- Софт для рисования автомобильных электрических схем
- #1 Cage
- #2 Cage
- #3 AndreyA100
- #4 dipspb
- #5 Cage
- #6 dipspb
- #7 sl612
- #8 AndreyA100
- #9 Cage
- Как читать автомобильные электрические схемы
- Почему полезно разбираться в автоэлектрике
- Электросхемы? — разберется даже школьник!
- Пример принципиальной электрической схемы автомобиля
- Схематическое расположение электрических компонентов на кузове
- Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля
- Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля
- Стандартные цепи питания и соединение элементов
- Обозначение разъемов на электросхеме — коннекторы
- Соединение проводов в автомобиле — соединительные колодки (Splice)
- Обозначение предохранителей на электросхемах
- Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты
- Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах
- Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах — примеры схем
- Автоэлектрика? Проще простого!
Софт для рисования автомобильных электрических схем
#1 Cage
Ауди клуб «Питер»
- Пол: Мужчина
- Город: Санкт-Петербург, КАД
- Автомобиль: Audi 80/B3 1.8 PM 91, VW G5 ’08 (был. )
Господа, давно зрел, и наконец-таки созрел вопрос.
Может кто-нибудь слышал о существовании и даже знаком с софтом, пригодным для рисования автомобильных электрических схем? Слово «автомобильных» я выделил специально, потому как обычные схемы можно нарисовать в чем угодно, начиная от Визио, и заканчивая специализированными CADами. Но в автомобильных схемах не малую долю информации в себе содержит цвет провода, а сами эти провода используются двухцветные. В этом-то и заключается основной момент — двухцветную линию никто рисовать не умеет.
Вот может существует софт, который позволил бы без особых проблем создавать подобные картинки?
#2 Cage
Ауди клуб «Питер»
- Пол: Мужчина
- Город: Санкт-Петербург, КАД
- Автомобиль: Audi 80/B3 1.8 PM 91, VW G5 ’08 (был. )
Один способ — в визио.
Сначала делаем паттерн линии нужных цветов из обычной и пунктирной, накладываем друг на друга и объединяем в объект. Дальше копируя и масштабируя этот паттерн рисует проводник.
Аналогично для других цветов.
Вариант рабочий, но не шибко удобный
#3 AndreyA100
- Город: СПб югозапад
- Автомобиль: A100 была.
- год выпуска: Musso 3.2АТ 4WD.
Софт для рисования схем тут действительно не подойдет.
В обычной электронике схемы одноцветные.
Схемы в книжках, в том числе приведенная тут, это просто иллюстрация, а не схема.
Как вариант рекомендую попробовать Corel Draw, насколько помню, там можно задавать паттерн для рисования линии.
#4 dipspb
- Город: Питер
- Автомобиль: Touareg
- год выпуска: 2003
а рисовать все провода чёрными с пометкой рядом «w/br» не судьба совсем?
как же несовершенен это мир! да..
#5 Cage
Ауди клуб «Питер»
- Пол: Мужчина
- Город: Санкт-Петербург, КАД
- Автомобиль: Audi 80/B3 1.8 PM 91, VW G5 ’08 (был. )
Дима, можно. Конечно, можно
Но для определенных случаев «в цвете» оно нагляднее.
Схемы в книжках, в том числе приведенная тут, это просто иллюстрация, а не схема.
Это как же? Соединения показаны, узлы указаны, номера выводов заданы. Чем не схема?
попробовать Corel Draw . там можно задавать паттерн
Паттерн и в Визио можно «задать». Но все же хотелось бы, что бы софтина понимала, что это не «иллюстрация», а «схема».
з.ы. да! я размечтался
#6 dipspb
- Город: Питер
- Автомобиль: Touareg
- год выпуска: 2003
Но для определенных случаев «в цвете» оно нагляднее.
Изюминка момента в том, что ты сначала потратишь 80% усилий на то, чтобы получить 20% дополнительной наглядности. Потом потратишь 20% усилий чтобы это просто нарисовать.
А потом это попытается прочитать человек, который не различает цвета Кстати, а ещё у людей с нормальным зрением меняется цветовосприятие при разном освещении.
p.s. разговоры про «как он тогда провода различает» не катят
p.p.s. а если ты для себя.. то тогда мир не просто несовершенен, а ООООоооо-о-о-очень несовершенен!
#7 sl612
Ауди клуб Питер
- Пол: Мужчина
- Город: Ленинград, Охта
- Автомобиль: A6 Allroad
- год выпуска: 2012
#8 AndreyA100
- Город: СПб югозапад
- Автомобиль: A100 была.
- год выпуска: Musso 3.2АТ 4WD.
Соединения показаны, узлы указаны, номера выводов заданы. Чем не схема?
Рисовалка схем подразумевает кроме рисунка еще и перечень цепей, перечень компонентов, возможно кабельный журнал, да много еще чего.
Да и картинка эта непонятно в каком стандарте нарисована.
Паттерн и в Визио можно «задать». Но все же хотелось бы, что бы софтина понимала, что это не «иллюстрация», а «схема».
з.ы. да! я размечтался
Вполне возможно что в природе существует софтина которая схемы цветными проводами рисует, стоит инет порыть.
А зачем это тебе, если не секрет ?
Удалось заполучить у VAG контракт на разработку электросхемы новой А8 ? :wow:
#9 Cage
Ауди клуб «Питер»
- Пол: Мужчина
- Город: Санкт-Петербург, КАД
- Автомобиль: Audi 80/B3 1.8 PM 91, VW G5 ’08 (был. )
Вполне возможно что в природе существует софтина . стоит инет порыть.
Дык я и спрашивал, может кто уже порыл
А зачем это тебе, если не секрет ?
Для личных целей. Потому что «мир не просто несовершенен, а ООООоооо-о-о-очень несовершенен!» (© dip_S4AAN)
приходи к нам, попробуй в Е-Плане нарисовать.
Как читать автомобильные электрические схемы
Выход из строя электронных компонентов современного автомобиля может приводить к его полному обездвиживанию. Хорошо, если это случилось у вашего дома или работы, но если такое случается на трассе или на природе — такая поломка может обойтись вам крайне дорого: как в плане денег, так и в плане потерянного времени и даже (надеюсь до такого не дойдет) здоровья!
Почему полезно разбираться в автоэлектрике
Даже если у вас не технический склад ума или ваш доход позволяет вам не задумываться о таких мирских мелочах — замена обычного сгоревшего предохранителя в долгом пути позволит вам значительно облегчить жизнь. Я уж не говорю о тех случаях, когда сервисмэны, не желая разбираться в проблеме вашего автомобиля, призывают вас менять все датчики подряд, тратя на эту «карусель» значительные суммы денег (что кстати иногда не гарантирует положительного результата). По-этому, я предлагаю вам не сдаваться раньше времени и попробовать самостоятельно диагностировать поломку вашего автомобиля, а для этого было бы неплохо иметь под рукой электрические схемы, и самое главное — уметь их читать и понимать.
Электросхемы? — разберется даже школьник!
Встретив впервые принципиальную электрическую схему автомобиля, я понял, что принципы ее построения и обозначение на ней элементов — стандартизированы, и те элементы, которые присутствуют во всех автомобилях — обозначаются одинаково, независимо от производителя автомобиля. Достаточно один раз разобраться, как читать такие электросхемы, и вы с легкостью сможете понимать, что на ней изображено, даже если вы впервые видите конкретную схему от конкретного автомобиля и даже ни разу не лазили к нему под капот.
Графические обозначения элементов схемы могут слегка отличаться, к тому же бывают черно-белые варианты исполнения и цветные. Но буквенное обозначение везде одинаково. Помимо принципиальных электрических схем полезно иметь схемы, на которых обозначено физическое расположение (в пространстве) на кузове различных жгутов, разъемов и точек заземления — это поможет вам быстро отыскать их. Итак, давайте взглянем на примеры таких схем, а потом приступим к описанию их элементов.
Пример принципиальной электрической схемы автомобиля
На принципиальной схеме не указано физическое взаимное расположение элементов, а лишь показано, как эти элементы связаны друг с другом. Важно понимать, что если два элемента на такой схеме изображены рядом друг с другом — на самом кузове они могут быть совершенно в разных местах.
Схематическое расположение электрических компонентов на кузове
Такая схема несет другой тип информации: трассировка кабельных кос и приблизительное расположение разъемов на кузове.
Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля
Встречаются и такие схемы, на которых уже точно показано, как и куда проходят кабельные трассы в кузове автомобиля, а также точки заземления.
Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля
Приступим же, наконец, к рассмотрению элементов схемы и научимся ее читать.
Стандартные цепи питания и соединение элементов
Цепи питания — элементы схемы передающие ток, изображаются линиями: в верхней части схемы изображены цепи с положительным потенциалом («плюс» аккумулятора), а внизу — с нулевым, т.е. земля (или «минус» аккумулятора).
Цепь 30 — идет от плюсовой клеммы аккумулятора, 15 — от аккумулятора через замок зажигания — «Зажигание 1»
Цепь под номером 31 — заземление
Некоторые провода также имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, это цифровое обозначение позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет. Эти обозначение объединены в стандарте DIN 72552 (часто используемые значения):
Для удобства, соединения между элементами на цветных схемах изображены разными цветами, соответствующими цветам проводов, а на некоторых схемах также указывается сечение провода. На черно-белых схемах цвета соединений обозначаются буквами:
Иногда можно встретить пустую окружность в узле — это означает, что данное соединение зависит от комплектации автомобиля, линии при этом, как правило, подписаны.
Обозначение разъемов на электросхеме — коннекторы
Провода в автомобильной электропроводке соединяются несколькими способами, и один из них — разъемы (Connector). Обозначаются разъемы буквой «С» и порядковым номером. На рисунке слева вы видите схематическое изображение соединений участков провода через разъемы. Вообще, правильнее говорить не «пин №2», а «терминал №2», если встретите в схеме такое понятие, то теперь будете знать, что это порядковый номер соединения (контакта) в разъеме.
Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны «мамы» с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны «папы», соответственно, зеркально.
Кстати, на многих форумах автомобильные разъемы почему-то называют «фишками», в гугле по поводу такой «этимологии» никакой информации нет. Если вы знаете или догадываетесь, откуда пошло такое название, пишите в комментариях, не стесняйтесь.
Соединение проводов в автомобиле — соединительные колодки (Splice)
Помимо разъемов (Connectors) провода в автомобиле соединяются при помощи пакета перемычек или соединительных колодок ( в электросхемах на английском — Splice). Обозначаются соединительные колодки, как вы видите на рисунке, буквой «S» и порядковым номером, например: S202, S301.
В некоторых электросхемах есть отдельное описание каждой колодки и расписано назначение проводов, подводимых к ней. Главная отличительная особенность колодки (Splice) от разъема (Connector) в том, что соединяется группа проводов: есть один входящий провод и группа исходящих потребителей, как правило, это шины питания.
Обозначение предохранителей на электросхемах
Еще один элемент электрической схемы, передающий энергию — предохранитель. Предохранители в автомобиле имеют два обозначения: Ef — предохранитель в моторном отсеке (engine fuse) и F (fuse) — предохранитель в салоне автомобиля. Как и во всех других случаях, после обозначения идет порядковый номер предохранителя и номинал тока ( в Амперах), на который он рассчитан. Все предохранители расположены рядом — в блоках предохранителей и реле.
Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты
Автомобильное реле имеет обычно 4 или 5 контактов, которые имеют стандартную нумерацию (но бывают и случаи, когда нумерация не совпадает). Два контакта при этом являются управляющими: 85 и 86, а остальные коммутируют контакты, по которым проходят значительные токи. Реле, как и предохранители, располагаются, в основном, в блоках под капотом и в салоне, но бывают случаи навесного монтажа реле в любом непредсказуемом месте, особенно при самостоятельной установке кем-либо.
Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах
- Датчик холостого хода (ДХХ)
- Электронный блок управления (ЭБУ) двигателем
- Датчик температуры охлаждающей жидкости
- Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
- Датчик абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе (ДАД)
- Датчик давления в системе кондиционирования
- Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе
На схеме выше представлены далеко не все датчики, которые могут быть в автомобиле. Условное обозначение датчиков также может отличаться, но все они обычно подписаны, как и все другие элементы, преобразующие энергию в электрической сети автомобиля.
Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах — примеры схем
Теперь рассмотрим, как на электрической схеме обозначены более сложные и не стандартные элементы, такие как: стартер, катушка зажигания и другие и приведем несколько примеров схем, на которых они изображены. В различных схемах изображение таких элементов может меняться, но элементы всегда подписаны и интуитивно понятно нарисованы, по-этому, ниже будут приведены только некоторые из них, иначе эта статья растянется надолго.
- Аккумуляторная батарея (АКБ)
- Замок зажинагия
- Комбинация приборов
- Выключатель
- Стартер
- Генератор
Если вы помните школьный курс физики, то найдете на схеме, представленной выше, уже знакомые обозначения, например: электромотор, диод, ключ, элемент питания, лампа накаливания. Эти, знакомые почти каждому, условные обозначения помогают понять смысл и назначение приборов в бортсети автомобиля, преобразующих электроэнергию.
- Катушка зажигания
- Электронный блок управления двигателем (ЭБУ)
- Датчик положения коленчатого вала
На этой схеме уже появляется такой более сложный элемент схемы как — блок управления или контроллер. Каждый элемент сети автомобиля, имеющий микросхемы или транзисторные ключи в своем составе, помечается значком с изображением транзистора. Обращаю ваше внимание на то, что в данном примере выше, изображены далеко не все выводы ЭБУ — только те, которые нужны именно на этой схеме. На схемах ниже вы так же встретите изображение ЭБУ.
- Блок управления двигателем (ЭБУ)
- Октан-корректор
- Электромотор (в данном случае — бензонасос)
- Датчик концентрации кислорода
На этой схеме еще раз изображен ЭБУ, но уже с другими выводами, кстати, по нарисованным ключам на ЭБУ можно понять, какую функцию в данном случае выполняет контроллер: замыкает данные линии на землю, то есть запитывает элементы, подключенные к этим проводам и плюсовой клемме АКБ.
- Электромагнитный клапан рециркуляции отработавших газов
- Двухходовой клапан
- Гравитационный клапан
- Комбинация приборов
- Электронный блок управления двигателем
- Датчик скорости
На данном примере схемы мы встречаемся с изображением клапанов, прошу обратить внимание, что у двухходового клапана контакты пронумерованы, в отличие от остальных. На изображении датчика скорости изображен транзистор, значит в элементе присутствует полупроводниковый элемент.
- Переключатель наружного освещения
- Переключатель указателей поворота
- Переключатель корректора фар
- Корректор левой фары
- Левая фара автомобиля
- Корректор правой фары
- Правая фара автомобиля
На данной схеме изображены элементы управления освещением автомобиля. У таких сложных переключателей как замок зажигания или переключатель наружного освещения имеется набор контактов, между которыми в различных положениях переключателя коммутируется ток. На схеме прекрасно видно, в каком режиме переключателя какие контакты соединяются.
Автоэлектрика? Проще простого!
Итак, мы рассмотрели с вами самые распространенные элементы электрических схем автомобилей, посмотрели как они изображаются на схемах и какие ключевые особенности при этом присутствуют. Искренне надеюсь, что эта статья научила вас чему-нибудь или даже выручила вас в сложной ситуации с поломкой автомобиля. Если у вас появились вопросы, было бы здорово, если вы их напишете в комментариях под этой статьей. Всем огромной удачи на дорогах и увидимся в следующих статьях об автоэлектрике!