Как нарисовать электрическую схему автомобиля

Содержание
  1. Софт для рисования автомобильных электрических схем
  2. #1 Cage
  3. #2 Cage
  4. #3 AndreyA100
  5. #4 dipspb
  6. #5 Cage
  7. #6 dipspb
  8. #7 sl612
  9. #8 AndreyA100
  10. #9 Cage
  11. Как читать автомобильные электрические схемы
  12. Почему полезно разбираться в автоэлектрике
  13. Электросхемы? — разберется даже школьник!
  14. Пример принципиальной электрической схемы автомобиля
  15. Схематическое расположение электрических компонентов на кузове
  16. Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля
  17. Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля
  18. Стандартные цепи питания и соединение элементов
  19. Обозначение разъемов на электросхеме — коннекторы
  20. Соединение проводов в автомобиле — соединительные колодки (Splice)
  21. Обозначение предохранителей на электросхемах
  22. Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты
  23. Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах
  24. Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах — примеры схем
  25. Автоэлектрика? Проще простого!

Софт для рисования автомобильных электрических схем

#1 Cage

Ауди клуб «Питер»

  • Совет клуба
  • 4 541 Cообщений
    • Пол: Мужчина
    • Город: Санкт-Петербург, КАД
    • Автомобиль: Audi 80/B3 1.8 PM 91, VW G5 ’08 (был. )

    Господа, давно зрел, и наконец-таки созрел вопрос.

    Может кто-нибудь слышал о существовании и даже знаком с софтом, пригодным для рисования автомобильных электрических схем? Слово «автомобильных» я выделил специально, потому как обычные схемы можно нарисовать в чем угодно, начиная от Визио, и заканчивая специализированными CADами. Но в автомобильных схемах не малую долю информации в себе содержит цвет провода, а сами эти провода используются двухцветные. В этом-то и заключается основной момент — двухцветную линию никто рисовать не умеет.

    Вот может существует софт, который позволил бы без особых проблем создавать подобные картинки?

    #2 Cage

    Ауди клуб «Питер»

  • Совет клуба
  • 4 541 Cообщений
    • Пол: Мужчина
    • Город: Санкт-Петербург, КАД
    • Автомобиль: Audi 80/B3 1.8 PM 91, VW G5 ’08 (был. )

    Один способ — в визио.
    Сначала делаем паттерн линии нужных цветов из обычной и пунктирной, накладываем друг на друга и объединяем в объект. Дальше копируя и масштабируя этот паттерн рисует проводник.
    Аналогично для других цветов.

    Вариант рабочий, но не шибко удобный

    #3 AndreyA100

  • Пользователи
  • 662 Cообщений
    • Город: СПб югозапад
    • Автомобиль: A100 была.
    • год выпуска: Musso 3.2АТ 4WD.

    Софт для рисования схем тут действительно не подойдет.
    В обычной электронике схемы одноцветные.

    Схемы в книжках, в том числе приведенная тут, это просто иллюстрация, а не схема.

    Как вариант рекомендую попробовать Corel Draw, насколько помню, там можно задавать паттерн для рисования линии.

    #4 dipspb

  • Пользователи
  • 6 032 Cообщений
    • Город: Питер
    • Автомобиль: Touareg
    • год выпуска: 2003

    а рисовать все провода чёрными с пометкой рядом «w/br» не судьба совсем?

    как же несовершенен это мир! да..

    #5 Cage

    Ауди клуб «Питер»

  • Совет клуба
  • 4 541 Cообщений
    • Пол: Мужчина
    • Город: Санкт-Петербург, КАД
    • Автомобиль: Audi 80/B3 1.8 PM 91, VW G5 ’08 (был. )

    Дима, можно. Конечно, можно
    Но для определенных случаев «в цвете» оно нагляднее.

    Схемы в книжках, в том числе приведенная тут, это просто иллюстрация, а не схема.

    Это как же? Соединения показаны, узлы указаны, номера выводов заданы. Чем не схема?

    попробовать Corel Draw . там можно задавать паттерн

    Паттерн и в Визио можно «задать». Но все же хотелось бы, что бы софтина понимала, что это не «иллюстрация», а «схема».

    з.ы. да! я размечтался

    #6 dipspb

  • Пользователи
  • 6 032 Cообщений
    • Город: Питер
    • Автомобиль: Touareg
    • год выпуска: 2003

    Но для определенных случаев «в цвете» оно нагляднее.

    Изюминка момента в том, что ты сначала потратишь 80% усилий на то, чтобы получить 20% дополнительной наглядности. Потом потратишь 20% усилий чтобы это просто нарисовать.

    А потом это попытается прочитать человек, который не различает цвета Кстати, а ещё у людей с нормальным зрением меняется цветовосприятие при разном освещении.

    p.s. разговоры про «как он тогда провода различает» не катят
    p.p.s. а если ты для себя.. то тогда мир не просто несовершенен, а ООООоооо-о-о-очень несовершенен!

    Читайте также:  Документация мастера по ремонту автомобилей

    #7 sl612

    Ауди клуб Питер

  • Члены клуба
  • 9 372 Cообщений
    • Пол: Мужчина
    • Город: Ленинград, Охта
    • Автомобиль: A6 Allroad
    • год выпуска: 2012

    #8 AndreyA100

  • Пользователи
  • 662 Cообщений
    • Город: СПб югозапад
    • Автомобиль: A100 была.
    • год выпуска: Musso 3.2АТ 4WD.

    Соединения показаны, узлы указаны, номера выводов заданы. Чем не схема?

    Рисовалка схем подразумевает кроме рисунка еще и перечень цепей, перечень компонентов, возможно кабельный журнал, да много еще чего.
    Да и картинка эта непонятно в каком стандарте нарисована.

    Паттерн и в Визио можно «задать». Но все же хотелось бы, что бы софтина понимала, что это не «иллюстрация», а «схема».
    з.ы. да! я размечтался

    Вполне возможно что в природе существует софтина которая схемы цветными проводами рисует, стоит инет порыть.

    А зачем это тебе, если не секрет ?
    Удалось заполучить у VAG контракт на разработку электросхемы новой А8 ? :wow:

    #9 Cage

    Ауди клуб «Питер»

  • Совет клуба
  • 4 541 Cообщений
    • Пол: Мужчина
    • Город: Санкт-Петербург, КАД
    • Автомобиль: Audi 80/B3 1.8 PM 91, VW G5 ’08 (был. )

    Вполне возможно что в природе существует софтина . стоит инет порыть.

    Дык я и спрашивал, может кто уже порыл

    А зачем это тебе, если не секрет ?

    Для личных целей. Потому что «мир не просто несовершенен, а ООООоооо-о-о-очень несовершенен!» (© dip_S4AAN)

    приходи к нам, попробуй в Е-Плане нарисовать.

    Как читать автомобильные электрические схемы

    Выход из строя электронных компонентов современного автомобиля может приводить к его полному обездвиживанию. Хорошо, если это случилось у вашего дома или работы, но если такое случается на трассе или на природе — такая поломка может обойтись вам крайне дорого: как в плане денег, так и в плане потерянного времени и даже (надеюсь до такого не дойдет) здоровья!

    Почему полезно разбираться в автоэлектрике

    Даже если у вас не технический склад ума или ваш доход позволяет вам не задумываться о таких мирских мелочах — замена обычного сгоревшего предохранителя в долгом пути позволит вам значительно облегчить жизнь. Я уж не говорю о тех случаях, когда сервисмэны, не желая разбираться в проблеме вашего автомобиля, призывают вас менять все датчики подряд, тратя на эту «карусель» значительные суммы денег (что кстати иногда не гарантирует положительного результата). По-этому, я предлагаю вам не сдаваться раньше времени и попробовать самостоятельно диагностировать поломку вашего автомобиля, а для этого было бы неплохо иметь под рукой электрические схемы, и самое главное — уметь их читать и понимать.

    Электросхемы? — разберется даже школьник!

    Встретив впервые принципиальную электрическую схему автомобиля, я понял, что принципы ее построения и обозначение на ней элементов — стандартизированы, и те элементы, которые присутствуют во всех автомобилях — обозначаются одинаково, независимо от производителя автомобиля. Достаточно один раз разобраться, как читать такие электросхемы, и вы с легкостью сможете понимать, что на ней изображено, даже если вы впервые видите конкретную схему от конкретного автомобиля и даже ни разу не лазили к нему под капот.

    Графические обозначения элементов схемы могут слегка отличаться, к тому же бывают черно-белые варианты исполнения и цветные. Но буквенное обозначение везде одинаково. Помимо принципиальных электрических схем полезно иметь схемы, на которых обозначено физическое расположение (в пространстве) на кузове различных жгутов, разъемов и точек заземления — это поможет вам быстро отыскать их. Итак, давайте взглянем на примеры таких схем, а потом приступим к описанию их элементов.

    Пример принципиальной электрической схемы автомобиля


    На принципиальной схеме не указано физическое взаимное расположение элементов, а лишь показано, как эти элементы связаны друг с другом. Важно понимать, что если два элемента на такой схеме изображены рядом друг с другом — на самом кузове они могут быть совершенно в разных местах.

    Читайте также:  Автомобиль запускается только с газом

    Схематическое расположение электрических компонентов на кузове


    Такая схема несет другой тип информации: трассировка кабельных кос и приблизительное расположение разъемов на кузове.

    Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля

    Встречаются и такие схемы, на которых уже точно показано, как и куда проходят кабельные трассы в кузове автомобиля, а также точки заземления.

    Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля

    Приступим же, наконец, к рассмотрению элементов схемы и научимся ее читать.

    Стандартные цепи питания и соединение элементов

    Цепи питания — элементы схемы передающие ток, изображаются линиями: в верхней части схемы изображены цепи с положительным потенциалом («плюс» аккумулятора), а внизу — с нулевым, т.е. земля (или «минус» аккумулятора).

    Цепь 30 — идет от плюсовой клеммы аккумулятора, 15 — от аккумулятора через замок зажигания — «Зажигание 1» Цепь под номером 31 — заземление

    Некоторые провода также имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, это цифровое обозначение позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет. Эти обозначение объединены в стандарте DIN 72552 (часто используемые значения):


    Для удобства, соединения между элементами на цветных схемах изображены разными цветами, соответствующими цветам проводов, а на некоторых схемах также указывается сечение провода. На черно-белых схемах цвета соединений обозначаются буквами:

    Иногда можно встретить пустую окружность в узле — это означает, что данное соединение зависит от комплектации автомобиля, линии при этом, как правило, подписаны.

    Обозначение разъемов на электросхеме — коннекторы

    Провода в автомобильной электропроводке соединяются несколькими способами, и один из них — разъемы (Connector). Обозначаются разъемы буквой «С» и порядковым номером. На рисунке слева вы видите схематическое изображение соединений участков провода через разъемы. Вообще, правильнее говорить не «пин №2», а «терминал №2», если встретите в схеме такое понятие, то теперь будете знать, что это порядковый номер соединения (контакта) в разъеме.

    Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны «мамы» с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны «папы», соответственно, зеркально.

    Кстати, на многих форумах автомобильные разъемы почему-то называют «фишками», в гугле по поводу такой «этимологии» никакой информации нет. Если вы знаете или догадываетесь, откуда пошло такое название, пишите в комментариях, не стесняйтесь.

    Соединение проводов в автомобиле — соединительные колодки (Splice)

    Помимо разъемов (Connectors) провода в автомобиле соединяются при помощи пакета перемычек или соединительных колодок ( в электросхемах на английском — Splice). Обозначаются соединительные колодки, как вы видите на рисунке, буквой «S» и порядковым номером, например: S202, S301.

    В некоторых электросхемах есть отдельное описание каждой колодки и расписано назначение проводов, подводимых к ней. Главная отличительная особенность колодки (Splice) от разъема (Connector) в том, что соединяется группа проводов: есть один входящий провод и группа исходящих потребителей, как правило, это шины питания.

    Обозначение предохранителей на электросхемах

    Еще один элемент электрической схемы, передающий энергию — предохранитель. Предохранители в автомобиле имеют два обозначения: Ef — предохранитель в моторном отсеке (engine fuse) и F (fuse) — предохранитель в салоне автомобиля. Как и во всех других случаях, после обозначения идет порядковый номер предохранителя и номинал тока ( в Амперах), на который он рассчитан. Все предохранители расположены рядом — в блоках предохранителей и реле.

    Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты

    Автомобильное реле имеет обычно 4 или 5 контактов, которые имеют стандартную нумерацию (но бывают и случаи, когда нумерация не совпадает). Два контакта при этом являются управляющими: 85 и 86, а остальные коммутируют контакты, по которым проходят значительные токи. Реле, как и предохранители, располагаются, в основном, в блоках под капотом и в салоне, но бывают случаи навесного монтажа реле в любом непредсказуемом месте, особенно при самостоятельной установке кем-либо.

    Читайте также:  Фильтры для двигателей вангуард

    Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах

    1. Датчик холостого хода (ДХХ)
    2. Электронный блок управления (ЭБУ) двигателем
    3. Датчик температуры охлаждающей жидкости
    4. Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
    5. Датчик абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе (ДАД)
    6. Датчик давления в системе кондиционирования
    7. Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе

    На схеме выше представлены далеко не все датчики, которые могут быть в автомобиле. Условное обозначение датчиков также может отличаться, но все они обычно подписаны, как и все другие элементы, преобразующие энергию в электрической сети автомобиля.

    Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах — примеры схем

    Теперь рассмотрим, как на электрической схеме обозначены более сложные и не стандартные элементы, такие как: стартер, катушка зажигания и другие и приведем несколько примеров схем, на которых они изображены. В различных схемах изображение таких элементов может меняться, но элементы всегда подписаны и интуитивно понятно нарисованы, по-этому, ниже будут приведены только некоторые из них, иначе эта статья растянется надолго.

    1. Аккумуляторная батарея (АКБ)
    2. Замок зажинагия
    3. Комбинация приборов
    4. Выключатель
    5. Стартер
    6. Генератор

    Если вы помните школьный курс физики, то найдете на схеме, представленной выше, уже знакомые обозначения, например: электромотор, диод, ключ, элемент питания, лампа накаливания. Эти, знакомые почти каждому, условные обозначения помогают понять смысл и назначение приборов в бортсети автомобиля, преобразующих электроэнергию.

    1. Катушка зажигания
    2. Электронный блок управления двигателем (ЭБУ)
    3. Датчик положения коленчатого вала

    На этой схеме уже появляется такой более сложный элемент схемы как — блок управления или контроллер. Каждый элемент сети автомобиля, имеющий микросхемы или транзисторные ключи в своем составе, помечается значком с изображением транзистора. Обращаю ваше внимание на то, что в данном примере выше, изображены далеко не все выводы ЭБУ — только те, которые нужны именно на этой схеме. На схемах ниже вы так же встретите изображение ЭБУ.

    1. Блок управления двигателем (ЭБУ)
    2. Октан-корректор
    3. Электромотор (в данном случае — бензонасос)
    4. Датчик концентрации кислорода

    На этой схеме еще раз изображен ЭБУ, но уже с другими выводами, кстати, по нарисованным ключам на ЭБУ можно понять, какую функцию в данном случае выполняет контроллер: замыкает данные линии на землю, то есть запитывает элементы, подключенные к этим проводам и плюсовой клемме АКБ.

    1. Электромагнитный клапан рециркуляции отработавших газов
    2. Двухходовой клапан
    3. Гравитационный клапан
    4. Комбинация приборов
    5. Электронный блок управления двигателем
    6. Датчик скорости

    На данном примере схемы мы встречаемся с изображением клапанов, прошу обратить внимание, что у двухходового клапана контакты пронумерованы, в отличие от остальных. На изображении датчика скорости изображен транзистор, значит в элементе присутствует полупроводниковый элемент.

    1. Переключатель наружного освещения
    2. Переключатель указателей поворота
    3. Переключатель корректора фар
    4. Корректор левой фары
    5. Левая фара автомобиля
    6. Корректор правой фары
    7. Правая фара автомобиля

    На данной схеме изображены элементы управления освещением автомобиля. У таких сложных переключателей как замок зажигания или переключатель наружного освещения имеется набор контактов, между которыми в различных положениях переключателя коммутируется ток. На схеме прекрасно видно, в каком режиме переключателя какие контакты соединяются.

    Автоэлектрика? Проще простого!

    Итак, мы рассмотрели с вами самые распространенные элементы электрических схем автомобилей, посмотрели как они изображаются на схемах и какие ключевые особенности при этом присутствуют. Искренне надеюсь, что эта статья научила вас чему-нибудь или даже выручила вас в сложной ситуации с поломкой автомобиля. Если у вас появились вопросы, было бы здорово, если вы их напишете в комментариях под этой статьей. Всем огромной удачи на дорогах и увидимся в следующих статьях об автоэлектрике!

    Оцените статью