. Отличительной чертой ГОСТ является то, что в этой маркировке прописаны характеристики по стандартам SAE и API. Отечественные производители моторных масел придерживаются стандартов, определяемых ГОСТ Согласно его требованиям масла подразделяются на группы, соответствующие уровню кинематической вязкости и эксплуатационным характеристикам.
Как и по стандартам SAE, по кинематической вязкости ассортимент ГСМ делится на три подгруппы:
- Летние. Обозначаются цифрами 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20.
- Зимние. Цифры 3, 4, 5, 6.
- Всесезонные.
Имеются также 6 групп масел, соответствующих определенным эксплуатационным качествам:
- А — нефорсированные ДВС;
- Б — малофорсированные ДВС;
- В — малофорсированные ДВС;
- Г — высокофорсированные с умеренными эксплуатационными нагрузками;
- Д — высокофорсированные, работающие с длительными перегрузками;
- Е — высокофорсированные тяжелонагруженные агрегаты.
Рядом с буквой проставляется обозначение 1 или 2.
- 1 — для бензиновых
- 2 — для дизельных двигателей.
От правильного выбора моторного масла зависит продолжительность эксплуатации двигателя. Доверять стоит только надежным производителям. Valvoline выпускает продукцию с 1866 года. На сегодняшний день эта марка является самым устойчивым международным брендом по производству смазочных материалов. Доверьте надежную работу двигателя профессионалам.
Моторные масла. Состав, классификация и как выбрать
Моторные масла — масла, предназначенные главным образом для снижения трения между движущимися деталями двигателей внутреннего сгорания, также они предотвращают коррозию металлов, способствуют отводу тепла из зоны сгорания и более равномерному его распределению.
Моторные масла различаются составом, вязкостью, назначением, температурным режимом эксплуатации и другими характеристиками. На данный момент все моторные масла состоят из базового масла и присадок – специальных добавок, улучшающих его параметры. Базовый компонент формируется или из нефтепродуктов (минеральные масла), или путем химического синтеза (синтетические масла), либо же в результате смешения их в разных пропорциях.
Поэтому, моторные масла по химическому составу базового компонента подразделяются на три основных группы:
- Синтетические. Имеют отличные эксплуатационные характеристики, широкий температурный диапазон применения. Синтетические масла отлично защищают двигатель, препятствуют образованию нагара, очищают внутренние поверхности ДВС, обладают хорошей стабильностью характеристик и эксплуатационных свойств. Название эта группа масел получила благодаря процессу изготовления, такое масло полностью синтезировано в результате химических реакций. На упаковке обычно обозначается «Fully Synthetic» .
- Полусинтетические. Представляют собой минеральную основу с добавлением синтетических компонентов и присадок (не более 30%), что позволяет повысить эксплуатационные характеристики базового масла практически до уровня синтетики. Обозначаются эти масла термином «Semi-Synthetic» .
- Минеральные , обозначаемые на упаковке «Mineral» . Производятся непосредственно из нефти посредством ее перегонки. Имеют довольно посредственные характеристики для современных двигателей, например, такие масла густеют на морозе, плохо очищают двигатель, образуя отложения и забивая масляные каналы.
Классификация моторных масел по ГОСТ
В соответствии с ГОСТ 17479.1-85 моторные масла делятся на 3 класса: летние, зимние и всесезонные. При этом для летнего класса вязкость нормируется при 100 ° C , а для зимнего и всесезонного дополнительно при -18 ° C .
В настоящее время данная классификация применяется очень ограниченно, поскольку она не соответствует современным потребностям индустрии смазочных материалов.
И ее использование сводится к очень узкой области — масла для грузовых автомобилей старых моделей, разработанных ещё в советские годы, сезонные масла для сельхозтехники отечественного производства, и так далее.
Виды моторных масел по вязкости (классификация SAE)
Стандарт общества автомобильных инженеров Америки SAE (Society of Automotive Engineers) один из самых распространённых в мире. Данное сообщество участвовало в разработке международной классификации моторных масел по одному из главных параметров – вязкости.
Вязкость, или текучесть масла – главный параметр, от которого зависит возможность эксплуатации двигателя при той или иной температуре окружающей среды.
SAE расшифровывает температурный диапазон, при котором возможны безопасный пуск и эксплуатация двигателя. Обозначается вязкость в условных единицах, чем выше число – тем выше вязкость масла. Всего на данный момент используется 11 категорий вязкости: 5 летних от 20 до 60 без буквенного обозначения, 6 зимних – от 0W до 25W.
Масла, обладающие вязкостью от 60W и выше, называются трансмиссионными и в ДВС не используются.
Классификация моторных масел по API
Стандарт Американского института нефти API (American Petroleum Institute) также широко распространён в мировой практике. Условия использования определенного типа масла обозначаются 2-мя буквами, первая из которых указывает на тип двигателя, а вторая учитывает эксплуатационные свойства масел.
Классификация API делит масла по типу двигателя:
- Категория S (Service) – для легковой и лёгкой коммерческой техники, оборудованной четырёхтактными бензиновыми двигателями;
- Категория C (Commercial) – для грузовой коммерческой техники, сельскохозяйственной техники, дорожно-строительных машин, оборудованных дизельными двигателями.
по уровню свойств — на А , В , С , D , E , F , G , H. Чем выше порядковый номер буквы по алфавиту, тем жестче требования к условиям применения.
Для обозначения универсальных масел по API используется двойная маркировка через знак дроби, например SG/CD.
На данный момент тенденция такова, что производители предпочитают выпуск универсальных масел, то есть всесезонных и подходящих для бензиновых и дизельных двигателей.
Классификация моторных масел по ACEA
Стандарт Ассоциации европейских автопроизводителей ACEA (французское название – Association des Constracteurs Europeens des Automobiles, английское – European Automobile Manufacturers Association) был разработан вначале для стран Европы, но впоследствии стал применяться и на мировом рынке автомобильных смазочных материалов.
Стандарт вводит три основные категории масел:
- Класс A/B – для дизельных и бензиновых двигателей легкового и лёгкого коммерческого транспорта;
- Класс С – для бензиновых и дизельных двигателей, соответствующие современным требованиям по экологии;
- Класс E – для дизельных двигателей грузовых машин, работающих в условиях повышенных нагрузок.
Маркировка масел по этому стандарту содержит буквенный код категории (в случае первой категории – две буквы через знак дроби) и цифру рядом с буквой. Чем больше значение цифры, тем выше требования к качеству масла. Далее через дефис указываются две последние цифры года принятия категории.
Помимо упомянутых выше существуют такие стандарты классификаций масел как ILSAC, JASO и другие.
Необходимо отметить, что все перечисленные категории прямо не указывают на качество масел, все эти масла различны между собой и подойдут для разных моторов. Поэтому, при выборе масла необходимо следовать рекомендациям и допускам автопроизводителей.